АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
октября 2015 года | Дело № А33-20282/2015 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 15 октября 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 16 октября 2015 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Дубец Е.К. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего Лебедева Павла Валерьевича (г. Красноярск),
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю: ФИО2, представителя по доверенности 7055/210 от 22.12.2014, на основании служебного удостоверения,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семикиной Ю.В.,
установил:
10 сентября 2015 года в Арбитражный суд Красноярского края поступило направленное почтой 07.09.2015 заявление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявление принято к производству суда. Определением от 16.09.2015 возбуждено производство по делу.
Протокольным определением от 15.10.2015 суд определил подготовку дела к судебному разбирательству признать оконченной, перешел к рассмотрению заявления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю по правилам суда первой инстанции.
Для участия в судебном заседании явился представитель заявителя на основании доверенности, лицо, привлекаемое к административной ответственности, явку в судебное заседание не обеспечило, отзыв не представило. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном портале: http: //kad.arbitr.ru.
Представитель заявителя просила заявление удовлетворить, свою позицию аргументировала доводами, изложенными в заявлении.
Представитель заявителя представила в материалы дела дополнительные документы (копию отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о ходе конкурсного производства от 29.12.2014).
При рассмотрении дела установлены следующие имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
07.08.2015 должностным лицом административного органа вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 00672415, предусмотренном ч. 3 ст. 14.13 КоАП Российской Федерации, и проведении административного расследования в отношении арбитражного управляющего ФИО1.
По результатам проверки, административным органом в отношении ФИО1 составлен протокол № 00652415 от 07.09.2015 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.13 Кодекса об административным правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту – КоАП РФ) без участия арбитражного управляющего.
Зафиксированные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства явились основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 АПК РФ (статьи 202-206).
Пунктом 10 статьи 28.3 КоАП РФ предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.13 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2005 № 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих» регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является Федеральная регистрационная служба.
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с пунктом 1 Положения «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 (далее по тексту - Постановления от 01.06.2009 № 457), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
По пунктам 5.1.9., 5.5. и 5.8.2 Положения от 01.06.2009 № 457 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке контроль (надзор) за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций; составляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, протоколы об административных правонарушениях; обращается в суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности.
Согласно Перечню должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденному Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.05.2010 № 178, начальники отделов территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляющие контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, их заместители в пределах своей компетенции имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе частями 1 - 3 статьи 14.13 КоАП РФ, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими.
Протокол об административном правонарушении № 00652415 от 07.09.2015 составлен и.о. начальника отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю ФИО3 на основании выписки из приказа № 386-к от 10.08.2015, следовательно, уполномоченным лицом.
Права, предусмотренные статьями 24.2, 24.3, 24.4, 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях разъяснены лицу, привлекаемому к административной ответственности определением № 00672415 от 07.08.2015 о возбуждении дела об административном правонарушении (получено представителем арбитражного управляющего по месту расположения абонентского ящика 14.08.2015, о чем имеется отметка в уведомлении № 66002134790495). Указанным определением арбитражному управляющему также предложено явиться 07.09.2015 для составления протокола об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте составления протокола.
Содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение административным органом процедуры и сроков составления протокола об административном правонарушении.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной или иной финансовой организации в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Объективная сторона данного вида правонарушения состоит в неисполнении арбитражным управляющим требований, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
ФНС России обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью «Легмаш» банкротом как отсутствующего должника.
Определением от 14.05.2014 заявление принято к производству.
Решением арбитражного суда от 01.10.2014 отсутствующий должник – общество с ограниченной ответственностью «Легмаш» (ОГРН <***>, ИНН <***>) – признан банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре до 26 января 2015 года, конкурсным управляющим должником утвержден ФИО1.
22.12.2014 в материалы дела поступило ходатайство конкурсного управляющего ФИО1 о прекращении упрощенной процедуры конкурсного производства и переходе к процедуре конкурсного производства в общем порядке.
Определением от 27.01.2015 ходатайство конкурсного управляющего ФИО1 о переходе на общую процедуру банкротства общества с ограниченной ответственностью «Легмаш» удовлетворено, упрощенная процедура банкротства в отношении общества с ограниченной ответственностью «Легмаш» прекращена, срок конкурсного производства в отношении общества с ограниченной ответственностью «Легмаш» продлен до 26.04.2015.
Определением арбитражного суда от 08.09.2015 срок конкурсного производства в отношении общества с ограниченной ответственностью «Легмаш» продлен до 14.10.2015.
Эпизод 1. Заявитель в вину арбитражному управляющему вменяет неисполнение обязанности, установленной абз. 3 п. 2 ст. 20.3 Закона о банкротстве, что выразилось в непроведении анализа финансового состояния результатов финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности должника.
В соответствии с п. 2 ст. 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан, в том числе, анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности, выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях.
Указанная норма является общей и определяет перечень обязанностей, возлагаемых на арбитражного управляющего независимо от процедуры банкротства, для проведения которой он утвержден.
