ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-18612/09 от 29.12.2009 Третьего арбитражного апелляционного суда

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А33-18612/2009

г.Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 29 декабря 2009 года.

В полном объеме решение изготовлено 30 декабря 2009 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «КраМЗ»

к Красноярской таможне

о признании незаконным решения, оформленного в виде письма № 21-61/19443 от 21.10.2009,

при участии:

представителя заявителя: ФИО1, действующей на основании доверенности от 07.07.2009,

представителя ответчика: ФИО2, действующей на основании доверенности от 05.05.2009,

при ведении протокола судебного заседания судьей Чурилиной Е.М., 

установил:

общество с ограниченной ответственностью «КраМЗ» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Красноярской таможне о признании незаконным решения, оформленного в виде письма № 21-61/19443 от 21.10.2009.

Заявление принято к производству суда. Определением от 09.11.2009 возбуждено производство по делу.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «КраМЗ» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022402477833.

В период с 11 марта 2009 года по 16 марта 2009 года общество с ограниченной ответственностью «КраМЗ» вывезло с таможенной территории Российской Федерации товар (прутки литые, калиброванные и полосы прессованные из алюминиевого сплава), произведя его таможенное оформление в порядке периодического временного декларирования в соответствии со статьей 138 Таможенного кодекса Российской Федерации.

При подаче в Красноярскую таможню временных периодических деклараций (10606060/291008/0009000, 10606060/201008/0008742, 10606060/051108/0009153, 10606060/101108/0009235) общество с ограниченной ответственностью «КраМЗ» произвело уплату таможенных сборов за таможенное оформление товара, поставляемого на экспорт, в сумме 200 000 рублей.

После вывоза товара, заявленного на экспорт, общество с ограниченной ответственностью «КраМЗ» в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации представило в таможенный орган полные периодические декларации (10606060/110309/0001060, 10606060/110309/0001076, 10606060/130309/0001135 и 10606060/160309/0001162) и произвело уплату таможенных сборов за таможенное оформление товара на сумму 127 500 рублей.

15 октября 2009 года общество с ограниченной ответственностью «КраМЗ» обратилось в Красноярскую таможню с заявлением  о зачете таможенных платежей в сумме 127 500 рублей излишне уплаченных при оформлении полных периодических деклараций в счет будущих таможенных платежей, полагая, что таможенные платежи уже были уплачены обществом при подаче временных периодических деклараций.

Письмом от 21.10.2009 № 21-61/19443 «О зачете таможенных сборов за таможенное оформление» Красноярская таможня отказала обществу с ограниченной ответственностью «КраМЗ» в осуществлении зачета денежных средств, сославшись на пункт 1 статьи 357.10 Таможенного кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации № 220 от 10.03.2009 и письмо Федеральной таможенной службы Российской Федерации № 01-11/41807 от 08.10.2008, указав, что поскольку размер таможенного сбора за таможенное оформление должен быть ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг, таможенный сбор должен уплачиваться в случае оказания таможенным органом «публичной» услуги - принятия (проверки и оформления) таможенной декларации, а именно в случае подачи как временной, так и полной грузовой таможенной декларации. По мнению таможенного органа, подача временной и полной грузовой таможенной декларации представляет не единый порядок декларирования товаров, а единый порядок их таможенного оформления, в рамках которого имеют место два самостоятельных факта декларирования. Пункт 7.1 постановления Правительства Российской Федерации № 863 от 28.12.04 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление» не устанавливает новую норму, а лишь уточняет порядок взимания таможенных сборов в связи с неоднозначностью толкования этой нормы ранее, а также подтверждает применяемый на практике таможенными органами Российской Федерации порядок взимания таможенных сборов при осуществлении периодического временного декларирования товаров. Возврат суммы таможенных сборов за таможенное оформление может осуществляться только на основании вступивших в законную силу решений судов, принятых по конкретным обращениям участников ВЭД.

