ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-18800/12 от 14.02.2013 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  21 февраля 2013 года

Дело № А33-18800/2012

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 14 февраля 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 21 февраля 2013 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 294 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому направлению развития детей»

к Главному управлению МЧС России по Красноярскому краю

о признании недействительным постановления от 30.10.2012 № 3303/3304,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Ясинской Т.В. на основании приказа № 39 л/с от 01.06.2012; Михашенок Д.В. на основании доверенности от 25.04.2012;

от ответчика: Горбачева Е.В. на основании доверенности № 13-10-38 от 09.01.2013; Лаврентьевой А.Г. на основании доверенности № 13-10-43 от 09.01.2013, 

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Базуевой А.В.,

установил:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №294 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Главному управлению МЧС России по Красноярскому краю о признании недействительным постановления от 30.10.2012 № 3303/3304.

Заявление принято к производству суда. Определением от 29.11.2012 возбуждено производство по делу.

В судебном заседании представители заявителя требования поддержали, сослались на доводы, изложенные в заявлении.

Представители административного органа в судебном заседании заявленные требования не признали, сослались на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.

Заявление рассмотрено в порядке, установленном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

На основании статьи 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в период с 11 часов 00 минут до 14 часов 00 минут 16 октября 2012 года, с 12 часов 00 минут до 16 часов 00 минут 17 октября 2012 года в соответствии с распоряжением № 2428 от 04 ок­тября 2012 г., подписанным заместителем главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору Ивановым К.Г., проведена плановая проверка по контролю за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности на приле­гающей территории, в здании и в помещениях МБДОУ № 294, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Тельмана, 28б.

Протоколами № 3303/3304 от 17 октября 2012 года об административном право­нарушении, составленными государственным инспектором г. Красноярска по пожарному надзору Лаврентьевой А.Г., установлено несоблюдение требований пожарной безопасно­сти на прилегающей территории, в здании и в помещениях МБДОУ № 294, эксплуати­руемых МБДОУ № 294 на праве оперативного управления (свидетельство о государст­венной регистрации права от 12.04.2012 серия 24 ЕК № 661851), расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Тельмана, 28б.

Протоколом № 3303 от 17 октября 2012 г. установлено несоблюдение МБДОУ № 294 требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасно­сти» (Федеральный закон), Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных Приказом МЧС России от 12.12.2007 г. № 645, зарегистрированных в Минюсте РФ 21 января 2008 г. № 10938, Пра­вил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ 25. 04.2012 года № 390, а именно на территории, в здании и в помещениях МБДОУ № 294, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Тельмана, 28б, а именно:

  - ввод­ный противопожарный инструктаж проводится не в специально оборудованном помеще­нии с использованием наглядных пособий и учебно-методических материалов, п. 13 При­каза МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»;

- не разработан и не утвержден руководителем график проведения занятий повторного противопожарного инструктажа с сотрудниками МБДОУ № 294 по адресу: г. Красноярск, ул. Тельмана, 28б, п. 23 Приказа МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организа­ций»;

- устройство для самозакрывания противопожарных дверей помещения кастелянной и склада на первом этаже здания МБДОУ № 294, расположенного по адресу г. Краснодар­ская, ул. Тельмана, 28б, находится в неисправном состоянии (помещение 2 комната № 9,10 согласно техническому паспорту нежилого здания, строение № Лит АА1, инвентар­ный номер 04:401:002:000353250:0001), п. 62 «Правил противопожарного режима в Рос­сийской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»;

- устройство для самозакрывания противопожарных дверей склада в подвале здания МБДОУ № 294, расположенного по адресу г. Краснодарская, ул. Тельмана, 28б, нахо­дится в неисправном состоянии (помещение 1 комната № 9,4 согласно техническому пас­порту нежилого здания, строение № Лит А1, инвентарный номер 04:401:002:000353250:0001), п. 62 «Правил противопожарного режима в Российской Фе­дерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»;

- устройство для самозакрывания противопожарных дверей склада в подвале здания МБДОУ № 294, расположенного по адресу г. Краснодарская, ул. Тельмана, 28б, нахо­дится в неисправном состоянии (помещение 1 комната № 11 согласно техническому пас­порту нежилого здания, строение № Лит А1, инвентарный номер 04:401:002:000353250:0001), п. 62 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме».

