ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-20104/2021 от 14.12.2021 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

21 декабря 2021 года

Дело № А33-20104/2021

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2021 года.

В полном объеме решение изготовлено 21 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Алгоритм»  (ИНН 4205266930, ОГРН 1134205011489)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (ИНН 2466009115, ОГРН 1022402675965)

о признании недействительным решения от 17.05.2021 № 024/06/104-750/2021,

с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, КГБУЗ «Красноярская межрайонная детская больница № 4» (ИНН 2463006540, ОГРН 1022402124690),

при участии в судебном заседании:

от ответчика: Зинкеева П.М., действующего на основании доверенности № 24 от 18.01.2021,

от третьего лица: Благирева И.С., действующего на основании доверенности от 19.10.2021 № 47,

при ведении протоколасудебного заседания секретарем судебного заседания Д.Д. Ибадуллаевой, с использованием средств системы аудиозаписи,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Алгоритм»  (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее – ответчик) о признании недействительным решения от 17.05.2021 № 024/06/104-750/2021.

Заявление принято к производству суда. Определением от 09.09.2021 возбуждено производство по делу, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено КГБУЗ «Красноярская межрайонная детская больница № 4».

В судебное заседание 14.12.2021 явились представители ответчика и третьего лица. Заявитель в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителя заявителя.

В материалы дела от заявителя поступило ходатайство о проведении настоящего судебного заседания с использованием системы удаленного доступа (онлайн). Судом одобрено заявленное ходатайство.

В судебном заседании суд осуществил подключение к системе, онлайн-заседание создано, заявитель не подключился к участию в судебном онлайн-заседании. Суд учитывает, что у заявителя имелась возможность обеспечения участия в судебном заседании путем непосредственной явки, либо с использованием системы видеоконференц-связи. Заявив ходатайство об участии в судебном заседании с использованием системы удаленного доступа, заявитель несет риски такого участия.

Суд заслушал объяснения лиц, участвующих в деле.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель третьего лица возражал против удовлетворения заявленных требований.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Алгоритм»  зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1134205011489.

В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение КГБУЗ «Красноярская межрайонная детская больница № 4» о внесении сведений об ООО «Алгоритм» в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта № 2020.001864 от 10.04.2020, заключенного по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона № ЭА №74737/20 «Поставка колбасных изделий», номер извещения 0119200000120001864.

В ходе рассмотрения обращенияКГБУЗ «Красноярская межрайонная детская больница № 4» антимонопольным органом установлены следующие обстоятельства.

В связи с возникшей потребностью КГБУЗ «Красноярская межрайонная детская больница № 4» были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона.

По результатам аукциона между КГБУЗ «Красноярская межрайонная детская больница № 4» и ООО «Алгоритм» заключен контракт № 2020.001864 от 10.04.2020.

Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что поставщик обязуется поставить колбасные изделия (далее - товар), а Заказчик принять и оплатить товар в порядке и сроки, определенные настоящим контрактом.

Согласно пункту 1.2. контракта, поставка товара производится в ассортименте, количестве и по цене согласно спецификации (Приложение№1), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта.

Пунктом 2.1 контракта стороны согласовали, что товар должен соответствовать требованиям технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции». При поставке товар должен сопровождаться декларациями о соответствии, с учётом требований статьи 23 технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции». Указанные документы направляются одновременно с товаром без дополнительной оплаты.

Согласно пунктам 2.2 – 2.5 контракта поставщик гарантирует возможность безопасного использования Товара по назначению в течение всего срока годности Товара. В случае выявления в течение всего срока годности Товара существенного нарушения требований к качеству Поставщик обязан заменить Товар ненадлежащего качества Товаром надлежащего качества.  Поставщик обязан обеспечить соблюдение требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Остаточный срок годности товара на момент поставки должен быть не менее 2/3 от установленного производителем.

Разделом 3 контракта стороны согласовали место, сроки и порядок поставки и приемки товара: срок поставки - с момента заключения контракта по 30 апреля 2021 года; периодичность поставки - по заявке заказчика 1 раз в неделю; поставщик производит поставку товара, в рабочие часы Заказчика по местному времени.

Согласно пунктам 3.7 – 3.8 контракта при приемке товара Заказчик проводит экспертизу поставленного товара в части соответствия условиям контракта. Экспертиза может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Заказчик вправе до окончания действия Контракта на поставку товара проводить промежуточную экспертизу по количеству, качеству и срокам поставляемого товара.

