АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
апреля 2019 года | Дело № А33-18680/2018 |
г. Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 18 апреля 2019 года.
В полном объеме решение изготовлено 25 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В. ,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Енисейскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН <***>, ОГРН <***>)
об оспаривании постановлений о назначении административного наказания от 31.05.2018 № 09/213Юл/284, от 01.06.2018 № 09/210Юл/285, от 01.06.2018 № 09/212Юл/280, от 04.06.2018 № 09/214Юл/283, от 04.06.2018 № 09/216Юл/282, от 05.06.2018 №09/224Юл/286, от 05.06.2018 № 09/219Юл/281,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, действующего на основании доверенности от 03.07.2018 №373/д, личность удостоверена паспортом,
от ответчика: Звягина М..П., действующего на основании доверенности от 09.01.2019 № 174, личность удостоверена паспортом; ФИО3, действующей на основании доверенности от 09.01.2019 № 1, личность удостоверена паспортом,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Самойловой М.А., с использованием средств системы аудиозаписи,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания» (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Енисейскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - ответчик) о признании незаконным и отмене постановлений о назначении административного наказания от 31.05.2018 № 09/213Юл/284; от 01.06.2018 №09/210Юл/285; от 01.06.2018 № 09/212Юл/280; от 04.06.2018 № 09/214Юл/283; от 04.06.2018 № 09/216Юл/282; от 05.06.2018 № 09/224Юл/286; от 05.06.2018 № 09/219Юл/281.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме, сослался на доводы, изложенные в заявлении и дополнительных пояснениях.
Представитель ответчика требования заявителя не признал, поддержал позицию, изложенную в отзыве на заявление.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
В адрес Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору заявителем в соответствии с требованиями части 5 статьи 52 ГрК РФ были направлены извещения о начале строительства по следующим объектам:
1. Извещение о начале строительства от 09.08.2016 №115 (вх. № 52799-ир от 16.08.2016) с приложением разрешения № 38-25644000-3002150-2016 от 20.07.2016 на строительство объекта капитального строительства «Обустройство кустовой площадки № 48 Ярактинского НГКМ», выданное отделом геологии и лицензирования по Иркутской области Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу;
2. Извещение о начале строительства б/д № 94 (вх. № 89593-ир от 18.12.2015) с приложением разрешения № 38-25644000-3002043-2015 от 15.10.2015 на строительство объекта капитального строительства «Обустройство Ярактинского НГКМ. Реконструкция. 1 этап строительства. Кустовая площадка 44 (КП-44)»;
3. Извещение о начале строительства б/д № 91 (вх. №89593-ир от 18.12.2015) с приложением разрешения №38-25644000-3002048-2015 от 15.10.2015 на строительство объекта капитального строительства «Обустройство Ярактинского НГКМ. Реконструкция. 1 этап строительства. Кустовая площадка 32 (КП-32)»;
4. Извещение о начале строительства от 22.02.2017 № 128 (вх. № 12919-ир от 28.02.2017) с приложением разрешения №38-25644000-3002286-2017 от 03.02.2017 на строительство объекта капитального строительства «Обустройство кустовой площадки № 36 Ярактинского НГКМ»;
5. Извещение о начале строительства от 22.02.2017 № 126 (вх. № 12919-ир от 28.02.2017) с приложением разрешения №38-25644000-3002284-2017 от 03.02.2017 на строительство объекта капитального строительства «Обустройство кустовой площадки № 22 Ярактинского НГКМ»;
6. Извещение о начале строительства б/д № 90 (вх. № 89593-ир от 18.12.2015) с приложением разрешения №38-25644000-3002047-2015 от 15.10.2015 на строительство объекта капитального строительства «Обустройство Ярактинского НГКМ. Реконструкция. 1 этап строительства. Кустовая площадка 31 (КП-31)»;
7. Извещение о начале строительства б/д № 77 (вх.№ 89593-ир от 18.12.2015) с приложением разрешения №38-25644000-3002048-2015 от 15.10.2015 на строительство объекта капитального строительства «Обустройство Ярактинского НГКМ. Реконструкция. 1 этап строительства. Кустовая площадка 10 (КП-10)».
К настоящим извещениям также прилагалась проектная документация, положительное заключение Государственной экспертизы, правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительные планы на земельные участки, общие журналы работ (в соответствии с РД).
