ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-24073/19 от 04.02.2020 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

февраля 2020 года

Дело № А33-24073/2019

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 04 февраля 2020 года.

В полном объеме решение изготовлено 11 февраля 2020 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи О.С. Щёлоковой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лант" (ИНН 2411028888, ОГРН 1182468041238, дата регистрации – 29.06.2018, место нахождения: 663011, Красноярский край, Емельяновский район, с. Арейское, ул. Молодежная, 1-12)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Красноярскому краю (ИНН 2411015007, ОГРН 1042440680039, место нахождения: 663020, Красноярский край, п. Емельяново, ул. 2-х Борцов, 21В)

о признании незаконными действий, обязании устранить допущенные нарушения,

в присутствии в судебном заседании представителя ответчика: Веревкина И.В., по доверенности от 18.10.2019 № 2.14-16,

при ведении протоколасудебного заседания секретарем М.А. Прокопивнюк,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Лант" (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Красноярскому краю (далее – ответчик) о признании незаконными действий, выразившихся: в отказе в принятии налоговых деклараций по налогу на прибыль за 1 квартал 2019 гола и по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2019 года и блокировке электронной подписи общества, об обязании устранить допущенные нарушения.

Заявление принято к производству суда. Определением от 06.09.2020 возбуждено производство по делу.

Заявитель извещен надлежащим образом о времени и месте проведения судебного, в судебное заседание явку представителей не обеспечил. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя.

Представитель ответчика требования не признал по основаниям, приведенным в отзыве на заявление и дополнениях к нему.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Обществом с ограниченной ответственностью "Лант" 25.04.2019 и 29.04.2019 представлены в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 17 по Красноярскому краю по телекоммуникационным каналам связи налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за 1 квартал 2019 года, по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2019 года с применением электронной цифровой подписи директора общества Окуневой И.Л.

Инспекцией, со ссылкой на пункт 28 Административного  регламента, утвержденного  приказом Минфина России от 02.07.2012 №99н,  отказано в приеме налоговой отчетности по основанию: отсутствие, неправильное указание электронной подписи, о чем обществу с ограниченной ответственностью "Лант" направлены уведомления.              

Инспекцией 15.03.2019 в Информационный ресурс внесена запись о компрометации сертификата ключа электронной подписи.

Указанные действия связаны с установлением следующих фактов в отношении общества.

- общество с ограниченной ответственностью "Лант" состоит на налоговом учете в                Инспекции с 29.06.2018, вид деятельности: торговля оптовая неспециализированная (46.90), адрес регистрации: 663011, Красноярский край, Емельяновский район, с. Арейское, ул. Молодежная, д. 1, кв. 2,

- из протокола осмотра от 13.03.2019 № 59 установлено, что связь с обществом с ограниченной ответственностью "Лант" по заявленному адресу невозможна (таблички с надписью о нахождении по адресу общества с ограниченной ответственностью "Лант", свидетельствующие о ведении деятельности юридического лица не установлены; постоянно действующий исполнительный орган, иной орган, лицо, имеющее право представлять интересы общества с ограниченной ответственностью "Лант", документы, работники общества не установлены)

- руководителем и учредителем общества с ограниченной ответственностью "Лант" является Окунева Ирина Леонидовна, которая зарегистрирована по адресу: 663011, Красноярский край, Емельяновский район, с. Арейское, ул. Молодежная, д. 1, кв. 2,

- сведения о доходах (2-НДФЛ) за 2016-2018 годы на Океневу и.Л. представлены обществом с ограниченной ответственностью "СИБОЙЛ",

- согласно протоколу допроса от 26.03.2019 Окунева И.Л. подтверждает фактическое руководство обществом с ограниченной ответственностью "Лант", но не владеет полной информацией о финансово-хозяйственной деятельности общества, о проблемах с отправкой налоговой отчетности и обращениях по данному вопросу в инспекцию не помнит,

- общество с ограниченной ответственностью "Лант" не имеет открытых расчетных счетов в банках, ранее открытые расчетные счета в банках АО «ОТП Банк» филиал «Омский» и АК «Альфа-Банк» филиал Новосибирский закрыты 21.12.2018, 17.01.2019 соответственно,

- из анализа движения денежных средств по расчетным счетам до их закрытия установлено, что движение носило транзитный характер, отсутствовали расходы, присущие хозяйствующему субъекту (в том числе коммунальные платежи, выплата заработной платы, затраты на хозяйственные нужды), что свидетельствует о неведении реальной финансово-хозяйственной деятельности.

- у общества с ограниченной ответственностью "Лант" отсутствует материально-техническая база, трудовые ресурсы, необходимые для достижения результатов экономической деятельности,

- наличие задолженности по налогу на добавленную стоимость в размере 25 368,86 руб.

Действия  налогового  органа  по  отказу  в принятии  налоговой  отчетности за 1 квартал 2019 года обжалованы обществом с ограниченной ответственностью "Лант" в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю от 10.07.2019 № 2.12-16/15652@ жалоба общества оставлена без удовлетворения.

Ссылаясь на нарушение законных прав и интересов, общество "Лант" обратилось в суд с настоящим заявлением об оспаривании действий инспекции по отказу в приеме налоговой отчетности и блокировке электронной подписи общества.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Из материалов дела следует, что обществом с ограниченной ответственностью "Лант" 25.04.2019 и 29.04.2019 представлены в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 17 по Красноярскому краю по телекоммуникационным каналам связи налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за 1 квартал 2019 года, по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2019 года с применением электронной цифровой подписи директора общества Окуневой И.Л.

Инспекцией, со ссылкой на пункт 28 Административного  регламента, утвержденного  приказом Минфина России от 02.07.2012 №99н,  отказано в приеме налоговой отчетности по основанию: отсутствие, неправильное указание электронной подписи, о чем обществу с ограниченной ответственностью "Лант" направлены уведомления. Инспекцией 15.03.2019 в Информационный ресурс внесена запись о компрометации сертификата ключа электронной подписи.

