ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-20515/2021 от 25.11.2021 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А33-20515/2021

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 25 ноября 2021 года.

В полном объёме решение изготовлено 02 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Лескова Р.В. , рассмотрев в судебном заседании, с использованием систем веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» в режиме онлайн-заседания, дело по исковому заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Центр инженерно-технического обеспечения» (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Шарыпово)

к Администрации Шарыповского муниципального округа (ИНН <***>,                         г. Шарыпово);

к муниципальному казенному учреждению «Управление службы заказчика» Шарыповского муниципального округа (ИНН <***>, ОГРН <***>,                        г. Шарыпово)

о понуждению к заключению концессионного соглашения,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (660021, <...>);

- Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края 660049, <...>)

- Министерства тарифной политики Красноярского края (660049, <...>)

- Правительства Красноярского края (пр-т Мира, д. 110, Красноярск, Красноярский край, 660009).

в присутствии в предварительном судебном заседании:

от ответчиков: ФИО1, представителя по доверенности от 13.04.2021, по доверенности от 01.10.2021г. личность удостоверена паспортом;

от Правительства Красноярского края: ФИО2, представителя по доверенности от 21.10.2020, личность удостоверена паспортом

от Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края: ФИО3, представителя по доверенности от 11.01.2021, личность удостоверена паспортом, ФИО4, представителя по доверенности от 11.01.2021, личность удостоверена паспортом

при ведении протокола секретарем судебного заседания Гусейновой А.Ф.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Центр инженерно-технического обеспечения» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к  Администрации Шарыповского муниципального округа, муниципальному казенному учреждению «Управление службы заказчика» Шарыповского муниципального округа (далее – ответчики) об:

- обязании администрации Шарыповского муниципального округа Красноярского края заключить с обществом с ограниченной ответственностью «Центр инженерно-технического обеспечения» концессионное соглашение № 1 на сети холодного водоснабжения протяженностью 19 818,05 п.м., принадлежащих муниципальному образованию  Шарыповский  муниципальный  округ  Красноярского  края  на  основании государственной регистрации права № 24:41:0000000:2283-24/095/2021-4 от 04.03.2021 г., сроком - 10 лет. на условиях приложенного проекта концессионного соглашения № 1.

- прекращении у муниципального казенного учреждения «Управление службы
заказчика» Шарыповского муниципального округа право оперативного управления
сооружением коммунальной инфраструктуры, водопроводные сети с. Холмогорское, протяженностью 24 882м., по адресу: Красноярский край, Шарыповском районе, с.
Холмогорское, сооружение №1, кадастровый номер 24:41:0000000:2283.

Определением от 16.08.2021 дело принято судом к своему производству, предварительному и судебное заседание назначено на 16.09.2021. На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражным судом к участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, определением от 16.08.2021 привлечены

- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю;

- Министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края

- Министерство тарифной политики Красноярского края

- Правительство Красноярского края

Определением от 16.09.2021 рассмотрение дела в предварительном судебном заседании отложено на 14.10.2021 с целью представления дополнительных доказательств.

Определением от 14.10.2021 судом, на основании ст.49 Арбитражного  процессуального  кодекса Российской Федерации,  принято уточнение исковых требований, в соответствии с которыми истец просит суд:

1. Обязать Администрацию Шарыповского муниципального округа Красноярского края заключить с обществом с ограниченной ответственностью «Центр инженерно-технического обеспечения» концессионное соглашение № 1 на сети холодного водоснабжения протяженностью 19 818,05 п.м., принадлежащих муниципальному образованию Шарыповский муниципальный округ Красноярского края на основании государственной регистрации права № 24:41:0000000:2283-24/095/2021-4 от 04.03.2021г., сроком - 10 лет, на условиях приложенного проекта концессионного соглашения № 1 с учетом замечаний уполномоченных органов управления Красноярского края.

2. Прекратить у муниципального казенного учреждения «Управление службы заказчика» Шарыповского муниципального округа право оперативного управления сооружением коммунальной инфраструктуры - водопроводные сети с. Холмогорское, протяженностью 24 882 м, по адресу: Красноярский край. Шарыповский район, с. Холмогорское, сооружение № 1. кадастровый номер 24:41:0000000:2283.

Определением от 14.10.2021 рассмотрение дела отложено судом на 25.11.2021, в связи с удовлетворением ходатайства истца по делу.

19.11.2021 и 23.11.2021 истец по делу обратился в арбитражный суд с ходатайствами об участии в судебном заседании 25.11.2021 посредством онлайн судебного заседания. Данные ходатайства были одобрены судом соответственно 22.11.2021 и 24.11.2021.

Судом перед началом судебного заседания 25.11.2021 были произведены технические действия по обеспечению участия истца в онлайн судебном заседании, в т.ч.  включена видеотрансляция онлайн судебного заседания с  целью обеспечения видеоизображения для истца зала судебного заседания с участниками процесса  при подключении его к системе онлайн судебного заседания.  Несмотря на обеспечение возможности участия истца в судебном заседании посредством онлайн, последний не вышел на данную связь, в связи с  чем, судом было продолжено рассмотрение дела в отсутствие истца.

Возражений относительно возможности завершения предварительного судебного заседания и перехода к рассмотрению спора в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции от лиц, участвующих в деле, не поступили. 

На основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству», в связи с отсутствием возражений лиц, участвующих в деле, судом вынесено протокольное определение о завершении предварительного судебного заседания, окончании подготовки дела к судебному разбирательству и об открытии судебного заседания арбитражного суда первой инстанции.

Ответчики по делу представили суду совместный отзыв, в котором исковые требования истца не признали по следующим основаниям:

Администрация Шарыповского муниципального округа Красноярского края (далее - Администрация округа) являясь правопреемником Администрации Холмогорского сельсовета в соответствии со своей компетенцией согласно закона Красноярского края от 19.12.2019 г. № 8-3522 «Об объединении всех поселений, входящих в состав Шарыповского района Красноярского края, и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа» (далее - Закон об объединении поселений) и относясь к лицу, выступающему от имени концедента (муниципального образования) в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон о концессионных соглашениях) не может быть лицом, обязанным заключить концессионное соглашение (далее - Соглашение), представленное ООО «ЦИТО», по результатам конкурса № 280720/0599974/02, проведенного Администрацией Холмогорского сельсовета.

Соглашение по результатам конкурса № 280720/0599974/02 ранее было подписано Администрацией Холмогорского сельсовета, как лицом, выступающим от имени муниципального образования - Холмогорский сельсовет. Однако, ввиду наличия особенных требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 40 Закона о концессионных соглашениях, концессионное соглашение считается заключенным только после подписания его самостоятельной стороной - Красноярским краем, которая в обязательном порядке принимает в этом участие.