Протоколом № 3304 от 17 октября 2012 г. установлено несоблюдение МБДОУ № 294 требований Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Федеральный закон), Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, СНиП П-Л.3-71.12 «Детские ясли-сады. Нормы проектирования», утвержденных Госстроем СССР 10.11.1971 г., а именно на территории, в здании и в помещениях МБДОУ № 294, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Тельмана, 28 б, а именно:

- из помещений группой ячейки второго этажа «Одуванчики» и «Подсолнушки» (поме­щение 3 комната № 4, 9 согласно техническому паспорту нежилого здания, строение № Лит АА1, инвентарный номер 04:401:002:000353250:0001) предусмотрен один эвакуаци­онный выход, пункт 11 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопо­жарном режиме», ст. 4 ч. 2, 3 Федерального закона от 22 июля 2008 № 123-ФЗ «Техниче­ский регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 3.12, п. 4.3 СНиП П-Л.3-71.12 «Детские ясли-сады. Нормы проектирования», утвержденных Госстроем СССР 10 ноября 1971 г.;

- из помещений группой ячейки второго этажа «Ромашки» и «Колокольчик» (помещение 3 комната № 14, 19 согласно техническому паспорту нежилого здания, строение № Лит АА1, инвентарный номер 04:401:002:000353250:0001) предусмотрен один эвакуационный выход пункт 11 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», ст. 4 ч. 2, 3 Федерального закона от 22 июля 2008 № 123-ФЗ «Технический рег­ламент о требованиях пожарной безопасности», п. 3.12, п. 4.3 СНиП П-Л.З-71Л2 «Дет­ские ясли-сады. Нормы проектирования», утвержденных Госстроем СССР 10 ноября 1971 г.;

- двери на путях эвакуации, из групповой ячейки на первом этаже, открываются во внутрь помещения группы «Ягодка», не по направлению выхода из помещения (поме­щение 2 комната № 18 согласно техническому паспорту нежилого здания, строение № Лит АА1, инвентарный номер 04:401:002:000353250:0001), пункт 34 «Правил противопо­жарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительст­ва РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»;

- двери на путях эвакуации, из групповой ячейки на первом этаже, открываются во внутрь помещения группы «Жарки», не по направлению выхода из помещения (помеще­ние 2 комната № 8 согласно техническому паспорту нежилого здания, строение № Лит АА1, инвентарный номер 04:401:002:000353250:0001), пункт 34 «Правил противопожар­ного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме».

30.10.2012 заместителем главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору Федорченко А.М. в отношении муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 294 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому направлению развития детей» вынесено постановление № 3303/3304 о назначении административного наказания по признакам правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 155 000 рублей.

Заявитель, не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении от 30.10.2012 № 3303/3304,   обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии со статьей 23.34 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 20.4 настоящего Кодекса.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе, в том числе:

- главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители;

- государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору.

Из представленных в материалы дела документов следует, что протоколы об административных правонарушениях от 17.10.2012 № 3303/3304 составлены государственным инспектором г. Красноярска по по­жарному надзору Лаврентьевой А.Г., постановление о назначении административного наказания от 30.10.2012 № 3303/3304 вынесено заместителем главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору Федорченко А.М.

Следовательно, протоколы об административных правонарушениях составлены, постановление о назначении административного наказания вынесено уполномоченными должностными лицами в пределах предоставленных им полномочий.

Протоколы об административных правонарушениях от 17.10.2012 № 3303/3304 составлены в присутствии законного представителя юридического лица – и.о. заведующей Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 294 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому направлению развития детей» Ясинской Т.В., надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях.