Специальными нормами устанавливаются дополнительные обязанности арбитражных управляющих в процедурах наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства, отражающие специфические особенности данных процедур. Конкретизация обязанностей применительно к каждой процедуре банкротства содержится в соответствующих главах Закона о банкротстве.
Так, обязанность временного управляющего проводить анализ финансового состояния должника в процедуре наблюдения напрямую закреплена п. 1 ст. 67 Закона о банкротстве. Административный управляющий в ходе финансового оздоровления обязан рассматривать отчеты о ходе выполнения графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления (при наличии такого плана), представленные должником, и предоставлять собранию кредиторов заключения о ходе выполнения графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления (п. 3 ст. 83 Закона о банкротстве). Составление плана внешнего управления, являющееся обязанностью внешнего управляющего в соответствии с п. 2 ст. 99 Закона о банкротстве, также невозможно без анализа финансового состояния должника.
В перечне обязанностей конкурсного управляющего, определенных п. 2 ст. 129 Закона о банкротстве, обязанности по проведению анализа финансового состояния должника, результатов его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности, по выявлению признаков преднамеренного и фиктивного банкротства не указано.
Однако в силу того же пункта ст. 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан исполнять иные установленные настоящим Федеральным законом обязанности, в том числе и предусмотренные п. 2 ст. 20.3 Закона о банкротстве.
П. 1 ст. 228 Закона о банкротстве установлено, что арбитражный суд принимает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего. Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются.
Следовательно, в данном случае проведение финансового анализа и установление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства является обязанностью конкурсного управляющего в связи с введением в отношении должника изначально процедуры конкурсного производства.
Анализ финансового состояния должника проводится арбитражным управляющим в соответствии с Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 № 367 (далее - Правила № 367).
В силу п. 1 Правил № 367 при проведении финансового анализа арбитражный управляющий анализирует финансовое состояние должника на дату проведения анализа, его финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность, положение на товарных и иных рынках.
Пункт 4 Правил № 367 предусматривает, что финансовый анализ проводится на основании: статистической отчетности, бухгалтерской и налоговой отчетности, регистров бухгалтерского и налогового учета, а также (при наличии) материалов аудиторской проверки и отчетов оценщиков; учредительных документов, протоколов общих собраний участников организации, заседаний совета директоров, реестра акционеров, договоров, планов, смет, калькуляций; положения об учетной политике, в том числе учетной политике для целей налогообложения, рабочего плана счетов бухгалтерского учета, схем документооборота и организационной и производственной структур; отчетности филиалов, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, структурных подразделений; материалов налоговых проверок и судебных процессов; нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность должника.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 855 утверждены Временные правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства (далее – Временные правила), которые определяют порядок проведения арбитражным управляющим проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.
Разделом 2 Временных правил регламентирован порядок определения признаков преднамеренного банкротства, согласно пункту 5 которого признаки преднамеренного банкротства выявляются как в течение периода, предшествующего возбуждению дела о банкротстве, так и в ходе процедур банкротства.
Таким образом, данный порядок также не ограничивает необходимость проведения проверки наличия признаков преднамеренного банкротства какой-либо определенной процедурой банкротства. Данный вывод нашел отражение в судебной практике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: определение №ВАС-4501/13 от 19.06.2013.
На основании изложенного, возражения арбитражного управляющего в части отсутствия у конкурсного управляющего обязанности провести финансовый анализ хозяйственной деятельности должника признаются судом немотивированными.
В силу пункта 5 Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 855, признаки преднамеренного банкротства выявляются как в течение периода, предшествующего возбуждению дела о банкротстве, так и в ходе процедур банкротства.
В соответствии с пунктом 15 Временных правил заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства представляется арбитражным управляющим собранию кредиторов, арбитражному суду.
Целью выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства является установление фактов совершения должником заведомо невыгодных сделок, на основании которых производилось отчуждение имущества должника, изменение структуры его активов, увеличение кредиторской задолженности, фактов дачи лицами, имеющих право давать обязательные для должника указания либо возможность иным образом определять его действия, указаний по распоряжению имуществом, результатом которых стало возникновение или увеличение неплатежеспособности должника, возможность обжаловать такие сделки, привлечь указанных лиц к субсидиарной ответственности и, как следствие, пополнить конкурсную массу в целях удовлетворения требований кредиторов должника.
Как следует из решения от 01.10.2014 по делу А33-9117/2014 должник признан банкротом по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника. Следовательно, на основании вышеизложенных норм права, в данном случае проведение финансового анализа и установление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства являлось обязанностью конкурсного управляющего.
С учетом целей проведения анализа признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, соответствующий анализ должен быть поведен заблаговременно до окончания срока конкурсного производства, чтобы имелась возможность оспорить сделки должника, возвратить имущество в конкурсную массу, реализовать возвращенное имущество, выполнить иные мероприятия конкурсного производства. Во всяком случае, арбитражный управляющий, действующий разумно и добросовестно, должен был провести такой анализ до истечения даты судебного заседания по рассмотрению итогов конкурсного производства (до 20.01.2015), то есть до 19.01.2015.