Заявителем в адрес Управления были направлены извещения об окончании строительства:
№90 от 29.03.2018 (вх.№21800-ир от 30.03.2018) по объекту «Обустройство Ярактинского НГКМ. Реконструкция. 1 этап строительства. Кустовая площадка 10 (КП-10)»;
№91 от 29.03.2018 (вх.№21763-ир от 29.03.2018) по объекту «Обустройство Ярактинского НГКМ. Реконструкция. 1 этап строительства. Кустовая площадка 31 (КП-31)»;
№92 от 29.03.2018 (вх.№21767-ир от 29.03.2018) по объекту «Обустройство Ярактинского НГКМ. Реконструкция. 1 этап строительства. Кустовая площадка 32 (КП-32)»;
№93 от 29.03.2018 (вх.№21756-ир от 29.03.2018) по объекту «Обустройство Ярактинского НГКМ. Реконструкция. 1 этап строительства. Кустовая площадка 44 (КП-44)»;
№ 94 от 29.03.2018 (вх.№21754-ир от 29.03.2018) по объекту «Обустройство кустовой площадки №48 Ярактинского НГКМ»;
№95 от 29.03.2018 (вх.№21804-ир от 30.03.2018) по объекту «Обустройство кустовой площадки №22 Ярактинского НГКМ»;
№96 от 29.03.2018 (вх.№21803-ир от 30.03.2018) по объекту «Обустройство кустовой площадки №36 Ярактинского НГКМ», что послужило основанием для проведения проверок.
На основании приказов заместителя руководителя Енисейского управления Ростехнадзора ФИО4 от 05.04.2018 № 701/кр, 702/кр, 703/кр, 704/кр, 705/кр, 706/кр, 707/кр в период с 11 апреля 2018 г. по 11 мая 2018 г. проведены проверки ООО «ИНК»:
1) при осуществлении реконструкции объектов капитального строительства:
- «Обустройство Ярактинского НГКМ. Реконструкция. 1 этап строительства». Кустовая площадка 31 (КП-31)»;
- «Обустройство Ярактинского НГКМ. Реконструкция. 1 этап строительства». Кустовая площадка 10 (КП-10)»;
- «Обустройство Ярактинского НГКМ. Реконструкция. 1 этап строительства». Кустовая площадка 32 (КП-32)»;
- «Обустройство Ярактинского НГКМ. Реконструкция. 1 этап строительства». Кустовая площадка 44 (КП-44)»;
2) при осуществлении строительства объектов капитального строительства:
- «Обустройство кустовой площадки № 22 Ярактинского НГКМ»;
- «Обустройство кустовой площадки № 48 Ярактинского НГКМ»;
- «Обустройство кустовой площадки № 36 Ярактинского НГКМ»,
расположенных по адресу: Иркутская область, Усть-Кутский район, Ярактинское нефтегазоконденсатное месторождение.
В результате проведенных проверок выявлены нарушения требований ч. 3, 6, 7 ст. 52, ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, технических регламентов, проектной документации, описанные в оспариваемых постановлениях и квалифицированные по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
По результатам проверки были составлены акты проверки от 11.05.2018, протоколы об административном правонарушении от 22.05.20118.
Объект | Номер приказа | Номер акта проверки | Номер протокола об административном правонарушении |
«Обустройство кустовой площадки № 48 Ярактинского НГКМ», расположенного по адресу: РФ, Иркутская область, Усть-Кутский, Ярактинское нефтегазоконденсатное месторождение | 09/216Юл/282 | ||
«Обустройство Ярактинского НГКМ. Реконструкция. 1 этап строительства». Кустовая площадка 44 (КП-44)», расположенного по адресу: РФ, Иркутская область, Усть-Кутский, Ярактинское нефтегазоконденсатное месторождение | 09/224Юл/286 | ||
«Обустройство Ярактинского НГКМ. Реконструкция. 1 этап строительства». Кустовая площадка 32 (КП-32)», расположенного по адресу: РФ, Иркутская область, Усть-Кутский, Ярактинское нефтегазоконденсатное месторождение | 09/214Юл/283 | ||
«Обустройство кустовой площадки №36 Ярактинского НГКМ», расположенного по адресу: РФ, Иркутская область, Усть-Кутский, Ярактинское нефтегазоконденсатное месторождение | 09/219Юл/281 | ||
«Обустройство кустовой площадки №22 Ярактинского НГКМ», расположенного по адресу: РФ, Иркутская область, Усть-Кутский, Ярактинское нефтегазоконденсатное месторождение | 09/212Юл/280 | ||
«Обустройство Ярактинского НГКМ. Реконструкция. 1 этап строительства». Кустовая площадка 31 (КП-31)», расположенного по адресу: РФ, Иркутская область, Усть-Кутский, Ярактинское нефтегазоконденсатное месторождение | 09/213Юл/284 | ||
«Обустройство Ярактинского НГКМ. Реконструкция. 1 этап строительства». Кустовая площадка 10 (КП-10)», расположенного по адресу: РФ, Иркутская область, Усть-Кутский, Ярактинское нефтегазоконденсатное месторождение | 09/210Юл/285 |
Постановлениями Енисейского управления Ростехнадзора от 31.05.2018 №09/213Юл/284, от 01.06.2018 №09/210Юл/285, от 01.06.2018 №09/212Юл/280, от 04.06.2018 №09/214Юл/283, от 04.06.2018 №09/216Юл/282, от 05.06.2018 №09/224Юл/286, от 05.06.2018 №09/219Юл/281 ООО «Иркутская нефтяная компания» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Заявитель, не согласившись с постановлениями о назначении административного наказания от 31.05.2018 № 09/213Юл/284, от 01.06.2018 № 09/210Юл/285, от 01.06.2018 №09/212Юл/280, от 04.06.2018 № 09/214Юл/283, от 04.06.2018 № 09/216Юл/282, от 05.06.2018 № 09/224Юл/286, от 05.06.2018 № 09/219Юл/281, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными и отмене.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 207-211).