Считая действия инспекции по отказу в приеме налоговой отчетности и блокировке электронной подписи, общество обратилось в суд с заявлением об оспаривании данных действий.

 Суд считает, что оспариваемые действия ответчика не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя на основании следующего.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

В силу пункта 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с Налогового кодекса Российской Федерации должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.

Из положений пункта 4 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика  сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Пунктом 7 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Приказом МНС РФ от 02.04.2002 № БГ-3-32/169 «Об утверждении порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» установлено, что представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется по инициативе налогоплательщика и при наличии у него и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденными Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Последовательность административных процедур (действий), осуществляемых                 Федеральной налоговой службой, территориальными налоговыми органами и их должностными лицами, а также порядок взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками при предоставлении государственной услуги по приему налоговых деклараций (расчетов) установлены Административным регламентом Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке  исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2012 № 99н (далее – Административный регламент).

Пунктом 213 Административного регламента установлено, что при получении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС не позднее четырех часов с момента ее получения должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:

1) проверяет в налоговой декларации (расчете) подлинность усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя;

2) формирует извещение о получении налоговой декларации (расчета) с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и отправляет его заявителю;

3) проверяет наличие оснований, указанных в пунктах 28 и 194 Административного регламента.

В соответствии с пунктом 214 Административного регламента при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пунктах 28 и 194 Административного регламента, должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации (расчета) выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:

1) формирует уведомление об отказе в приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и указанием причин отказа или сообщение об ошибке (в случае невозможности расшифровать налоговую декларацию, расчет);

2) отправляет уведомление об отказе в приеме (сообщение об ошибке) заявителю.

При отсутствии оснований, указанных в пунктах 28 и 194 Административного регламента, должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации (расчета) выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:

1) регистрирует налоговую декларацию (расчет), формирует квитанцию о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата);

2) отправляет квитанцию о приеме заявителю (пункт 215 Административного регламента).

В пункте 28 Административного регламента установлен следующий перечень оснований для отказа в приеме налоговой декларации (расчета):

1) отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом;

2) отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы;

3) представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату);

4) отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации;

5) отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС;

6) представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).

Кроме того, в силу пункта 194 Административного регламента должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, при приеме налоговой декларации (расчета) проверяет правильность заполнения налоговой декларации (расчета) в соответствии с установленным порядком. В частности, проверяется наличие в налоговой декларации (расчете) следующих реквизитов:

1) для физического лица: фамилии, имени, отчества (при наличии);

2) для организации:

а) полного наименования организации (ее обособленного подразделения, при наличии его наименования);

б) ИНН, если иное не предусмотрено НК РФ;

в) вида документа: первичный (корректирующий);

г) наименования налогового органа;

д) подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

При наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пункте 28 Административного регламента, и отсутствии в налоговой декларации (расчете) реквизитов, указанных в настоящем пункте, должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, информирует заявителя о том, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины.

Таким образом, перечень оснований для отказа в приеме налоговых деклараций, исходя из положений Административного регламента, является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.

Согласно пункту 2.5 Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденных приказом ФНС России от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@, налоговым органом не позднее четырех часов с момента получения электронного документа (документов) налогоплательщика (представителя), осуществляет контроль на его соответствие положениям пунктов 1, 2 раздела I приложения № 1 к Методическим рекомендациям.

Для электронного документа (документов), не соответствующего положениям пунктов 1, 2 раздела I приложения № 1 к Методическим рекомендациям, с помощью приемного комплекса формируется сообщение об ошибке, которое направляется зарегистрированному в Системе отправителю в открытом (не зашифрованном) виде.

Процедура документооборота на этом прекращается. В силу пунктов 1, 2 раздела I приложения № 1 к Методическим рекомендациям приемным комплексом налогового органа осуществляется проверка абонента-отправителя и типа вложения, проверка транспортного контейнера.

При этом, исходя из положений пункта 2.5 Методических рекомендаций при несоответствии электронного документа положениям пунктов 1, 2 раздела I приложения № 1 к Методическим рекомендациям, формируется сообщение об ошибке.

Согласно пункту 2.8 Методических рекомендаций налоговый орган в течение четырех часов с момента поступления электронного документа (документов) налогоплательщика (представителя) с помощью приемного комплекса осуществляет первичный контроль в соответствии с пунктами 3 – 5 раздела I приложения № 1 к

Методическим рекомендациям и, в случае выявления нарушений, формирует уведомление об отказе с указанием причин отказа, подписывает своей ЭП и сохраняет в хранилище электронных документов.

В силу пунктов 3 – 5 раздела I приложения № 1 к Методическим рекомендациям приемным комплексом налогового органа осуществляется проверка электронной подписи абонента-отправителя, проверка идентификации файла, проверка полномочий отправителя.

Пункт 2.8 Методических рекомендаций, так же как и Административный регламент, предусматривает, что сформированное уведомление об отказе в принятии декларации должно содержать указание причин отказа в принятии декларации.

Содержащиеся в Административном регламенте, Методических рекомендациях требования об указании причины отказа в принятии декларации являются обязательными и направлены на исключение неправомерного, необоснованного отказа налоговым органом в принятии деклараций. Отсутствие указания на соответствующую причину отказа затрудняет налогоплательщику возможность исправить допущенное нарушение, а также затрудняет оценку законности действий налогового органа.

Как следует из материалов дела, Инспекцией 15.03.2019 в Информационный ресурс внесена запись о компрометации сертификата ключа электронной подписи общества "Лант". Сообщения об ошибке налоговым органом сформировано не было, что свидетельствует о том, что нарушений при проверке абонента-отправителя и типа вложения, проверке транспортного контейнера установлено не было.

