ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-18841/19 от 09.09.2019 АС Красноярского края

1322/2019-244482(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 09 сентября 2019 года.

В полном объёме решение изготовлено 13 сентября 2019 года. 

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Куликовой Д.С., рассмотрев в 

судебном заседании дело по иску Прокуратуры Красноярского края в интересах 

муниципального образования Ачинский район в лице администрации Ачинского района 

Красноярского края (ИНН 2402002403, ОГРН 1022401156447)

к администрации Ачинского района (ИНН 2402002403, ОГРН 1022401156447)

к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Иванову Семену Сергеевичу (ИНН 

о признании договора недействительным, применении последствий недействительности 

сделки,

при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно 

предмета спора:
- Листикова Ивана Семеновича;
- Идрисбаева Станислава Тимуровича;
- главу крестьянского (фермерского) хозяйства Шулькина Андрея Александровича;
в присутствии:

от истца: Федорченко М.С. на основании служебного удостоверения ТО № 263517 от 

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания 

Филимоничевым Е.В.,

установил: Прокуратура Красноярского края в интересах муниципального образования  Ачинский район в лице администрации Ачинского района Красноярского края (далее –  истец) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к администрации  Ачинского района, главе крестьянского (фермерского) хозяйства Иванову Семёну  Сергеевичу (далее – ответчик) о признании недействительным в силу ничтожности договор  аренды, находящегося в муниципальной собственности земельного участка от 31.10.2017 №  42/17, заключенный между администрацией Ачинского района и главой крестьянского  (фермерского) хозяйства Иванова Семена Сергеевича, о применении последствий  недействительности сделки, обязать главу крестьянского (фермерского) хозяйства Иванова  Семена Сергеевича возвратить администрации Ачинского района по акту приема-передачи  земельный участок с кадастровым номером 24:02:0402008:76, площадью 89 000 кв.м.,  расположенный по адресу: Красноярский край, Ачинский район, примерно в 4,18 кв. по  направлению на северо-восток от д. Боровка, участок № 380, с разрешенным использованием  – для сельскохозяйственного производства. 

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 24.06.2019  возбуждено производство по делу, к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Листиков Иван  Семенович, Идрисбаев Станислав Тимурович, глава крестьянского (фермерского) хозяйства  Шулькин Андрей Александрович. 


Определением от 16.07.2019 предварительное судебное заседание отложено до  09.09.2019. 

На основании статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, пункта 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству» суд  определил: окончить подготовку дела к судебному разбирательству, завершить  предварительное судебное заседание, продолжить рассмотрение настоящего дела в судебном  заседании арбитражного суда первой инстанции, о чем вынесено протокольное определение  от 09.09.2019. 

Ответчики в судебное заседание 09.09.2019 не явились, о времени и месте судебного  разбирательства уведомлены надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

От администрации Ачинского района поступило заявление о рассмотрении дела в его  отсутствие. 

Заявитель требования поддержал.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчиков по имеющимся в деле письменным  доказательствам. 

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для  рассмотрения спора, обстоятельства. 

На сайте www.torgi.gov.ru опубликовано извещение о приеме заявлений граждан и КФХ о  намерении участвовать в аукционе № 290817/0076532/07 о возможном предоставлении  земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его  деятельности, расположенного по адресу: Красноярский край, Ачинский район, примерно в  4,18 кв. по направлению на северо-восток от д. Боровка, участок № 380, категории земель –  земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для  сельскохозяйственного производства. В извещении в разделе: адрес и способ подачи  заявлений указан способ подачи заявлений: лично на бумажном носителе на имя Главы  Ачинского района Розанчугова Е.И. по адресу: г. Ачинск, ул. Свердлова, 17, 9 этаж  (приемная Главы Ачинского района), в рабочие дни с понедельника по пятницу с 8.00 до  17.00, в пятницу с 8.00 до 16.00, перерыв на обед с 12.00 до 13.00(по местному времени).  Дата и время окончания приема заявок – 29.09.2017. Информация размещена в газете  «Уголок России» 30.08.2017. 

