АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ноября 2018 года | Дело № А33-21394/2018 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 30 октября 2018 года.
В полном объеме решение изготовлено 07 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Федориной О.Г. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания»(ИНН 2464110416, ОГРН 1072464001444)
к Департаменту градостроительства администрации города Красноярска(ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным отказа в выдаче разрешения на строительство, выраженного в письме от 29.06.2018 № 01/2766-дг,
при участии:
от заявителя: ФИО1, действующей на основании доверенности от 16.04.2018 № 19, личность удостоверена паспортом;
от ответчика: ФИО2, действующего на основании доверенности от 27.06.2018 № 04/2687-дг, служебного удостоверения;
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В. Пилипенко, с использованием средств системы аудиозаписи,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания» (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту градостроительства администрации города Красноярска(далее – ответчик) о признании недействительным отказа в выдаче разрешения на строительство, выраженного в письме от 29.06.2018 № 01/2766-дг.
Заявление принято к производству суда. Определением от 13.08.2018 возбуждено производство по делу.
В ходе судебного заседания представитель ответчика ходатайствовал о приобщении к материалам дела выписки из ИСОГД в отношении 4 земельных участков, а также дополнительных документов.
Представленные ответчиком документы приобщены судом к материалам дела.
Суд заслушал объяснения лиц, участвующих в деле, присутствующих в судебном заседании.
Заявитель поддержал требования, изложенные в заявлении, в полном объеме. Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований.
Суд огласил письменные материалы и исследовал их.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания»зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.
20.06.2018 общество обратилось в департамент градостроительства администрации города Красноярска с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоэтажного жилого дома №1А, №1В (II этап), дом №1Б на земельном участке, расположенном по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, жилой массив индивидуальной застройки (Нанжуль-Солнечный), участок XXI.
29.06.2018 письмом №01/2766-дг департамент градостроительства администрации города Красноярска сообщила обществу об отказе в выдаче разрешения на строительство. Причиной отказа в выдаче разрешения указано следующее. Обществом представлены не все предусмотренные положениями части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно не представлены следующие документы:
1. правоустанавливающий документ на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400398:234 (материалы проектной документации разработаны с учетом земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0400398:236, 24:50:0400398:235, 24:50:0400398:234, кроме того, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 22.06.2018 земельный участок 24:50:0400398:234 снят с кадастрового учета 31.01.2018, путем раздела из него образованы участки 24:50:0400398:5252 и 24:50:0400398:5251)
2. градостроительный план земельного участка, выданный не ранее, чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство:
- градостроительный план земельного участка 24:50:0400398:234 (согласно информационной системе градостроительной деятельности города Красноярска в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400398:234 отсутствуют сведения о наличие градостроительного плана),
- градостроительный план земельного участка 24:50:0400398:235 (согласно информационной системе градостроительной деятельности города Красноярска в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400398:235 содержатся сведения о наличии градостроительного плана от 13.09.2013);
- градостроительный план земельного участка 24:50:0400398:236 (согласно информационной системе градостроительной деятельности города Красноярска в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400398:236 содержатся сведения о наличии градостроительного плана от 23.04.2015);
- градостроительный план земельного участка 24:50:0400398:5251 (согласно информационной системе градостроительной деятельности города Красноярска в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400398:5251 отсутствуют сведения о наличии градостроительного плана);
- градостроительный план земельного участка 24:50:0400398:5252 (согласно информационной системе градостроительной деятельности города Красноярска в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400398:5252 отсутствуют сведения о наличии градостроительного плана).
С учетом изложенного, в связи с отсутствием градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0400398:234, 24:50:0400398:235, 24:50:0400398:236, 24:50:0400398:5251, 24:50:0400398:5252, проверка соответствия материалов проектной документации, установленная ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, на соответствие требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленных для получения разрешения на строительство градостроительных планов земельного участка, департаментом градостроительства не осуществлялась.
При проведении проверки допустимости размещения объекта капитального строительства на соответствие разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, установлено, что:
- согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости на объекте недвижимости от 22.06.2018, полученной в рамках межведомственного взаимодействия, разрешенное использование земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0400398:234, 24:50:0400398:5252 и 24:50:0400398:5251 – для индивидуального жилищного строительства, следовательно, планируемое размещение многоквартирного дома, относящегося к виду разрешенного использования – «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)» - согласно приказу Минэкономразвития России от 30.09.2015 №709 – вод 2.6 не соответствует разрешенному использованию земельного участка.