Действия инспекция по отказу в приеме налоговой отчетности и блокировки подписи обусловлены установлением следующих фактов в отношении общества:

- общество с ограниченной ответственностью "Лант" состоит на налоговом учете в                    Инспекции с 29.06.2018, вид деятельности: торговля оптовая неспециализированная (46.90), адрес регистрации: 663011, Красноярский край, Емельяновский район, с. Арейское, ул. Молодежная, д. 1, кв. 2,

- из протокола осмотра от 13.03.2019 № 59 установлено, что связь с обществом с ограниченной ответственностью "Лант" по заявленному адресу невозможна (таблички с надписью о нахождении по адресу общества с ограниченной ответственностью "Лант", свидетельствующие о ведении деятельности юридического лица не установлены; постоянно действующий исполнительный орган, иной орган, лицо, имеющее право представлять интересы общества с ограниченной ответственностью "Лант", документы, работники общества не установлены)

- руководителем и учредителем общества с ограниченной ответственностью "Лант" является Окунева Ирина Леонидовна, которая зарегистрирована по адресу: 663011, Красноярский край, Емельяновский район, с. Арейское, ул. Молодежная, д. 1, кв. 2,

- сведения о доходах (2-НДФЛ) за 2016-2018 годы на Океневу И.Л. представлены обществом с ограниченной ответственностью "СИБОЙЛ",

- согласно протоколу допроса от 26.03.2019 Окунева И.Л. подтверждает фактическое руководство обществом с ограниченной ответственностью "Лант", но не владеет полной информацией о финансово-хозяйственной деятельности общества, о проблемах с отправкой налоговой отчетности и обращениях по данному вопросу в инспекцию не помнит,

- общество с ограниченной ответственностью "Лант" не имеет открытых расчетных счетов в банках, ранее открытые расчетные счета в банках АО «ОТП Банк» филиал «Омский» и АК «Альфа-Банк» филиал Новосибирский закрыты 21.12.2018, 17.01.2019 соответственно,

- из анализа движения денежных средств по расчетным счетам до их закрытия установлено, что движение носило транзитный характер, отсутствовали расходы, присущие хозяйствующему субъекту (в том числе коммунальные платежи, выплата заработной платы, затраты на хозяйственные нужды), что свидетельствует о неведении реальной финансово-хозяйственной деятельности.

- у общества с ограниченной ответственностью "Лант" отсутствует материально-техническая база, трудовые ресурсы, необходимые для достижения результатов экономической деятельности,

- наличие задолженности по налогу на добавленную стоимость в размере 25 368,86 руб.

Кроме того, в ходе рассмотрения спора налоговым органом приведены следующие обстоятельства.

Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью "Лант" составляет 10 000 руб. Организация осуществляет деятельность по перепродаже фруктов, сухофруктов, свеже-мороженного мяса.

Расчет по форме 6-НДФЛ представлен на 0 человек, справки по форме 2-НДФЛ за 2018 год не представлены.

Сведения о доходах (2-НДФЛ) за 2016-2018 год на Окуневу И.Л. представлены обществом "Сибойл" (сумма дохода за 2018 год - 244 520,09 руб.). С декабря 2018 года основное место работы Окуневой И.Л. – общество с ограниченной ответственностью "КИТ", является оператором автозаправочной станции и совмещает функции кассира - операциониста (трудовой договор от 15.12.2018). Трудовая деятельность  Окуневой И.Л. осуществляется по скользящему графику (согласно табелю учета рабочего времени, установлено, что график работы Окуневой И.Л. сутки через трое, в период отпусков и производственной необходимости - сутки через двое).

Окунева И.Л. с 25.09.2018 является также руководителем общества с ограниченной ответственностью ТК "Фарид", которое находится на упрощенной системе налогообложения. За 2018 год обществом налоговая отчетность не представлена, расчет по страховым взносам представлен 04.12.2018 за 3,6 и 9 месяцев 2018 год, сумма выплат 0 руб.

Согласно  протоколу допроса свидетеля от 26.03.2019, единственный учредитель и руководитель Общества Окунева И.Л., не отрицая факт руководства общества "Лант" и являясь единственным сотрудником общества, не в полной мере владеет информацией о финансово-хозяйственной деятельности Общества. Со слов Окуневой И.Л., бухгалтерский и налоговый учет общества ведется аутсорсинговой компанией – обществом с ограниченной ответственностью "ПРОЦАЙЛО", находящейся по адресу г. Красноярск, ул. Забобонова, женщину зовут Светлана. Номер телефона Окунева И.Л. указать не смогла. Поиск контрагентов Окунева И.Л. осуществляла лично, через интернет, либо узнавала от знакомых, с поставщиками общалась лично. Об обществе "Дариан" узнала из интернета. С руководителем данной организации - Грязиным В.Л., Окунева И.Л. знакома лично (Грязин В.Л. - родной брат). Обществом "Лент" приобретены у общества "Дариан" фрукты (яблоки), сухофрукты, говядина, услуги по доставке щебня (чьим транспортом, ответить затруднилась).

Из допроса установлено, что Окунева И.Л. не владеет полной информацией о деятельности заявителя (в ходе допроса периодически обращалась к записям в блокноте), руководство осуществляет «номинальное», но от руководства не отказывается. Показания Окуневой И.Л. свидетельствуют о том, что ее действия не соотносятся с обязанностью действовать разумно и добросовестно относительно созданного ею юридического v лица, риск наступления неблагоприятных последствий не оценен.

Общество с ограниченной ответственностью "Лант" является пользователем Удостоверяющего центра и оператора электронного документооборота акционерного общества "Калуга Астрал". Из представленных данным обществом документов, в ответ на требование № 2.6-21/10694 от 02.07.2019, установлено следующее.

Лицензия на программный продукт передана пользователю в рамках Сублицензионного договора с официальным Партнером акционерного общества "Калуга Астрал": общество с ограниченной ответственностью "СервисКлауд". Партнер действует на основании договора с Центром продаж 1С-Профиль и доверенности от УЦ АО "Калуга Астрал". В контактах пользователя, указан номер телефона, аналогичный номеру телефона общества с ограниченной ответственностью "Дариан". Владельцем абонентского номера является Процайло Богдан Михайлович.