Листиков Иван Семенович, Идрисбаев Станислав Тимурович, глава крестьянского  (фермерского) хозяйства Шулькин Андрей Александрович направили в Администрацию  заявления от 26.09.2017, от 25.09.2017, от 13.09.2017 о намерении участвовать в аукционе на  право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером  24:02:0402008:76, общей площадью 89 000 руб. из категории земель сельскохозяйственного  назначения, расположенный по адресу: Красноярский край, Ачинский район, примерно в  4,18 км по направлению на северо-восток от д. Бобровка, участок № 380 с разрешенным  использованием – для сельскохозяйственного производства. 

Письмами от 03.10.2017 № 08-5273, от 03.10.2017 № 08-5256, от 19.09.2017 № 08-5481  Администрация сообщила, что заявления Листикова Ивана Семеновича, Идрисбаева  Станислава Тимуровиача, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шулькина Андрея  Александровича отклонены в связи с несоответствием способа подачи заявление (подано 


посредством почтового отправления), поскольку согласно опубликованному на сайте  torgi.gov.ru извещению № 290817/0076532/07 заявление подается заявителем лично на  бумажном носителе на имя Главы Ачинского района по адресу: г. Ачинск, ул. Свердлова, 17,  9 этаж (приемная Главы Ачинского района), в рабочие дни с понедельника по пятницу с 8.00  до 17.00, в пятницу с 8.00 до 16.00, перерыв на обед с 12.00 до 13.00). 

Между администрацией Ачинского района (арендодатель) и главой крестьянского  (фермерского) хозяйства Ивановым Семёном Сергеевичем (арендатор) подписан договор  аренды от 31.10.2017 № 42/17, согласно пункту 1.1. которого, арендодатель передает, а  арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 24:02:0402008:76,  общей площадью 89 000 руб. из категории земель сельскохозяйственного назначения,  расположенный по адресу: Красноярский край, Ачинский район, примерно в 4,18 км по  направлению на северо-восток от д. Бобровка, участок № 380 с разрешенным  использованием – для сельскохозяйственного производства. 

В соответствии с пунктом 1.3. договора, договор имеет силу передаточного акта.

Пунктом 2.1. договора установлено, что срок аренды договора устанавливается на 5 лет –  с 02.10.2017 по 05.10.2022. 

Ссылаясь на несоблюдение при заключении договора норм действующего  законодательства, нарушение публичных интересов, интересов третьих лиц, Прокурор  Красноярского края полагает, что сделка по передаче в аренду муниципального имущества  является недействительной в силу ничтожности, поскольку администрация, указала в  извещениях о том, что заявления о намерении участвовать в аукционе могут быть поданы  претендентами на участие в нем исключительно лично ограничила возможность участия в  аукционе лиц, которые территориально удалены от места подачи заявлений или не имеют  возможности обеспечить личное участие в подаче заявления по иным причинам, что  свидетельствует об ограничении конкуренции. Указанные обстоятельства послужили  основанием для обращения с настоящим иском.  

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в  деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих  нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном  настоящим Кодексом. 

В силу части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными  сделок, применении последствий недействительности | ничтожной сделки, совершенных  органами местного самоуправления с целью защиты публичной собственности и иных  публичных интересов. 

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и  обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми  актами, а также из действий граждан и юридических лиц, в том числе из договоров и иных  сделок. 

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита  гражданских прав осуществляется способами, указанными в данной норме закона или иными  способами, предусмотренными законом. 

Одним из способов защиты нарушенных гражданских прав является признание судом  сделки недействительной. 

В соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка  недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой  судом (оспоримая сделка); либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).  Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено  стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть  признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы 


лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.  В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она  может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом  интересы таких третьих лиц. Сторона, из поведения которой явствует ее воля сохранить силу  сделки, не вправе | оспаривать сделку по основанию, о котором эта сторона знала или должна  была знать при проявлении ее воли. Требование о применении последствий  недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в  предусмотренных законом случаях также иное лицо. 

Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от  применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо,  предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой  сделки недействительной. 

В силу пункта 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации  недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые  связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. 

Согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка,  нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на  публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна,  если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие  последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. 

Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор  должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или  иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. 

