ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-19413/09 от 26.01.2010 Третьего арбитражного апелляционного суда

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

02

февраля

2010 года

Дело № А33-19413/2009

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 26.01.2010.

В полном объеме решение изготовлено 02.02.2010.

Судья Арбитражного суда Красноярского края  И.В. Шишкина,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «МРСК Сибири» (г. Красноярск)

к Управлению Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю                      (г. Красноярск)

о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности,

при участии всудебном заседании:

от истца: Данильченко А.А. – представитель по доверенности № 417 от 16.12.2009,

от ответчика: Лац Л.А. – представитель по доверенности от 31.12.2009,

при ведении протокола судебного заседания судьей Шишкиной И.В.

установил:

открытое акционерное общество «МРСК Сибири» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Управлению Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю о признании незаконным отказа № 02/001/2009-746 от 06.08.2009 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества (сооружение) – наружные сети канализации центральной базы ЗЭС от гаража на 100 автомашин до септика № 1, расположенное по адресу: г. Ачинск, Южная промзона, квартал IV, строение 3, кадастровый номер 24:43:0131001:0151:04:403:002:000545120:0003, об обязании произвести государственную регистрации права собственности за ОАО «МРСК Сибири» на объект недвижимого имущества (сооружение) – наружные сети канализации центральной базы ЗЭС от гаража на 100 автомашин до септика № 1, расположенное по адресу: г. Ачинск, Южная промзона, квартал IV, строение 3, кадастровый номер 24:43:0131001:0151:04:403:002:000545120:0003.

Определением от 10.12.2009 исковое заявление принято к производству арбитражного суда, на 30.12.2009 назначено  предварительное судебное заседание, затем судебное разбирательство.

Определением от 30.12.2009 судебное разбирательство отложено на 26.01.2010.

Ответчик представил отзыв на заявление, в котором полагает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: представленный передаточный акт не содержит сведений о заявленном на государственную регистрацию сооружении – наружные сети канализации базы ЗЭС от гаража на 100 автомашин до септика № 1 по адресу Красноярский край, г. Ачинск, Южная промзона, квартал IV, строение 3; как следует из передаточного акта состав активов, в том числе основных средств, указан в приложении № 3 (инвентарная опись основных средств № 1); данное приложение заявителем в управление не представлено, поэтому регистрирующий орган лишен возможности установить, передано ли ОАО «МРСК Сибири» заявленное на государственную регистрацию сооружение; приложение № 11 к передаточному акту содержит вложения во внеоборотные активы, где под пунктом 564 значится «Реконструкция. Наружные сети канализации на центральной базе ЗЭС»; как следует из письма ОАО «МРСК Сибири» от 03.08.2009 на счете «вложения во внеоборотные активы» числился объект незавершенного строительства с наименованием «Реконструкция. Наружные сети канализации на центральной базе ЗЭС»; следовательно, передаточный акт свидетельствует о передаче ОАО «МРСК Сибири» объекта незавершенного строительства; однако заявитель представил документы, подтверждающие факт создания правопредшественником сооружения и обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права на вновь созданное имущество; следовательно, заявителю необходимо представить документы, из которых следует, что заказчиком строительства объекта недвижимого имущества выступает ОАО «МРСК Сибири» либо в случае приобретения в порядке реорганизации объекта незавершенного строительства указанного в приложении № 11 к передаточному акту как «Реконструкция. Наружные сети канализации на центральной базе ЗЭС»; право собственности ОАО «Красноярскэнерго» на основании разрешения на ввод в эксплуатацию от 29.12.2006 не было зарегистрировано, право собственности на указанное имущество ОАО «Красноярскэнерго» еще не возникло; отсутствие у ОАО «Красноярскэнерго» вещных прав на сооружение свидетельствует и об отсутствии вещных прав у ОАО «МРСК Сибири», что явилось основанием для отказа в государственной регистрации права на основании абзацев 8,10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации.

Истец в судебном заседании пояснил, что требования по пункту 2 (об обязании регистрирующего органа произвести регистрацию права собственности) заявлены им исходя из правил статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае признания ненормативного акта недействительным  суд указывает на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Данное уточнение принято судом.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Администрацией г. Ачинска выдано ОАО «Красноярскэнерго» 28.11.2006 разрешение на строительство № 51 объекта капитального строительства: наружные сети, канализация согласно проекта по адресу Красноярский край, г. Ачинск, Центральная база Западных электрических сетей, Южная промзона сроком действия по 26.12.2007.

