АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
мая 2009 года | Дело № А33-239/2009 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 04 мая 2009 года.
В окончательной форме решение изготовлено 04 мая 2009 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Петракевич Л.О., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Минал»
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Красноярскому краю
о признании незаконными действий налогового органа по выставлению в сентябре и ноябре 2008 года к расчетному счету общества №40702810339000004393 в коммерческом филиале открытого акционерного общества «Банк Уралсиб» инкассовых поручений №2878, №2879, №2880, №2881, №2882, №2883, №2884, №2885, №2886, №2887, №2888, №2889, №2890, №2891, №2892, №2893, №2894, №2895, №2896, №2897, №2898, №2899, №2900, №2901, №2902, №2903, №2912, №2913, №2914, №2915, №2916, №2917, №2918,
при участии:
представителя заявителя: ФИО1 на основании доверенности от 17.02.2009, паспорта,
представителей ответчика: ФИО2 на основании доверенности от 22.12.2008, удостоверения, ФИО3 на основании доверенности от 16.03.2009, удостоверения,
при ведении протокола судебного заседания судьей Петракевич Л.О.,
установил:
открытое акционерное общество «Минал» (далее по тексту – ОАО «Минал», общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Красноярскому краю (далее по тексту – налоговый орган, инспекция) о признании незаконными действий налогового органа по выставлению в сентябре и ноябре 2008 года инкассовых поручений №2878, №2879, №2880, №2881, №2882, №2883, №2884, №2885, №2886, №2887, №2888, №2889, №2890, №2891, №2892, №2893, №2894, №2895, №2896, №2897, №2898, №2899, №2900, №2901, №2902, №2903, №2912, №2913, №2914, №2915, №2916, №2917, №2918 к расчетному счету общества №40702810339000004393 в коммерческом филиале открытого акционерного общества «Банк Уралсиб».
Заявление принято к производству суда. Определением от 09.02.2009 возбуждено производство по делу.
Заявитель в судебном заседании заявленное требование подтвердил, в обоснование своей позиции привел следующие доводы:
- налоговым органом нарушена процедура принудительного взыскания с ОАО «Минал» сумм налогов и пени, предусмотренная статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации. Инкассовые поручения выставлены к расчетному счету общества за рамками сроков, установленных пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса, как на принудительное взыскание недоимки за счет денежных средств организации-налогоплательщика, так и срока на взыскание сумм недоимки в судебном порядке. Также инспекцией нарушен месячный срок на направление в кредитную организацию спорных инкассовых поручений, предусмотренный пунктом 4 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации;
- действующее налоговое законодательство не предусматривает права налогового органа на перевыставление ранее выставленных инкассовых поручений;
- решением по делу №А40-69628/06-20-371 от 15.06.2007 Арбитражный суд г. Москвы обязал Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №3 провести зачет 9 363 467.72 рублей излишне взысканных налоговых платежей в задолженности по уплате текущих платежей (исполнительный лист №644804 от 25.03.2008). Данное решение суда инспекцией не исполнено;
- решением Арбитражного суда Красноярскому краю от 20.07.2007 по делу №А33-5180/2006 ОАО «Минал» признано несостоятельным (банкротом), в отношении общества открыта процедура конкурсного производства. Налоговые платежи, взыскиваемые спорными инкассовыми поручениями, являются текущими, в связи с чем их бесспорное взыскание вне установленного Федеральным законом «О несостоятельности (банкротству)» от 26.10.2002 №126-ФЗ порядка удовлетворения текущих требований (перед требованиями о взыскании заработной платы) кредиторов незаконно;
- в нарушение статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации инкассовые поручения перевыставлены налоговым органом за рамками пресекательного срока (60-дневного либо годичного); решения о взыскании обязательных платежей за счет имущества организации-налогоплательщика налоговым органом не принимались.
Ответчик в судебном заседании требование общества не признал по следующим основаниям:
- налоговым органом не нарушен срок принудительного взыскания задолженности, установленный пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, так как решения о взыскании недоимки за счет денежных средств организации-налогоплательщика, на основании которых выставлены спорные инкассовые поручения, приняты инспекцией в рамках 60-дневного (с 01.01.2007 – двухмесячного) срока после истечения срока исполнения требований об уплате налога;
- пункт 4 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) не содержал срока на выставление инкассовых поручений, в связи с чем действия налогового органа по перевыставлению инкассовых поручений в 2008 году не противоречат закону и не нарушают права налогоплательщика. Месячный срок на выставление инкассовых поручений, введенный новой редакцией Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.2007, является организационным в связи с чем его пропуск не влечет правовых последствий;
- налоговый орган не является стороной или правопреемником стороны в исполнительном производстве, возбужденном на основании исполнительного листа №644804 от 25.03.2008, выданного Арбитражным судом г. Москвы по делу №А40-69628/06-20-371, в связи с чем не вправе исполнять указанный исполнительный документ;
- зачет сумм излишне взысканных налоговых платежей в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации производится налоговыми органами по месту учета налогоплательщика. ОАО «Минал» в настоящее время состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Красноярскому краю, в связи с чем Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №3 лишена возможности проведения зачета сумм по исполнительному листу №644804 от 25.03.2008, выданному Арбитражным судом г. Москвы.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 24.04.2009 объявлялся перерыв до 04.05.2009 (14 часов 00 минут) для представления сторонами дополнительных доказательств.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Открытое акционерное общество «Минал» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании себя несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда Красноярского края от 27.02.2006 по делу №А33-5180/2006 заявление общества принято к производству, в отношении должника введена процедура наблюдения.
Определением от 19.12.2006 в отношении должника введена процедура внешнего управления.
Решением арбитражного суда от 20.07.2007 открытое акционерное общество «Минал» признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство сроком до 18.07.2008. Определением арбитражного суда от 15.08.2008 срок конкурсного производства в отношении ОАО «Минал» продлен до 17.01.2009.
