ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-2023/08 от 06.03.2008 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

марта 2008 года

Дело № А33-2023/2008

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 06.03.2008.

Судья Арбитражного суда Красноярского края  Е.М. Шайхутдинов

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению   открытого акционерного общества   «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» (г. Красноярск)

к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае (г. Красноярск)

об оспаривании постановлений по делам об  административных правонарушениях от 05.02.2008 №№ 04-08/1952П, 08/1971П

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – представителя  по доверенности от  15.01.2008 № 1.1/75-08-73, ФИО2- представителя  по доверенности от   05.03.2008 № 1.1/75-08-674,

от ответчика: ФИО3 - представителя  по доверенности от    05.03.2008 № 34, ФИО4 – представителя по  доверенности от  5.03.2008 № 5.

Протокол настоящего судебного заседания велся  судьей Е.М.Шайхутдиновым,

при объявлении перерыва в судебном заседании с 09.30 ч. 06.03.2008 до 10.40 ч. 06.03.2008.

Установил:

открытое акционерное общество  «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» (далее- ОАО АК «КрасЭйр», общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлениями к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае (далее- административный орган) об  отмене постановлений по делу об  административном правонарушении от 05.02.2008 №№ 04-08/1952П, 04-08/1971П.

Определениями от 22.02.2008 заявления приняты к производству арбитражного суда в рамках дел №№А33-2023/2008, А33-2024/2008.

Определением арбитражного суда (протокольным) от 06.03.2008 в соответствии со статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные дела объединены для совместного рассмотрения с присвоением делу №А33-2023/2008.

Заявитель  поддержал требования по доводам, изложенным в заявлениях  и дополнениях к  заявлению.

Ответчик не признал  заявленные требования по  доводам, изложенным в отзывах на заявления.

При рассмотрении  дела судом установлены следующие  обстоятельства.

ОАО АК «КрасЭйр» зарегистрировано в  качестве  юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером  1022400662404.

Административным органом проведена проверка соблюдения ОАО АК «КрасЭйр» валютного законодательства Российской Федерации. Проверкой установлено, что ОАО АК «КрасЭйр» приняты к оплате  инвойсы:

-   от 24.02.2007 №  302701540 на сумму 23 722,10 польских злотых, выставленный нерезидентом «PolishAirports» StateEnterprise(Польша) за маршрутное обслуживание, по указанному инвойсу  заявителем  в Восточно-Сибирском банке СБ РФ (ОАО) 18.05.2007 оформлен  паспорт  сделки № 07050023/1481/0664/4/0,

-   от 19.02.2007 № UT/021632/01/0701/01 на сумму  5537,06 долл. США, выставленный нерезидентом «EUROCONTROL» (Бельгия) за оказание  аэронавигационных услуг, по указанному инвойсу в Восточно-Сибирском банке СБ РФ (ОАО) 15.03.2007 оформлен  паспорт сделки № 07030007/1481/0664/4/0.

По результатам проверки административным органом составлены  протоколы об административном правонарушении от 30.01.2008 №№ 04-08/1971, 04-08/1952 (соответственно), в которых отражены факты  нарушения   ОАО АК «КрасЭйр» пункта 3.14 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И (далее- Инструкция №117-И) – несвоевременное  оформление  паспортов сделки.

Постановлениями административного органа от 05.02.2008 №№ 04-08/1971П, 04-08/19526П ОАО АК «КрасЭйр» привлечено  к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи  15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заявителю по указанным  постановлениям назначены  штрафы в размере 40 000 руб. (по  каждому постановлению).

Не согласившись с вышеназванными постановлениями, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об отмене постановлений о привлечении к административной ответственности и признании их незаконными по следующим основаниям:

- оказание аэронавигационных услуг осуществляется федеральным органом государственной власти и является государственной услугой;

- поскольку взаимоотношения между федеральным органом государственной власти и коммерческой организацией не относятся к торговым операциям,  действие Инструкции №117-И на указанные валютные операции не распространяется.

Административный орган с заявленными требованиями не согласился, выразив свое отношение в отзыве, согласно которым:

- отчуждение резидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа является валютной операцией;

- осуществленные обществом платежи за оказание аэронавигационных услуг являются валютными операциями. Следовательно порядок оформления паспортов сделок должен соответствовать правилам, установленным Инструкцией №117-И.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать  обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений  административных органов о привлечении  к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший решение.  

В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии со статьей 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно  части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективную сторону  административного правонарушения, предусмотренного  частью 6  статьи  15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,   образует сам факт  нарушения установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля необходимые документы и информацию, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

В силу пунктов 3.1, 3.2 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И действие установленного разделом II Инструкции порядка оформления паспорта сделки распространяется на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся, в частности, в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации товары по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом в случае, если общая сумма контракта (кредитного договора) превышает в эквиваленте 5000 долларов США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта (кредитного договора).

В соответствии с пунктом 3.14 Инструкции для оформления паспорта сделки резидент представляет в уполномоченный банк документы, указанные в пункте 3.5 Инструкции, в установленном банком порядке и в согласованный с банком срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору).

Согласно протоколам об административных правонарушениях от 30.01.2008 №№ 04-08/1971, 04-08/1952, оспариваемым постановлениям   ОАО АК «КрасЭйр» по счетам, выставленным «PolishAirports» StateEnterprise(Польша) и «EUROCONTROL» (Бельгия) уплачены сборы за оказание  услуг по  аэронавигации 23722,10 польских злотых и 5537,06 долл. США, соответственно.