До преобразования муниципального образования и прекращения деятельности Администрации Холмогорского сельсовета проект Соглашения направлялся в адрес лица, выступающего от имени Красноярского края при подписании Соглашения, но не был согласован - у правового управления Губернатора Красноярского края (далее - Правовое управление) и министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее - Министерство промышленности) имеются замечания на рассмотренный проект Соглашения.

Обязанность заключить Соглашение в представленной ООО «ЦИТО» редакции не может быть возложена на Администрацию округа. Подписание Администрацией округа Соглашения обусловлено наличие статуса и полномочий, предусмотренных вышеуказанным законодательством. При этом, подписание Администрацией округа Соглашения неравнозначно его заключению, судя по требований Закона о концессионных соглашениях, в отношении объектов коммунальной инфраструктуры.

Рассмотреть вопрос подписания Соглашения при проведении мероприятий во исполнение Закона об объединении поселений, включающих передачу-прием имущества Холмогорского и других сельсоветов в Шарыповский муниципальный округ, в том числе объектов концессионных соглашений, документации на них, переучет всех объектов на территории Шарыповского муниципального округа, не представлялось возможным.

После изучения документации, с учетом замечаний со стороны Красноярского края на ранее представленные проекты Соглашения, наличия недостатков в последней редакции проекта Соглашения, Администрация округа и муниципальное казенное учреждение «Управление службы заказчика» Шарыповского муниципального округа (далее - МКУ «Управление службы заказчика») не могут согласовать подписание. Имеются обстоятельства, препятствующие заключению Соглашения, в том числе: отсутствуют значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера; изначально по Соглашению передаются 2 участка сетей водоснабжения, права на которые не зарегистрированы; 1 незарегистрированный участок по условиям Соглашения подлежит реконструкции; незарегистрированные сети водоснабжения технологически связаны с зарегистрированным объектом Соглашения. Дополнительно прилагаю копии постановлений Холмогорского сельсовета на вышеуказанные участки водоснабжения.

По вопросу передачи объекта Соглашения в оперативное управление муниципальному казенному учреждению «Управление службы заказчика» Шарыповского муниципального округа (далее - МКУ «Управление службы заказчика») поясняю следующее.

По смыслу части 2 статьи 39 Закона о концессионных соглашениях, объекты системы холодного водоснабжения и (или) отдельные объекты таких систем на момент заключения концессионного соглашения могут принадлежать муниципальному учреждению на праве оперативного управления.

Деятельность МКУ «Управление службы заказчика» направлена на обеспечение реализации полномочий Администрации округа, предусмотренных законодательством РФ и Уставом округа, в том числе организацию в границах муниципального округа водоснабжения населения. Наряду с оперативным управлением переданными объектами, обладая соответствующей компетенцией в области жилищно-коммунального хозяйства МКУ «Управление службы заказчика» распоряжением главы округа наделено полномочиями на проведение конкурсов и заключение концессионных соглашений (распоряжение от 17.05.2021 № 232-р «О наделении полномочиями»). Учреждение не осуществляет деятельность по водоснабжению, как её осуществляет ООО «ЦИТО».

Право МКУ «Управление службы заказчика» на оперативное управление объектом водоснабжения не относиться к правам третьих лиц, о которых указано в части 4 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях, так как учреждение не является сторонней организацией и осуществляет исполнение муниципальных функций и полномочий.

Таким образом, не исключаются действия МКУ «Управление службы заказчика» от лица Администрации округа по рассмотрению и согласованию концессионных соглашений.

Для исключения существующих и возможного наличия в дальнейшем замечаний и противоречий относительно представленного Соглашения ООО «ЦИТО» может принять участие в порядке инициативы по отношению к сетям водоснабжения с. Холмогорское, согласно опубликованному Администрацией округа перечню объектов на территории муниципального округа, подлежащих передаче в рамках концессионных соглашений. Подобное предложение было направлено в адрес ООО «ЦИТО».

Проект Соглашения, представленный Истцом для подписания, не соответствует конкурсной документации на право заключения концессионного соглашения. Истец необоснованно исключил из проекта Соглашения часть объектов сетей холодного(водоснабжения, при этом все объекты, указанные в конкурсной документации, технологически связаны между собой. Условие об объекте концессии и его описании относится к существенным условиям Соглашения.

Исключение ООО «ЦИТО» из проекта Соглашения части объектов не соответствует Федеральному закону от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон № 115-ФЗ), которым не предусмотрено изменение существенных условий проекта концессионного соглашения. Исключение части объектов из проекта Соглашения противоречит условиям самого Соглашения и произведенным расчетам необходимых ресурсов и средств, так как Соглашением предусмотрена реконструкция исключенных объектов.

Таким образом, в представленном ООО «ЦИТО» концессионном соглашение заложены неустранимые противоречия, оно не соответствует требованиям закона.

Администрация округа согласна с позицией Правительства Красноярского края в части отсутствия у Администрации Холмогорского сельсовета статуса концедента и соответственно полномочий как на проведение конкурса № 280720/0599974/02, так и на подписание концессионного соглашения с ООО «ЦИТО». Так, как согласно положениям Закона Красноярского края от 19.12.2019 г. № 8-3522 «Об объединении всех поселений, входящих в состав Шарыповского района Красноярского края, и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа», вступившего в силу 6 января 2020 г., муниципальное образование Холмогорский сельсовет утратило статус муниципального образования. Конкурсные процедуры проведены Холмогорским сельсоветом в период с 27.07.2020 г. по 25.09.2020 г., то есть после утраты полномочий в связи с объединением поселений.

С целью заключения концессионного соглашения на используемый объект, ранее принадлежавший Администрации Холмогорского сельсовета, и подписания соответствующего концессионного соглашения Администрацией округа, ООО «ЦИТО» может принять участие в конкурсе на право заключения концессионного соглашения на этот объект, включенный в официально опубликованный Администрацией округа перечень объектов на территории муниципального округа, подлежащих передачи в концессию.

Третье лицо по делу  - Министерство тарифной политики Красноярского края представило суду отзыв на заявление, в котором изложило следующую позицию по исковым требованиям:

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» утвержден порядок представления органом регулирования тарифов организатору конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды сведений о ценах, значениях и параметрах, используемых для расчета дисконтированной выручки участника конкурса, а также согласования органом регулирования тарифов метода регулирования тарифов и значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, включаемых в конкурсную документации. Указанные данные были предоставлены Министерством организатору конкурса на право заключения концессионного соглашения.

В адрес Министерства для согласования в соответствии с Порядком рассмотрения проектов концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, концедентом по которым выступает муниципальное образование Красноярского края и третьей стороной которых в обязательном порядке является Красноярский край, утвержденным указом Губернатора Красноярского края от 24.09.2018 № 255-уг (далее - Порядок), министерством промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края были представлены документы (в том числе проект концессионного соглашения, лист согласования и пояснительная записка).