Решением от 15.06.2007 по делу №А40-69628/06-20-371 Арбитражный суд г. Москвы обязал Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №3 провести зачет 9 363 467.72 рублей излишне взысканных налоговых платежей в счет погашения задолженности ОАО «Минал» по уплате текущих платежей (исполнительный лист №644804 от 25.03.2008).
Согласно сведениям Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Красноярскому краю от 17.09.2008 ОАО «Минал» имеет один открытый расчетный счет (дата открытия – 22.11.2007) в филиале открытого акционерного общества «Банк Уралсиб».
К названному расчетному счету ОАО «Минал» Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №10 по Красноярскому краю выставлены следующие инкассовые поручения:
1) №2878 от 18.09.2008 на взыскание 1 405 203 рублей акцизов; №2880 от 18.09.2008 на взыскание 5 663 414 рублей налога на добавленную стоимость.
Данные инкассовые поручения перевыставлены инспекцией в связи с неисполнением первоначальных инкассовых поручений №3153, №3154 от 13.09.2006, выставленных вследствие неуплаты обществом указанной суммы акцизов и налога на добавленную стоимость, исчисленных на основании налоговой декларации по акцизам за май 2006 года, а также уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за август 2005 года и налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за май 2006 года.
Требованием №1144 от 12.07.2006 ОАО «Минал» предложено в срок до 22.07.2006 уплатить указанные суммы налоговых платежей. Данное требование 13.07.2006 направлено в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением о вручении.
В связи с неисполнением обществом данного требования налоговым органом принято решение №499 от 13.09.2006 о взыскании данных сумм налога на добавленную стоимость и акцизов за счет денежных средств организации-налогоплательщика на счетах в банке. В порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации к расчетному счету налогоплательщика в филиале ОАО «Банк ВТБ» выставлены инкассовые поручения №3153, №3154 от 13.09.2006 на уплату налогов.
В связи с закрытием данного расчетного счета письмом №703401/1593 от 29.11.2007 банк возвратил инкассовые поручения №3153, №3154 от 13.09.2006 инспекции без исполнения.
2) №2879 от 18.09.2008 на взыскание 1 405 202 рублей акцизов.
Данное инкассовое поручение перевыставлено инспекцией в связи с неисполнением первоначального инкассового поручения №3138 от 13.09.2006, выставленного вследствие неуплаты обществом указанной суммы акцизов, исчисленных на основании представленной налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары за май 2006 года.
Требованием №1154 от 19.07.2006 ОАО «Минал» предложено в срок до 21.07.2006 уплатить 1 405 202 рублей акцизов. Данное требование 24.07.2006 направлено в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением о вручении.
В связи с неисполнением обществом данного требования налоговым органом принято решение №497 от 13.09.2006 о взыскании в том числе 1 405 202 рублей акцизов за счет денежных средств организации-налогоплательщика на счетах в банке. В порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации к расчетному счету налогоплательщика в филиале ОАО «Банк ВТБ» выставлено инкассовое поручение №3138 от 13.09.2006 на уплату 1 405 202 рублей акцизов.
В связи с закрытием данного расчетного счета письмом №703401/1593 от 29.11.2007 банк возвратил инкассовое поручение №3138 от 13.09.2006 инспекции без исполнения.
3) №2881 от 18.09.2008 на взыскание 0.75 рублей налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет; №2882 от 18.09.2008 на взыскание 0.44 рублей пени по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет; №2883 от 18.09.2008 на взыскание 0.39 рублей пени по налогу на добавленную стоимость.
Данные инкассовые поручения перевыставлены инспекцией в связи с неисполнением первоначальных инкассовых поручений соответственно №2657 от 02.08.2006, №2509, №2512 от 12.07.2006, выставленных вследствие неуплаты обществом названных сумм налоговых платежей, начисленных на основании решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №3 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений №94 от 30.03.2006.
Требованием №651 от 07.04.2006 ОАО «Минал» предложено в срок до 17.04.2006 уплатить указанные суммы налога и пеней. Данное требование 10.04.2006 вручено заместителю генерального директора ОАО «Минал» ФИО4
В связи с неисполнением обществом данного требования налоговым органом приняты решения №109 от 25.04.2006 и №369 от 12.07.2006 о взыскании данных сумм налога и пени за счет денежных средств организации-налогоплательщика на счетах в банке. В порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации к расчетному счету налогоплательщика в филиале ОАО «Банк ВТБ» выставлены инкассовые поручения №2657 от 02.08.2006, №2509, №2512 от 12.07.2006 на уплату налога на прибыль, а также пеней по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость.
В связи с закрытием данного расчетного счета письмом №703401/1593 от 29.11.2007 банк возвратил данные инкассовые поручения инспекции без исполнения.
4) №2884 от 18.09.2008 на взыскание 14 193 рублей налога на добавленную стоимость.
Данное инкассовое поручение перевыставлено инспекцией в связи с неисполнением первоначального инкассового поручения №530 от 19.07.2007, выставленного вследствие неуплаты обществом 14 193 рублей налога на добавленную стоимость за апрель 2007 года.
Требованием №238 от 26.06.2007 ОАО «Минал» предложено в срок до 16.07.2007 уплатить 14 193 рублей налога на добавленную стоимость. Данное требование 04.07.2007 направлено в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением о вручении.
В связи с неисполнением обществом указанного требования налоговым органом принято решение №183 от 19.07.2007 о взыскании 14 193 рублей налога на добавленную стоимость за счет денежных средств организации-налогоплательщика на счетах в банке. В порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации к расчетному счету налогоплательщика в дополнительном офисе «Минусинский» Красноярского филиала ОАО «Акционерный коммерческий банк «Промсвязьбанк» выставлено инкассовое поручение №530 от 19.07.2007 на уплату 14 193 рублей налога на добавленную стоимость.