В силу части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3, статьей 23.56 КоАП РФ, Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ), Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, Положением о Межрегиональном технологическом управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным приказом Ростехнадзора от 28.06.2016 N 268, Положением о Енисейском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.06.2016 N 249, Перечнем должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным приказом Ростехнадзора от 27.10.2017 N 454, административный орган уполномочен на составление протоколов об административном правонарушении, рассмотрение дел об административном правонарушении и вынесении постановлений о привлечении к административной ответственности.
Нарушение процессуальных норм КоАП РФ при составлении протоколов об административных правонарушениях арбитражным судом не установлено, содержание протоколов соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
Постановления о назначении административного наказания от 31.05.2018 №09/213Юл/284, от 01.06.2018 № 09/210Юл/285, от 01.06.2018 № 09/212Юл/280, от 04.06.2018 № 09/214Юл/283, от 04.06.2018 № 09/216Юл/282, от 05.06.2018 № 09/224Юл/286, от 05.06.2018 № 09/219Юл/281 вынесены в отсутствии законного представителя заявителя, уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности, в том числе надлежащее извещение законного представителя заявителя о дате, времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.
Установленные КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истекли.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как следует из материалов дела, в результате проведенных проверок проверяющими были выявлены нарушения требований ч. 3, 6, 7 ст. 52, ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, технических регламентов, проектной документации, описанные в оспариваемых постановлениях и квалифицированные по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.
Часть 1 статьи 9.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Объективная сторона правонарушений, предусмотренных данной статьей, состоит в несоблюдении требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий).
Согласно части 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации (часть 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды.
Согласно части 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации замечания застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, привлекаемых ими для проведения строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, о недостатках выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства должны быть оформлены в письменной форме. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство.
Частью 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрена необходимость осуществления строительного контроля в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора, строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом.
Как следует из материалов дела, на основании приказов заместителя руководителя Енисейского управления Ростехнадзора ФИО4 от 05.04.2018 № 701/кр, 702/кр, 703/кр, 704/кр, 705/кр, 706/кр, 707/кр в период с 11 апреля 2018 г. по 11 мая 2018 г. проведены проверки ООО «ИНК»:
1) при осуществлении реконструкции объектов капитального строительства:
- «Обустройство Ярактинского НГКМ. Реконструкция. 1 этап строительства». Кустовая площадка 31 (КП-31)»;
- «Обустройство Ярактинского НГКМ. Реконструкция. 1 этап строительства». Кустовая площадка 10 (КП-10)»;
- «Обустройство Ярактинского НГКМ. Реконструкция. 1 этап строительства». Кустовая площадка 32 (КП-32)»;
- «Обустройство Ярактинского НГКМ. Реконструкция. 1 этап строительства». Кустовая площадка 44 (КП-44)»;
2) при осуществлении строительства объектов капитального строительства:
- «Обустройство кустовой площадки № 22 Ярактинского НГКМ»;
- «Обустройство кустовой площадки № 48 Ярактинского НГКМ»;
- «Обустройство кустовой площадки № 36 Ярактинского НГКМ»,
расположенных по адресу: Иркутская область, Усть-Кутский район, Ярактинское нефтегазоконденсатное месторождение.