Материалами дела подтверждается, что анализ финансового состояния должника, заключение о наличие (отсутствие) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства до настоящего времени не представлены, то есть по истечении срока конкурсного производства, установленного судом решением от 01.10.2014 (26.01.2015).
Из пояснений арбитражного управляющего ФИО1, поступивших в Управление Росреестра 21.08.2015, следует, что анализ финансового состояния должника не проводился в связи с тем, что общество с ограниченной ответственностью «Легмаш» с 2009 года не осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, в связи с чем отсутствуют исходные данные для проведения анализа финансового состояния должника. Указанный довод также признается судом несостоятельным.
С открытием в отношении должника конкурсного производства в соответствии со статьей 129 Закона о банкротстве арбитражный управляющий наделяется полномочиями руководителя должника, следовательно, обладает полномочиями на получение информации в иных органах и организациях о деятельности должника, его контрагентах. Действуя добросовестно и разумно, арбитражный управляющий в разумный срок с даты своего утверждения и до даты завершения конкурсного производства должен был направить соответствующие запросы в регистрирующие и налоговые органы, предпринять действия по установлению местонахождения руководителя должника, истребованию у него необходимых документов.
Непредставление анализа финансового состояния, заключения о наличии (отсутствии) признаков фиктивного (преднамеренного) банкротства собранию кредиторов и арбитражному суду до даты судебного заседания по рассмотрению итогов конкурсного производства (до 20.01.2015), то есть до 19.01.2015 является нарушением абз. 3 п. 2 ст. 20.3, абз. 9 п. 2 ст. 20.3 Закона о банкротстве и п. 7 Правил, и образует объективную сторону состава административного правонарушения. Датой совершения административного правонарушения признается 20.01.2015.
Эпизод 2. Административным органом в вину арбитражному управляющему вменяется неисполнение требований ст. 143 Закона о банкротстве, Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражным управляющим.
В силу п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Пункт 2 ст. 143 Закона о банкротстве закрепляет неисчерпывающий перечень сведений, подлежащих обязательному отражению в отчетах конкурсного управляющего.
Исходя из п. 1, п. 4, п. 5 Общих правил подготовки отчетов (заключений) конкурсным управляющим, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 № 299 (далее - Правила), указанные Правила определяют общие требования к составлению арбитражным управляющим отчетов (заключения), предоставляемых арбитражному суду и собранию кредиторов, обязанность составлять отчеты (заключения) в соответствии с типовыми формами, утвержденными Министерством юстиции Российской Федерации. Также Правилами закреплен перечень сведений, которые должны быть включены в отчет (заключение) арбитражного управляющего.
В соответствии с приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 № 195 утверждены типовые формы отчетов (заключений) арбитражных управляющих (далее - Типовая форма).
Копии документов, подтверждающих в отчете конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника должны представляться вместе с отчетом, что следует из Приложения №5 Типовой формы отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства, утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ №195 от 14.08.2003.
Заявитель указывает на нарушение конкурсным управляющим пп. «е» п. 5 Общих правил в части неотражения сведений о привлеченных арбитражным управляющим лицах, для обеспечения своей деятельности.
Из раздела «Сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе, о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника» отчетов конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 29.12.2014 и от 01.03.2015 следует, что конкурсным управляющим должника ФИО1 для проведения оценки имущества общества с ограниченной ответственностью «Легмаш» привлечено общество с ограниченной ответственностью «Бюро оценки «Эксперт-Сервис» (договор № 08-02-14 от 08.12.2014).
Копия договора с обществом с ограниченной ответственностью «Бюро оценки «Эксперт-Сервис» представлена конкурсным управляющим должника ФИО1 в материалы дела о банкротстве ООО «Легмаш» № А33-9117/2014.
Вместе с тем, сведения о привлечении конкурсным управляющим должника ФИО1 ООО «Бюро оценки «Эксперт-Сервис», в том числе о размере вознаграждения и источнике его оплаты в разделе «Сведения о лицах, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности», отчета о своей деятельности и о ходе конкурсного производства, об использовании денежных средств должника от 01.03.2015 и от 29.12.2014, не отражены.
Указанный раздел, равно как и иные разделы указанных отчетов конкурсного управляющего, сведений о размере вознаграждения привлеченного лица, а также об источнике выплаты вознаграждения не содержит.
При этом соответствующий раздел отчетов конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства, об использовании денежных средств должника от 29.12.2014 и от 01.03.2015 не содержит вышеуказанных сведений.
Кроме того, в материалы дела о банкротстве общества с ограниченной ответственностью «Легмаш» А33-9117/2014 конкурсным управляющим ФИО1 представлен счет № 30 от 25.02.2015, а также квитанция к нему на сумму 2500 руб. Согласно представленному счету и квитанции конкурсным управляющим должником ФИО1 оплачены услуги общества с ограниченной ответственностью «Агентство профессиональной оценки собственности» по оценке имущества, находящегося по адресу: <...>, литера В6.
