АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ноября 2016 года | Дело № А33-23648/2016 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 10 ноября 2016 года.
В полном объёме решение изготовлено 17 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Бычковой Л.К. , рассмотрев в предварительном и судебном заседании дело по иску закрытого акционерного общества "Фирма"Культбытстрой" (ИНН 2464000780, ОГРН 1022402298918, г. Красноярск),
к муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление капитального строительства" (ИНН <***> , ОГРН <***>, г. Красноярск),
о взыскании задолженности,
в присутствии:
от истца: ФИО1, представитель по доверенности от 01.03.2014, личность удостоверена паспортом,
от ответчика: ФИО2, представитель по доверенности от 23.09.2016 № 5248, личность удостоверена паспортом,
при ведении протокола предварительного и судебного заседания секретарем судебного заседания Новиковой Д.С.,
установил:
закрытое акционерное общество "Фирма"Культбытстрой" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление капитального строительства" о взыскании задолженности в размере 3 644 736 руб. 80 коп.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 20.10.2016 возбуждено производство по делу.
Представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика пояснил, что признает необходимость выполнения дополнительных работ для завершения строительства спорного объекта.
Представители сторон пояснили, что не возражают против перехода из предварительного судебного заседания в судебное заседание.
Исследовав в предварительном судебном заседании представленные доказательства, арбитражный суд пришел к выводу о завершении предварительного судебного заседания и возможности продолжения рассмотрения данного дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.
В силу статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству», суд завершил предварительное судебное заседание и продолжил рассмотрение дела в стадии судебного разбирательства.
Представитель истца заявил ходатайство об отнесении судебных расходов по оплате государственной пошлины на сторону истца.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Между муниципальным казенным учреждением города Красноярска "Управление капитального строительства" (далее – заказчик) и закрытым акционерным обществом "Фирма"Культбытстрой" (далее – подрядчик) заключен муниципальный контракт № 58 на выполнение работ по строительству объекта «Детский сад по ул. Глинки» в г. Красноярске от 24.04.2015.
Согласно пункту 1.1. предметом контракта является выполнение работ по строительству объекта «Детский сад по ул. Глинки» в г. Красноярске.
Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по строительству объекта «Детский сад по ул. Глинки» в г. Красноярске, а Заказчик обязуется принять и оплатить указанные работы по условиям настоящего контракта (пункт 1.2.).
Объем и содержание работ определяются проектом (пункт 1.3.).
В соответствии с пунктом 2.1. цена по настоящему контракту установлена на основании протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от «10» апреля 2015 г. и сметного расчета стоимости строительства (приложение №1 к муниципальному контракту, которое является его неотъемлемой частью) и составляет 148 791 951 (сто сорок восемь миллионов семьсот девяносто одна тысяча девятьсот пятьдесят один) рубль 32 коп., в т. ч. НДС- 22 697 077 (двадцать два миллиона шестьсот девяносто семь тысяч семьдесят семь) рублей 32 коп.
В силу пункта 2.3. цена муниципального контракта, является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев, перечисленных в п. 11.1 настоящего контракта.
Согласно пункту 2.4. оплата за выполненные работы осуществляется Заказчиком по безналичному расчету, на основании актов выполненных работ по форме КС-2, КС-3, подписанных обеими сторонами, с приложением исполнительной документации на выполненные работы и счет - фактуры.
Оплата выполненных работ производится за счет средств бюджета 2015-2017 годов, в пределах лимита соответствующего финансового года, с возможной отсрочкой платежа, но не позднее 16.12.2017 г.
Оплата в 2015 году производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в пределах лимита 2015 года с момента подписания сторонами форм КС-2, КС-3, с возможной отсрочкой платежа, но не позднее 31.12.2015г.
Оплата в 2016 году производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в пределах лимита 2016 года, с возможной отсрочкой платежа, но не позднее 31.12.2016г.
Оплата в 2017 году производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в пределах лимита 2017 года, с возможной отсрочкой платежа, но не позднее 16.12.2017г.
Пунктом 3.1. установлено, что срок выполнения работ по настоящему контракту:
- срок начала выполнения работ - с момента заключения контракта;
- срок завершения выполнения работ: до «01» декабря 2015 года.
Согласно пункту 10.1 в случае возникновения споров и разногласий по настоящему контракту и в связи с ними стороны примут меры к их разрешению путем переговоров.
Если стороны не придут к согласию, то споры подлежат разрешению в соответствии с действующим законодательством РФ в Арбитражном суде Красноярского края (пункт 10.2.)
Пунктом 13.1. установлено, что контракт вступает в силу с момента заключения и действует до 31.12.2017 года.
