ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-19551/19 от 24.07.2019 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

июля 2019 года

Дело № А33-19551/2019

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 24 июля 2019 года.

В полном объеме решение изготовлено 31 июля 2019 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Кошеваровой Е.А. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края (ИНН 2404000384, ОГРН 1022400561336)

к Финансовому управлению администрации Березовского района (ИНН 2404000169, ОГРН 1022400557244)

об оспаривании подпункта 4 пункта 5, пункта 1 предписания от 08.05.2019 № 97 о ненадлежащем исполнении бюджета,

при участии в предварительном судебном заседании и судебном заседании:

от заявителя: Бекетовой А.Р., действующей на основании доверенности от 09.01.2019, личность удостоверена паспортом;

от ответчика: Матвеевой Е.В., действующей на основании доверенности от 23.07.2019 № 9, личность удостоверена паспортом, Коледа Е.Н., действующая на основании доверенности от 28.06.2019 № 8

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куприяновой Д.В., с использованием средств системы аудиозаписи.,

установил:

Администрация Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Финансовому Управлению администрации Березовского района (далее - ответчик) о признании незаконным и отмене подпункта 4 пункта 5, пункта 1 предписания от 08.05.2019 № 97 о ненадлежащем исполнении бюджета, выданного заместителем главы района по финансово-экономическим вопрос – руководителем Финанскового управления администрации Березовского района Красноярского края Мамедовой Е.В. главе муниципального образования Зыковский сельсовет Яковенко Максиму Николаевичу.

Заявление принято к производству суда. Определением от 01.07.2019 возбуждено производство по делу.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования, изложенные в заявлении, в полном объеме; представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований.

Суд исследовал письменные материалы.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

На основании приказа Финансового управления администрации Березовского р-на от 07.03.2019 № 6-к, пункта 2 плана контрольно-ревизионной работы Финансового управления администрации Березовского р-на на 2019 год в отношении Администрации Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края проведена комбинированная проверка составления и исполнения бюджета Зыковского сельсовета и финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений (выборочно) за период с 21.03.2017 по 12.04.2019.

По результатам контрольных мероприятий составлен акт от 12.04.2019, согласно которому финансовым органом выявлены нарушения при проверке составления и исполнения бюджета Зыковского сельсовета и финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений (выборочно) за период с 21.03.2017 по 12.04.2019., в том числе установлен факт неэффективного расходования средств бюджета Зыковского сельсовета в части выплаты выходного пособия ведущему специалисту Войтко Е.В. (п. 21 акта от 12.04.2019).

06.05.2019 должностным лицом финансового органа по результатам рассмотрения возражений, представленных Администрацией Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского на акт от 12.04.2019, вынесено заключении № 93, согласно которому в ходе проведения анализа трудовых договоров сотрудников Администрации Зыковского сельсовета установлен факт преимущества при заключении трудового договора с ведущим специалистом Войтко Е.В. по сравнению с другими сотрудниками.

18.05.2017, за несколько недель до увольнения Войтко Е.В. по соглашению сторон, с Войтко Е.В. Администрацией Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от 22.11.2005.

Согласно пункту 1 дополнительного соглашения от 18.05.2017 к трудовому договору от 22.11.2005 № б/н Войтко Е.В. установлена выплата выходного пособия в размере пятикратного среднего месячного заработка в случае ее увольнения по соглашению сторон.

08.06.2017 Войтко Е.В. написано заявление об увольнении ее по соглашению сторон, в эту же дату между администрацией и работником подписано соглашение о расторжении трудового договора от 08.06.2017, 09.06.2017 администрацией издано распоряжение № 51 о прекращении (расторжении) трудового договора.   

Согласно карточке-справке, расчетному листку за июнь 2017 года, расчету при увольнении от 09.06.2017, записке-расчету от 09.06.2017 № АД000000003 работнику за счет средств бюджета Заковского сельсовета выплачено выходное пособие в размере 98 112 руб. Дополнительно сумма начислений на выплаты по оплате труда (30,2%) составила 29 629 руб. 82 коп.

