ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-22440/20 от 21.01.2021 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

января 2021 года

Дело № А33-22440/2020

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена  21 января 2021 года.

В полном объеме решение изготовлено 28 января 2021 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Федориной О.Г. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Енисейска Красноярского края (ИНН 2447004263, ОГРН 1022401273498)

к Контрольно-счетной палате города Енисейска (ИНН 2447013250, ОГРН 1172468023177)

об оспаривании предписания,

в присутствии в судебном заседании:

представителя заявителя: Пенизева М.В., действующего на основании доверенности от 10.09.2020, личность удостоверена паспортом, в подтверждение наличия высшего юридического образования представлен диплом,

от ответчика: Голянок И.Я., действующая на основании решения о назначении на должность с приложением распоряжения о смене фамилии, личность удостоверена паспортом (через систему веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» в режиме онлайн-заседания),

при ведении протоколасудебного заседания секретарем судебного заседания Ворониной А.Н., с использованием средств системы аудиозаписи и систем веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» в режиме онлайн-заседания,

установил:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Енисейска Красноярского края (далее – заявитель, МБОУ «СОШ №3» г. Енисейска) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Контрольно-счетной палате города Енисейска (далее – ответчик, Контрольно-счетная палата) о признании недействительным предписания (без даты и №).

Определением от 28.07.2020 заявление оставлено судом без движения.

В установленный судом срок заявителем устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения.

Определением от 21.08.2020 заявление принято к производству арбитражного суда.

В ходе судебного заседания 21.01.2021 судом рассмотрен вопрос о наложении судебного штрафа на Контрольно-счетную палату города Енисейска за неисполнение требований суда об обязательной явки в судебные заседания 20.10.2020,  08.12.2020.

Представитель Контрольно-счетной палаты города Енисейска дал пояснения относительно обстоятельств, препятствующих исполнить определение суда, ответил на вопросы суда по существу спора.

Представитель заявителя пояснил, что поскольку  Контрольно-счетная палата города Енисейска является муниципальным бюджетным учреждением г. Енисейска, то наложение штрафа не целесообразно.

Рассмотрев вопрос о наложении судебного штрафа, суд  не усматривает признаков злонамеренности от уклонения лица от  исполнения требования суда, учитывает рассмотрение вопроса о наложении судебного штрафа  в отношении Контрольно-счетной палаты города Енисейска впервые, в связи с чем определил судебный штраф не налагать.

Суд заслушал объяснения представителей лиц, участвующих в деле, по поводу заявленных требований, возражений на них, по существу заданных вопросов. Представитель заявителя заявленные требования поддержал. Представитель ответчика треб заявителя оспорил.

Суд огласил и  исследовал письменные материалы.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

ПредседателемКонтрольно-счетной палаты города Енисейска утвержден План работы на 2019 год, который размещен на официальном сайте органов местного самоуправления города Енисейска. С учетом изменений от 02.10.2019, пункт 2.4 плана предусматривает проведение проверки соблюдения правовых актов при организации питания в муниципальных общеобразовательных  учреждениях города Енисейска в период декабрь 2019 года – январь 2010 года.

06.12.2019 председателемКонтрольно-счетной палаты города Енисейска издан приказ №6, которым определен проведение в период с 16.12.2019 по 20.01.2020 проверку соблюдения правовых актов при организации питания в муниципальных общеобразовательных  учреждениях города Енисейска (в том числе в сфере закупок) в 2019 году.

Также исходя из пункта 2 приказа, утвержден План (программа) проведения контрольного мероприятия «Проверка соблюдения правовых актов при организации питания в муниципальных общеобразовательных  учреждениях города Енисейска (в том числе в сфере закупок) в 2019 году». Предметом контрольного мероприятия является: организация питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях города Енисейска.

Письмом от 06.12.2019 №45 МКУ «Управление образования города Енисейска» уведомлено о проведении проверки.

Приказом от 24.12.2019 №7 внесены изменения в приказ от 06.12.2019 №6, в части сроков проведения проверки, такой срок установлен с 20.12.2019 по 31.01.2020; также в новой редакции изложен План (программа) проведения контрольного мероприятия.

По результатам проведенной проверки составлен акт проведения контрольного мероприятия «Проверка соблюдения правовых актов при организации питания в муниципальных общеобразовательных  учреждениях города Енисейска (в том числе в сфере закупок) в 2019 году».