В связи с закрытием данного расчетного счета письмом №04.534 от 29.11.2007 банк возвратил инкассовое поручение №530 от 19.07.2007 инспекции без исполнения.
5) №2885 от 18.09.2008 на взыскание 2 283 123 рублей единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет; №2886 от 18.09.2008 на взыскание 61 457 рублей единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования; №2887 от 18.09.2008 на взыскание 265 408 рублей единого социального налога, зачисляемого в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования; №2888 от 18.09.2008 на взыскание 147 872 рублей единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Данные инкассовые поручения перевыставлены инспекцией в связи с неисполнением первоначальных инкассовых поручений соответственно №533, №535, №539, №537 от 19.07.2007, выставленных вследствие неуплаты обществом названных сумм единого социального налога, исчисленных на основании налоговой декларации по единому социальному налогу за 2006 год.
Требованием №236 от 26.06.2007 ОАО «Минал» предложено в срок до 11.07.2007 уплатить названные суммы единого социального налога. Данное требование 04.07.2007 направлено в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением о вручении.
В связи с неисполнением обществом указанного требования налоговым органом принято решение №184 от 19.07.2007 о взыскании указанных сумм единого социального налога за счет денежных средств организации-налогоплательщика на счетах в банке. В порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации к расчетному счету налогоплательщика в дополнительном офисе «Минусинский» Красноярского филиала ОАО «Акционерный коммерческий банк «Промсвязьбанк» выставлены инкассовые поручения №533, №535, №539, №537 от 19.07.2007 на уплату названных сумм единого социального налога.
В связи с закрытием данного расчетного счета письмом №04.534 от 29.11.2007 банк возвратил инкассовые поручения №533, №535, №539, №537 от 19.07.2007 инспекции без исполнения.
6) №2889 от 18.09.2008 на взыскание 28 212 рублей налога на добавленную стоимость.
Данное инкассовое поручение перевыставлено инспекцией в связи с неисполнением первоначального инкассового поручения №541 от 19.07.2007, выставленного вследствие неуплаты обществом 28 212 рублей налога на добавленную стоимость, исчисленного на основании налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за март 2007 год.
Требованием №252 от 28.06.2007 ОАО «Минал» предложено в срок до 16.07.2007 уплатить 28 212 рублей налога на добавленную стоимость. Данное требование 29.06.2007 направлено в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением о вручении.
В связи с неисполнением обществом указанного требования налоговым органом принято решение №185 от 19.07.2007 о взыскании 28 212 рублей налога на добавленную стоимость за счет денежных средств организации-налогоплательщика на счетах в банке. В порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации к расчетному счету налогоплательщика в дополнительном офисе «Минусинский» Красноярского филиала ОАО «Акционерный коммерческий банк «Промсвязьбанк» выставлено инкассовое поручение №541 от 19.07.2007 на уплату 28 212 рублей налога на добавленную стоимость.
В связи с закрытием данного расчетного счета письмом №04.534 от 29.11.2007 банк возвратил инкассовое поручение №541 от 19.07.2007 инспекции без исполнения.
7) №2890 от 18.09.2008 на взыскание 13 054 915 рублей налога на доходы физических лиц.
Данное инкассовое поручение перевыставлено инспекцией в связи с неисполнением первоначального инкассового поручения №353 от 16.05.2007, выставленного вследствие неуплаты обществом 13 054 915 рублей налога на доходы физических лиц, начисленного на основании решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №3 №03-36/10 от 09.03.2007 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Требованием №27 от 12.04.2007 ОАО «Минал» предложено в срок до 03.05.2007 уплатить 13 054 915 рублей налога на доходы физических лиц. Данное требование 17.04.2007 направлено в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением о вручении.
В связи с неисполнением обществом указанного требования налоговым органом принято решение №110 от 18.05.2007 о взыскании 13 054 915 рублей налога на доходы физических лиц за счет денежных средств организации-налогоплательщика на счетах в банке. В порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации к расчетному счету налогоплательщика в дополнительном офисе «Минусинский» Красноярского филиала ОАО «Акционерный коммерческий банк «Промсвязьбанк» выставлено инкассовое поручение №353 от 16.05.2007 на уплату 13 054 915 рублей налога на доходы физических лиц.
В связи с закрытием данного расчетного счета письмом №04.534 от 29.11.2007 банк возвратил инкассовое поручение №353 от 16.05.2007 инспекции без исполнения.
Определением Арбитражного суда Красноярского края по делу №А33-5180/2006-к28 от 18.01.2008 налоговому органу отказано во включении задолженности по налогу на доходы физических лиц в размере 13 054 915 рублей в реестр требований кредиторов, поскольку данное требование удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке.
8) №2891 от 18.09.2008 на взыскание 86 939 рублей пени по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации; №2892 от 18.09.2008 на взыскание 2 536 624.78 рублей пени по акцизам; №2893 от 18.09.2008 на взыскание 1 330 189.28 рублей пени по акцизам; №2894 от 18.09.2008 на взыскание 132 439 рублей пени по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет; №2895 от 18.09.2008 на взыскание 1 501 561.85 рублей пени по налогу на добавленную стоимость.
Данные инкассовые поручения перевыставлены инспекцией в связи с неисполнением первоначальных инкассовых поручений №3135, №3134, №3133, №3136, №3137 от 13.09.2006 соответственно, выставленных вследствие неуплаты обществом названных сумм налоговых платежей, исчисленных на основании решения комиссии Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №10-4-5/177-2000 от 27.07.2000 о реструктуризации задолженности ОАО «Минал» перед бюджетом.
Требованием №1254 от 02.08.2006 ОАО «Минал» предложено в срок до 05.08.2006 уплатить указанные суммы налоговых платежей. Данное требование 10.08.2006 направлено в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением о вручении.