Министерство с соблюдением сроков, предусмотренных Порядком, рассмотрело проект концессионного соглашения на соответствие требованиям пункта 6.5 части 1 статьи 10 и пунктов 1, 3, 4 части 1 статьи 42 Федерального закона 115-ФЗ. Рассмотренный проект концессионного соглашения был направлен в министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края с замечаниями.

Министерством промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края было направлено письмо от 11.12.2020 № 78-5248/11 о рассмотрении проекта соглашения с приложением на 33 листа содержащее замечания, участвующих в процессе заключения концессионного соглашения органов исполнительной власти Красноярского края, и отражающее процесс согласования.

На сегодняшний день документы для согласования проекта концессионного соглашения по указанному объекту, с учетом замечаний, в Министерство не поступали.

Третье лицо по делу – Правительство Красноярского края, представило суду отзыв на иск, в котором определило следующую позицию по делу.

1. В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального   закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон №115-ФЗ) Закон № 115-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения.

Согласно части 2 статьи 3 Закона № 115-ФЗ концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из Закона № 115-ФЗ или существа концессионного соглашения.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона № 115-ФЗ объектами концессионного соглашения могут являться объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем (далее - Объекты ЖКХ).

В пунктах 1 и 2 части 1 статьи 5 Закона № 115-ФЗ определено, что сторонами концессионного соглашения являются:

концедент - Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации, или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, или орган публичной власти федеральной территории, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного   самоуправления.   Отдельные   права   и   обязанности   концедента  могут осуществляться уполномоченными концедентом в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления органами и юридическими лицами, и концедент должен известить концессионера о таких органах, лицах и об осуществляемых ими правах и обязанностях. Полномочия концедента также вправе осуществлять государственная компания, созданная Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», государственная корпорация, созданная Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»;

концессионер - индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

Также в части 2 статьи 40 Закона № 115-ФЗ установлено, что в случае, если концедентом по концессионному соглашению, объектом которого являются Объекты ЖКХ, является муниципальное образование, которому не переданы в соответствии с законодательством субъекта РФ полномочия по тарифному регулированию, утверждению инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также возмещению недополученных доходов, экономически обоснованных расходов таких организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в качестве самостоятельной стороны концессионного соглашения в обязательном порядке участвует субъект Российской Федерации, от имени которого выступает высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) такого субъекта Российской Федерации.

В случае не подписания субъектом РФ концессионного соглашения, объектом которого являются Объекты ЖКХ, такое концессионное соглашение считается незаключенным.

Согласно пункту 1.1 Порядка рассмотрения проектов концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, концедентом по которым выступает муниципальное образование Красноярского края и третьей стороной которых в обязательном порядке является Красноярский край, утвержденного указом Губернатора Красноярского края от 24.09.2018 № 255-уг (далее - Порядок № 255-уг), Порядок № 255-уг определяет процедуру рассмотрения проектов концессионных соглашений, объектами которых являются Объекты ЖКХ, концедентом по которым выступает муниципальное образование Красноярского края, которому не переданы в соответствии с законодательством Красноярского края полномочия по тарифному регулированию, утверждению инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также возмещению недополученных доходов, экономически обоснованных расходов таких организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, с участием в качестве третьей стороны Красноярского края (далее -проекты концессионных соглашений).

В пункте 1.3 Порядка № 255-уг определено, что в рассмотрении проектов концессионных соглашений принимают участие в том числе министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края и министерство тарифной политики Красноярского края (далее - министерство промышленности, министерство тарифной политики, при совместном упоминании - участники рассмотрения проектов концессионных соглашений).

Порядком № 255-уг установлен предмет рассмотрения проектов концессионных отношений для каждого участника рассмотрения проектов концессионных отношений.

Так, министерство промышленности рассматривает проект концессионного соглашения на соответствие требованиям пункта 4 части 1 статьи 10 и пункта 2 части 1 статьи 42 Закона № 115-ФЗ; министерство тарифной политики - на соответствие требованиям пункта 6.5 части 1 статьи 10 и пунктов 1, 3, 4 части 1 статьи 42 Закона № 115-ФЗ (пункты 2.2, 2.3 Порядка № 255-уг). Согласно пункту 2.6 Порядка № 255-уг результат рассмотрения проекта концессионного соглашения участниками рассмотрения проектов концессионных соглашений оформляется путем проставления визы уполномоченного должностного лица в листе согласования.

При наличии замечаний к проекту концессионного соглашения замечания оформляются в виде отдельного документа и прилагаются к проекту концессионного соглашения.

В силу абзаца третьего пункта 2.7 в случае наличия замечаний участников рассмотрения проектов концессионных соглашений к проекту концессионного соглашения министерство промышленности в срок не позднее 3 рабочих дней со дня получения от правового управления рассмотренного проекта концессионного соглашения направляет концеденту письменное уведомление о результатах рассмотрения с указанием оснований для возврата проекта концессионного соглашения.

Вопреки утверждению истца, замечания участников рассмотрения проектов концессионных соглашений не были устранены в полном объеме.

В исковом заявлении указывается, что администрацией Холмогорского сельсовета Шарыповского района Красноярского края (далее - администрация сельсовета) 28.07.2020 была размещена информация о проведении открытого конкурса на право заключения Соглашения № 280720/0599974/02 (далее - Конкурс). Итоги Конкурса, согласно которым истец признавался победителем Конкурса, были подведены 25.09.2020.

Проект Соглашения, подписанный истцом и администрацией сельсовета, был направлен на подписание Красноярскому краю как третьей стороне  06.11.2020. При этом в качестве концедента по Соглашению был указан Холмогорский сельсовет в лице администрации сельсовета.

В пункте 1 части 1 статьи 5 Закона №115-ФЗ установлено, что концедентом является Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления. Отдельные права и обязанности концедента могут осуществляться уполномоченными концедентом в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления органами и юридическими лицами, и концедент должен известить концессионера о таких органах, лицах и об осуществляемых ими правах и обязанностях.

В силу абзаца первого пункта 1 статьи 1 Закона края от 19.12.2019 № 8-3522 «Об объединении всех поселений, входящих в состав Шарыповского района Красноярского края, и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа» (далее - Закон края № 8-3522) образовано муниципальное образование Шарыповский муниципальный округ Красноярского края в результате преобразования путем объединения муниципальных образований Березовский сельсовет, Ивановский сельсовет, Новоалтатский сельсовет, Парнинский сельсовет, Родниковский сельсовет, Холмогорский сельсовет, Шушенский сельсовет, расположенные в границах Шарыповского района.

