АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ | |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
декабря 2018 года | Дело № А33-23638/2018 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 03 декабря 2018 года.
В полном объеме решение изготовлено 10 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Федориной О.Г. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Шнайдер Сергея Львовича (ИНН 246500771846, ОГРН 305246514600151)
к Администрации города Красноярска (ИНН <***>, ОГРН <***>)
об оспаривании постановления от 19.06.2018 № 398 «Об утверждении проекта внесения изменений в проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск», в части,
при участии:
от заявителя: ФИО2, действующей на основании доверенности от 24.10.2018, личность удостоверена паспортом;
от ответчика: ФИО3, действующей на основании доверенности от 17.11.2017 № 04-8414, личность удостоверена паспортом,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В. Пилипенко, с использованием средств системы аудиозаписи,
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Администрации города Красноярска (далее – ответчик):
- об оспаривании постановления от 19.06.2018 № 398 «Об утверждении проекта внесения изменений в проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск», в части установления красных линий в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 24:50:04 00 398:1405, 24:50:0400398:1406, 24:50:0400398:1407 (предыдущий земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400398:87), по адресу: <...> лет Образования СССР в указанных координатах;
- об обязании исключить из проекта улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярска, красные линии, установленные постановлением администрации города Красноярска от 19.06.2018 № 398 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 24:50:04 00 398:1405, 24:50:0400398:1406, 24:50:0400398:1407 (предыдущий земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400398:87), по адресу: <...> лет Образования СССР в указанных координатах.
Определением от 03.09.2018 заявление оставлено судом без движения. Определением от 19.09.2018 заявление принято к производству арбитражного суда.
Суд заслушал объяснения лиц, участвующих в деле, присутствующих в судебном заседании.
Представитель администрации ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительных документов. Представленные ответчиком документы в порядке статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщены судом к материалам дела.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований.
Заявитель поддержал требования, изложенные в заявлении, в полном объеме, ходатайствовал о приобщении дополнительных документов. Представленные заявителем документы в порядке статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщены судом к материалам дела.
Суд исследовал письменные материалы.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
ФИО1 зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером <***>.
10.09.2009 между ФИО4 (продавец) и ФИО1 (покупатель) заключен договор купли-продажи недвижимого имущества (далее по тексту – договор от 10.09.2009), в соответствии с которым покупатель приобретает у продавца в собственность, а продавец передает покупателю земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общая площадь 5000 кв.м., кадастровый номер 24:50:0000000:791, расположенный по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, жилой массив индивидуальной застройки «Нанжуль-Солнечный».
ФИО1 зарегистрировано право собственности на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общая площадь 5000 кв.м., кадастровый номер 24:50:0400398:87, расположенный по адресу: <...> образования СССР, участок 28г.
В соответствии с выпиской из ЕГРП, земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400398:87 (указан в свидетельстве о государственной регистрации права) имел ранее в том числе кадастровый номер 24:50:0000000:791 (указан в договоре от 10.09.2009).
В дальнейшем произошел раздел земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400398:87, в результате которого образовано три земельных участка с кадастровыми номерами 24:50:0400398:1405, 24:50: 0400398:1406, 24:50: 0400398:1407.
На все три земельных участка за ФИО1 зарегистрировано право собственности:
- земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400398:1405, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обслуживание автотранспорта, площадь 2391+/-17 кв.м., адрес местоположения: Красноярский край, пр-т 60 лет образования СССР,
- земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400398:1406, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обслуживание автотранспорта (код -4.9) в части размещения стоянок, площадь 1062+/-11 кв.м., адрес местоположения: Красноярский край, пр-т 60 лет образования СССР,
- земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400398:1407, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обслуживание автотранспорта (код -4.9), площадь 1547+/-14 кв.м., адрес местоположения: Красноярский край, пр-т 60 лет образования СССР.
