АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
22 декабря 2009 года
Дело № А33-19045/2009
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2009 года.
В полном объеме решение изготовлено 22 декабря 2009 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к муниципальному предприятию г. Красноярска «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие № 5»
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
при участии:
представителей ответчика: ФИО1 на основании доверенности № 40 от 30.03.2009; ФИО2 на основании доверенности № 126 от 16.12.2009,
при ведении протокола судебного заседания судьей И.А. Раздобреевой,
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к муниципальному предприятию г. Красноярска «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие № 5» о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Заявление принято к производству суда. Определением от 10.11.2009 возбуждено производство по делу.
Заявителем представлено ходатайство о замене заявителя на Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в связи с реорганизацией путем слияния Управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Управления государственного автодорожного надзора по республике Тыва Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Управления государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Указанное ходатайство в соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено судом.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, ходатайствовал об отложении судебного заседания либо о рассмотрении дела без его участия.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя.
Лицо, привлекаемое к ответственности, требования административного органа оспорило.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв с 10 час. 30 мин. 11 декабря 2009 года до 11 час. 30 мин. 17 декабря 2009 года.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Муниципальное предприятие г. Красноярска «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие № 5» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 082468059618.
Государственным инспектором Управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю ФИО3 проведена внеплановая проверка выполнения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) № АСС-24-032961 от 21.01.2009, выданной Муниципальному предприятию г. Красноярска «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие № 5» на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
Основанием для проведения мероприятия по контролю послужило представление ГИБДД от 06.10.2009 № 38-Г-2670 по факту совершения дорожно-транспортного происшествия с участием автобуса, принадлежащего предприятию.
По результатам проверки (распоряжение № 1674/7р от 15.10.2009) составлен протокол об административном правонарушении серии КЯК № 050594 от 28 октября 2009 года, согласно которому юридическим лицом не выполнены требования, установленные пунктами 46, 4в Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, а именно:
1) не соблюдаются требования, предъявляемые к режиму труда и времени отдыха водителей.
Смена водителя ФИО4 составила 10.09.2009 и 13.09.2009 - 12 час. 34 мин., 14.09.2009 - 12 час. 21 мин., 15.09.2009 - 12 час. 43 мин. 19.09.2009 - 12 час. 34 мин., 21.09.2009 г. - 12 час. 39 мин., 22.09.2009 г. - 12 час. 43 мин., 124.09.2009 г. - 12 час. 44 мин., 06.10.2009 г. - 12 час. 14 мин., 07.10.2009 - 13 час. 02 мин., 10.10.2009 - 12 час. 38 мин., 11.10.2009 - 13 час. 36 мин., 12.10.2009 - 12 час. 26 мин.;
2) предложения на проведение обследования маршрутов в органы исполнительной власти не подавались;
3) расписание движения автобусов по городскому маршруту № 32 разработано без проведения нормирования скоростей.
Зафиксированные в протоколе об административном правонарушении серии КЯК № 050594 от 28 октября 2009 года обстоятельства явились основанием для обращения Управления в Арбитражный суд Красноярского края с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелось ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Согласно статье 2.1 Кодекса об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 Кодекса вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности.
В силу пункта 2 Положения «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, лицензирование перевозок осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. Согласно Приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 07.05.2002 № 61 лицензирование перевозок возложено на отделения Российской транспортной инспекции. Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство транспорта упразднено, функции министерства по контролю и надзору переданы Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (пункт 12 Указа). Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 22.12.2004 № АН-404ФС утверждено Положение об Управлении государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю. В силу пункта 2.1 названного Положения Управление осуществляет контрольные и надзорные функции в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе, надзор за исполнением юридическими лицами и предпринимателями, осуществляющими деятельность по обеспечению процесса перевозки пассажиров и грузов на автомобильном транспорте, установленных нормативными актами требований.
Следовательно, протокол об административном правонарушении серии КЯК № 050594 от 28.10.2009 составлен уполномоченным лицом.
Предусмотренные статьями 28.2, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях требования к порядку составления протокола об административном правонарушении заявителем соблюдены.
Установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях сроки давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истекли.
С объективной стороны правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется действием (бездействием) и выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.
Согласно статье 2 Закона под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. При этом подпунктами «б» и «в» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в том числе соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
1) В соответствии с положениями статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе, соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
Согласно пункту 25 «Положения об особенностях режимов труда и отдыха», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Из материалов дела следует, что в нарушении вышеуказанных норм смена водителя ФИО4 составила 10.09.2009 и 13.09.2009 - 12 час. 34 мин., 14.09.2009 - 12 час. 21 мин., 15.09.2009 - 12 час. 43 мин. 19.09.2009 - 12 час. 34 мин., 21.09.2009 г. - 12 час. 39 мин., 22.09.2009 г. - 12 час. 43 мин., 124.09.2009 г. - 12 час. 44 мин., 06.10.2009 г. - 12 час. 14 мин., 07.10.2009 - 13 час. 02 мин., 10.10.2009 - 12 час. 38 мин., 11.10.2009 - 13 час. 36 мин., 12.10.2009 - 12 час. 26 мин.
Вместе с тем, судом установлено, что указанное правонарушение совершено с 10.09.2009 по 12.10.2009. Таким образом, срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ на момент судебного заседания – 17.12.2009 истек.
