ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-18681/18 от 15.01.2019 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

22 января 2019 года

Дело № А33-18681/2018

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 15 января 2019 года.

В полном объеме решение изготовлено 22 января 2019 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Фролова Н.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания»(ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Енисейскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору(ИНН <***>, ОГРН <***>)

об оспаривании постановлений 09/220Юл/284 от 31.05.2018, 09/209Юл/285 от 01.06.2018, 09/211Юл/280 от 01.06.2018, 09/215Юл/283 от 04.06.2018, 09/223Юл/282 от 04.06.2018, 09/222Юл/286 от 05.06.2018, 09/221Юл/281 от 05.06.2018,

в присутствии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 03.07.2018 № 373/д,

от ответчика: ФИО2, представителя по доверенности от 09.01.2019 № 1,ФИО3, представителя по доверенности от 09.01.2019 № 174,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Миллер И.А.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания» (далее – заявитель, ООО «ИНК») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Енисейскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – ответчик, административный орган, Енисейское управление Ростехнадзора) о признании незаконными и отмене постановлений о назначении административного наказания 09/220Юл/284 от 31.05.2018, 09/209Юл/285 от 01.06.2018, 09/211Юл/280 от 01.06.2018, 09/215Юл/283 от 04.06.2018, 09/223Юл/282 от 04.06.2018. 09/222Юл/286 от 05.06.2018. 09/221Юл/281 от 05.06.2018.

Заявление принято к производству суда. Определением от 18.07.2018 возбуждено производство по делу.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме, представил в материалы дела письменные пояснения. Заявитель в заявлении и письменных пояснениях указывает, что разрешение на ввод в эксплуатацию, указанных в оспариваемых постановлениях объектов, не требуется, на основании пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительный надзор в настоящем случае не проводится, разрешительная проектная и иная документация получена заявителем в порядке, установленном законодательством о недрах.

Представитель ответчика требования заявителя не признал, представил отзыв и дополнения к отзыву на заявление, указывает, что оспариваемые постановления законны и обоснованы, разрешение на строительство, указанных в оспариваемых постановлениях объектов, необходимо, проверка осуществлена административным органом в рамках государственного строительного надзора, спорные объекты относятся к объектам повышенной опасности (трубопровод).

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

15.10.2015 отделом геологии и лицензирования Иркутской области Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу обществу с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания» выдано разрешение №38-25644000-3002043-2015 на реконструкцию объекта капитального строительства «Обустройство Ярактинского НГКМ. Реконструкция. 1 этап строительства. Кустовая площадка 44 (КП-44)», согласно которому разрешение включает в себя прокладку водопроводов высоко и низкого давлений, прокладку нефтесборных трубопроводов, устройство вдольтрассовых проездов, строительство объектов электроснабжения кустовых площадок, включая воздушные линии напряжением 6, 35 кВ (ВЛ 6 кВ, ВЛ 35 кВ).

15.10.2015 Отделом геологии и лицензирования Иркутской области Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу обществу с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания» выдано разрешение №38-25644000-3002048-2015 на реконструкцию объекта капитального строительства «Обустройство Ярактинского НГКМ. Реконструкция. 1 этап строительства. Кустовая площадка 32 (КП-32)», согласно которому разрешение включает в себя прокладку водопроводов высоко и низкого давлений, прокладку нефтесборных трубопроводов, устройство вдольтрассовых проездов, строительство объектов электроснабжения кустовых площадок, включая воздушные линии напряжением 6, 35 кВ (ВЛ 6 кВ, ВЛ 35 кВ).

15.10.2015 Отделом геологии и лицензирования Иркутской области Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу обществу с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания» выдано разрешение №38-25644000-3002047-2015 на реконструкцию объекта капитального строительства «Обустройство Ярактинского НГКМ. Реконструкция. 1 этап строительства. Кустовая площадка 31 (КП-31)», согласно которому разрешение включает в себя прокладку водопроводов высоко и низкого давлений, прокладку нефтесборных трубопроводов, устройство вдольтрассовых проездов, строительство объектов электроснабжения кустовых площадок, включая воздушные линии напряжением 6, 35 кВ (ВЛ 6 кВ, ВЛ 35 кВ).

