АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ | |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ноября 2016 года | Дело № А33-20694/2016 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 03 ноября 2016 года.
В полном объеме решение изготовлено 11 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Фролова Н.Н. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Прокурора Таймырского района к обществу с ограниченной ответственностью «Ровшан» (ИНН 2469000336, ОГРН 1072469000350) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с участием в судебном заседании прокурора отдела О.А. Доценко на основании служебного удостоверения, представителя ответчика В.А. Кузнецова на основании доверенности от 29.09.2016, при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола в письменной форме секретарем судебного заседания М.А. Самойловой,
установил:
Прокурор Таймырского района (далее – заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Ровшан» (далее – ответчик, общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявление принято к производству суда. Определением от 12.09.2016 возбуждено производство по делу.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал согласно заявлению, суду пояснил, что назначение дисциплинарного взыскания управляющей магазина ФИО3 не освобождает юридическое лицо от административной ответственности, предусмотренной вменяемой статьей, основания для снижения размера штрафа отсутствуют так как доказательства тяжелого финансового положения общества суду не представлены, в действиях общества имеется угроза для вреда жизни и здоровья граждан.
Представитель ответчика требования не признал, сослался на доводы, изложенные в отзыве на заявление, пояснил, что в ходе проверки, проведенной генеральным директором организации, установлено, что 04.02.2016 управляющая магазином «Южный» ФИО3 в нарушение требований должностной инструкции, действуя из корыстных побуждений, вопреки интересам общества, с целью последующей перепродажи и получения прибыли, приобрела на одной из оптовых баз алкогольную продукцию различного вида и наименования, после чего разместила ее в складском помещении магазина, однако, реализовать не смогла по независящим от нее обстоятельствам. По мнению представителя, обществом были приняты все исчерпывающие меры по соблюдению норм законодательства об обороте алкогольной продукции, а именно: в установленном порядке получена лицензия на осуществление розничной торговли алкогольной продукцией, проведен инструктаж работников, предприятие подключено к системе ЕГАИС. Кроме того, сумма штрафа, предусмотренного санкцией вменяемой статьи, с учетом финансового положения организации, является существенной, с учетом чего, представитель при назначении наказания просил применить положения части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Свидетель – ФИО3, сообщила суду о том, что работает управляющей, имеет право получать алкогольную продукцию, изъятую продукцию без документов приобрела сама со своим мужем за день до проведения проверки, предполагая реализовать алкоголь лично, доказательств приобретения алкогольной продукции суду не представила, на вопрос о том, почему ее показания противоречат данным в рамках уголовного дела, пояснила, что побоявшись увольнения дала показания, которые не соответствуют настоящим.
Дело рассмотрено по общим правилам искового производства, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации с особенностями, установленными параграфом 1 «Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности» главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
Общество с ограниченной ответственностью «Ровшан» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, имеет лицензию серии АК № 110391 (регистрационный номер 10012-АР) от 14.12.2012 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.
Прокуратурой Таймырского района в порядке надзора, установлено, что 09.03.2016 ОД ОМВД России по Таймырскому району Долгано – Ненецкому району в отношении общества возбуждено уголовное дело № 26184886 по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 327.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, по факту обнаружения в магазине «Южный», принадлежащем ООО «Ровшан», спиртосодержащей продукции с поддельными федеральными специальными марками для маркировки алкогольной продукции.
05.02.2016 должностным лицом ОД ОМВД России по Таймырскому району Долгано –составлен протокол осмотра места происшествия, согласно которому в помещении магазина обнаружено и изъято 13 бутылок с этикетками виски «JackDaniels», 6 бутылок с этикетками коньяка «Hennessy», 22 бутылки с этикетками водки «Dikson», 54 бутылки с этикетками водки «Хортиця», 15 бутылок с этикетками водки «Путинка», 20 бутылок с этикетками водки «Лабиринт», 4 бутылки с этикетками водки 2Зеленая марка», 2 бутылки с этикетками водки «Столичная», 1 бутылка с этикеткой водки «Русский формат», 11 бутылок с этикетками коньяка «Кизляр».
Изъятая продукция передана на экспертизу.
