АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 января 2021 года
Дело № А33-22210/2020
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 30 декабря 2020 года.
В полном объёме решение изготовлено 14 января 2021 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Петроченко Г.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявление общества с ограниченной ответственностью «Промышленное снабжение» (ИНН <***> , ОГРН <***>)
к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (ИНН <***> , ОГРН <***>)
о признании незаконным отказа в представлении земельного участка,
в присутствии:
от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 01.10.2020,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Запольской К.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Промышленное снабжение» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее – ответчик) о признании незаконным отказа департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, выраженный в письме от 22.04.2020 № 8436 Ж, в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700005:239, общей площадью 1750,0 кв.м, расположенного по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Лесоперевалочная. В качестве меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Промешенное снабжение» (ИНН <***>), возложить на департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обязанность подготовить и направить заявителю подписанные экземпляры проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700005:239, общей площадью 1750,0 кв.м, расположенного по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Лесоперевалочная.
Определением от 24.07.2020 заявление принято к производству. Предварительное судебное заседание назначено на 21.09.2020.
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признал дело подготовленным, завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению настоящего дела в судебном заседании.
Для представления дополнительных документов по ходатайству заявителя, учитывая отсутствие отзыва ответчика судебное разбирательство отложено на 30.10.2020.
От заявителя поступил акт обследования участка местности, приобщен к материалам дела. Определением от 30.10.2020 судебное разбирательство по делу отложено на 30.12.2020. Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился. Согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие.
09.12.2020 от ответчика поступил отзыв на исковое заявление, приобщен к материалам дела. 24.12.2020 от заявителя поступили возражения на отзыв, приобщены к материалам дела, ответчиком документы получены.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
На основании договора аренды от 20.06.2017 № 621 истец на праве аренды владеет земельным участком с кадастровым номером 24:50:0700005:239, общей площадью 1750,0 кв.м, по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Лесоперевалочная, в целях строительства объекта – коммунальное обслуживание в границах, указанных в выписке из ЕГРН об участке; срок аренды с 12.06.2017 по 11.12.2021.
Согласно выписке из ЕГРН от 05.03.2020ООО «Промснаб» на праве собственности принадлежит здание с кадастровым номером 24:50:0700005:640, общей площадью 218,6 кв.м, по адресу: г. Красноярск, свердловский район, ул. Лесоперевалочная; назначение – нежилое, наименование – гараж для хранения уборочной и аварийной техники, год завершения строительства – 2020; здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700005:239, дата регистрации прав собственности – 05.03.2020.
27.03.2020 ООО «ПРОМСНАБ» обратилось в Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска с заявлением (электронное) о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700005:239, общей площадью 1750,0 кв.м, по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Лесоперевалочная.
Письмом № 8436 Ж 22.04.2020 Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска отказал в предоставлении земельного участка в собственность обществу с ограниченной ответственностью «Промышленное снабжение». Отказ мотивирован тем, что пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, запрещена приватизация земельных участков в пределах береговой полосы. Береговая полоса предназначена для общего пользования и составляет 20 метров.
Как следует из заявления, ООО «ПРОМСНАБ» владеет на праве аренде и праве собственности смежными участками, расположенными рядом со спорным земельным участком; данные участки находятся непосредственной близости от железнодорожной насыпи; в период с 2000 года по 2015 год обществом выполнены работы - выкопана сливная канава, куда в настоящее время стекает вода при таянии снега и осадках.
На запрос общества 26.05.2020 Управление Архитектуры г. Красноярска сообщило, что в 2018 году по заданию Администрации г. Красноярска выполнено воздушное лазерное сканирование и цифровая аэросъемка, в результате чего на Цифровом Топографическом Плане (ЦТП) появился объект с условным обозначением «озеро». В связи с чем, этот объект отнесли к водным объектами в соответствии со статьями 1,5 Водного кодекса Российской Федерации.
В материалы дела представлен акт от 05.10.2020 натурного обследования участка местности по адресу: <...>, составленный гидрологом I категории отдела гидрологии гидрометеорологического центра (ГМЦ) ФГБУ «Среднесибирское УГМС» ФИО2, в котором отражено следующее:
«Натурное обследование участка местности в районе ул.Лесоперевалочная, 30к города Красноярска было организовано на основании запроса № 99-20 от 25.09.2020 по доверенности ООО «Промышленное снабжение» ФИО3.