Дополнительным соглашением № 70 от 22.05.2015 стороны изменили пункт
2.1 контракта, изложив в следующей редакции:
«Цена по настоящему контракту установлена на основании протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от «10» апреля 2015 г. и сметного расчета стоимости строительства (приложение №1 к муниципальному контракту, которое является его неотъемлемой частью) и составляет 148 791951 (сто сорок восемь миллионов семьсот девяносто одна тысяча девятьсот пятьдесят один) рубль 32 коп., в т. ч. НДС- 22 697 077(двадцать два миллиона шестьсот девяносто семь тысяч семьдесят семь) рублей 32 коп., с освоением средств:
- 2015 год - 82 210 000 (восемьдесят два миллиона двести десять тысяч) руб. 00 коп., в т. ч. НДС-12 540 508 (двенадцать миллионов пятьсот сорок тысяч пятьсот восемь) руб. 47 коп., в том числе;
- 2 210 000 (два миллиона двести десять тысяч) руб. 00 коп., в т. ч НДС- 337 118 (триста тридцать семь тысяч сто восемнадцать) руб. 64 коп. - за счет средств бюджета города ;
-80 000 000 (восемьдесят миллионов) руб., 00 коп., в т. ч НДС - 12 203 389 (двенадцать миллионов двести три тысячи триста восемьдесят девять) руб. 83 коп. - за счет средств краевой субсидии в рамках ГП «Развитие образования».
- 2016 год - 66 581 951 (шестьдесят шесть миллионов пятьсот восемьдесят одна тысяча девятьсот пятьдесят один) руб. 32 коп, в т. ч. НДС-10 156 568 ( десять миллионов сто пятьдесят шесть тысяч пятьсот шестьдесят восемь) 85 коп. - за счет средств бюджета города.»
Дополнительным соглашением № 187 от 11.12.2015 стороны изменили пункт
2.1 контракта, изложив в следующей редакции:
«Цена по настоящему контракту установлена на основании протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от «10» апреля 2015 г. и сметного расчета стоимости строительства (приложение №1 к муниципальному контракту, которое является его неотъемлемой частью) и составляет 148 791 951 (сто сорок восемь миллионов семьсот девяносто одна тысяча девятьсот пятьдесят один ) рубль 32 коп., в т. ч. НДС- 22 697 077(двадцать два миллиона шестьсот девяносто семь тысяч семьдесят семь) рублей 32 коп., с освоением средств:
-2015 год - 82 230 000,00 (восемьдесят два миллиона двести тридцать тысяч) руб. 00 коп., в т. ч. НДС - 12 543 559 (двенадцать миллионов пятьсот сорок три тысячи пятьсот пятьдесят девять) руб. 32 коп., в том числе;
-2 230 000 (два миллиона двести тридцать тысяч) руб. 00 коп., в т.ч НДС- 340 169 (триста сорок тысяч сто шестьдесят девять) руб. 49коп. - за счет средств бюджета города ;
- 80 000 000 (восемьдесят миллионов) руб., 00 коп., в т.ч НДС - 12 203 389 (двенадцать миллионов двести три тысячи триста восемьдесят девять) руб. 83 коп. - за счет средств краевой субсидии в рамках ГП «Развитие образования».
- 2016 год - 66 561 951 (шестьдесят шесть миллионов пятьсот шестьдесят одна тысяча девятьсот пятьдесят один ) руб. 32 копеек, в т.ч. НДС -10 153 518 (десять миллионов сто пятьдесят три тысячи пятьсот восемнадцать ) руб. 00 коп.»
Дополнительным соглашением № 196 от 16.12.2015 договорились о нижеследующем:
« Приложение №1 к муниципальному контракту № 58 от 24.04.2015г. изменить и читать в редакции согласно приложению №1 к настоящему дополнительному соглашению.»
Работы, предусмотренные указанным контрактом, истцом выполнены и ответчиком оплачены в полном объеме, что не оспаривается сторонами.
Из искового заявления и пояснений сторон следует, что в ходе выполнения работ в рамках спорного контракта выявилась необходимость выполнения дополнительных работ,
не предусмотренных технической документацией спорного муниципального контракта.
Письмами (исх. 531 от 26.10.2016, № 584 от 23.09.2003.11.2015, № 598 от 10.11.2015) подрядчик уведомил заказчика о приостановлении выполнения работ по муниципальному контракту № 58 на выполнение работ по строительству объекта «Детский сад по ул. Глинки» в г. Красноярске, до принятия решения заказчиком о проведении дополнительных работ.
Письмом № 7388 от 16.11.2016 заказчик просит подрядчика выполнить дополнительные работы при строительстве объекта «Детский сад по ул. Глинки».
В актах №№ 1, 2,3,4,5,6,11,12,14,25,24 от 23.11.2015 (представлены в материалы дела) заказчик и подрядчик с участием проектной организации согласовали виды необходимых дополнительных работ и их объем.
