ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-21886/20 от 07.12.2020 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

декабря 2020 года

Дело № А33-21886/2020

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена  07 декабря 2020 года.

В полном объеме решение изготовлено 11 декабря 2020 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Рубцовой Анны Николаевны(ИНН 245000000709, ОГРН 304245018300016)

к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Канска(ИНН <***>, ОГРН <***>);

к Администрации города Канска Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об оспаривании отказа в выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, изложенного в письме от 25.05.2020 № 674,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя: ФИО2, действующей на основании доверенности от 04.08.2020, личность удостоверена паспортом, в подтверждение наличия высшего юридического образования представлена копия диплома,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Самойловой М.А., протоколирование ведется с использованием средств системы аудиозаписи,

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Канска (далее ответчик УАИГ администрации г. Канска); к Администрации города Канска Красноярского края (далее – ответчик Администрация г. Канска) о признании незаконным решения от 25.05.2020 № 674 об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - нежилое здание площадью 530,5 кв.м., по адресу: Красноярский край, ул.Московская, д.55, строение 4, расположенное в границах земельного участка с кадастровым номером 24:51:0203126:57;
об обязании
УАИГ администрации г. Канска выдать разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - нежилое здание площадью 530,5 кв.м., по адресу: Красноярский край, ул. Московская, д.55,  строение 4, расположенное в границах земельного участка с кадастровым номером 24:51:0203126:57 по адресу: <...>, на основании заявления от 20 мая 2020 года за № 536, и представленных документов, в течение тридцати дней после вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.

Ответчики, извещенные надлежащим образом, явку представителей в суд не обеспечил.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 7285 кв.м. по адресу: <...> кадастровый номер 24:51:0203126:57.

Приказом МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации города Канска» от 21.02.2017 за № 34 утвержден градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) площадью 7285 кв.м. по адресу: <...> кадастровый номер 24:51:0203126:57.

На данном земельном участке на основании выданного Управлением разрешения на строительство объекта капитального строительства за № 24-307-71-2017 от 09.06.2017, заявителем возведено нежилое здание площадью 530,5 кв.м. (далее Объект).

Согласно Техническому плану от 31.03.2020, подготовленному в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием здания по адресу: <...>, - объект учета, нежилое здание расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 24:51:0203126:57 по адресу: <...>.

ИП ФИО1 20.05.2020 обратилась в Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Канска с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта, расположенного по адресу: <...>, в эксплуатацию.

В выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию по адресу: <...>, было отказано на основании:

- п. 5 ч. 6 ст.55 Градостроительного кодекса РФ;

- п.п. 5 п. 16 «Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», утвержденного постановлением администрации г. Канска Красноярского края от 11.06.2019 № 534 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию»;

- п. 1 ч. 6 ст. 67.1 Водного кодекса РФ, а так же согласно приложения № 10 к приказу Енисейского БВУ от 11.01.2019 г. № 4 «Об определении границ зон затопления, подтопления территории, прилегающих к реке Кан, реке Иланка, реке Курыш в границах города Канск, Красноярского края в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360 «Об определении зон затопления, подтопления».

Не согласившись с отказом во вводе объекта в эксплуатацию, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

ИП ФИО1 направила в суд заявление 17.07.2020  с требованием о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта от 25.05.2020 № 674. Срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не пропущен.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 21 статьи 6 Устава города Канска, п. 3.1.8 Положения об управлении архитектуры и градостроительства администрации города Канска», утв. Решением Канского городского Совета депутатов Красноярского края от 03.04.2019 N 40-235, оспариваемый отказ принят уполномоченным лицом компетентного органа. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом» или Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос», выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Застройщики, наименования которых содержат слова «специализированный застройщик», также могут обратиться с указанным заявлением с использованием единой информационной системы жилищного строительства, за исключением случаев, если в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляется через иные информационные системы, которые должны быть интегрированы с единой информационной системой жилищного строительства.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию указан в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 5 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации  предусмотрено, что основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 настоящего Кодекса, и строящийся, реконструируемый объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию.