Общество с ограниченной ответственностью «КраМЗ», полагая, что решение Красноярской таможни, оформленное указанным письмом об отказе в осуществлении зачета излишне уплаченных таможенных платежей, не соответствует положениям статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы общества, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения в области таможенного дела, в том числе отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, регулируются таможенным законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью «КраМЗ» при вывозе с таможенной территории Российской Федерации товара и подаче в Красноярскую таможню временных периодических деклараций произвело уплату таможенных сборов за таможенное оформление товара, поставляемого на экспорт, в сумме 200 000 рублей (платежные поручения от 12.08.2008 № 004025 и от 20.10.2008 № 005164) и после вывоза товара, заявленного на экспорт, представив в таможенный орган полные периодические декларации, произвело уплату таможенных сборов за таможенное оформление товара на сумму 127 500 рублей (платежные поручения от 13.10.2008 № 005119 и от 05.02.2009 № 000418).

Статья 357.1. Таможенного кодекса Российской Федерации определяет, что к таможенным сборам относятся таможенные сборы за таможенное оформление; таможенные сборы за таможенное сопровождение и таможенные сборы за хранение.

В соответствии со статьей 357.2. Таможенного кодекса Российской Федерации лицами, ответственными за уплату таможенных сборов за таможенное оформление, являются лица, определенные пунктом 1 статьи 320 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 320 Таможенного кодекса Российской Федерации лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант.

В соответствии со статьей 357.4. Таможенного кодекса Российской Федерации для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенное оформление применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом.

Согласно статье 357.5 Таможенного кодекса Российской Федерации плательщиками таможенных сборов являются декларанты и иные лица, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать таможенные сборы. Любое лицо вправе уплатить таможенные сборы.

Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью «КраМЗ»  является плательщиком таможенных сборов.

Согласно статье 357.7 Таможенного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 24.11.2008 № 205-ФЗ) таможенные сборы уплачиваются за таможенное оформление при декларировании товаров. Уплата таможенных сборов осуществляется по правилам и в формах, которые установлены Кодексом в отношении уплаты таможенных пошлин, налогов.

Статьей 357.10 Кодекса предусмотрено, что ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с названной статьей Таможенного кодекса Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров» определены ставки таможенных сборов.

Пунктом 7 указанного Постановления предусмотрено, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.

Согласно статье 357.6 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.

По подпункту 31 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.

Подпунктом 21 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации  установлено, что таможенная процедура - это совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.

Таможенное оформление согласно статье 60 Таможенного кодекса Российской Федерации начинается при вывозе товаров - в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление. Таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

Согласно пункту 1 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации после фактического вывоза российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать одну или несколько полных и надлежащим образом заполненных таможенных деклараций на все российские товары, вывезенные за пределы таможенной территории Российской Федерации. Подача одной или нескольких полных и надлежащим образом заполненных таможенных деклараций осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта.

При установлении такого срока учитывается срок, необходимый для фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, который не может превышать три месяца со дня окончания периода поставки, указанного в пункте 3 настоящей статьи, а также срок, необходимый декларанту для получения сведений, достаточных для подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. По мотивированному запросу декларанта с разрешения таможенного органа срок подачи полной таможенной декларации может быть продлен. Предельный срок подачи полной таможенной декларации не может превышать два месяца со дня, следующего за днем фактического вывоза с таможенной территории Российской Федерации последней партии товаров.

Из содержания и смысла приведенных норм следует, что периодическое временное декларирование как упрощенный порядок таможенного оформления вывозимых за рубеж российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли начинается по общему правилу в момент представления в таможенный орган временной таможенной декларации (в случаях, предусмотренных Кодексом, - в момент устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление), а завершается представлением в таможенный орган полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Представление временной таможенной декларации, хотя и требует уплаты таможенного сбора за таможенное оформление, не может рассматриваться как оконченный процесс таможенного оформления.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 07.11.08 № 631-О-О, таможенный сбор за таможенное оформление является индивидуальным возмездным платежом, взимаемым за совершение таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением перемещаемых через таможенную границу товаров, в том числе при периодическом временном декларировании российских товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации). По смыслу статьи 60 Таможенного кодекса Российской Федерации в системной связи с подпунктом 21 пункта 1 его статьи 11, содержащим определение понятия «таможенная процедура», а также статей 123 и 138 данного Кодекса, периодическое временное декларирование как упрощенный порядок таможенного оформления вывозимых за рубеж российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, начинается, по общему правилу, в момент представления в таможенный орган временной таможенной декларации (в случаях, предусмотренных данным Кодексом, - в момент устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление), а завершается представлением в таможенный орган полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации; представление временной таможенной декларации, хотя и требует уплаты таможенного сбора за таможенное оформление, не может рассматриваться как оконченный процесс таможенного оформления.

