ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-2313/17 от 18.07.2017 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

июля 2017 года

Дело № А33-2313/2017

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 18 июля 2017 года.

В полном объеме решение изготовлено 25 июля 2017 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В. ,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Назаровская ГРЭС»(ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Енисейскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору(ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительными пунктов 3, 4, 5, 14, 15, 16 предписания от 10.11.2016 № 16/248-ГТС,

при участии:

от заявителя: ФИО1 на основании доверенности от 21.09.2016 № 21,

от ответчика: ФИО2 на основании доверенности от 09.01.2017 № 6,

при ведении  протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола секретарем судебного заседания Чурсиной А.А.,

установил:

акционерное общество «Назаровская ГРЭС» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Енисейскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании недействительными пунктов 3, 4, 5, 14, 15, 16 предписания от 10.11.2016 № 16/248-ГТС.

Заявление принято к производству суда. Определением от 14.02.2017 возбуждено производство по делу.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

На основании приказа № 1178/кр от 26.05.2016 Енисейского Ростехнадзора, в отношении АО «Назаровская ГРЭС» в рамках постоянного государственного надзора проведена проверка в области безопасности гидротехнических сооружений.

По результатам проверки составлен акт проверки № 16/248/1178/2016 от 10.11.2016, обществу выдано предписание № 16/248-ГТС, согласно которому выявлены, в том числе, следующие нарушения:

пункт 3: АО «Назаровская ГРЭС» не подано в уполномоченные органы заявление о согласовании границ охранной зоны с обязательным приложением карты (плана) объекта землеустройства для установления охранных зон, что является нарушением  ст. 2, 7, 8,9, 10, 11, 19 №117-Ф3; п. 5 Постановления Правительства от 06.09.2012 года№ 884 «Об установлении охранных зон для гидроэнергетических объектов»;

пункт 4: не внесены сведения о границах охранной зоны в государственный кадастр недвижимости, что является нарушением  ст. 2, 7, 8, 9, 10, 11, 19 №117-ФЗ; п. 4 Постановления Правительства от 06.09.2012 года№ 884 «Об установлении охранных зон для гидроэнергетических объектов»;

пункт 5: отсутствует разработанный проект с составом и объемом наблюдений за КИА, что является нарушением ст. 2, 7, 8, 9, 10, 11, 19 №117-Ф3; п. 3.1.28. ПТЭЭСиС; п. 1.3, п. 6.5 ГОСТ Р 55260.1.4-2012 «Сооружения ГЭС Гидротехнические. Общие требования по организации и проведению мониторинга»;

пункт 14: на въезде на золоотвал отсутствуют предупреждающие и запрещающие знаки, что является нарушением ст. 2, 7. 8,9, 10, 11, 19 №117-Ф3; п. 4.10.28 ПТЭЭСиС: п. 2.1.18 Правил безопасности при обслуживании гидротехнических сооружений и гидромеханического оборудования энергоснабжающих организаций (РД 153-34.0-03.205-2001), утв. приказом Минэнерго России от 13.04.2001 №113 (далее - ПБ №113);

пункт 15: контрольно-измерительная аппаратура (пьезометр) не имеет четкой маркировки (Фотография №20161108_094315), что является нарушением ст. 2, 7,8,9, 10, 11,19 №117-Ф3; п. 3.1.34 ПТЭЭСиС; п. 7.10.2 СТО 70238424.27.100.048-2009;

пункт 16: местами нарушено антикоррозийное покрытие трубопроводов возврата осветленной воды (видеофайл 20161108_095254), что является нарушением ст. 2, 7, 8, 9, 10, 11,19 №117-Ф3; п. 3.1.46 ПТЭЭСиС; Рабочий чертеж Реконструкция «Сооружения гидрозолоудаления № 1 (золоотвал №1)» Назаровской ГРЭС. Корректировка рабочего проекта. Трубопроводы возврата осветленной воды. Общие данные. Шифр 634-1Д7-НВ.

Полагая, что пункты 3, 4, 5, 14, 15, 16 предписания от 10.11.2016 № 16/248-ГТС противоречат требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», пунктом 6.6. Положения о Федеральной службе по экологическому технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, пунктом 5.7. Положения о Енисейском управлении Федеральной службе по экологическому технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору от 17.12.2012 № 729, Положением о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений, утв. постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1108 «О федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений», оспариваемое предписание выдано должностным лицом уполномоченного федерального органа в пределах его компетенции.