3. материалы, содержащиеся в проектной документации, сведения об инженерном оборудовании.
4. положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (в представленном заключении экспертизы проектной документации от 11.12.2014 №2-1-1-0066-14 оценивались проектные решения в отношении земельных участков 24:50:0400398:234, 24:50:0400398:235, 24:50:0400398:236, с учетом образованных земельных участков отсутствует положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства).
Не согласившись с принятым отказом в выдаче разрешения на строительство от 29.06.2018 № 01/2766-дг, полагая, что права и законные интересы заявителя нарушены, общество обралось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в том числе выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003№ 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Гр К РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 7 статьи 51 ГрК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления, с приложением указанного в данной части перечня документов:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;
2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
4.1) заключение, предусмотренное частью 3.5 статьи 49 настоящего Кодекса, в случае использования модифицированной проектной документации;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;
6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;
6.2) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.
Согласно части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Порядок и стандарт предоставления департаментом градостроительства администрации города Красноярска муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, объектов индивидуального жилищного строительства установлен Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство объекта, утвержденным распоряжением администрации г. Красноярска от 12.01.2012 №21-ж (далее - Административный регламент).
Пунктом 27 Административного регламента урегулированы правила рассмотрения заявления и прилагаемых документов:
1) основанием для начала административной процедуры является поступление зарегистрированного заявления с приложенными документами, предусмотренными пунктами 14, 15, 15.1, 15.2 настоящего Регламента, заместителю Главы города. Заместитель Главы города в виде резолюции дает поручение руководителю Департамента и заместителю руководителя Департамента, курирующему данное направление, по рассмотрению заявления. Заместитель руководителя Департамента назначает ответственного сотрудника строительного отдела за рассмотрение заявления и прилагаемых документов;
2) после получения визы заместителя руководителя Департамента Уполномоченный специалист передает уполномоченному сотруднику строительного отдела Департамента (далее - Сотрудник) на рассмотрение заявление и прилагаемые документы;
3) при получении заявления о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (далее - разрешение на строительство) и приложенных документов, предусмотренных пунктами 14, 15 настоящего Регламента, Сотрудник осуществляет проверку наличия документов, указанных в пунктах 14, 15 настоящего Регламента, проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта - требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
При этом пункт 18 Административного регламента предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении услуги:
1) отсутствие документов, указанных в пунктах 14, 15 настоящего регламента, за исключением документов, которые запрашиваются департаментом в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2) несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Исходя из материалов дела, 20.06.2018 общество обратилось в департамент градостроительства администрации города Красноярска с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоэтажного жилого дома №1А, №1В (II этап), дом №1Б на земельном участке, расположенном по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, жилой массив индивидуальной застройки (Нанжуль-Солнечный), участок XXI.
Исходя из заявления, к нему был приложен следующие перечень документов:
- договор аренды земельного участка от 23.12.2016 №СК-101,
- выписка из ЕГРН от 21.12.2016,
- кадастровая выписка от 12.01.2017,
- градостроительный план земельного участка №RU24308000-17335 от 12.10.2017,
- распоряжение об утверждении градостроительного плана от 30.04.2015 №420-арх,
- постановление администрации г. Красноярска от 20.11.2013 №665,
- свидетельство СРО проектной организации,
- материалы, содержащиеся в проектной документации (пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом; схемы, отображающие архитектурные решения, план благоустройства и озеленения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации №6-1-1-009-15 от 03.03.2015; положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации №2-1-1-0066-14 от 11.12.2014.
