АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
14 марта 2013 года
Дело № А33-19093/2012
г. Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 06 марта 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено 14 марта 2013 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственности «Красноярская ТЭЦ-4» (ИНН <***>)
к Федеральному казенному учреждению «Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Красноярскому краю»
о признании незаконным отказа от 24.10.2012 №10-6-69 в осуществлении регистрации судна «КС-100Д-1-599» в реестре маломерных судов,
с привлечением к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральное бюджетное учреждение «Енисейское государственное бассейновое Управление водных путей и судоходства»,
при участии:
от заявителя: ФИО1 на основании доверенности от 21.11.2012 №18,
от ответчика: ФИО2 на основании доверенности от 23.01.2013,
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Базуевой А.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственности «Красноярская ТЭЦ-4» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением Федеральному казенному учреждению «Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Красноярскому краю» о признании незаконным отказа в осуществлении регистрации судна «КС-100Д-1-599», принадлежащего ОАО «Красноярская ТЭЦ-4», в реестре маломерных судов.
Определением от 11.02.2013 к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное бюджетное учреждение «Енисейское государственное бассейновое Управление водных путей и судоходства».
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.
Представитель Федерального бюджетного учреждения «Енисейское государственное бассейновое Управление водных путей и судоходства», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Из отзыва Федерального бюджетного учреждения «Енисейское государственное бассейновое Управление водных путей и судоходства», направленного в материалы дела, следует, что указанное лицо выступает на стороне заявителя, считает незаконным отказ ответчика в осуществлении регистрации судна «КС-100Д-1-599» в реестре маломерных судов.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Федерального бюджетного учреждения «Енисейское государственное бассейновое Управление водных путей и судоходства» по представленным в материалы дела доказательствам.
Заявление рассмотрено в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
02.10.2012 ОАО «Красноярская ТЭЦ-4», являясь собственником судна «КС-100Д-1-599», обратилось в Федеральное казенное учреждение «Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Красноярскому краю» с заявлением о его регистрации в реестре маломерных судов.
24.10.2012 (исх. № 10-6-69) ОАО «Красноярская ТЭЦ-4» получило письмо об отказе в государственной регистрации судна – теплохода «КС-100Д-1-599» в реестре маломерных судов.
В качестве основания отказа в регистрации Федеральное казенное учреждение «Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Красноярскому краю» указывает на то обстоятельство, что ОАО «Красноярская ТЭЦ-4» является коммерческой организацией (пункт 3.1 статьи 3 Устава общества) и целью деятельности общества является извлечение прибыли (пункт 4.1 статьи 4 Устава общества). В этой связи маломерное судно, принадлежащее ОАО «Красноярская ТЭЦ-4» и выполняющее производственные функции по перевозке персонала (служебно-разъездной теплоход), не подлежит регистрации в органах ГИМС.
Полагая, что отказ в осуществлении регистрации судна «КС-100Д-1-599», принадлежащего ОАО «Красноярская ТЭЦ-4», в реестре маломерных судов противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Статья 46 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданину и юридическому лицу право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 2).
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регулируется главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд полагает, что оспариваемый отказа в осуществлении регистрации судна «КС-100Д-1-599», принадлежащего ОАО «Красноярская ТЭЦ-4», в реестре маломерных судов, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.
В соответствии со статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее – КВВТ РФ) в редакции Федерального закона от 23.04.2012 № 36-ФЗ маломерное судно – судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать;
В силу пункта 2 статьи 15 КВВТ РФ право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов.
Согласно пункту 1 статьи 18 КВВТ РФ основаниями государственной регистрации судна и прав на него являются:
- акты, изданные органами государственной власти в пределах их компетенции;
- договоры и другие сделки в отношении судна, совершенные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- свидетельство о праве на наследство;
- вступившее в законную силу решение суда;
- свидетельства о правах на судно, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статье 17 КВВТ РФ (в редакции от 23.04.2012 № 36-ФЗ) государственная регистрация судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в Государственном судовом реестре и реестре арендованных иностранных судов администрациями бассейнов внутренних водных путей.
