ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-18802/10 от 16.03.2011 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  23 марта 2011 года

Дело № А33-18802/2010

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 16 марта 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 23 марта 2011 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Е.А. Ивановой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого»

к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае

о признании недействительными пункта 2 подраздела III раздела I, пункта 1 подраздела I раздела II, пункта 3 подраздела II раздела II, пункта 3 подраздела III раздела II представления о ненадлежащем исполнении бюджета от 19.11.2010 № 05-14-460,

при участии:

от заявителя: Т. Е. Тарховой по доверенности от 20.01.2011, паспорту;

от ответчика: Е.Г. Сафьяновой по доверенности от 11.01.2011 № 2, удостоверению;

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.Е. Бакалейниковым,

установил:

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого» (далее - ГОУ ВПО КрасГМУ им проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, университет) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае о признании недействительными пункта 2 подраздела III раздела I, пункта 1 подраздела I раздела II, пункта 3 подраздела II раздела II, пункта 3 подраздела III раздела II представления о ненадлежащем исполнении бюджета от 19.11.2010 № 05-14-460.

Заявление принято к производству суда. Определением от 28.12.2010 возбуждено производство по делу.

Заявитель поддержал заявленные требования.

Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

ГОУ ВПО КрасГМУ им проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022402471992.

С 13 сентября 2010 года по 08 ноября 2010 года территориальным управлением Росфиннадзора в Красноярском крае на основании удостоверения от 09.09.2010 № 460 проведена плановая ревизия финансово-хозяйственной деятельности ГОУ ВПО КрасГМУ им проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого. По результатам проверки составлен акт от 08.11.2010.

По факту выявленных нарушений руководителем территориального управления Росфиннадзора в Красноярском крае Ю.В. Ивановым вынесено представление о ненадлежащем исполнении бюджета от 19.11.2010 № 05-14-460, в соответствии с которым учреждению необходим принять меры по устранению выявленных нарушений, копии документов, подтверждающих принятие указанных мер направить в адрес управления.

В указанном представлении отражены, в том числе следующие нарушения:

1) не отражены объекты непроизведенных активов (11 земельных участков) в учете по счету 1.103.01 «Земля», привело к искажению учетных данных и данных баланса ф.0503130 за 2009 год на сумму 372 500 022,15 руб. (пункт 2 подраздела III раздела I представления).

2) за счет средств подстатьи 226 «Прочие услуги» произведены расходы на питание и обслуживание официальных делегаций (представительские расходы), предусмотренные подстатьей 290 «Прочие расходы» (пункт 1 подраздела I раздела II представления);

3) излишне израсходовано на проведение официальных приемов иностранных делегаций по подстатье 290 «Прочие расходы» 36 897,48 руб. (пункт 3 подраздела II раздела II представления);

4) доходы от оказания платных образовательных услуг в сумме 1526080,00 руб. списаны на финансовый результат текущей деятельности без отражения но счету 2.205.00 «Расчеты по доходам» (пункт 3 подраздела III раздела II представления).

Заявитель считает вышеуказанные пункты представления несоответствующими действующему законодательству и нарушающими его права и законные интересы.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Суд полагает, что оспариваемые положения представления соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя на основании следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 266 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами (должностными лицами) местных администраций муниципальных образований, осуществляют Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и (или) уполномоченные ими органы, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.

Согласно части 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.

Частью 2 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных статьей 283 настоящего Кодекса выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств.

С учетом изложенного оспариваемое представление вынесено уполномоченным лицом - руководителем территориального управления Росфиннадзора в Красноярском крае
 Ю.В. Ивановым.

Приказом Минфина Российской Федерации от 04.09.2007 N 75н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности (далее – Административный регламент).

Согласно пункту 65 Административного регламента ревизия (проверка) проводится федеральными государственными гражданскими служащими Росфиннадзора (территориального органа).

Ревизия (проверка) назначается руководителем территориального органа - если она проводится работниками территориального органа.

Решение о назначении ревизии (проверки) оформляется приказом, в котором указывается наименование проверяемой организации, проверяемый период, тема ревизии (проверки), основание проведения ревизии (проверки), персональный состав ревизионной группы, включая при необходимости работников правового подразделения Росфиннадзора (территориального органа), срок проведения ревизии (проверки).

На основании решения о назначении ревизии (проверки) оформляется удостоверение на проведение ревизии (проверки). В удостоверении на проведение ревизии (проверки) указывается: наименование органа, назначившего ревизию (проверку), наименование проверяемой организации, проверяемый период, тема ревизии (проверки), основание проведения ревизии (проверки), персональный состав ревизионной группы, срок проведения ревизии (проверки) (пункт 66 Административного регламента).