Антимонопольным органом установлено, что заказчиком в адрес поставщика направлена заявка от 20.07.2020 по электронной почте algoritm_kemerovo@mail.ru, поставка колбасных изделий требовалась заказчику 29.07.2020. Фактически поставка колбасных изделий по данной заявке была осуществлена поставщиком 20.08.2020, то есть  с нарушением сроков поставки на 22 календарных дня.

24.08.2020 заказчиком в адрес поставщика направлена претензия исх. № 1601 о ненадлежащем исполнении контракта с требованием об уплате пени за просрочку исполнения обязательств на сумму 6,77 рублей. Требования, указанные в претензии, не исполнены.

С 16.11.2020 по 23.11.2020 заказчиком с привлечением экспертной организации КГКУ «Краевая ветеринарная лаборатория» проведена экспертиза партии товара: изделие колбасное вареное, продукт мясной категории А, охлажденный: колбаса вареная «Докторская», изготовитель: ООО «МК-КТМ» РФ, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, ул. Некрасова, д. 18/5.

Согласно протоколу испытаний № 7944/2020 от 23.11.2020, товар не соответствует требованиям ГОСТ 23670-2019 «Изделия колбасные вареные. Технические условия»: выявлено наличие крахмала, клетчатки и каррагинана.

08.12.2020 заказчиком в адрес поставщика направлена претензия исх. № 2561 о ненадлежащем исполнении контракта с требованием о поставке последующих партий товара соответствующего качества.

12.02.2021 от поставщика получена партия колбасы вареной «Докторской» производителя ООО «Равис - птицефабрика Сосновская», РФ, Челябинская обл., п. Рощино.

16.02.2021 полученная партия товара была отобрана привлеченной заказчиком экспертной организацией КГКУ «Краевая ветеринарная лаборатория» для проведения лабораторных испытаний с целью определения соответствия требованиям к качеству продукции.

Согласно протоколу испытаний № 1040/2021 от 25.02.2021, колбаса вареная «Докторская», производства ООО «Равис - птицефабрика Сосновская» не соответствует требованиям ГОСТ 23670-2019 «Изделия колбасные вареные. Технические условия»: выявлено наличие каррагинана и камеди.

На основании изложенного заказчиком установлено неоднократное нарушение поставщиком положений контракта, а именно, нарушение сроков поставки, а также осуществление поставки товара ненадлежащего качества.

Согласно пункту 10.2 настоящий контракт может быть расторгнут досрочно по соглашению сторон, по решению суда, либо в одностороннем порядке в соответствии с действующим законодательством по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В связи с тем, что ООО «Алгоритм» были допущены существенные нарушения условий контракта, выразившиеся в несоблюдении срока поставки товара, а также поставки товара ненадлежащего качества, заказчик на основании части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пункта 10.2 контракта, части 2 статьи 523 ГК РФ 11.03.2021 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

11.03.2021 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в единой информационной системе в реестре дополнительной информации о закупках, контрактах.

12.03.2021 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу юридического лица, указанному в контракте, а также по адресу электронной почты, указанной в контракте algoritm_kemerovo@mail.ru.

На основании части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 23.03.2021.

Основываясь на указанных обстоятельствах, заказчик обратился к Управлению Федеральной антимонопольной  службы по Красноярскому краю с заявлением о внесении сведений об ООО «Алгоритм» в реестр недобросовестных поставщиков.

Решением антимонопольного органа от 17.05.2021 № 024/06/104-750/2021 сведения об  ООО «Алгоритм» включены в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.

Полагая, что решение антимонопольного органа не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», нарушает права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания   факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В соответствии с частью 11 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта, о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт расторгнут по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков информация, неисполнение действий, предусмотренных частью 9 настоящей статьи, могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке.

Согласно части 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Пунктом 4 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 (действующие в период спорных правоотношений), установлено, что ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой.

Исходя из пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее по тексту - Положения от 30.06.2004 № 331), Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд; осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Согласно пункту 5.3.4. Положения от 30.06.2004 № 331 Федеральная антимонопольная служба ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков.

На основании вышеизложенного оспариваемое решение вынесено уполномоченным органом.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок, в части, касающейся, в том числе планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта; под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта; под участником закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно частям 1 и 2 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Как следует из материалов дела, в связи с возникшей у заказчика потребностью были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.