Согласно сублицензионного договору № 1430541539860893 от 18.10.2018 на передачу неисключительных срочных имущественных прав (лицензии) на использование программных продуктов Лицензиат (ИП Кузьмин) предоставляет пользователю (обществу с ограниченной ответственностью "Лант") неисключительные срочные права на использование программы для ЭВМ - ПП "Астрал-Отчетность". В заявлении (от имени Грязина В.Л.) к системе предоставления отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи "Астрал-Отчетность" по тарифу "Группа пользователей" подключены: общества "Дариан", "Лант", "Виктория". В графе «контактные телефоны» указан один контактный номер от организаций. Владельцем абонентского номера является Грязин Владимир Леонидович.

На вопрос получала ли она сертификат ключей электронных подписей для представления деклараций общества"Лант", Окунева И.Л. пояснила, что получала сама в компании Калуга-Астрал. При анализе представленных документов, установлено несоответствие подписи, учиненной от имени Окуневой И.Л. на заявлении на выдачу и регистрацию сертификата ключа ее подписи в паспорте, что подтверждается Актом исследования специалиста общества с ограниченной ответственностью "Независимое Экспертное Агенство "СВ"" № 15 от 14.10.2019.

На основании письма ответчика № 2.12-40/16530 от 09.10.2019 обществом с ограниченной ответственностью "Независимое Экспертное Агенство "СВ" ИНН 2464244829 проведено подчерковедческое исследование документов общества "Лант": сублицензионный договор № 143054_1539860893 от 18.10.2018 (копия); акт приема-передачи прав №17827845 от 26.10.2018 (копия); заявление на выдачу и регистрацию сертификата ключа подписи(копия); жалоба (вх. № 15544 от 17.06.2019, оригинал).

Согласно акту исследования специалиста общества с ограниченной ответственностью  "Независимое Экспертное Агенство "СВ" № 15 от 14.10.2019 установлено, что подписи от имени Окуневой Ирины Леонидовны в представленных на исследование документов выполнены не Окуневой Ириной Леонидовной, а соответственно двумя другими лицами.

Общество имело расчетные счета в банках: с 05.07.2018 по 17.01.2019 в АО "ОТП БАНК" Филиал "Омский", с 16.07.2018 по 21.12.2018 в АК "АЛЬФА-БАНК" Филиал Новосибирский. Расчетные счета в кредитных организациях налогоплательщиком закрыты.

В ходе анализа движения денежных средств по расчетным счетам заявителя за период 4 квартала 2018 года установлено, что основными доходными операциями являются поступления за "клининговые услуги" и "прочие". Денежные средства в основном поступают от следующих организаций: общества "Сибклин плюс" (52,94%), "Сибклин" (27,45%), "Дариан" (25,77%). Основными расходными операциями по расчетным счетам общества "Лант" является "обналичивание" денежных средств.

В 1 квартале 2019 года (с 01.01.2019 по 17.01.2019) по расчетному счету установлены перечисления за банковские услуги, взыскание платежей в бюджет по решению о взыскании, 17.01.2019 осуществлен платеж "Перевод остатка с закрываемого счета общества с ограниченной ответственностью "Лант" на карту, принадлежащей Окуневой Ирине Леонидовне, на сумму 451 650 руб.

Общая сумма задолженности по налоговым платежам по состоянию на 24.06.2019 составляет 72 144, 1 руб.: налог 67 049 руб., пени 2895, 1 руб., штраф 2 200 руб.

При сопоставлении полученных из кредитных организаций сведений установлено, что в заявлениях на открытие расчетных счетов налогоплательщика указан тот же адрес электронной почты, что и в заявлениях на открытие расчетных счетов общества "Дариан" - dariankg@yandex.ru

Банковские операции обществ "Дариан" и "Лант" осуществлялись с одного IP-адреса -188.162.80.219, а также IP-адресов находящихся в диапазоне обслуживания одного провайдера.

В отношении непринятой налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2019 года налоговый орган отметил следующее.

В разделе 8 (книга покупок) отражены вычеты на сумму НДС 5 036 219,82 руб. по единственному контрагенту – обществу с ограниченной ответственностью "Дариан", который является участником схемы предоставления незаконных налоговых вычетов по НДС в адрес покупателей, отраженных в книге продаж.

Руководителем и учредителем общества "Дариан" является родной брат Окуневой И.Л. -Грязин В.Л. Юридический адрес общества: Емельяновский район, с. Арейское, ул. Таежная, д. 13 кв.3, он же является собственником ¼ доли в общей долевой собственности указанной квартиры. Грязин В.Л. является также учредителем и руководителем обществ "Аквадез", "Сити-СТ", "Возрождение - Н", которые зарегистрированы по одному адресу с обществом "Дариан".

Согласно протоколу допроса от 13.03.2019, заработную плату от вышеуказанных организаций, Грязин В.Л. не получает; занимается данной деятельностью безвозмездно; основное место работы Грязина В.Л. - общество "ГЕФЕСТ" (с 2014 года), работает охранником (имеется лицензия), график работы: сутки через двое либо два через два; бухгалтерский и налоговый учет обществ "Дариан", "ВОЗРОЖДЕНИЕ-Н", "АКВАДЕЗ", "СИТИ-СТ" ведет одна бухгалтерская фирма, название которой Грязин В.Л. не помнит, как производится взаимодействие - ответить затруднился, какие документы передавал для составления отчетности не помнит, встречался в своем личном автомобиле. Оператора ЭДО назвать затруднился, отчетность отправляет бухгалтерская фирма по доверенности (название не помнит); система Интернет "Банк-Клиент" Грязину В.Л. не знакома; офис обществ "Дариан", "ВОЗРОЖДЕНИЕ-Н", "АКВАДЕЗ", "СИТИ-СТ", находится по адресу: с. Арейское, ул. Таежная, 13-3 (договор аренды не заключался); офис – комната; Грязин В.Л. работает один во всех организациях, фактически деятельность по юридическому адресу не ведется; складские помещения отсутствуют; наименования поставляемых в адрес общества "Лант" товаров Грязин В.Л. не указал.