29.06.2018 письмом №01/2766-дг департамент градостроительства администрации города Красноярска сообщила обществу об отказе в выдаче разрешения на строительство. Причиной отказа в выдаче разрешения указано следующее. Обществом представлены не все предусмотренные положениями части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно не представлены следующие документы:
1. правоустанавливающий документ на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400398:234 (материалы проектной документации разработаны с учетом земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0400398:236, 24:50:0400398:235, 24:50:0400398:234, кроме того, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 22.06.2018 земельный участок 24:50:0400398:234 снят с кадастрового учета 31.01.2018, путем раздела из него образованы участки 24:50:0400398:5252 и 24:50:0400398:5251)
2. градостроительный план земельного участка, выданный не ранее, чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство:
- градостроительный план земельного участка 24:50:0400398:234 (согласно информационной системе градостроительной деятельности города Красноярска в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400398:234 отсутствуют сведения о наличие градостроительного плана),
- градостроительный план земельного участка 24:50:0400398:235 (согласно информационной системе градостроительной деятельности города Красноярска в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400398:235 содержатся сведения о наличии градостроительного плана от 13.09.2013);
- градостроительный план земельного участка 24:50:0400398:236 (согласно информационной системе градостроительной деятельности города Красноярска в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400398:236 содержатся сведения о наличии градостроительного плана от 23.04.2015);
- градостроительный план земельного участка 24:50:0400398:5251 (согласно информационной системе градостроительной деятельности города Красноярска в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400398:5251 отсутствуют сведения о наличии градостроительного плана);
- градостроительный план земельного участка 24:50:0400398:5252 (согласно информационной системе градостроительной деятельности города Красноярска в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400398:5252 отсутствуют сведения о наличии градостроительного плана).
С учетом изложенного, в связи с отсутствием градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0400398:234, 24:50:0400398:235, 24:50:0400398:236, 24:50:0400398:5251, 24:50:0400398:5252, проверка соответствия материалов проектной документации, установленная ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, на соответствие требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленных для получения разрешения на строительство градостроительных планов земельного участка, департаментом градостроительства не осуществлялась.
При проведении проверки допустимости размещения объекта капитального строительства на соответствие разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, установлено, что:
- согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости на объекте недвижимости от 22.06.2018, полученной в рамках межведомственного взаимодействия, разрешенное использование земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0400398:234, 24:50:0400398:5252 и 24:50:0400398:5251 – для индивидуального жилищного строительства, следовательно, планируемое размещение многоквартирного дома, относящегося к виду разрешенного использования – «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)» - согласно приказу Минэкономразвития России от 30.09.2015 №709 – вод 2.6 не соответствует разрешенному использованию земельного участка.
3. материалы, содержащиеся в проектной документации, сведения об инженерном оборудовании.
4. положительно заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (в представленном заключении экспертизы проектной документации от 11.12.2014 №2-1-1-0066-14 оценивались проектные решения в отношении земельных участков 24:50:0400398:234, 24:50:0400398:235, 24:50:0400398:236, с учетом образованных земельных участков отсутствует положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства).
Исследовав материалы дела и заслушав доводы заявителя, суд не находит оснований для признания оспариваемого отказа незаконным исходя из следующего.
Исходя из первого пункта оспариваемого отказа, департамент указал в качестве причины отказа непредставление правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400398:234.
Исходя из материалов дела, к заявлению о выдаче разрешения на строительство заявитель приложил договор аренды земельного участка от 23.12.2016 №СК-101, в соответствии с которым гражданин ФИО3 (арендодатель) сдает, а ООО «Строительная компания» (арендатор) принимает в аренду земельный участок общей площадью 4 990 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, жилой массив индивидуальной застройки «Нанжуль-Солнечный», кадастровый номер земельного участка 24:50:0400398:236, целевое назначение земельного участка: для строительства многоэтажного жилого дома, разрешенное использование земельного участка: для индивидуального жилищного строительства. Срок действия договора – до 01.10.2019.
Также, к заявлению была приложены выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.12.2016, в соответствии с которой право собственности на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400398:236 принадлежит ФИО3
Какие-либо правоустанавливающие документы на земельный участок 24:50:0400398:234 при обращении с заявлением о выдаче разрешения на строительство заявителем приложены не были.
Департаментом при проверки поступившего заявления о выдаче разрешения, самостоятельно запрошены сведения из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости. Согласно представленных сведений от 22.06.2018 земельный участок 24:50:0400398:234 снят с кадастрового учета 31.01.2018, путем раздела из него образованы участки 24:50:0400398:5252 и 24:50:0400398:5251. При этом сведения о правообладателе земельных участков 24:50:0400398:5252 и 24:50:0400398:5251 отсутствуют.
При этом, материалы проектной документации разработаны с учетом земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0400398:236, 24:50:0400398:235, 24:50:0400398:234.