По результатам аукциона между КГБУЗ «Красноярская межрайонная детская больница № 4» и ООО «Алгоритм» заключен контракт № 2020.001864 от 10.04.2020.

В ходе исполнения контракта заказчиком установлен факт существенных нарушений условий контракта, выразившихся в несоблюдении срока поставки товара, а также поставки товара ненадлежащего качества.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заказчика в адрес антимонопольного органа о внесении сведений об ООО «Алгоритм» в реестр недобросовестных поставщиков.

По части 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Пунктами 10, 11 и 12 Правил от 25.11.2013 № 1062 предусмотрено, что уполномоченный орган проверяет наличие информации и документов, представленных заказчиком в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил.

Уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 5 рабочих дней с даты их поступления.

Рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие в пределах срока, предусмотренного пунктом 11 настоящих Правил. В рассмотрении вправе принять участие иные заинтересованные лица.

По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения в течение 3 рабочих дней с даты его вынесения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.

Согласно статье 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Пунктом 14 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрено, что в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.

Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Частью 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ определено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Частью 12 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ закреплено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 закона).

Частью 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрена обязанность заказчика по отмене не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Согласно пункту 10.2 настоящий Контракт может быть расторгнут досрочно по соглашению сторон, по решению суда, либо в одностороннем порядке в соответствии с действующим законодательством по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Расторжение настоящего контракта в связи с односторонним отказом стороны от исполнения контракта осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (пункт 10.4 контракта).

Установив, что ООО «Алгоритм» были допущены существенные нарушения условий контракта, выразившиеся в несоблюдении срока поставки товара, а также поставки товара ненадлежащего качества, заказчик на основании части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пункта 10.2 контракта, части 2 статьи 523 ГК РФ 11.03.2021 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

11.03.2021 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в единой информационной системе в реестре дополнительной информации о закупках, контрактах.

12.03.2021 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу юридического лица, указанному в контракте, а также по адресу электронной почты, указанной в контракте algoritm_kemerovo@mail.ru.

Таким образом, антимонопольный орган пришел к правомерному выводу, что заказчиком соблюдены требования части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе; решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 23.03.2021 (на основании части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе с 12.03.2021 десять дней).

Доводы заявителя о неполучении  решения КГБУЗ «Красноярская межрайонная детская больница № 4» об одностороннем отказе от исполнения контракта от 11.03.2021 опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.

 Согласно представленному скриншоту с электронной почты, решение об одностороннем отказе направленно поставщику по адресу электронной почты algoritm_kemerovo@mail.ru и доставлено последнему 12.03.2021. Контрактом подтверждается принадлежность указанного электронного адреса ООО «Алгоритм» (п. 3.1, раздел 13).

Таким образом, вопреки доводам заявителя, суд приходит к выводу, что  материалами дела подтверждается соблюдение заказчиком законодательно установленной процедуры расторжения контракта. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

ООО «Алгоритм» в силу части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе была предоставлена возможность для устранения нарушений условий контракта, которые послужили основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Доказательства совершения заявителем действий, направленных на устранение нарушений условий контракта, не представлены.

Основанием принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта явились следующие обстоятельства.

Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что поставщик обязуется поставить колбасные изделия (далее - товар), а Заказчик принять и оплатить товар в порядке и сроки, определенные настоящим контрактом.

Согласно пункту 1.2. контракта, поставка товара производится в ассортименте, количестве и по цене согласно спецификации (Приложение№1), являющейся      неотъемлемой частью настоящего контракта.

Пунктом 2.1 контракта стороны согласовали, что товар должен соответствовать требованиям технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции». При поставке товар должен сопровождаться декларациями о соответствии, с учётом требований статьи 23 технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции». Указанные документы направляются одновременно с товаром без дополнительной оплаты.

Согласно пунктам 2.2 – 2.5 контракта поставщик гарантирует возможность безопасного использования Товара по назначению в течение всего срока годности Товара.  В случае выявления в течение всего срока годности Товара существенного нарушения требований к качеству Поставщик обязан заменить Товар ненадлежащего качества Товаром надлежащего качества.  Поставщик обязан обеспечить соблюдение требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения». Остаточный срок годности товара на момент поставки должен быть не менее 2/3 от установленного производителем.