В связи с неисполнением обществом указанного требования налоговым органом принято решение №496 от 13.09.2006 о взыскании названных сумм налоговых платежей за счет денежных средств организации-налогоплательщика на счетах в банке. В порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации к расчетному счету налогоплательщика в Минусинском отделении №181 Восточно-Сибирского банка ОАО «Сберегательный банк Российской Федерации» выставлены инкассовые поручения №3135, №3134, №3133, №3136, №3137 от 13.09.2006 на уплату указанных сумм налоговых платежей.
В связи с закрытием данного расчетного счета 18.11.2007 банк возвратил указанные инкассовые поручения инспекции без исполнения.
9) №2896 от 18.09.2008 на взыскание 35 645.48 рублей налога на доходы физических лиц; №2897 на взыскание 288 181.07 рублей пени по налогу на доходы физических лиц.
Данные инкассовые поручения перевыставлены инспекцией в связи с неисполнением первоначальных инкассовых поручений №2484, №2485 от 12.07.2006 соответственно, выставленных вследствие неуплаты обществом названных сумм налоговых платежей, исчисленных на основании решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №3 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения №266 от 23.06.2006.
Требованием №1053 от 27.06.2006 ОАО «Минал» предложено в срок до 07.07.2006 уплатить указанные суммы налоговых платежей. Данное требование направлено в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением о вручении.
В связи с неисполнением обществом указанного требования налоговым органом принято решение №366 от 12.07.2006 о взыскании названных сумм налоговых платежей за счет денежных средств организации-налогоплательщика на счетах в банке. В порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации к расчетному счету налогоплательщика в Минусинском отделении №181 Восточно-Сибирского банка ОАО «Сберегательный банк Российской Федерации» выставлены инкассовые поручения №2484, №2485 от 12.07.2006 на уплату указанных сумм налоговых платежей.
В связи с закрытием данного расчетного счета 16.11.2007 банк возвратил указанные инкассовые поручения инспекции без исполнения.
10) №2898 от 18.09.2008 на взыскание 7885.15 рублей пени по налогу на добавленную стоимость; №2899 от 18.09.2008 на взыскание 1 594 146 рублей акцизов; №2900 от 18.09.2008 на взыскание 3082.17 рублей пени по акцизам; №2901 от 18.09.2008 на взыскание 2066.61 рублей пени по акцизам.
Данные инкассовые поручения перевыставлены инспекцией в связи с неисполнением первоначальных инкассовых поручений №2481, №2480, №2479, №2478 от 12.07.2006 соответственно, выставленных вследствие неуплаты обществом названных сумм налоговых платежей, исчисленных на основании налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары за апрель 2006 года.
Требованием №942 от 21.06.2006 ОАО «Минал» предложено в срок до 01.07.2006 уплатить указанные суммы налоговых платежей. Данное требование 26.06.2006 направлено в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением о вручении.
В связи с неисполнением обществом указанного требования налоговым органом принято решение №365 от 12.07.2006 о взыскании названных сумм налоговых платежей за счет денежных средств организации-налогоплательщика на счетах в банке. В порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации к расчетному счету налогоплательщика в Минусинском отделении №181 Восточно-Сибирского банка ОАО «Сберегательный банк Российской Федерации» выставлены инкассовые поручения №2481, №2480, №2479, №2478 от 12.07.2006 на уплату указанных сумм налоговых платежей.
В связи с закрытием данного расчетного счета 16.11.2007 банк возвратил указанные инкассовые поручения инспекции без исполнения.
11) №2902 от 18.09.2008 на взыскание 832.22 рублей пени по транспортному налогу; №2903 на взыскание 10 483 рублей транспортного налога.
Данные инкассовые поручения перевыставлены инспекцией в связи с неисполнением первоначальных инкассовых поручений №46609, №46608 от 27.12.2006, выставленных вследствие неуплаты обществом названных сумм налоговых платежей, исчисленных на основании налоговой декларации по транспортному налогу за сентябрь 2006 года
Требованием №84189 от 14.11.2006 ОАО «Минал» предложено в срок до 05.12.2006 уплатить указанные сумм налога и пени. Данное требование 20.11.2006 направлено в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением о вручении.
В связи с неисполнением обществом указанного требования налоговым органом принято решение №15590 от 27.12.2006 о взыскании данных сумм налога и пени за счет денежных средств организации-налогоплательщика на счетах в банке. В порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации к расчетному счету налогоплательщика в Минусинском отделении №181 Восточно-Сибирского банка ОАО «Сберегательный банк Российской Федерации» выставлены инкассовые поручения №46609, №46608 от 27.12.2006 на уплату указанных сумм налога и пени.
В связи с закрытием данного расчетного счета 01.11.2007 банк возвратил указанные инкассовые поручения инспекции без исполнения.
11) №2912 от 24.09.2008 на взыскание 130.89 рублей пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Данное инкассовое поручение перевыставлено инспекцией в связи с неисполнением первоначального инкассового поручения №48135 от 15.05.2007, выставленного вследствие неуплаты обществом 184 рублей единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на основании уточненной налоговой декларации по налогу за апрель 2006 года.
Требованием №276 от 10.04.2007 ОАО «Минал» предложено в срок до 02.05.2007 уплатить указанную сумму пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Данное требование 13.04.2007 направлено в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением о вручении.
В связи с неисполнением обществом указанного требования налоговым органом принято решение №16714 от 15.05.2007 о указанной суммы пени за счет денежных средств организации-налогоплательщика на счетах в банке. В порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации к расчетному счету налогоплательщика в Минусинском отделении №181 Восточно-Сибирского банка ОАО «Сберегательный банк Российской Федерации» выставлено инкассовое поручение №448135 от 15.05.2007 на уплату данной суммы пени по налогу.