На основании протоколов осмотра от 31.10.2018 №265, от 13.03.2019 №58 установлено отсутствие общества "Дариан" по месту нахождения исполнительного органа.

Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме 6-НДФЛ за 2018 год, представлен на 0 человек, справки по форме 2-НДФЛ за2018 год не представлены.

С 12.02.2019 у общества "Дариан" приостановлены операции по расчетным счетам.

По итогам проведенного анализа движения денежных средств по расчетному счету общества "Дариан" (единственного поставщика общества с ограниченной ответственностью "Лант") на соответствие операций, отраженных в книгах покупок и продаж и фактическому движению потоков денежных средств, установлено их несоответствие: основные товарные потоки по книгам покупок и продаж сформированы в большей степени по сделкам с обществами "Виктория"  (основной поставщик) и "Лант" (основной покупатель), при этом расчеты с обществом "Виктория" не произведены, а с обществом "Лант" только 45 000 руб. (0,59%). Денежные средства, поступающие на расчетные счета общества "Дариан" в течение двух-трех дней обналичиваются: 58,11% (4 423 000 руб.) выведено из оборота с назначением «выдачи на заработную плату и выплаты социального характера»; 21,09% (1 605 000 руб.) на счет общества "Лант"; 19,71% (1 500 000 руб.) на счет общества ТК "Фарид" (руководителем является Окунева И.Л.).

Основным покупателем заявителя в 1 квартале 2019 года является общество с ограниченной ответственностью "Мясноярье", которое состоит на налоговом учете в ИФНС России по Советскому району г. Красноярска. Юридический адрес: 660133, г. Красноярск,               ул. Сергея Лазо, 8А, квартира 17 комната 3. (собственником объекта недвижимости является Саганович Максим Михайлович).

По итогам проведенных мероприятий налогового контроля по 4 кварталу 2018 года, в котором основным покупателем заявителя также являлось общество с ограниченной ответственностью "Мясноярье", налоговым органом усматривается умысел руководителя данного общества в представлении налоговой декларации организации по НДС за 4 квартал 2018 года, содержащей недостоверные сведения, позволившие уменьшить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, на сумму налоговых вычетов, связанных с приобретением товаров у заявителя, - организации, не обладающей необходимыми ресурсами для фактического осуществления сделки.

Анализ цепочки поставщиков и покупателей товара свидетельствуют о получении предполагаемым выгодоприобретателем обществом "Мясноярье" налоговой экономии, посредством совершения операций с участием контрагентов - участников цепочки путем создания фиктивного документооборота, в частности с обществом "Лант", а именно: обществом с ограниченной ответственностью "Мясноярье" не представлен полный пакет документов по сделке с заявителем (представлены только договора);          по итогам анализа выписки по расчетным счетам общества "Мясноярье" установлено, что оплата за товары (работы, услуги) в адрес заявителя не произведена; при проведении анализа, установлено, что банковские операции осуществлялись обществами "Мясноярье", "Дариан" и "Лант" с одного IP-адреса - 188.162.80.219, а также иных IP-адресов, находящихся в диапазоне обслуживания провайдера ПАО "Мегафон".

Указанные факты свидетельствуют о мнимости отражаемых в налоговой отчетности хозяйственных операций вышеуказанными участниками цепочки (общества "Мясноярье", "Лант") и, соответственно, неправомерности заявления ими вычетов по сделкам.

Согласно протоколу допроса генерального директора общества "Мясноярье" Бухтуева А.В. от 23.08.2019, общество "Лант" является одним из поставщиков мяса говядины и оказывает транспортные услуги. По договору поставки данное общество доставляло на склады мясо, специализированным транспортом; о перевозчике товара информацией не располагает; оплата происходила наличными денежными средствами.

По результатам проведенных мероприятий налогового контроля, поставщиком мяса говядины в адрес общества "Мясноярье" предположительно является общество с ограниченной ответственностью "Ленагро", а не общество "Лант".

По мнению инспекции, анализ указанной информации свидетельствует об отсутствии необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств у заявителя, а также у его поставщиков, отраженных в книге покупок, что свидетельствует о нереальности сделок общества "Лант".

Инспекцией направлены поручения от 21.02.2019 №264, 265 об истребовании документов (информации) у кредитных учреждений в отношении банковского досье общества "Лант" и информации об IP-адресах, о лицах, имеющих право распоряжаться денежными средствами на расчётных счетах и действующих от имени организации по доверенностям.

Согласно документам, представленным акционерными обществами "ОТП Банк" и «АЛЬФА-БАНК»,   счета  открыты  лично   Окуневой   И.Л.,   электронный   адрес  для   связи - dariankg@yandex.ru; ip-адреса, с которых осуществлялись расчеты заявителя - 100.118.115.56, 100.118.148.46, 100.118.65.118, 100,69.136.150, 100.70.167.83, 109.226.198.165, 127.0.0.1, 172.19.2.8, 172.19.5.8, 172.25.201.113, 172.25.42.250, 172.31.97.235, 188.162.80.101, 188.162.80.219.

При использовании сведений сайта Awebanalysis.ru, установлены провайдеры, в зоне обслуживания которых, находятся вышеуказанные IP-адреса: общество с ограниченной ответственностью "Орион телеком" ИНН 2466220319, ПАО "МЕГАФОН" ИНН 7812014560.

Инспекцией 30.05.2019 направлены поручения №№914,918 об истребовании документов (информации) у данных организаций.

Обществом с ограниченной ответственностью "Орион телеком" представлен ответ:             «IP-адрес 109.226.198.165 19.04.2018 выделен абоненту - обществу с ограниченной ответственностью "ОТИС лифт" ИНН 7805223443. Адрес подключения: г. Красноярск, ул. Пушкина, д 22а, Контактный телефон +7(983)599-06-35, +7(983)152-00-50. На IP-адресе 109.226.198.165 нет зарегистрированных МАС-адресов; представить копии договоров не представляется возможным, так как все договоры на бумажном носителе хранятся в архиве; вся информация об абонентах содержится в электронной базе общества с ограниченной ответственностью "Орион телеком".