Согласно заключению эксперта № 238 от 21.04.2016, жидкость, находящаяся в изъятых бутылках, является спиртосодержащей, изготовленной на основе этилового спирта с долей от 31.4 до 39.9 %. Согласно заключению эксперта № 113 от 10.05.2016 на 168 изъятых бутылках находятся наклейки, внешне схожие с акцизными марками на алкогольную продукцию, изготовленные не по технологии и не на предприятиях «Гознака», на 19 изъятых бутылках акцизные марки отсутствуют.
В момент проведения проверки, надлежаще оформленные сопроводительные документы, удостоверяющие легальность данной алкогольной продукции отсутствовали.
По данному факту заместителем прокурора Таймырского района 30.08.2016 в отношении общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Зафиксированные в постановлении обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд пришел к выводам, что требования заявителя подлежат удовлетворению. Правовое и фактическое обоснование выводов суда следующее.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Статей 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что прокурор в пределах своих полномочий вправе, в том числе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении. В соответствии с требованиями статьи 25 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.
Согласно статье 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.45, 5.48, 5.52, 7.24, 12.35, 12.36, 13.11, 13.14, частями 1 и 2 статьи 14.25, статьей 15.10, частью 3 статьи 19.4, статьями 19.9, 20.26 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.
На основании части 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», части 1 статьи 28.4, статьи 25.11 КоАП суд приходит к выводу о том, что дело об административном правонарушении возбуждено прокурором в пределах установленных полномочий.
Материалами дела подтверждается соблюдение заявителем процедуры и сроков вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.16 настоящего Кодекса, на момент рассмотрения дела не истек.
Согласно статье 2.1. КоАП РФ, административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 14.16 КоАП РФ оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 № 171 – ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона № 171-ФЗ алкогольной продукцией является пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
Из статьи 10.2 Закона №171-ФЗ следует, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии товарно-транспортной накладной, справки, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); уведомления (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции), заверенных подписью руководителя организации и ее печатью копия извещений об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копии извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного). Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
В силу пункта 3 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ форма справки, прилагаемой к таможенной декларации, форма справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (далее - Справка), и порядок заполнения таких справок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Федерального закона № 171-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 864 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию» утверждена форма справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, и Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию (далее - Правила заполнения справки к ТТН).
Согласно Правилам заполнения справки к ТТН справка к товарно-транспортной накладной заполняется в соответствии с данными товарно-транспортной накладной при каждой последующей оптовой реализации (передаче) алкогольной продукции (далее - продукция) последним собственником (отправителем) на каждое наименование продукции в составе отгружаемой партии продукции, а также при внутреннем перемещении продукции между обособленными подразделениями организации, имеющими разные места нахождения и (или) адреса осуществления деятельности.
Организация, осуществляющая производство продукции на территории Российской Федерации и являющаяся ее продавцом, заполняет при ее отгрузке разделы "А" и "Б" справки по утвержденной форме, и заверяет данные, указанные в разделе "А" и левой части раздела "Б" справки, подписью уполномоченного лица и своей печатью.
В силу статьи 26 Закона № 171-ФЗ, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что ответчиком, имеющим лицензию на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, в нарушение данных норм, в магазине «Южный», осуществлен оборот (закупка и хранение) спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе, постановлением о возбуждении уголовного дела от 09.03.2016, протоколом осмотра места происшествия от 05.02.2016, протоколом допроса свидетеля от 01.04.2016, постановлением о назначении комплексной физико – химической экспертизы от 23.03.2016, экспертным заключением № 238 от 21.04.2016, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.08.2016.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства наличия обстоятельств, объективно препятствующих обществу исполнить обязательные требования нормативных правовых актов, регламентирующих розничную продажу алкогольной продукции, в материалах дела отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, основания для привлечения ответчика к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ имеются.
Доводы ответчика о том, что алкогольная продукция, не имеющая сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, была приобретена лично управляющей магазином ФИО3, в нарушение требований должностной инструкции, действуя из корыстных побуждений, вопреки интересам общества, с целью последующей перепродажи и получения прибыли, изучены судом и отклонены, как неподтвержденные материалами дела.
Полученные в судебном заседании 03.11.2016 показания свидетеля ФИО3, данное обстоятельство не подтверждают, поскольку являются противоречивыми.