В связи с закрытием данного расчетного счета 01.11.2007 банк возвратил указанное инкассовое поручение инспекции без исполнения.
12) №2913 от 18.09.2008 на взыскание 193 828 рублей налога на имущество организаций.
Данное инкассовое поручение перевыставлено инспекцией в связи с неисполнением первоначального инкассового поручения №48778 от 27.07.2007, выставленного вследствие неуплаты обществом данной суммы налога на основании расчета авансовых платежей по налогу на имущество за 1 квартал 2007 года.
Требованием №1391 от 05.06.2007 ОАО «Минал» предложено в срок до 28.06.2007 уплатить указанную сумму налога на имущество. Данное требование 07.06.2007 направлено в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением о вручении.
В связи с неисполнением обществом указанного требования налоговым органом принято решение №17465 от 27.07.2007 о взыскании указанной суммы налога за счет денежных средств организации-налогоплательщика на счетах в банке. В порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации к расчетному счету налогоплательщика в Минусинском отделении №181 Восточно-Сибирского банка ОАО «Сберегательный банк Российской Федерации» выставлено инкассовое поручение №48778 от 27.07.2007 на уплату данной суммы налога.
В связи с закрытием данного расчетного счета 01.11.2007 банк возвратил указанное инкассовое поручение инспекции без исполнения.
13) №2914 от 18.09.2008 на взыскание 193 031 рубля налога на имущество организаций.
Данное инкассовое поручение перевыставлено инспекцией в связи с неисполнением первоначального инкассового поручения №48396 от 14.06.2007, выставленного вследствие неуплаты обществом данной суммы налога на основании налоговой декларации по налогу на имущество за 2006 год.
Требованием №654 от 11.05.2007 ОАО «Минал» предложено в срок до 01.06.2007 уплатить указанную налога на имущество. Данное требование 15.05.2007 направлено в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением о вручении.
В связи с неисполнением обществом указанного требования налоговым органом принято решение №16969 от 14.06.2007 о взыскании указанной суммы налога за счет денежных средств организации-налогоплательщика на счетах в банке. В порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации к расчетному счету налогоплательщика в Минусинском отделении №181 Восточно-Сибирского банка ОАО «Сберегательный банк Российской Федерации» выставлено инкассовое поручение №48396 от 14.06.2007 на уплату данной суммы налога.
В связи с закрытием данного расчетного счета 01.11.2007 банк возвратил указанное инкассовое поручение инспекции без исполнения.
14) №2915 от 24.09.2008 на взыскание 198 612 рублей налога на имущество организаций.
Данное инкассовое поручение перевыставлено инспекцией в связи с неисполнением первоначального инкассового поручения №47194 от 31.01.2007, выставленного вследствие неуплаты обществом данной суммы налога на основании налоговой декларации по налогу на имущество за 9 месяцев 2006 года.
Требованием №84377 от 14.11.2006 ОАО «Минал» предложено в срок до 05.12.2006 уплатить указанную налога на имущество. Данное требование 21.11.2006 направлено в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением о вручении.
В связи с неисполнением обществом указанного требования налоговым органом принято решение №16015 от 30.01.2007 о взыскании указанной суммы налога за счет денежных средств организации-налогоплательщика на счетах в банке. В порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации к расчетному счету налогоплательщика в Минусинском отделении №181 Восточно-Сибирского банка ОАО «Сберегательный банк Российской Федерации» выставлено инкассовое поручение №47194 от 31.01.2007 на уплату данной суммы налога.
В связи с закрытием данного расчетного счета 01.11.2007 банк возвратил указанное инкассовое поручение инспекции без исполнения.
15) №2916 от 24.09.2008 на взыскание 85 886 рублей налога на имущество организаций.
Данное инкассовое поручение перевыставлено инспекцией в связи с неисполнением первоначального инкассового поручения №48397 от 14.06.2007, выставленного вследствие неуплаты обществом данной суммы налога на основании налоговой декларации по налогу на имущество за 2006 год.
Требованием №655 от 11.05.2007 ОАО «Минал» предложено в срок до 01.06.2007 уплатить указанную налога на имущество. Данное требование 15.05.2007 направлено в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением о вручении.
В связи с неисполнением обществом указанного требования налоговым органом принято решение №16970 от 14.06.2007 о взыскании указанной суммы налога за счет денежных средств организации-налогоплательщика на счетах в банке. В порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации к расчетному счету налогоплательщика в Минусинском отделении №181 Восточно-Сибирского банка ОАО «Сберегательный банк Российской Федерации» выставлено инкассовое поручение №48397 от 14.06.2007 на уплату данной суммы налога.
В связи с закрытием данного расчетного счета 01.11.2007 банк возвратил указанное инкассовое поручение инспекции без исполнения.
16) №2917 от 24.09.2008 на взыскание 86 368 рублей налога на имущество организаций.
Данное инкассовое поручение перевыставлено инспекцией в связи с неисполнением первоначального инкассового поручения №48781 от 27.07.2007, выставленного вследствие неуплаты обществом данной суммы налога на основании налоговой декларации по налогу на имущество за 1 квартал 2007 года.
Требованием №1392 от 05.06.2007 ОАО «Минал» предложено в срок до 28.06.2007 уплатить указанную налога на имущество. Данное требование 07.06.2007 направлено в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением о вручении.
В связи с неисполнением обществом указанного требования налоговым органом принято решение №17465 от 27.07.2007 о взыскании указанной суммы налога за счет денежных средств организации-налогоплательщика на счетах в банке. В порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации к расчетному счету налогоплательщика в Минусинском отделении №181 Восточно-Сибирского банка ОАО «Сберегательный банк Российской Федерации» выставлено инкассовое поручение №48781 от 27.07.2007 на уплату данной суммы налога.
В связи с закрытием данного расчетного счета 01.11.2007 банк возвратил указанное инкассовое поручение инспекции без исполнения.