15.10.2015 Отделом геологии и лицензирования Иркутской области Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу обществу с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания» выдано разрешение №38-25644000-3002037-2015 на реконструкцию объекта капитального строительства «Обустройство Ярактинского НГКМ. Реконструкция. 1 этап строительства. Кустовая площадка 10 (КП-10)», согласно которому разрешение включает в себя прокладку водопроводов высоко и низкого давлений, прокладку нефтесборных трубопроводов, устройство вдольтрассовых проездов, строительство объектов электроснабжения кустовых площадок, включая воздушные линии напряжением 6, 35 кВ (ВЛ 6 кВ, ВЛ 35 кВ).

В связи с поступившими извещениями об окончании строительства/реконструкции и на основании приказов заместителя руководителя Енисейского управления Ростехнадзора от 05.04.2018 «О проведении проверки строительства объекта капитального строительства» была проведена проверка 7 объектов капитального строительства, а именно:

Объект 1) «Обустройство кустовой площадки № 48 Ярактинского НГКМ»,

Объект 2) «Обустройство Ярактинского НГКМ. Реконструкция. 1 этап строительства. Кустовая площадка 44 (КП-44)»,

Объект 3) «Обустройство Ярактинского НГКМ. Реконструкция. 1 этап строительства. Кустовая площадка 32 (КП-32)»,

Объект 4) «Обустройство кустовой площадки № 36 Ярактинского НГКМ»,

Объект 5) «Обустройство кустовой площадки № 22 Ярактинского НГКМ»,

Объект 6) «Обустройство Ярактинского НГКМ. Реконструкция. 1 этап строительства. Кустовая площадка 31 (КП-31)»

Объект 7) «Обустройство Ярактинского НГКМ. Реконструкция. 1 этап строительства. Кустовая площадка 10 (КП-10)»,

расположенных по адресу: Иркутская область, Усть-Кутский район, Ярактинское нефтегазоконденсатное месторождение, с целью оценки и принятия решения о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения застройщику обществу с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания».

О проведении проверки юридическое лицо было уведомлено 05.04.2018 посредствам подачи уведомлений о проведении внеплановых проверок в канцелярию ООО «ИНК» (вх. 0179-0185 от 05.04.2018), о чем свидетельствует штамп канцелярии.

В ходе проверки были выявлены нарушения ООО «ИНК» положений действующего законодательства, по результатам проверки были составлены акты проверки и предписания об устранении допущенных нарушений от 11.05.2018

Объект

Номер приказа

Номер акта проверки

Номер предписания

1.

701/кр

09/282/701/2018

09/282

2.

702/кр

09/286/702/2018

09/286

3.

703/кр

09/283/703/2018

09/283

4.

704/кр

09/281/704/2018

09/281

5.

705/кр

09/280/705/2018

09/280

6.

706/кр

09/284/706/2018

09/284

7.

707/кр

09/285/707/2018

09/285

Заместителем начальника отдела по государственному строительству Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору составлены протоколы об административном правонарушении от 22.05.20118 №09/223ЮЛ/282 (объект 1), №09/222ЮЛ/286(объект 2), №09/215ЮЛ/283 (объект 3), №09/221ЮЛ/281 (объект 4), №09/211ЮЛ/280 (объект 5), №09/220ЮЛ/284 (объект 6), №09/209ЮЛ/285 (объект 7), по признакам совершения заявителем административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ, по факту несоблюдения ООО «ИНК» части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (объекты капитального строительства эксплуатировались в отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию).

О составлении протокола об административном правонарушении по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ законный представитель был уведомлен 14.05.2018, что подтверждается отметками на уведомлениях о времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях. В материалах дела имеется ходатайства от 16.05.2018 от заявителя о составлении протоколов в его отсутствие.

Определения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении получены заявителем 23.05.2018, что подтверждается отметкой на письме от 23.05.2018 №1.9-16883/68.

Постановлением заместителя руководителя Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.06.2018 №09/223ЮЛ/282 общество с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ, по факту несоблюдения ООО «ИНК» части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации: объекты капитального строительства «Обустройство кустовой площадки № 48 Ярактинского НГКМ» эксплуатировался в отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию. ООО «ИНК» назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Постановлением заместителя руководителя Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.06.2018 №09/222ЮЛ/286 общество с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ, по факту несоблюдения ООО «ИНК» части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации: объекты капитального строительства «Обустройство Ярактинского НГКМ. Реконструкция. 1 этап строительства. Кустовая площадка 44 (КП-44)» эксплуатировался в отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию. ООО «ИНК» назначено административное наказание в виде штрафа в размере 25 000 руб.