Удостоверение на проведение ревизии (проверки) подписывается лицом, назначившим ревизию (проверку), и заверяется печатью Росфиннадзора (территориального органа) (пункт 67 Административного регламента).

В соответствии с пунктом 86 Административного регламента в ходе ревизии (проверки) могут проводиться контрольные действия по изучению:

учредительных, регистрационных, плановых, бухгалтерских, отчетных и других документов (по форме и содержанию);

полноты, своевременности и правильности отражения совершенных финансовых и хозяйственных операций в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской (бюджетной) отчетности, в том числе путем сопоставления записей в учетных регистрах с первичными учетными документами, показателей бухгалтерской (бюджетной) отчетности с данными аналитического учета;

фактического наличия, сохранности и правильного использования материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, денежных средств и ценных бумаг, достоверности расчетов, объемов поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, операций по формированию затрат и финансовых результатов;

постановки и состояния бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности в проверяемой организации;

состояния системы внутреннего контроля в проверяемой организации, в том числе наличие и состояние текущего контроля за движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования, сохранностью и фактическим наличием продукции, денежных средств и материальных ценностей, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг;

принятых проверяемой организацией мер по устранению нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц по результатам предыдущей ревизии (проверки).

Согласно пункту 91 Административного регламента результаты ревизии (проверки) оформляются актом ревизии (проверки).

Пунктом 105 Административного регламента установлено, что акт ревизии (проверки) составляется в двух экземплярах: один экземпляр для проверенной организации; один экземпляр для Росфиннадзора (территориального органа).

В соответствии с путном 123 Административного регламента по результатам ревизии (проверки) руководитель Росфиннадзора (территориального органа) выносит обязательное к рассмотрению представление о ненадлежащем исполнении бюджета (далее - представление).

Материалами дела подтверждается, что представление о ненадлежащем исполнении бюджета от 19.11.2010 № 05-14-460 вынесено руководителем территориального управления Росфиннадзора в Красноярском крае с соблюдением требований Административного регламента.

1. Согласно Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 30.12.2008 N 148н (далее - Инструкция № 148н), которая устанавливает единый порядок ведения бюджетного учета в органах государственной власти (государственных органах), органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления (муниципальных органах), бюджетных учреждениях, бюджетный учет осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон «О бухгалтерском учете»), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данной Инструкцией.

Государственная учетная политика реализуется Инструкцией № 148н через:

- план счетов бюджетного учета;

- порядок отражения операций по исполнению бюджетов и кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета;

- перечень типовых корреспонденции счетов бюджетного учета

Отражение операций при ведении бюджетного учета осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета, установленным данной Инструкцией № 148н.

Довод заявителя о том, что земельные участки не подлежат отражению по счету 1.103.01 «Земля», поскольку у учреждения отсутствует право собственности на земельные участки, судом исследован и отклонен по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что заявителю принадлежат 11 земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования (свидетельства о государственной регистрации права от 26.10.2009 серия 24ЕИ № 382641, от 26.06.2009 серия 24ЕИ №№ 289584, 289583, 289207, 289595, 28 9209, 289211, 289585, 289208, 289582, 289212). Право собственности на данные участки установлено и законодательно закреплено за Российской Федерацией.

Согласно пункту 34 Инструкции № 148н на счете 010301000 «Земля» учитываются объекты непроизведенных активов в виде земельных участков.

Пунктом 28 Инструкции № 148н установлено, что счет 010300000 «Непроизведенные активы» предназначен для учета непроизведенных активов, используемых в процессе деятельности учреждения, не являющихся продуктами производства, права собственности на которые должны быть установлены и законодательно закреплены).

Соответственно, учет объектов непроизведенных активов ведется на следующих счетах Плана счетов бюджетного учета: 010301000 «Земля»; 010302000 «Ресурсы недр»; 010303000 «Прочие непроизведенные активы».

При этом счет 010300000 «Непроизведенные активы» входит в Счет 010000000 «Нефинансовые активы», который предназначен для учета учреждением объектов нефинансовых активов, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также для учета амортизации указанных объектов.

Таким образом, указанные земельные участки должны быть учтены на: счете 010000000 «Нефинансовые активы», счете 010300000 «Непроизведенные активы», счете 010301000 «Земля».

В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.

Сам факт нахождения имущества в оперативном управлении не препятствует отражению данного имущества в бюджетном учете на счете 010000000 «Нефинансовые активы», включающего в себя счет 010100000 «Основные средства» зданий, сооружений, оборудования, и соответственно не препятствует отражению земельных участков на специально предусмотренном для этого- счете 010301000 «Земля».