Абонент - общество с ограниченной ответственностью "ОТИС лифт" зарегистрирован в г. Санкт - Петербурге с основным видом деятельности «производство лифтов, скриповых подъемников, экскалаторов и движущихся пешеходных дорожек». Филиалов в г. Красноярске не зарегистрировано. При проведении осмотра по адресу г. Красноярск, ул. Пушкина, д.22а (протокол осмотра № 4126 от 08.10.2019) ИФНС по Железнодорожному р-ну г. Красноярска установлено, что по данному адресу находится 16-ти этажный жилой дом с административными помещениями на первом этаже, все помещения закрыты, таблички и указатели не обнаружены.

ПАО «МЕГАФОН» ответ не представлен.

При сопоставлении полученных сведений ответчиком установлено, что в заявлениях на открытие расчетных счетов заявителя указан тот же адрес электронной почты, что и в заявлениях на открытие расчетных счетов общества «Дариан» - dariankg@yandex.ru. Банковские операции обществ "Дариан" и "Лант" осуществлялись с одного IP-адреса -188.162.80.219, а также IP-адресов находящихся в диапазоне обслуживания одного провайдера. Контрольные мероприятия в отношении заявителя показали, что общество является участником схемы предоставления незаконных налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в адрес покупателей, отраженных в его книге продаж.

В рамках камеральных налоговых проверок за 3,4 квартал 2018 года установлено, что заявитель является участником схемы предоставления незаконных налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в адрес покупателей, отраженных в книгах продаж; не имеет численности персонала, активов, складских помещений, транспортных средств, не находится по юридическому адресу, с января 2019 года не имеет открытых банковских счетов.

В книгах продаж за весь период деятельности налогоплательщиком отражаются операции по реализации разнородных товаров и услуг (мяса, сухофруктов, офтальмологической продукции, клининговых услуг, услуг по расфасовке, услуг по доставке щебня);

расчеты по форме 6-НДФЛ за 9 месяцев 2018 года и за 2018 год, расчеты по страховым взносам за 9 месяцев 2018 года и за 2018 год (приложение к отзыву) представлены с отсутствием численности и нулевыми показателями, справки по форме 2-НДФЛ за 2018 год в налоговый орган не предоставлялись;

расчеты по форме 6-НДФЛ, расчеты по страховым взносам за 3 месяца 2019, 6 месяцев 2019 года (приложение к отзыву) не приняты налоговым органом в связи с компрометацией ключа ЭЦП, при их просмотре установлено, что в расчетах указано 5 человек и начисление заработной платы в размере 4 500 руб.в месяц;

уплата страховых взносов и налога на доходы физических лиц в бюджет не производилась за весь период деятельности организации, два физических лица, указанных в расчетах, Севрунов В.И. и Серебренников Е.С., прописаны за пределами Красноярского края (в Хакасии и Иркутской области);

в телефонном режиме с Васильевым Е.И., Маковицким СВ., Серебренниковым Е.С., Корниенко Л.П. установлено, что фактически они разово перевозили товар на ул. Рейдовую г. Красноярска, Окунева ИЛ. им не знакома;

Инспекцией сделан вывод, что физические лица фактически не работают в обществе "Лант", а указание их данных в расчетах по страховым взносам является формальным и направлено на видимость наличия трудовых отношений.

В книге продаж непринятой налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2019 года обороты по реализации различного вида товаров (услуг) составляют 35 615 020 руб., в том числе НДС - 5 051 075 руб.; основные покупатели:

- общество с ограниченной ответственностью "Мясноярье", НДС, заявленный к вычету, 1 586 тыс. руб. (реализация мяса),

-общество с ограниченной ответственностью "Кантилен-Красноярск", НДС - 946 тыс. руб. (реализация очков и иной офтальмологической продукции),

- индивидуальный предприниматель Васильева, НДС - 880 тыс. руб. (клининговые услуги),

- общество с ограниченной ответственностью "Возрождение лайф", НДС -382 тыс. руб. (реализация сухофруктов, ореха и услуги по их фасовки),

- общество с ограниченной ответственностью "Гермес", НДС -213 тыс. руб. (услуги автоперевозки).

По книге покупок декларации за 1 квартал 2019 года налог на добавленную стоимость, заявленный к вычету, составляет 5 036 219,82 руб.

В книге покупок единственный поставщик общество с ограниченной ответственностью "Дариан" (руководитель - родной брат Окуневой И.Л. Грязин), которое является участником схемы предоставления незаконных налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, не имеет численности персонала, недвижимого имущества и транспортных средств, не находится по юридическому адресу.

По финансово-хозяйственным взаимоотношениям заявителя в период 4 квартала 2018 — 1 квартала 2019 года проведен повторный допрос Окуневой И.Л. от 21.10.2019. Дополнительно 23.10.19 проведен допрос руководителя основного покупателя в соответствии с книгой продаж за 1 квартал 2019 года – общества с ограниченной ответственностью "Мясноярье" Бухтуева А.В. При проведении допросов установлены несоответствия показаний Окуневой И.Л. с данными, отраженными в представленных документах и показаниями Бухтуева А.В.

Из допроса Окуневой И.Л. налоговым органом установлены несоответствия между документами и информацией, имеющейся в налоговом органе. Так, утверждает, что услуги по расфасовки товара общество не осуществляло, при этом ею учинена подпись на выставленных счетах-фактурах в адрес общества с ограниченной ответственностью "Возрождение Лайф" за оказанные заявителем услуги по расфасовки товара. В отношении контрагентов заявителя, указанных в книге продаж за 1 квартал 2019 года, Окунева И.Л. предоставить какую-либо информацию в ходе допроса затруднилась.