Постановлением заместителя руководителя Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.06.2018 №09/215ЮЛ/283 общество с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ, по факту несоблюдения ООО «ИНК» части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации: объекты капитального строительства «Обустройство Ярактинского НГКМ. Реконструкция. 1 этап строительства. Кустовая площадка 32 (КП-32)» эксплуатировался в отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию. ООО «ИНК» назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Постановлением заместителя руководителя Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.06.2018 №09/221ЮЛ/281 общество с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ, по факту несоблюдения ООО «ИНК» части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации: объекты капитального строительства «Обустройство кустовой площадки № 36 Ярактинского НГКМ» эксплуатировался в отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию. ООО «ИНК» назначено административное наказание в виде штрафа в размере 25 000 руб.

Постановлением заместителя руководителя Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 01.06.2018 №09/211ЮЛ/280 общество с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ, по факту несоблюдения ООО «ИНК» части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации: объекты капитального строительства «Обустройство кустовой площадки № 22 Ярактинского НГКМ» эксплуатировался в отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию. ООО «ИНК» назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Постановлением заместителя руководителя Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31.05.2018 №09/220ЮЛ/284 общество с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ, по факту несоблюдения ООО «ИНК» части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации: объекты капитального строительства «Обустройство Ярактинского НГКМ. Реконструкция. 1 этап строительства. Кустовая площадка 31 (КП-31)» эксплуатировался в отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию. ООО «ИНК» назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Постановлением заместителя руководителя Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 01.06.2018 №09/209ЮЛ/285 общество с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ, по факту несоблюдения ООО «ИНК» части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации: объекты капитального строительства «Обустройство Ярактинского НГКМ. Реконструкция. 1 этап строительства. Кустовая площадка 10 (КП-10)» эксплуатировался в отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию. ООО «ИНК» назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 207-211).

В силу части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3, статьей 23.31 КоАП РФ, Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ), Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, Положением о Межрегиональном технологическом управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным приказом Ростехнадзора от 28.06.2016 N 268, Положением о Енисейском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.06.2016 N 249, Перечнем должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным приказом Ростехнадзора от 27.10.2017 N 454, административный орган уполномочен на составления протоколов об административном правонарушении, рассмотрение дел об административном правонарушении и вынесении постановлений о привлечении к административной ответственности.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В соответствии с частью 1 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

В силу части 2 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи), а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В пункте 7 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что при рассмотрении дел по части 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судам необходимо исходить из того, что субъектом данного административного правонарушения является лицо, непосредственно осуществляющее эксплуатацию объекта капитального строительства.

Как следует из материалов дела, административным органом, на основании статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в рамках государственного строительного надзора проведена проверка заявителя, в результате которой выявлен факт эксплуатации заявителем 7 объектов капитального строительства в отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию, а именно:

Объект 1) «Обустройство кустовой площадки № 48 Ярактинского НГКМ»,

Объект 2) «Обустройство Ярактинского НГКМ. Реконструкция. 1 этап строительства. Кустовая площадка 44 (КП-44)»,

Объект 3) «Обустройство Ярактинского НГКМ. Реконструкция. 1 этап строительства. Кустовая площадка 32 (КП-32)»,

Объект 4) «Обустройство кустовой площадки № 36 Ярактинского НГКМ»,

Объект 5) «Обустройство кустовой площадки № 22 Ярактинского НГКМ»,

Объект 6) «Обустройство Ярактинского НГКМ. Реконструкция. 1 этап строительства. Кустовая площадка 31 (КП-31)»

Объект 7) «Обустройство Ярактинского НГКМ. Реконструкция. 1 этап строительства. Кустовая площадка 10 (КП-10)»,

расположенных по адресу: Иркутская область, Усть-Кутский район, Ярактинское нефтегазоконденсатное месторождение.

Заявитель факт эксплуатации объектов не оспаривает, указывает, что выдача разрешения на ввод в эксплуатацию на данные объекты не требуется.

В силу части 15 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 настоящего Кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.

В соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

1) строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества;

1.1) строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;

2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства;

3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;

4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;

4.3) строительства, реконструкции посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом;

4.4) строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 МПа включительно;

5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Как следует из материалов дела, строительство/реконструкция заявителем производилось в отношении обустройства кустовых площадок Ярактинского нефтегазоконденсатного месторождения.