По результатам проведенной проверки МБОУ «СОШ №3» г. Енисейска выдано предписание (без даты и №), которым бюджетному учреждению предписано вернуть в бюджет города Енисейска средства неправомерно выплаченные как вознаграждение ООО «Феникс Групп» в 2019 году в сумме 48 067,84 руб.

Не согласившись с предписанием (без даты и №), МБОУ «СОШ №3» г. Енисейска обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регулируется главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что  для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями   65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания   факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

В рассматриваемом случае заявителем оспаривается предписание не имеющее даты, при этом на представленной в материалы  копии оспариваемого акта имеется отметка о его получении директором бюджетного учреждения 28.04.2020.

Рассматриваемое заявление подано МБОУ «СОШ №3» г. Енисейска с использованием системы «Мой Арбитр» 21.07.2020, зарегистрировано группой канцелярии суда 23.07.2020.

В пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 «О процессуальных сроках» разъяснено, что в соответствии с частью 6 статьи 114 АПК РФ если заявление, жалоба, другие документы либо денежные суммы были сданы на почту, переданы или заявлены в орган либо уполномоченному их принять лицу до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока, срок не считается пропущенным. Указанная норма подлежит применению и в случае, если заявление, жалоба, другие документы были поданы через систему подачи документов в электронном виде "Мой арбитр". При этом датой подачи документов через систему "Мой арбитр" считается дата поступления документов в систему, которая определяется по дате, содержащейся в уведомлении о поступлении документов в систему, а момент подачи документов данным способом определяется по московскому времени.

Если в результате определения даты подачи документов по московскому времени эта дата окажется более поздней, чем дата подачи документов, определяемая по месту нахождения суда, в который такие документы поступили, то срок подачи документов не считается пропущенным.

При изложенных обстоятельствах, учитывая дату получения оспариваемого акта и дату подачи документов через систему подачи документов в электронном виде «Мой арбитр», арбитражный суд приходит к выводу, что заявителем соблюден установленный действующим законодательством трехмесячный срок на обжалование предписания.

В рамках настоящего дела оспаривается предписание, выданное Контрольно-счетной палате города Енисейска.

В силу положений статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

Частью 1 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ) предусмотрено, что структура органов местного самоуправления включает, в том числе и контрольно-счетный орган муниципального образования.

Контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» N 6-ФЗ (далее - Закон №6-ФЗ)).

Часть 1 статьи 47 Устава г. Енисейска, утв. Решением Енисейского городского Совета депутатов Красноярского края от 26.07.2005 N 6-19 предусматривает, что Контрольно-счетная палата города Енисейска (далее - контрольно-счетная палата города) образуется городским Советом депутатов и является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля.

Решением Енисейского городского Совета депутатов Красноярского края от 23.11.2011 N 24-174 утверждено Положение о контрольно-счетной палате города Енисейска (далее по тексту – Положение №24-174), исходя из пункта 1.1 статьи 1 которого Контрольно-счетная палата г. Енисейска является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуется Енисейским городским Советом депутатов (далее - городской Совет) и подотчетна ему.

Таким образом, оспариваем предписание выдано органом внешнего муниципального финансового контроля.

Общие принципы организации, деятельности и основных полномочий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований установлены положениями Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее по тексту – Федеральный закон №6-ФЗ).

Положения статьи 9 Федерального закона №6-ФЗ предусматривает основные полномочия контрольно-счетных органов, при этом данный перечень не является исчерпывающим, однако иные полномочия ограничены направлением проведения именно финансового контроля. Так,  в пункте 11 части 2 названной статьи указано, что контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет в т.ч. иные полномочияв сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Часть 1 статьи 268.1 БК РФ дополнительно предусматривает, что полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

- контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета;

- контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;

- контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".

Положения статьи 98 Федерального закона №44-ФЗ предусматривают, что аудит в сфере закупок осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, образованными законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и контрольно-счетными органами муниципальных образований (в случае, если такие органы образованы в муниципальных образованиях), образованными представительными органами муниципальных образований.

Органы, указанные в части 1 настоящей статьи (далее - органы аудита в сфере закупок), в пределах своих полномочий осуществляют анализ и оценку результатов закупок, достижения целей осуществления закупок (часть 2).

Для достижения целей, указанных в части 2 настоящей статьи, органы аудита в сфере закупок осуществляют экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам (часть 3).

Органы аудита в сфере закупок обобщают результаты осуществления деятельности, указанной в части 3 настоящей статьи, в том числе устанавливают причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливают предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизируют информацию о реализации указанных предложений и размещают в единой информационной системе обобщенную информацию о таких результатах (часть 4).