В соответствии со статьей 69 Воздушного кодекса Российской Федерации под аэронавигационным обслуживанием полетов воздушных судов понимается  организация и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание, предоставляемое на всех этапах полета воздушных судов, а также радио- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов воздушных судов осуществляется на единообразных условиях с взиманием платы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Основным  международным документом, регулирующим отношения  государств в области гражданской авиации является Конвенция  о международной гражданской авиации от 07.12.1944, подписанная в Чикаго, конвенция ратифицирована СССР в  1970 году. 

В силу статьи 68 Конвенции каждое договаривающееся государство с учетом положений Конвенции может устанавливать маршрут, по которому в пределах его территории осуществляется любое международное воздушное сообщение, а также аэропорты, которые могут использоваться при любом таком сообщении.

Согласно статьи 15 Конвенции каждый аэропорт в договаривающемся государстве, открытый для общественного пользования национальными воздушными судами, открыт также, с учетом положений статьи 68 Конвенции, на единообразных условиях для воздушных судов всех других договаривающихся государств. Такие же единообразные условия применяются при пользовании воздушными судами каждого договаривающегося государства всеми аэронавигационными средствами, включая радио- и метеорологическое обеспечение, которые могут быть предоставлены для общественного пользования в целях обеспечения безопасности и оперативности аэронавигации. Информация о всех сборах, которые могут взиматься или разрешены для взимания договаривающимся государством за пользование аэропортами и аэронавигационными средствами, воздушными судами другим договаривающимся государством публикуется и сообщается Международной организации гражданской авиации, при этом по заявлению заинтересованного договаривающегося государства сборы, взимаемые за пользование аэропортами и другими средствами, подлежат рассмотрению Советом, который представляет по ним доклад и дает рекомендации для рассмотрения заинтересованным государством или государствами.

«EUROCONTROL» - Европейская организация  по безопасности  аэронавигации создана  в 1960 году государствами, подписавшими Международную Конвенцию о сотрудничестве  в области  обеспечения  безопасности  аэронавигации.

В соответствии с Системой маршрутных сборов Евроконтроля, утвержденных информационным циркуляром N 2006/01 для пользователей, в обязанности организации Евроконтроль входят подсчет, выписка счета и взимание маршрутных сборов от имени государств многостороннего Соглашения, относящегося к маршрутным сборам (в т.ч. Узбекистан).

26.07.2002 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша заключено Соглашение о воздушном сообщении, в статье 7 которого договаривающиеся государства определили, что сборы и другие платежи за пользование каждым аэропортом, включая его сооружения, технические и другие средства и услуги, а также любые платежи за пользование аэронавигационными средствами, средствами связи и услугами взимаются в соответствии со ставками и тарифами, установленными каждой договаривающейся стороной на территории своего государства в соответствии с положениями Конвенции.

Государственным органом управления воздушными перевозками Польши - Польским агентством воздушного транспорта (PATА) 27.10.2005 в Сборнике аэронавигационной информации Польши, данные 4 (Gen4.2) опубликована информация о порядке оплаты государственной услуги по аэронавигационному обслуживанию.

Согласно п. 1.2 названного порядка обязанность взыскания аэронавигационного сбора возложена на государственное предприятие «PolishAirports» StateEnterprise (PPL). В силу п         k1.3  порядка аэронавигационные  сборы  включают в  себя:  маршрутный  сбор и сбор  за управление при посадке и управление в зоне аэродрома.

В соответствии с п. 3.1 порядка маршрутные сборы распространяются на предоставленные воздушному судну аэронавигационные услуги управления движением, аварийного оповещения и предоставления полетной информации в пределах воздушного пространства РПИ Варшавы.

Условия оплаты установлены пунктом 5 порядка, согласно п.п. 5.6 которого оплата маршрутных сборов и сборов за управление при посадке и управление в зоне аэродрома за рейсы, начинающиеся и заканчивающиеся на аэродроме, где нет назначенного офиса для оплаты аэронавигационных сборов, должны быть произведена на основании накопленных счетов-фактур, выставленных «PolishAirports» StateEnterprise, в течение не более одного календарного месяца.

Учитывая изложенное, оплата заявителем аэронавигационных сборов относится к неторговым операциям, лежащим вне рамок международных контрактов, в связи с чем на данные валютные операции не распространяется действие Инструкции, следовательно в действиях  ОАО АК «КрасЭйр» отсутствует состав административного  правонарушения, ответственность за которое  предусмотрена  частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт оформления заявителем паспорта сделки не влияет на оценку вышеприведенных обстоятельств, поскольку не изменяет существо правоотношений, в рамках которых уплачивались соответствующие сборы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности установлено, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, арбитражный суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого акта.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявление открытого акционерного общества   «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» удовлетворить.

Признать незаконными и отменить постановления территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае от 05.02.2008 №№ 04-08/1971П, 04-08/1952П, о привлечении открытого акционерного общества   «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 6  статьи 15.25. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 руб. (по каждому постановлению). 

Производство по делам об административных правонарушениях №№ 04-08/1971П, 04-         08/1952П прекратить.

Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.

Судья

Е.М.Шайхутдинов