Аналогичное основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию установлено в подпункте 5 пункта 16 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, утв. Постановлением администрации г. Канска Красноярского края от 11.06.2019 N 534.

Как следует из материалов дела, Управление архитектуры и градостроительства администрации города Канска отказало заявителю в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на основании:

- п.5 ч.6 ст.55 Градостроительного кодекса РФ;

- п.п. 5 п. 16 «Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», утвержденного постановлением администрации г. Канска Красноярского края от 11.06.2019 № 534 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию»;

- п.1 ч. 6 ст. 67.1 Водного кодекса РФ, а также согласно приложения № 10 к приказу Енисейского БВУ от 11.01.2019 г. № 4 «Об определении границ зон затопления, подтопления территории, прилегающих к реке Кан, реке Иланка, реке Курыш в границах города Канск, Красноярского края в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360 «Об определении зон затопления, подтопления».

Судом установлено, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:51:0203126:57 в ЕГРН внесена запись об ограничении прав на земельный участок, предусмотренных статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с принятием приказа Енисейского БВУ от 11.01.2019 г. № 4 «Об определении границ зон затопления, подтопления территории, прилегающих к реке Кан, реке Иланка, реке Курыш в границах города Канск, Красноярского края».

Согласно статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.

В соответствии со статьей 104 Земельного кодекса Российской Федерации, зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства;

3) обеспечение сохранности объектов культурного наследия;

4) охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира;

5) обеспечение обороны страны и безопасности государства.

В целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий. Земельные участки, включенные в границы зон с особыми условиями использования территорий, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Пункт 17 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что зона затопления и подтопления относится к видам зон с особыми условиями использования территорий.

Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (пункт 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации), в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (часть 3, пункт 8 части 4 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия).

Пункт 2 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что при определении перечня ограничений использования земельных участков, которые могут быть установлены в границах зоны с особыми условиями использования территории, должны устанавливаться исчерпывающий перечень видов зданий, сооружений, их разрешенного использования (назначения), и (или) требования к параметрам зданий, сооружений, размещение которых допускается или запрещается в границах указанной зоны, и (или) требования к зданиям, сооружениям, размещение которых допускается в границах указанной зоны, исходя из оценки их влияния на объект, территорию, в целях охраны которых установлена указанная зона, или из оценки влияния объекта, территории, в целях охраны которых установлена указанная зона, на размещаемые здания, сооружения при условии, что оценка соответствия данным требованиям может являться предметом экспертизы проектной документации. При определении перечня ограничений использования земельных участков, которые могут быть установлены в границах зоны с особыми условиями использования территории, должен устанавливаться исчерпывающий перечень видов деятельности, осуществление которых допускается и (или) запрещается в границах указанной зоны.

Требовать согласования размещения зданий, сооружений или осуществления иных видов деятельности в границах зоны с особыми условиями использования территории не допускается, за исключением случаев размещения зданий, сооружений в границах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования (пункт 3 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации).

Правительство Российской Федерации вправе утвердить отдельно положения о зонах с особыми условиями использования территорий одного вида, устанавливаемых в отношении объектов и (или) территорий разных видов (часть 4 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации).

Если иное не предусмотрено настоящей статьей, установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления (пункт 6 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 N 360 «О зонах затопления, подтопления» утверждено «Положение о зонах затопления, подтопления» (далее – Положение №360). Положение устанавливает порядок установления, изменения и прекращения существования зон затопления, подтопления.

Согласно пункту 3 Положения №360 зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Решение об установлении или изменении зон затопления, подтопления оформляется актом Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов).