Таким образом, полномочия контрольно-счетных органов по осуществлению внешнего государственного финансового контроля в сфере закупок для государственных нужд осуществляются в форме аудита в сфере закупок, существо которого обозначено в части 2 данной статьи и сводится к анализу и оценке результатов закупок, достижения целей осуществления закупок.

Пункт 11 части 4 статьи 47 Устава г. Енисейска от 26.07.2005 N 6-19  и пунктом 11 части 6.1 статьи 6Положения №24-174, содержит аналогичный предусмотренному статьей 9 Федерального закона № 6-ФЗ перечень полномочий. Каких-либо дополнительных полномочий к прямо перечисленным в статье 9 Федерального закона № 6-ФЗ не установлены ни Устав г.Енисейска, ни положения о Контрольно-счетной палате.

В ходе судебного разбирательства ответчик неоднократно пояснял, что предметом рассматриваемого контрольного мероприятия не являлась проверка расходования средств местного бюджета.  В то же время, полномочия по проведению проверки соблюдения правовых актов при организации питания, не связанные с проверкой учета и расходования бюджетных средств, к полномочия органом внешнего финансового контроля не отнесены.

При этом контрольно-счетный орган не лишен возможности указывать на нарушения отраслевого законодательства только в случае, если такое указание находится в непосредственной взаимосвязи с возложенными на него задачами и функциями в сфере внешнего финансового контроля. Аналогичный правовой подход отражен в судебной практике и содержится, например, в судебных актах по делу А24-4190/2018.

Исходя из материалов дела, председателемКонтрольно-счетной палаты города Енисейска утвержден План работы на 2019 год, который размещен на официальном сайте органов местного самоуправления города Енисейска. С учетом изменений от 02.10.2019, пункт 2.4 плана предусматривает проведение проверки соблюдения правовых актов при организации питания в муниципальных общеобразовательных  учреждениях города Енисейска в период декабрь 2019 года – январь 2010 года.

06.12.2019 председателемКонтрольно-счетной палаты города Енисейска издан приказ №6, которым определено проведение в период с 16.12.2019 по 20.01.2020 проверки соблюдения правовых актов при организации питания в муниципальных общеобразовательных  учреждениях города Енисейска (в том числе в сфере закупок) в 2019 году. Объекты контроля: муниципальные общеобразовательные учреждения города Енисейска.

Также исходя из пункта 2 приказа, утвержден План (программа) проведения контрольного мероприятия «Проверка соблюдения правовых актов при организации питания в муниципальных общеобразовательных  учреждениях города Енисейска (в том числе в сфере закупок) в 2019 году». Предметом контрольного мероприятия является: организация питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях города Енисейска.

Приказом от 24.12.2019 №7 внесены изменения в приказ от 06.12.2019 №6, в части сроков проведения проверки, такой срок установлен с 20.12.2019 по 31.01.2020; также в новой редакции изложен План (программа) проведения контрольного мероприятия.

Исходя из новой редакции Плана (программы) проведения контрольного мероприятия, предусмотрены следующие вопросы контрольного мероприятия:

 - анализ нормативно-правового регулирования вопросов организации обеспечения питанием обучающихся в общеобразовательных учреждениях города Енисейска;

- анализ нормативно-правовой базы, определяющий порядок организации питания в общеобразовательных учреждениях;

- анализ организации питания с использованием программно–аппаратного комплекса «Школьная карта»;

- анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей планирование закупок;

- анализ планирования закупок;

- оценка коррупционных рисков.

Исходя из уведомления о проведении проверки от 06.12.2019 №45, в ходе проведения проверки у МКУ «Управление образования города Енисейска» запрошены в т.ч. следующие документы и информация:

- нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию питания учащихся в школах,

- нормативно-правовые акты, регламентирующие обоснованность заключения договоров (контрактов) на поставку продуктов питания,

- документы, регламентирующие стоимость бесплатного питания на одного учащегося,

- договора на ведение бухгалтерского учета по всем школам,

- документы, подтверждающие соответствие пищеблоков требованиям СанПин,

- приказы о создании бракеражных комиссий,

- приказы о назначении ответственных за организацию питания,

 - информация о финансовом обеспечении питания учащихся (оборотно-сальдовые ведомости в разрезе источников).

Письмом от 30.01.2020 №11 у МКУ «Управление образования города Енисейска» запрошены сведения относительно того, каким образом осуществляется сверка с родителями учеников по обеспечению питанием детей за счёт родительской платы и информирование родителей о фактических расходах по питанию детей.