В соответствии с Инструкцией по безопасности одновременного производства буровых работ, освоения и эксплуатации скважин на кусте. РД 08-435-02", утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 11.03.2002 N 14, кустовая площадка – это ограниченная территория месторождения, на которой подготовлена специальная площадка для размещения группы скважин, нефтегазодобывающего оборудования, служебных и бытовых помещений и т.п.

Требования настоящей Инструкции распространяются на предприятия и организации, занимающиеся освоением нефтяных месторождений посредством кустового строительства и эксплуатации скважин на кусте.

Согласно п.1.2. Инструкции, состав и структура проектной документации на подготовку кустовых площадок, строительство скважин, обустройство и разработку месторождений должны отвечать требованиям Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и Инструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, утвержденной Постановлением Минстроя России от 30.06.95 N 18-64. Технические, технологические и организационные решения, закладываемые в проект, в том числе стадийность и порядок ввода в эксплуатацию отдельных объектов на кустовой площадке, должны приниматься в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.

В силу п.2.8. Инструкции, размеры кустовых площадок должны обеспечивать размещение технологического оборудования, агрегатов для ремонта скважин, специальной техники, другого оборудования при различных способах эксплуатации скважин с учетом требований к расположению станков - качалок, станций управления, трансформаторных подстанций, газопроводов газлифта, кабельных эстакад по одну сторону от оси куста скважины и подземной прокладки кабельных линий к электроцентробежным насосам и станкам - качалкам по другую сторону от оси куста скважины при условии согласования с соответствующим территориальным органом Госгортехнадзора России.

В соответствии с п.4.8. Инструкции, строительство кустовой площадки, подъездных дорог, ЛЭП, устройство амбаров, обваловок и т.п. должны быть завершены до начала бурения первой скважины. Готовность кустовой площадки к началу работ по строительству скважин должна быть установлена комиссией, назначаемой заказчиком, с включением в состав комиссии представителей исполнителей работ, бурового предприятия и организации, осуществляющей эксплуатацию опасных производственных объектов. При увеличении количества скважин на кустовой площадке в соответствии с изменениями, внесенными в проект в установленном порядке, допускается совмещение работ по приросту кустовой площадки, устройству дополнительных амбаров, монтажу коммуникаций и т.д. с буровыми и иными работами, предусмотренными проектом.

В соответствии с Приложением № 1 к приказу Ростехнадзора «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов» от 25.11.2016 № 495. в редакции, действовавшей на момент проведения проверки, в состав объекта бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата входят эксплуатационные объекты (залежи нефти, газа (конденсата)). скважины, комплекс бурового оборудования и вспомогательные сооружения, предназначенные для поиска, разведки и разработки месторождений углеводородного сырья в соответствии с техническим проектом разработки месторождении.

Учитывая изложенные положения, а также техническую документацию и выданные заявителю разрешения на строительства, суд приходит к выводу о том, что сами по себе кустовые площадки, в отличие от расположенных на них объектов и оборудования, имеют вспомогательное назначение.

Понятие вспомогательного объекта является правовой категорией и определяется судами самостоятельно, действующее законодательство не содержит определения объекта вспомогательного использования.

По смыслу норм действующего законодательства под объектом вспомогательного использования следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности. Возможность осуществлять строительство объектов и сооружений вспомогательного использования без получения разрешения на строительство законодатель связывает с их особым назначением (вспомогательным) по отношению к основному объекту, в отношении которого разрешение на строительство получается в общем порядке.

Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит определения объекта вспомогательного использования. Основными критериями определения таких объектов как объектов вспомогательного использования являются принадлежность объектов к виду сооружений пониженного уровня ответственности, отсутствие необходимости получения разрешительной документации на их строительство и наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношении к которому объект является вспомогательным и для обслуживания которого он построен, а также невозможность самостоятельного использования для иной деятельности.

Наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношении к которому объект является вспомогательным и для обслуживания которого он построен, является основополагающим критерием отнесения объекта к числу вспомогательных. Иное понимание норм права ответчиком основано на их неверном толковании.

В соответствии с письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.06.2009 N 19669-ИП/08 "О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства" критерием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения и сооружений, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную функцию.

