ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-20145/09 от 11.02.2010 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  12 февраля 2010 года

Дело А33-20145/2009

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 11 февраля 2010 года.

В окончательной форме решение изготовлено 12 февраля 2010 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Севастьяновой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Утренняя роса»

к Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности на территории Красноярского края.

о признании незаконным решения межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности на территории Красноярского края, отраженного в приложении № 2 к протоколу заседания межведомственной комиссии от 10.07.2009, в части уменьшения объема квоты на привлечение иностранных работников общества с ограниченной ответственностью «Утренняя роса» в 2009 году по специальности «овощевод»

с привлечением к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Министерства экономики и регионального развития Красноярского края, Агентства труда и занятости населения Красноярского края

при участии:

представителя заявителя: ФИО1, на основании доверенности от 27.05.2009, паспорт,

представителя ответчика: ФИО2, на основании доверенности от 11.01.2010, предъявившей удостоверение № 2-78 от 24.04.2009;

представителей третьих лиц: от Министерства экономики и регионального развития Красноярского края - ФИО2, на основании доверенности от 11.01.2010 № 12-01, предъявившей удостоверение № 2-78 от 24.04.2009; от Агентства труда и занятости населения Красноярского края – ФИО3, на основании доверенности от 21.01.2010 № 151-ВН (удостоверение), ФИО4, на основании доверенности от 13.01.2010 № 38-ВН (удостоверение),

при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Севастьяновой,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Утренняя роса» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности на территории Красноярского края о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности на территории Красноярского края о снижении обществу с ограниченной ответственностью «Утренняя роса» ранее выделенной квоты на привлечение иностранных работников на 2009 год, оформленного протоколом заседания Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности на территории Красноярского края от 10.07.2009.

Заявление принято к производству суда. Определением от 30.11.2009 возбуждено производство по делу.

Определением от 29.12.2009 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство экономики и регионального развития Красноярского края и Агентство труда и занятости населения Красноярского края.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал, представил письменное дополнение, заявление об уточнении заявленных требований, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором заявитель просит суд обязать Межведомственную комиссию по вопросам привлечения и использования иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности на территории Красноярского края дополнительно согласовать потребность общества с ограниченной ответственностью «Утренняя роса» в привлечении иностранной рабочей силы в количестве 10 человек (по профессии «овощевод») на момент вступления решения в законную силу.

В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Суд полагает, что заявление общества об уточнении заявленного требования по существу представляет собой не изменение предмета в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а указание на способ устранения прав и законных интересов заявителя.

Таким образом, в соответствии со статьями 29, 198-199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд расценивает заявление общества, как требование о признании незаконным решения межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности на территории Красноярского края, отраженного в приложении № 2 к протоколу заседания межведомственной комиссии от 10.07.2009, в части уменьшения объема квоты на привлечение иностранных работников общества с ограниченной ответственностью «Утренняя роса» в 2009 году по специальности «овощевод». Требование общества об обязании Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности на территории Красноярского края дополнительно согласовать потребность общества с ограниченной ответственностью «Утренняя роса» в привлечении иностранной рабочей силы в количестве 10 человек (по профессии «овощевод») суд расценивает, как указание на способ устранения прав и законных интересов заявителя.

Представитель ответчика с требованиями не согласна на основании доводов, изложенных в отзыве на заявление.

Представители третьих лиц возражали против требований заявителя по основаниям, изложенным в отзывах на заявление.

Представителем Министерства экономики и регионального развития Красноярского края представлено дополнение к отзыву по делу, из содержания которого следует, что в целях защиты конституционных прав граждан законодательством Российской Федерации закреплено приоритетное право государства на привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы вне зависимости от видов хозяйствующих субъектов, их организационно-правовых форм и целей использования такой рабочей силы по видам деятельности.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

В соответствии с изменениями к уставу общество с ограниченной ответственностью «Гром» было переименовано на общество с ограниченной ответственностью «Утренняя роса».

Общество с ограниченной ответственностью «Утренняя роса» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1072463007022, осуществляет предпринимательскую деятельность, в том числе по растеневодству, овощеводству, осуществляет заготовку, производство и реализацию сельскохозяйственной продукции, с привлечением к трудовой деятельности иностранных работников.

На заседании межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности на территории Красноярского края была рассмотрена заявка общества «Утренняя роса» о потребности для замещения в 2009 году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками.