Письмом от 12.02.2020 №20 у администрации города Енисейска запрошено соглашение о внедрении, адаптации и сопровождении программно-аппаратного комплекса «Школьная карта» в общеобразовательных учреждениях города Енисейска.

Исходя из анализа сформулированного ответчиком предмета проведенной проверки, перечня запрошенных документов и поставленных вопросов, арбитражный суд полагает, что рассматриваемая проверка проведена с превышением контрольно-счетным органом установленной компетенции в части превышающей при проверке организации школьного питания проверку расходования бюджетных средств и ведения бюджетного учета.

При этом проверка обоснованности расходования бюджетных средств при организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, являлась правомерной исходя из предмета проверки и предоставленной компетенции.

При осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, направляются объектам контроля представления, предписания (пункт 2 статьи 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В силу положений пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 6-ФЗ, контрольно-счетные органы при осуществлении внешнего государственного и муниципального финансового контроля руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также стандартами внешнего государственного и муниципального финансового контроля.

Как предусмотрено абзацем 3 пункта 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий утверждаются контрольно-счетными органами: в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований - в соответствии с общими требованиями, утвержденными Счетной палатой Российской Федерации и (или) контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 11 Закона №6-ФЗ).

Приказом контрольно-счетной палаты города Енисейска от 15.08.2031 №5 утверждены Стандарты внешнего муниципального финансового контроля, в т.ч. утвержден СФК 1 «Общие правила проведения контрольного мероприятия» (далее по тексту – СФК 1), который устанавливает общие правила, требования и процедуры осуществления контрольных мероприятий Контрольно-счетной палаты города Енисейска.

Пункт 3.1 СФК 1 предусматривает, что Организация контрольного мероприятия включает следующие этапы:

-    подготовка к контрольному мероприятию (раздел 4 Стандарта);

-    проведение контрольного мероприятия (раздел 5 Стандарта);

-    оформление результатов контрольного мероприятия и принятие решений (раздел 6 Стандарта).

Датой начала и окончания контрольного мероприятия является дата, обозначенная в приказе председателя Контрольно-счетной палаты (пункт 3.2 СФК 1). При этом пункт 4.1 СФК 1 предусматривает, что срок нахождения на одном проверяемом объекте в рамках одного контрольного мероприятия, не должен превышать 40 календарных дней.

Исходя из пункта 3.3 СФК 1 на этапе подготовки к контрольному мероприятию осуществляется подготовка и подписание следующих документов:

-    плана (программы) проведения контрольного мероприятия (Приложение №1);

-    удостоверений на право проведения контрольного мероприятия (Приложение №2);

-    уведомления о проведении контрольного мероприятия (Приложение №3);

-    запросов о предоставлении информации (при необходимости).

-    приказа   председателя   Контрольно-счетной   палаты   о   проведении   контрольного мероприятия (Приложение №4);

-    оформление командировочных удостоверений (при необходимости).

Пункт 4.1 СФК 1 предусматривает, что план (программа) проведения контрольного мероприятия должен содержать основание проведения контрольного мероприятия, предмет и перечень объектов контрольного мероприятия, цели и вопросы контрольного мероприятия, критерии оценки эффективности по каждой цели (в аудите эффективности), сроки начала и окончания проведения контрольного мероприятия на объектах. По каждой цели контрольного мероприятия определяется перечень вопросов, которые необходимо проверить, изучить и проанализировать. Формулировки и содержание вопросов контрольного мероприятия должны выражать действия, которые необходимо выполнить в соответствии и для достижения поставленной цели. Количество вопросов по каждой цели должно быть сравнительно небольшим, но они должны быть существенными и важными для ее реализации.

Исходя из пункта 4.2 СФК 1 проведение контрольного мероприятия оформляется приказом Председателя Контрольно-счетной палаты о проведении контрольного мероприятия. При этом приказ о проведении контрольного мероприятия должен содержать:

-    ссылку на соответствующий пункт годового плана работы Контрольно-счетной палаты, на исходящий номер обращения председателя Енисейского городского Совета депутатов-главы города с предложением о проведении контрольного мероприятия, или на исходящий номер обращение не менее одной пятой от установленного числа депутатов городского Совета;

-    полное наименование контрольного мероприятия;

-    дата начала проведения контрольного мероприятия;

-    перечень объектов контроля (в соответствии с утвержденной программой);

-    сотрудник Контрольно-счетной палаты, ответственный за проведение контрольного мероприятия.