17) №2918 от 24.09.2008 на взыскание 89 257 рублей налога на имущество.
Данное инкассовое поручение перевыставлено инспекцией в связи с неисполнением первоначального инкассового поручения №47191 от 30.01.2007, выставленного вследствие неуплаты обществом данной суммы налога на основании налоговой декларации по налогу на имущество за 9 месяцев 2006 года.
Требованием №84379 от 14.11.2006 ОАО «Минал» предложено в срок до 05.12.2006 уплатить указанную налога на имущество. Данное требование 21.11.2006 направлено в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением о вручении.
В связи с неисполнением обществом указанного требования налоговым органом принято решение №16013 от 30.01.2007 о взыскании указанной суммы налога за счет денежных средств организации-налогоплательщика на счетах в банке. В порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации к расчетному счету налогоплательщика в Минусинском отделении №181 Восточно-Сибирского банка ОАО «Сберегательный банк Российской Федерации» выставлено инкассовое поручение №47191 от 30.01.2007 на уплату данной суммы налога.
В связи с закрытием данного расчетного счета 01.11.2007 банк возвратил указанное инкассовое поручение инспекции без исполнения.
Согласно ответу ОАО «Банк Уралсиб» от 24.04.2009 спорные инкассовые поручения выставлялись налоговым органом в сентябре и ноябре 2008 года и дважды 03.10.2008 и 02.12.2008 возвращены банком инспекции без исполнения.
Не согласившись с указанными действиями налогового органа по выставлению в сентябре и ноябре 2008 года инкассовых поручений №2878, №2879, №2880, №2881, №2882, №2883, №2884, №2885, №2886, №2887, №2888, №2889, №2890, №2891, №2892, №2893, №2894, №2895, №2896, №2897, №2898, №2899, №2900, №2901, №2902, №2903, №2912, №2913, №2914, №2915, №2916, №2917, №2918 к расчетному счету общества №40702810339000004393 в коммерческом филиале открытого акционерного общества «Банк Уралсиб», считая их нарушающими права и законные интересы общества, 19.12.2008 ОАО «Минал» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, взыскиваемые спорными инкассовыми поручениями суммы недоимки по налогам и пени образовались в результате неуплаты налогоплательщиком сумм налогов, исчисленных на основании представленных в налоговый орган налоговых деклараций; на основании решений налоговых органов о привлечении ОАО «Минал» к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах, принятых по результатам налоговых проверок, а также в результате неуплаты обществом сумм налоговых платежей, исчисленных на основании решения комиссии Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №10-4-5/177-2000 от 27.07.2000 о реструктуризации задолженности ОАО «Минал» перед бюджетом.
В подтверждение факта соблюдения процедуры принудительного взыскания спорных сумм недоимки налоговый орган представил в материалы дела налоговые декларации налогоплательщика, решения инспекции о привлечении ОАО «Минал» к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах, принятые по результатам проведенных налоговых проверок, требования об уплате налогов, сборов, пени и штрафов с доказательствами их направления обществу, решения о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банках с доказательствами их направления обществу, а также инкассовые поручения (первоначальные и повторные), выставленные к расчетным счетам общества в кредитных организациях на основании названных решений и требований.
Исследовав указанные документы, суд пришел к выводу о незаконности действий налогового органа по выставлению в сентябре и ноябре 2008 года инкассовых поручений №2878, №2879, №2880, №2881, №2882, №2883, №2884, №2885, №2886, №2887, №2888, №2889, №2890, №2891, №2892, №2893, №2894, №2895, №2896, №2897, №2898, №2899, №2900, №2901, №2902, №2903, №2912, №2913, №2914, №2915, №2916, №2917, №2918 к расчетному счету общества №40702810339000004393 в коммерческом филиале открытого акционерного общества «Банк Уралсиб», исходя из следующего.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога, сбора в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пеню. Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно пункту 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок принудительного взыскания пеней, предусмотренный статьями 46-48 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливает обязательность направления налогоплательщику требования, то есть письменного извещения о неуплаченной сумме пеней, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму пеней.
Законодательное определение пени, её природа и назначение позволяют рассматривать пени как обеспечительную меру государства, производную от недоимки, подлежащей уплате в бюджет. Следовательно, в предмет доказывания по спорам, связанным с признанием незаконными действий налогового органа по бесспорному взысканию пеней по налогам, входит не только наличие оснований для начисления налоговым органом пеней за нарушение установленных сроков уплаты налогов, но и соблюдение налоговым органом процедуры и сроков взыскания задолженности по пеням, начисленным за несвоевременную уплату налогов.
Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В соответствии пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
С 01.01.2007 статья 70 Налогового кодекса Российской Федерации изложена в новой редакции – требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Пунктами 1 и 2 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках; взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
В силу пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 04.11.2005 №137-ФЗ, действовавшего до 01.01.2007) решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
С 01.01.2007 решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 №137-ФЗ).
В соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 04.11.2005 №137-ФЗ, действовавшей до 01.01.2007) при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика-организации или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика - организации налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика- организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Кодекса. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Пунктом 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №25 от 22.06.2006 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» разъяснено, что в течение 60-дневного срока, установленного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган должен не только принять решение о взыскании налога за счет денежных средств, но и выставить инкассовое поручение на его перечисление в бюджет.
Таким образом, срок, предусмотренный статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, является пресекательным и применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пени, осуществляемой в бесспорном порядке, в том числе по взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика. Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10353/05 от 24.01.2006.
С 01.01.2007 решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога (абзац пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации введен Федеральным законом от 27.07.2006 №137-ФЗ).
В силу оценки правовой природы 60-дневного срока, произведенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, годичный срок, введенный с 01.01.2007 также является пресекательным. Иная правовая оценка названного срока привела бы к возможности принятия налоговым органом мер по взысканию обязательных платежей без ограничения срока.
