АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
26 февраля 2010 года
Дело № А33-20152/2009
г.Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 26 февраля 2010 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Производственно-торговая компания «РИАС»
к администрации г. Красноярска
об оспаривании распоряжения от 28.08.2009 № 3301-недв в части указания рыночной цены приватизируемых объектов,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска,
общество с ограниченной ответственностью «Оценка-Консалтинг»,
при участии:
представителей заявителя: ФИО1, действующего на основании приказа от 01.11.2008 № 11; ФИО2, действующей на основании доверенности от 31.08.2009,
представителя ответчика: ФИО3, действующего на основании доверенности от 22.12.2009,
представителя департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска: ФИО4, действующей на основании доверенности от 14.01.2010,
при ведении протокола судебного заседания судьей Чурилиной Е.М.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Производственно-торговая компания «РИАС» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации г. Красноярска о признании недействительным распоряжения от 28.08.2009 № 3301-недв в части указания рыночной цены приватизируемых объектов без ссылки на включение в указанную рыночную цену налога на добавленную стоимость.
Заявление принято к производству суда. Определением от 30.11.2009 возбуждено производство по делу; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.
Определением от 26.01.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Оценка-Консалтинг».
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью «Производственно-торговая компания «РИАС» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022401804864.
Распоряжением администрации г. Красноярска от 28.08.2009 № 3301-недв «О приватизации нежилых помещений № 51, 52 по пр-ту Мира, 120» приватизированы нежилые помещения № 51 общей площадью 258,6 кв.м и № 52 общей площадью 317,7 кв. м, расположенные по адресу: <...>; обществу с ограниченной ответственностью «Производственно-торговая компания «РИАС» предоставлено преимущественное право на приобретение указанных арендуемых нежилых помещений по цене 21305000 рублей, сложившейся из рыночной стоимости нежилого помещения № 51 согласно отчету об оценке в размере 6 309 000 рублей и рыночной стоимости нежилого помещения № 52 согласно отчету об оценке в размере 14996000 рублей.
Указанное распоряжение опубликовано 09.09.2009 в газете «Городские новости» № 134 (2036).
Общество с ограниченной ответственностью «Производственно-торговая компания «РИАС» полагая, что Распоряжение администрации г. Красноярска от 28.08.2009 № 3301-недв не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В соответствии со статьей 44 Устава города Красноярска, принятого Решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 № В-62, администрация города Красноярска является исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления; в состав администрации города входят Глава города, первый заместитель и заместители Главы города, органы администрации города; администрация города обладает правами юридического лица; порядок организации деятельности администрации города определяется Регламентом администрации города.
Согласно статье 45 Устава города Красноярска администрация города в установленном настоящим Уставом и другими правовыми актами города порядке, в том числе распоряжается и управляет имуществом, находящимся в городской собственности. Реализуя указанные в пункте 1 настоящей статьи полномочия, администрация города осуществляет нормотворческую, распорядительную и исполнительную деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 58 Устава города Красноярска администрация города в пределах полномочий Главы города и администрации города, установленных федеральными законами, законами края, настоящим Уставом, решениями городского Совета, издаются соответственно постановления и распоряжения администрации города, подписываемые Главой города, а также распоряжения администрации города, подписываемые заместителями Главы города. Заместители Главы города издают распоряжения в рамках их должностных полномочий в порядке, установленном Главой города.
Согласно Регламенту администрации города Красноярска, утвержденному Постановлением администрации города от 21.02.2005 № 68, Глава города по вопросам своей компетенции издает постановления и распоряжения; администрация города по вопросам своей компетенции издает постановления; в порядке, определяемом Главой города, заместители Главы города издают распоряжения в рамках их должностных полномочий (подпункт 3.1.1).
По пункту 6.1. Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города, утвержденного Постановлением администрации города Красноярска от 15.02.2005 № 55/1, департамент возглавляет заместитель Главы города - руководитель департамента муниципального имущества и земельных отношений, действующий на принципах единоначалия, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой города.
В соответствии с пунктом 6.4 Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города руководитель в соответствии с предоставленными ему полномочиями, издает распоряжения администрации города с регистрацией их в управлении делами администрации города, в том числе по вопросам формирования, управления, распоряжения муниципальной собственностью.