Заявитель полагает, что сведения о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Агентства профессиональной оценки собственности» должны были быть отражены в разделе «Сведения о лицах, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности» отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства, об использовании денежных средств должника от 01.03.2015. Соответствующий раздел отчетов конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства, об использовании денежных средств должника от 01.03.2015 не содержит сведений о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Агентство профессиональной оценки собственности» для проведения оценки имущества. Данные сведения отсутствуют и в иных разделах отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 01.03.2015.
Действующее законодательство устанавливает, что отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства должны содержать сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 143 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Типовые формы отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и об использовании денежных средств должника, установленные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 № 195, предусматривают раздел «Сведения о лицах, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности», в котором указываются, в том числе наименование привлеченного специалиста, номер и дата договора, срок действия договора, размер вознаграждения, источник оплаты.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил, что информация о привлечении конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью «Агентство профессиональной оценки собственности», общества с ограниченной ответственностью «Бюро оценки «Эксперт-Сервис» не отражена в разделе «Сведения о лицах, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности», отчетов конкурсного управляющего о своей деятельности и о ходе конкурсного производства, в отчетах об использовании денежных средств от 29.12.2014 и от 01.03.2015.
Указанные требования направлены на обеспечение исполнения пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве, предусматривая возможность лиц, участвующих в деле о банкротстве и в процессе по делу о банкротстве, получать информацию как о лицах, привлеченных арбитражным управляющим, так и о произведенных в связи с этим расходах конкурсной массы. Наличие таких сведений и возможность регулярного ознакомления с ними позволяют контролировать работу арбитражного управляющего и обеспечивают право кредиторов в случае несогласия на подачу соответствующих заявлений в арбитражный суд.
При этом в отчете о ходе конкурсного производства и о результатах проведения конкурсного производства, в отчете о движении денежных средств не отражены сведения о привлечении арбитражным управляющим лиц для обеспечения своей деятельности с указанием оснований возникновения правоотношений, размера и источника расходов по оплате их услуг. Указанное правило связано с тем, что из представленных конкурсным управляющим документов кредиторы должны получить все необходимые сведения (ст. 143 Закона о банкротстве).
У кредиторов отсутствует возможность тотального контроля за деятельностью конкурсного управляющего. Основной формой контроля является предоставление отчета (п. 1 ст. 143 Закона о банкротстве). Кредиторы имеют право на информацию о ходе процедуры банкротства, и предоставление неполной информации существенно нарушает их права. Поступление и расходование денежных средств – один из важнейших для кредиторов аспектов, поскольку в конечном счете влияет на размер полученного удовлетворения требований, включенных в реестр требований кредиторов, поэтому в отчетах конкурсного управляющего о своей деятельности и о расходовании денежных средств должны содержатся все необходимые сведения, в том числе, о привлеченных специалистах, о размере оплаты их усуг.
Доказательств невозможности соблюдения арбитражным управляющим указанных требований законодательства о банкротстве в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия ФИО4 всех зависящих от мер по соблюдению норм и правил действующего законодательства, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии его вины в совершении административного правонарушения.
В пояснениях, поступивших в Управление 21.08.2015, арбитражный управляющий ФИО1 указывает, что в связи с тем, что расходы на оплату услуг по оценки имущества должника осуществляются за счет денежных средств общества с ограниченной ответственностью «Легмаш», признаются необходимыми, обоснованными и непосредственно связанными с проведением процедуры банкротства, сведения о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Бюро оценки «Эксперт-Сервис» и общества с ограниченной ответственностью «Агентство профессиональной оценки собственности» не подлежат отражению в разделе «Сведения о лицах, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности», отчетов конкурсного управляющего о своей деятельности и результатах проведения конкурсного производства от 29.12.2014 и 01.03.2015.
Вместе с тем, указанные доводы противоречат действующему законодательству.
Правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего являются обязательными и подлежат соблюдению арбитражными управляющими. Каких либо исключений из закрепленных в них норм действующее законодательство не предусматривает.
Закрепляя в отдельных нормах Закона о банкротстве такие основные принципы деятельности арбитражных управляющих, как добросовестность, разумность и осуществление полномочий в интересах кредиторов, должника и общества, и определяя как их конкретные права и обязанности, так и объем работы в различных процедурах банкротства, законодатель одновременно обязал Правительство Российской Федерации в развитие этих норм разработать и установить дополнительно несколько нормативов, регулирующих профессиональную деятельность арбитражных управляющих, в частности, касающихся отчетов арбитражных управляющих.
При этом главной задачей Правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 № 299, являлось своевременное и регулярное обеспечение участников дела о банкротстве и арбитражного суда полной и достоверной информацией о результатах реализации арбитражными управляющими своих прав и обязанностей, круг которых не ограничен нормами Закона, названными заявителем.