Межведомственной комиссией по вопросам привлечения и использования иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности на территории Красноярского края принято решение о частичном отклонении заявки общества «Утренняя роса» о потребности в рабочей силе для замещения в 2009 году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками (письмо Департамента экономического планирования и промышленной политики администрации Красноярского края от 19.08.2008 № 2644, адресованное директору общества «Гром» («Утренняя роса»).

Согласно Приказу Федеральной службы по труду и занятости от 20.02.2009 № 45 обществу «Утренняя роса» была выделена квота на привлечение иностранных работников в 2009 году в количестве 44 человек, в том числе 30 человек на должность овощевод, 5 человек на должность агроном, 3 человека на должность администратора, 3 человека на должность переводчика, 3 человека на должность экспедитора.

10.07.2009 состоялось заседание межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности на территории Красноярского края, по результатам которой, учитывая потребность экономики Красноярского края и трудовых ресурсов, динамику выданных разрешительных документов в 2008 году, первом полугодии 2009 года, принято решение уменьшить действующую квоту 2009 года, предоставленную обществу «Утренняя роса», с 44 иностранных работников до 34 иностранных работников.

Решением межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности на территории Красноярского края, содержащимся в приложении № 2 к протоколу заседания межведомственной комиссии от 10.07.2009, в связи с возможностью удовлетворения потребности в рабочей силе за счёт местных ресурсов, квота на привлечение обществом «Утренняя роса» иностранных работников в 2009 году снижена на 10 человек (по профессии «овощевод» 10 человек) и установлены согласованные объёмы привлечения иностранных работников: по профессии «овощевод» – 20 человек, по профессии «агроном» – 5 человека, по профессии «администратор» – 3 человек, по профессии «переводчик» – 3 человека, по профессии «экспедитор» – 3 человека, о чём заявитель уведомлён письмом Министерства экономики и регионального развития Красноярского края от 26.08.2009 № 3729.

Принятие межведомственной комиссией по вопросам привлечения и использования иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности на территории Красноярского края данного решения о снижении обществу с ограниченной ответственностью «Утренняя роса» ранее выделенной квоты на привлечение иностранных работников на 2009 год, оформленного протоколом заседания Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности на территории Красноярского края от 10.07.2009, послужило основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований на основании следующего.

Согласно статье 17 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы является приоритетным правом Российской Федерации. Привлечение и использование на территории Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации. Определение органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников осуществляется в соответствии с правилами, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 3 статьи 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство Российской Федерации вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации.

Порядок определения федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, в том числе порядок увеличения (уменьшения) размера определенной на текущий год потребности в привлечении иностранных работников и размера утвержденных на текущий год квот, установлен Правилами определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 № 783 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации» (далее – Правила).

Согласно пункту 1 Правил определение потребности в привлечении иностранных работников и формирование квот осуществляются в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации.

В соответствии с Концепцией регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.03.2003 № 256-р, основными направлениями деятельности по регулированию миграционных процессов являются, в том числе обеспечение права российских граждан на занятие в приоритетном порядке вакантных рабочих мест в Российской Федерации.

Пунктом 7 Правил установлено, что работодатели ежегодно, до 1 мая, представляют в уполномоченные органы субъектов Российской Федерации заявку о потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками.

Пунктом 8 Правил предусмотрено, что заявки работодателей представляются в уполномоченные органы субъектов Российской Федерации, на территории которых предусматривается осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности.

Согласно пункту 9 Правил уполномоченные органы субъектов Российской Федерации ежегодно, до 1 июня, обобщают заявки работодателей и направляют их на рассмотрение:

а) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в соответствующих отраслях экономики, а также в области образования, занятости населения и других областях;

б) территориальных органов Федеральной миграционной службы;

в) территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства (далее - государственные инспекции труда);

г) трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, до 15 июня, осуществляют оценку эффективности использования иностранной рабочей силы в предыдущем году, результаты которой обобщаются уполномоченными органами субъектов Российской Федерации.