На основании представленных обществом с ограниченной ответственностью "Гермес" документов, установлено, что общество "Лант" оказывало услуги автоперевозки Ангарск-Якутск (водитель Курильный В.О.), Новосибирск-п.Жархан, Якутия (водитель Кленов О.Л). В своих поазаниях при допросе Окунева И.Л. утверждает, что услуги за пределами Красноярского края не оказывались, Кленова О.Л и Курильного В.О. не помнит.

Из представленных обществом "Мясноярье" ветеринарных свидетельств установлено, что заявитель приобретал мясо говядины у физических лиц, в том числе за пределами Красноярского края. Данный факт противоречит показаниям Окуневой И.Л., что товар приобретался у общества "Дариан". Доставка в адрес общества "Мясноярье" осуществлялась водителями на личном автотранспорте, при этом у поименованных в допросе водителей в собственности грузовые автомобили отсутствуют.

При анализе представленных заявителем в судебном заседании 26.11.2019 документов, подтверждающих реальность хозяйственных операций, налоговым органом установлено следующее.

Трудовые договоры с водителями-экспедиторами (5 штук) заключены в один день - 01.01.2019. Договоры предусматривают работу по совместительству, пятидневную рабочую неделю, место работы в договорах указаны без населенного пункта: Красноярский край, Емельяновский район, ул. Молодежная, 1-2; рабочее время с 8-00 до 12-00 часов. Согласно пунктам 5.1.1 договоров работник обязан обеспечивать своевременную подачу автомобиля к указанному месту для перевозки.

Таким образом, подразумевается, что у водителя-экспедитора имеется свой автомобиль, поскольку из условий трудового договора не следует, что работодатель – общество "Лант" обеспечивает водителя транспортным средством.

Все работники: Серебренников Е.С., Васильев Е.И. Корниенко Л.П., Маковицкий СВ., Севрунов В.И. зарегистрированы за пределами Емельяновского района - Иркутская область, Республика Хакасия, Манский район Красноярского края, г. Красноярск, официально нигде не трудоустроены.

У Васильева Е.И., Серебренникова Е.С., Корниенко Л.П., Маковицкого СВ. отсутствуют транспортные средства. За Севруновым В.И. зарегистрировано четыре легковых автомобиля, на которых невозможно осуществлять грузоперевозки.

Согласно пояснениям заявителя от 26.11.2019 с июля 2019 года общество "Лант" не осуществляет хозяйственную деятельность, водители-экспедиторы уволены с 29.06.2019, за 3 квартал 2019 года декларации по налогу на добавленную и по налогу на прибыль представлены с нулевыми показателями.

В соответствии с актом сверки взаимных расчетов за период с января 2018 года по сентябрь 2019 года между индивидуальным предпринимателем Процайло С.А. и обществом "Лант" бухгалтерские услуги с 01.07.2019 заявителю не оказывались. Однако по расчету по форме 6-НДФЛ за 9 месяцев 2019 года указано о фактически полученных доходах и суммах удержанного налога по состоянию на август 2019 года.

В расчете по страховым взносам за 1 квартал 2019 года указана сумма взносов к уплате, которая по настоящее время не уплачена в бюджет.

За обществом "Лант" зарегистрирована контрольно-кассовая техника. В связи с отсутствие у общества главного бухгалтера ведение кассовых операций, оформление и подписание кассовых документов осуществляется руководителем (пп.4.2, 4.3 п.4 Указания ЦБ РФ от 11.03.2014 №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном  порядке  ведения  кассовых  операций  индивидуальными  предпринимателями   и субъектами малого предпринимательства»).

Налоговым органом направлен запрос от 20.11.2019 №2.10-28/3/18762 оператору фискальных данных обществу с ограниченной ответственностью "ЭВОТОР ОФД".

Согласно представленным фискальным данным из фискального накопителя контрольно-кассовой техники, установленной по адресу: Емельяновский район с. Арейское, ул. Молодежная, 1 кв.2 (место регистрации ООО «Лант») в период с 01.07.2019 по 28.11.2019 произведено 213 расчетов через операционную кассу на сумму 17 830 264,89 руб.

Денежная наличность поступает в период отсутствия руководителя общества "Лант" Окуневой И.Л. (со слов Окуневой И.Л. в отпуск с 02.10.2019 по 14.10.2019, уезжала за пределы территории Российской Федерации) и в дни, когда Окунева И.Л., согласно табелю учета рабочего времени, находилась по основному месту работу (общество с ограниченной ответственностью "КИТ", оператор автозаправочной части). При этом Окунева И.Л., в протоколе допроса от 21.10.2019, поясняла, что оплата происходит только в безналичной форме, расчеты наличными с организациями не производятся.

Указанные  обстоятельства, по мнению инспекции, свидетельствуют о том, что заявитель  не относится к организациям, ведущим реальную хозяйственную деятельность, Окунева И.Л. не имеет отношения к фактическому управлению обществом, в связи с чем в информационном ресурсе участников документооборота в отношении заявителя проставлен признак компрометации сертификата ключа электронной подписи.

В информационный ресурс 15.03.2019 внесена запись о компрометации сертификата ключа электронной подписи.

Исходя из установленных обстоятельств, налоговый орган со ссылкой на пункт 28 Административного регламента отказал заявителю в приеме налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2019 года, представленных по ТКС 24.04.2019 и 29.04.2019, указав, что декларации содержат ошибку - отсутствие, неправильное указание электронной подписи. В описании ошибки указано, что электронная подпись не принадлежит отправителю/подписанту документа.

Суд считает, что действия налогового органа не основаны на нормах закона.

В силу пункту 1 статьи 27,  пункта 5 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация должна быть подписана либо лицом, исполняющим функции единоличного исполнительного органа (руководитель, генеральный директор), действующим на основании учредительных документов, либо иным уполномоченным лицом. Именно подпись этих лиц может гарантировать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), и, как следствие, придает данному документу статус налоговой декларации.

Доказательств несоответствия представленной декларации установленной форме                (установленному формату), либо отсутствия усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя организации-заявителя, или несоответствия данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя организации заявителя в налоговой декларации, Инспекцией не представлено.