При этом, как следует из правовой позиции, изложенной в решении Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 11.08.2011 № ВАС-8861/11, формулировка пункта 2 статьи 143 Закона о банкротстве («в отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения...») не означает, что в них установлены лишь те перечисленные сведения, которые в обязательном порядке должны содержаться в отчете. Толкование выражений, содержащихся в названных нормах, с учетом отсутствия в них запрета на включение в отчет дополнительных сведений, позволяет сделать вывод о возможности установления Правилами и иных сведений, подлежащих отражению в отчете арбитражного управляющего.
Из анализа вышеуказанных норм законодательства о банкротстве следует, что информация, отражаемая конкурсным управляющим в отчетах о своей деятельности и об использовании денежных средств должника, должна быть полной, достоверной, актуальной, так как это необходимо для соблюдения прав кредиторов и для осуществления надлежащего контроля за деятельностью конкурсного управляющего со стороны кредиторов.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к выводу о доказанности по данному эпизоду факта наличия в действиях арбитражного управляющего административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Административным органом также вменяется неисполнение конкурсным управляющим ФИО1 обязанности, установленной в абз. 9 п. 2 ст. 143 Закона о банкротстве, что выразилось в неотражении информации о дате уведомления работников должника о предстоящем увольнении в отчетах конкурсного управляющего о своей деятельности и о ходе конкурсного производства от 29.12.2014, от 01.03.2015.
В соответствии с абзацем 9 пункта 2 статьи 143 Закона о банкротстве в отчете конкурсного управляющего должны содержаться, в том числе, сведения о количестве работников должника, продолжающих свою деятельность в ходе конкурсного производства, а также о количестве уволенных (сокращенных) работников должника в ходе конкурсного производства.
В соответствии с Типовой формой в отчете конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства в разделе «Сведения о работниках должника» указываются соответствующие сведения о работниках должника, продолжающих свою деятельность в ходе конкурсного производства, а также о работниках, уволенных (сокращенных) в ходе конкурсного производства, а также отражение в соответствующем разделе даты уведомления работников о предстоящем увольнении.
Из раздела «Сведения о работниках должника» отчетов конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 29.12.2014 и от 01.03.2015 следует, что в ходе конкурсного производства уволены следующие сотрудники:
- ФИО5 (директор) - на основании приказа № 4-к от 06.10.2014;
- ФИО6 (главный бухгалтер) - на основании приказа № 2-к от 30.11.2014;
- ФИО7 (главный энергетик) - на основании приказа № 3-к от 30.11.2014.
Арбитражным управляющим ФИО1 в материалы дела об административном правонарушении № 00672415 совместно с пояснениями Управлению Росреестра представлен приказ № 1-к от 17.11.2014, а также доказательства уведомления работников о предстоящем увольнении, согласно которым работники должника - ФИО6 и ФИО7 -уведомлены о предстоящем увольнении 17.11.2014.
Соответственно, учитывая дату уведомления о предстоящем увольнении, сведения об уведомлении вышеуказанных работников подлежали отражению в разделе «Сведения о работниках должника» отчетов конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 29.12.2014, от 01.03.2015.
Однако, данные сведения в отчетах конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 29.12.2014, от 01.03.2015 отсутствуют. Следовательно, отчеты не соответствуют типовой форме, не содержат необходимой информации.
Согласно пояснениям арбитражного управляющего ФИО1, поступившим в Управление Росреестра, отсутствие вышеуказанных сведений является технической ошибкой. Вместе с тем, состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, в связи с чем даже дальнейшее исправление допущенной технической ошибки после составления протокола об административном правонарушении (спустя более чем 6 месяцев) не освобождает арбитражного управляющего от обязанности по соблюдению типовой формы отчета конкурсного управляющего.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к выводу о доказанности по данному эпизоду факта наличия в действиях арбитражного управляющего административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Из протокола об административном правонарушении следует, что в вину арбитражному управляющему ФИО1 также вменяется неисполнение требований абз. 11 п. 2 ст. 143 Закона о банкротстве, с учетом разъяснений, содержащихся в п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда № 37 от 06.06.2014, в части отражения сведений о расходах, понесенных в ходе проведения процедуры банкротства должника в отчетах конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 29.12.2014, от 01.03.2015.
Абз. 11 п. 2 ст. 143 Закона о банкротстве (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 29.12.2014 № 482-ФЗ), установлено, что в отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения о сумме расходов на проведение конкурсного производства с указанием их назначения.
Согласно п. 11 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.05.2003 № 299, к отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения.
В п. 12 Правил установлено, что отчет конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника должен содержать сведения о каждом платеже (с обоснованием платежа) и об общем размере использованных денежных средств должника. Информация, отражаемая конкурсным управляющим в отчетах о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства, об использовании денежных средств должника должна быть полной и достоверной, так как это необходимо для соблюдения прав кредиторов на получение достоверной и актуальной информации о проведении процедуры конкурсного производства и для осуществления надлежащего контроля за деятельностью конкурсного управляющего со стороны последних.