Согласно пункту 4 статьи 1 Закона края № 8-35224 Шарыповский муниципальный округ Красноярского края считается образованным со дня вступления в силу Закона края № 8-35224.

Муниципальные образования Березовский сельсовет, Ивановский сельсовет, Новоалтатский сельсовет, Парнинский сельсовет, Родниковский сельсовет, Холмогорский сельсовет, Шушенский сельсовет, расположенные в границах Шарыповского района, и Шарыповский район утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу Закона края № 8-35224.

Следовательно, на момент объявления Конкурса, а также на момент подведения его итогов Холмогорский сельсовет не мог выступать концедентом по Соглашению, так как им был утрачен статус муниципального образования.

При этом Законом края № 8-35224, иными нормативными правовыми актами не установлено право местных администраций сельских поселений, утративших статус муниципальных образований, принимать обязательства от лица Шарыповского муниципального округа Красноярского края, выступать от имени Шарыповского муниципального округа Красноярского края.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГКРФ) понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

Третье лицо по делу – Министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края представило суду отзыв, в котором определило следующую позицию по делу:

- Полномочия министерства в области жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края определены положением о министерстве, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 18.05.2010 № 270-п.

Министерство совместно с правовым управлением Губернатора Красноярск о края, министерством тарифной политики Красноярского края (далее-уполномоченные органы) участвует в рассмотрении проектов концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (далее - проекты концессионных соглашений), направляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края (концедентом), которым не переданы в соответствии с законодательством Красноярского края полномочия по тарифному регулированию, утверждению инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также возмещению недополученных доходов, экономически обоснованных расходов таких организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, Красноярскому краю (третьей стороне концессионного соглашения) для подписания.

Порядок и сроки рассмотрения указанных проектов концессионных соглашений утверждены указом Губернатора Красноярского края от 24.09.20 J 8 № 255-уг (далее - Порядок).

Распоряжением Губернатора Красноярского края от 06.08.2018 № 410-рг полномочия до подписанию концессионных соглашений от третьей стороны переданы первому заместителю Губернатора края - председателю Правительства Красноярского края ФИО5.

В соответствии с пунктом 2.2 Порядка министерство рассматривает проект концессионного соглашения на соответствие требованиям пункта 4 части 1 статьи 10 и пункта 2 части 1 статьи 42 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон № 115-ФЗ).

В отношении объектов водоснабжения с. Холмогорское Холмогорским сельсоветом Шарыповского района Красноярского края проведены конкурсные процедуры на право заключения концессионного соглашения (сообщение размещено на http://torgi.gov.ru № 280720/0599974/02 от 28.07.2020), по результатам проведения которых концессионером определено ООО «Центр инженерно-технического обеспечения».                                                                                                   

Проектом Соглашения предусмотрено:

1) Передаваемое имущество: сети водоснабжения - 28 804,25 м.п.

2) Предельный размер расходов на реконструкцию: 100 000 рублей.

3) Основные мероприятия: замена участков сетей водоснабжения - 1205 м.п.

4) Процент роста НВВ в рамках соглашения не превышает 4%.

По результатам рассмотрения проекта концессионного соглашения уполномоченными органами в порядке указа Губернатора Красноярского края от 24.09.2018 № 255-уг в адрес концедента и концессионера были направлены замечания и предложения (письмо министерства от 11.12.2020 исх. № 78-5248/11), в том числе по существенным условиям, предусмотренным статьями 10 и 42 Закона №115-ФЗ.

В 2021 году доработанный проект не был представлен на рассмотрение в министерство.

Замечания уполномоченных органов не устранены, по состоянию на 16.09.2021 проекты соглашений в адрес министерства не поступали.

Таким образом, обязанности министерства по согласованию концессионного соглашения в отношении объектов с. Холмогорское выполнены в полном объеме.

Управление Росреестра по Красноярскому краю предоставило суду отзыв на иск, в котором указало следующую позицию по делу.

В Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) содержатся сведения об объекте недвижимого имущества - сооружении с кадастровым номером 24:41:0000000:2283, назначение: сооружение коммунальной инфраструктуры, наименование: водопроводные сети с. Холмогорское, протяженностью: 24882 .м., по адресу: Красноярский край, Шарыповский район, с. Холмогорское, сооружение № 1; 04.03.2021 зарегистрировано право собственности муниципального образования Шарыповский муниципальный округ Красноярского края на основании акта приема-передачи имущества муниципального образования Холмогорский сельсовет Шарыповского района Красноярского края №5н от 01.12.2020;

04.03.2021 внесена запись о государственной регистрации аренды на основании договора аренды сетей холодного водоснабжения с. Холмогорское от 21.10.2015 №5 с дополнительными соглашениями, заключенными между муниципальным образованием Шарыповский муниципальный округ Красноярского края и ООО «Центр инженерно-технического обеспечения»;

19.04.2021 зарегистрировано право оперативного управления муниципального казенного учреждения «Управление службы заказчика» Шарыповского района Красноярского края на основании распоряжения № 143-р от 01.04.2021.

Учитывая изложенное, истцу необходимо уточнить протяженность объекта недвижимого имущества в первой части заявленных требований.   

Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, установлением гарантий прав и законных интересов сторон концессионного соглашения, урегулированы Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ).

Пунктом 1 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 Федерального закона № 115-ФЗ.

При этом ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ установлено, что концессионные соглашения заключаются в соответствии с примерными соглашениями, предусмотренными ч. 4 ст. 10 Федерального закона № 115-ФЗ, должны включать в себя существенные условия, установленные Федеральным законом № 115-ФЗ, другими федеральными законами, и могут включать в себя неурегулированные этими примерными соглашениями и не противоречащие законодательству Российской Федерации и конкурсной документации условия.

Статьей 22 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что решением о заключении концессионного соглашения устанавливаются, в том числе условия концессионного соглашения в соответствии со ст. 10 Федерального закона № 115-ФЗ (условия конкурса).

Статьей 10 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрены существенные условия концессионного соглашения. Кроме того, в силу п. 1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона № 115-ФЗ в конкурсную документацию включаются, в том числе существенные условия, которые предусмотрены ст. 10 Федерального закона № 115-ФЗ.

Также ч. 1.2 ст. 23 Федерального закона № 115-ФЗ установлено, что в случае, если объектом концессионного соглашения являются централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, в конкурсную документацию также включаются сведения и параметры, предусмотренные статьей 45 настоящего Федерального закона.

Следовательно, решением о заключении концессионного соглашения и конкурсной документацией, устанавливаются существенные условия, которые предусмотрены ст.ст. 10,45 Федерального закона № 115-ФЗ, т.е. органом местного самоуправления устанавливаются условия конкурса для заключения по результатам конкурса концессионного соглашения.

