АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
июня 2020 года | Дело № А33-19603/2019 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 17 июня 2020 года.
В полном объеме решение изготовлено 26 июня 2020 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Фролова Н.Н. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Матеченкова Дениса Витальевича(ИНН 246305219977, ОГРН 311246803100134)
к Председателю Правительства Красноярского края в лице первого заместителя Губернатора Красноярского края – Лапшину Ю.А.,
о признании недействительным распоряжения,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, краевого государственного бюджетного учреждения "Центр питания"(ИНН 2465012098, ОГРН 1022402480814),
в присутствии в судебном заседании:
от заявителя: Матеченковой Н.И., представителя по доверенности от 20.08.2019,
от ответчика: Бородавкина С.В., представителя по доверенности от 25.01.2019 № 3-0854,
от третьего лица: Кожальника В.П., представителя по доверенности от 09.01.2020,
при ведении протокола секретаремсудебного заседания Игнатенко В.Ю.,
установил:
индивидуальный предприниматель Матеченков Денис Витальевич(далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к первому заместителю Губернатора Красноярского края – Председателю Правительства края Лапшину Ю.А. (далее - ответчик) о признании недействительным распоряжения Правительства Красноярского края от 26.02.2019 № 140-р.
Заявление принято к производству суда. Определением от 27.06.2019 возбуждено производство по делу, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено краевое государственное бюджетное учреждение "Центр питания".
Определением от 26.08.2019 производство по делу А33-19603/2019 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу № 3а-481/2019.
Решением Красноярского краевого суда от 17.09.2019 по делу № 3а-481/2019 заявление индивидуального предпринимателя Матеченкова Д.В. удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции решение Красноярского краевого суда от 17.09.2019 по делу № 3а-481/2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Определением от 21.02.2020 назначено судебное заседание по рассмотрению вопроса о возобновлении производства по делу №А33-19603/2019. Определением от 21.04.2020 дата судебного заседания изменена на17.06.2020.
В соответствии со статьей 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, производство по делу №А33-19603/2019 возобновлено.
От Правительства Красноярского края в материалы дела поступили дополнения к отзыву, в которых ответчик возражал против удовлетворения требований. Суд приобщил дополнение к отзыву к материалам дела.
От ответчика в материалы дела поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства. Заявитель возражал против удовлетворения ходатайства. Судом в удовлетворении ходатайства отказано в отсутствие доказательств наличия оснований для отложения.
Заявитель требования поддержал.
Ответчик возражал против ответчика.
Третье лицо поддержало позицию ответчика.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Распоряжением Правительства Красноярского края от 26.02.2019 №140-р в соответствии со статьей 103 Устава Красноярского края, статьей 13 Закона Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка» утвержден Перечень краевых государственных организаций, выполнение государственных работ по производству и транспортировке питания для которых осуществляется краевым государственным бюджетным учреждением "Центр питания".
Решением Красноярского краевого суда от 17.09.2019 по делу №3а-481/2019 признана недействующей со дня вступления решения суда в законную силу статья 13 Закона Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка» (в редакции Закона Красноярского края от 07.06.2018 №5-1716).
Апелляционным определением Верховного суда Красноярского края от 04.02.2020 по делу №53-АПА19-52, решение Красноярского краевого суда от 17.09.2019 по делу №3а-481/2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения. Решение Красноярского краевого суда от 17.09.2019 по делу №3а-481/2019 вступило в законную силу
Считая распоряжение незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с подпунктами "е", "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относятся общие вопросы образования; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Статьей 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 вышеназванного Федерального закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей-инвалидов, организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей.
Статьей 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункта 13 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ), к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ относится решение вопроса обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях.
В соответствии с пунктом 24 этой же части приведенной статьи решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей также относится к полномочию органа государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, которое он осуществляет самостоятельно за счет средств своего бюджета.
Из анализа вышеприведенных положений законодательства следует, что реализация субъектами Российской Федерации своих полномочий в области социальной защиты, социального обеспечения детей (в том числе, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов), относящихся к предмету совместного ведения, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации и других нормативных правовых актов.
Кроме того, статьей 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование данных полномочий не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ), организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Приведенной норме корреспондируют положения пункта 15 части 3 статьи 28 этого же Закона о том, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для организации питания обучающихся.
Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 37 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ, в целях осуществления полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 (за исключением полномочий, указанных в подпунктах 8.1, 11.1, 42.1, 42.2, 49.2, 55.1, 56, 57, 61, 72) настоящего Федерального закона, могут создаваться государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, государственные учреждения субъекта Российской Федерации и другие организации. Функции и полномочия учредителя в отношении указанных предприятий, учреждений и организаций осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие функции и полномочия учредителя определяют предмет и цели деятельности указанных предприятий, учреждений и организаций, утверждают их уставы, заслушивают отчеты об их деятельности, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 103 Устава Красноярского края от 05.06.2008 N 5-1777 правительство края разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития края в пределах предметов исключительного ведения края, а также участвует в проведении единой в Российской Федерации государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и иных областях (сферах) государственного управления, находящихся в ведении Российской Федерации и совместном ведении Российской Федерации и края. Правительство края принимает меры по реализации политики края на основе направлений этой политики, определяемых Законодательным Собранием края и Губернатором края. Правительство края осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью; осуществляет в пределах своих полномочий правовое регулирование путем принятия нормативных правовых актов; осуществляет правоприменительную деятельность путем принятия индивидуальных правовых актов. Правительство края осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами. Правительство края осуществляет иные, помимо указанных в пункте 3 настоящей статьи, полномочия, прямо установленные для него федеральными законами, Уставом и законами края, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации, о передаче осуществления части полномочий этих органов Правительству края.
Как следует из материалов дела, 02.11.2000 Законодательным Собранием Красноярского края принят Закон Красноярского края N 12-961 "О защите прав ребенка" (далее - Закон края от 02.11.2000 N 12-961), опубликован в печатном издании "Красноярский рабочий" N 228,08.12.2000.
Законом Красноярского края от 07.06.2018 N 5-1716 (далее - Закон края от 07.06.2018 N 5-1716) содержание вышеназванного нормативно-правового акта дополнено статьей 13 следующего содержания: в целях обеспечения питанием в соответствии с пунктами 7.1, 8 статьи 11, пунктом 5 статьи 11-1, пунктами 1 - 4 статьи 14 настоящего Закона, пунктом 1 статьи 5 Закона края от 26 мая 2016 года N 10-4565 "О кадетских корпусах и Мариинских женских гимназиях" обучающихся, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в краевых государственных организациях, перечень которых определяется Правительством края, выполнение государственных работ по производству и транспортировке питания осуществляется краевым учреждением, основной целью деятельности которого является производство и транспортировка продукции общественного питания.
В соответствии со статьей 137 Устава Красноярского края от 05.06.2008 N 5-1777, правовые акты Правительства края, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений.
Распоряжением Правительства Красноярского края от 26.02.2019 №140-р в соответствии со статьей 103 Устава Красноярского края, статьей 13 Закона Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка» утвержден Перечень краевых государственных организаций, выполнение государственных работ по производству и транспортировке питания для которых осуществляется краевым государственным бюджетным учреждением "Центр питания".
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что оспариваемый ненормативный акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции.
Статья 13 Закона Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка» (в редакции Закона Красноярского края от 07.06.2018 №5-1716) решением Красноярского краевого суда от 17.09.2019 по делу №3а-481/2019 признана недействующей со дня вступления решения суда в законную силу (04.02.2020).
Таким образом, на момент рассмотрения дела статья 13 Закона Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка» (в редакции Закона Красноярского края от 07.06.2018 №5-1716), на основании которой принят оспариваемый акт, не действует.
В тоже время, по смыслу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность оспариваемого ненормативного акта проверяется судом на момент его принятия независимо от дальнейших действий административного органа по приведению этого акта в исполнение либо по его отмене. Признание оспариваемого ненормативного акта недействительным означает одновременно признание этого акта не порождающим правовые последствия с момента его принятия.
Данный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике, нашедшей свое подтверждение в том числе в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 17.10.2016 N 309-АД16-10395 по делу N А60-16466/2015, согласно которому в соответствии с частью 8 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт, не отвечающий требованиям закона, является незаконным (ничтожным) с момента его принятия, а не с момента вступления в силу решения суда о признании его недействительным.
Поскольку оспариваемые ненормативный правовой акт принят в соответствии и во исполнение статьи 13 Закона Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка» (в редакции Закона Красноярского края от 07.06.2018 №5-1716), которая на момент принятия оспариваемого акта не была признана недействующей, основания для признания распоряжения Правительства Красноярского края от 26.02.2019 №140-р незаконным на момент его принятия у суда отсутствуют.
Доводы индивидуального предпринимателя, указанные в заявлении, были изложены заявителем и оценены Красноярским краевым судом при рассмотрении дела №3а-481/2019. Данные доводы свидетельствуют и были приняты судом общей юрисдикции в обоснование незаконности статьи 13 Закона Красноярского края от 02.11.2000 №12-961, однако они не доказывают незаконность оспариваемого постановления на момент его принятия.
С учетом изложенного, исследовав материалы дела в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие доказательств незаконности оспариваемого постановления на момент его принятия, заявление индивидуального предпринимателя Матеченкова Дениса Витальевича удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении требований.
Разъяснить, что решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | Н.Н. Фролов |