В силу п. 13 Общих правил подготовки отчетов к отчету конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в нем сведения.
Копии документов, подтверждающих в отчете конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника должны представляться вместе с отчетом, что следует из Приложения №5 Типовой формы отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства, утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ №195 от 14.08.2003.
Кроме того, из разъяснений, приведенных в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 № 37 «О внесении изменений в постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам, связанным с текущими платежами», требования лица, финансирующего расходы по делу о банкротстве за счет собственных средств, о возмещении уплаченных им сумм за счет должника относится к той же очереди текущих платежей, к которой относилось исполненное им текущее обязательство должника. Сведения о такой оплате расходов также включаются в отчеты арбитражного управляющего (пункт 6 настоящего постановления).
Указанные разъяснения размещены на сайте ВАС РФ 11.07.2014, следовательно, подлежат применению с указанной даты.
Согласно представленному в материалы дела реестру текущих платежей общества с ограниченной ответственностью «Легмаш» по состоянию на 01.06.2015 имеются текущие расходы, в том числе за период с октября по декабрь 2014 года, а также с января по февраль 2015 года.
Соответственно, сведения о расходах, понесенных за период с октября по декабрь 2014 года, подлежат отражению в разделе «Сведения о расходах на проведение конкурсного производства» отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 29.12.2014; сведения о расходах, понесенных за период с января по февраль 2015 года, подлежат отражению в соответствующем разделе отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 01.03.2015.
При этом раздел «Сведения о расходах на проведение конкурсного производства» отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 29.12.2014 не содержит сведений о расходах, произведенных за период с октября по декабрь 2014 года, соответствующий раздел отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 01.03.2015 не содержит сведений о расходах за периоды с января по февраль 2015 года в полном объеме.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к выводу о доказанности факта наличия в действиях арбитражного управляющего события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП Российской Федерации.
Эпизод 3. В вину арбитражному управляющему вменяется неисполнение обязанности, предусмотренной п. 2 ст. 129 Закона о банкротстве по опубликованию сведений о результатах инвентаризации в части несоблюдения срока включения в ЕФРСБ сведений о результатах инвентаризации, оформленной актом инвентаризации № 2 от 20.11.2014.
П. 2 ст. 20.3 Законом о банкротстве предусмотрено, что арбитражный управляющий обязан осуществлять установленные данным Законом функции и выполнять обязанности, установленные данным Федеральным законом, так и иными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 2 ст. 28 Закона о банкротстве Единый федеральный реестр сведений о банкротстве представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством включения в него сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве является неотъемлемой частью Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц. Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, являются открытыми и общедоступными. Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, подлежат размещению в сети «Интернет» и могут использоваться без ограничений, в том числе путем дальнейшей их передачи и (или) распространения.
Формирование и ведение Единого федерального реестра сведений о банкротстве осуществляются оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве.
Порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.04.2013 № 178 (далее - Порядок от 05.04.2013 № 178).
Абзацем вторым пункта 2 статьи 129 Закона N 127-ФЗ на конкурсного управляющего возложена обязанность принять в ведение имущество должника и провести инвентаризацию такого имущества.
В силу статьи 28 указанного Закона сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Законом, включаются в Единый реестр сведений и опубликовываются в официальном издании, определенном регулирующим органом.
Согласно абзацу третьему пункта 2 статьи 129 Закона N 127-ФЗ конкурсный управляющий обязан включить в ЕФРСБ сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания.
Таким образом, из указанных положений следует, что обязанность, предусмотренная абзацем третьим пункта 2 статьи 129 Закона N 127-ФЗ, считается исполненной арбитражным управляющим, если им в течение трех рабочих дней с даты окончания инвентаризации соответствующие сведения включены в ЕФРСБ.
Положения абзаца 3 пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве призваны обеспечить кредиторам возможность ознакомиться с принадлежащим должнику имуществом по данным инвентаризации, принять решение об обоснованности дальнейшего продолжения процедуры банкротства либо необходимости обращения к арбитражному суду с ходатайством о прекращении процедуры.
Согласно сведениям, размещенным в ЕФРСБ 24.11.2014 (сообщение № 434649), конкурсным управляющим сообщается о результатах инвентаризации имущества должника, составлении инвентаризационной описи № 1.
Однако, согласно имеющимся в материалах дела о банкротстве должника А33-9117/2014 документам, конкурсным управляющим общества с ограниченной ответственностью «Легмаш» ФИО1 проведена инвентаризация имущества, по результатам которой 20.11.2014 также составлен акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами № 2.
Таким образом, публикация сообщения о результатах инвентаризации должна быть осуществлена конкурсным управляющим должника в течение трех рабочих дней с даты составления последней инвентаризационной описи.