Заявитель же указывает на то, что запроектированный объект расположен в границах земельного участка площадью 4 990 кв.м., что соответствует площади земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400398:236, правоустанавливающие документы на который обществом были представлены при обращении с заявлением о выдачи разрешения на строительство.
При этом доказательств того, что планируемый во втором этапе застройки многоквартирный дом расположенный в границах земельного участка площадью 4 990 кв.м., расположен непосредственно в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400398:236 – в материалы дела не представлено, в положительном экспертном заключении, в том числе в уточненном заключении, такие выводы отсутствуют.
При этом, напротив, в соответствии с положительными заключениями негосударственной экспертизы проектной документации от 11.12.2014 №2-1-1-0066-14; №6-1-1-0009-15, идентификация предмета и объекта экспертизы производится с учетом земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0400398:236, 24:50:0400398:235, 24:50:0400398:234.
Довод заявителя о том, что земельные участки с кадастровыми номерами: 24:50:0400398:5251, 24:50:0400398:5252, которые образованы из земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0400398:234, участок 24:50:0400398:235 не входят в границы проектирования не соотносятся с действительным содержанием представленных в целях получения разрешения на строительство положительными заключениями проектной документации и самой проектной документацией.
Так согласно положительному заключению негосударственной экспертизы проектной документации по объекту: «Красноярский край, г.Красноярск, жилой массив индивидуальной застройки (Нанжуль-Солнечный), участок XXI. Многоэтажные жилые дома №1А, №1Б (II этап). Дом №1Б Корректировка»(№6-1-1 -0009-15) на экспертизу предоставлялись правоустанавливающие документы и кадастровые паспорта на земельные участки с 4 кадастровыми номерами: 24:50:0400398:234, 24:50:0400398:235, 24:50:0400398:236, что свидетельствует о том, что данные участки входят в границу проектирования. Также предоставлялись градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами: 24:50:0400398:235, 24:50:0400398:236.
При проектировании планировочной организации земельного участка применен принцип зонирования. На участке выделены следующие зоны: зона жилого дома, зона автопарковок, зона комплекса площадок, зона бульвара, хозяйственная зона (стр. 12 экспертизы №6-1-1-0009-15, стр.7 текстовой части раздела 2 ПД «Схема планировочной организации земельного участка).
Согласно графической части раздела 2 ПД на Объект - дом №1Б «Схема планировочной организации земельного участка (шифр 3/13-ПЗУ) на земельных участках с кадастровыми номерами: 24:50:0400398:5251, 24:50:0400398:5252, образованных из участка: 24:50:0400398:234, предполагаются к строительству и размещению:
-автопарковка на 118 м/мест (лист 1,5,6,7,8,9,11 графической части раздела);
-бульвар (лист 1,5,6,7,8,9,11 графической части раздела);
-проезды из асфальтобетона с бортовым камнем, тротуары и площадки из брусчатки (площадка отдыха, хоз. площадка) с бортовым камнем (лист 5 графической части раздела);
-озеленение и малые архитектурные формы (лист 6 графической части раздела);
-пути перемещения маломобильных групп населения, пандусы для подъезда к жилому дому, стоянка автотранспорта инвалидов (лист 7 графической части раздела);
-противопожарные проезды (лист 9 графической части раздела);
-сети канализации, электричества и наружного освещения (лист 11 графической части раздела).
Материалами дела подтверждается, что заявитель, при обращении с заявлением о выдаче разрешения на строительство не представил правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400398:234, ни с учётом разделения названного земельного участка на участки 24:50:0400398:5252 и 24:50:0400398:5251, ни без учета такового.
Доводы заявителя об обращении за разрешением на строительство только второго этапа, не предусматривавшего реализацию проекта в части благоустройства не изменяют приведенный вывод суда, поскольку, во-первых, положительное заключение на II этап строительства выполнено с учетом анализа проекта строительства и документации, в том числе на земельный участок 24:50:0400398:234; во-вторых, обеспеченность многоквартирного жилого дома парковочными местами и возможность благоустройства территории оценивалась при выдаче положительного заключение на проект строительства, а следовательно, возможность использования земельного участка в целях размещения элементов благоустройства должна была быть подтверждена застройщиком как при проведении экспертизы проектной документации, так и при получении разрешения на строительство объекта.