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 Устава города Красноярска администрация города правовые акты администрации города должны содержать указания на правовые основания содержащихся в них предписаний и не могут противоречить решениям городского Совета. Указанные правовые акты вступают в силу со дня их подписания, если в самом акте не предусмотрено иное. Данные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, публикуются в срок до 15 дней со дня их издания и вступают в силу со дня их официального опубликования.
Согласно статье 59 Устава города Красноярска правовые акты города обязательны для исполнения всеми расположенными на территории города Красноярска предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, а также гражданами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение правовых актов города влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством. Правовые акты города могут быть обжалованы в суде или арбитражном суде в установленном законом порядке.
Распоряжение администрации г. Красноярска от 28.08.2009 № 3301-недв «О приватизации нежилых помещений № 51, 52 по пр-ту Мира, 120» подписано заместителем Главы города - начальником департамента муниципального имущества и земельных отношений, являющимся уполномоченным лицом.
Таким образом, указанное распоряжение издано администрацией г. Красноярска в пределах предоставленных ей полномочий.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Производственно-торговая компания «РИАС» обратилось в суд с требованием об оспаривании в части Распоряжения от 28.08.2009 № 3301-недв, в связи с отсутствием в нем указания на то, что рыночная стоимость нежилых помещений № 51 и 52 включает в себя налог на добавленную стоимость.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального Закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ) предусмотрено, что субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Согласно статье 2 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.
Статьей 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определено, что для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статья 12 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» устанавливает, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Таким образом, положениями Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что при совершении сделок купли-продажи применяется рыночная стоимость объекта оценки, отраженная в отчете об оценке объекта оценки.
Пунктом 1.9. Положения о порядке и условиях приватизации муниципального имущества в городе Красноярске, утвержденного Решением Красноярского городского Совета от 21.12.2004 № 4-69, предусмотрено, что цена продажи приватизируемого имущества определяется в соответствии с требованиями Закона о приватизации с учетом положений о формировании начальной и нормативной цены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на добавленную стоимость признаются, в том числе организации.
По абзацу 2 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации (передаче) на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Таким образом, при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в отношении муниципального недвижимого имущества, реализуемого по выкупной цене, исчисленной на основе рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, следует исходить из того, что эта стоимость включает налог на добавленную стоимость.
Судом установлено, что рыночная стоимость продаваемых объектов – нежилых помещений №№ 51 и 52 определена независимым оценщиком - обществом с ограниченной ответственностью «Оценка-Консалтинг» с учетом налога на добавленную стоимость и составляет 6 309 000 рублей (для нежилого помещения № 51) и 14 996 000 рублей - (для нежилого помещения № 52).
Так, из отчета независимого оценщика № МК 10-18-09 «Об оценке рыночной стоимости нежилого помещения по адресу: <...>» от 17.08.2009 следует, что рыночная стоимость нежилого помещения № 51 установлена с учетом его рыночной стоимости, включающей налог на добавленную стоимость, определенной затратным методом, методом сравнения продаж и методом доходного подхода, что следует из пунктов 3.1, 3.2, 3.3 отчета, таблицы П 1.2 отчета «Определение стоимости объекта затратным методом» УПВС № 28 табл.31 и таблицы П2.1 «Определение стоимости оцениваемого здания методом сравнения продаж».
Согласно заключению, изложенному в отчете независимого оценщика, рыночная стоимость объекта оценки с учетом ограничительных условий и сделанных допущений составила 6 309 000 рублей.
В соответствии с отчетом МК 10-18-09 оценки рыночной стоимости нежилого помещения № 52, расположенного по адресу: <...>, составленным обществом с ограниченной ответственность «Оценка-Консалтинг» по состоянию на 17.08.2009, рыночная стоимость нежилого помещения № 52 установлена с учетом его рыночной стоимости, включающей налог на добавленную стоимость, определенной затратным методом, методом сравнения продаж и методом доходного подхода, что следует из пунктов 3.1, 3.2, 3.3 отчета, таблицы П1.2 УПВС № 28 табл.31«Определение стоимости объекта затратным методом», таблицы П2.1 «Определение стоимости оцениваемого здания методом сравнения продаж». Итоговая величина рыночной стоимости имущества составила 14 996 000 рублей.