При этом, в ходе проверочных мероприятий финансовый орган выявил, что указанная выплата установлена исключительно сотруднику Войтко Е.В., на остальных сотрудников администрации Зыковского сельсовета данная гарантия не распространяется, включая сотрудников, занимавших должность ведущего специалиста до назначения Войтко Е.В. и после ее увольнения (трудовой договор от 07.05.2010 № б/н Олейниковой Н.М., трудовой договор от 04.10.2016 № б/н Вашкевич Я.В.).

Финансовый орган, изучив вопрос обоснованности установления указанных гарантий, а также рассмотрев пояснения сотрудников администрации Зыковского сельсовета, изучив представленные ответчиком возражения на акт от 12.04.2019, пришел к выводу выводы о наличии причин, связанных с личностью сотрудника Войтко Е.В., но не характеризующих ее деловые качества.

15.05.2019 заместителем главы по финансово-экономическим вопросам-руководителем Финансового управления администрации Березовского р-на Красноярского края ответчику вручено предписание о ненадлежащем исполнении бюджета от 08.05.2019 № 97, в подпункт 4 пункта 5, пункт 1 которого финансовый орган включил вывод о допущенном заявителем злоупотреблении правами в сфере трудовых отношений, дискриминации, обязал возместить неэффективно использованные средства в сумме 127 741 руб. 82 коп. (98 112 руб. + 29 629 руб. 82 коп.) в бюджет Зыковского сельсовета.

Заявитель полагая предписание о ненадлежащем исполнении бюджета от 08.05.2019 № 97 в части подпункта 4 пункта 5, пункта 1 незаконным и необоснованным, обратился в Арбитражный суд Красноярского края с рассматриваемы заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Пунктом 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

В силу пункта 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Одним из методов осуществления государственного финансового контроля, согласно статье 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является проверка.

К полномочиям органов внутреннего муниципального финансового контроля относится контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (п. 1 ст. 269.2 БК РФ). При осуществлении полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю органами внутреннего муниципального финансового контроля могут проводиться проверки, ревизии и обследования, направляться объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (п. 2 ст. 269.2 БК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 270.2 БК РФ под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

Согласно пункту 1.1 Положения о Финансовом управлении администрации Березовского района, утвержденного постановлением администрации Березовского района от 25.05.2016 № 456 (далее – Положение № 456), Финансовое управление администрации Березовского района (далее – финансовое управление) является уполномоченным финансовым органом администрации Березовского района по управлению средствами районного бюджета муниципального образования Березовский район, единым счетом бюджета, осуществляющим функции по организации исполнения районного бюджета. Финансовое управление  самостоятельно осуществляет на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Уставов Красноярского края и Березовского района, законов края и района, правовых актов Губернатора края, Совета администрации края, Главы района и решений Районного Совета депутатов, соглашений между администрациями Красноярского края и Березовского района, соглашений между администрацией Березовского района и поселениями, находящимися на территории района о передаче осуществления части полномочий, функции по разработке и реализации единой политики в финансовой сфере, включая бюджетную, кредитную, налоговую сферы, является участником бюджетного процесса в соответствии с возложенными на него функциями, определенными Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В силу пунктов 4.17, 4.19 Положения № 456 в компетенцию финансового управления входит осуществление внутреннего муниципального финансового контроля за операциями со средствами местного бюджета главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, в части обеспечения правомерного, целевого и эффективного использования бюджетных средств, доведение до сведения Главы района информации о выявленных нарушениях и предложениях по их устранению; осуществление муниципального финансового контроля в администрациях поселений Березовского района в части целевого и эффективного расходования ими субвенций, субсидий и прочих безвозмездных поступлений, предоставленных из районного бюджета, в том числе за счет средств федерального и краевого бюджетов; контроль за устранением выявленных нарушений, возмещением причиненного ущерба.

Финансовое управление наделено правом проведения ревизий и проверок у распорядителей и получателей бюджетных средств Березовского района (пункт 5.12 Положения № 456); направления указаний в форме представлений и предписаний о принятии мер по реализации материалов ревизий и проверок распорядителям и получателям бюджетных средств Березовского района (пункт 5.13 Положения № 456).