Постановлением администрации города Красноярска от 25.10.2017 № 689 Управлению архитектуры в целях повышения качества городской среды поручено обеспечить подготовку проекта внесения изменений в проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск.
В рамках исполнения поручения Администрации города Красноярска, подготовлен проект постановления о внесении изменений, опубликовано сообщение о проведении публичных слушаний по проекту, организован доступ к информации, в том числе экспозиция проекта, проведено открытое обсуждение проекта, подготовлено заключение по итогам проведения публичных слушаний.
Постановлением администрации города Красноярска №398 от 19.06.2018 утвержден проект внесения изменений в проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск, утв. постановлением администрации города от 25.12.2015 №833.
Заявитель полагая, что данный проект нарушает его права и законные интересы, а именно: согласно проекту земельные участка принадлежащие заявителю полностью находятся за красными линиями, индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением:
- о признании недействительным постановления от 19.06.2018 № 398 «Об утверждении проекта внесения изменений в проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск», в части установления красных линий в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 24:50:04 00 398:1405, 24:50:0400398:1406, 24:50:0400398:1407 (предыдущий земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400398:87), по адресу: <...> лет Образования СССР в указанных координатах;
- об обязании исключить из проекта улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярска, красные линии, установленные постановлением администрации города Красноярска от 19.06.2018 № 398 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 24:50:04 00 398:1405, 24:50:0400398:1406, 24:50:0400398:1407 (предыдущий земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400398:87), по адресу: <...> лет Образования СССР в указанных координатах.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Возможность признания незаконными решений органов местного самоуправления предусмотрена статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и является способом защиты гражданских прав.
Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 2).
На основании пункта 2 части 1 статьи 29, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к компетенции арбитражных судов относится рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе создающих препятствия для ее осуществления.
При этом, в соответствии изложенным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.07.2013 № 58 подходом, акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении проектов планировки и проектов межевания территории, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории (охранных, защитных зон), о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд не содержат норм права и не устанавливают правил поведения, а представляют собой акты применения к земельным участкам (землям) в границах определяемой соответствующим актом территории специального правового режима, предусмотренного законом или иным нормативным правовым актом. По своей юридической природе такие акты не являются нормативными правовыми актами и могут быть оспорены по правилам главы 24 АПК РФ.
На основании изложенного, поскольку оспариваемое в рамках настоящего дела постановление имеет все вышеперечисленные признаки и касается правового режима земельных участков коммерческого назначения, принадлежащих заявителю, зарегистрированному в качетве индивидуального предпринимателя, суд пришел к выводу, что постановление от 19.06.2018 № 398 «Об утверждении проекта внесения изменений в проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск» отвечает признакам ненормативного правового акта и затрагиваем права и законные интересы субъекта предпринимательской деятельности, в связи с чем на основании части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть оспорен в судебном порядке. Административным органом доводов об обратном не приведено, возражений против рассмотрения спора по существу арбитражным судом не заявлено.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регулируется главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из содержания статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Статья 1 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет местное самоуправление в Российской Федерации как форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Пункт 26 части 1 статьи 16 названного закона предусматривает, что к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами) и пр. Организация благоустройства территории городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них являются вопросами местного значения городского округа в соответствии с пунктами 5, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 26 статьи 7 Устава города Красноярска (принят Решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 N В-62) к вопросам местного значение отнесено утверждение генеральных планов города, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов города документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории города, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования города, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах города для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах города, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Следовательно, постановление Администрации города Красноярска о внесении изменений в проект планировки улично-дорожной сети и территории общественного пользования муниципального округа принято в рамках реализации публичные полномочия органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Часть 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) предусматривает, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Пунктом 1 статьи 37 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрено, что местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Часть 1 статьи 44 Устава города Красноярска (принят Решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 N В-62) предусматривает, что администрация города Красноярска является исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов городского значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления федеральными законами и законами края.