В ходе проведения проверок проверяющими были рассмотрены, изучены, проанализированы разрешения на строительство, положительные заключения государственной экспертизы проектной документации, рабочая документация, исполнительная документация, проведен визуальный осмотр выполненных работ и применения строительных материалов (изделий).
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о недоказанности ответчиком состава вменяемого правонарушения ввиду выявления нарушений на объектах, не являющихся объектами капитального строительства.
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Как следует из материалов дела, строительство/реконструкция заявителем производилось в отношении обустройства кустовых площадок Ярактинского нефтегазоконденсатного месторождения.
В соответствии с Инструкцией по безопасности одновременного производства буровых работ, освоения и эксплуатации скважин на кусте. РД 08-435-02", утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 11.03.2002 N 14, кустовая площадка – это ограниченная территория месторождения, на которой подготовлена специальная площадка для размещения группы скважин, нефтегазодобывающего оборудования, служебных и бытовых помещений и т.п.
Требования настоящей Инструкции распространяются на предприятия и организации, занимающиеся освоением нефтяных месторождений посредством кустового строительства и эксплуатации скважин на кусте.
Согласно п. 1.2. Инструкции состав и структура проектной документации на подготовку кустовых площадок, строительство скважин, обустройство и разработку месторождений должны отвечать требованиям Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и Инструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, утвержденной Постановлением Минстроя России от 30.06.95 N 18-64. Технические, технологические и организационные решения, закладываемые в проект, в том числе стадийность и порядок ввода в эксплуатацию отдельных объектов на кустовой площадке, должны приниматься в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.
В силу п. 2.8. Инструкции размеры кустовых площадок должны обеспечивать размещение технологического оборудования, агрегатов для ремонта скважин, специальной техники, другого оборудования при различных способах эксплуатации скважин с учетом требований к расположению станков - качалок, станций управления, трансформаторных подстанций, газопроводов газлифта, кабельных эстакад по одну сторону от оси куста скважины и подземной прокладки кабельных линий к электроцентробежным насосам и станкам - качалкам по другую сторону от оси куста скважины при условии согласования с соответствующим территориальным органом Госгортехнадзора России.
В соответствии с п. 4.8 Инструкции строительство кустовой площадки, подъездных дорог, ЛЭП, устройство амбаров, обваловок и т.п. должны быть завершены до начала бурения первой скважины. Готовность кустовой площадки к началу работ по строительству скважин должна быть установлена комиссией, назначаемой заказчиком, с включением в состав комиссии представителей исполнителей работ, бурового предприятия и организации, осуществляющей эксплуатацию опасных производственных объектов. При увеличении количества скважин на кустовой площадке в соответствии с изменениями, внесенными в проект в установленном порядке, допускается совмещение работ по приросту кустовой площадки, устройству дополнительных амбаров, монтажу коммуникаций и т.д. с буровыми и иными работами, предусмотренными проектом.
В соответствии с Приложением № 1 к приказу Ростехнадзора «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов» от 25.11.2016 № 495. в редакции, действовавшей на момент проведения проверки, в состав объекта бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата входят эксплуатационные объекты (залежи нефти, газа (конденсата)), скважины, комплекс бурового оборудования и вспомогательные сооружения, предназначенные для поиска, разведки и разработки месторождений углеводородного сырья в соответствии с техническим проектом разработки месторождении.
Учитывая изложенные положения, а также техническую документацию и выданные заявителю разрешения на строительства, суд приходит к выводу о том, что сами по себе кустовые площадки, в отличие от расположенных на них скважин и оборудования, имеют вспомогательное назначение.
Понятие вспомогательного объекта является правовой категорией и определяется судами самостоятельно, действующее законодательство не содержит определения объекта вспомогательного использования.
По смыслу норм действующего законодательства под объектом вспомогательного использования следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности. Возможность осуществлять строительство объектов и сооружений вспомогательного использования без получения разрешения на строительство законодатель связывает с их особым назначением (вспомогательным) по отношению к основному объекту, в отношении которого разрешение на строительство получается в общем порядке.
Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит определения объекта вспомогательного использования. Основными критериями определения таких объектов как объектов вспомогательного использования являются принадлежность объектов к виду сооружений пониженного уровня ответственности, отсутствие необходимости получения разрешительной документации на их строительство и наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношении к которому объект является вспомогательным и для обслуживания которого он построен, а также невозможность самостоятельного использования для иной деятельности.
Наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношении к которому объект является вспомогательным и для обслуживания которого он построен, является основополагающим критерием отнесения объекта к числу вспомогательных.