К показаниям свидетеля ФИО3 суд относится критически, поскольку показания ФИО3 противоречат данным 01.04.2016 года по уголовному делу («…обнаруженная и изъятая алкогольная продукция без акцизных марок, а так же маркированная акцизными марками с признаками фальсификации, находящаяся на складе магазина, в продажу не выставлялась, так как на часть этого спиртного не было документов, поэтому оно хранилось на складе. Спиртное без документов закупалось до моего трудоустройства, документы я найти не смогла, поэтому в продажу не выставляла. На часть алкогольной продукции документы имеются…….о том, что вся алкогольная продукция подлежит оклеиванию акцизными марками, мне известно. Алкогольная продукция с акцизными марками с признаками фальсификации находилась на полках в торговом зале и на складе. О том, что акцизные марки имеют признаки фальсификации я узнала от сотрудников полиции. Указанную продукцию в магазин принимала я, при приеме продукции я проверяла соответствующую документацию….каким образом осуществляется проверка соответствия документов, прилагаемых к алкогольной продукции, и самой алкогольной продукции. Я точно не знаю. Когда и кем завозился данный алкоголь я точно не помню»), сама ФИО4 является заинтересованным лицом, поскольку является работником ООО «Равшан», зависит от руководства общества, наделена распорядительными полномочиями.
Факт назначение дисциплинарного взыскания управляющей магазина ФИО3 так же не подтверждает показаний ФИО3.
Ссылка ответчика на то, что обществом были приняты меры по соблюдению норм законодательства об обороте алкогольной продукции, а именно, в установленном порядке получена лицензия на осуществление розничной торговли алкогольной продукцией, проведен инструктаж работников, предприятие подключено к системе ЕГАИС, не принимается судом, поскольку не свидетельствует о том, что данный перечень принятых мер является исчерпывающим и свидетельствует об отсутствии в действиях организации вины во вменяемом административном правонарушении.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.
Санкция части 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с указанным Кодексом.
Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Представитель общества ходатайствовал о снижении установленного размера штрафа в силу тяжелого финансового положения организации, представив в материалы дела сведения об открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях (2 счета), выписку по операциям на счете за период с 27.10.2016 по 27.10.2016, согласно которой остаток по счету на конец периода равен 1845.04 руб. Суд, изучив представленные доказательства, с учетом объяснений представителей прокуратуры и общества, пришел к выводу о том, что доказательства, представленные обществом, не являются достаточными для вывода о тяжелом финансовом положении общества, так как отсутствует бухгалтерская отчетность, сведения о прибыли (убытках) общества за соответствующие периоды времени, сведения о наличии денежных средств на счете в банке «Московский капитал» либо о закрытии указанного счета не представлены. Согласно объяснениям представителя общества, иных доказательств у него не имеется.
Согласно заключению эксперта № 238 в образцах алкогольной продукции имеются токсичные вещества, то есть продукция представляет угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, что исключает возможность применения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В результате, суд, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного обществом правонарушения - в сфере оборота спиртосодержащей продукции, пришел к выводу о невозможности снижения размера штрафа ниже низшего предела; поскольку отягчающие обстоятельства не установлены, то соразмерным допущенному правонарушению является административный штраф в размере 200 000 руб.
Поскольку изъятая у ответчика алкогольная продукция приобщена к материалам уголовного дела (справка имеется в деле), разрешение вопроса об изъятии алкогольной продукции в рамках рассмотрения настоящего административного дела невозможно.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Согласно статье 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
Взыскатель Прокуратура Красноярского края
ИНН <***> КПП 246601001
УФК по Красноярскому краю (Прокуратура Красноярского края)
Расчетный счет <***>
Лицевой свет 04191250670
Банк ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю
БИК 040407001
ОКТМО 04701000
КБК 41511690010016000140
Назначение платежа - административный штраф.
Копия документа, свидетельствующая о добровольной уплате лицом, привлеченным к административной ответственности, штрафа должна быть представлена суду.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Ровшан», ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения – <...>,
зарегистрированное 04.03.2016 года межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Взыскать административный штраф в доход бюджета.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд.
Судья | Н.Н. Фролов |