На основании изложенного, оспариваемый в части акт принят уполномоченным органом местного самоуправления в рамках предоставленных ему полномочий. Доводов об обратном заявителем не приведено.
Предметом оспаривания является внесение изменений в проект планировки улично-дорожной сети города Красноярска в части изменения места расположения красных линий в границах земельных участков, принадлежащих заявителю.
Как следует из материалов дела и лицами, участвующими в деле, не оспаривается ФИО1 является собственником следующих земельных участков:
- земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400398:1405, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обслуживание автотранспорта, площадь 2391+/-17 кв.м., адрес местоположения: Красноярский край, пр-т 60 лет образования СССР,
- земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400398:1406, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обслуживание автотранспорта (код -4.9) в части размещения стоянок, площадь 1062+/-11 кв.м., адрес местоположения: Красноярский край, пр-т 60 лет образования СССР,
- земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400398:1407, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обслуживание автотранспорта (код -4.9), площадь 1547+/-14 кв.м., адрес местоположения: Красноярский край, пр-т 60 лет образования СССР.
Согласно утвержденного проекта внесения изменений в проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск, земельные участки принадлежащие заявителю находятся частично в границах красных линий.
Таким образом, суд признает обоснованным доводы заявителя о наличии у него заинтересованности в обжаловании рассматриваемого постановления Администрации города Красноярска о внесении изменений в проект планировки улично-дорожной сути и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск.
Утверждение проекта планировки территории является частью процесса территориального планирования.
Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения) регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ).
Согласно положениям статьи 1 ГрК РФ под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Исходя из анализа положений ГрК РФ основным документом территориального планирования является генеральный план.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения (часть 3 статьи 9 ГрК РФ).
В соответствии с положениями части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
При этом согласно положениям части 5 статьи 23 ГрК РФ на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются: 1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; б) автомобильные дороги местного значения; в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; 2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).
Реализация генерального плана осуществляется путем:
1) подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования;
2) принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую;
3) создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории (часть 1 статьи 26 ГрК РФ).
В целях создания условий для планировки территорий на основании генерального плана разрабатывается правила землепользования и застройки (статья 30 ГрК РФ). При этом правила землепользования и застройки представляет собой документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (статья 1 ГрК РФ).
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации (часть 9 статьи 31 ГрК РФ).
В целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства осуществляется подготовка документации по планировке территории. При этом видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории (статья 41 ГрК РФ).
Документы по планировке территорий (проект планирования и проект межевания) разрабатывается на основании документов территориального планирования (генерального плана) и определенных в правилах землепользования и застройки условий планирования территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
В состав основной части проекта планировки в числе прочего входят:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии. Порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства;
б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры;
в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства;
Порядок подготовки проекта планировки регулируется нормами статей 45, 46 ГрК РФ. Согласно требованиям статьи 45 названного кодекса Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи.
Уполномоченные органы местного самоуправления муниципального района принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений и (или) межселенной территории в границах муниципального района, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 3.2, 4.1, 4.2 настоящей статьи.
Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
(часть 10 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ)
В случае, если решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района, подготовка указанной документации должна осуществляться в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципального района.
Особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территориям поселения, городского округа устанавливаются статьей 46 настоящего Кодекса.
В частности, согласно требованиям статьи 46 ГрК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа направляет соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Подготовка документации по планировке межселенных территорий осуществляется на основании решения органа местного самоуправления муниципального района в соответствии с требованиями настоящей статьи.
Исходя из материалов дела, решение о подготовке проекта внесения изменений в прокт планировки территории городского округа принято Администрацией города Красноярска на основании предложений Управления архитектуры администрации города, физических и юридических лиц, в целях повышения качества городской среды.