Процедура проведения контрольного мероприятия заявителем не оспаривается, предписание вынесено ответчиком в установленном законом порядке. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Суд полагает, что пункты 3, 4, 5, 14, 15, 16 предписания от 10.11.2016 № 16/248-ГТС соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя на основании следующего.

Оспаривая пункт 3 предписания, заявитель ссылается на то, что Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» в рассматриваемом случае не подлежит применению, поскольку эксплуатируемый обществом объект не является гидротехническим сооружением.

Оценив указанный довод заявителя по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд отклоняет указанный довод заявителя по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Федеральный закон №117-ФЗ) законодательство о безопасности гидротехнических сооружений состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов РФ.

Федеральный закон № 117-ФЗ регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

Согласно статье 8 Федерального закона № 117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании требования о необходимости заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона №117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения.

Согласно ГОСТ 19185-73. Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения: гидроузел – это комплекс ГТС, объединенных по расположению и целям их работы.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»:

Субъекты электроэнергетики – лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение   потребителей,   оказание   услуг   по   передаче   электрической, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.

Объекты электроэнергетики – имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.

Как следует из материалов дела, в состав ГТС системы технического водоснабжения Назаровской ГРЭС входит гидроузел на р. Чулым, включающий в качестве конструктивных элементов левобережную и правобережную земляные плотины, бетонную водосливную плотину, левобережный и правобережный береговые устои, левобережную и правобережную подпорные стены, струенаправляющие дамбы (стр. 26 декларации безопасности от 19.01.2016 г. №1б-16-03(0009)-00-ГРЭС).

Гидроузел на р. Чулым принадлежит на правах собственности Назаровской ГРЭС (стр. 15 декларации безопасности от 19.01.2016 г. № 16-16-03 (0009)-00-ГРЭС).

Гидроузел на р. Чулым предназначен для создания подпора в русле реки для обеспечения забора воды в требуемых количествах при малых расходах реки, а при больших расходах - возможности создания потока теплой воды по реке в обратном направлении, т.е. от плотины к водозабору для охлаждения и перемещения с теплой водой, (стр. 26 декларации безопасности от 19.01.2016 г. №16-16-03(0009)-00-ГРЭС).

Вода из р. Чулым с помощью береговых насосных станций через напорные циркуляционные водоводы подают охлаждающую воду в конденсатор турбин (стр. 28 декларации безопасности от 19.01.2016 г. №16-16-03(0009)-00-ГРЭС).

Таким образом, согласно указанным выше определениям ГТС системы технического водоснабжения Назаровской ГРЭС (в частности гидроузел на р. Чулым) непосредственно участвует в технологическом процессе выработки электроэнергии и является объектом электроэнергетики.

Пунктом 10 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1108 «О федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений», определено, что должностные лица, осуществляющие федеральный государственный надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством РФ.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17.10.2016 г. № 421 утвержден Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Приложением № 5 указанного документа, установлен перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в котором содержится постановление Правительства РФ от 06.09.2012 г. № 884 «Об установлении охранных зон для гидроэнергетических объектов».

Таким образом, ссылка на указанный документ является законной и обоснованной. Енисейское управление Ростехнадзора обязано применять указанный документ в рамках своих полномочий и следить за его исполнением организациями эксплуатирующими ГТС.

Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 № 884 «Об установлении охранных зон для гидроэнергетических объектов» определен порядок установления охранных зон для гидроэнергетических объектов в акваториях водных объектов, включающих в том числе прилегающие к гидроэнергетическим объектам участки водных объектов в верхних и нижних бьефах гидроузлов, на участках береговой полосы (в том числе на участках примыкания к гидроэнергетическим объектам), участках поймы (далее соответственно - охранные зоны, гидроэнергетические объекты), а также устанавливают особые условия водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон.

В силу статьи 2 указанного Постановления к гидроэнергетическим объектам относятся в том числе плотины, здания гидроэлектростанции, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, судоходные шлюзы и судоподъемники, а также иные гидротехнические сооружения в составе гидроузлов (Комплекс ГТС Назаровской ГРЭС в своем составе имеет гидроузел). Для данных объектов предусмотрено установление охранных зон.

Таким образом, отсутствие охранной зоны может повлиять на безопасное функционирование гидротехнических сооружений Назаровской ГРЭС, в связи с чем требование пункта 3 предписания о необходимости ее установления является законным.

Ссылка АО «Назаровская ГРЭС» на Правила установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 года № 1033, судом не принимается, поскольку указанный нормативный акт не регулирует настоящие правоотношения.