Таким образом, указанное в оспариваемом решении первое основание для отказа в выдаче разрешения соответствует закону и фактическим обстоятельствам.
Исходя из второго пункта оспариваемого отказа, департамент указал в качестве причины отказа непредставление градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0400398:234, 24:50:0400398:235, 24:50:0400398:236, 24:50:0400398:5251, 24:50:0400398:5252.
Как указывалось ранее, в соответствии с положениями пункта 2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации ( в редакции, действовавшей на момент подачи заявления о выдачи разрешения на строительство) в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство. К указанному заявлению прилагается в том числе градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Как следует из материалов дела и оспариваемого отказа, согласно информационной системе градостроительной деятельности города Красноярска в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400398:235 содержатся сведения о наличии градостроительного плана от 13.09.2013; также согласно информационной системе градостроительной деятельности города Красноярска в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400398:236 содержатся сведения о наличии градостроительного плана от 23.04.2015.
Таким образом, заявителем представлены градостроительные планы на земельные участки с кадастровым номером 24:50:0400398:235, 24:50:0400398:236, полученные более чем за три года до обращения с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
Как верно указывает заявитель, данное условие о получение градостроительного плана на земельный участок не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, введено в действие Федеральным закон от 03.07.2016 N 373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №373-ФЗ).
Часть 1 статьи 9 названного федерального закона также предусматривает, что информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, может быть использована в течение срока, который установлен нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и не может быть менее чем три года и более чем восемь лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и (или) их частям, строящимся, реконструируемым в границах такого земельного участка, выдачи разрешений на строительство. По истечении установленного срока использование информации, указанной в таком градостроительном плане земельного участка, не допускается.
Исходя из части 1 статьи 9 Федерального закона №373-ФЗ заявитель делает вывод, что полученный до вступления в силу указанного закона градостроительный план имеет срок действия не менее трех и не более восьми лет с момента вступления в силу Федерального закона №373-ФЗ.
Однако данный вывод ошибочен и противоречит содержанию части 1 статьи 9 Федерального закона №373-ФЗ. Исходя из буквального содержания и смысла названной нормы, градостроительный план земельного участка, утвержденный до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, может быть использована в течение срока, который установлен нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и не может быть менее чем три года и более чем восемь лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, установленный градостроительным кодексом в качестве общего правила трехгодичный срок может быть изменентольконормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Красноярского края установленный градостроительным кодексом трехгодичный срок не изменялся. С учетом изложенного, применению подлежало общее правило, установленное пунктом 2 части 7 статьи 51 ГрК РФ, об обязанности заявителя приложения к заявке на получение разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, выданного не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство.
Таким образом, у заявителя отсутствовали основания полагать, что выданные ранее трехлетнего срока до обращения с заявлением о выдаче разрешения на строительство градостроительные планы соответствуют положению пункта 2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, как следует из материалов дела и оспариваемого отказа в составе заявления о выдаче разрешения на строительство не представлены также:
- градостроительный план земельного участка 24:50:0400398:234 (согласно информационной системе градостроительной деятельности города Красноярска в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400398:234 отсутствуют сведения о наличие градостроительного плана),
- градостроительный план земельного участка 24:50:0400398:5251 (согласно информационной системе градостроительной деятельности города Красноярска в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400398:5251 отсутствуют сведения о наличии градостроительного плана);
- градостроительный план земельного участка 24:50:0400398:5252 (согласно информационной системе градостроительной деятельности города Красноярска в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400398:5252 отсутствуют сведения о наличии градостроительного плана).
Доказательств того, что при обращении с заявлением о выдаче разрешения на строительство были представлены градостроительные планы на земельные участки с кадастровым номером 24:50:0400398:234, 24:50:0400398:5251, 24:50:0400398:5252 – не представлено, об их наличие не заявлено.
Обществом указан довод о том, что заявления о выдаче градостроительных планов на земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0400398:5252 и 24:50:0400398:5251 были поданы в управление архитектуры администрации города Красноярска 09.06.2018. В дальнейшем, 05.07.2018 градостроительные планы на соответствующие земельные участки были выданы. При этом заявитель полагает, что департаменту было необходимо самостоятельно запросить документы у управления архитектуры.