Принято решение опубликовано в порядке установленном для публикации актов органа местного самоуправления. Также опубликовано информационное сообщение о проведении публичных слушаний по проекту изменений в проект планировки улично-дорожной сути и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск в срок с 04.04.2018 по 04.05.2018. Также в сообщении указано, что открытое обсуждение проекта состоится 17.04.2018 в 18 час. 00 мин. в актовом зале администрации Советского района по адресу: <...>. Также в сообщении указан место и способы ознакомления с материалами проекта, адрес и сроки предоставления письменных предложений и замечаний по проекту.
04.05.2018 заместителем руководителя управления архитектуры города Красноярска составлено заключение о результатах публичных слушаний по проекту изменений в проект планировки улично-дорожной сути и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск, в соответствии с которым комиссия рекомендовала отклонить проект и направить его на доработку.
Письмом от 25.04.2018 №2122 администрацией в адрес АО «ТГИ «Красноярскгражданпроект» (лицо, осуществляющее подготовку проекта внесения изменений в проект планировки на основании муниципального контракта от 09.02.2018 №1-арх) направлены предложения и замечания по проекту, поступившие в рамках проведения публичных слушаний.
В муниципальной газете города Красноярска «Городские новости» (№76(3685) от 27.06.2018) опубликовано постановление от 19.06.2018 № 398 «Об утверждении проекта внесения изменений в проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск» (в полном объеме, с графической частью в виде карт).
Рассмотрев представленные документы, суд не усматривает нарушения установленного ГрК РФ требований к процедуре подготовки и утверждения проектов планировки территории городского округа. Доводов о нарушении указанно процедуры заявителем не приведено.
Обращаясь с заявлением об оспаривании постановления Администрации в части внесения изменений в проект планировки и отображения красных линий в границах принадлежащего заявителю на праве собственности земельного участка предпринимателем приведены доводы о нарушении его прав как хозяйствующего субъекта на свободное распоряжение и использование земельного участка в соответствии с существующим на момент приобретения права собственности правовым режимом, в том числе видами разрешенного использования и застройки.
Вместе с тем, указанные доводы не могут быть признаны достаточным основанием для признания недействительным проекта планировки городского округа в связи со следующим.
В соответствии с положениями статьи 1 ГрК РФ территориальное планирование – это планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Исходя их положений части 5 статьи 23 ГрК РФ на документах территориального планирования (в том числе на генеральном плане поселения) отображаются также планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием местоположения линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).
Как уже указывалось выше, в силу статьей 26, 41, 42 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка проектов планировки территории осуществляется, в том числе, для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. На картах территориального планирования отображаются планируемые для размещения объекты федерального, регионального и местного значения. Основная часть проекта планировки территории включает в себя красные линии. Порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительств
В спорный период действовала разработанная в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области регулирования градостроительной деятельности Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертиз и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя РФ от 29 октября 2002 года N 150 (далее - Инструкция).
Согласно пункту 3.2.1, 3.2.2 Инструкции, проект планировки - градостроительная документация, разрабатываемая для частей территорий поселений. В составе проекта планировки может разрабатываться проект межевания территорий.
Графические материалы проекта планировки разрабатываются в масштабе 1:2000 или 1:1000 и включают:
- план красных линий (основной чертеж);
- разбивочный чертеж красных линий;
На плане современного использования территории (опорном плане) показываются: существующая застройка с характеристикой зданий и сооружений по назначению, этажности и капитальности; границы землевладений и землепользований; планировочные ограничения, границы охраняемых территорий; источники загрязнения среды и санитарно-защитные зоны; уличная сеть с указанием типов покрытия проезжих частей; транспортные сооружения; сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры; границы территорий по формам собственности; границы отвода участков под все виды строительства и благоустройства; действующие и проектируемые красные линии, линии регулирования застройки.
Красные линии являются обязательными положениями проекта планировки. Утвержденный проект планировки является основой для выноса в натуру (на местность) красных линий.
Названная инструкция утратила силу в связи с изданием Приказа Минстроя России от 19.06.2018 N 354/пр, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 13.07.2018). Таким образом, на момент вынесения оспариваемого постановления от 19.06.2018, названная инструкция отменена не была, действовала в полном объеме.