Постановление по делу об административном правонарушении от 30.10.2012 № 3303/3304 вынесено в присутствии законного представителя юридического лица – и.о. заведующей Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 294 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому направлению развития детей» Ясинской Т.В., надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Содержание протоколов об административных правонарушениях соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ. Нарушений процессуальных норм КоАП РФ при составлении протоколов об административных правонарушениях от 17.10.2012 № 3303/3304, вынесении постановления по делу об административном правонарушении от 30.10.2012 № 3303/3304, арбитражным судом не установлено.

Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности, в том числе надлежащее извещение законного представителя заявителя о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безо­пасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполно­моченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. За нарушение требова­ний пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим зако­нодательством.

Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (да­лее - ППР), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания терри­торий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспе­чения пожарной безопасности.

Таким образом, объективная сторона правонарушений, ответственность за которые предусмотрена в частях 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, заключается в нарушении или невыполнении юридическим лицом нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности и утвержденных в установленном порядке.

К нормативным документам по пожарной безопасности согласно статье 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» относятся технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 30 Закона в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим, в период действия которого устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, предусмотренные нормативными правовыми документами по пожарной безопасности.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ч. 1 ст. 38 Закона).

Таким образом, законодатель возлагает бремя ответственности, как на собственника имущества, так и на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Фактическое владение и пользование помещениями во время проведения проверки заявителем не оспаривается, подтверждается материалами дела.

Согласно пункту 13 При­каза МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» вводный инструктаж проводится в специально оборудованном помещении с использованием наглядных пособий и учебно-методических материалов.

Пунктом 23 При­каза МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» предусмотрено, что повторный противопожарный инструктаж проводится в соответствии с графиком проведения занятий, утвержденным руководителем организации.

В соответствии с пунктом 62 «Правил противопожарного режима в Рос­сийской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» Перевод установок с автоматического пуска на ручной запрещается, за исключением случаев, предусмотренных нормативными документами по пожарной безопасности.

Устройства для самозакрывания дверей должны находиться в исправном состоянии. Не допускается устанавливать какие-либо приспособления, препятствующие нормальному закрыванию противопожарных или противодымных дверей (устройств).

Как следует из материалов дела, протоколом № 3303 от 17 октября 2012 г. установлено несоблюдение МБДОУ № 294 вышеуказанных требований, а именно:

  - ввод­ный противопожарный инструктаж проводится не в специально оборудованном помеще­нии с использованием наглядных пособий и учебно-методических материалов;

- устройство для самозакрывания противопожарных дверей помещения кастелянной и склада на первом этаже здания МБДОУ № 294, расположенного по адресу г. Краснодар­ская, ул. Тельмана, 28б, находится в неисправном состоянии (помещение 2 комната № 9,10 согласно техническому паспорту нежилого здания, строение № Лит АА1, инвентар­ный номер 04:401:002:000353250:0001);

- устройство для самозакрывания противопожарных дверей склада в подвале здания МБДОУ № 294, расположенного по адресу г. Краснодарская, ул. Тельмана, 28б, нахо­дится в неисправном состоянии (помещение 1 комната № 9,4 согласно техническому пас­порту нежилого здания, строение № Лит А1, инвентарный номер 04:401:002:000353250:0001);

- устройство для самозакрывания противопожарных дверей склада в подвале здания МБДОУ № 294, расположенного по адресу г. Краснодарская, ул. Тельмана, 28б, нахо­дится в неисправном состоянии (помещение 1 комната № 11 согласно техническому пас­порту нежилого здания, строение № Лит А1, инвентарный номер 04:401:002:000353250:0001).

Факт совершения указанных правонарушенийподтверждается материалами дела (в том числе, протоколом об административном правонарушении от 17.10.2012 № 3303, постановлением от 30.10.2012 № 3303/3304 по делу об административном правонарушении).

Нарушение в виде отсутствия разработанного и утвержденного руководителем графика проведения занятий повторного противопожарного инструктажа с сотрудниками МБДОУ № 294 вменено неправомерно, поскольку приказом от 09.09.2033 № 13 в пункте 7 установлен указанный график повторного инструктажа в с периодичностью 1 раз в 6 месяцев.