Таким образом, анализ содержания указанных отчетов свидетельствует о том, что выводы об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого имущества подготовлены с учетом включения в рыночную стоимость налога на добавленную стоимость.
Изложенный вывод подтверждается письмом оценщика - общества с ограниченной ответственностью «Оценка-Консалтинг» от 02.11.2009, согласно которому определенная независимым оценщиком стоимость недвижимого имущества включает в себя налог на добавленную стоимость.
Следовательно, рыночная стоимость приобретенных заявителем нежилых помещений № 51 и 52 должна быть указана в частично оспариваемом Распоряжении администрации г. Красноярска с учетом налога на добавленную стоимость; при этом налог на добавленную стоимость должен быть включен в указанную рыночную стоимость объектов недвижимости.
Ссылка администрации г. Красноярска на письмо общества с ограниченной ответственностью «Траст-Аудит» от 01.12.2009 № 02-12-09, содержащее указание на отсутствие у пользователя отчета законодательно установленной обязанности изучать и анализировать содержание отчета, отклоняется судом на основании следующего.
В соответствии со статьей 3 Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценочная деятельность – это профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден.
Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки установлены статьей 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Согласно пункту 1 названной статьи в отчете об оценке в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В отчете должны быть указаны, в том числе последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата; отчет должен быть пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку.
Таким образом, по мнению суда, отчет независимого оценщика, представляет собой не только выводы, изложенные в сопроводительном письме.
Вместе с тем, в Распоряжении администрации г. Красноярска от 28.08.2009 № 3301-недв ссылка на включение налога на добавленную стоимость в рыночную стоимость нежилых помещений № 51 и 52 отсутствует, что противоречит Федеральному Закону от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Суд признает обоснованным довод заявителя о том, что не включение в рыночную стоимость объекта недвижимости налога на добавленную стоимость в частично оспариваемом распоряжении, влечет для заявителя увеличение стоимости приобретаемого имущества, поскольку, обществу, являющемуся плательщиком налога на добавленную стоимость, необходимо в соответствии со статьей 169 Налогового Кодекса Российской Федерации самостоятельно начислить на стоимость приобретаемого имущества налог на добавленную стоимость в размере 18 % (что для заявителя составит 3 834 900,00 рублей).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что Распоряжение администрации г. Красноярска от 28.08.2009 № 3301-недв «О приватизации нежилых помещений № 51, 52 по пр-ту Мира, 120» в части указания рыночной стоимости нежилых помещений № 51 и 52 в размере 6309000 рублей и 14996000 рублей соответственно без ссылки на включение в указанную рыночную стоимость помещений налога на добавленную стоимость, противоречит требованиям Федерального Закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», нарушает права и законные интересы заявителя, создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Статья 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет судебные расходы, как состоящие из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Уплаченная заявителем в бюджет государственная пошлина возлагает на ответчика обязанность по компенсации заявителю денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Действующим законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
Учитывая данное обстоятельство, судебные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.
При подаче заявления обществом с ограниченной ответственностью «Производственно-торговая компания «РИАС» уплачена государственная пошлина в размере 2 000 рублей по платежному поручению от 20.11.2009 № 2664.
С учетом удовлетворения заявления с администрации г. Красноярска в пользу общества с ограниченной ответственностью «Производственно-торговая компания «РИАС» подлежат взысканию судебные расходы в размере 2 000 рублей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Руководствуясь статьями 167 – 170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
заявление общества с ограниченной ответственностью «Производственно-торговая компания «РИАС» удовлетворить.
Признать недействительным Распоряжение администрации г. Красноярска от 28.08.2009 № 3301-недв «О приватизации нежилых помещений № 51, 52 по пр-ту Мира, 120» в части указания рыночной стоимости нежилых помещений № 51, 52 в размере 6309000 рублей и 14996000 рублей соответственно без ссылки на включение в указанную рыночную стоимость помещений налога на добавленную стоимость, как не соответствующее требованиям Федерального Закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Обязать администрацию г. Красноярска устранить нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Производственно-торговая компания «РИАС».
В порядке распределения судебных расходов взыскать с администрации г. Красноярска в пользу общества с ограниченной ответственностью «Производственно-торговая компания «РИАС» 2 000 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Чурилина Е.М.