Администрацией г. Ачинска 29.12.2006 утверждено разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства: наружные сети канализации до септика № 1 расположенного по адресу Красноярский край, г. Ачинск, Южная промзона, квартал IV, строение 3.

Согласно кадастрового паспорта от 21.11.2008 наружные сети канализации Центральной базы ЗЭС от административных зданий технических служб до септика № 1 имеют протяженность 209 м, год ввода в эксплуатацию – 2006, а также септик объемом 57.6 куб.м.

Согласно выписке из протокола заседания правления РАО «ЕЭС России» № 1795пр/10 от 25.12.2007, правление постановило реорганизовать ОАО «МРСК Сибири» в форме присоединения к нему в числе прочих акционерных обществ ОАО «Красноярскэнерго».

Между присоединяемыми акционерными обществами (в том числе ОАО «Красноярскэнерго» и ОАР «МРСК Сибири») заключен договор о присоединении от 29.10.2007, в котором изложены обязанности сторон договора по реорганизации.

Согласно утвержденного решением общего собрания акционеров № 3 от 21.12.2007 передаточного акта от 29.10.2007, ОАО «Красноярскэнерго» в соответствии с договором о присоединении от 292.10.2007 передает ОАО «МРСК Сибири» активы и пассивы реорганизуемого общества, а также все права и обязанности последнего по состоянию на 30.06.2007. В числе активов и пассивов указано приложение № 11 (вложения во внеоборотные активы) на сумму 349 106 522,23 руб. Приложением № 2 к передаточному акту к договору о присоединении определено, что перечни имущества, прав и обязательств, передаваемых ОАО «МРСК Сибири» составлены по состоянию на 30.06.2007. Присоединяющее общество (ОАО «МРСК Сибири») будет являться правопреемником в порядке универсального правопреемства по всему имуществу, правам и обязательствам, которые возникнут после даты передаточного акта до даты завершения реорганизации.

Согласно приложению № 11 к передаточному акту (внеоборотные активы) под номером 564 числится реконструкцию наружные сети канализации на Центральной базе ЗЭС, отражено, что построено два септика, проложены 219 метров наружных сетей канализации, объект будет зарегистрирован согласно графика 30.11.2007.

Согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, в данный реестр внесена 31.03.2008 запись о прекращении деятельности ОАО «Красноярскэнерго» путем реорганизации в форме присоединения.

- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 29.12.2006 № 93;

 - договор аренды земельного участка от 31.12.2008 № 2662-А3;

- кадастровый паспорт земельного участка от 18.02.2008 № 43/08-430;

- протокол разногласий к договору аренды земельного участка;

- разрешение на строительство;

- распоряжения Главы г. Ачинска от 10.06.2008 № 1738-р; от 16.11.2006 № 2756-р, от 20.03.2007 № 064-р, от 21.07.2004 № 2281-р, касающиеся вопросов прекращения права постоянного бессрочного пользования ОАО «Красноярскэнерго», разрешении строительства объекта, утверждении границ земельного участка.

- передаточный акт от 29.10.2007;

Согласно уведомлению о приостановлении государственной регистрации права от 07.05.2009 № 02/001/2009-746.747 государственная регистрация права приостановлена для внесения дополнительных документов на основании заявления ОАО «МРСК Сибири».

Письмом от 03.08.2009 № 1.3/01/553 ОАО МРСК Сибири» сообщило Управлению ФРС по Красноярскому краю, что согласно инвестиционной программе ОАО «Красноярскэнерго» на 2006 год было запланировано проведение работ по титулу «Реконструкция центральной базы ЗЭС» с источником финансирования «амортизация»; наружные сети канализации по своему функциональному назначению являются отдельным сооружением, самостоятельным объектом недвижимости; строительство данного объекта осуществлялось в соответствии с градостроительным кодексом Российской Федерации с получением разрешений на строительство и ввода объекта в эксплуатацию; на момент формирования передаточного акта на 08 счете «Вложения во внеоборотные активы» числился объект незавершенного строительства, имеющий соответствующий объекту строительства название «наружные сети канализации на центральной Базе ЗЭС»; в этой связи объяснение названия объекта «Реконструкция. наружные сети канализации на центральной базе ЗЭС» в инвентарной описи вложений во внеоборотные активы для учета в передаточном акте на 30.06.2007, заключается в том, что в названии указан источник финансирования строительства по отношению к титулу, а не к конкретному объекту.