Таким образом, представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования. Подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации.

В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.

Данный вывод подтверждается правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении № ВАС-10551/09 от 14.10.2009.

Статьей 357.8 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что взыскание и возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом для взыскания (глава 32) и возврата (глава 33) таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.

Пункт 2 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации устанавливает, что излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. К указанному заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.

Согласно пункту 4 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.

В соответствии с пунктом 8 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов по желанию плательщика (его правопреемника) может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов. Зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей осуществляется в соответствии с настоящей статьей применительно к порядку возврата с учетом положений пункта 9 настоящей статьи.

По пункту 9 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей в размере указанной задолженности. В указанном случае может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов; если сумма таможенных платежей, подлежащих возврату, менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных платежей физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц и в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.

Из изложенного следует, что 127500 рублей, уплаченных обществом при подаче полной таможенной декларации, являются излишне уплаченными таможенными сборами и могут быть зачтены в счет исполнения предстоящих таможенных платежей.

Материалами дела подтверждается и таможенным органом не оспаривается факт отсутствия у общества с ограниченной ответственностью «КраМЗ» задолженности по уплате таможенных сборов за таможенное оформление товаров.

Стороны не имеют разногласий относительно факта уплаты сумм таможенных сборов при подаче временных таможенных деклараций и полных таможенных деклараций, размера уплаченных сборов.

Судом установлено соблюдение обществом с ограниченной ответственностью «КраМЗ» порядка обращения к таможенному органу с заявлением о возврате соответствующей суммы, отсутствие обстоятельств, включенных в исчерпывающий перечень оснований для отказа в возврате излишне взысканных таможенных платежей.

Следовательно, Красноярская таможня неправомерно отказала заявителю в зачете 127500 рублей, излишне уплаченных за таможенное оформление при подаче полных таможенных деклараций.

При изложенных обстоятельствах решение Красноярской таможни, оформленное в виде письма № 21-61/19443 от 21.10.2009, об отказе в зачете 127500 рублей таможенных платежей как излишне уплаченных, вынесено с нарушением требований таможенного законодательства, что привело к нарушению прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «КраМЗ».

В связи с чем, суд признает указанное решение незаконным и в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «КраМЗ» обязывает Красноярскую таможню произвести зачет излишне уплаченных таможенных пошлин в сумме 127 500 рублей.

Доводы, изложенные Красноярской таможней в отзыве, арбитражным судом рассмотрены и отклонены, как противоречащие действующему законодательству.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

 Статья 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет судебные расходы, как состоящие из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Уплаченная заявителем в бюджет государственная пошлина возлагает на ответчика обязанность по компенсации заявителю денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.

Действующим законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.

Учитывая данное обстоятельство, судебные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.

При подаче заявления обществом с ограниченной ответственностью «КраМЗ» уплачена государственная пошлина в размере 2 000 рублей по платежному поручению от 27.10.2009 № 4263.

С учетом удовлетворения заявления с Красноярской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью «КраМЗ» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 000 рублей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

заявление общества с ограниченной ответственностью «КраМЗ» удовлетворить.

Признать незаконным решение Красноярской таможни, оформленное в виде письма № 21-61/19443 от 21.10.2009 «О зачете таможенных сборов за таможенное оформление», как несоответствующее Таможенному кодексу Российской Федерации.

Обязать Красноярскую таможню произвести зачет излишне уплаченных обществом с ограниченной ответственностью «КраМЗ» таможенных пошлин в сумме 127 500 рублей.

В порядке распределения судебных расходов взыскать с Красноярской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью «КраМЗ» 2 000 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Судья

              Е.М.Чурилина