2) В соответствии с пунктами 4.15-4.20 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, с целью оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, их инженерного оборудования требованиям безопасности движения комиссией, утвержденной соответствующими органами исполнительной власти, производится обследование автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации - не реже двух раз в год (к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду) в порядке, определяемом действующими законодательными и иными нормативными правовыми документами.
Пунктом 5.2. Положения о безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 № 27, предусмотрено, что организации обязаны перед началом регулярных перевозок, а также в процессе их осуществления оценивать соответствие дорожных условий на маршрутах работы подвижного состава установленным требованиям безопасности движения.
Оценка соответствия состояния автомобильных дорог и подъездных путей требованиям безопасности движения осуществляется на основе обследования, проводимого комиссией, формируемой по решению органов исполнительной власти (администрации) соответствующей территории с привлечением работников организаций, осуществляющих перевозки пассажиров и (или) грузов на этих маршрутах, работников дорожных, коммунальных и других организаций, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, железнодорожные переезды, трамвайные пути, паромные и ледовые переправы; работников Государственной автомобильной инспекции, Российской транспортной инспекции.
Обследование дорожных условий на маршрутах регулярных перевозок грузов осуществляется не реже одного, а на маршрутах перевозок пассажиров - не реже двух раз в год.
Организация ежегодно представляет в органы исполнительной власти (администрации) соответствующей территории предложения по составу комиссии, срокам обследования и перечню предлагаемых к обследованию маршрутов.
По результатам обследования дорожных условий составляется акт, в котором перечисляются выявленные недостатки, угрожающие безопасности движения. Акты подлежат передаче в органы, уполномоченные исправлять выявленные недостатки и контролировать результаты этой работы. В организации хранятся материалы обследования и копии актов.
Административным органом не доказано, что на ответчика возложена обязанность по обследованию маршрута. При составлении протокола об административном правонарушении серии КЯК № 050594 от 28 октября 2009 года не установлен срок, в который предприятие должно представить в орган исполнительной власти предложения по составу комиссии, срокам обследования и перечню предлагаемых к обследованию маршрутов, в связи с чем невозможно установить соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из вышеизложенного, за данное правонарушение предприятие не может быть привлечено к ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3) В силу пунктов 30, 31, 33 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Министерства автомобильного транспорта № 200 от 31.12.81 нормирование скоростей движения автобусов на маршрутах (установление оптимальных норм времени пробега автобусов между остановочными пунктами) является одним из важных компонентов организации пассажирских перевозок.
Автотранспортные предприятия и организации проводят нормирование скоростей движения автобусов на городских маршрутах по «Методике нормирования скоростей движения автобусов на городских маршрутах» (приложение 8 к данному Приказу).
На действующих городских маршрутах нормирование скоростей проводят не реже одного раза в два года.
В соответствии с пунктами 6, 9, 17, 22 приложения № 8 к Правилам организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Министерства автомобильного транспорта № 200 от 31.12.81 для проведения замеров и нормирования скоростей движения создается комиссия из квалифицированных работников с включением в нее специалиста по безопасности движения.
Необходимые сведения о режимах движения регистрируются в карте хронометража.
Установление нормы времени рейса отражается комиссией в акте, который утверждается в областном центре заместителем начальника управления по пассажирским перевозкам, а в других городах - начальником автотранспортного предприятия. Акт должен храниться в отделе эксплуатации вместе с первичными материалами. По окончании всех расчетов составляется таблица норм времени рейса на маршрут для летних и осенне-зимних условий.
Согласно протоколу об административном правонарушении серии КЯК № 050594 от 28 октября 2009 года на момент проведения проверки документация по нормированию скоростей отсутствовала.
Административным органом не установлена обязанность предприятия по проведению нормирования и время совершения правонарушения. Из материалов дела следует, что маршрут № 32 «Госуниверситет-3-я Дальневосточная» открыт администрацией г. Красноярска, паспорт маршрута разработан Департаментом транспорта администрации г. Красноярска.
Согласно договору № 322 от 29.01.2009 об организации и осуществлении пассажирских перевозок, организатор маршрута – Департамент транспорта администрации г. Красноярска утверждает паспорт маршрута и расписание движения транспортных средств на маршруте.
Как видно из материалов дела, паспорт автобуса маршрута № 32 утвержден начальником Департамента транспорта администрации г. Красноярска, маршрут открыт 15.10.2008. То есть на дату открытия маршрута организатором маршрута должно было быть выполнено нормирование скоростей движения автобуса.
Договор на перевозку пассажиров по указанному маршруту заключен Департаментом транспорта администрации г. Красноярска с муниципальным предприятием г. Красноярска «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие № 5» 29.01.2009, то есть ранее 2 лет, по истечении которых должно проводиться следующее нормирование скоростей.
Таким образом, административным органом не установлена обязанность муниципального предприятия г. Красноярска «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие № 5» по нормированию скоростей на маршруте № 32, кроме того, невозможно проверить соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, в связи с чем за данное нарушение предприятие не может быть привлечено к ответственности.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд считает, что административным органом не доказан состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основания для привлечения его к административной ответственности отсутствуют.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ :
В удовлетворении требования Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о привлечении муниципального предприятия г. Красноярска «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие № 5» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Раздобреева И.А.