Как следует из материалов дела, между администрацией Ачинского района  (арендодатель) и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Ивановым Семёном  Сергеевичем (арендатор) подписан договор аренды от 31.10.2017 № 42/17, согласно пункту  1.1. которого, арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок с  кадастровым номером 24:02:0402008:76, общей площадью 89 000 руб. из категории земель  сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Красноярский край,  Ачинский район, примерно в 4,18 км по направлению на северо-восток от д. Бобровка,  участок № 380 с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства.  

В соответствии с пунктом 1.3. договора, договор имеет силу передаточного акта.

В соответствии со статьей 39.1. Земельного кодекса Российской Федерации, земельные  участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности,  предоставляются на основании: 

Согласно статье 39.2. Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление  земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности,  осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного  самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего  Кодекса (далее - уполномоченный орган). 

В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к  полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся  резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд,  установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил 


землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий  других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ  использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного  значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления  осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в  муниципальной собственности. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6. Земельного кодекса Российской Федерации  договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной  собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением  случаев, предусмотренных подпунктом 15 пункта 2 настоящей статьи. 

Подпунктом 15 пункта 1 статьи 39.6. Земельного кодекса Российской Федерации  предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае  предоставления: земельного участка гражданам для индивидуального жилищного  строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта,  садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для  осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со  статьей 39.18 настоящего Кодекса. 

Статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации установлен специальный  порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для  осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. 

Согласно пункту 1 вышеуказанной статьи, в случае поступления заявления гражданина о  предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении  земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного  подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства,  заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном  согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка  для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности  уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого  из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 

В соответствии с пунктом 2 статьи 39.18. Земельного кодекса Российской Федерации, в  извещении указываются: 


5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;

На сайте www.torgi.gov.ru опубликовано извещение о приеме заявлений граждан и КФХ о  намерении участвовать в аукционе № 290817/0076532/07 о возможном предоставлении  земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его  деятельности, расположенного по адресу: Красноярский край, Ачинский район, примерно в  4,18 кв. по направлению на северо-восток от д. Боровка, участок № 380, категории земель –  земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для  сельскохозяйственного производства. В извещении в разделе: адрес и способ подачи  заявлений указан способ подачи заявлений: лично на бумажном носителе на имя Главы  Ачинского района Розанчугова Е.И. по адресу: г. Ачинск, ул. Свердлова, 17, 9 этаж  (приемная Главы Ачинского района), в рабочие дни с понедельника по пятницу с 8.00 до  17.00, в пятницу с 8.00 до 16.00, перерыв на обед с 12.00 до 13.00(по местному времени).  Дата и время окончания приема заявок – 29.09.2017. Информация размещена в газете  «Уголок России» 30.08.2017. 

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации  закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в  государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным  законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской  Федерации» (далее - Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ), устанавливающим также  порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного  самоуправления и должностными лицами. 

Согласно пунктам 2 и 4 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ  установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан  распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат  рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и  иными федеральными законами. 

Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений  граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными  лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными  органами, должностными лицами обращений объединений граждан, юридических лиц, а  также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений  граждан, юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции  государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их  должностными лицами. 

Согласно статье 3 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ правоотношения,  связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской  Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными  конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными 


законами. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации  могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в  том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии,  установленные настоящим Федеральным законом. 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ  граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и  коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе  юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их  должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации,  на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным  лицам. 

Указанная норма права закрепляет две формы обращения: личное и письменное.

При этом личное обращение заключается в непосредственном присутствии гражданина  на приеме в государственном или муниципальном органе или у должностного лица.  Письменное обращение может заключаться в направлении адресату по почте, с нарочным,  подаче в канцелярию, секретарю или непосредственно должностному лицу документально  оформленных обращений. 

Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ заявление -  просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или  конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных  нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов  местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных  органов и должностных лиц. 

Статьи 7-8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ закрепляют требования к  письменному обращению, порядку его направления и регистрации письменного обращения. 