Кроме того, Порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов разработан и утвержден Приказом Минстроя России от 25.04.2017 N 742/пр.
Порядок № 742/пр определяет правила установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
В частности, Порядком № 742/пр определено, что красные линии, обозначающие границы территорий, предназначенных для строительства, реконструкции линейных объектов, устанавливаются по границам зон планируемого размещения линейных объектов. На чертеже проекта планировки территории отображаются существующие (ранее установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации), устанавливаемые и отменяемые красные линии, а также характерные точки красных линий, в том числе точки начала и окончания красных линий, точки изменения описания красных линий (поворотные точки), пояснительные надписи, в том числе вид линейного объекта. Красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории или в случае, предусмотренном пунктом 1.9 настоящего Порядка, со дня утверждения проекта межевания территории.
Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.
Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30 утв. «РДС 30-201-98. Система нормативных документов в строительстве. Руководящий документ системы. Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации» (далее по тексту - РДС 30-201-98.).
Пункт 3.8 предусматривает, что РДС 30-201-98. красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету:
- в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей;
- в проектах инженерно-транспортных коммуникаций;
- при инвентаризации земель в поселениях;
- при установлении границ землепользований;
- в проектах землеустройства;
- в проектах межевания территорий;
- при установлении границ территориальных зон в поселениях;
- в земельном и градостроительном кадастрах;
- на планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право пользования, владения.
Проект планировки территории, исходя из ранее приведенных норм градостроительного законодательства, не может составляться произвольно, а является документом, принимаемым в целях реализации документов территориального планирования (к которым в соответствии с положениями статьи 18 ГрК РФ к которым относится также генеральный план городского округа). Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (часть 3 статьи 9 ГрК РФ).
При этом, генеральный план является приоритетным документом, определяющим направления развития территорий. Из системного толкования положений части 3 статьи 9, частей 9, 10 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 34, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса следует, что законом установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.
Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначение территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.
Исходя из системного толкования положений части 3 статьи 9, частей 9, 10 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 34, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса следует, что указанным законом установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
Данный вывод корреспондирует позиции, отраженной в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2017 N 307-КГ16-18929, от 22.05.2017 № 56-АПГ17-7, апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.05.2017 N 56-АПГ17-1, а также в пункте 18 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации №4 (2017), утв. Президиумом Верховного суда РФ 15.11.2017, а также отражено в определении Верховного суда Российской Федерации от 03.10.2017 по делу №307-КГ17-5121.
Исходя письменного отзыва администрации, в рассматриваемом случае изменения в проект планировки разработаны именно в целях их приведения в соответствия с документами территориального планирования и обеспечения реализации положений Генерального плана городского округа город Красноярск (утв. решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 №7-107), а также Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск (утр. Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 №В-122).
Приведенные доводы Администрации подтверждены содержание генерального плана, предусматривающим создание в спорной части территории магистральной улицы районного значения. При этом, в материалы дела представлено обоснование разработки проекта внесения изменений в проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск, в соответствии с которым, изменения вносятся по инициативе управления архитектуры города Красноярска, а также поступивших предложений физических и юридических лиц. Подготовка и утверждение проекта позволят устранить препятствия по использованию земельных участков, находящихся в пользовании физических и юридических лиц (обратившихся с предложениями), а также позволит устранить технические погрешности проекта, урегулировать вопросы размещения объектов транспортной инфраструктуры за пределами красных линий.
В соответствии с Генеральным планом городского округа город Красноярск (утв. решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 №7-107) рассматриваемый земельные участки частично расположены в границах автодороги по ул. 60 лет образования СССР, которая является магистральной улицей районного значения.
При этом в материалы дела представлены сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0400398:1405, 24:50: 0400398:1406, 24:50: 0400398:1407.
Части 1-3 статьи 56 ГрК РФ предусматривают, что информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем). Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
Сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа (часть 8 статьи 56 ГрК РФ).