В соответствии с письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.06.2009 № 19669-ИП/08 "О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства" критерием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения и сооружений, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную функцию.
Спорные объекты соответствуют данному критерию и согласно представленной в материалы дела технической документации являются объектами обустройства для использования скважин, обустройства и разработки месторождений.
Кроме того, в п. 1 Свода правил "Обустройство нефтяных и газовых месторождений. Требования пожарной безопасности" (вместе с "СП 231.1311500.2015. Свод правил..."), утв. Приказом МЧС России от 17.06.2015 N 302, прямо указано, что к объектам обустройства нефтяных и газовых месторождений относятся наземные объекты технологического комплекса добычи, сбора, транспорта и подготовки нефти и газа, в том числе кустовая площадка.
С учетом изложенного, кустовые площадки являются вспомогательными объектами, их обустройство не требует получения разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 22.01.2019, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.03.2019 по делу № А33-18681/2018, установлено отсутствие необходимости получения разрешения на строительство и ввода в эксплуатацию вышеуказанных объектов, на которых ответчиком проводилась проверка.
Кроме того, подпунктом 4.2 п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.
В статье 9 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действии Градостроительного кодекса Российской Федерации" указано, что положения части 17 статьи 51 данного Кодекса применяются также в отношении указанных в ней объектов, которые были построены, реконструированы или изменены до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Статьей 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предусмотрено, что разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Указанные в части первой настоящей статьи технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Состав и содержание технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых определяются правилами подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Согласно постановлению Правительства РФ от 03.03.2010 N 118 "Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами"
Подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.
Подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации (далее - проектная организация), на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр, и имеющейся геологической и иной информации о недрах.
Проектная документация, подготовленная проектной организацией, подписывается уполномоченным лицом проектной организации, заверяется печатью этой организации (при наличии печати) и передается пользователю недр для согласования и утверждения в установленном порядке.
Проектная документация, за исключением технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения (далее - документация по участкам недр местного значения), до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом (далее - комиссия). Организационное обеспечение деятельности комиссии возлагается на Федеральное агентство по недропользованию или его соответствующий территориальный орган.
Документация по участкам недр местного значения до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
Согласование проектной документации комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, или комиссиями, создаваемыми его территориальными органами, осуществляется с учетом критериев отнесения рассматриваемых вопросов к компетенции соответствующей комиссии, определяемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.1 Временных методических рекомендаций по подготовке технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных распоряжением Минприроды России от 18.05.2016 № 12-р (далее - Временные рекомендации), техническими проектами на разработку месторождений углеводородного сырья являются проектные технологические документы, включающие:
- проект пробной эксплуатации месторождения (залежи) и дополнение к нему (составляется на стадии разведки с целью получения необходимой информации для уточнения геологического строения, добывных возможностей, в том числе с использованием различных технологий интенсификации добычи углеводородного сырья, выполнения подсчета запасов и подготовки месторождения к промышленному освоению - п. 3.1.1 Временных рекомендаций);
- технологическую схему разработки месторождения и дополнение к ней (являются проектными документами, определяющим систему разработки месторождения с начала промышленной разработки на период разбуривания эксплуатационного фонда скважин - п. 3.2.1 Временных рекомендаций);
- технологический проект разработки месторождения и дополнение к нему (составляется для месторождений с долей начальных геологических запасов категории A более 75 % - п. 3.3.1 Временных рекомендаций).
Согласно п. 34 Методических рекомендаций по применению Классификации запасов и ресурсов нефти и горючих газов, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.11.2013 № 477, утвержденных распоряжением Минприроды России от 01.02.2016 № 3-р запасы залежей разрабатываемых месторождений по степени геологической изученности и промышленного освоения подразделяются на три категории: категория A (разрабатываемые, разбуренные), категория B1 (разрабатываемые, неразбуренные, разведанные), категория B2 (разрабатываемые, неразбуренные, оцененные).
Заявителем в подтверждение соблюдения законодательства о недрах представлена технологическая схема разработки Ярактинского нефтегазоконденсатного месторождения и дополнения к ней, утвержденные протоколами Центральной комиссией по согласованию технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья. Также представлен проект по строительству скважин, проект по обустройству месторождения.
Таким образом, строительство, обустройство, реконструкция кустовых площадок Ярактинского нефтегазоконденсатного месторождения и сооружения, происходило в соответствии с проектной документацией на выполнение работ в порядке Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и принятых в соответствии с ним нормативными актами.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1).