Пунктом 2 статьи 17 КВВТ РФ (в редакции от 23.04.2012 № 36-ФЗ) предусмотрено, что государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок государственной регистрации этих судов в реестре маломерных судов устанавливается указанным органом.
Вместе с тем указанный порядок государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в реестре маломерных судов в настоящий момент не утвержден.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 № 835 установлено, что государственную регистрацию, классификацию и освидетельствование маломерных судов осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России.
Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденные Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 № 500 (далее – Правила), не приведены в соответствие с требованиями статьи 17 КВВТ РФ (в редакции от 23.04.2012 № 36-ФЗ) и не регулируют порядок регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в реестре маломерных судов.
Таким образом, порядок государственной регистрации маломерных судов в настоящий момент регламентирован нормами КВВТ РФ, а также вышеуказанными Правилами в части положений, непротиворечащих Кодексу.
Пункт 27 Правил содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации судна.
В государственной регистрации судна и прав на него может быть отказано в случае, если:
1) с заявлением о регистрации обратилось ненадлежащее лицо;
2) не соблюдены требования об исключении судна из прежнего реестра судов (судовой книги);
3) документы, представленные на государственную регистрацию прав на судно, не соответствуют требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
4) лицо, выдавшее правоустанавливающий документ на судно, не уполномочено распоряжаться правами на судно;
5) правоустанавливающий документ на судно свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на судно;
6) права на судно, о регистрации которых просит заявитель, не являются правами, подлежащими государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оформление отказа в государственной регистрации судна и прав на него производится руководителем соответствующего органа государственной регистрации письменно с указанием конкретных причин отказа.
Как следует из материалов дела, правоустанавливающих документов, Свидетельства о праве собственности на судно (серия ТВ №0010787 от 14.05.2007) и Свидетельства о праве плавания под Государственным флагом РФ (Серия ТВ №0010786 от 14.05.2007), судно «КС-100Д-1-599» (идентификационный №Е-3-1444, проект №КС-100Д-1, 1992 г. постройки) является по назначению - служебно-разъездным, по длине – маломерным (12,00м).
24.08.2012 указанное судно было снято с учета Енисейского филиала ФАУ «Российский Речной регистр» по коду «09» - «при переходе в класс другой классификационной организации».
В соответствии со статьей 21 КВВТ РФ для исключения судна из Государственного судового реестра судовладелец должен подать в орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, заявление и документы, подтверждающие обстоятельства, явившиеся основанием для такого исключения.
При обращении с заявлением 03.09.2012 правообладатель судна заявил об эксплуатации указанного судна в некоммерческих целях и об исключении его из Государственного судового реестра.
03.09.2012 на основании заявления правообладателя судно «КС-100Д-1-599» (идентификационный №Е-3-1444, проект №КС-100Д-1, 1992 г. постройки) исключено из Государственного судового реестра для государственной регистрации его и прав на него в реестре маломерных судов ГИМС МЧС РФ на основании Федерального закона №36-Ф3 от 23.04.2012.
Заявитель письмом от 02.10.2012 № 82/121 обратился в Федеральное казенное учреждение «Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Красноярскому краю» с заявлением о регистрации судна в реестре маломерных судов, при этом указав, что судно не используется в коммерческих целях, является служебно-разъездным теплоходом.
Письмом от 24.10.2012 исх. № 10-6-69 Федеральное казенное учреждение «Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Красноярскому краю» отказало в государственной регистрации судна – теплохода «КС-100Д-1-599» в реестре маломерных судов, ссылаясь на то обстоятельство, что ОАО «Красноярская ТЭЦ-4» является коммерческой организацией (пункт 3.1 статьи 3 Устава общества) и целью деятельности общества является извлечение прибыли (пункт 4.1 статьи 4 Устава общества). В этой связи маломерное судно, принадлежащее ОАО «Красноярская ТЭЦ-4» и выполняющее производственные функции по перевозке персонала (служебно-разъездной теплоход), не подлежит регистрации в органах ГИМС.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд считает необоснованным приведенное основание отказа в регистрации, поскольку заявленное для регистрации судно не используется заявителем в коммерческих целях для непосредственного извлечения прибыли, о чем было указано при подаче документов в сопроводительном письме ОАО «Красноярская ТЭЦ-4». Об этом же указывается и в тексте самого оспариваемого отказа, а именно, что судно выполняет производственные функции по перевозке персонала (служебно-разъездной теплоход).