В соответствии с пунктом 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 №137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» в случае, если течение предусмотренных законодательством о налогах и сборах сроков не завершилось до 1 января 2007 года, указанные сроки исчисляются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, налоговым органом решения о взыскании спорных сумм налогов и пени за счет имущества налогоплательщика-организации не принимались.
Действия налогового органа по перевыставлению инкассовых поручений №2878, №2879, №2880, №2881, №2882, №2883, №2884, №2885, №2886, №2887, №2888, №2889, №2890, №2891, №2892, №2893, №2894, №2895, №2896, №2897, №2898, №2899, №2900, №2901, №2902, №2903, №2912, №2913, №2914, №2915, №2916, №2917, №2918 совершены за рамками пресекательных 60-дневного либо годичного сроков, установленных статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации, на реализацию процедуры принудительного взыскания задолженности, в связи с чем незаконны.
Суд не принимает довод налогового органа о том, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит правовых последствий выставления инкассовых поручений за рамками срока, установленного статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку такой подход привел бы к возможности осуществления налоговым органом процедуры бесспорного взыскания налогов и пени без ограничения срока.
При этом довод заявителя о том, что налоговым органом нарушен месячный срок на выставление инкассовых поручений, установленный пунктом 4 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2007) судом отклоняется. Указанный срок является организационным, так как Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит последствий его пропуска.
Из материалов дела следует, что взыскиваемые спорными инкассовыми поручениями суммы пеней предложены к уплате обществу следующими требованиями об уплате налогов – №651 от 07.04.2006, №1254 от 02.08.2006, №1053 от 27.06.2006, №942 от 21.06.2006, №276 от 10.04.2007, №84189 от 14.11.2006.
Согласно пункту 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 Постановления от 28.02.2001 №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что требование должно содержать размер недоимки, дату, с которой начинают начисляться пени (установленный законодательством срок уплаты налога), и ставку пени.
Таким образом, действующее налоговое законодательство допускает указание на обязанность уплатить пени лишь в составе требования об уплате налога и не предполагает возможности направления налогоплательщику отдельного требования по уплате пени.
Исследовав вышеназванные требования об пеней, суд пришел к выводу о том, что они не соответствуют положениям действующего налогового законодательства, поскольку не содержат данных о размере недоимки, на которую начислены пени, а также ставки пеней и периода их начисления. Представленные инспекцией расчеты пеней не восполняют отсутствие в требованиях указанных обязательных сведений.
Отсутствие в требованиях названных необходимых сведений не позволяет налогоплательщику проверить основания начисления налогов и пени, а также правильность их расчета.
Справочное указание в требованиях сумм общей задолженности налогоплательщика перед бюджетом по всем видам налоговых платежей на момент выставления требования не влечет никаких правовых последствий, поскольку из данных сумм невозможно установить конкретные спорные суммы недоимки налогоплательщика по налогам, в том числе на которые начислены спорные суммы пени, а также период их образования.
Предложение налогоплательщику в требованиях провести сверку расчетов не может восполнить отсутствие в них обязательных сведений, предусмотренных статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, требования №651 от 07.04.2006, №1254 от 02.08.2006, №1053 от 27.06.2006, №942 от 21.06.2006, №276 от 10.04.2007, №84189 от 14.11.2006 не соответствуют положениям пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика- организации в банках доводится до сведения налогоплательщика в течение шести дней после вынесения указанного решения. В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
Как следует из материалов дела, требования об уплате налогов, а также решения о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика- организации в банках направлялись инспекцией ОАО «Минал» по почте заказными письмами.
Вместе с тем, доказательства направления налогоплательщику требований №1053 от 27.06.2006, а также решений о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банках №366 от 12.07.2006, №185 от 19.07.2007, №499 от 13.09.2006, №109 от 25.04.2006, №183 от 19.07.2007, №184 от 19.07.2007 налоговым органом суду не представлены.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что описанные обстоятельства ненадлежащего исполнения инспекцией процедуры принудительного взыскания налоговых платежей влечет признание незаконными действий налогового органа по выставлению к расчетному счету общества в банке спорных инкассовых поручений.
Из материалов дела усматривается, что ОАО «Минал» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании себя несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда Красноярского края от 27.02.2006 по делу №А33-5180/2006 заявление общества принято к производству, в отношении должника введена процедура наблюдения.
Определением от 19.12.2006 в отношении должника введена процедура внешнего управления.
Решением арбитражного суда от 20.07.2007 ОАО «Минал» признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство сроком до 18.07.2008. Определением арбитражного суда от 15.08.2008 срок конкурсного производства в отношении ОАО «Минал» продлен до 17.01.2009.
На основании статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под текущими платежами понимаются обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 №25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» при применении положений пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать следующее. В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы. Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода. Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен.
Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога. Вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до даты принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих.
Как следует из материалов дела, инкассовыми поручениями №2880, №2881, №2882 и №2883 с ОАО «Минал» взыскиваются 68 644 рублей налога на добавленную стоимость, 0.75 рублей налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, 0.44 рублей пени по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральных бюджет, и 0.39 рублей пени по налогу на добавленную стоимость. Данные суммы налоговых платежей представляют собой задолженность общества за 2002 и 2005 годы. Пени начислены за неуплату налога на прибыль и налога на добавленную стоимость за 2002 год, выявленную по результатам проведения в отношении общества выездной налоговой проверки решением №94 от 30.03.2006. Налог на добавленную стоимость в размере 68 644 рублей не уплачен обществом на основании уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за август 2005 года. При данных обстоятельствах, данные требования инспекции о взыскании названных платежей относятся к требованиям, подлежащим включению в реестр требований кредиторов ОАО «Минал» и не могут взыскиваться инспекцией в бесспорном порядке.