Сообщением от 08.08.2009 № 02/001/2009-746 Управление ФРС по Красноярскому краю отказало истцу в регистрации права собственности на заявленный объект недвижимого имущества по следующим основаниям:

- заявителем не представлены необходимые для регистрации права собственности документы, отвечающие требованиям действующего законодательства;

- приложение № 3 к передаточному акту, содержащее сведения о структурном составе активов, в том числе основных средств, не регистрацию заявителем не представлено;

- в качестве дополнения  представлено приложение № 11 к передаточному акту и договору о присоединении ОАО «Красноярскэнерго» к ОАО «МРСК Сибири», согласно которому в числе вложений во внеоборотные активы под номером 564 указана реконструкция, объект – наружные сети канализации на центральной базе ЗЭС, год строительства 2005;

- в представленных на государственную регистрацию документах отсутствует информация о заявленном объекте недвижимости, а именно – объекта капитального строительства - сооружение, наружные сети канализации центральной базы ЗЭС от административных зданий технических служб до септика № 1 (новое строительство, год строительства – 2006);

- на государственную регистрацию не представлены документы, необходимые для ее проведения, а именно, основание для государственной регистрации, что в соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации является основанием для отказа в государственной регистрации права;

- представленное заявителем на государственную регистрацию разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 29.12.2006 не может рассматриваться в качестве основания приобретения права собственности на сооружение ОАО «Красноярскэнерго», так как в соответствии со статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации Российской Федерации право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации, сведения о государственной регистрации права собственности ОАО «Красноярскэнерго» на объект отсутствуют;

- представленные на государственную регистрацию документы свидетельствуют об отсутствуют прав у ОАО «МРСК Сибири» на указанное сооружение, что в соответствии с абзацем 8 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации является основанием для государственной регистрации права.

Ссылаясь на то, что данный отказ противоречит закону и нарушает права и законные интересы ОАО «МРСК Сибири», акционерное общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Оценив материалы дела, доводы заявления и отзыва на заявление, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

Требования ОАО «МРСК Сибири» основаны на главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону  или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основанием для признания действий (бездействия) государственного органа незаконным является одновременно как их несоответствие закону или иным правовым актам, так и нарушение этими действиями (бездействием) прав и законных интересов организации, обратившейся в арбитражный суд с соответствующим требованием.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказ  в государственной регистрации прав либо уклонение    соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится учреждением юстиции по государственной регистрации  прав на  недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа по месту  нахождения недвижимого имущества (ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое  имущество и сделок с ним», далее Закон).

Государственная регистрация прав проводится на основании заявления  правообладателя, к заявлению  о государственной регистрации  права должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. 

Согласно ст.13 Закона  государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:

прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;

правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;

установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

В соответствии с абзацами 8, 10 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации права может быть отказано в случаях, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.

Как следует из заявления ОАО «МРСК Сибири», данное общество не согласно с отказом в государственной регистрации права на сооружение в связи с тем, что заявителем были представлены необходимые документы для государственной регистрации права - передаточный акт с приложением № 11, разрешение на ввод сооружения в эксплуатацию выданное присоединяемому ОАО «Красноярскэнерго»; ОАО «МРСК Сибири» является универсальным правопреемником ОАО «Красноярскэнерго», в связи с чем у заявителя имеются все права на регистрацию права собственности на сооружение; факт нахождения сооружения как объекта в приложении № 11 «вложения во внеоборотные активы» к передаточному акту, а не в приложении № 3 «основные средства» не влияет на статус заявленного на регистрацию объекта как объекта недвижимого имущества; в представленном на государственную регистрацию правоустанавливающем документе – разрешение на ввод объекта в эксплуатацию содержится описание объекта недвижимого имущества, при технической инвентаризации указаны характеристики объекта градостроительной деятельности, в силу чего несовпадение названия объекта в разрешении на ввод в эксплуатацию и в кадастровом паспорте само по себе является основанием для вывода об отсутствии у заявителя прав на объект

В силу статьи 2 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации.

Основания приобретения права собственности предусмотрены статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 1 указанной статьи право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. В силу статьи 219 Кодекса право собственности на вновь созданное недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации, которая проводится в соответствии со статьей 25 Закона о государственной регистрации.

