АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ | |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 октября 2018 года | Дело № А33-24456/2018 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 11.10.2018.
В полном объеме решение изготовлено 18.10.2018.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Федориной О.Г. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Надточий Людмилы Максимовны (ИНН 245002800740, ОГРН 312245018500059)
к Администрации города Канска Красноярского края(ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным решения Комиссии по размещению нестационарных торговых объектов на территории города Канска, изложенного в протоколе №16 заседания Комиссии от 08.08.2018 под номером №2 в части отказа в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта - павильона по адресу: <...>,
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом города Канска»,
при участии:
от заявителя: ФИО2, действующего на основании доверенности от 27.03.2017, личность удостоверена паспортом;
от ответчика: ФИО3, действующей на основании доверенности от 09.01.2018, личность удостоверена паспортом;
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пилипенко А.В., с использованием средств системы аудиозаписи,
установил:
индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Администрации города Канска Красноярского края(ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным решения Комиссии по размещению нестационарных торговых объектов на территории города Канска, изложенного в протоколе №16 заседания Комиссии от 08.08.2018 под номером №2 в части отказа в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта - павильона по адресу: <...>,
Заявление принято к производству суда. Определением от 11.09.2018 возбуждено производство по делу, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом города Канска».
Заслушав позиции сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд признал подготовку дела к судебному разбирательству завершенной, руководствуясь статьями 136, 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации окончил подготовку дела к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание, приступил к судебному разбирательству по делу.
Суд заслушал объяснения лиц, участвующих в деле, присутствующих в судебном заседании. Заявитель поддержал требования, изложенные в заявлении, в полном объеме.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований, ходатайствовал о приобщении к материалам дела копии решения Арбитражного суда Красноярского края по делу А33-26033/2017. Представленная копия решения приобщена судом к материалам дела.
Суд огласил письменные материалы и исследовал их.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Между администрацией (арендодателем) и ООО «НЛО» (арендатором) заключен договор аренды земельного участка от 31.10.2014 №АЗ-245-17, согласно пункту 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым №24:51:0203125:46, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): <...> «а», для использования в целях размещения торгового павильона в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, общей площадью 89,78 кв.м. Земельный участок передается по акту приема-передачи, который является неотъемлемой частью договора (приложение №3). Срок аренды участка с 23.09.2014 по 01.01.2017.
По акту приема-передачи земельного участка, предоставленного на праве аренды, от 31.10.2014 вышеуказанный земельный участок передан обществу.
По договору уступки права аренды земельного участка от 22.12.2014 ООО «НЛО» уступило, а ФИО1 приняла обязанности арендатора земельного участка по договору аренды земельного участка от 31.10.2014.
Согласно пункту 2.1. договора аренды земельного участка от 31.10.2014 №АЗ-245-17 срок аренды участка устанавливается с 23.09.2014 по 01.01.2017. В соответствии с пунктом 4.4.14. указанного договора, после окончания срока действия договора (то есть после 01.01.2017) передать участок арендодателю по акту приема-передачи, в состоянии не хуже первоначального.
В связи с истечением срока аренды по договору от 31.10.2014 №АЗ-245-17 МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом города Канска» направил уведомление от 12.01.2017 № 53 о расторжении договора аренды земельного участка от 31.10.2014 №АЗ-245-17.
Постановлением Администрации города Канска Красноярского края от 17.06.2011 № 945 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Канска. В приложении № 1 к данному постановлению в общий реестр нестационарных торговых объектов, расположенных на территории города Канска (существующих и планируемых) был включен под порядковым номером 263 тип объекта – торговый павильон по адресу: ул. Бородинская, 25 «а» с периодом размещения нестационарного торгового объекта до 01.01.2017.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Администрацию г. Канска с заявлением о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов с 01.01.2017 торговый павильон по адресу: ул. Бородинская, 25 «а».
По результатам рассмотрения данного заявления Администрацией г. Канска Комиссией по разработке схемы нестационарных объектов на территории огорода Канска и внесению в нее изменений 09.12.2016 принято решение об исключении из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города адрес размещения объекта –
ул. Бородинская, 25 «а», что отражено в письме от 29.12.2016 № 3834. Заявителю предложены планируемые адреса в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Канска.
