АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
28 ноября 2017 года
Дело № А33-20707/2017
Красноярск
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Шевцовой Т.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску товарищества собственников жилья «Светлогорский» (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск)
к Красноярскому краю в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск)
о взыскании убытков, обусловленных фактической оплатой коммунальных ресурсов по ценам выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги,
без вызова сторон,
установил:
товарищество собственников жилья «Светлогорский» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края о взыскании убытков, обусловленных фактической оплатой коммунальных ресурсов по ценам выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, в размере 284 007 руб.
Определением арбитражного суда от 28.09.2017 исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощённого производства.
Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о рассмотрении дела в порядке упрощённого производства. На основании части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается без вызова лиц, участвующих в деле.
24.10.2017 в материалы дела от ответчика поступил отзыв на исковое заявление, в соответствии с которым ответчик против удовлетворения иска возражает. К отзыву приложены пояснения по расчёту убытков и развёрнутый контррасчёт на сумму 245 724 руб.
15.11.2017 в материалы дела от истца поступили письменные пояснения с учётом доводов ответчика, изложенных в отзыве.
Определением арбитражного суда от 21.11.2017 удовлетворено заявление истца об уточнении размера исковых требований до 245 724 руб.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства:
протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирных жилых домов по адресам: <...> от 25.08.2009 № 4 принято решение о выборе способа управления многоквартирными домами товариществом собственников жилья и созданием товарищества собственников жилья «Светлогорский».
В целях надлежащего управления многоквартирными жилыми домами истцом в качестве исполнителя коммунальных услуг в отношении многоквартирных жилых домов заключены следующие договоры ресурсоснабжения:
- договор на теплоснабжение от 28.07.2011 № 2184 с энергоснабжающей организацией открытым акционерным обществом «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)»;
- договор энергоснабжения от 16.01.2014 № 13346 с гарантирующим поставщиком электроэнергии открытым акционерным обществом «Красноярскэнергосбыт»;
- договор на отпуск питьевой воды и приём сточных вод и загрязняющих веществ от 14.06.2011 № 15/07871 с организацией водопроводно-канализационного хозяйства обществом с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс».
В 2014 году действовали следующие тарифы на коммунальные ресурсы и услуги, с использованием которых истец рассчитывался с ресурсоснабжающими организациями:
? по отоплению в соответствии с приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 419-п:
- за период с 01.01.2014 по 30.06.2014 в размере 1 208 руб. 41 коп./1 Гкал;
- за период с 01.07.2014 по 31.12.2014 в размере 1 341 руб. 34 коп./1 Гкал;
? по горячему водоснабжению в соответствии с приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 440-п:
- за период с 01.01.2014 по 30.06.2014 в размере 4 руб. 25 коп./1 м?;
- за период с 01.07.2014 по 31.12.2014 в размере 4 руб. 47 коп./1 1 м?;
? по холодному водоснабжению в соответствии с приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 10.12.2013 № 471-в:
- за период с 01.01.2014 по 30.06.2014 в размере 13 руб. 17 коп./1 м?;
- за период с 01.07.2014 по 31.12.2014 в размере 13 руб. 88 коп./1 м?;
? по водоотведению в соответствии с приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 10.12.2013 № 471-в:
- за период с 01.01.2014 по 30.06.2014 в размере 9 руб. 42 коп./1 м?;
- за период с 01.07.2014 по 31.12.2014 в размере 9 руб. 92 коп./1 м?;
? по электроснабжению в соответствии с приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 408-п:
0 в пределах социальной нормы:
- за период с 01.01.2014 по 30.06.2014 в размере 1 руб. 28 коп.;
- за период с 01.07.2014 по 31.12.2014 в размере 1 руб. 33 коп.;
0 сверх социальной нормы:
- за период с 01.01.2014 по 30.06.2014 в размере 2 руб. 08 коп.;
- за период с 01.07.2014 по 31.12.2014 в размере 2 руб. 16 коп.