Пунктом 1 приказа Федерального агентства водных ресурсов от 16.06.2014 N 170 «О реализации Федеральным агентством водных ресурсов полномочия по определению границ зон затопления, подтопления» полномочия по определению границ зон затопления, подтопления» возложены на руководителей территориальных органов Росводресурсов по соответствующим зонам деятельности.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 N 360 «Об определении зон затопления, подтопления», приказом Федерального агентства водных ресурсов от 16.06.2014 N 170 «О реализации Федеральным агентством водных ресурсов полномочия по определению границ зон затопления, подтопления», Енисейское бассейновое водное управление приняло приказ от 11.01.2019 №4 «Об определении границ зон затопления, подтопления территорий, прилегающих к реке Кан, реке Иланка, реке Курыш в границах города Калек Красноярского края».

Приказом от 11. 01.2019 №4  утверждены границы зоны затопления 1, 3, 5, 10, 25 и 50% обеспеченности, границы зон слабого, умеренного, сильного подтопления территорий, прилегающих к реке Кан, реке Иланка, реке Курыш в границах города Канск Красноярского края согласно приложению N 1-9, а также установлены ограничения хозяйственной и иной деятельности в границах зоны затопления, подтопления территорий, прилегающих к реке Кан, реке Иланка, реке Курыш в границах города Канск Красноярского края, согласно приложению № 10.

Как следует из приложения №10 приказа Енисейского бассейнового водного управления от 11. 01.2019 №4, в соответствии со статьей 67.1. Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления, подтопления запрещается:

) размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления;

) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов;

) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.

Пункт 24 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны с особыми условиями использования территорий считаются прекратившими существование, а ограничения использования земельных участков в таких зонах недействующими со дня исключения сведений о зоне с особыми условиями использования территории из Единого государственного реестра недвижимости, если иное не предусмотрено настоящей статьей, федеральным законом.

Аналогичное правило о вступлении в силу изложено в пункте 5 Положения №360.

Как следует из представленной в материалы дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 09.06.2020 №КУВИ-002/2020-2882682 в отношении земельного участка с кадастровым номером  24:51:0203126:57, расположенного по адресу: <...>, общей площадью 7285 кв.м., предоставленного заявителю в аренду на основании договора аренды от 2№ 2 от 01.08.2003, земельный участок с кадастровым номером  24:51:0203126:57 имеет категорию земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации отдельно стоящего здания магазина

В ЕГРН внесены сведения о том, что земельный участок расположен полностью в границах зоны с особыми условиями использования с реестровым номером 24:00-6.18690 от 27.06.2019 на основании приказа Енисейского бассейнового водного управления от 11. 01.2019 №4. Согласно представленной в материалы дела выписке ЕГРН от 09.06.2020 №КУВИ-002/2020-2882682 ограничение прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, начали действовать с 17.07.2019.

В соответствии с частью 2 статьи 107 Земельного кодекса Российской Федерации со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории в отношении планируемых к строительству, реконструкции объектов капитального строительства и до дня ввода указанных объектов в эксплуатацию независимо от ограничений использования земельных участков, установленных в границах зоны с особыми условиями использования территории, допускается, за исключением случая установления зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с пунктом 15 статьи 106 настоящего Кодекса:

- использование земельных участков, расположенных в границах данной зоны, для строительства, реконструкции объектов капитального строительства на основании разрешения на строительство, выданного до дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории, или в случае начала строительства, реконструкции до дня установления или изменения данной зоны, если для строительства, реконструкции указанного объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство (подпункт 2 части 2 статьи 107 Земельного кодекса Российской Федерации).

Также частью 4 статьи 107 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что приведение разрешенного использования (назначения) и (или) параметров зданий, сооружений, введенных в эксплуатацию до дня установления зоны с особыми условиями использования территории, разрешенного использования земельных участков в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории, или снос зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, размещение которых в зоне с особыми условиями использования территории не допускается, осуществляется в течение трех лет со дня установления такой зоны, а в случае, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, в течение двух лет со дня ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена такая зона.

Суд принимает, во внимание, что согласно п. п. 2, 3 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления, подтопления запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод. При этом, исходя из буквального толкования указанной нормы, в ней не содержится безусловного запрета на строительство объектов капитального строительства в зонах затопления, подтопления, а указано лишь на невозможность такого строительства – без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод.