Пункт 3.4 СФК 1 предусматривает, что этап проведения контрольного мероприятия заключается в осуществлении проверки и анализа информации, полученной по запросам Контрольно-счетной палаты и (или) непосредственно на объектах контрольного мероприятия, необходимых для формирования доказательств в соответствии с целями контрольного мероприятия, обоснования выявленных фактов нарушений и недостатков.

На данном этапе формируются:

-    рабочая документация;

-    акты по результатам контрольного мероприятия (при необходимости - сводные акты).

В состав рабочей документации включаются документы и материалы, послужившие основанием для результатов каждого этапа контрольного мероприятия.

В материалы дела представлены документы, опосредующие организацию и проведение рассматриваемого контрольного мероприятия в рамках требований стандартом внешнего муниципального финансового контроля.

Результаты проверки  зафиксированы в акте проведения соответствующего контрольного мероприятия от 20.12.2019 – 31.01.2020.

Оспариваемым предписанием, выданным как следует из его содержания по результатам проведения рассмотренного контрольного мероприятия,  на заявителя  - МБОУ возложена обязанность вернуть в бюджет города бюджетные денежные средства, которые были неправомерно выплачены хозяйственному обществу в 2019 году в качестве вознаграждения.

  Исходя из акта проведения контрольного мероприятия,  муниципальным образованием города Енисейск в лице главы города Антипова Игоря Николаевича и ООО «Феникс Групп» в лице генерального директора Лукина Евгения Владимировича заключено Соглашение б/н от 17.05.2018 года о внедрении, адаптации и сопровождении программно-аппаратного комплекса «Школьная карта» в общеобразовательных учреждениях города.

Предметом указанного Соглашения являются работы по поэтапному внедрению, адаптации, модификации, сопровождению и обслуживанию в общеобразовательных учреждениях города Енисейска программно-аппаратного комплекса «Школьная карта», позволяющего обеспечить мониторинг Учащегося для информирования Учреждения и родителей (законных представителей) Учащегося о входе/выходе в Учреждение, обеспечивать безналичную оплату питания в столовой Учреждения, ведение электронного журнала успеваемости и посещений, электронного дневника об учебном процессе.

Согласно п. 6 указанного Соглашения подключение,    настройка    и    сопровождение    модуля     «Электронный    журнал» осуществляется бесплатно на безвозмездной основе; оборудование для реализации модуля «Электронная столовая» устанавливается и настраивается на безвозмездной основе, а также передается школьным учреждениям на ответственное хранение; оборудование для пополнения транспортных карт устанавливается и настраивается на безвозмездной основе и передается школьным учреждениям на ответственное хранение; все виды работ по установке, настройке и сопровождению программного комплекса осуществляются на безвозмездной основе.

МБОУ «СОШ №3» заключен договор от 02.09.2019 №39/2019 с ООО «Феникс Группа» об оказании услуг по организации приема платежей. По настоящему договору Оператор (ООО «Феникс Группа») от имени Поставщика обеспечивает организацию приема платежей от Плательщиков в пользу Поставщика в Пунктах приема Платежей, передачу информации о принятых Платежах в систему учета Платежей Поставщика, перечисление принятых платежей в пользу Поставщика; процессинговое обслуживание. Согласно указанного договора (п. 3.4) вознаграждение Оператору за услуги составляет 3% от суммы всех реестров. Сумма вознаграждения за 2019 год составила 48,0 тыс. руб.

В ходе проверки также установлено, что МБОУ СОШ №3 средства из бюджета выделялись за счет субсидии на выполнение муниципального задания. Порядок формирования муниципального задания №136-п не предусматривает включение расходов на внедрение электронных карт в расчет нормативных затрат для формирования суммы на обеспечение муниципального задания учреждений.

При изложенных обстоятельствах Контрольно-счетным органом сделан вывод о выплате вознаграждения оператору за счет полученных в порядке финансирования муниципального задания бюджетных средств.

В то же время, согласно акту при проведении контрольного мероприятия установлено, что организация питания осуществлялась в том числе, за счет родительской платы, установлены размеры фактически поступления денежных средств в составе родительской платы.

В материалы дела представлены сведения по остатку обязательств к оплате за период 2019 года между МБОУ «Средняя школа № 3» и ООО «Феникс Групп». Также в материалы дела представлены платежным поручения, в соответствии с которыми переводились денежные средства. Исходя из представленных платежных документов, в них указан КБК 00000000000000000244.