Соответственно, сведения о результатах проведенной ФИО1 инвентаризации имущества общества с ограниченной ответственностью «Легмаш», в том числе в отношении акта инвентаризации № 2 от 20.11.2014, должны быть включены в ЕФРСБ в срок до 25.11.2014 включительно. Сообщение № 434649 о результатах инвентаризации имущества должника включено конкурсным управляющим ФИО1 в ЕФРСБ 24.11.2014, не содержит ссылки на акт инвентаризации № 2 от 20.11.2014.
Материалами дела подтверждается, что акт инвентаризации № 2 от 20.11.2014 был опубликован в ЕФРСБ сообщением № 720839 от 27.08.2015. Как следует из текста сообщения подлежали опубликованию результаты дополнительно выявленного имущества.
Основной целью опубликования сведений об инвентаризации является оперативное донесение информации до заинтересованных лиц о выявленном имуществе должника с целью определения его дальнейшей судьбы, при этом обязанность размещать соответствующие сведения о проведенной инвентаризации связана с составлением конкретной инвентаризационной описи (акта) на конкретном этапе. В случае если арбитражный управляющий ожидает составления инвентаризационных описей в определенный промежуток времени, в целях экономии денежных средств должника и оптимизации своей деятельности, допустимо их определенное накопление и последующая совместная публикация.
Указанный вывод суда подтверждается судебной практикой (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.10.2014 по делу N А33-10991/2014).
Вместе с тем, с учетом того, что 20.11.2014 составлены как инвентаризационная опись № 1, так и акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами № 2, при этом сведения об инвентаризации, а также инвентаризационная опись № 1 размещены (то есть расходы на публикацию должником все равно понесены), неприкрепление к сообщению акта № 2 является неразумным и необоснованным.
Более того, из текста сообщения № 720839 в ЕФРСБ следует, что подлежали опубликованию результаты дополнительно выявленного имущества. Указанное свидетельствует о том, что по существу инвентаризация была завершена ранее.
Учитывая срок изготовления акта инвентаризации № 2 от 20.11.2014, содержание информационных сообщений о результатах инвентаризации, суд приходит к выводу о возникновении у арбитражного управляющего обязанности по опубликованию акта инвентаризации № 2 от 20.11.2014 в ЕФРСБ в срок до 25.11.2014 (включительно).
Положения абзаца 3 пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве призваны обеспечить кредиторам возможность ознакомиться с принадлежащим должнику имуществом по данным инвентаризации, сформировать свое мнение по наиболее эффективному способу продажи имущества и выразить его при голосовании.
Доказательств невозможности соблюдения арбитражным управляющим указанных требований законодательства о банкротстве в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия ФИО1 всех зависящих от мер по соблюдению норм и правил действующего законодательства в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии его вины в совершении административного правонарушения.
Следовательно, вышеуказанное несоблюдение арбитражным управляющим требований Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Эпизод 4. Согласно протоколу об административном правонарушении от 07.09.2015 в вину арбитражному управляющему вменяется неисполнения обязанности, предусмотренной п. 1 ст. 28, п. 1 ст. 128 Закона о банкротстве, абз. 3 п. 3.1. Приказа № 178 от 05.04.2013 в части соблюдения срока включения в ЕФРСБ сведений о признании должника банкротом, открытии в отношении него конкурсного производства и об утверждении конкурсного управляющего.
П. 6 ст. 28 Закона о банкротстве установлено, что при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат, в том числе, сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, об утверждении арбитражного управляющего.
В соответствии с п. 1 ст. 128 Закона о банкротстве опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном статьей 28 настоящего Федерального закона. Конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования.
Согласно п. 1 ст. 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации по результатам проведенного регулирующим органом конкурса между редакциями печатных изданий.
Таким образом, 10-дневный срок для направления сведений для публикации распространяется не только для опубликования в официальном печатном издании (газета «Коммерсантъ») но и на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве.
Порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и ЕФРСБ и Перечня сведений, подлежащих включению в ЕФРСБ, утвержден приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 № 178 (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что сведения подлежат внесению (включению) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты, когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом. В случае если федеральным законом или иным нормативным правовым актом установлен срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс, сведения вносятся (включаются) пользователями в информационный ресурс в соответствии со сроком, предусмотренным федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Такой срок в отношении опубликования сведений о введении процедуры конкурсного производства установлен пунктом 1 статьи 128 Закона о банкротстве и составляет десять дней с даты утверждения конкурсного управляющего. При этом в отношении процедуры конкурсного производства правило о том, что сведения подлежат внесению (включению) в ЕФРСБ в течение трех рабочих дней, не применяется.
Указанный вывод суда подтверждается судебной практикой (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 № 12АП-3375/2015 по делу А12-5763/2015).
В пункте 42 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» разъяснено, что если в судебном заседании была объявлена только резолютивная часть судебного акта о введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве, утверждении арбитражного управляющего либо отстранении или освобождении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей, продлении срока конкурсного производства или включении требования в реестр (часть 2 статьи 176 АПК РФ), то датой соответственно введения процедуры, возникновения либо прекращения полномочий арбитражного управляющего, продления процедуры или включения требования в реестр (возникновения права голоса на собрании кредиторов) будет дата объявления такой резолютивной части, при этом срок на обжалование этого судебного акта начнет течь с даты изготовления его в полном объеме.