Вместе с тем исключение указанного нарушения не влияет в целом на квалификацию выявленных нарушений по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах в действиях юридического лица – муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 294 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому направлению развития детей» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Частью 4 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.

Здание детского сада № 294 построено и введено в эксплуатацию в 1981 году, следовательно, на момент строительства и ввода в эксплуатацию действовали СНиП П-Л.3-71 «Детские ясли-сады. Нормы проектирования», СНиП П-Л.2-72* «Общественные здания и сооружения. Нормы проектирования», СНиП П-А.5-70* «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений».

В пункте 4.3 СНиП П-Л.3-71 указано, что в двухэтажных зданиях детских яслей-садов II степени огнестойкости в качестве второго эвакуационного выхода со второго этажа допускается использование наружных пожарных лестниц.

Пунктом 4.6 СНиП Н-Л.2-72* определено, что в качестве второго эвакуационного выхода со второго этажа зданий (кроме зданий школ, детских яслей-садов III-V-степени огнестойкости и больниц) допускается применять наружные пожарные лестницы при количестве людей, пребывающих па втором этаже зданий I и II степени огнестойкости, не более 70 человек, зданий III степени огнестойкости - 50 человек и зданий IV-V степени огнестойкости - 30 человек. При этом уклон наружных пожарных лестниц должен быть: в зданиях детских яслей-садов II степени огнестойкости - не более 45°.

В МБДОУ № 294 имеются две наружные пожарные лестницы, примыкающие к наружным стенам групповых ячеек (комнаты № 4, № 19 помещения № 3 согласно техническому паспорту инв. № 04:401:002:000353250:0001 от 16.02.2010), однако выходы из указанных детских групп на эти лестницы отсутствуют, а имеются только окна.

В соответствии с требованиями пункта 4.1 СНиП П-А.5-70* на случай возникновения пожара должна быть обеспечена возможность безопасной эвакуации людей, находящихся в здании, через эвакуационные выходы. Выходы считаются эвакуационными, если они ведут:

а) из помещений первого этажа наружу непосредственно или через коридор,
 вестибюль, лестничную клетку;

б) из помещений любого этажа, кроме первого, в коридор или проход, ведущий к
 лестничной клетке, или в лестничную клетку, имеющую выход непосредственно
 наружу или через вестибюль, отделенный от коридоров перегородками с дверями
 (включая остекленные);

в) из помещения в соседние помещения на том же этаже, обеспеченные выходами,
 указанными в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, за исключением случаев,
 оговоренных в соответствующих главах СПиП».

Примечанием 2 пункта 4.2 СПиП П-А.5-70* установлены минимальные геометрические размеры эвакуационных выходов: минимальная ширина эвакуационных дверей должна быть 0,8 м. Высота дверей и проходов на путях эвакуации должна быть не менее 2 м. Для эвакуационных проходов из подвальных или цокольных этажей эта высота может быть уменьшена до 1,9 м, а для входов на чердаки - до 1,5 м.

Согласно пункту 4.8 СПиП П-Л.2-72* высота дверей и проходов на путях эвакуации должна быть (в чистоте) не менее 2м, при этом ширина дверей принимается не менее 0,8м.

Таким образом, в данном случае на наружные открытые пожарные лестницы должны быть предусмотрены не окна, а эвакуационные выходы высотой в чистоте не менее 2м и шириной в чистоте не менее 0,8м.

В пункте 4.6 СНиП П-А.5-70* указано, что двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания.

Следовательно, двери эвакуационных выходов, ведущих из помещений детских групп в коридор этажа должны открываться по направлению выхода из групповых ячеек.

Аналогичные требования были закреплены в СНиП II-А.5-62 «Противопожарные требования. Основные положения проектирования».

Согласно подпункту «в» пункта 4.1 СНиП II-А.5-62 на случай возникновения пожара должна быть обеспечена возможность безопасной эвакуации находящихся в здании людей через эвакуационные выходы. Выходы считаются эвакуационными, если они ведут из помещения в соседние помещения в том же этаже, обеспеченные выходами, указанными в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, за исключением случаев, оговоренных в главе СНиП II-М-62 «Производственные здания промышленных предприятий. Нормы проектирования».