Спорные объекты соответствуют данному критерию и согласно представленной в материалы дела технической документации являются объектами обустройства для использования скважин, обустройства и разработки месторождений.

Кроме того, в п. 1 Свода правил "Обустройство нефтяных и газовых месторождений. Требования пожарной безопасности" (вместе с "СП 231.1311500.2015. Свод правил..."), утв. Приказом МЧС России от 17.06.2015 N 302, прямо указано, что к объектам обустройства нефтяных и газовых месторождений относятся наземные объекты технологического комплекса добычи, сбора, транспорта и подготовки нефти и газа, в том числе кустовая площадка.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что спорные объекты являются вспомогательными и не требуют разрешения на ввод в эксплуатацию в соответствии с подпунктом 4.2 п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, подпунктом 4.2 п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.

В статье 9 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действии Градостроительного кодекса Российской Федерации" указано, что положения части 17 статьи 51 данного Кодекса применяются также в отношении указанных в ней объектов, которые были построены, реконструированы или изменены до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Статьей 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предусмотрено, что разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.

Указанные в части первой настоящей статьи технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Состав и содержание технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых определяются правилами подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.

Согласно постановлению Правительства РФ от 03.03.2010 N 118 "Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами"

Подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.

Подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации (далее - проектная организация), на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр, и имеющейся геологической и иной информации о недрах.

Проектная документация, подготовленная проектной организацией, подписывается уполномоченным лицом проектной организации, заверяется печатью этой организации (при наличии печати) и передается пользователю недр для согласования и утверждения в установленном порядке.

Проектная документация, за исключением технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения (далее - документация по участкам недр местного значения), до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом (далее - комиссия). Организационное обеспечение деятельности комиссии возлагается на Федеральное агентство по недропользованию или его соответствующий территориальный орган.

Документация по участкам недр местного значения до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).

Согласование проектной документации комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, или комиссиями, создаваемыми его территориальными органами, осуществляется с учетом критериев отнесения рассматриваемых вопросов к компетенции соответствующей комиссии, определяемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.1 Временных методических рекомендаций по подготовке технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных распоряжением Минприроды России от 18.05.2016 № 12-р (далее - Временные рекомендации), техническими проектами на разработку месторождений углеводородного сырья являются проектные технологические документы, включающие:

- проект пробной эксплуатации месторождения (залежи) и дополнение к нему
(составляется на стадии разведки с целью получения необходимой информации для
уточнения геологического строения, добывных возможностей, в том числе с
использованием различных технологий интенсификации добычи углеводородного сырья,
выполнения подсчета запасов и подготовки месторождения к промышленному освоению -
п. 3.1.1 Временных рекомендаций);

- технологическую схему разработки месторождения и дополнение к ней (являются
проектными документами, определяющим систему разработки месторождения с начала
промышленной разработки на период разбуривания эксплуатационного фонда скважин -
п. 3.2.1 Временных рекомендаций);

- технологический проект разработки месторождения и дополнение к нему
(составляется для месторождений с долей начальных геологических запасов категории A
более 75 % - п. 3.3.1 Временных рекомендаций).

Согласно п. 34 Методических рекомендаций по применению Классификации запасов и ресурсов нефти и горючих газов, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.11.2013 № 477, утвержденных распоряжением Минприроды России от 01.02.2016 № 3-р запасы залежей разрабатываемых месторождений по степени геологической изученности и промышленного освоения подразделяются на три категории: категория A (разрабатываемые, разбуренные), категория B1 (разрабатываемые, неразбуренные, разведанные), категория B2 (разрабатываемые, неразбуренные, оцененные).

Заявителем в подтверждение соблюдения законодательства о недрах представлена технологическая схема разработки Ярактинского нефтегазоконденсатного месторождения и дополнения к ней, утвержденные протоколами Центральной комиссией по согласованию технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья.. Заявителем также представлен в материалы деда проект по строительству скважин, проект по обустройству месторождения.

Таким образом, строительство, обустройство, реконструкция кустовых площадок Ярактинского нефтегазоконденсатного месторождения и сооружения, происходило в соответствии с проектной документацией на выполнение работ в порядке Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и принятых в соответствии с ним нормативными актами.

То есть, заявителем соблюдены требования подпункта 4.2 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации о строительстве/реконструкции спорных объектов в соответствии с предусмотренными подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.