Исходя из представленных сведений из ИСОГД, все три земельных участка относятся к функциональной зоне – зона транспортной инфраструктуры и относятся к зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ).
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 №В-122 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск.
В соответствии с положениями частей 1, 2 и 3 статьи 32 Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск зоны территорий объектов автомобильного транспорта включают в себя участки территории города, предназначенные для размещения объектов автомобильного транспорта и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов таких объектов, установления полос отвода автомобильных дорог, а также размещения объектов дорожного сервиса при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности дорожного движения.
При этом основные виды разрешенного использования: 1) автомобильный транспорт (код - 7.2); 2) земельные участки (территории) общего пользования (код - 12.0); 3) обслуживание автотранспорта (код - 4.9); 4) коммунальное обслуживание (код - 3.1); 5) объекты гаражного назначения (код - 2.7.1). Условно разрешенные виды использования: 1) связь (код - 6.8), за исключением антенных полей; 2) объекты придорожного сервиса (код - 4.9.1).
Исходя из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0400398:1405, 24:50: 0400398:1406, 24:50: 0400398:1407 в соответствии с генеральным планом находятся в зоне общего пользования в границах коридор красных линий. При этом, частично, рассматриваемые земельные участки расположены в границах автодороги по ул. 60 лет образования СССР, которая является магистральной улицей районного значения, категория которой определена генеральным планом.
Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр, в целях повышения уровня безопасности людей в зданиях и сооружениях и сохранности материальных ценностей в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", выполнения требований федеральных законов от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" утвержден «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (далее по тексту - СП 42.13330.2016).
В соответствии с СП 42.13330.2016 ширина магистральных улиц принимается от 40 до 100 метров. Кроме того, определены расчетные параметры магистральных улиц районного значения, где ширина полосы движения составляет 3,25-3,75 метров, число полос движения от 2 до 4 и ширина пешеходной части тротуара - 2,25 метров. Ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно-гигиенических требований.
Постановлением администрации города от 25.12.2015 № 833 утвержден проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск (далее - Проект УДС). Проектом УДС определяются красные линии для обозначения границ территорий общего пользования, границ земельных участков, на которых предполагается размещение (реконструкция) линейных объектов: улично-дорожной сети, мостовых переходов, пешеходных переходов, путепроводов, объектов инженерной инфраструктуры, элементов обустройства улично-дорожной сети, площадей, скверов, бульваров, парков, лесопарков и других территорий общественного пользования.
В соответствии с Проектом УДС, ширина коридора красных линий ул. 60 лет образования СССР с учетом определенного Проектом УДС поперечного профиля составляет 50 метров. При этом в целях увеличения расчетной скорости движения транспорта и обеспечения безопасности дорожного движения, проектом УДС предусмотрено размещение дублера вдоль существующей автодороги на протяжении от ул. Ерофеевская до ул. Гриболевской, в том числе на частях испрашиваемых земельных участков.
При этом согласно информационной записки Управления архитектуры администрации, представленной по запросу Администрации в целях разрешения вопросов, возникших при рассмотрении настоящего дела, чтобы исключить рассматриваемые земельные участки, принадлежащие заявителю, из Проекта УДС потребуется изменение траектории основной проезжей части, исключение дублера и ширины автомагистрали на 20-30 метров, что является нарушением решений принятых Проектом УДС, технических регламентов, норм градостроительного проектирования и перспективных расчётных показателей транспортной пропускной способности.
Таким образом, исходя из представленных доказательств, материалами дела подтверждается наличие необходимости и обоснованности внесения изменений в проект планировки лично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск. При этом, внесение таких изменений соответствует как генеральному плану городского округа город Красноярск, так и Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск. Более того, вносимые изменения в проект не нарушают документов территориального планирования, направлены на приведение документации по планировки территории в соответствие с утвержденными ранее документами территориального планирования, реализацию положений генерального плана города Красноярска.