В соответствии с пунктом 6.2 Порядка осуществления муниципального финансового контроля, утвержденного постановлением администрации Березовского района Красноярского края от 16.07.2012 № 1287, по результатам проверки, на основании акта ревизии (проверки) руководитель финансового управления направляет указания в форме предписания о принятии мер по реализации материалов ревизии.

Принимая во внимание приведенные нормы, план контрольно-ревизионной работы на 2019 год, приказ заместителя главы района по финансово-экономическим вопросам- руководителя Финансового управления Березовского района Красноярского края от 07.03.2019 № 6-к «О проведении проверки» в рамках исполнения утверждённой заместителем главы района по финансово-экономическим вопросам - руководителем Финансового управления Березовского района Красноярского края программы комбинированной проверки составления и исполнения бюджета Зыковского сельсовета и финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений (выборочно) за период с 21.03.2017 по 12.04.2019, суд пришел к выводу, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным лицом надлежащего органа.

Процедура проведения проверки административным органом соблюдена, доводов относительно нарушений процедуры не заявлено, судом таких обстоятельств не установлено.

Исходя из материалов дела, заявителем оспаривается предписание о ненадлежащем исполнении бюджета от 08.05.2019 № 97 в части подпункта 4 пункта 5, пункта 1. Указанное нарушение финансовый орган отразил в акте проверки от 12.04.2019, составленном по результатам проверочных мероприятий.

Согласно тексту оспариваемого предписания, подпункту 4 пункта 5, выявлено нарушение трудового законодательства, а именно: «допускается злоупотребление правами в сфере трудовых отношений, усыновлены признаки дискриминации в сфере трудовых отношений. При заключении дополнительного соглашения к трудовому договору от 22.11.2005 г. № б/н. от 18.05.2017 между администрацией Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края и Войтко Е.В. установленная п. 1 данного соглашения выплата выходного пособия в размеру пятикратного среднего месячного заработка не предусмотрена ТК РФ либо локальным актом работодателя (коллективный договор отсутствует), не носит компенсационного характера, не создает дополнительной мотивации работника к труду, носит произвольный характер, не направлено на возмещение работнику издержек, связанных с прекращением трудовых отношений в связи с досрочным увольнением по инициативе работодателя, кроме того, является преимуществом по сравнению с другими работниками. Учитывая изложенное, администрацией Зыковского сельсовета не был соблюден принцип эффективности использования бюджетных средств в части необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств. Сумма неэффективно использованных средств составила 127 741,82 руб., в том числе: 29 629,82 руб. - сумма начислений  на выплаты по оплате  труда (30,2 %)».

Согласно пункту 1 предписания на администрации предписано возместить неэффективно использованные средства в размере 127 741 руб. 82 коп.

Статьей 34 БК РФ определено, что принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

На основании пункта 2 части 1, части 3 статьи 23 Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закона № 25-ФЗ) муниципальному служащему гарантируется право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания. Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.

Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

При этом статьей 165 ТК РФ предусмотрено, что помимо общих гарантий и компенсаций, установленных ТК РФ, предусмотрены гарантии и компенсации в случае вынужденного прекращения работы не по вине работника.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона № 25-ФЗ на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Законом № 25-ФЗ.

Частью 1 статьи 22 Закона № 25-ФЗ установлено, что оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона № 25-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения. При этом размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Особенности прохождения муниципальной службы в Красноярском крае определены Законом Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1565 «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае».

Согласно части 2 статьи 7 Закона края № 5-1565 в состав денежного содержания муниципального служащего включаются:

1) должностной оклад;

2) ежемесячная надбавка за классный чин;

3) ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы;

4) ежемесячная надбавка за выслугу лет;

5) ежемесячное денежное поощрение;

6) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

7) премии;

8) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, которая не является выплатой за отработанное время;

9) материальная помощь.

Особенности оплаты труда муниципальных служащих Зыковского сельсовета регулируются Положением «Об установлении порядка и условий оплаты труда лиц, замещающих должности муниципальной службы», утвержденным Решением Зыковского сельского Совета депутатов от 31.11.2011 № 16-74Р.

В пункте 2.1 решения сельсовета № 16-74Р приведен аналогичный перечень состава денежного содержания муниципального служащего.