Указанное также следует из п. 1 ст. 36 Федерального закона № 115-ФЗ, согласно которому концедент в течение пяти рабочих дней со дня подписания членами конкурсной комиссии протокола о результатах проведения конкурса направляет победителю конкурса экземпляр указанного протокола, проект концессионного соглашения, включающий в себя условия этого соглашения, определенные решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией и представленным победителем конкурса конкурсным предложением, а также иные предусмотренные Федеральным законом № 115-ФЗ, другими федеральными законами условия.

Согласно пп. 3, 5, 7 ч. 1 ст. 42 Федерального закона № 115-ФЗ, концессионное соглашение, объектом которого являются централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, наряду с предусмотренными ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 115-ФЗ должно содержать следующие существенные условия:

- предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером без учета расходов, источником финансирования которых является плата за подключение (технологическое присоединение);

- порядок возмещения фактически понесенных расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения, в случае, если реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам);

- возможность переноса сроков реализации инвестиционных обязательств концессионера, являющегося регулируемой организацией, осуществляющей деятельность в сфере тепло-,водоснабжения, водоотведения, в случае принятия Правительством Российской Федерации соответствующего решения, предусмотренного Федеральным законом от 30.12.2012 № 291-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования тарифов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения», в связи с существенным ухудшением экономической конъюнктуры.

Кроме того, п. 15 ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что права владения и пользования концессионера недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения, недвижимым имуществом, предоставленным концессионеру в соответствии с ч. 9 ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ, подлежат государственной регистрации в качестве обременения права собственности концедента.

Пунктом 1 ст. 164 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.

В тоже время ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ не предусматривает государственную регистрацию концессионного соглашения как сделки.

Таким образом, концессионное соглашение не подлежит государственной регистрации как сделка и, следовательно, такой договор считается заключенным с момента достижения сторонами соглашения по всем существенным условиям договора.

В соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Право оперативного управления недвижимым имуществом возникает в порядке, установленном п. 1 ст. 299 и п. 1 ст. 131 ГК РФ. Пункт 1 ст. 296 ГК РФ устанавливает, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. На основании п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.  Согласно п. 3 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим кодексом прекращению по основаниям и в порядке, предусмотренном настоящим кодексом, другими законами и иными правовым актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества  у предприятия или учреждения по решению собственника.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

21.10.2015 постановлением Администрации Холмогорского сельсовета №426-п истцу по делу переданы в эксплуатацию безхозяйные сети холодного водоснабжения на территории с.Холомогорское, протяженностью 8465,7 кв.м.

10.06.2016 постановлением Администрации Холмогорского сельсовета №217-п истцу по делу переданы в эксплуатацию безхозяйные сети холодного водоснабжения на территории <...> м., по ул.Юности протяженностью 256,5 м.

19.12.2019 принят Закон Красноярского края №8-3522 «Об объединении поселений, входящих в состав Шарыповского района Красноярского края и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа». Согласно данного Закона (ст.1) преобразованы путем объединения муниципальные образования Березовский сельсовет, Ивановский сельсовет, Новоалтатский сельсовет, Парнинский сельсовет, Родниковский сельсовет, Холмогорский сельсовет, Шушенский сельсовет, расположенные в границах Шарыповского района, и образовать муниципальное образование Шарыповский муниципальный округ Красноярского края.  Вновь образованное муниципальное образование Шарыповский муниципальный округ Красноярского края наделено статусом муниципального округа.

Согласно п.4 ст.1 данного Закона, муниципальное образование Шарыповский муниципальный округ Красноярского края считается образованным со дня вступления в силу настоящего Закона.  Муниципальные образования Березовский сельсовет, Ивановский сельсовет, Новоалтатский сельсовет, Парнинский сельсовет, Родниковский сельсовет, Холмогорский сельсовет, Шушенский сельсовет, расположенные в границах Шарыповского района, и Шарыповский район утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона.

В соответствии с п.5 ст.1 Закона №8-3522, органы местного самоуправления муниципального образования Шарыповский муниципальный округ Красноярского края в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления муниципального образования Шарыповский район и всех поселений, входящих в его состав.

Согласно положениям ст.2 вышеуказанного Краевого закона,  со дня вступления в силу настоящего Закона до 1 января 2021 года действует переходный период преобразования указанных в статье 1 настоящего Закона муниципальных образований (далее - переходный период).   В течение переходного периода в соответствии с федеральным законодательством осуществляется формирование органов местного самоуправления муниципального образования Шарыповский муниципальный округ Красноярского края, а также проводится урегулирование иных вопросов, связанных с преобразованием.

Статьей 5 определено, что Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования в краевой государственной газете "Наш Красноярский край", за исключением статей 3, 4 настоящего Закона.

Учитывая, что  публикация Закона произведена в газете «Наш Красноярский край» в №98 (1) 27.12.2019,  Закон вступил в силу 06.01.2020г.

Распоряжением Администрации Холмогорского сельсовета Шарыповского района Красноярского края от 27.07.2020 №28р., на основании Федерального закона от 21.07.2015 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», признано целесообразным заключение концессионного соглашения в отношении объектов централизованных систем водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Холмогорский сельсовет Шарыповского района Красноярского края. Этим же распоряжением определены условия концессионного соглашения (приложение №1), принято решение о проведении открытого конкурса на заключение концессионного соглашения; определены критерии конкурса  и параметры критериев конкурса (приложение №2), приняты и утверждены иные условия и требования заключения концессионного соглашения. В качестве объекта концессии определена – совокупность объектов централизованных систем холодного водоснабжения, расположенных на территории и находящихся в собственности муниципального образования, а именно:

 «Водопроводные сети с.Холмогорское – часть объекта недвижимости, сооружение №1, протяженностью 19818,05 п.м., год ввода в эксплуатацию. 1992, износ 67%, свидетельство о государственной регистрации права 24 ЕЗ №840323 от 26.03.2008г. Согласно представленного в дело  указанного свидетельства данный объект недвижимости имеет протяженность 24 882,35 кв.м., инвентарный номер 04:258:002:00117430 и зарегистрирован на праве собственности за муниципальным образованием Холмогорский сельсовета  26.03.200г.

В материалы дела представлена Конкурсная документация о проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения, являющаяся приложением Постановлению от 28.07.2020 №23333-п ( в материалы дела не представлено). Согласно приложению №2 к конкурсной документации в качестве объектов концессионного соглашения уже определены следующие объекты:

- «Водопроводные сети с.Холмогорское – часть объекта недвижимости, сооружение №1, протяженностью 19818,05 п.м., год ввода в эксплуатацию. 1992, износ 74%, свидетельство о государственной регистрации права 24 ЕЗ №840323 от 26.03.2008г.