Таким образом, данные обстоятельства также подтверждают отсутствие необходимости получения разрешения на строительство на спорные объекты в силу подпункта 4.2 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 5 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1).

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся (статья 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации):

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования субъекта Российской Федерации;

2) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

3) утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования;

4) осуществление регионального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) согласование проектов схем территориального планирования муниципальных районов, проектов генеральных планов поселений, городских округов, проектов правил землепользования и застройки в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

6) осуществление мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов;

7) направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 настоящего Кодекса, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

8) создание и эксплуатация государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, в том числе ведение таких информационных систем в части, касающейся осуществления градостроительной деятельности на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов.

В части 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закреплено, что в пределы компетенции субъектов входит утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждения документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования, выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства, направления уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;

Таким образом, субъекты РФ наделены правом принимать нормативные правовые акты в части градостроительного планирования и выдачи соответствующих разрешений в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации. В соответствии с частью 3 статьи 3 ГрК РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

На территории Иркутской области принят Закон от 23.07.2008 № 59-03 «О градостроительной деятельности в Иркутской области».

Согласно статье 16 (4) Закона от 23.07.2008 № 59-03 «О градостроительной деятельности в Иркутской области» получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции предназначенных для обустройства буровых скважин, указанных в пункте 4.2. части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации: внутриплощадковых инженерных коммуникаций и объектов капитального строительства.

Данная статья введена Законом Иркутской области от 09.07.2018 №50-оз и действует с момента ее опубликования, однако, суд принял во внимание содержание указанной нормы в совокупности с вышеуказанными обстоятельствами дела.

Учитывая изложенное, разрешение на строительство/реконструкцию спорных объектов в силу положений части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется, следовательно оспариваемые постановления о признании заявителя виновным в нарушении части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса необоснованы и незаконны, нарушают права и законные интересы заявителя.

Как следует из материалов дела, административным органом проверка спорных объектов была проведена в рамках строительного надзора.

В ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный строительный надзор осуществляется при:

1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;

2) реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

На основании ч.3 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство. Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства.

Таким образом, спорные объекты не подлежали проверки в рамках строительного надзора.

Довод административного органа о том, что строительный надзор должен быть осуществлен согласно ч. 3 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, получено разрешение на ввод в эксплуатацию объекта поскольку трубопровод в составе кустовой площадки, относится к опасным производственным объектам 1 класса опасности отклоняется судом, как не доказанный. Поскольку согласно тексту оспариваемых постановлений факт ввода в эксплуатацию без разрешения трубопровода в рамках указанных административных дел не установлен, к административной ответственности заявитель привлечен за иное деяние.

Из представленной в материалы дела документации и заключений, на которые ссылается ответчик, данный факт прямо не следует. Согласно тексту оспариваемых постановление административным органом не установлен факт эксплуатации трубопровода, но кустовой площадки.

Иные доводы административного органа также изучены судом и отклонены как недостаточные для вывода о наличии законных оснований для привлечения заявителя к административной ответственности.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые постановления не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы заявителя.

В соответствии со статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Поскольку судом установлено, что разрешения на ввод в эксплуатацию спорных объектов не требуется в силу положений части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 15 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, административный орган необоснованно и незаконно привлек заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ, за несоблюдения ООО «ИНК» части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части эксплуатации спорных объектов в отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию, чем нарушил права и законные интересы ООО «ИНК», то оспариваемые постановления 09/220Юл/284 от 31.05.2018, 09/209Юл/285 от 01.06.2018, 09/211Юл/280 от 01.06.2018, 09/215Юл/283 от 04.06.2018, 09/223Юл/282 от 04.06.2018, 09/222Юл/286 от 05.06.2018, 09/221Юл/281 от 05.06.2018 подлежат признанию незаконными и отмене.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 211, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Удовлетворить требования.

Признать незаконным и отменить полностью постановления

09/220Юл/284 от 31.05.2018,

09/209Юл/285 от 01.06.2018,

09/211Юл/280 от 01.06.2018,

09/215Юл/283 от 04.06.2018,

09/223Юл/282 от 04.06.2018,

09/222Юл/286 от 05.06.2018,

09/221Юл/281 от 05.06.2018, вынесенные Енисейским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,

в отношении общества с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания».

Разъяснить, что решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Н.Н. Фролов