Указанные обстоятельства являются дополнительными основаниями для признания действий налогового органа по бесспорному взысканию названных сумм налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и пеней незаконными.
Судом отклоняется довод заявителя о том, что после открытия конкурсного производства налоговый орган не вправе взыскивать текущие платежи в бесспорном порядке. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 №25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» при решении вопроса о порядке исполнения текущих требований налоговых органов по обязательным платежам (за исключением возникших после признания должника банкротом) судам надлежит учитывать, что эти требования удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Закон о банкротстве не содержит положений, исключающих возможность взыскания в бесспорном порядке текущей задолженности по налогам (сборам) в какой-либо процедуре банкротства или предписывающих приостановление данного исполнения. Исполнение решения налогового органа о взыскании текущей задолженности по налогам (сборам) за счет иного имущества должника производится судебными приставами-исполнителями в общем порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве, с учетом того, что в процедуре внешнего управления и финансового оздоровления аресты на имущество должника могут быть наложены лишь по определению арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве (абзац четвертый пункта 1 статьи 81, абзац шестой пункта 1 статьи 94 Закона о банкротстве). С даты принятия судом решения о признании должника банкротом исполнительное производство по исполнению решений налогового органа о взыскании задолженности в бесспорном порядке прекращается в силу положений, установленных абзацами шестым, девятым, десятым пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве.
Из материалов дела усматривается, что решением Арбитражного суда г. Москвы по делу №А40-69628/06-20-371 от 15.06.2007 Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №3 обязана провести зачет 9 363 467.72 рублей излишне взысканных налоговых платежей в счет погашения задолженности по уплате текущих платежей (исполнительный лист №644804 от 25.03.2008).
С 23.07.2007 ОАО «Минал» состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции №10 по Красноярскому краю. Решение суда по делу №А40-69628/06-20-371 налоговым органом до настоящего времени не исполнено.
Судом не принимается довод налогового органа об отсутствии у Межрайонной инспекции №10 по Красноярскому краю правомочий на проведение указанного зачета на основании следующего.
На основании пункта 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств.
В силу пункта 3 статьи 9 и пункта 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации одним из участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, выступают налоговые органы, составляющие единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Согласно статьям 1 и 2 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы Российской Федерации представляют собой единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, состоящую из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, и его территориальных органов. В силу статьи 10 названного Закона должностные лица налоговых органов выполняют обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
На основании подпункта 5 пункта 1 статьи 32, пункта 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять зачет излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Из изложенного следует, что налоговые органы, представляя собой единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, обязаны осуществлять зачет излишне взысканных сумм налоговых платежей по месту учета налогоплательщика на основании вступившего в законную силу решения арбитражного суда независимо от того, являлся ли данный налоговый орган стороной в судебном арбитражном процессе.
Поскольку факт излишнего взыскания с ОАО «Минал» 9 363 467.72 рублей налоговых платежей подтвержден решением Арбитражного суда г. Москвы по делу №А40-69628/06-20-371 от 15.06.2007, у налогового органа имелись основания для проведения зачета, в связи с чем выставление инкассовых поручений неправомерно.
На основании изложенного, требование ОАО «Минал» о признании незаконными действий налогового органа по выставлению в сентябре и ноябре 2008 года инкассовых поручений №2878, №2879, №2880, №2881, №2882, №2883, №2884, №2885, №2886, №2887, №2888, №2889, №2890, №2891, №2892, №2893, №2894, №2895, №2896, №2897, №2898, №2899, №2900, №2901, №2902, №2903, №2912, №2913, №2914, №2915, №2916, №2917, №2918 к расчетному счету общества №40702810339000004393 в коммерческом филиале открытого акционерного общества «Банк Уралсиб» подлежит удовлетворению.
Государственная пошлина за рассмотрение арбитражным судом настоящего заявления составляет 2000 рублей и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на ответчика.
Согласно статье 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункту 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 №117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» вопрос о распределении государственной пошлины, уплаченной заявителем при подаче заявления об обеспечении иска, разрешается судом по итогам рассмотрения дела по существу.
Квитанцией от 11.01.2009 ОАО «Минал» уплачено 2000 рублей государственной пошлины за рассмотрение настоящего заявления.
Определением арбитражного суда от 09.02.2009 ОАО «Минал» предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины за рассмотрение заявления о принятии обеспечительных мер в размере 1000 рублей.
Определением от 09.02.2009 заявление общества о принятии обеспечительных мер удовлетворено частично.
Принимая во внимание, что налоговый орган в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден, а заявитель фактических расходов по уплате госпошлины за рассмотрение арбитражным судом ходатайства о принятии обеспечительных мер не понес, государственная пошлины в размере 1000 рублей за рассмотрение арбитражным судом ходатайства о принятии обеспечительных мер с налогового органа в пользу общества не взыскивается.
Таким образом, по итогам рассмотрения дела по существу в порядке распределения судебных расходов с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Красноярскому краю подлежит взысканию в пользу ОАО «Минал» 2000 рублей государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 167 – 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
Требование открытого акционерного общества «Минал» удовлетворить.
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Красноярскому краю по выставлению в сентябре и ноябре 2008 года к расчетному счету общества №40702810339000004393 в коммерческом филиале открытого акционерного общества «Банк Уралсиб» инкассовых поручений №2878, №2879, №2880, №2881, №2882, №2883, №2884, №2885, №2886, №2887, №2888, №2889, №2890, №2891, №2892, №2893, №2894, №2895, №2896, №2897, №2898, №2899, №2900, №2901, №2902, №2903, №2912, №2913, №2914, №2915, №2916, №2917, №2918, как не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №10 по Красноярскому краюустранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества «Минал».
В порядке распределения судебных расходов взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Красноярскому краю в пользу открытого акционерного общества «Минал» 2000 рублей государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Судья | Петракевич Л.О. |