Обследование указанного участка местности и прилегающей к нему территории проводилось 05.10.2020 специалистами ФГБУ «Среднесибирское УГМС» в лице ведущего специалиста отдела гидрологии ГМЦ ФИО4 и гидролога 1 категории отдела гидрологии ГМЦ ФИО2 для выявления наличия или отсутствия водного объекта в пределах указанного участка местности, а также определения его статуса при наличии. В результате натурного обследования было выявлено следующее: На обследованном участке местности в районе ул. Лесоперевалочная, 30к обнаружено искусственное углубление рельефа в виде канавы протяженностью до 60 м и шириной 5-7 м, заросшее травой и кустарником. Канава расположена вдоль железнодорожного полотна и примыкает к водопропускному сооружению под полотном железной дороги Красноярск - Дивногорск. В углублении канавы наблюдается небольшой объем стоячей воды, сток отсутствует. Признаки водного режима в искусственно углубленной канаве отсутствуют, канава является бессточной; наполнение канавы водой происходит за' счет естественного увлажнения местности во время снеготаяния и выпадения осадков. Обследованная канава на рассматриваемом участке не относится к поверхностным водным объектам.».
Из письма Гидрометеорологического центра ФГБУ «Среднесибирское УГМС» от 23.10.2020 № 4093, адресованного ООО «Промснаб», следует, что Гидрометеорологический центр ФГБУ «Среднесибирское УГМС» не располагает данными о водным объекте, расположенном по адресу: ул. Лесоперевалочная, 30к на территории Свердловского муниципального района городского округа г. Красноярск Красноярского края; сведения о данном водном объекте отсутствуют в «Гидрологической изученности. Том 16, Ангаро-Енисейский район. Выпуск 1. Енисей, 1967» (помещены водоёмы с площадью зеркала не менее 1 кв.км и водотоки длиной не менее 10 км); работа по выявлению существующих наименований географических объектов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.12.1997 № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов», приказами Минэкономразвития России от 27.03.2014 № 172 «Об утверждении Порядка регистрации и учета наименований географических объектов, издания словарей и справочников наименований географических объектов, а также выполнения работ по созданию Государственного каталога географических названий», от 29.05.2015 № 322 «Об утверждении Порядка выявления существующих наименований географических объектов». Организация данной деятельности осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии; в «Реестре зарегистрированных в автоматизированном Государственном каталоге географических названий географических объектов на 28.02.2020, Красноярский край» данный водный объект также отсутствует.
Также в письме Гидрометеорологического центра ФГБУ «Среднесибирское УГМС» от 23.10.2020 № 4093 дополнительно сообщено заявителю, что по результатам натурного обследования участка выявлено, что скопление воды происходит в искусственно созданной канаве, расположенной вдоль полотна железной дороги и примыкающей к водопропускному сооружению под ним; канава бессточная, вода в ней стоит; накопление воды происходит сезонно - в период снеготаяния и выпадения жидких осадков в тёплый период; признаки водного режима в канаве отсутствуют, она не относится к поверхностным водным объектам.
В материалы дела представлены сведения из Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД) от 03.12.2020 № 3823-уарх в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700005:239.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
С заявлением о признании незаконным отказа департамента от 22.04.2020 заявитель обратился в Арбитражный суда Красноярского края 21.07.2020 согласно штампу группы регистрации Арбитражного суда Красноярского края, в пределах установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, утв. Распоряжением администрации города Красноярска от 23.05.2013 № 110-р, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее - Департамент) является органом администрации города Красноярска, осуществляющим управление и распоряжение муниципальной собственностью города Красноярска, в том числе земельными и лесными участками (далее - муниципальное имущество), а также земельными и лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Красноярска, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством, разрабатывает проекты правовых актов города по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе земельными и лесными участками (п. 21). Согласно п. 25 Положения о Департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска департамент управляет и распоряжается муниципальным имуществом, а также землями и лесами, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории города Красноярска, передавая их по договору в аренду и иное возмездное и безвозмездное пользование, в том числе по договорам хранения, концессионным соглашениям, в хозяйственное ведение и оперативное управление, доверительное управление другому лицу, в залог, в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации, правовыми актами города.
Таким образом, отказ выдан уполномоченным органом.
Положениями пункта 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (статья 39.2 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления от 24 марта 2005 года N 11 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды от 20.06.2017 № 621 истец на праве аренды владеет земельным участком с кадастровым номером 24:50:0700005:239, общей площадью 1750,0 кв.м, по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Лесоперевалочная, в целях строительства объекта – коммунальное обслуживание в границах, указанных в выписке из ЕГРН об участке; срок аренды с 12.06.2017 по 11.12.2021.