По пункту 11 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией рассматривают заявки работодателей и ежегодно, до 15 июня, готовят для уполномоченных органов субъектов Российской Федерации заключения о целесообразности предусматриваемых в предстоящем году объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников с учетом:

а) перспектив демографического развития региона, ожидаемых миграционных процессов, прежде всего внутренней миграции;

б) перспектив изменения спроса на рабочую силу в субъекте Российской Федерации, в том числе за счет предусматриваемого создания рабочих мест в рамках реализации приоритетных национальных проектов, инвестиционных проектов, федеральных, отраслевых, региональных и местных программ развития;

в) имеющегося трудового потенциала, в том числе прогноза численности безработных граждан и ожидаемого высвобождения работников;

г) возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, незанятого населения, высвобождаемых работников по профессиям и специальностям, по которым предполагается привлечение иностранных работников;

д) возможности перераспределения трудовых ресурсов внутри субъекта Российской Федерации, а также их привлечения из других субъектов Российской Федерации;

е) ожидаемого количества выпускников профессиональных образовательных учреждений по профессиям и специальностям, по которым работодатели предусматривают привлечение иностранных работников;

ж) допустимой доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории субъекта Российской Федерации;

з) участия субъекта Российской Федерации в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

и) возможности субъекта Российской Федерации в отношении обустройства привлекаемых для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, исходя из обеспеченности населения жильем и объектами социальной инфраструктуры;

к) оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в предыдущем году.

В соответствии с пунктом 15 Правил согласование потребности в привлечении иностранных работников и предложений по объемам квот осуществляется в субъектах Российской Федерации Межведомственными комиссиями по вопросам привлечения и использования иностранных работников, образованными заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами Федеральной миграционной службы, государственными инспекциями труда, трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации.

Состав Межведомственных комиссий утверждается высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

Деятельность Межведомственных комиссий регулируется положениями, утверждаемыми высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), а также настоящими Правилами.

Согласно пункту 16 Правил уполномоченные органы субъектов Российской Федерации ежегодно, до 25 июня, направляют на рассмотрение Межведомственных комиссий:

а) сведения о потребности работодателей в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками;

б) заключения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о целесообразности заявленных работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников;

в) заключения по результатам рассмотрения заявок работодателей территориальными органами Федеральной миграционной службы;

г) информацию государственных инспекций труда о нарушениях трудового законодательства, допущенных в предыдущем и текущем годах работодателями, предусматривающими привлечение иностранных работников, а также об устранении выявленных нарушений;

д) информацию о результатах оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в предыдущем году.

Пунктом 17 Правил предусмотрено, что Межведомственные комиссии ежегодно, до 10 июля, рассматривают представленные уполномоченными органами субъектов Российской Федерации материалы и принимают решение о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников.

В соответствии с пунктом 18 Правил по решению Межведомственных комиссий объемы привлечения иностранных работников, предусматриваемые работодателями, могут быть уменьшены, а их заявки отклонены полностью или частично по следующим основаниям:

а) наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации;

б) наличие у работодателя, предусматривающего привлечение иностранных работников, неустраненных нарушений порядка привлечения и использования иностранных работников, допущенных при выполнении квот в предыдущем и текущем годах;

в) наличие у работодателя, предусматривающего привлечение иностранных работников, непогашенной задолженности по оплате труда работников за период, превышающий 3 месяца, а также выявленных государственной инспекцией труда и неустраненных нарушений трудового законодательства в предыдущем и текущем годах;

г) отсутствие возможности обеспечения иностранных работников жильем в населенных пунктах, в которых предполагается привлечение этих работников работодателями.

Согласно пунктам 21–27 указанных Правил, уполномоченные органы субъектов Российской Федерации на основании решений межведомственных комиссий формируют предложения субъектов Российской о потребности в привлечении иностранных работников, в том числе о приоритетных профессиях и специальностях привлекаемых иностранных работников, и по объемам квот на предстоящий год; направляют предложения и информацию о результатах оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в предыдущем году в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Федеральная служба по труду и занятости обобщает предложения субъектов Российской Федерации в рамках формирования и ведения регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения (физических лиц и работодателей) и подготавливает предложения по обеспечению вакантных и создаваемых рабочих мест, на которые предусматривается привлечение иностранных работников, за счет использования трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации. Федеральная служба по труду и занятости при наличии возможности для обеспечения вакантных и создаваемых рабочих мест без привлечения иностранных работников вправе ежегодно, до 15 августа, вносить в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации предложения об изменении предлагаемой субъектами Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников и о сокращении объемов квот.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации ежегодно, до 15 октября, представляет в Правительство Российской Федерации согласованные с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством регионального развития Российской Федерации и Федеральной миграционной службой проекты постановлений Правительства Российской Федерации по следующим вопросам:

а) определение потребности в привлечении иностранных работников на очередной год по Российской Федерации, а также по приоритетным профессионально-квалификационным группам;

б) утверждение на очередной год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности;

в) утверждение на очередной год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу.