Определение способа подачи заявления о желании участвовать в аукционе посредством  только личного участия, является препятствием для реализации вышеуказанного принципа,  т.к. данное условие фактически является ограничением для желающих участвовать в  аукционе, но проживающих за пределами Саянского района, а также субъекта Федерации. 

Как определено в пункте 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации  граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении  прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении  участвовать в аукционе. При это данная норма не определяет, что данные заявления  подаются только посредством личного присутствия заявителей. 

Определение в пункте 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в  качестве обязательного условия способа подачи заявлений, указанных в подпункте 2  настоящего пункта, предполагает, по мнению суда, что способы подачи заявлений должны  быть разнообразны, и позволять максимально обеспечить возможность потенциальных  заявителей оперативно (в рамках сроков определенных для подачи заявок) заявить о своем  волеизьявлении об участии в аукционе. 

Редакция статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, не содержит  императивного условия о необходимости личного участия заявителей в целях подачи заявки  на участие в аукционе, и ограничивает применение заявителями такого гражданско- правового института, как представительство. 

Таким образом, ни Конституция Российской Федерации, ни положения Федерального  закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, ни положения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской  Федерации не ограничивают предоставленное заявителю конституционное право на  обращение в орган власти только путем непосредственно личного присутствия. 

Такой подход отвечает общепризнанным принципам и нормам международного права,  являющимся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной  частью правовой системы Российской Федерации, в частности положениям Всеобщей  декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах. 


Положения указанных документов развиваются и конкретизируются в Декларации о  праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать  общепризнанные права человека и основные свободы (принята 9 декабря 1998 года  резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 53/144). 

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от  18.07.2012 № 19-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи  2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской  Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области»  закрепленное в статье 33 Конституции Российской Федерации и отвечающее международно- правовым стандартам право граждан Российской Федерации на обращение в  государственные органы и органы местного самоуправления является важным средством  осуществления и защиты прав, свобод и законных интересов граждан, одной из форм их  участия в управлении делами государства и в местном самоуправлении, инструментом  взаимодействия личности и публичной власти и потому в силу статей 2, 15, 17, 18 и 45  Конституции Российской Федерации должно обеспечиваться законодателем, который обязан  установить эффективный механизм его реализации и защиты. 

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ обращение,  поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному  лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. 

При этом как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от  18.07.2012 № 19-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи  2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской  Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области» с правом  граждан на обращение, как оно урегулировано названным Федеральным законом,  соотносятся установленные в отношении государственных органов, органов местного  самоуправления и должностных лиц конкретные обязанности, сроки их исполнения,  ответственность уполномоченных должностных лиц, а также правила противодействия  злоупотреблению правом (статьи 10 - 12, 15 и 16); при этом в качестве гарантии данного  права закрепляется право обжаловать в административном и (или) судебном порядке  принятое по обращению решение или действия (бездействие) в связи с рассмотрением этого  обращения (пункт 4 статьи 5). 

Приведенные нормативные положения имеют своим предназначением обеспечение  объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений органами  публичной власти и их должностными лицами, в случае необходимости - с участием лица,  направившего обращение, и тем самым обеспечение осуществления и охраны прав личности,  определение механизма взаимосвязи государственной власти и органов местного  самоуправления с населением, в том числе в целях гарантированного участия граждан  Российской Федерации в управлении делами государства и общества. 

В связи с чем, ограничение администрацией Ачинского района права подачи заявлений о  намерении участвовать в аукционе № 290817/0076532/07 только путем личного присутствия  заявителей не является законным. 

При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд признает обоснованным довод  прокурора о том, что органом местного самоуправления нарушена процедура  предоставления земельных участков. 

Согласно статьям 166, 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка  недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой  судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). 

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех,  которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. 

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все  полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том  числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе 


или предоставленной услуге) - возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия  недействительности сделки не предусмотрены законом. 

Пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что  сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на  публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна,  если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие  последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. 