В такой ситуации само по себе наличие уже сформированных земельных участков не препятствует приведению документов по планировке территории в соответствие с документами территориального планирования, в том числе, путем установления и изменений красных линий в границах территории сформированных земельных участков. Аналогичный правовой подход нашел свое отражение в судебной практике и содержится, например, в определениях Верховного суда Российской Федерации от 25.05.2017 №308-КГ17-2697, от 20.11.2017 №297-ПЭК17.
С учетом изложенного подлежат отклонению доводы, о том, что красные линии установлена без учета существующего землепользования, не соответствуют виду фактического использования земельного участка, не учитывают границы фактически сформированных и находящихся в частной собственности земельных участков, а равно планируемого собственником земельного участка строительства.
Правовое регулирование градостроительной деятельности, осуществляемое в целях устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2 Градостроительного кодекса) предусматривает необходимость соотнесения законных интересов лиц, основанных, в том числе на существующем землепользовании, и интересов публичных образований, возникающих в ходе принятия градостроительных решений, обеспечивающих потребности общества в целом (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса).
Данный подход конкретизирован в части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса, согласно которому границы территориальных зон устанавливаются с учетом как функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, так и сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Кроме того, должна учитываться возможность сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков.
Вместе с тем безусловного сохранения правового режима существующего землепользования для земельных участков, чей вид разрешенного использования не соответствует градостроительному регламенту, названной нормой не предусмотрено. Согласование частных и публичных интересов обеспечивается возможностью эксплуатации таких земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 Градостроительного кодекса).
Соответствующий правовой подход нашел отражение также и в практике Верховного Суда Российской Федерации, в частности выражен в Определении от 03.08.2017 № 11-АПГ17-14.
Задача органов муниципальных образований состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов. Ограничительные меры должны быть соразмерными преследуемой законной цели, то есть отвечать настоятельной общественной потребности и не превышать грань необходимого для достижения этой цели, должна существовать разумная пропорциональность между используемыми средствами и целью, которую государство стремится реализовать посредством любой меры, лишающей человека его имущества или контроля за его использованием.
Частные интересы землепользователя обеспечиваются возможностью исходя из положений части 8 статьи 36 ГрК РФ и части 4 статьи 85 Земельного кодекса, в случае изменения градостроительного регламента земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, в которых использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
Аналогичный правовой подход отражен в Апелляционном определении Верховного Суда РФ от 06.04.2017 N 32-АПГ17-1, пункте 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018
В рассматриваемом случае обстоятельства наличия публичного интереса установления в данном месте красных линий ранее описан по тексту решения и состоит в том, что в соответствии с документами территориального планирования, земельные участки расположены в границах автодороги по ул. 60 лет образования СССР, которая является магистральной улицей районного значения, категория которой определена генеральным планом.
При оспаривании проекта планировки в части установления красных линий в границах принадлежащих предпринимателю земельных участков, заявителем также приведена ссылка на возможное принудительное изъятие у него соответствующих участков.
Положения статьи 45 ГрК РФ предусматривает возможность последующего принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в случае, если проектом планировки территории предусматривается размещение на них объектов государственного или муниципального значения. При этом часть 12.6 статьи 45 ГрК РФ предусматривает, что проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение трех лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В ходе судебного разбирательства по настоящему делу заявителем фактически приведено два довода, связанных с изъятием у него земельных участков.
Во-первых заявителем указано на то, что его права могут быть нарушение, поскольку рассматриваемое изменений проекта планировки и установление красных линий приведет к изъятию из его собственности земельных участков. Однако возможно или невозможность изъятия у заявителя земельных участков для государственных или муниципальных нужд, во-первых, не входит в предмет рассмотрения в рамках настоящего спора, а во-вторых, процедура такого изъятия регламентирована действующим законодательством, в том числе обеспечивающим соблюдение прав и законных интересов лица, у которого земельный участок изымается.