В соответствии с пунктом 31 Правил Федеральная служба по труду и занятости в 3-недельный срок с даты вступления в силу утвержденного Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации распределения квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу по субъектам Российской Федерации уточняет сведения о рабочих местах, на которые предполагается привлечение иностранных работников в предстоящем году, и направляет соответствующую информацию в Федеральную миграционную службу, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, а также в уполномоченные органы субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 33 указанных Правил, в случае, если в течении года на который утверждены квоты у работодателей возникает необходимость в дополнительном привлечении иностранных работников сверх заявленной ими потребности либо если о возникшей потребности в привлечении иностранных работников заявили работодатели, не представлявшие в установленном Правилами порядке заявку, а также в случае если возникает необходимость уменьшения количества привлекаемых иностранных работников в связи с ситуацией на рынке труда, размер определенной на текущий год потребности в привлечении иностранных работников и размер утвержденных на текущий год квот может быть увеличен или уменьшен, а распределение определенной на текущий год потребности по приоритетным профессионально-квалифицированным группам может быть скорректировано.

В Красноярском крае согласование потребности в привлечении иностранных работников и предложений по объемам квот в соответствии с Правилами осуществляет межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности на территории Красноярского края, созданная в соответствии постановлением Совета администрации Красноярского края от 16.10.2003 № 299-п.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности на территории Красноярского края, утвержденного Постановлением Совета администрации Красноярского края от 16.10.2003 № 299-п (далее по тексту – Положение о межведомственной комиссии), межведомственная комиссия образована, в том числе в целях согласования потребности в привлечении иностранных работников и предложений по объемам квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности.

Разделом 2 Положения о межведомственной комиссии предусмотрено, что основными задачами комиссии являются согласование потребности хозяйствующих субъектов в привлечении иностранных работников и предложений по объемам квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Красноярский край в целях осуществления трудовой деятельности и квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу для направления в установленном порядке в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации с учетом потребности экономики Красноярского края.

В силу пункта 2 Правил определение исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников и формирование квот осуществляются с участием заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на основании предложений работодателей и заказчиков работ (услуг).

Согласно пункту 5 Правил в целях организации и координации работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот в субъектах Российской Федерации решением высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) определяются уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.25 Положения о Министерстве экономики и регионального развития Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 27.08.2009 № 55-п, таким уполномоченным органом определено Министерство экономики и регионального развития Красноярского края.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.12.2008 № 778н «О распределении по субъектам Российской Федерации утверждённой Правительством Российской Федерации на 2009 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности» квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу распределена на Красноярский край в размере 34507 шт.

В письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 08.04.2009 № 23-4/10/2-2452 указано, что соответствующим субъектам органов исполнительной власти необходимо представить в министерство предложения об уменьшении размера определенной на текущий год потребности в привлечении иностранных работников и размера, утвержденных на текущий 2009 год квот, а также связанной с этими изменениями корректировке распределения определенной на текущий год потребности по приоритетным профессионально-квалифицированным группам.

Министерством экономики и регионального развития Красноярского края в соответствии с Правилами определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации осуществлены сбор заявок работодателей об изменении размеров квот на 2009 год.

Из материалов дела следует, что Агентством труда и занятости населения Красноярского края на рассмотрение Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования граждан для осуществления трудовой деятельности на территории Красноярского края представлено заключение от 30.06.2009 № 2288-АЦ, в соответствии с которым сложившаяся в Красноярском крае ситуация характеризуется увеличением числа безработных, в то время как имеется возможность трудоустройства региональных трудовых ресурсов по профессиям и специальностям, по которым предполагается привлечение иностранных работников.

Кроме того, при подготовке заключения о целесообразности снижения предусмотренных объемов привлечения иностранных работников в 2009 году в общество «Утренняя роса» агентство руководствовалось, следующим: наличием возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет местных ресурсов; наличием возможности подготовки или переподготовки безработных граждан по профессии по которым предполагается привлечение иностранных работников; возможностью территориального перераспределения трудовых ресурсов.