То обстоятельство, что земельные участки были переданы без актов приема-передачи, не препятствует заинтересованному лицу обратиться в соответствующий орган с заявлением о подписании данного акта с указанием фактической даты передачи земель.

Кроме того, объекты нефинансовых активов принимаются к бюджетному учету по их первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью объектов непроизведенных активов признаются фактические вложения учреждения в их приобретение, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью которых признается их рыночная стоимость на дату принятия к бюджетному учету.

Подпунктом 5 пункта 1 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса, пунктом 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования частью земельного участка, занятой этой недвижимостью и необходимой для ее использования.

В силу указанных норм если, недвижимость находится на земельном участке, земля уже вовлечена в хозяйственный оборот, с момента государственной регистрации права на здание, строение, сооружение.

Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Кроме того, в силу пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.

Письмом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.11.2009 N Д06-3263 указал, что в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» к объектам оценки относятся в том числе иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

В соответствии со статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации к объектам гражданских прав относятся в том числе имущественные права.

Согласно пункту 20 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256, оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода.

При этом оценщик вправе самостоятельно определять конкретные методы оценки в рамках применения каждого из используемых им подходов.

Таким образом, выбор критериев проведения оценки права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками законодательно определен.

Одной из основных задач бухгалтерского учета, установленных Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» являются формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним -инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.

Согласно статьи 5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, полномочия по обеспечению общего методологического руководства бухгалтерским учетом в Российской Федерации, в том числе по установлению единой методологии бюджетного учета, осуществляемого участниками бюджетного процесса в пределах закрепленных за ними соответствующих полномочий, закреплены за Министерством финансов Российской Федерации.

В целях реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентирующих ведение бюджетного учета (бухгалтерского учета в секторе государственного управления), порядок учета имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, осуществляется в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

Реализация требований Инструкции N 148н является обязательной для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

С учетом изложенного неотражение в бюджетном учете и отчетности земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании, является нарушением статьи 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 7 Инструкции о порядке составления годовой отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 13.11.2008 № 128н, пункта 3 статьи 1, статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», пункта 34 Инструкции № 148н.

Неотражение объектов непроизведенных активов - 11 земельных участков в учете по счету 1.103.01 «Земля», искажает учетные данные и данные баланса формы 0503130 за 2009 год и является нарушением бюджетного законодательства.

2. В соответствии с Генеральным разрешением от 14.04.2005 № 061026 на открытие счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, источниками формирования внебюджетных средств ГОУ ВПО КрасГМУ им проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого определены доходы от установленных видов деятельности.

Смета доходов и расходов по предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности на 2009 год утверждена ректором университета, в том числе по доходам в сумме 294 842 200,0 руб., по расходам - 325 411 000,0 руб.

Из материалов дела следует, что согласно Приказа ректора университета от 10.09.2009 № 119осн, в целях расширения сотрудничества в области высшего медицинского образования с зарубежными партнерами, университет обеспечивал прием профессора по палеопатологии Университета Поля Сабатье (г. Тулуза, Франция) Генри Даберна, прибывшего с официальным визитом с 15 по 25 сентября 2009 года. Сметой расходов по обеспечению визита предусмотрены расходы на питание.

Денежные средства, выданные в подотчет на хозяйственные расходы ответственному за организацию приема заведующему кафедрой анатомии человека В.Г. Николаеву по РКО от 16.09.2009 № 2318, израсходованы согласно авансовому отчету от 25.09.2009 № 670 на питание профессора Генри Даберна в предприятии общественного питания Бистро де Люкс «Ноme» (ООО «Хоум») 15.09.2009 с участием 5 человек на сумму 13 112,0 руб. и в предприятии общественного питания ООО «Фламинго» 19.09.2009 на сумму 391,0 руб., всего на сумму 13 503,0 руб.

На основании Приказа ректора учреждения от 10.09.2009 № 118осн «О приеме официальной делегации Университета Дикинсона (США)» университет обеспечивал прием официальной делегации в количестве пяти сотрудников и одного переводчика в период с 21 по 25 сентября 2009 года.

По авансовому отчету от 30.09.2009 .№ 672 ответственной за прием проректора по международной деятельности А.Б. Салминой, денежные средства, выданные в подотчет на прочие услуги по РКО от 23.09.2009 № 2376, израсходованы на питание официальной делегации, согласно чеку ООО «Фюжн» в сумме 2 349,65 руб.

На основании Приказа ректора университета от 14.10.2009 № 142осн «О проведении официального приема делегации университета г. Канадзава (Япония), делегации Университета Дикинсона (США) и Университета г. Тулуза (Франция)» с целью проведения переговоров предусмотрено проведение официальных приемов делегации, выделение представительских расходов на приемы делегаций.