В соответствии с пунктами 1, 1.1 статьи 3 Закона Красноярского края от 20.12.2012 № 3-957 «О временных мерах поддержки населения в целях обеспечения доступности коммунальных услуг» в целях определения показателя доступности коммунальных услуг используется коэффициент роста цен на коммунальные услуги, с 01.01.2014 по 30.06.2014 равный 1,0. С 01.07.2014 коэффициент роста цен на коммунальные услуги определяется равным значению предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги для соответствующего муниципального образования Красноярского края, утверждаемого Губернатором Красноярского края в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, установленными Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 718-р «Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов» установлен средний индекс по субъекту Российской Федерации Красноярский край в размере 4,6 % и предельно допустимое отклонение по отдельным муниципальным образованиям в размере 2,3 %.
Указом Губернатора Красноярского края от 20.06.2014 № 131-уг «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Красноярского края на период с 1 июля 2014 года по 2018 год» были установлены предельные (максимальные) индексы измерения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в городе Красноярске на 2014 год в размере 4,6 %.
Истец указывает, что в 2014 году собирал плату с граждан в соответствии с пунктом 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации в пределах максимальных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, что подтверждается представленными в материалы дела таблицами начислений, а также помесячными квитанциями в отношении каждого из потребителей, также представленными в материалы дела в электронном виде на флэш-носителе. В свою очередь расчёт за потреблённые коммунальные ресурсы и оказанные коммунальные услуги произведён с ресурсоснабжающими организациями по фактически установленным тарифам, в подтверждение чего представлены счета-фактуры, выставленные истцу ресурсоснабжающими организациями, и платёжные поручения об оплате.
Указанные обстоятельства ответчиком не опровергнуты.
Исходя из уточнённого расчёта истца (соответствующего контррасчёту ответчика) в связи с разницей между установленными тарифами и размером платы, взимаемой с граждан, у истца возникли убытки в размере 245 724 руб.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 22.11.2016 по делу № А33-6956/2016, имеющим для настоящего дела преюдициальное значение, установлено, что 17.12.2015 ТСЖ «Светлогорский» обратилось в Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска с заявлением о предоставлении компенсации части платы граждан за коммунальные услуги в форме субсидий исполнителям коммунальных услуг, в котором просило рассмотреть документы за 2012, 2013, 2014 для принятия решения о компенсации части платы граждан, на возмещение неполученных доходов (выпадающие доходы) за коммунальные услуги исполнителю коммунальных услуг ТСЖ «Светлогорский» в сумме 763 080 руб.
Письмом от 17.07.2017 № 92 истцом ответчику вручена претензия о компенсации 284 007 руб. убытков, представляющих из себя потери в доходах, возникшие в связи с установлением ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги в 2014 году. Получение претензии подтверждается штампом о получении нарочно 17.07.2017 (согласно описи к претензии приложено 36 документов в подтверждение наличия убытков и их размера).
Возражая против исковых требований, в отзыве от 23.10.2017 ответчик указал следующее:
- в 2014 году в бюджете муниципального образования город Красноярск были предусмотрены средства субвенции на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий по ограничению платы граждан за коммунальные услуги. Товарищество собственников жилья «Светлогорский» своевременно не представил документы на получение средств субсидии, в связи с чем в представленном отчёте о потребности в средствах субвенкции на 2014 года отсутствовал. Истцом нарушен порядок и срок обращения в уполномоченный орган местного самоуправления в целях получения субсидии;
- убытки причинены по вине самого истца, не представившего необходимые документы в спорном периоде;
- истцом не доказана незаконность и противоправность действий (бездействий) публично-правового образования Красноярский край, повлекших причинение истцу убытков.
Также в материалы дела ответчиком представлены возражения по расчёту истцу и контррасчёт, произведённый на основании представленных истцом документов, в соответствии с которым размер убытков (суммы субсидии) составляет 245 724 руб.
С учётом возражений ответчика истец уточнил размер исковых требований до 245 724 руб., а также представил письменные пояснения, в которых указал, что Красноярский край в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края не обеспечил возмещение экономически обоснованных затрат товарищества собственников жилья «Светлогорский», предоставляющему населению соответствующие услуги, тем самым не исполнил законодательно установленную обязанность по финансированию межтарифной разницы, что является его виновным бездействием. Со своей стороны истец предпринимал меры для компенсации расходов, обратившись в Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска во внесудебном и судебном порядке (в рамках дела № А33-6956/2016), в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края в рамках претензионного порядка по настоящему делу.
Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам:
статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами.