По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, муниципальный служащий за выполнение своих обязанностей имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом). При этом денежное содержание муниципального служащего в Красноярском крае, состоящее из оклада, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, установленных частью 2 статьи 7 Закона Красноярского края от 24 апреля 2008 № 5-1565 «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае», относится к гарантированным выплатам муниципальному служащему за исполнение обязанностей по замещаемой им должности муниципальной службы.

Муниципальная служба как профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной, также как и государственная служба, в силу своего публично-правового характера сопряжена с определенными требованиями. Учитывая положения статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьи 23 Закона № 25-ФЗ, законодателем установлены общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации, учитывающие специфику профессиональной деятельности муниципальных служащих и предусматривающие для муниципальных служащих гарантии правовой и социальной защищенности.

Предоставленное статьей 178 ТК РФ право предусматривать другие случаи выплаты выходных пособий сотрудникам при увольнении, к числу которых относится единовременная выплата в размере пятикратного среднего месячного заработка, произведенная администрацией Зыковского сельсовета ведущему специалисту Войтко Е.В., в связи с увольнением по соглашению сторон в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 77 ТК РФ, не является составной частью денежного содержания муниципального служащего, не относятся к гарантиям, предусмотренным статьей 23 Закона № 25-ФЗ, не предусмотрена Положением «Об установлении порядка и условий оплаты труда лиц, замещающих должности муниципальной службы», утвержденным Решением Зыковского сельского Совета депутатов от 31 11.2011 № 16-74Р.

Учитывая, что указанная дополнительная выплата не относится к числу гарантированных выплат муниципальным служащим Зыковского сельсовета, суд полагает, что она является правом, а не обязанностью представителя нанимателя (работодателя). Данное право может быть реализовано только в соответствии с действующим законодательством, регулирующим муниципальную службу на территории муниципального образования Зыковский сельсовет.

В Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 20.02.2018 № 305-КГ17-15790 по делу № А40-171348/2016 дано разъяснение о том, что для признания экономически оправданными расходами выплат работникам, увольняемым по соглашению сторон, значение имеет деловая цель - намерение получить положительный экономический эффект в связи с увольнением конкретного работника, в том числе, вследствие уменьшения или изменения структуры персонала, замены работников и т.п. Экономическую оправданность выплат также можно оценить с точки зрения длительности трудового стажа работника, внесенного им трудового вклада и иных обстоятельств, характеризующих его трудовую деятельность.

Вместе с тем, согласно материалам дела, в ходе проверочных мероприятий обоснованности включения дополнительных гарантий в трудовой договор от 22.11.2015 № б/н ведущего специалиста Войтко Е.В., а также при рассмотрения пояснений сотрудников (объяснение юрисконсульта МКУ «Финансово-земельные отношения» Бекетовой А.Р.)  причин, связанных с личностью сотрудника, характеризующих её деловые качества, не обнаружено, что также подтверждается возражениями ответчика в отношении акта проверки от 24.04.2019 № 340, составленным по результатам контрольных мероприятий.

Администрацией Зыковского сельсовета не представлено обоснование экономической оправданности осуществления дополнительной выплаты при увольнении ведущего специалиста Войтко Е.В., не подтверждена обоснованность суммы выплаты, а также причина отсутствия данных гарантий в трудовых договорах остальных сотрудников администрации Зыковского сельсовета. Указанное свидетельствует о нарушении со стороны заявителя действующего законодательства, выразившегося в выплате за счет бюджета Зыковского сельсовета сотруднику Войтко Е.В. пятикратного выходного пособия, что свидетельствует о необоснованных затратах за счет бюджетных средств, неэффективном расходовании средств бюджета.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что включение в трудовой договор муниципального служащего гарантий, не предусмотренных действующими нормативными правовыми актами о муниципальной службе, является неправомерным. Осуществление необоснованных выплат из бюджета Зыковского сельсовета в связи с реализацией данных гарантий является дополнительной нагрузкой на бюджет, что противоречит статье 34 БК РФ.

Статьей 64 Трудового кодекса Российской Федерации гарантируются равные возможности на заключение трудового договора.

Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации один из основных принципов правового регулирования трудовых отношений - это равенство прав и возможностей работников.