Цель эксплуатации судна – доставка персонала (работников общества) к отдаленному месту работы, данная цель не может быть признана коммерческой.
Принадлежность судна коммерческой организации сама по себе не может свидетельствовать об использовании судна в коммерческих целях, поскольку коммерческая цель подразумевает под собой извлечение прибыли от самого непосредственного использования судна, т.е. эксплуатация судна должна приносить прибыль. Вместе с тем судно, используемое в служебных производственных целях для доставки персонала к отдаленному месту работы, не используется в коммерческих целях, поскольку общество не получает прибыли от его использования.
Статья 17 КВВТ РФ не ставит в зависимость определение цели использования судна от его принадлежности к коммерческим либо некоммерческим организациям и его использование в коммерческой либо некоммерческой деятельности, а говорит только о цели использования самого судна. Как коммерческая, так и некоммерческая организация могут использовать судно в коммерческих целях для извлечения прибыли. Обязанность регистрации маломерных судов, принадлежащих коммерческим организациям, исключительно в Государственном судовом реестре, законодательством не предусмотрена.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 КВВТ РФ перевозки грузов, пассажиров и их багажа, буксировка судов и иных плавучих объектов, погрузка и выгрузка грузов, оказание услуг в речных портах, услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и других услуг внутреннего водного транспорта осуществляются на платной основе. Провозная плата (плата за перевозки грузов, пассажиров и их багажа) устанавливается перевозчиками. Именно в данном случае деятельность по использованию судна может быть признана коммерческой, поскольку в данном случае цель использования судна – извлечение прибыли.
В соответствии со статьей 3 КВВТ РФ пассажир – лицо, перевозка которого на судне осуществляется по договору перевозки пассажира. В соответствии с законом № 99-ФЗ от 04.05.2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом пассажиров подлежит лицензированию.
Доказательства, свидетельствующие о том, что заявитель осуществляет перевозки грузов, пассажиров и их багажа либо оказывает иные услуги третьим лицам с использованием маломерного судна, в материалы дела не представлены, об их наличии не заявлено. Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается факт использования судна в некоммерческих целях.
На основании изложенного отказ Федерального казенного учреждения «Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Красноярскому краю» в осуществлении регистрации судна «КС-100Д-1-599» в реестре маломерных судов, выраженный в письме от 24.10.2012 № 10-6-69, противоречит положениям статьи 17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Исходя из части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом установленных обстоятельств по делу суд полагает заявление открытого акционерного общества «Красноярская ТЭЦ-4» подлежащим удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом настоящего искового заявления составляют 2000 рублей и подлежат взысканию с Федерального казенного учреждения «Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Красноярскому краю» в пользу открытого акционерного общества «Красноярская ТЭЦ-4».
Государственная пошлины в размере 4000 рублей, уплаченная на основании платежного поручения от 20.11.2012 № 00418 подлежит возврату из федерального бюджета открытому акционерному обществу «Красноярская ТЭЦ-4».
Руководствуясь статьями 104, 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
Заявление открытого акционерного общества «Красноярская ТЭЦ-4» удовлетворить.
Признать незаконным отказ Федерального казенного учреждения «Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Красноярскому краю» в осуществлении регистрации судна «КС-100Д-1-599» в реестре маломерных судов, выраженный в письме от 24.10.2012 № 10-6-69, как несоответствующий Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Красноярскому краю» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества «Красноярская ТЭЦ-4» путем регистрации судна «КС-100Д-1-599» в реестре маломерных судов.
В порядке распределения судебных расходов взыскать с Федерального казенного учреждения «Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Красноярскому краю» в пользу открытого акционерного общества «Красноярская ТЭЦ-4» 2 000 рублей государственной пошлины.
Возвратить открытому акционерному обществу «Красноярская ТЭЦ-4» из федерального бюджета 4 000 рублей государственной пошлины, уплаченной на основании платежного поручения от 20.11.2012 № 00418. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья Е.В. Болуж