АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ноября 2015 года | Дело № А33-19389/2015 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 26.10.2015.
В полном объеме решение изготовлено 02.11.2015.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Е.А. Ивановой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению краевого государственного бюджетного учреждения «Саянское лесничество» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края
о признании незаконными предписаний от 21.07.2015 № СД/01239, от 17.08.2015 № СД/01418,
при участии в судебном заседании:
от ответчика: ФИО1 по доверенности от 19.08.20154 №СД01437, удостоверения,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В. Пилипенко,
установил:
Краевое государственное бюджетное учреждение «Саянское лесничество» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края о признании незаконными предписаний от 21.07.2015 № СД/01239, от 17.08.2015 № СД/01418.
Заявление принято к производству суда. Определением от 08.09.2015 возбуждено производств по делу.
В судебное заседание представитель заявителя не явился, о месте и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
Ответчиком на основании приказа от 27.05.2015 № 199п в период с 15.06.2015 по 26.06.2015 проведена плановая выездная проверка в краевом государственном бюджетном учреждении «Саянское лесничество» (далее КГБУ «Саянское лесничество», учреждение) по соблюдению бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных и правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения за 2014 и истекший период 2015.
По результатам проверки составлен акт проверки от 26.06.2015, в котором отражено неправомерное (незаконное) использование бюджетных средств в сумме 289 791,16 рублей, допущенное в результате несоблюдения квалификационных требований к профессиональному образованию, необходимому для замещения должности «Главный бухгалтер».
Учреждению выдано предписание от 21.07.2015 № СД/0123, согласно которому оно обязано:
-принять меры к устранению выявленных нарушений закона, а именно привести в соответствие с действующим законодательством условия оплаты труда ФИО2, не имеющей соответствующего образования;
-возместить в краевой бюджет ущерб, причинённый в результате неправомерно (незаконно) использованных средств в сумме 289 791,16 рублей.
Предписанием от 17.08.2015 № СД/01418 учреждению предписано принять меры к устранению выявленных нарушений закона, а именно привести в соответствие с действующим законодательством условия оплаты труда ФИО2, не имеющей соответствующего образования; по возмещению в краевой бюджет ущерба, причинённого в результате неправомерно (незаконно) использованных средств в сумме 256 197,07 рублей (с учетом принятых возражений по акту проверки, ранее выданное предписание от 21.07.2015 признано недействительным).
Полагая, что предписания не соответствует действующему законодательству, нарушают права и интересы в сфере экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Оспариваемые предписания вынесены Службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края.
Положениями статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, предусмотрено осуществление государственного финансового контроля, который подразделяется на внешний и внутренний. Внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью органов государственного финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Службе финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 13.12.2013 № 657-п, Служба является органом исполнительной власти Красноярского края, которая осуществляет контроль в сфере бюджетных правоотношений и наделена полномочиями по выдаче объектам контроля предписаний, содержащих обязательные для исполнения требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба краю (пункт 1.1, подпункт 4 пункта 3.1).
Одним из методов осуществления государственного финансового контроля, согласно статье 267.1 Бюджетного кодекса, является проверка.
В силу норм Бюджетного кодекса РФ (статья 269.2) конкретный объем полномочий Службы при проведении проверок закреплен на уровне субъекта Российской Федерации в Законе Красноярского края от 18.12.2008 № 7-2617 «О бюджетном процессе в Красноярском крае» и постановлении Правительства Красноярского края от 18.01.2011 № 6-п «Об утверждении Порядка и форм осуществления государственного финансового контроля, в том числе за деятельностью краевых государственных бюджетных и автономных учреждений, органами, созданными Правительством Красноярского края» (далее - Порядок № 6-п).
В соответствии с названным выше нормативными правовыми актами Служба, помимо проверок, обладает полномочиями, в том числе на вынесение обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, в том числе о возмещении бюджетных средств, в случаях выявления нарушений в целях их устранения, а также возмещения ущерба, причиненного в результате незаконного (неправомерного) или нецелевого использования бюджетных средств.
Как следует из пункта 10.1 Порядка № 6-п, в случаях выявления нарушений в целях их устранения, а также возмещения ущерба, причиненного в результате незаконного (неправомерного) или нецелевого использования бюджетных средств, служба не позднее двух рабочих дней после подготовки заключения о результатах контрольного мероприятия выносит обязательное к исполнению объектом контроля (его должностными лицами) предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе о возмещении бюджетных средств и направляет его объекту контроля.
То обстоятельство, что учреждение является получателем бюджетных средств, заявителем не оспаривается, подтверждается материалами дела.
С учетом вышеприведенных норм проверка деятельности заявителя и выдача по ее результатам соответствующего предписания (предписаний) относится к компетенции ответчика.