Разделом 3 контракта стороны согласовали место, сроки и порядок поставки и приемки товара: срок поставки - с момента заключения контракта по 30 апреля 2021 года; периодичность поставки - по заявке заказчика 1 раз в неделю; поставщик производит поставку товара, в рабочие часы Заказчика по местному времени.

Согласно пунктам 3.7 – 3.8 контракта при приемке товара Заказчик проводит экспертизу поставленного товара в части соответствия условиям контракта. Экспертиза может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».  Заказчик вправе до окончания действия Контракта на поставку товара проводить промежуточную экспертизу по количеству, качеству и срокам поставляемого товара.

Антимонопольным органом установлено, что заказчиком в адрес поставщика направлена заявка от 20.07.2020 по электронной почте algoritm_kemerovo@mail.ru, поставка колбасных изделий требовалась заказчику 29.07.2020. Фактически поставка колбасных изделий по данной заявке была осуществлена поставщиком 20.08.2020, то есть  с нарушением сроков поставки на 22 календарных дня.

24.08.2020 заказчиком  в адрес поставщика направлена претензия исх. № 1601 о ненадлежащем исполнении контракта с требованием об уплате пени за просрочку исполнения обязательств на сумму 6,77 рублей. Требования, указанные в претензии не исполнены.

С 16.11.2020 по 23.11.2020 заказчиком с привлечением экспертной организации КГКУ «Краевая ветеринарная лаборатория» проведена экспертиза партии товара: изделие колбасное вареное, продукт мясной категории А, охлажденный: колбаса вареная «Докторская», изготовитель: ООО «МК-КТМ» РФ, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, ул. Некрасова, д. 18/5.

Согласно протоколу испытаний № 7944/2020 от 23.11.2020 товар не соответствует требованиям ГОСТ 23670-2019 «Изделия колбасные вареные. Технические условия»: выявлено наличие крахмала, клетчатки и каррагинана.

08.12.2020 заказчиком в адрес поставщика направлена претензия исх. № 2561 о ненадлежащем исполнении контракта с требованием о поставке последующих партий товара соответствующего качества.

12.02.2021 от поставщика получена партия колбасы вареной «Докторской» производителя ООО «Равис - птицефабрика Сосновская», РФ, Челябинская обл., п. Рощино.

16.02.2021 полученная партия товара была отобрана привлеченной заказчиком экспертной организацией КГКУ «Краевая ветеринарная лаборатория» для проведения лабораторных испытаний с целью определения соответствия требованиям к качеству продукции.

Согласно протоколу испытаний № 1040/2021 от 25.02.2021, колбаса вареная «Докторская», производства ООО «Равис - птицефабрика Сосновская» не соответствует требованиям ГОСТ 23670-2019 «Изделия колбасные вареные. Технические условия»: выявлено наличие каррагинана и камеди.

На основании изложенного заказчиком установлено неоднократное нарушение поставщиком положений контракта, а именно, нарушение сроков поставки, а также осуществление поставки товара ненадлежащего качества.

В соответствии с частью 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).

В соответствии с частью 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд пришел к выводу, что поставка товара, не соответствующая условиям контракта свидетельствует о нарушении существенных условий указанного контракта, и о праве заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта. Право заказчика на односторонний отказ исполнения контракта предусмотрено пунктом 10.2  контракта, который соответствует положениям Закона N 44-ФЗ. Порядок одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренный условиями контракта, а также Законом N 44-ФЗ, третьим лицом соблюден.

Материалы дела не содержат документов и доказательств того, что на момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заявитель предпринял меры, направленные на исправление (урегулирования) ситуации (не произвел замену товара, не поставил товар надлежащего качества, не предложил иную лабораторию и экспертную организацию для проверки качества товара, не представил документы, подтверждающие проверку качества товара).

Таким образом, наличие недобросовестного поведения в действиях ООО «Алгоритм» подтверждается материалами настоящего дела.

Как указал ВАС РФ в Определении от 11.05.2012 № ВАС-5621/12 по делу № Л40-53664/11, включение общества в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу лица, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности Общества.

С учетом изложенного, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для включения антимонопольным органом в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Алгоритм».

Оспариваемое решение соответствует Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ, прав и законных интересов заявителя не нарушают.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая вышеизложенное, в удовлетворении заявленных требований ООО «Алгоритм» следует отказать.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Учитывая результата рассмотрения настоящего дела расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

Настоящее  решение  выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа -  ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

И.А. Раздобреева