- «Безхозяйные сети водоснабжения с.Холмогорское, протяженность 8465,7 м.п., год ввода в эксплуатацию 1992+-2015 , износ 70%, в качестве подтверждения права муниципальной собственности указано на  постановление Администрации Холмогорского сельсовета от 21.10.2015 №426-п  о передаче истцу по делу  в эксплуатацию безхозяйных сетей холодного водоснабжения на территории с.Холомогорское, протяженностью 8465,7 кв.м.

- «Безхозяйные сети водоснабжения по ул.Светлая, ул.Юности в с.Холмогорское, протяженность 520,5 м.п., год ввода в эксплуатацию 2014+-2015 , износ 7%, в качестве подтверждения права муниципальной собственности указано на постановление Администрации Холмогорского сельсовета от 10.06.2016 №217-п  о передаче истцу по делу в эксплуатацию безхозяйных сетей  холодного водоснабжения на территории <...> м., по ул.Юности протяженностью 256,5 м.

В виде приложения №1 к конкурсной документации определен и сам проект концессионного соглашения.

Как следует из протокола №4 от 25.09.2020 рассмотрения и оценки конкурсных предложений на участие в открытом конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении объекта водоснабжения в с. Холмогорское, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Холмогорский сельсовет Шарыповского района Красноярского края в целях эксплуатации и реконструкции, конкурсной комиссией осуществлено рассмотрение и оценка конкурсных предложений на участие в открытом конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении объекта водоснабжения в с. Холмогорское.  Согласно протокола, нарассмотрение в комиссию было представлено 1 конкурсное предложение: от общество с ограниченной ответственностью «ЦИТО», которое признано комиссией  соответствующим требованиям конкурсной документацией и требованиям ФЗ от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".  Как следует из протокола, каждый член комиссии принял решение заключить концессионное соглашение с единственным участником ООО "ЦИТО".

22.10.2020 Шарыповским окружным Советом депутатов первого созыва принято Решение №3-13 о ликвидации органов местного самоуправления Шарыповского района и сельских поселений, входящих в состав Шарыповского района Красноярского края, как юридических лиц, в перечень которых, включена и администрация Холмогорского сельсовета.

12.11.2020 в Правительство Красноярского края  поступило совместное обращение от 06.11.2020 истца и  Главы Холмогорского сельсовета  о подписании и возвращении в адрес истца трех экземпляров концессионного соглашения №1.

19.11.2020 Решением Шарыповского окружного Совета депутатов №5-30 принят Устав МО «Шарыповский муниципальный округ Красноярского края», зарегистрированный Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю 11.12.2020г.

Письмом Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 11.12.2020 на имя главы Холмогорского сельсовета, министерство сообщило о наличии многочисленных  замечаний к проекту представленного концессионного соглашения. В материалы дела от данного министерства представлены также Пояснительная записка и непосредственно Замечания к проекту концессионного соглашения, в которых в частности содержатся следующие 

- существенным условием концессионного соглашения является перечень основных мероприятий по реконструкции (модернизации) объекта соглашения (пункт 2 части 1 статьи 42 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон № 115-ФЗ)), Соответствующий перечень содержится в приложении № 4/1 к представленному проекту Соглашения. На основании пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ и части 3 статьи 3 Закона № 115-ФЗ мероприятия по замене участков сетей водоснабжения не относятся к реконструкции объекта концессионного соглашения и не могут быть включены в основные мероприятия соглашения.

- указаны не все технико-экономические показатели к объекту имущества в составе объекта соглашения для их идентификации, предусмотренные приказом Минстроя России от 05.08.2014 № 437/пр, пунктом 6 Примерного соглашения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.12.2006 №748 (далее - примерное соглашение), пунктом 3 письма Минстроя России от 10.04.2015 № 10371-АЧ/04. Не указаны сведения о потерях ресурсов на объектах, о проведенных мероприятиях по ремонту, балансовой, начальной, остаточной и восстановительной стоимости передаваемых объектов.

- мероприятия задания, указанные в приложении № 4/1, по замене участков сетей водоснабжения в с. Холмогорское не отражены в схеме водоснабжения Холмогорского сельсовета Шарыповского района, утвержденной в 2014 году (сведения об актуализации отсутствуют).

Министерством тарифной политики Красноярского края на проект концессионного соглашения также были оформлены замечания следующего характера:

- в Концессионном соглашении не указан срок окончания действия Концессионного соглашения.

- Величина расходов на реконструкцию, указанная в приложении № 3 к Концессионному соглашению, превышает нормативный уровень прибыли,

указанный в приложении № 5 к Концессионному соглашению.

- предельный размер расходов на реконструкцию, указанный в приложении №3 к Концессионному соглашению, не соответствует предельному размеру расходов на реконструкцию, указанному в приложении № 4/1 к Концессионному соглашению с разбивкой по годам.

- в Концессионном соглашении отсутствуют значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера в нарушение пункта 1 статьи 42 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Перечень долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера должен соответствовать п. 79 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства Российской 

Правовым управлением  Губернатора Красноярского края по итогам рассмотрения концессионного соглашения №1 в отношении объектов водоснабжения Холмогорского сельсовета Шарыповского района подготовлено заключение, согласно которому не представляется дать положительную правовую оценку по представленному на согласование концессионному соглашению, в т.ч. и в части объектов концессии, которые не являются собственностью муниципального образования.

В дело представлен лист согласования проекта концессионного соглашения, которые подтверждает наличие замечаний по его тексту от уполномоченных органов Красноярского края.

01.04.2021 Администрацией Шарыповского муниципального округа принято Распоряжение №143-р, в соответствии с которым, в оперативное управление муниципальному казенному учреждению «Управление службы заказчика» передано недвижимое имущество, перечень которого приведен в приложении №1  и №2.  В перечне №2 «Объектов водоотведения и водоснабжения» определен  объект: Сооружение (коммунальный инфраструктуры, водопроводные сети), находящиеся по адресу: Красноярский край, Шарыповский район, с.Холмогорское, сооружение №1, кадастровый номер 24:41:0000000:2283, протяженностью 24882 м.

Письмом от 05.04.2021  №191 истец предложил Главе Шарыповского муниципального округа провести совместное совещание на предмет согласования и подписания концессионного соглашения №1.

13.04.2021 истец, сопроводительным письмом №200, направил в адрес Главы Шарыповского муниципального округа на согласование концессионное соглашение.

В ответ на обращение истца, Администрацией Шарыповского муниципального округа подготовлен ответ №1776 от 20.04.2021, согласно которому, администрация не считает целесообразным проведения совместного совещания по причине утраты статуса муниципального образования у поселений, которые участвовали в заключении договоров  и соглашений.

Письмами №217 от 27.04.2021, №307 от 24.05.2021, №327 от 01.06.2021 истец  потребовал от администрации муниципального округа рассмотреть жалобы на должностных лиц администрации виновных в не подписании концессионных соглашений и подписать их.