К таким способам защиты гражданских прав относится возмещение убытков (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Элементами гражданско-правовой ответственности являются:
- противоправный характер поведения лица, причинившего убытки;
- наличие убытков и их размер;
- вина причинителя вреда;
- причинная связь между противоправным поведением правонарушителя и наступившими последствиями.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 № 145 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами» со ссылкой на статьи статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что ответчиком по иску о возмещении вреда, причиненного государственными или муниципальными органами, а также их должностными лицами, является соответствующее публично-правовое образование.
В части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частями 1 и 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика 284 007 руб. убытков, обусловленных фактической оплатой коммунальных ресурсов по ценам выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
В силу части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований. Положения части 1 настоящей статьи не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 157 настоящего Кодекса. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации). Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (далее - основы формирования индексов).
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 87 указано, что согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей. Судам необходимо учитывать, что если такие потери не были полностью или в части компенсированы в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.
Не смотря на то обстоятельство, что компенсация выпадающих доходов (межтарифной разницы) предусмотрена для ресурсоснабжающих организацией, арбитражный суд приходит к выводу о том, что приведённые положения применимы для истца как исполнителя коммунальных услуг в отношении многоквартирных жилых домов, который фактически оплатил оказанные услуги по экономически установленным тарифам.
Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» предусмотрены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. В пунктах 2 - 5 части 1 статьи 3 указанного закона установлены общие принципы регулирования тарифов и надбавок, в том числе принципы достижения баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, и установления тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ, а также полного возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» в целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, установлены следующие федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг:
а) федеральный стандарт уровня платежей граждан в размере 100 процентов экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг;
б) федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22 процентов;
в) федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. метров общей площади жилья на 1 гражданина;
г) федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (содержание и текущий ремонт жилого помещения, теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение) на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц. Указанный федеральный стандарт используется только для определения объема субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
На основании пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к числу вопросов местного значения городского округа.
В целях обеспечения доступности коммунальных услуг в 2013-2014 годах принят Закон Красноярского края от 20.12.2012 № 3-957 «О временных мерах поддержки населения в целях обеспечения доступности коммунальных услуг» (далее - Закон края о временных мерах поддержки населения) который действовал до 01.01.2015 и предусматривал в пункте 2 статьи 6 предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований края на предоставление компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг в соответствии с Законом края «О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями Красноярского края по реализации временных мер поддержки населения в целях обеспечения доступности коммунальных услуг» (далее - Закон края о наделении полномочиями).
В реализацию Закона края о временных мерах поддержки населения и Закона края о наделении полномочиями, постановления Правительства Красноярского края от 14.02.2013 № 38-п «О реализации временных мер поддержки населения в целях обеспечения доступности коммунальных услуг» постановлением администрации г. Красноярска от 17.04.2013 № 192 утвержден Порядок предоставления компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, контроля за соблюдением условий предоставления компенсации и возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления (далее - Порядок предоставления субсидии № 192), действовавший до 19.03.2015.
В соответствии с пунктами 1, 1.1 статьи 3 Закона Красноярского края от 20.12.2012 № 3-957 «О временных мерах поддержки населения в целях обеспечения доступности коммунальных услуг» в целях определения показателя доступности коммунальных услуг используется коэффициент роста цен на коммунальные услуги, с 01.01.2014 по 30.06.2014 равный 1,0. С 01.07.2014 коэффициент роста цен на коммунальные услуги определяется равным значению предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги для соответствующего муниципального образования Красноярского края, утверждаемого Губернатором Красноярского края в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, установленными Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 718-р «Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов» установлен средний индекс по субъекту Российской Федерации Красноярский край в размере 4,6 % и предельно допустимое отклонение по отдельным муниципальным образованиям в размере 2,3 %.
Указом Губернатора Красноярского края от 20.06.2014 № 131-уг «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Красноярского края на период с 1 июля 2014 года по 2018 год» были установлены предельные (максимальные) индексы измерения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в городе Красноярске на 2014 год в размере 4,6 %.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что в связи с наличием межтарифной разницы у истца возникли убытки в размере 245 724 руб.
Указанный размер убытков соответствует сумме в контррасчёте ответчика, произведённом на основании документов, представленных истцом.