Распоряжением администрации г. Красноярска от 22.12.2011 N 1542-ж утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка, в соответствии с пунктом 17 которого основаниями для отказа в предоставлении Услуги являются:
- обнаружение ошибок и несоответствий в представленных документах;
- представление документов, по форме либо содержанию не соответствующих требованиям действующего законодательства;
- отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет;
- отсутствие сведений о границах земельного участка в органе государственного кадастрового учета;
- обращение Заявителя, не являющегося правообладателем земельного участка;
- отсутствие документации по планировке территории, в случае если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации размещение объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории.
Таким образом, сам по себе факт подачи документов на выдачу градостроительного плана земельного участка не предполагает безальтернативного выдачи такого плана, так как административный регламент содержит в себе в том числе основания для отказа в выдаче такового.
Однако оспариваемый отказ датирован 29.06.2018, в связи с чем, доказательств того, что именно по состоянию на 29.06.2018 имелись градостроительные планы на земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0400398:5252 и 24:50:0400398:5251 – в материалы дела не представлено, об их наличие не заявлено.
На основании изложенного арбитражный суд приходит к выводу, что департаментом градостроительства администрации города Красноярска законно и обоснованно в оспариваемом отказе указано на отсутствие в приложении к заявлению градостроительных планов на земельные участки.
Довод заявителя о том, что строительство II этапа будет осуществляться только в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400398:236 отклоняется судом, как противоречащий материалам дела.
Согласно положительному заключению негосударственной экспертизы проектной документации по объекту: «Красноярский край, г.Красноярск, жилой массив индивидуальной застройки (Нанжуль-Солнечный), участок XXI. Многоэтажные жилые дома №1А, №1Б (II этап). Дом №1Б Корректировка»(№6-1-1 -0009-15) на экспертизу предоставлялись правоустанавливающие документы и кадастровые паспорта на земельные участки с 4 кадастровыми номерами: 24:50:0400398:234, 24:50:0400398:235, 24:50:0400398:236, что свидетельствует о том, что данные участки входят в границу проектирования.
Таким образом, при анализе проектной документации, экспертом проверялось соответствие проекта его размещению на всех перечисленных в нем земельных участках. При этом представленное положительное заключение имеет указание на то, что экспертиза проводилась по объекту: «Красноярский край, г.Красноярск, жилой массив индивидуальной застройки (Нанжуль-Солнечный), участок XXI. Многоэтажные жилые дома №1А, №1Б (II этап). Дом №1Б Корректировка».
Доказательств того, что полученное положительное заключение выдано на весь проект в целом, а не отдельный этап – в материалы дела не представлено.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что строительство планируется в том числе на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400398:234, что влечет необходимость предоставления как правоустанавливающих документов на земельный участок, так и градостроительного плана.
В отношении третьего пункта оспариваемого отказа арбитражный суд приходит к следующим выводам. Исходя из названного пункта, к заявлению о выдаче разрешения на строительство не были приложены материалы, содержащиеся в проектной документации, сведения об инженерном оборудовании.
Согласно статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства и при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - Положение).
В пункте 3 указанного Положения определено, что проектная документация состоит из текстовой и графической частей. Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения. Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.
Пунктом 9 Положения установлено, что проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 10 - 32 Положения.
В соответствии с положениями пункта 15 Положения, раздел 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" должен состоять из следующих подразделов:
а) подраздел "Система электроснабжения";
б) подраздел "Система водоснабжения";
в) подраздел "Система водоотведения";
г) подраздел "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети";
д) подраздел "Сети связи";
е) подраздел "Система газоснабжения";
ж) подраздел "Технологические решения".
Заявитель ссылается на то, что в соответствии с подпунктом «г» пункта 8 приложения к заявлению указано на то, что в рамках проектной документации в департамент также представляются сведения об инженерном оборудовании. Также на заявлении о выдаче разрешения имеется отметка департамента вх.№3717-ек от 20.06.2018. по мнению заявителя, данная отметка с номером и датой входящего свидетельствует о предоставлении заявителем полного пакета документов, перечисленного в приложении.
Однако арбитражный суд отклоняет данные доводы общества на основании следующего.
В соответствии с пунктом 25 Административного регламента, последовательность административных процедур исполнения Услуги представлена на блок-схеме согласно приложению к настоящему Регламенту и включает в себя следующие административные процедуры:
1) прием и регистрацию заявления с приложенными документами;
2) рассмотрение заявления и прилагаемых документов;
3) выдачу результата предоставления Услуги.