В силу п.п. 74, 75 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении  судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской  Федерации» ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного  правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые  законом интересы третьих лиц. Под публичными интересами, в частности, следует понимать  интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан,  а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.  Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный  законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы. Исходя из  совокупности положений статей 39.10, 39.14 - 39.18 ЗК РФ, земельный участок,  государственная собственность на который не разграничена, может быть предоставлен  крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления его деятельности в  безвозмездное пользование без проведения аукциона на основании предоставленного им  заявления при условии, что это крестьянское (фермерское) хозяйство является единственным  претендентом на испрашиваемый земельный участок. При этом, наличие иных лиц,  заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших  заявление о намерении приобрести земельный участок, является основанием для проведения  конкурентных процедур, в том числе аукциона на право заключения договора аренды  земельного участка по результатам проведения торгов. Вместе с тем, наличие либо  отсутствие претендентов на испрашиваемый земельный участок может быть определено в  течение тридцати дней со дня опубликования соответствующего извещения. 

На основании изложенного суд пришел к выводу об удовлетворении требования  прокурора о признании недействительным договора аренды находящегося в муниципальной  собственности земельного участка от 31.10.2017 № 42/17, заключенного между  администрацией Ачинского района и главой крестьянского (фермерского) хозяйства  Ивановым Семеном Сергеевичем. 

Согласно абзацу первому пункта 3 статьи 166 Гражданского кодекса Российской  Федерации требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки  вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.  Исходя из системного толкования пункта 1 статьи 1, пункта 3 статьи 166 и пункта 2 статьи  168 Гражданского кодекса Российской Федерации иск лица, не являющегося стороной  ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности может также быть  удовлетворен, если гражданским законодательством не установлен иной способ защиты  права этого лица и его защита возможна лишь путем применения последствий  недействительности ничтожной сделки. 

Поскольку иные способы восстановить права арендодателя – муниципального  образования Ачинский район Красноярского края отсутствуют, суд, с учетом положений  пункта 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, в качестве применения  последствий совершения недействительной сделки считает необходимым обязать главу  крестьянского (фермерского) хозяйства Иванова Семена Сергеевича возвратить  администрации Ачинского района по акту приема-передачи земельный участок с  кадастровым номером 24:02:0402008:76, площадью 89 000 кв.м., расположенный по адресу:  Красноярский край, Ачинский район, примерно в 4,18 км по направлению на северо-восток  от д. Боровка, участок № 380, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного  производства. 


Согласно части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец  был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально  размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты  государственной пошлины. 

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской  Федерации, Прокурор Красноярского края освобожден от уплаты государственной пошлины. 

На основании статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации,  государственная пошлина за рассмотрение искового требования о недействительности  сделки составляет 6 000 рублей.  

Поскольку исковые требования заявлены к двум ответчикам, с учетом удовлетворения  иска, а также, учитывая, что отдел по управлению муниципальным имуществом  администрации Ачинского района в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской  Федерации Администрация освобожден от уплаты государственной пошлины, с главы  крестьянского (фермерского) хозяйства Иванова Семена Сергеевича в доход федерального  бюджета подлежит взысканию 3 000 рублей государственной пошлины. 

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной  квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам,  участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети  «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).  

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут  быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства  заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку. 

Руководствуясь статьями 110, 167–170, 176 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края 

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать недействительным договор аренды находящегося в муниципальной  собственности земельного участка от 31.10.2017 № 42/17, заключенный между  администрацией Ачинского района и главой крестьянского (фермерского) хозяйства  Ивановым Семеном Сергеевичем. 

Применить последствия недействительности сделки путем обязания главы крестьянского  (фермерского) хозяйства Иванова Семена Сергеевича возвратить администрации Ачинского  района по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером  24:02:0402008:76, площадью 89 000 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край,  Ачинский район, примерно в 4,18 км по направлению на северо-восток от д. Боровка,  участок № 380, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства. 

Взыскать с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Иванова Семена Сергеевича в  доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины. 

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано  в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий  арбитражный апелляционный суд. 

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд  Красноярского края. 

Судья Д.С. Куликова

Электронная подпись действительна.

Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 13.03.2019 11:14:44

Кому выдана Куликова Диана Сергеевна