В соответствии с пунктом 4.6 СНиП II-А.5-62 количество эвакуационных выходов из зданий и помещений должно быть не менее двух, за исключением случаев, указанных в соответствующих главах СНиП. Эвакуационные выходы должны располагаться рассредоточено.

Как следует из материалов дела, протоколом № 3304 от 17 октября 2012 г. установлено несоблюдение МБДОУ № 294 вышеуказанных требований, а именно:

- из помещений группой ячейки второго этажа «Одуванчики» и «Подсолнушки» (поме­щение 3 комната № 4, 9 согласно техническому паспорту нежилого здания, строение № Лит АА1, инвентарный номер 04:401:002:000353250:0001) предусмотрен один эвакуаци­онный выход;

- из помещений группой ячейки второго этажа «Ромашки» и «Колокольчик» (помещение 3 комната № 14, 19 согласно техническому паспорту нежилого здания, строение № Лит АА1, инвентарный номер 04:401:002:000353250:0001) предусмотрен один эвакуационный выход;

- двери на путях эвакуации, из групповой ячейки на первом этаже, открываются во внутрь помещения группы «Ягодка», не по направлению выхода из помещения (поме­щение 2 комната № 18 согласно техническому паспорту нежилого здания, строение № Лит АА1, инвентарный номер 04:401:002:000353250:0001);

- двери на путях эвакуации, из групповой ячейки на первом этаже, открываются во внутрь помещения группы «Жарки», не по направлению выхода из помещения (помеще­ние 2 комната № 8 согласно техническому паспорту нежилого здания, строение № Лит АА1, инвентарный номер 04:401:002:000353250:0001).

Факт совершения указанных правонарушенийподтверждается материалами дела (в том числе, протоколом об административном правонарушении от 17.10.2012 № 3304, постановлением от 30.10.2012 № 3303/3304 по делу об административном правонарушении).

При таких обстоятельствах в действиях юридического лица – муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 294 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому направлению развития детей» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица (индивидуального предпринимателя), при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, по причинам, не зависящим от юридического лица (индивидуального предпринимателя).

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.

Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Суд полагает, что материалами дела не подтвержден факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений.

Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает доказанным наличие в действиях муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 294 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому направлению развития детей» вины в совершении вменяемого административного правонарушения.

За нарушение юридическим лицом требований пожарной безопасности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена санкция в виде предупреждения или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

За нарушение юридическим лицом требований пожарной безопасности по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена санкция в виде административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

При этом наказание назначается с учетом наличия смягчающих и отягчающих обстоятельства.

Оспариваемым постановлением о назначении административного наказания от 30.10.2012 № 3303/3304 установлено, что муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 294 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому направлению развития детей» за нарушение требований правил пожарной безопасности привлекается к административной ответственности впервые, однако административный штраф назначен в размере большем, чем минимальный размер штрафа, установленный данной статьей.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, арбитражный суд полагает необходимым изменить оспариваемое постановление в части назначенного Отделом надзорной деятельности по г. Красноярску Главного управления МЧС России по Красноярскому краю наказания.

Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ» по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 30.7 КоАП РФ).

В этом случае суду необходимо учитывать положения пункта 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в силу которых не допускается такое изменение оспариваемого решения, которое повлечет усиление административного наказания или иным образом ухудшит положение лица, привлеченного к административной ответственности.

С учетом установленных обстоятельств, арбитражный суд считает соответствующим совершенному МБДОУ «Детский сад № 294 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому направлению развития детей» правонарушению административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ  :

Заявление муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 294 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому направлению развития детей» удовлетворить частично.

Признать незаконным и изменить постановление от 30.10.2012 № 3303/3304 о назначении административного наказания, вынесенное заместителем главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору Федорченко А.М., в части назначения административного наказания.

Считать назначенным муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 294 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому направлению развития детей» административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Е.В. Болуж