Доводы ответчика о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку истец нарушил процедуру обращения за субсидией, а также отсутствуют виновные противоправные действия ответчика, в связи с которыми причинены убытки, не принимаются арбитражным судом.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 22.11.2016 по делу № А33-6956/2016, имеющим для настоящего дела преюдициальное значение, установлено, что 17.12.2015 ТСЖ «Светлогорский» обратилось в Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска с заявлением о предоставлении компенсации части платы граждан за коммунальные услуги в форме субсидий исполнителям коммунальных услуг, в котором просило рассмотреть документы за 2012, 2013, 2014 для принятия решения о компенсации части платы граждан, на возмещение неполученных доходов (выпадающие доходы) за коммунальные услуги исполнителю коммунальных услуг ТСЖ «Светлогорский» в сумме 763 080 руб.
Из постановления Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.06.2017 по делу № А33-6956/2016 следует, что исковые требования товарищества собственников жилья «Светлогорский» к Департаменту городского хозяйства администрации города Красноярска о взыскании убытков являлись необоснованными, как предъявленные к ненадлежащему ответчику, поскольку выделенные средства субсидии по окончании финансового года были возвращены в бюджет Красноярского края. Выплата субсидии является расходным обязательством Красноярского края.
В соответствии с пунктом 3.49 постановления Правительства Красноярского края от 21.08.2008 № 51-п «Об утверждении Положения о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края» указанное министерство осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств и бюджетных полномочий главного администратора доходов краевого бюджета в случаях, установленных законом края о краевом бюджета.
Письмом от 17.07.2017 № 92 истцом ответчику вручена претензия о компенсации 284 007 руб. убытков, представляющих из себя потери в доходах, возникшие в связи с установлением ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги в 2014 году. Получение претензии подтверждается штампом о получении нарочно 17.07.2017 (согласно описи к претензии приложено 36 документов в подтверждение наличия убытков и их размера).
Поскольку возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), Красноярский край не может быть освобождён от обязанности возместить возникшие убытки, обусловленные фактической оплатой коммунальных ресурсов по ценам выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
При этом истец как исполнитель коммунальных услуг в отношении многоквартирных жилых домов, соблюдая законодательно установленные требования по оплате коммунальных ресурсов по экономически обоснованным тарифам и положения жилищного кодекса о взимании с граждан платы не выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой платы, неизбежно претерпевает негативные последствия и несёт убытки в виде межтарифной разницы, которые могут быть компенсированы лишь из соответствующего бюджета.
При указанных обстоятельствах исковые требования о взыскании с ответчика 245 724 руб. убытков, обусловленных фактической оплатой коммунальных ресурсов по ценам выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в 2014 году, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объёме.
В соответствии со статьёй 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок возврата или зачёта государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» предусмотрено, что применительно к пункту 6 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации сумма государственной пошлины исчисляется в полных рублях: сумма менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля.
С учётом данных разъяснений и уточнённого размера исковых требований 245 724 руб. государственная пошлина по настоящему иску составляет 7 914 руб.
При подаче искового заявления истцом уплачена госпошлина в сумме 8 680 руб. по платёжному поручению от 15.08.2017 № 390. Следовательно, государственная пошлина в размере 766 руб. (8 680 руб. - 7 914 руб.) подлежит возврату истцу из федерального бюджета как излишне уплаченная.
Статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны пропорционально размеру удовлетворённых требований.
С учётом результатов рассмотрения дела расходы по уплате госпошлины в сумме 7 914 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Поскольку ответчиком по делу является Красноярский край в лице компетентного государственного органа, сумма убытков и расходов по оплате госпошлины подлежит взысканию за счёт казны Красноярского края.
Руководствуясь статьями 110, 135, 167 – 170, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Красноярского края в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск) за счёт казны Красноярского края в пользу товарищества собственников жилья «Светлогорский» (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск) 245 724 руб. убытков, обусловленных фактической оплатой коммунальных ресурсов по ценам выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в 2014 году, а также 7 914 руб. судебных расходов по уплате госпошлины.
Возвратить товариществу собственников жилья «Светлогорский» (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск) из федерального бюджета 766 руб. государственной пошлины, уплаченной по платёжному поручению от 15.08.2017 № 390. Выдать справку на возврат госпошлины.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение пятнадцати дней со дня принятия решения путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Исполнительный лист на настоящее решение до истечения срока на обжалование в суде апелляционной инстанции выдаётся только по заявлению взыскателя.
Судья
Т.В. Шевцова