С учетом указанных в статье 107 Земельного кодекса Российской Федерации последствий установления зон с особыми условиями использования территорий, с 17.07.2019 (даты внесения сведений об установлении зоны в ЕГРН) запрещается строительство новых зданий, сооружений на земельном участке, разрешенное использование (назначение) которого не соответствует ограничениям, изложенным в приложении №10 приказа Енисейского бассейнового водного управления от 11. 01.2019 № 4.

Вместе с тем строительство объектов, осуществляемых на основании разрешения на строительство, выданного до дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории, является допустимым. Более того, часть 4 статьи 107 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает специальный срок для приведения таких объектов в соответствии с требованиями законодательства – в течение двух лет со дня ввода в эксплуатацию.

Как следует из материалов дела, градостроительный план земельного участка был утвержден 21.02.2017, разрешение на строительство получено 09.06.2017, то есть до установления в отношении спорной территории статуса зоны с особыми условиями использования территории - зоны затопления, границы которой были определены Приказом Енисейского бассейнового водного управления от 11.01.2019 №4.

Поскольку положения статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации устанавливают запрет на строительство объектов капитального строительства в зоне подтопления на будущий период, с учетом вышеприведенных положений части 2 статьи 107 Земельного кодекса Российской Федерации оспариваемый отказ уполномоченного органа местного самоуправления в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при установлении обстоятельств предоставления разрешения на строительство до 17.07.2019 является незаконным, нарушает права заявителя.

Указанные выводы суда согласуются с правовой позицией, изложенной в кассационном определении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11.11.2020 № 88А-16474/2020.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При обращении с заявлением предприниматель предъявил данное требование к двум ответчикам: Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Канска и Администрации города Канска Красноярского края. Вместе с тем, Администрацией города Канска Красноярского края не совершались действия по отказу в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, такое решение принято Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Канска (доказательств обратного в материалы дела не представлено).

В этой связи, с учетом установленных обстоятельств по делу, суд полагает заявление  подлежащим удовлетворению частично в отношении требований, предъявленных к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Канска.

Согласно части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и  обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Суд в целях обеспечения восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя, при соблюдении баланса частных и публичных интересов, считает возможным разрешить вопрос об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1 путем обязания Управления архитектуры и градостроительства администрации города Канска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем повторного рассмотрения заявления от 20.05.2020 № 536 с учетом выводов суда, изложенных в настоящем решении.

В ходе рассмотрения вопроса о вводе объекта в эксплуатацию проверяются, в том числе, соблюдения требований законодательства и проектной документации при осуществлении строительства, что не являлось предметом рассмотрения настоящего дела, в этой связи восстановительная мера нарушенных прав в виде обязания ответчика выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, не может быть принята судом.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом настоящего искового заявления составляют 300 рублей. Заявителем при подаче заявления в суд оплачена государственная пошлина в размере 3000 руб., что подтверждается платежным поручением от 09.07.2020 № 214. На основании вышеизложенного, с учетом результата рассмотрения дела, в порядке распределения судебных расходов  с Управления архитектуры и градостроительства администрации города Канска в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1подлежит взысканию300 рублей государственной пошлины. При этом, индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета подлежит возврату 2 700 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной на основании платежного поручения от 09.07.2020 № 214.

Настоящее  решение  выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа -  ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Управления архитектуры и градостроительства администрации города Канска от 25.05.2020 № 674 об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <...>.

Обязать Управление архитектуры и градостроительства администрации города Канска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем повторного рассмотрения заявления от 20.05.2020 № 536 с учетом выводов суда, изложенных в настоящем решении.

В удовлетворении требований к Администрации города Канска Красноярского края отказать.

В порядке распределения судебных расходов взыскать с Управления архитектуры и градостроительства администрации города Канска в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1300 рублей государственной пошлины.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета 2 700 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной на основании платежного поручения от 09.07.2020 № 214.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.  

Судья                                                                                                                      Е.В. Болуж