Более того, из указанного заключения следует, что на учете в службе занятости по состоянию на 01.04.2009 состояло 3 овощевода и 4747 безработных граждан, не имеющих профессии, специальности. Численность граждан, признанных безработными, с 01.04.2008 по 01.04.2009 составила - 4 овощевода и 11352 безработных гражданина, не имеющих профессии (специальности).

Также в заключении указало, что выполнение работы по профессии «овощевод» относится к категории низкоквалифицированного ручного труда, в связи с чем, обществу «Утренняя роса» службой занятости населения предлагалось произвести замещение вакантных мест за счет российских граждан, не имеющих профессии, специальности.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 814н от 06.10.2009 внесены изменения в приложение к приказу от 26.12.2008 № 778н, согласно которым изменены квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу с 34507 до 25675 шт.

Таким образом, в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, учитывая профессионально-квалифицированный состав безработных граждан, возможности их подготовки или переподготовки по профессиям и специальностям, по которым предполагается привлечение иностранных граждан, общую численность иностранных граждан, указанную в заявках работодателей на привлечение иностранных работников, поданных на корректировку квоты 2009 года, межведомственной комиссией 10.07.2009 вынесено решение о снижении квоты на привлечение обществом «Утренняя роса» иностранных работников в 2009 году на 10 человек (по профессии «овощевод» 10 человек) и установлены согласованные объёмы привлечения иностранных работников: по профессии «овощевод» – 20 человек, по профессии «агроном» – 5 человека, по профессии «администратор» – 3 человек, по профессии «переводчик» – 3 человека, по профессии «экспедитор» – 3 человека.

Кроме того, межведомственной комиссией принята во внимание долгосрочная целевая программа «Снижение напряженности на рынке труда Красноярского края» на 2009-2011 годы, утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 20.01.2009 № 30-п, которая в соответствии с требованиями Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 1089, содержит в качестве дополнительной меры, обеспечивающей повышение занятости населения края, сокращение численности привлекаемых иностранных работников.

Также, при принятии решения межведомственной комиссией учитывались рекомендации законодательного Собрания Красноярского края, адресованные Правительству Красноярского края, по вопросам подготовки заключений о целесообразности предусмотренных в предстоящем году объемов привлечения иностранных работников в сельское хозяйство края, о способствовании максимальному замещению иностранных работников российскими гражданами при рассмотрении заявок работодателей и определения потребности в привлечении иностранных работников в сельское хозяйство.

Таким образом, по результатам обобщения и сбора информации уполномоченным органом были направлены соответствующие документы и материалы в соответствии с пунктами 16, 34 Правил в межведомственную комиссию по вопросам привлечения и использования иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности на территории Красноярского края.

10 июля 2009 года межведомственной комиссией были рассмотрены представленные уполномоченным органом документы и материалы о снижении ранее выделенной квоты на привлечение иностранных работников на 2009 год на территории Красноярского края; по результатам рассмотрения представленных органами государственной власти заключений, документов и материалов межведомственной комиссией в отношении общества «Утренняя роса»» принято решение о корректировки квоты на привлечение иностранных работников общества «Утренняя роса» в текущем 2009 году по специальности «овощевод», содержащееся в приложении № 2 к протоколу от 10.07.2009.

Таким образом, суд полагает, что указанное решение Межведомственной комиссией было принято с учетом информации, представленной органами государственной власти, с соблюдением принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов, закреплённого в пункте 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а также Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.03.2003 № 256-р и вышеперечисленных актах.

Кроме того, из материалов дела следует, что между заявителем в лице директора общества ФИО5 и государственным учреждением «Центр занятости Емельяновского района» в лице директора ФИО6 заключено соглашение о совместных действиях по регулированию трудовой миграции и трудоустройству российских граждан от 23.07.2008, в соответствии с которым общество «Утренняя роса» осуществляет, в том числе приглашение для работы по найму строго необходимого количества иностранных граждан, организует трудоустройство не менее 30 безработных или ищущих работу граждан Российской Федерации и обеспечивает их занятость в течении 12 месяцев, предоставляет ежемесячно в центр занятости населения сведения о трудоустроенных гражданах Российской Федерации и о наличии вакантных рабочих мест для граждан Российской Федерации.

При этом, доказательств соблюдения условий соглашения о ежемесячном предоставлении сведений об имеющихся вакансиях заявителем не представлено.

Более того, в течении 2008 года общество «Утренняя роса» сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) к ГУ «Центр занятости населения Емельяновского района» не представляло.