Ответными письмами №2671 от 25.06.2021, №2708 от 29.06.2021 администрация муниципального округа указала, что имеющиеся замечания от уполномоченных на рассмотрение концессионных соглашений от имени Красноярского края не устранены, объекты, указанные в качестве предметов концессии переданы в оперативное управление   в Управление службы заказчика, в связи с чем,  по вопросам урегулирования разногласий по тексту соглашения, рекомендовал обратиться истцу в данную организацию.

Письмом от 02.07.2021 истец вновь потребовал от администрации муниципального округа вернуться к вопросу подписания концессионного соглашения.

В связи с не подписанием соглашения, истец обратился в арбитражный суд с иском, в котором просит суд:       

- обязать Администрацию Шарыповского муниципального округа Красноярского края заключить с обществом с ограниченной ответственностью «Центр инженерно-технического обеспечения» концессионное соглашение № 1 на сети холодного водоснабжения протяженностью 19 818,05 п.м., принадлежащих муниципальному образованию Шарыповский муниципальный округ Красноярского края на основании государственной регистрации права № 24:41:0000000:2283-24/095/2021-4 от 04.03.2021г., сроком - 10 лет, на условиях приложенного проекта концессионного соглашения № 1 с учетом замечаний уполномоченных органов управления Красноярского края.

- прекратить у муниципального казенного учреждения «Управление службы заказчика» Шарыповского муниципального округа право оперативного управления сооружением коммунальной инфраструктуры - водопроводные сети с. Холмогорское, протяженностью 24 882 м, по адресу: Красноярский край. Шарыповский район, с. Холмогорское, сооружение №1. кадастровый номер 24:41:0000000:2283.

Суду представлен истцом  проект концессионного соглашения, который не подписан ни истцом, ни ответчиком, а также Красноярским краем, в лице уполномоченных органов.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Предметом спора по настоящему делу является требование победителя открытого конкурса по заключению концессионного соглашения о понуждению муниципального образования  к заключению  такого  соглашения.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее Федеральный закон №115-ФЗ), по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно п.1.1. данной нормы, в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, подготовка, заключение, исполнение, изменение и прекращение концессионных соглашений осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 4 настоящего Федерального закона.

Согласно п.11 ч.1 ст.4  Федерального закона №115-ФЗ объектами концессионного соглашения являются:  объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, что является основанием  рассматривать вопрос о заключении концессионного соглашения с учетом положений гл.4 данного закона.

В соответствии со ст.3 указанного Федерального закона,  сторонами концессионного соглашения может являться на стороне  концедента: -  муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления. 

Согласно ст.13 Федерального закона №115-ФЗ,  концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Как указано в п.4) ч.1 ст.22 данного Федерального закона, решение о заключении концессионного соглашения принимается с учетом требований, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации:  в отношении объектов концессионного соглашения, права собственности на которые принадлежат муниципальному образованию, - органом местного самоуправления.

Как следует из материалов дела,  распоряжение  Администрации Холмогорского сельсовета Шарыповского района Красноярского края о заключении концессионного соглашения в отношении объектов централизованных систем водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Холмогорский сельсовет Шарыповского района Красноярского края принято 27.07.2020.

Вместе с тем, в силу абзаца первого пункта 1 статьи 1 Закона края от 19.12.2019 № 8-3522 «Об объединении всех поселений, входящих в состав Шарыповского района Красноярского края, и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа» (далее - Закон края № 8-3522) образовано муниципальное образование Шарыповский муниципальный округ Красноярского края в результате преобразования путем объединения муниципальных образований Березовский сельсовет, Ивановский сельсовет, Новоалтатский сельсовет, Парнинский сельсовет, Родниковский сельсовет, Холмогорский сельсовет, Шушенский сельсовет, расположенные в границах Шарыповского района.

Согласно пункту 4 статьи 1 Закона края № 8-35224 Шарыповский муниципальный округ Красноярского края считается образованным со дня вступления в силу Закона края № 8-35224.

Статьей 5 вышеуказанного краевого Закона определено, что Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования в краевой государственной газете "Наш Красноярский край", за исключением статей 3, 4 настоящего Закона.

Учитывая, что  публикация Закона произведена в газете «Наш Красноярский край» в №98 (1) 27.12.2019,  Закон вступил в силу 06.01.2020г.

Таким образом муниципальное образование Холмогорский сельсовет расположенный в границах Шарыповского района, и Шарыповский район утратили статус муниципальных образований с 06.01.2020г.

Следовательно, на момент объявления Конкурса, а также на момент подведения его итогов Холмогорский сельсовет не мог выступать в качестве муниципального образования, а его администрация в лице  его органа управления,  и следовательно не имел правомочий на принятие решения о заключении концессионного соглашения, проведения конкурса на предмет его заключения, подведения его итогов и объявление его победителя.

Законом края № 8-35224, иными нормативными правовыми актами не установлено право местных администраций сельских поселений, утративших статус муниципальных образований, принимать обязательства от лица Шарыповского муниципального округа Красноярского края, выступать от имени Шарыповского муниципального округа Красноярского края.

Таким образом, суд считает, что поскольку Холмогорским сельским Советом в виду отсутствия у него правового статуса муниципального образования  был нарушен публичный порядок, определенный в Федеральном законе №115-ФЗ на осуществление процедуры заключения концессионного соглашения ( принятие решения о заключении концессионного соглашения, проведения конкурса на предмет его заключения, подведения его итогов и объявление его победителя и подписания соглашения) результаты проведенного конкурса на предмет определения победителя на право заключения концессионного соглашения  являются недействительными, как несоответствующими федеральному закону.

С учетом данного вывода, суд считает, что истец по настоящему делу не приобрел статуса победителя конкурса на заключение концессионного соглашения (концессионера), в связи с чем, в удовлетворении заявленных истцом требований о заключении соглашения следует отказать.

В соответствии со ст.39 Федерального Закона №115-ФЗ, по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем и концедентом по которому выступает муниципальное образование, третьей стороной в обязательном порядке является также субъект Российской Федерации, в границах территории которого находится имущество, передаваемое концессионеру по концессионному соглашению, в случае, если полномочия по государственному регулированию тарифов в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения не переданы указанному муниципальному образованию в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной таким концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам).

Также в части 2 статьи 40 Закона № 115-ФЗ установлено, что в случае, если концедентом по концессионному соглашению, объектом которого являются Объекты ЖКХ, является муниципальное образование, которому не переданы в соответствии с законодательством субъекта РФ полномочия по тарифному регулированию, утверждению инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также возмещению недополученных доходов, экономически обоснованных расходов таких организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в качестве самостоятельной стороны концессионного соглашения в обязательном порядке участвует субъект Российской Федерации, от имени которого выступает высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) такого субъекта Российской Федерации.