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся (статья 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации):
1) подготовка и утверждение документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования субъекта Российской Федерации;
2) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
3) утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования;
4) осуществление регионального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
5) согласование проектов схем территориального планирования муниципальных районов, проектов генеральных планов поселений, городских округов, проектов правил землепользования и застройки в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
6) осуществление мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов;
7) направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 настоящего Кодекса, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
8) создание и эксплуатация государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, в том числе ведение таких информационных систем в части, касающейся осуществления градостроительной деятельности на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов.
В части 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закреплено, что в пределы компетенции субъектов входит утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждения документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования, выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства, направления уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;
Таким образом, субъекты РФ наделены правом принимать нормативные правовые акты в части градостроительного планирования и выдачи соответствующих разрешений в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации. В соответствии с частью 3 статьи 3 ГрК РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.
На территории Иркутской области принят Закон от 23.07.2008 № 59-03 «О градостроительной деятельности в Иркутской области».
Согласно статье 16 (4) Закона от 23.07.2008 № 59-03 «О градостроительной деятельности в Иркутской области» получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции предназначенных для обустройства буровых скважин, указанных в пункте 4.2. части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации: внутриплощадковых инженерных коммуникаций и объектов капитального строительства.
Данная статья введена Законом Иркутской области от 09.07.2018 №50-оз и действует с момента ее опубликования, однако, суд принял во внимание содержание указанной нормы в совокупности с вышеуказанными обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, административным органом проверка спорных объектов была проведена в рамках строительного надзора.
В ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный строительный надзор осуществляется при:
1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;
2) реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
На основании ч.3 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство. Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства.
Таким образом, спорные объекты не подлежали проверки в рамках строительного надзора.
Довод административного органа о том, что строительный надзор должен быть осуществлен согласно ч. 3 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, получено разрешение на ввод в эксплуатацию объекта, поскольку трубопровод в составе кустовой площадки, относится к опасным производственным объектам 1 класса опасности отклоняется судом, как не доказанный.
Согласно тексту оспариваемых постановлений осуществлялась проверка объектов капитального строительства: «Обустройство Ярактинского НГКМ. Реконструкция. 1 этап строительства». Кустовая площадка 31 (КП-31)»; «Обустройство Ярактинского НГКМ. Реконструкция. 1 этап строительства». Кустовая площадка 10 (КП-10)»; «Обустройство Ярактинского НГКМ. Реконструкция. 1 этап строительства». Кустовая площадка 32 (КП-32)»; «Обустройство Ярактинского НГКМ. Реконструкция. 1 этап строительства». Кустовая площадка 44 (КП-44)»; «Обустройство кустовой площадки № 22 Ярактинского НГКМ»; «Обустройство кустовой площадки № 48 Ярактинского НГКМ»; «Обустройство кустовой площадки № 36 Ярактинского НГКМ». Вместе с тем, как указал суд ранее, вышеуказанные объекты не являются объектами капитального строительства в понимании градостроительного законодательства. Проверка объекта капитального строительства – трубопровода, для строительства которого требовалось бы наличие разрешения на строительство, не проводилась (доказательств обратного суду не представлено).
Поскольку проверенные кустовые площадки имеют вспомогательное назначение, их строительство, обустройство и реконструкция предусмотрены подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, поэтому они не требуют разрешения на строительства и не являются предметом государственного строительного надзора, проведение Енисейским управлением Ростехнадзора в период с 11 апреля 2018 г. по 11 мая 2018 г. проверок при осуществлении реконструкции и строительства кустовых площадок Ярактинского нефтегазоконденсатного месторождения противоречит Градостроительному кодексу Российской Федерации, в связи с чем постановления о назначении административных наказаний являются незаконными и подлежат отмене.
Указанные выводы суда согласуются с правовой позицией, изложенной в постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.03.2019 по делу № А33-18681/2018.
Иные доводы административного органа также изучены судом и отклонены как недостаточные для вывода о наличии законных оснований для привлечения заявителя к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые постановления не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии со статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
Заявление удовлетворить.
Признать незаконными и отменить постановления Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31.05.2018 №09/213Юл/284, от 01.06.2018 № 09/210Юл/285, от 01.06.2018 №09/212Юл/280, от 04.06.2018 № 09/214Юл/283, от 04.06.2018 № 09/216Юл/282, от 05.06.2018 № 09/224Юл/286, от 05.06.2018 № 09/219Юл/281.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | Е.В. Болуж |