Сотрудник отдела по приему и выдаче документов по вопросам градостроительства Департамента регистрирует поступившее заявление с прилагаемыми к нему документами в системе электронного документооборота администрации города (подпункт 2 пункта 26 Административного регламента).
Результатом административной процедуры является регистрация поступившего заявления с приложенными документами в Департаменте (подпункт 3 пункта 26 Административного регламента).
Пункт 27 Административного регламента предусматривает, что рассмотрение заявления и прилагаемых документов:
1) основанием для начала административной процедуры является поступление зарегистрированного заявления с приложенными документами, предусмотренными пунктами 14, 15, 15.1, 15.2 настоящего Регламента, заместителю Главы города. Заместитель Главы города в виде резолюции дает поручение руководителю Департамента и заместителю руководителя Департамента, курирующему данное направление, по рассмотрению заявления. Заместитель руководителя Департамента назначает ответственного сотрудника строительного отдела за рассмотрение заявления и прилагаемых документов;
2) после получения визы заместителя руководителя Департамента Уполномоченный специалист передает уполномоченному сотруднику строительного отдела Департамента (далее - Сотрудник) на рассмотрение заявление и прилагаемые документы;
3) при получении заявления о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (далее - разрешение на строительство) и приложенных документов, предусмотренных пунктами 14, 15 настоящего Регламента, Сотрудник осуществляет проверку наличия документов, указанных в пунктах 14, 15 настоящего Регламента, проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта - требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, штамп на заявлении свидетельствует о дате и номере входящего поступившего в департамент заявления, однако не свидетельствует о полноте перечисленных в приложении к заявлению документов.
Кроме того, в материалы дела представлена служебная записка от 24.10.218 №08/4684-дг, составленная отделом по приему и выдаче документов по вопросам градостроительства о том, что документы, приложенные к заявлению №3717-ек от 20.06.2018 при регистрации в СЭД были проверены, раздел №5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» в материалах проектной документации отсутствовал.
Также, в материалы дела представлен акт от 20.06.2018, составленный начальником отдела по приему и выдаче документов по вопросам градостроительства о том, что к заявлению №3717-ек от 20.06.2018 при регистрации заявления установлено, что отсутствуют следующие документы, указанные в заявлении в качестве приложения: раздел №5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений».
Таким образом, материалами дела подтверждается, что заявителем при обращении с заявлением о выдаче разрешения на строительство не приложен раздел №5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений», то есть сведения об инженерном оборудовании.
Как указывалось ранее, подпунктом «д» пункта 3 части 7 статьи 51 ГрК РФ установлено, что в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления, с приложением материалов, содержащиеся в проектной документации: сведений об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
На основании изложенного арбитражный суд приходит к выводу, что департаментом градостроительства администрации города Красноярска законно и обоснованно в оспариваемом отказе указано на отсутствие в приложении к заявлению сведений об инженерном оборудовании.
Еще одним основанием отказа в выдаче разрешения в оспариваемом решении указано, что при проведении проверки допустимости размещения объекта капитального строительства на соответствие разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, департаментом градостроительства администрации города Красноярска установлено, что:
- согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости на объекте недвижимости от 22.06.2018, полученной в рамках межведомственного взаимодействия, разрешенное использование земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0400398:234, 24:50:0400398:5252 и 24:50:0400398:5251 – для индивидуального жилищного строительства, следовательно, планируемое размещение многоквартирного дома, относящегося к виду разрешенного использования – «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)» - согласно приказу Минэкономразвития России от 30.09.2015 №709 – вод 2.6 не соответствует разрешенному использованию земельного участка.
Данное основание для отказа заявителем не оспаривается.
В силу пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд производит проверку оспариваемого ненормативного акта только в обжалуемой части. Таким образом, так как указанное основание для отказа заявителем не оспаривается, то арбитражный суд не производит его проверки на соответствие нормам действующего законодательства.
В отношении пункта четыре оспариваемого отказа в выдаче разрешения на строительство арбитражный суд приходит к следующим выводам. Исходя из названного пункта, к заявлению о выдаче разрешения на строительство не были приложено положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (в представленном заключении экспертизы проектной документации от 11.12.2014 №2-1-1-0066-14 оценивались проектные решения в отношении земельных участков 24:50:0400398:234, 24:50:0400398:235, 24:50:0400398:236, с учетом образованных земельных участков отсутствует положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства).