30.03.2009 обществом «Утренняя роса» направило в ГУ «Центр занятости населения Емельяновского района» сведения о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), о потребности в 285 работниках, в том числе 265 работников по профессии «овощевод», 5 работников по профессии «агроном», 5 работников по профессии «администратор», 5 работников по профессии «переводчик», 5 работников по профессии «экспедитор».

В связи с поступившимисведениями центром занятости населения для проведения собеседования с представителем работодателя общества «Утренняя роса» были направлены безработные, что подтверждается представленными в материалы дела направлениями на работу от 13.07.2009, однако собеседование не проведено, из-за отсутствия представителя работодателя по указанному адресу общества.

Представленные вакансии обществом на следующий месяц не подтверждены, в связи с чем, поданные в марте 2009 года вакансии работодателя были сняты.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обществом надлежащим образом не организована систематическая работа по подбору персонала из числа российских граждан, не используется возможность подготовки или переподготовки безработных граждан по требуемым профессиям (специальностям) с гарантией трудоустройства.

Довод заявителя о том, что, в отличие от российских граждан, иностранные рабочие из КНР имеют начальное профессиональное образование по специальности «овощевод», судом не принимается.

В соответствии со статьёй 22 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий.

Согласно статье 27 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью соответствующего образовательного учреждения, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.03.2007 № 92 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи документов государственного образца о начальном профессиональном образовании и уровне квалификации, заполнении и хранении соответствующих бланков документов» документы государственного образца о начальном профессиональном образовании и уровне квалификации (диплом о начальном профессиональном образовании, свидетельство об уровне квалификации), приложение к диплому о начальном профессиональном образовании и приложение к свидетельству об уровне квалификации, формы которых утверждены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2006 № 340, выдаются начиная с 1 мая 2007 года по профессиям начального профессионального образования, по которым образовательное учреждение, реализующее образовательные программы начального профессионального образования, имеет государственную аккредитацию.

В силу пункта 4 данного Приказа бланки документов государственного образца о начальном профессиональном образовании и уровне квалификации, приложения к диплому, приложения к свидетельству заполняются на русском языке. В соответствии с пунктом 5.6 диплом и приложение к нему, свидетельство и приложение к нему подписываются председателем Государственной аттестационной комиссии, действующей в год выдачи диплома (дубликата), свидетельства (дубликата), руководителем образовательного учреждения и секретарем, ответственным за выдачу дипломов или свидетельств. На отведенном для печати месте ставится оттиск печати образовательного учреждения с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Представленный заявителем в материалы дела сертификат стажировки для лиц, выезжающих на работу за границу, выданный 27.11.2009 Гао Фэнся, не соответствует вышеуказанным требованиям, следовательно, не может подтверждать наличие начального профессионального образования по специальности овощевод.

Указанный сертификат не содержит указаний на содержание и объём прослушанных курсов, не содержит ссылок на документы, подтверждающие право центра обучения и подготовки осуществлять обучение по профессии овощевод, следовательно, не может расцениваться как документ об образовании.

Кроме того, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.09.2009 № 366 утверждён и введён в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 110401.02 «овощевод защищенного грунта», следовательно, безработные российские граждане имеют возможность обучиться данной профессии и трудоустроиться по ней.

Следовательно, оспариваемым решением права и законные интересы заявителя не нарушаются, так как его потребность в рабочей силе может быть удовлетворена за счёт региональных трудовых ресурсов.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности на территории Красноярского края, оформленное протоколом заседания межведомственной комиссии от 10.07.2009, о снижении обществу с ограниченной ответственностью «Утренняя роса» ранее выделенной квоты на привлечение иностранных работников в 2009 году по специальности «овощевод», вынесено ответчиком в рамках предусмотренных законом полномочий и соответствует действующему законодательству.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ  :

Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Утренняя роса» о признании незаконным решения межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности на территории Красноярского края, отраженного в приложении № 2 к протоколу заседания межведомственной комиссии от 10.07.2009, в части уменьшения объема квоты на привлечение иностранных работников общества с ограниченной ответственностью «Утренняя роса» в 2009 году по специальности «овощевод».

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его изготовления в полном объёме путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо путём подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после принятия постановления апелляционной инстанции по существу рассмотрения апелляционной жалобы, либо в течение двух месяцев после истечения срока на обжалование настоящего решения в апелляционной инстанции.

Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.




Судья Е.В. Севастьянова