Согласно Конституции Российской Федерации любое ограничение прав и свобод человека и гражданина может иметь место на основании федерального закона только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55 Конституции РФ). Ограничения права собственности, имущественных прав должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерны конституционно значимым целям защиты соответствующих прав и законных интересов и основываться на законе. каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, часть 2); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Кроме того заявителем указан довод и о невозможности изъятия у него земельных участков со ссылкой на письмо департамента градостроительства администрации города Красноярска от 09.08.2018, в соответствии с которым реализация инвестиционных проектов на территории города Красноярска проводится в рамках адресной инвестиционной программы, которая в свою очередь является приложением к решению Красноярского городского Совета депутатов «О бюджете города». По мнению заявителя, данное письмо свидетельствует о том, что выкуп земельных участков не планируется, ввиду того, что в бюджете города такие расходы не предусмотрены.
Однако данный довод отклоняется судом на основании следующего. Часть 11 статьи 48 ГрК РФ предусматривает, что подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации), результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории) в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
При этом, проектная документация и прохождение экспертизы проектной документации являются обязательными условиями для получения разрешения на строительство, в соответствии с положениями действующего законодательства.
Таким образом, до утверждения проекта планировки отсутствовали правовые основания для выделения бюджетных денежных средств на строительство самой дороги и средств на расходы по изъятию земельных участков. Данные обстоятельства подтверждают тот факт, что в бюджет на 2018 год названные заявителем расходы включены быть не могли.
Статья 1 Закона Красноярского края от 18.12.2008 N 7-2617 «О бюджетном процессе в Красноярском крае» предусматривает, что правовую основу бюджетного устройства и бюджетного процесса в Красноярском крае составляют Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Красноярского края, настоящий Закон, иные нормативные правовые акты Красноярского края, регулирующие бюджетные правоотношения. Законы Красноярского края, регулирующие бюджетные правоотношения, должны соответствовать федеральному законодательству и настоящему Закону. В случае противоречия настоящему Закону иного закона Красноярского края в части бюджетных правоотношений применяется настоящий Закон. Части 1 и 2 статьи 28 Закона Красноярского края от 18.12.2008 N 7-2617 «О бюджетном процессе в Красноярском крае» предусматривает, что правительство края разрабатывает и представляет в Законодательное Собрание края проекты законов края о внесении изменений в закон края о краевом бюджете на текущий финансовый год и плановый период по всем вопросам, являющимся предметом правового регулирования указанного закона. Проект закона края о внесении изменений в закон края о краевом бюджете на текущий финансовый год и плановый период рассматривается Законодательным Собранием края в течение 30 рабочих дней в двух чтениях со дня его внесения.
Таким образом, в бюджет муниципального образования могут вноситься изменения.
Рассматриваемые изменения в проект планировки улично-дорожной сети были внесены только 19.06.2018. Возможность разработки проектной документации и строительства линейного объекта местного значения, а равно внесения необходимых изменений в бюджет в настоящее время не утрачена.
Учитывая изложенное, арбитражный суд приходит к выводу, что постановление от 19.06.2018 № 398 «Об утверждении проекта внесения изменений в проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск» в оспариваемой части соответствует нормам действующего законодательства, прав и законных интересов предпринимателя само по себе не нарушает. При этом администраций в рамках рассмотрения настоящего дела доказано наличие необходимости установления границ красных линий непосредственно в рассматриваемых координатах наличие соответствующего публичного интереса, а заявителем не представлено доказательств нарушения необходимого балансамежду общественными интересами и его имущественными правами непосредственно в результате принятия оспариваемого постановления.
Часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
Часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Индивидуальный предприниматель при обращении в арбитражный суд оплатил государственную пошлину в размере 3 000 рублей, что подтверждается платежным поручением от 14.08.2018 №84.
Учитывая результат рассмотрения дела, судебные расходы на оплату государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 174, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления отказать.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | О.Г. Федорина |