Исходя из Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения (утв. Приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н) по элементу вида расходов "244 Прочая закупка товаров, работ и услуг" отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на закупку товаров, работ, услуг, а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, не отнесенные к иным элементам видов расходов подгруппы 240 (пункт 48.2.4.4).

Вместе с тем, из представленных документов не представляется возможность однозначно идентифицировать источник осуществленных платежей.

В рамках рассмотрения настоящего дела, контрольно-счетным органом не представлено какого-либо документального обоснования наличия описанных и зафиксированных в акте обстоятельств.

При отложении судебного заседания, определением от 29.09.2020  контрольно-счетный орган была возложена обязанность представить развернутое обоснование довода о подтверждении факта оплаты услуг по организации приема платежей за счет средств финансового обеспечения выполнения муниципального задания оборотной ведомостью по остатку с указанием сведений, позволяющих идентифицировать источник выплат.

При отложении судебного заседания, определением от 20.10.2020 на контрольно-счетный орган была возложена обязанность представить в материалы дела документальное обоснование довода о подтверждении факта оплаты услуг по организации приема платежей за счет средств финансового обеспечения выполнения муниципального задания оборотной ведомостью по остатку с указанием сведений, позволяющих идентифицировать источник выплат.

Исходя из письменных пояснений ответчика, а также пояснений, данных в ходе судебного заседания 21.01.2021, из оборотно-сальдовых ведомостей, а также платежных поручений установить источник выплат не представляется возможным, при этом контрольно-счетным органом не проверялось непосредственно само расходование бюджетных средств, в том числе отчеты о расходовании средств субсидии на выполнение муниципальногозаданя. Как следует из доводов отзыва и пояснений руководителя ответчика в судебном заседании 21.01.2021  факты неправомерного расходования средств субсидии и оплаты услуг организации приема платежей за счет средств, выделенных учреждению на выполнение муниципального задания, постановлен на основании устного пояснения бухгалтера МКУ «Централизованная бухгалтерия» и отсутствия возражений по отражению данного факта со стороны явившихся на подписание акта руководителей МКУ «Управление образования г.Енисейска» и МКУ «Централизованная бухгалтерия». Какое-либо документальное подтверждение источника финансирования данных выплата при проведении контрольно-счетного мероприятия не собиралось, порядок расходования бюджетных денежных средств, в том числе средств субсидии не анализировался. Пояснения от МБОУ СОШ № 3 не запрашивались.

Однако, какого-либо документального обоснования наличия выявленного и описанного в акте нарушения, позволяющего однозначно установить источник финсирования рассматриваемых оплат и факт нецелевого расходования бюджетных средвт – в материалы дела не представлено.

При этом, предписание, как ненормативный-правовой акт, исходящий от властного субъекта и более того, содержащее требование о возврате денежных средств в бюджет, не может быть признано обоснованным, при условии что вывод о наличие нарушения сделан ответчиком исходя исключительно из устных пояснений сотрудника МКУ  «Централизованная бухгалтерия», не нашедших какого-либо документального подтверждения ни в ходе проведения контрольного мероприятия, ни в ходе судебного разбирательства.

При данных конкретных изложенных обстоятельствах, арбитражный суд полагает, что предписание Контрольно-счетной палаты города Енисейска, вынесенное в адрес МБОУ «Средняя школа № 3» о возврате в бюджет города Енисейска бюджетных средств в сумме 48 067,84 руб. нарушает как требования действующего законодательства, так и права и законные интересы заявителя.

Иные доводы заявителя, изложенные в рассматриваемом заявлении не подлежат оценки арбитражным судом, так как не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора.

Часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, арбитражный суд полагает, что заявление подлежит удовлетворению.

Часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Учитывая результат рассмотрения спора, 3 000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины подлежат взысканию с Контрольно-счетной палаты города Енисейска в пользу МБОУ «Средняя школа № 3».

 Настоящее  решение  выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа -  ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 174, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

заявление удовлетворить. Признать недействительными предписание Контрольно-счетной палаты города Енисейска, вынесенное в адрес МБОУ «Средняя школа № 3» о возврате в бюджет города Енисейска бюджетных средств в сумме 48 067,84 руб.

Взыскать с Контрольно-счетной палаты города Енисейска (ИНН 2447013250, ОГРН 1172468023177) в пользу муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Енисейска Красноярского края (ИНН 2447004263, ОГРН 1022401273498) 3 000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

О.Г. Федорина