В соответствии с частью 1 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации - устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Частью 5 статьи 144 ТК РФ установлено, что системы оплаты труда работников государственных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3 статьи 135 ТК РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Согласно части 3 статьи 135 ТК РФ Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 143 ТК РФ тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона Красноярского края от 29.10.2009 № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» (далее - Закон № 9-3864) система оплаты труда устанавливается с учетом:
а) единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий
рабочих;
б) единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих;
в) государственных гарантий по оплате труда;
г) примерных положений об оплате труда работников учреждений
по ведомственной принадлежности с учетом видов экономической деятельности;
д) рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений;
е) мнения представительного органа работников.
Статьей 7 Закона № 9-3864 установлено, что оплата труда работников учреждений является расходным обязательством Красноярского края.
Решениями трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013, протокол № 11 и от 24.12.2014, протокол№ 11 утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 и 2015 год и соответственно (далее - Единые рекомендации).
Подпунктом «д» пункта 5 Единых рекомендаций установлено, что обязательными для применения на территории Российской Федерации являются следующие нормы и условия оплаты труда, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
д) единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, состоящий из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующие им тарифные разряды, требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих, а также примеры работ, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, состоящий из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, либо профессиональные стандарты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2002 № 787 установлено, что Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС) состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.
В соответствии с разделами Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях и квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно- исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях ЕКС Постановление Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37 «Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих» (далее - Квалификационный справочник № 37) входит в ЕКС.
Согласно Квалификационному справочнику № 37, установлены требования к квалификации по должности «Главный бухгалтер»: высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее 5 лет.
Из материалов дела следует, что в учреждении должность «Главный бухгалтер» занимала ФИО2 на основании трудового договора от 04.02.2003, приказа от 04.02.2003 № 6-к и должностной инструкции главного бухгалтера (с дополнением).
Согласно представленному личному делу ФИО2 имеет высшее профессиональное образование (квалификация «Инженер» по специальности «Автомобильные дороги и аэродромы», диплом выдан ФГОУ ВПО «СФУ»), среднее профессиональное (экономическое) образование (квалификация «Бухгалтер» по специальности «Экономика, бухгалтерский учет и контроль», диплом выдан ВНТК «Тантал»), стаж работы 12 лет 4 месяцев в должности главного бухгалтера, а также специальную подготовку по программе «Автоматизированные системы обработки экономической информации» направление «Главный бухгалтер» (удостоверение выдано ФАУ «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства Сибири и Дальнего Востока), по программе «Автоматизированные система обработки экономической информации» направление «Ведение бюджетного учета в 1С: Бухгалтерии для бюджетных учреждений 8» (удостоверение выдано ФАУ «Институт повышение квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства Сибири и Дальнего Востока), по курсу «Ведение бухгалтерского и налогового учета в программе 1С: Бухгалтерия для бюджетных организаций ред. 6» (свидетельство ООО «Искра-С Бюджет») и по курсу «Ведение кадрового учета и расчет заработной платы в программе «1С: Зарплата и кадры 7.7» (свидетельство выдано ООО «Искра-С Бюджет»).
Таким образом, в нарушение требований Квалификационного справочника № 37 в проверяемом периоде должность «Главный бухгалтер» занимала ФИО2, не имеющая высшего профессионального (экономического) образования, при этом должностной инструкцией от 15.01.2009 и дополнением к ней утвержденной учреждением, установлено, что на должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж финансово-хозяйственной работы, в том числе на руководящих должностях, не менее 5 лет.
Доводы учреждения о том, что применение единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей и служащих необходимо только для тарификации работ (определения разряда их должности) и присвоения тарифных разрядов работников судом не принимается по следующим основаниям.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.10.2002 № 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» установлено, что ЕКС состоит из квалификационных характеристик должностейруководителей, специалистов и служащих, содержащихдолжностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний иквалификации руководителей, специалистов и служащих.
Обязательность соблюдения требований тарифно-квалификационных справочников помимо статей 135, 143 Трудового кодекса Российской Федерации, определена статьей 1 Закона № 9-3864.
Также суд считает, что, решение аттестационной комиссии от 21.06.2013
не свидетельствуют о правомерности выплаты ФИО2 заработной платы
при отсутствии у нее высшего образования и принятии заявителем действий,
соответствующих действующему законодательству.
Таким образом, суд пришел к выводу о соответствии оспариваемых предписаний действующему законодательству, отсутствии нарушении прав и интересов заявителя.
Следовательно, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Заявителем при обращении в суд уплачено 3000 рублей госпошлины. Заявлением от 21.09.2015 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учреждение также просило признать недействительным предписание от 17.08.2015 № СД/01418 (выданного административным органом взамен ранее выданного), при этом госпошлина при его подаче не уплачена.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления.
Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения «Саянское лесничество» в доход федерального бюджета 3000 рублей госпошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья Е.А. Иванова