Статьей 3 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Таким образом, дискриминационными могут быть признаны любые мотивы ограничения прав или необоснованного установления преимуществ, которые не связаны с деловыми качествами гражданина, поступающего на работу, поэтому вывод о наличии дискриминационных оснований может быть сделан при установлении факта преимуществ по сравнению с другими гражданами, то есть предусмотренные необоснованные дополнительные гарантии в трудовом договоре одного сотрудника, при прочих равных условиях, подтверждает его преимущество по отношению к другим сотрудникам учреждения.

Положения части 4 статьи 178 ТК РФ заявителем истолкованы как предоставляющие право на компенсацию в неограниченном размере и по любым основаниям, в том числе за счет средств бюджета, что не отвечает положениям части 3 статьи 17 и статьи 37 Конституции Российской Федерации, статьям 1, 2, 3, 9 ТК РФ, которые обязывают как работодателя, так и работника придерживаться в их правоотношениях общеправовых принципов справедливости, добросовестности и недопустимости злоупотребления правом.

При оценке дополнительного соглашения и возможности его заключения следовало учитывать соразмерность, разумность и обоснованность суммы выходного пособия, основания предоставления работнику существенных преимуществ перед другими работниками и последствия выплаты такой компенсации из бюджета сельсовета.

Обстоятельства заключения дополнительного соглашения с Войтко Е.В. (договоренность о невыходе на работу) указывают на несоответствие требуемой выплаты характеру и назначению выходного пособия, предусмотренным статьями 164, 165 ТК РФ.

Как следует из материалов дела, в ходе анализа трудовых договоров сотрудников администрации Зыковского сельсовета были установлены факты преимуществ при заключении трудового договора именно с ведущим специалистом Войтко Е.В. по сравнению с другими сотрудниками учреждения.

Так, согласно пункту 1 дополнительного соглашения от 18.05.2017 к трудовому договору от 22.11.2005 № б/н Войтко Е.В. устанавливается выплата выходного пособия в размере пятикратного среднего месячного заработка в случае увольнения работника по соглашению сторон, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 77 ТК РФ.

Однако, указанная выплата установлена исключительно сотруднику Войтко Е.В., на остальных сотрудников администрации Зыковского сельсовета данная гарантия не распространяется, включая сотрудников, занимавших должность ведущего специалиста до назначения Войтко Е.В. и после ее увольнения 09.06.2017 (трудовые договоры: от 07.05.2010 № б/н Олейниковой Н.М., от 04.10.2016 № б/н Вашкевич Я.В. и от 28.05.2018 г. № б/н Трофимовой Е. С.).

В письме Минфина России от 14.07.2014 № 02-10-09/34216 указано, что понятие «ущерб, причиненный Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию» не установлен бюджетным законодательством Российской Федерации, а также ГК РФ.

Вместе с тем Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в рамках правоприменительной практики может самостоятельно квалифицировать наличие ущерба, причиненного Российской Федерации, например, вследствие нецелевого использования средств федерального бюджета или иного использования средств, предоставленных из федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), с нарушениями бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно тексту оспариваемого предписания в части, финансовый орган определил, что сумма ущерба неэффективного использования средств составляет 217 741 руб. 82 коп., которая должна быть возмещена в бюджет Зыковского сельсовета в течение месяца со дня получения оспариваемого предписания.

Таким образов, суд приходит к выводу, что действия администрации Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края, выразившиеся в выплате выходного пособия при увольнении сотруднику Войтко Е.В. в размере 127 741,82 руб., при отсутствии подобных условий по отношении к другим сотрудникам учреждения, а равно в отсутствие правового обоснования применения такого поощрения (назначения выходного пособия в размере пятикратного среднего месячного заработка в случае увольнения работника по соглашению сторон, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 77 ТК РФ), противоречит нормам действующего законодательства, в том числе статье 3 ТК РФ.

Следовательно, заявление Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края о признании незаконным и отмене предписания от 08.05.2019 № 97 о ненадлежащем исполнении бюджета в части подпункта 4 пункта 5, пункта 1 удовлетворению не подлежит.

Иных оснований незаконности предписания заявителем не указано.

Настоящее  решение  выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа -  ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями  167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Администрации Зыковского сельсовета Березовского района Красноярского края отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Е.А. Кошеварова