На дополнительные работы, сторонами контракта согласованы локальные сметные расчеты, содержащие виды, объемы и стоимость дополнительных работ: ЛСР № 02-01 -07дЗ на сумму 385 917, 82 рублей; ЛСР № 02-01-08д2 на сумму 94 938,08 рублей; ЛСР № 13-01 на сумму 350 519,00 рублей; ЛСР № 13-01-1 на сумму 74 099,28 рублей; ЛСР № 02-01-07д2 на сумму 46 563,98 рублей; ЛСР № 02-01-04д2 на сумму 15 688,10 рублей; ЛСР № 05-01 д2 на сумму 36 065,52 рублей; ЛСР № 02-01 -06д2 на сумму 20 465,92 рублей; ЛСР № 02-01-05д2 на сумму 347 055,70 рублей; ЛСР № 04-02д2 на сумму 16 643,90 рублей; ЛСР № 06-02дЗ на сумму 45 859,52 рублей; ЛСР № 06-02д2 на сумму 414 753,48 рублей; ЛСР № 06-01дЗ на сумму 760 970, 20 рублей; ЛСР № 06-01дЗ на сумму 16 540,06 рублей; ЛСР № 06-01д2 на сумму 608 652,26 рублей; ЛСР № 06-03дЗ на сумму 30 606,84 рублей; ЛСР № 06-03д4 на сумму 248 100,90 рублей; ЛСР № 06-06-дЗ на сумму 71 051,34 рублей; ЛСР № 02-01-03д2 на сумму 39 145,32 рублей; ЛСР № 07-05д2 на сумму 21 099,58 рублей.
В подтверждение факта надлежащего выполнения дополнительных работ приняты заказчиком в полном объеме, что подтверждается актами о приемке выполненных работ КС-2 № 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20 от 30.11.2016 на общую сумму 3 644 736, 80 рублей, подписаны без замечаний, ответчиком не оспариваются.
В судебном заседании представитель ответчика представил пояснения, согласно которым, признает необходимость выполнения дополнительных работ для завершения строительства спорного объекта.
Ссылаясь на неоплату ответчиком дополнительных работ, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании 3 644 736 руб. 80 коп. задолженности.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Заключенный сторонами государственный контракт № 58 от 24.04.2015. по своей правовой природе является договором строительного подряда, правоотношения сторон в рамках его исполнения регламентированы главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии со статьей 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ.
Из материалов дела следует, что в ходе выполнения работ на объекте была выявлена необходимость выполнения дополнительных объемов работ, не учтенных проектной сметной документацией, необходимых для дальнейшего выполнения работ, предусмотренных по контракту, с целью достижения цели контракта - строительство и ввод в эксплуатацию объекта.
В силу статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
В соответствии с частью 3 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.
При этом, при согласии заказчика на проведение и оплату дополнительных работ подрядчик вправе отказаться от их выполнения лишь в случаях, когда они не входят в сферу профессиональной деятельности подрядчика либо не могут быть выполнены подрядчиком по не зависящим от него причинам (часть 5 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Стороны в актах (с участием проектной организации) и локальных сметных расчетах согласовали выполнение спорных дополнительных работ, указав на то, что данные работы являются дополнительными и необходимыми для завершения строительства и ввода в эксплуатацию объекта.
В судебном заседании представитель ответчика представил пояснения, согласно которым, признает необходимость выполнения дополнительных работ для завершения строительства спорного объекта.
По смыслу статьей 711, 746 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику.
Доказательства того, что работы, перечисленные в двусторонних актах выполненных дополнительных работ, имеют какие-либо недостатки, дающие ответчику в силу статей 746, 711, 754, 723 Гражданского кодекса Российской Федерации право отказаться от оплаты результата работ либо требовать уменьшения их цены, ответчиком, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представлены.
Учитывая, что наименование и объемы дополнительных работ согласованы сторонами в актах и локальных сметных расчетах, дополнительные работы приняты ответчиком, что подтверждается представленными в материалы дела актами выполненных дополнительных работ, материалами дела подтверждена необходимость выполнения дополнительных работ для достижения целей контракта, дополнительные работы выполнены истцом с согласия ответчика, суд приходит к выводу о наличии у ответчика обязательства об оплате дополнительно выполненных работ.
На основании выше изложенного, требование о взыскании стоимости дополнительных работ в размере 3 644 736 руб. 80 коп. подлежит удовлетворению.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на истца, в связи с удовлетворением судом ходатайства истца об отнесении судебных расходов по оплате государственной пошлины на последнего.
Руководствуясь статьями 102, 104, 110, 167 – 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Взыскать с муниципального казенного учреждения города Красноярска "Управление капитального строительства", г. Красноярск, в пользу закрытого акционерного общества "Фирма"Культбытстрой", <...> 644 736 руб. 80 коп. основного долга.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | Л.К. Бычкова |