Как указывалось ранее, пункт 4 части 7 статьи 51 ГрК РФ установлено, что в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления, с приложением положительного заключения экспертизы проектной документации объекта капитального строительства.
Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы (часть 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (часть 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как указывалось ранее, согласно положительному заключению негосударственной экспертизы проектной документации по объекту: «Красноярский край, г. Красноярск, жилой массив индивидуальной застройки (Нанжуль-Солнечный), участок XXI. Многоэтажные жилые дома №1А, №1Б (II этап). Дом №1Б Корректировка»(№6-1-1 -0009-15) на экспертизу предоставлялись правоустанавливающие документы и кадастровые паспорта на земельные участки с кадастровыми номерами: 24:50:0400398:234, 24:50:0400398:235, 24:50:0400398:236, что свидетельствует о том, что данные участки входят в границу проектирования.
Таким образом, довод общества о том, что рассматриваемом случае, экспертизой оценивались проектные решения в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400398:236, на котором планируется проектирование жилого дома №1Б – противоречит представленным заключениям негосударственной экспертизы.
Кроме того, как указывалось ранее, доказательств того, что планируемый во втором этапе застройки многоквартирный дом расположенный в границах земельного участка площадью 4 990 кв.м., расположен непосредственно в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400398:236 – в материалы дела не представлено.
Как неоднократно указывалось ранее, земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400398:234 разделен на земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0400398:5251, 24:50:0400398:5252.
Однако департаментом градостроительства не представлено доказательств, что земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0400398:5251, 24:50:0400398:5252 (на которые был разделен земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400398:234) по совокупной площади и (или) иным характеристикам не совпадают с земельным участком 24:50:0400398:234.
Таким образом, неправомерным является указание департаментом градостроительства в оспариваемом отказе, в пункте четыре на то, что в представленном заключении экспертизы проектной документации от 11.12.2014 №2-1-1-0066-14 оценивались проектные решения в отношении земельных участков 24:50:0400398:234, 24:50:0400398:235, 24:50:0400398:236, с учетом образованных земельных участков отсутствует положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства.
На основании изложенного арбитражный суд приходит к выводу, что у департамента градостроительства администрации города Красноярска имелись законные основания для отказа от выдаче разрешения на строительства многоэтажного жилого дома №1А, №1В (II этап), дом №1Б на земельном участке, расположенном по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, жилой массив индивидуальной застройки (Нанжуль-Солнечный), участок XXI.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, суд пришел к выводу, что основания для удовлетворения требований общества о признании недействительным отказа в выдаче разрешения на строительство, выраженного в письме от 29.06.2018 № 01/2766-дг в рассматриваемом случае отсутствуют.
Кроме того, обществом в качестве восстановительной меры указано на требование обязать департамент градостроительства администрации города Красноярска выдать заявителю разрешение на строительство объекта многоэтажного жилого дома №1А, №1В (II этап), дом №1Б датированное 29.06.2018.
В силу частей 4, 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что, признав решение органа государственного органа незаконным, суд в резолютивной части решения должен указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу.
Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой. При этом указание судом определенного способа устранения нарушения прав заявителя (совершение определенного действия, принятие решения) может иметь место только в том случае, если фактические обстоятельства совершения данного действия или принятия решения были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела.
Судебные акты арбитражных судов не могут подменять собой решения должностных лиц органов государственной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на этих должностных лиц законом прямо не возложена обязанность принятия соответствующих решений. Произвольное вмешательство в компетенцию органа, осуществляющего публичные полномочия, со стороны суда, недопустимо.
Аналогичный вывод нашел свое отражение в судебной практике и содержится в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31.07.2017 по делу №А33-25348/2016.
Учитывая, что в рамках настоящего дела, арбитражный суд пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ в выдаче разрешения соответствует законодательству и не нарушает прав и законных интересов общества, то и применение восстановительной меры не представляется возможным.
В соответствии с положениями части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При обращении с настоящим заявлением, обществом была оплачена государственная пошлина в размере 3000 рублей (платежное поручение №25 от 30.07.2018). учитывая результат рассмотрения дела, расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 174, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления отказать.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | О.Г. Федорина |