Таким образом, обязанность по размещению в ЕФРСБ сведений о признании
должника банкротом, об открытии конкурсного производства и утверждении
конкурсного управляющего возникает у арбитражного управляющего с момента
объявления резолютивной части решения о признании должника банкротом и об
открытии конкурсного производства.
При этом суд полагает, что арбитражный управляющий, давший свое согласие на участие в процедуре банкротства конкретного должника, действуя разумно и добросовестно, должен осуществлять мониторинг судебных актов по делу о банкротстве данного должника, в том числе получая информации о рассмотрении дела на портале kad.arbitr.ru.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 01.10.2014 (резолютивная часть оглашена 26.09.2014) по делу А33-9117/2014 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Легмаш» открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден ФИО1
Соответственно, обязанность по включению в ЕФРСБ сведений о введении в отношении должника процедуры конкурсного производства и об утверждении конкурсным управляющим должника должна быть исполнена не позднее 10 рабочих дней с момента оглашения резолютивной части решения суда, то есть не позднее 06.10.2014.
Сообщение № 390879 о признании общества с ограниченной ответственностью «Легмаш» банкротом, открытии процедуры конкурсного производства и утверждении ФИО1 конкурсным управляющим размещено на сайте ЕФРСБ 03.10.2014, то есть в установленный срок.
Таким образом, арбитражным управляющим ФИО1 обязанность по размещению в ЕФРСБ информационного сообщения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства исполнена в срок, следовательно, в данной части нарушения действующего законодательства отсутствуют.
Срок давности привлечения к административной ответственности за вменяемое арбитражному управляющему противоправное деяние на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Вина арбитражного управляющего как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (часть 2 названной статьи).
Арбитражный суд, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил, что арбитражный управляющий имел возможность исполнить надлежащим образом нормы законодательства о банкротстве, но не принял все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом в силу профессионального образования и подтверждения соответствия квалификации требованиям к арбитражным управляющим, ФИО1 осведомлен об обязанности составления анализа финансового состояния финансово-хозяйственной деятельности, требованиях к типовой форме отчеток конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах конкурсного производства, об использовании денежных средств, сроках опубликования сведений в ЕФРСБ, в связи с чем, арбитражный управляющий осознавал как противоправный характер своих действий, так и возможность наступления негативных последствий в виде нарушения прав кредиторов должника на осуществление контроля за действиями арбитражного управляющего, однако, допускал их наступление и мер по предотвращению не принял.
Следовательно, суд приходит к выводу о наличие вины ФИО1 во вменяемых ему правонарушениях в форме неосторожности.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии оснований для привлечения арбитражного управляющего ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного арбитражного управляющего ФИО1 административного правонарушения, при рассмотрении настоящего дела судом не установлено.
Санкцией правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13. КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на арбитражного управляющего в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о привлечении арбитражного управляющего ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 4.1. КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ решение о назначении конкретной меры наказания должно быть мотивировано и обосновано. Привлечение к административной ответственности в виде штрафа произвольно, без обоснования его размера, недопустимо.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при применении данной нормы и определения конкретного размера штрафа судам необходимо исходить из того, что в силу частей 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 19 Постановления Пленума от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в части 2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Рассмотрев вопрос о характере допущенных нарушений суд установил, что допущенное управляющим административное правонарушение повлекло нарушение прав кредиторов должника на осуществление информации о возможных оспоримых сделках должника, возможности пополнения конкурсной массы должника за счет привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по результатам анализа финансово-хозяйственной деятельности; контроля за использованием конкурсным управляющим денежных средств, поступивших в конкурсную массу; привлеченных конкурсным управляющим лицах, для обеспечения своей деятельности, размере оплаты их услуг; своевременного получения информации о составе имущества должника для определения дальних действий по проведению процедуры банкротства.
Учитывая отсутствие отягчающих и смягчающих обстоятельств, характер и количество допущенных нарушений, арбитражный суд пришел к выводу о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 37 000 рублей.
Согласно статье 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
Получатель – УФК по Красноярскому краю (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю);
Налоговый орган: ИНН <***>, КПП 246001001;
Код ОКТМО: 04701000;
Расчетный счет: <***>;
Наименование банка – Отделение Красноярск;
БИК 040407001;
Наименование платежа – административный штраф по решению арбитражного суда (с указанием даты решения и номера дела);
КБК 32111690040046000140.
Копия документа, свидетельствующая о добровольной уплате лицом, привлеченным к административной ответственности, штрафа должна быть представлена суду.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
Заявление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю удовлетворить.
Привлечь арбитражного управляющего ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Красноярск, зарегистрированного по адресу: <...>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 37 000 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | Е.К. Дубец |