Указанными положениями законодательства регулируется приобретение первичного права собственности, возникающего в отношении имущества, которое ранее не находилось в чьей-либо собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 218 упомянутого Кодекса право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.

Данной нормой установлены основания вторичного приобретения права, когда право собственности в связи с определенными юридическими фактами переходит от одного лица к другому.

В настоящем случае ОАО "МРСК Сибири» обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на сооружение как на вновь созданный объект недвижимого имущества в порядке статьи 25 Закона о государственной регистрации, приложив в качестве правоустанавливающих документов документы, подтверждающие факт создания этого объекта и правопреемство ОАО "МРСК Сибири» по отношению к застройщику – ОАО «Красноярскэнерго».

Таким образом, акционерное общество просило зарегистрировать право собственности в соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, а не переход к нему от ОАО «Красноярскэнерго» права собственности в соответствии с пунктом 2 той же статьи.

Согласно пункту 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. В силу части второй пункта 4 статьи 57 названного Кодекса при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

По смыслу указанных правовых норм юридическое лицо, реорганизованное в форме присоединения к нему другого юридического лица, считается универсальным правопреемником присоединяемого юридического лица.

Поскольку по передаточному акту ОАО "МРСК Сибири» были переданы все имущество, а также права и обязанности присоединяемого ОАО "Красноярскэнерго», к заявителю перешло и право на обращение за регистрацией права собственности на созданные правопредшественником объекты недвижимости.

Исходя из изложенного, передача сооружения как вновь возведенного объекта ОАО «МРСК Сибири» в процессе реорганизации в форме присоединения возможна и без государственной регистрации права собственности ОАО "Красноярскэнерго» на сооружение, а отсутствие такой регистрации за передающей стороной в данном случае не является основанием для отказа в регистрации права собственности универсального правопреемника.

Указание сооружения в приложении № 11 к передаточному акту «вложения во внеоборотные активы», а не в приложение № 3 «основные средства», а также описание в приложении № 11 спорного объекта как объекта незавершенного строительства также не могло явиться основанием для отказа в регистрации права, поскольку заявителем представлены доказательства завершения строительства (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию). Возможная опечатка в приложении № 11 относительно года строительства (2005 вместо 2006) также не является сама по себе основанием для вывода об отсутствии у заявителя прав на сооружение, поскольку имелись необходимые правоустанавливающие документы выданные ОАО «Красноярскэнерго» на вновь созданный объект недвижимого имущества, а ОАО «МРСК Сибири» является универсальным правопреемником последнего, возможность исправления бухгалтерской документации ОАО «Красноярскэнерго» в связи с его ликвидацией утрачена.

Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению"  наименование синтетического счета 08 "капитальные вложения" заменено на "вложения во внеоборотные активы". К таким вложениям относятся в том числе затраты на строительство объектов основных средств. Таким образом, учет затрат по строительству сооружение ОАО «Красноярскэнерго» вело на бухгалтерском счете 08 "вложения во внеоборотные активы".

До получения документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости, указанные объекты продолжают относиться к незавершенным капитальным вложениям. Это определено пунктом 41 Приказа от 29 июля 1998 г. N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", согласно которому к незавершенным капитальным вложениям относятся не оформленные актами приемки-передачи основных средств и иными документами (включая документы, подтверждающие государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях) затраты на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, прочие капитальные работы и затраты.

В соответствии с пунктом 3.2.2 "Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций" (утв. письмом Минфина РФ от 30.12.1993 N 160) законченные строительством здания и сооружения,  приемка в эксплуатацию которых оформлена в установленном порядке, зачисляются в состав основных средств. Основанием для зачисления является "Акт приемки - передачи основных средств".

Таким образом, учет сооружения в структуре основных средств возможен был ОАО «Красноярскэнерго» после составления акта приемки-передачи основных средств (форма N ОС-1, утвержденная Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 21.01.2003 № 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств») и государственной регистрации права собственности на него, а поскольку таковое на момент утверждения передаточного акта отсутствовало, спорный объект учитывался в приложении № 11 «вложения во внеоборотные активы».