Согласно указанным Правилам, охранная зона устанавливается в отношении следующих объектов:

- подземные линейные гидротехнические сооружения (напорные деривационные туннели и др.) в виде части поверхности участка земли, ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими на 30 метров от внешнего края указанного гидротехнического сооружения по обе его стороны на глубину, соответствующую глубине прокладки подземного линейного гидротехнического сооружения;

- резервуары для хранения топлива, береговые насосные станции, объекты промышленных стоков в виде части поверхности участка земли, ограниченной линией, параллельной границе земельного участка, предоставленного для размещения объекта, на расстоянии 10 метров от границы земельного участка.

Комплекс ГТС Назаровской ГРЭС к перечисленным сооружениям не относится. Соответственно, Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 года № 1033 на гидроузел Назаровской ГРЭС не распространяется.

На основании вышеизложенного, охранная зона должна устанавливаться в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 № 884.

Пунктом 4 предписания указано на необходимость устранения нарушения в виде невнесения сведения о границах охранной зоны в государственный кадастр недвижимости.

Оспаривая данный пункт предписания, заявитель ссылается на его неисполнимость, поскольку сведения о границах охранной зоны вносятся в государственный кадастр недвижимости не заявителем, а уполномоченным органом.

Данный довод судом отклонен по следующим основаниям.

Согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ от 06.09.2012 № 884 «Об установлении охранных зон для гидроэнергетических объектов» для согласования границ охранной зоны организация, которая владеет на праве собственности или ином законном основании гидроэнергетическим оборудованием (гидротурбиной) эксплуатируемого (строящегося) гидроэнергетического объекта или которая имеет проектную документацию на проектируемый гидроэнергетический объект, представляет соответственно в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (ее территориальный орган) или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный осуществлять региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, заявление о согласовании границ охранной зоны с обязательным приложением сведений о границах охранной зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, а также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

Исходя из изложенного, в обязанности АО «Назаровская ГРЭС» входит предоставление в уполномоченный орган заявления о согласовании границ охранной зоны с приложением соответствующих документов.

В отсутствии указанного заявления, уполномоченные органы не могут реализовать предписанные им Постановлением Правительства № 884 полномочия. Таким образом, для исполнения данного пункта предписания не имеет значения, каким образом осуществляется процедура внесения сведений о границах охранных зон в государственный кадастр, поскольку без волеизъявления собственника ГТС, указанная процедура невозможна.

Обязанность по согласованию границ охранной зоны лежит на собственнике сооружения, как и обязанность по внесению сведений о границах охранной зоны в кадастр, реализуемая посредством подачи заявления о согласовании в границ охранной зоны.

В пункте 5 предписания в качестве нарушения ответчиком указано на отсутствие разработанного проекта с составом и объемом наблюдений за КИА.

Обязательным требованием оценки безопасности гидротехнического сооружения, согласно статье 3 Федерального закона ФЗ-117, является определение соответствия состояния гидротехнического сооружения и квалификации работников эксплуатирующей организации требованиям к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 8 указанного Федерального закона, обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании, в том числе, таких общих требований как:

- осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение;

- необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.

Статьей 9 Федерального закона № 117 определено, что собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны:

- обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

- систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

- обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения и т.д.

Национальный стандарт ГОСТ Р 55260.1.4-2012 «Сооружения ГЭС Гидротехнические. Общие требования по организации и проведению мониторинга» разработан в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Правила применения указанного стандарта установлены разделом 8.4 ГОСТ Р 1.0-2012 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения».

Указанный национальный стандарт регулирует вопросы безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений, следовательно, является обязательным для применения собственниками и эксплуатирующими организациями ГТС.

Согласно пункту 6.5 ГОСТ Р 55260.1.4-2012 «Сооружения ГЭС Гидротехнические. Общие требования по организации и проведению мониторинга» собственник (эксплуатирующая организация) обеспечивает:

- своевременное оснащение ГТС КИА, предусмотренной проектной документацией, измерительными устройствами и системами, осуществление технического контроля качества монтажа КИА, измерительных устройств и систем, приемку их в эксплуатацию;

- контроль работоспособности КИА;

- оценку достаточности КИА для определения технического состояния сооружений и их отдельных зон.

Оспаривая данный пункт предписания, АО «Назаровской ГРЭС» в подтверждение довода о наличии разработанного проекта с составом и объемом наблюдений за КИА предоставлены следующие документы:

- копия выписки из рабочего проекта «Реконструкция «Сооружения гидрозолоудаления №1 (золоотвал №1)» Назаровской ГРЭС. 5 пусковой комплекс». 5.1 Ограждающие и разделительные дамбы. ОАО «Красноярскгидропроект», шифр 634-1.00-ГРЗ;

- копия выписки из рабочего проекта Ленинградского отделения Теплоэлектропроект 1959 года. Шифр 786845-786846.