Указанные налоговым органом обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя налогоплательщика на представление налоговой декларации               (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), что предусмотрено подпунктом 2 пункта 28 Административного регламента.

Учитывая нормы Налогового кодекса Российской Федерации и Административного регламента, выводы инспекции о несоответствии представленной декларации установленной форме (установленному формату), либо об отсутствии усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя организации-заявителя, или  о несоответствии данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя организации-заявителя в налоговой декларации, не подтверждены доказательствами и не основаны на действующем законодательстве.

Следует отметить, что установление вышеуказанных обстоятельств на стадии принятия налоговой декларации осуществляется налоговым органом вне какой-либо регламентированной процедуры, при отсутствии упоминания об этом в Методических рекомендациях и Административном регламенте.

Указанные налоговым органом в ходе судебного заседания причины (наличие у заявителя признаков "транзитной" организации, не имеющей цели получение дохода от предпринимательской деятельности, участвующей в цепочке схемных операций, конечная цель которых - незаконное получение налоговой выгоды: отсутствие материально-технической базы, необходимой для ведения финансово-хозяйственной деятельности в заявленных объемах, отсутствие по расчетному счету платежей на ведение хозяйственной деятельности, руководитель Окунева И.Л. не владеет информацией в отношении организации (не помнит, затрудняется ответить), установлено взаимодействие с "транзитными" организациями и участие в цепочке сомнительных операций, значительная доля вычетов в сумме налога, исчисленного с налогооблагаемых операций) не отвечают требованиям пунктов 28, 194 Административного регламента.

Обстоятельства, негативно, с точки зрения налогового органа, характеризующие налогоплательщика, не имеют правового значения на стадии представления налогоплательщиком и принятия налоговым органом налоговой декларации и не могут служить основанием для отказа в ее принятии, поскольку не указаны в качестве таковых ни в статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации, ни в положениях Административного регламента, который содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии деклараций.

Довод налогового органа о том, что, исходя из положений статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации, достоверность сведений, отраженных в декларации, должна быть проверена на этапе приема налоговой декларации, а выводы налогового органа о недостоверности сведений могут служить основанием для отказа в приеме налоговой декларации, отклоняется судом, как противоречащий пункту 4 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации, и основанный на расширительном толковании норм Налогового кодекса Российской Федерации.

Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2017 № 1440-О, контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, включающий мероприятия по пресечению злоупотреблений налогоплательщиков, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, осуществляется налоговыми органами в рамках полномочий, предоставленных им федеральным законодателем. В первую очередь, применительно к отношениям по уплате налогов и сборов соответствующие полномочия предусмотрены положениями статьи 40 "Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения", главы 14 "Налоговый контроль", раздела V.1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании", раздела V.2 "Налоговый контроль в форме налогового мониторинга", развивающими и уточняющими полномочия  налоговых органов, закрепленные статьей 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года № 943-I "О налоговых органах Российской Федерации".

Таким образом, налоговый контроль, включающий мероприятия по пресечению злоупотреблений налогоплательщиков, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, должен проводиться должностными лицами налоговых органов посредством налоговых проверок, получения объяснений, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. При этом такой контроль не должен приводить к нарушению прав и законных интересов налогоплательщиков.

Проверка полноты и достоверности сведений, указанных в налоговой декларации, регламентирована нормами Налогового кодекса Российской Федерации (статьи 88, 89, 101) и может проводиться только после принятия соответствующей декларации, которая в силу статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации является заявлением налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. До принятия налоговой декларации фактически отсутствует само заявление налогоплательщика, содержащее сведения, подлежащие проверке налоговым органом.

Проведение мероприятий налогового контроля по проверке достоверности сведений, содержащихся в не принятой налоговой декларации, в том числе в целях пресечения злоупотреблений налогоплательщиков, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды (на что указывает налоговый орган в обоснование своих действий), не может быть признано обоснованным, поскольку налоговому органу не предоставлено полномочий по проверке достоверности сведений в декларациях до момента их фактического принятия. Именно прием декларации является основанием для проведения соответствующих контрольных мероприятий.

Направленность действий налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды, установленная налоговым органом, должна быть отражена в акте проверки, на основании которого принимается соответствующее решение, а налогоплательщик должен иметь возможность реализовать предоставленные ему Налоговым кодексом Российской Федерации права для представления возражений, участия в рассмотрении материалов проверки, обжалования решения налогового органа, чего он фактически лишается в случае отказа в принятии налоговой декларации по обстоятельствам, характеризующим его как «транзитную» организацию, не осуществляющую реальную хозяйственную деятельность.

При указанных обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу, что налоговым органом в нарушение положений статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не доказано наличие правовых оснований для отказа в принятии представленных заявителем налоговой декларации по налоговых деклараций по налогу на прибыль за 1 квартал 2019 гола и по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2019 года.

На основании изложенного заявленные требования подлежат удовлетворению.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.

С учетом результата рассмотрения настоящего спора, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000,00 руб. подлежат взысканию с ответчиков в пользу заявителя.

Настоящее  решение  выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа -  ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 174, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Красноярскому краю, выразившиеся в отказе в приеме налоговых декларации по налогу на прибыль организаций за 1 квартал 2019 года и налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2019 года, блокировке электронной подписи общества с ограниченной ответственностью "Лант".                               

Оспариваемые действия проверены на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 17 по Красноярскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересовобщества с ограниченной ответственностью "Лант".                               

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Красноярскому краю (ИНН 2411015007, ОГРН 1042440680039, место нахождения: 663020, Красноярский край, п. Емельяново, ул. 2-х Борцов, 21В) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Лант" (ИНН 2411028888, ОГРН 1182468041238, дата регистрации – 29.06.2018, место нахождения: 663011, Красноярский край, Емельяновский район, с. Арейское, ул. Молодежная, 1-12) 3 000,00 руб. судебных расходов на уплату государственной пошлины.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

О.С. Щёлокова