Учитывая, что ОАО "Красноярскэнерго» прекратило свою деятельность путем присоединения к ОАО «МРСК Сибири» с переходом к последнему всей совокупности имущественных прав согласно передаточному акту, на основании пункта 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на вещь, созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом, переход к ОАО "МРСК Сибири» права собственности на объекты недвижимости от прежнего правообладателя - ОАО "Красноярскэнерго» произошел в порядке реорганизации последнего и не является сделкой с объектом недвижимости, следовательно, условие об обязательности регистрации права собственности на этот объект за первоначальным правообладателем выдвинуто Управлением необоснованно.

Согласно статье 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Исходя из смыла названных статей Закона, государственной регистрации подлежит  право собственности на недвижимые объекты.

В отношении самих объектов недвижимости осуществляется не государственная регистрация, а внесение записей в Единый государственный реестр, содержащий информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях (статья 12 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").

Статья 12 данного закона предусматривает, что Единый государственный реестр прав состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Раздел открывается при начале регистрации прав на объект недвижимого имущества и идентифицируется кадастровым или условным номером данного объекта.

Согласно пунктам 23, 24 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним  № 219 от 18.02.98, Подраздел I содержит краткое описание объекта недвижимого имущества на основании документов, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества на территории регистрационного округа. Записи в подраздел I могут вноситься на основании иных документов в случаях, установленных Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Данными Правилами утверждены формы Подраздела 1, соответствующие видам недвижимого имущества, в том числе здание или сооружение (форма I-2).

Согласно статье 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В представленном на регистрацию разрешении на ввод объекта в эксплуатацию содержалось следующее описание объекта недвижимого имущества: наружные сети канализации до септика № 1 по адресу г. Ачинск, Южная промзона, квартал IV, строение 3.

В представленном на регистрацию кадастровом паспорте содержалось следующее описание объекта недвижимого имущества: наружные сети канализации Центральной базы ЗЭС от административных зданий технических служб до септика № 1.

Описание сооружения в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию дается исходя из его проектных характеристик и разрешения на строительство, как объекта капитального строительства.

Описание же объекта недвижимости  при кадастровом учете производится с целью его определения его индивидуальных признаков как объекта недвижимого имущества для целей регистрации права, необходимости введения в гражданский оборот с учетом норм Гражданского кодекса Российской Федерации.

 При кадастровом учете недвижимость – это объект не только объект градостроительной деятельности, но и объект гражданских прав, и в этом качестве недвижимость может характеризоваться различными количественными и качественными показателями. Несмотря на это, для целей имущественного оборота, а значит и для государственной регистрации прав она является одной и той же индивидуально-определенной вещью в соответствии с гражданским законодательством.

Следовательно то, что название объекта в разрешении на ввод в эксплуатацию не совпадает с описание объекта недвижимости как объекта кадастрового учета согласно кадастрового  паспорта, само по себе не является основанием для вывода об отсутствии у заявителя каких-либо прав на заявленный объект.

При таких обстоятельствах отказ регистрирующего органа в регистрации является незаконным, требования ОАО «МРСК Сибири» подлежат удовлетворению, поскольку ОАО «МРСК Сибири» как правопреемник ОАО "Красноярскэнерго» представило все необходимые документы для регистрации права собственности на созданное реорганизованным юридическим лицом имущество (разрешение на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, доказательства универсального правопреемства).

Расходы истца по уплате государственной пошлины по заявлению относятся на ответчика в соответствии с правилами статьи 100 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями  167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить.

Признать незаконными отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю в государственной регистрации права собственности открытого акционерного общества «МРСК Сибири» на сооружение  - наружные сети канализации центральной базы ЗЭС от административных зданий технических служб до септика № 1, расположенное по адресу: Россия, Красноярский край, г. Ачинск, Южная промзона, квартал IV, строение 3, кадастровый номер 24:43:0131001:0151:04:403:002:000545120:0003, оформленный сообщением об отказе от 06.08.2009 № 02/001/2009-746.

Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества «МРСК Сибири» посредством государственной регистрации права на сооружение  - наружные сети канализации центральной базы ЗЭС от административных зданий технических служб до септика № 1, расположенное по адресу: Россия, Красноярский край, г. Ачинск, Южная промзона, квартал IV, строение 3, кадастровый номер 24:43:0131001:0151:04:403:002:000545120:0003.

Проверено на соответствие Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Взыскать с Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю в пользу открытого акционерного общества «МРСК Сибири» 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

И.В. Шишкина