Согласно выписке из ЕГРН от 05.03.2020ООО «Промснаб» на праве собственности принадлежит здание с кадастровым номером 24:50:0700005:640, общей площадью 218,6 кв.м, по адресу: г. Красноярск, свердловский район, ул. Лесоперевалочная; назначение – нежилое, наименование – гараж для хранения уборочной и аварийной техники, год завершения строительства – 2020; здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700005:239, дата регистрации прав собственности – 05.03.2020.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6. Земельного кодекса Российский Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Согласно ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно указанной норме в случае, если земельный участок сформирован, гражданин или юридическое лицо обращаются в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка (п. п. 6 п. 1 ст. 39.14). Результатом рассмотрения заявления указаны заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка.
27.03.2020 ООО «ПРОМСНАБ» обратилось в Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска с заявлением (электронное) о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700005:239, общей площадью 1750,0 кв.м, по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Лесоперевалочная.
Письмом № 8436 Ж 22.04.2020 Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска отказал в предоставлении земельного участка в собственность обществу с ограниченной ответственностью «Промышленное снабжение». Отказ мотивирован тем, что пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, запрещена приватизация земельных участков в пределах береговой полосы. Береговая полоса предназначена для общего пользования и составляет 20 метров.
Согласно подпункту 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов являются случаи, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка испрашиваемый земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
В соответствии с ч. 4 ст. 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановлением правительства Российской Федерации от 13.03.2020 № 279 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» управлением архитектуры администрации города Красноярска в соответствии с соответствующими полномочиями органа местного самоуправления осуществляется ведение Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее ГИСОГД) в границах городского округа город Красноярск.
Размещение в ГИСОГД материалов и результатов в ГИСОГД осуществляется в соответствии со статьей 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно представленным управлением архитектуры сведениям из ГИСОГД, испрашиваемый участок расположен в береговой полосе водного объекта.
Информация о водном объекте содержится на цифровом топографическом плане (далее ЦТП) масштаба 1:2000, изготовленном на основе материалов воздушного лазерного сканирования и цифровой аэрофотосъемки выполненной в 2018 году в составе работ по муниципальному контракту от 30.10.2018 № 19/2018 на изготовление цифровой картографической продукции на территорию города Красноярска. На ЦТП объект имеет условное обозначение «озеро».
В силу пункта 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
В соответствии с пунктом 8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Из положений пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Вместе тем, как следует из акта от 05.10.2020 натурного обследования участка местности по адресу: <...>, составленного гидрологом I категории отдела гидрологии гидрометеорологического центра (ГМЦ) ФГБУ «Среднесибирское УГМС» ФИО2, в результате натурного обследования участка местности в районе ул.Лесоперевалочная, 30к города Красноярска выявлено, что на обследованном участке местности в районе ул. Лесоперевалочная, 30к обнаружено искусственное углубление рельефа в виде канавы протяженностью до 60 м и шириной 5-7 м, заросшее травой и кустарником; признаки водного режима в искусственно углубленной канаве отсутствуют, канава является бессточной; наполнение канавы водой происходит за' счет естественного увлажнения местности во время снеготаяния и выпадения осадков; обследованная канава на рассматриваемом участке не относится к поверхностным водным объектам.».
Из письма Гидрометеорологического центра ФГБУ «Среднесибирское УГМС» от 23.10.2020 № 4093, адресованного ООО «Промснаб», следует, что Гидрометеорологический центр ФГБУ «Среднесибирское УГМС» не располагает данными о водным объекте, расположенном по адресу: ул. Лесоперевалочная, 30к на территории Свердловского муниципального района городского округа г. Красноярск Красноярского края; сведения о данном водном объекте отсутствуют в «Гидрологической изученности. Том 16, Ангаро-Енисейский район. Выпуск 1. Енисей, 1967» (помещены водоёмы с площадью зеркала не менее 1 кв.км и водотоки длиной не менее 10 км); работа по выявлению существующих наименований географических объектов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.12.1997 № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов», приказами Минэкономразвития России от 27.03.2014 № 172 «Об утверждении Порядка регистрации и учета наименований географических объектов, издания словарей и справочников наименований географических объектов, а также выполнения работ по созданию Государственного каталога географических названий», от 29.05.2015 № 322 «Об утверждении Порядка выявления существующих наименований географических объектов». Организация данной деятельности осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии; в «Реестре зарегистрированных в автоматизированном Государственном каталоге географических названий географических объектов на 28.02.2020, Красноярский край» данный водный объект также отсутствует.