По авансовому отчету А.Б. Салминой № 674 от 06.10.2009 приняты к учету расходы на сумму 32 061,0 руб., в том числе: на приобретение санаторно-курортной путевки на озеро Шира на 03.10.2009-04.10.2009 для А.Б. Салминой и 3 человек японской делегации стоимостью 19 920,00 руб. а также расходы на питание японской делегации по чеку ООО «Гостиный двор» в сумме 2 596,00 руб. и чеку ООО «Фуд-Арт» в сумме 9 545,00 руб.

Понятие представительских расходов в бюджетном законодательстве не определено, поэтому по аналогии законодательства применяется понятие, приведенное в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Так, согласно пункту 2 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации представительскими расходами являются расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах для установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества.

Представительские расходы производятся в пределах выделенных учреждению бюджетных ассигнований и утвержденных смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности на проведение вышеуказанных мероприятий.

В соответствии с приказом Минфина России от 25.12.2009 № 145н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» расходы по приему и обслуживанию делегаций (представительские расходы) предусмотрены подстатьей 290 «Прочие расходы».

В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент проверки) бюджетным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 24.11.2008 N 1-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 и плановый период 2010 и 2011 годов» средства в валюте Российской Федерации, полученные федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, учитываются на лицевых счетах, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, и расходуются федеральными бюджетными учреждениями в соответствии с генеральными разрешениями (разрешениями), оформленными главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке, и сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности, утвержденными в порядке, определяемом главными распорядителями средств федерального бюджета, в пределах остатков средств на их лицевых счетах.

Порядок осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.09.2008 N 88н (далее - Приказ № 88н).

В соответствии с положениями пунктом 3.2 Приказа № 88н показатели сведений о сметных назначениях должны соответствовать показателям сметы в части кодов бюджетной классификации и сумм годовых сметных назначений по соответствующим кодам бюджетной классификации: по доходам, по расходам (в разрезе кода главы по бюджетной классификации и кодам классификации операций сектора государственного управления), а также по кодам изменения остатка средств на счетах (в разрезе кода ставы по бюджетной классификации и кодам классификации операций сектора государственного управления).

Самостоятельное перераспределение и расходование получателями средств бюджета, не соответствующее смете (плановым документам), является основанием для квалификации данных действий как нецелевого использования средств бюджета.

В результате, в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приказа Минфина Российской Федерации от 25.12.08 № 145н, средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» в сумме 47 913,65 руб. (13 503,0 + 2 349,65 + 32 061) использованы на цели, не предусмотренные сметой доходов и расходов, и в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются нецелевым использованием средств.

Расходование средств на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц должно производится по нормам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.03.1994 N 222 «О порядке расходования средств на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также финансируемыми за счет бюджетных средств организациями и учреждениями» (далее - Нормы расходов на прием и обслуживание иностранных делегаций).

ГОУ ВПО КрасГМУ им проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого является государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования. Форма собственности - федеральная.

Источники финансирования расходов на содержание университета формируются за счет средств федерального бюджета, средств, получаемых от осуществления платной образовательной деятельности, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, предусмотренной законодательством РФ, доходов от сдачи в аренду переданного в оперативное управление имущества, находящегося в федеральной собственности, добровольных пожертвований и целевых взносов.

К неналоговым доходам бюджетов относятся доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, что закреплено в пункте 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включается в состав доходов бюджета с учетом положений пункта 3 настоящей статьи.

Выборочной проверкой правильности расходования средств (приносящей доход деятельности) по подстатье 290 «Прочие расходы» установлено:

Приказом ректора университета от 14.10.2009 № 142осн «О проведении официального приема делегации университета г. Канадзава (Япония), делегации Университета Дикинсона (США) и Университета г. Тулуза (Франция)» с целью проведения переговоров предусмотрено проведение официальных приемов делегации 29.09.2009 в ресторане «Фон-Барон» на 11 человек и 30.09.2009 в ресторане «15-58» на 12 человек. При этом согласно программы проведения представительских мероприятий, подписанных начальником отдела грантов и программ О.А. Беловой, число приглашенных в ресторан «Фон-Барон» официальных должностных лиц делегации составляло 3 человека, число официальных лиц от принимающей стороны определено в количестве 8 человек. Число приглашенных в ресторан «15-58» официальных должностных лиц делегации составило 4 человека, число официальных лиц от принимающей стороны определено в количестве 8 человек.

В соответствии с постановлением Правительства РФ 21.03.1994 № 222 количество участников официального приема от приглашающей стороны не должно превышать количество участников от приглашенной делегации.