В случае не подписания субъектом РФ концессионного соглашения, объектом которого являются Объекты ЖКХ, такое концессионное соглашение считается незаключенным.

Согласно пункту 1.1 Порядка рассмотрения проектов концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, концедентом по которым выступает муниципальное образование Красноярского края и третьей стороной которых в обязательном порядке является Красноярский край, утвержденного указом Губернатора Красноярского края от 24.09.2018 № 255-уг (далее - Порядок № 255-уг), определена  процедура рассмотрения проектов концессионных соглашений, объектами которых являются Объекты ЖКХ, концедентом по которым выступает муниципальное образование Красноярского края, которому не переданы в соответствии с законодательством Красноярского края полномочия по тарифному регулированию,    утверждению    инвестиционных    программ    организаций,  осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также возмещению недополученных доходов, экономически обоснованных расходов таких организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, с участием в качестве третьей стороны Красноярского края (далее -проекты концессионных соглашений).

В пункте 1.3 Порядка № 255-уг определено, что в рассмотрении проектов концессионных соглашений принимают участие в том числе министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края и министерство тарифной политики Красноярского края (далее - министерство промышленности, министерство тарифной политики, при совместном упоминании - участники рассмотрения проектов концессионных соглашений).

Порядком № 255-уг установлен предмет рассмотрения проектов концессионных отношений для каждого участника рассмотрения проектов концессионных отношений.

С учетом указанных выше положений федерального и краевого законодательства, концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения является трехсторонней сделкой, которая считается заключенной при подписании ее концессионером, концедентом и в данном случае субъектом Федерации – Красноярским краем в лице уполномоченного органа.

Суду не представлено доказательств, что проект концессионного соглашения, который истец просит заключить орган муниципального образования,  был согласован к его заключению Правительством Красноярского края, с учетом устранения всех имеющихся замечаний Министерства тарифной политики Красноярского края, Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, Правового управления Губернатора Красноярского края. Доказательств устранения выявленных указанными органами недостатков в т.ч. в части существенных условий  ранее направленного концессионного соглашения суду не представлено.

Суд также считает, что само требование истца о возложении обязанности муниципального образования заключить концессионное соглашение не приведет к юридическим последствиям в виде возникновения у его участников прав и обязанностей, т.к. данное соглашение является многосторонней сделкой.

В соответствии с п.3 ст.154 Гражданского кодекса Российской Федерации, для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).

Учитывая, что проект концессионного соглашения представленный суду не подписан ни самим истцом, ни ответчиком (муниципальным образованием), ни третьей стороной по данной сделке (Красноярским краем), исковое требование о заключении данной сделки посредством возложения данной обязанности только на одну из ее сторон не может быть удовлетворено.

В качестве оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований является в т.ч. и факт, что в распоряжении о проведении  конкурса на заключение концессионного соглашения и конкурсной документации было указано разное количество объектов. В конкурсной документации были определены  3 объекта, два из которых («Безхозяйные сети водоснабжения с.Холмогорское, протяженность 8465,7 м.п., год ввода в эксплуатацию 1992+-2015 , износ 70% и «Безхозяйные сети водоснабжения по ул.Светлая, ул.Юности в с.Холмогорское, протяженность 520,5 м.п., год ввода в эксплуатацию 2014+-2015, износ 7%) не являются объектами муниципальной собственности, и которые в последствии были исключены истцом в одностороннем порядке из объектов в проекте концессионного соглашения.

Суду не представлены доказательств, что данные  безхозяйные сети на момент принятия распоряжения о проведении конкурса включены  в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности, как это требует п. 8 ст.39 Федерального закона №115-ФЗ.

В части искового требования истца предъявленного к муниципальному казенному учреждению «Управление службы заказчика» Шарыповского муниципального округа о прекращении у последнего права оперативного управления сооружением коммунальной инфраструктуры - водопроводные сети с. Холмогорское, протяженностью 24 882 м, по адресу: Красноярский край. Шарыповский район, с. Холмогорское, сооружение № 1. кадастровый номер 24:41:0000000:2283, суд также не находит оснований для его удовлетворения.

В соответствии со ст.296 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно данной нормы, собственнику предоставлено право  изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

В соответствии со ст.299 Гражданского кодекса Российской Федерации, право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

01.04.2021 Администрацией Шарыповского муниципального округа принято Распоряжение №143-р, в соответствии с которым, в оперативное управление муниципальному казенному  учреждению «Управление службы заказчика» передано недвижимое имущество, перечень которого приведен в приложении №1  и №2. В перечне №2 «Объектов водоотведения и водоснабжения» определен объект: Сооружение (коммунальный инфраструктуры, водопроводные сети), находящиеся по адресу: Красноярский край, Шарыповский район, с.Холмогорское, сооружение №1, кадастровый номер 24:41:0000000:2283, протяженностью 24882 м. Согласно выписке из ЕГРН от 14.07.2021 №КУВИ-002/2021-87052927 право оперативного управления зарегистрировано за МКУ «Управление службы заказчика» Шарыповского района 19.04.2021. Данный объект обременен арендой (срок до 31.12.2021) в пользу истца, на основании договора аренды от 21.10.2015г.

Согласно п.3 ст.299 Гражданского кодекса Российской Федерации,  право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Истец просит прекратить право муниципального казенного учреждения по мотиву отсутствия в уставе учреждения указания на право осуществления  деятельности по оказанию услуг водоснабжения населения и отсутствия  документов органов местного самоуправления определяющих  права и обязанности казенного учреждения в отношении водопроводных сетей с.Холмогорское.     

Указанные истцом основания не определены ни в  ст.235 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве основания прекращения права оперативного управления, ни  в целом в главе 35 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Истец не является по отношений к муниципальному казенному учреждению собственником имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления и следовательно у истца отсутствует право требования прекращения за ответчиком статуса титульного владельца муниципального имущества.

Сам факт наделения ответчика правом оперативного управления на муниципальное имущество не нарушает прав и законных интересов истца по делу, у которого отсутствует статус лица, получившего право на получение данного имущества в концессиию в виду нарушения процедуры проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

С учетом вышеизложенного в удовлетворении заявленных требований к ответчикам следует отказать. 

Настоящее  решение  выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа -  ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

 Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований к Администрации Шарыповского муниципального округа Красноярского края отказать.

В удовлетворении исковых требований к муниципальному казенному учреждению «Управление службы заказчика» Шарыповского муниципального округа отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что решение  в окончательной форме будет изготовлено в течение 5 рабочих дней, подписано в виде электронного документа усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, находящийся в г.Красноярске.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Р.В. Лесков