- копия выписки из рабочего проекта «Реконструкция золоотвала №1 Назаровской ГРЭС. Том 1 Пояснительная записка. ОАО «Красноярскгидропроект», 2003г. Шифр634-1т;

Вместе с тем представленные АО «Назаровской ГРЭС» документы не отражают сведения об объеме наблюдений (периодичность, вид наблюдений) и составе контрольно-измерительной аппаратуры (количество, вид, наименование). Следовательно, из представленных документов невозможно установить полноту и объем КИА, тем самым не выполняется п. 3.1.28 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ, утверждены приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 №229

Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего дела ответчик пояснил, что нарушение, указанное в пункте 5 предписания, касается как золоотвала № 1, так и гидроузла. Копия выписки из рабочего проекта Ленинградского отделения Теплоэлектропроект 1959 года не содержит сведения об объеме (составе) наблюдений, отсутствует информация о периодичности наблюдений в зависимости от вида наблюдений (визуальный, инструментальный).

Довод заявителя о том, что пункт 5 предписания не исполним, поскольку в графе «срок устранения нарушения» указано АО «Назаровская ГРЭС», суд отклоняет.

В адрес АО «Назаровская ГРЭС» был направлен ответ на возражение (письмо Управления от 12.12.2016 № 2.16-38204/68), в котором ответчик пояснил, что в пункте 5 предписания от 10.11.2016 г. № 16/248-ГТС допущена техническая опечатка в графе «Срок устранения нарушения». Сроком устранения нарушения данного пункта считать - 10.11.2017.

Из содержания предписания следует, что в рассматриваемом случае ответчиком допущена техническая опечатка, не влияющая на выводы о законности данного пункта предписания.

Оспаривая пункты 14, 15, 16 предписания, общество заявляет о превышении ответчиком соответствующих полномочий в связи с невозможностью осуществления проверки в рамках постоянного государственного надзора в отношении золошлакоотвала Назаровской ГРЭС, не имеющего 1 класс опасности.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 117-ФЗ, «О безопасности гидротехнических сооружений», Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 455 «О режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях» к объектам повышенной опасности, в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного надзора, относятся в том числе, ГТС 1 класса опасности.

В ходе рассмотрения настоящего дела ответчик пояснил, что в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.11.2013 № 986, комплекс Назаровской ГРЭС относится к I классу, согласно таблицы 2 «Гидротехнические сооружения гидравлических, гидроаккумулирующих, приливных и тепловых электростанций установленной мощностью» более 1000 МВт.

Кроме того, согласно действующей декларации безопасности комплекса ГТС Назаровской ГРЭС I класса от 19.01.2016 г. № 16-16(03)0009-00-ГРЭС, утвержденной письмом Ростехнадзора от 19.01.2016 №00-04-07/45, установленная мощность энергетического оборудования Назаровской ГРЭС составляет 1308 МВт. Золошлакоотвал Назаровской ГРЭС входит в состав комплекса ГТС Назаровской ГРЭС. Указанный комплекс ГТС является гидротехническим сооружением чрезвычайно высокой опасности, в отношении которого и установлен режим постоянного государственного надзора.

АО «Назаровская ГРЭС» имеет разрешение на эксплуатацию гидротехнических сооружений I класса, выданное Ростехнадзором от 17.03.2016 № 0045-00-ГРЭС Приказом Ростехнадзора.

Согласно «Правил эксплуатации гидротехнических сооружений золоотвала №1» АО «Назаровская ГРЭС», согласованных в Енисейском управлении Ростехнадзора 26.01.2017, в разделе 1 Общие положения для золошлакоотвала установлен I класс ГТС.

На основании изложенного, Золошлакоотвал Назаровской ГРЭС, входящий в комплекс Назаровской ГРЭС, подлежит проверке в рамках осуществления постоянного государственного надзора.

Таким образом, оспариваемые пункты предписания от 10.11.2016 № 16/248-ГТС являются законными и не нарушают прав заявителя. Предписание в указанной части является исполнимым, доказательств обратного заявителем не представлено.

С учетом установленных обстоятельств по делу, суд полагает заявление не подлежащим удовлетворению.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Уплаченная государственная пошлина в размере 3 000 руб. подлежит отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления акционерного общества «Назаровская ГРЭС»отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.  

Судья                                                                                                                                    Е.В. Болуж