Также в письме Гидрометеорологического центра ФГБУ «Среднесибирское УГМС» от 23.10.2020 № 4093 дополнительно сообщено заявителю, что по результатам натурного обследования участка выявлено, что скопление воды происходит в искусственно созданной канаве, расположенной вдоль полотна железной дороги и примыкающей к водопропускному сооружению под ним; канава бессточная, вода в ней стоит; накопление воды происходит сезонно - в период снеготаяния и выпадения жидких осадков в тёплый период; признаки водного режима в канаве отсутствуют, она не относится к поверхностным водным объектам.
Таким образом, суд признает обоснованным довод заявителя, что нанесение на цифровой топографический план условного обозначения «озеро» не является достаточным основанием для отнесения данного объекта к водному объекту.
В соответствии со статьей 4 Водного кодекса Российской Федерации водное законодательство регулирует водные отношения, имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Кодексом.
Ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с водным законодательством и законодательством Российской, пункт 5 Постановления Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. N 253 "О порядке ведения государственного водного реестра". информацию по водным объектам в указанный реестр передает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - данные государственного водного кадастра Российской Федерации по поверхностным водным объектам.
При изложенных обстоятельства суд приходит к выводу, что основание для отказа в предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка, указанное в письме от 22.04.2020 № 8436 Ж: пункт 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации и пункт 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, согласно которым запрещена приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, береговая полоса предназначена для общего пользования и составляет 20 метров, является не обоснованным, противоречит установленным по делу обстоятельства и действующему Земельному кодексу.
Изложенный в письменном отзыве на исковое заявление довод ответчика относительно испрашиваемой площади земельного участка отклоняется судом, поскольку указанный доводы не указан департаментом в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка заявителю, а также принимая во внимание положения статьи 201 АПК РФ. С учетом изложенных обстоятельств, заявление общества с ограниченной ответственностью «Промснаб» о признании незаконным отказа Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, выраженного в письме от 22.04.2020 № 8436, подлежит удовлетворению как обоснованное и доказанное.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае удовлетворения заявления по делу об оспаривании ненормативных актов органов, осуществляющих публичные полномочия, в резолютивной части решения должны содержаться, в том числе указание обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Из изложенной нормы следует, что, оспариваемый ненормативный органа местного самоуправления незаконным, суд в резолютивной части решения должен указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. При этом применяемая судом восстановительная мера должна отвечать нескольким критериям - быть адресована тому же органу, чей акт был обжалован, обеспечивать восстановление права, нарушенного этим актов, быть обусловленным существом спора. Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу. Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой. При этом указание судом определенного способа устранения нарушения прав заявителя (совершение определенного действия, принятие решения) может иметь место только в том случае, если фактические обстоятельства совершения данного действия или принятия решения были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела и установленные по делу обстоятельства позволяют применить конкретную восстановительную меру.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что департаментом при рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка не рассматривались вопросы о площади земельного участка, необходимой для использования объекта недвижимости, принадлежащего заявителю, суд приходит к выводу, что по данному делу, устранением нарушенных прав заявителя, будет возложение на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска обязанности повторно рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью «Промышленное снабжение» о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700005:239, общей площадью 1750,0 кв.м, расположенного по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Лесоперевалочная.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований. Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом настоящего заявления подлежат взысканию с Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в пользу заявителя. На основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
\
Руководствуясь статьями 104, 110, 167 – 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
заявление удовлетворить, признать не соответствующим закону отказ департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, выраженный в письме от 22.04.2020 № 8436 ж, в предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью «Промышленное снабжение» земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700005:239, общей площадью 1750,0 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Лесоперевалочная, обязать департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска устранить допущенные нарушения и повторно рассмотреть по заявление общества с ограниченной ответственностью «Промышленное снабжение» о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700005:239, общей площадью 1750,0 кв.м, расположенного по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Лесоперевалочная.
Взыскать с департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в пользу общества с ограниченной ответственностью «Промышленное снабжение» 3000 руб. судебных расходов по государственной пошлине.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Промышленное снабжение» из федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению № 5283 от 15.05.2020.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Г.Г. Петроченко