Таким образом, число официальных лиц университета при проведении официального приема 29.09.2009 в ресторане «Фон-Барон» превысило число участников делегации на 5 человек, при проведении официального приема 30.09.2009 в ресторане «15-58» - на 4 человека, что является нарушением постановления Правительства РФ 21.03.1994 № 222.

В соответствии с Нормами расходов на прием и обслуживание иностранных делегаций, оплата на одного участника завтрака, обеда, ужина или другого аналогичного мероприятия, связанного с официальным приемом, не должно превышать 630 рублей.

Таким образом, на проведение официального приема делегации в ресторане «Фон-Барон» следовало израсходовать не более 3 780,00 руб. (630.00 руб. * 6 чел.), в ресторане «15-58» - не более 5 040,00 руб. (630,00 руб. * 8 чел.).

Согласно чеку ресторана «Фон-Барон» от 29.09.2009 № 64, приложенного к авансовому отчету № 674 от 06.10.2009 А.Б. Салминой, количество гостей составило 11 человек, предъявлено к оплате 19 842,48 руб.

Согласно чеку ресторана «15-58» от 30.09.2009, приложенного к авансовому отчету № 674 от 06.10.2009 А.Б. Салминой, количество гостей составило 12 человек, предъявлено к оплате 25 875,00 руб.

На основании вышеизложенного, заявителем в нарушение Постановления Правительства РФ от 21.03.1994 № 222, излишне израсходовано на проведение официальных приемов 36897,48 руб., в том числе 29.09.2009 в ресторане «Фон-Барон» 16062,48 руб. (19 842,48 - 3 780,00 руб.), 30.09.2009 в ресторане «15-58» 20835,00 руб.(25 875,00 - 5 040,00 руб.).

4. Статьей 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Пунктом 149 Инструкции N 148н для учета расчетов по суммам поступлений от платных образовательных услуг предусмотрен внутренний счет 205 00 000 «Расчеты по доходам».

Все учреждения, использующие бухгалтерский счет 0 205 00 000 «Расчеты по доходам», названы администраторами доходов бюджета (администраторами источников финансирования дефицита бюджета). Правовой статус администратора бюджетных доходов присвоен всем бюджетным учреждениям в части их поступлений от приносящей доход деятельности, а также от использования закрепленного за ними государственного имущества.

Согласно пунктам 4, 5 статьи 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» организация обязана вести бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков и изъятий.

Инструкция N 148н содержит требование ведения бухгалтерского учета по методу начисления, при котором доходы признаются в момент реализации товаров (работ, услуг), а расходы - в момент, когда они фактически понесены.

Аналитический учет расчетов с дебиторами ведется в Журнале операций N 5 расчетов с дебиторами по доходам либо в карточке учета средств и расчетов. Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам составляется на основании первичных документов по начислению и поступлению доходов, расчетам, предоставляемым ОФК.

В соответствии с пунктом 232 Инструкции N 148н результат финансово-хозяйственной деятельности при методе начисления определяется на счете 0 401 01 000 «Финансовый результат текущей деятельности учреждения» путем сопоставления начисленных учреждением доходов с суммами произведенных расходов.

На счете 2 205 00 000 должны отражаются расчеты по начисленным учреждениями суммам доходов по приносящей доход деятельности, в момент возникновения требований к плательщикам.

В случае если начислить доход до момента поступления денег не представляется возможным, начисление дохода производится одновременно с поступлением денег:

Начисление доходов от оказания платных услуг должно было отражаться по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 2.205.00 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 2.401.01. «Доходы учреждения».

Поступление сумм доходов от оказания платных услуг должно было отражаться по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 2.205.00 и дебету счета 2.201.01. «Поступление денежных средств на счета»:

Из материалов дела следует, что в нарушение указанных принципов бухгалтерского учета доходы от оказания платных образовательных услуг в сумме 1 526 080,00 руб. списаны на финансовый результат текущей деятельности без отражения но счету 2.205.00 «Расчеты по доходам».

С учетом установленных обстоятельств по делу, суд полагает, что оспариваемые пункты представления соответствуют действующему законодательству, основания для удовлетворения заявления отсутствуют.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ  :

Отказать в удовлетворении заявления государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» о признании недействительными пункта 2 подраздела III раздела I, пункта 1 подраздела I раздела II, пункта 3 подраздела II раздела II, пункта 3 подраздела III раздела II представления о ненадлежащем исполнении бюджета от 19.11.2010 № 05-14-460, вынесенного территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае.

Заявление проверено на соответствие Бюджетному кодексу Российской Федерации.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Е.А. Иванова