Данный отказ администрации, выраженный в письме от 29.12.2016 № 3834, о не включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Канска адреса размещения объекта ул. Бородинская, 25 «а» оспорен заявителем в судебном порядке в рамках дела № А33-298/2017.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 06.06.2017 по делу № А33-298/2017 заявление удовлетворено частично, бездействие администрации города Канска Красноярского края, выраженное в не включении в схему размещения нестационарных торговых объектов торгового объекта – павильона, принадлежащего индивидуальному предпринимателю ФИО4, по адресу: <...> признано незаконным. На администрацию города Канска Красноярского края возложена обязанность повторно рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя ФИО4 от 08.12.2016 года, в соответствии с действующим законодательством и с учетом содержания настоящего судебного акта.
Во исполнение решения Арбитражного суда Красноярского края от 06.06.2017 по делу № А33-298/2017 Постановлением администрации города Канска Красноярского края от 15.06.2017 года №529 «О внесении изменений в постановление администрации города Канска от 29.12.2016 №1445» место размещения по адресу: <...> «а» включено в схему размещения нестационарных торговых объектов на период размещения по 01.01.2022 года.
19.07.2018 индивидуальный предприниматель обратился в МКУ КУМИ г.Канска с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта (вх.№334). В названном заявлении индивидуальный предприниматель просит продлить срок размещения нестационарного торгового объекта площадью 89,78 кв.м. по адресу <...> «а» без проведения торгов.
Письмом от 16.08.2018 №1873 администрация города Канска Красноярского края, в ответ на обращение №334 от 19.07.2018 направила в адрес индивидуального предпринимателя выписку из протокола комиссии по размещению нестационарных торговых объектов на территории города Канска №16 от 08.08.2018. В соответствии с представленной выпиской, пунктом 2 повестки дня был поставлен вопрос о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта с индивидуальным предпринимателем ФИО1, по результатам рассмотрения вопроса, комиссией принято решение об отказе в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов.
Полагая, что отказ в выдаче разрешения на размещение нестационарного торгового павильона по адресу: <...> «а» без проведения торгов, изложенный в в протоколе №16 заседания Комиссии от 08.08.2018 под номером 2, не соответствует действующему законодательству, нарушает права и интересы в сфере экономической деятельности, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Исходя из Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ), Устава города Канска, принятого Решением сессии Канского городского Совета депутатов от 27.01.1998 N 47-9Р,Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ), администрация города Канска Красноярского края является уполномоченным органом на принятие решения о предоставлении разрешения на размещение нестационарного торгового объекта.
Согласно пункту 10 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В Определении Конституционного Суда РФ от 29.01.2015 № 225-О разъяснено, что осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер.
Одним из вопросов местного значения сельского поселения является создание условий для обеспечения жителей услугами торговли.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ целями настоящего Федерального закона являются:
1) обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;
2) развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;
3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность; баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.
По пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.
Согласно пунктам 1 и 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № -ФЗ под торговой деятельностью понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров; под нестационарным торговым объектом - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов установлены статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ, согласно пункту 1 которой размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Как следует из материалов дела, 19.07.2018 индивидуальный предприниматель обратился в МКУ КУМИ г.Канска с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта (вх.№334). В названном заявлении индивидуальный предприниматель просит продлить срок размещения нестационарного торгового объекта площадью 89,78 кв.м. по адресу <...> «а» без проведения торгов.
Рассмотрев заявление предпринимателя, как направленное на получение права размещения объекта без проведения торгов, ответчиком отказано в его удовлетворении. Основанием для отказа послужило отсутствие у заявителя действующего (нерасторгнутого) договора аренды земельного участка под эксплуатацию нестационарного торгового объекта в нарушение подпункта 2 пункта 4.3 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Канск, утвержденного Постановлением администрации г. Канска Красноярского края от 15.02.2018 N 119.
Постановлением администрации г. Канска Красноярского края от 15.02.2018 N 119 утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Канск (далее – Порядок №119).
Раздел 4 Порядка №119 предусматривает порядок определения права субъекта на размещение нестационарного торгового объекта.
В соответствии с положениями пункта 4.1 Порядка №119 субъекты, заинтересованные в размещении НТО, обращаются в КУМИ г. Канска с заявлением о заключении Договора на размещение НТО (приложение N 1 к Порядку) с обязательным приложением документов, указанных в пунктах 4.1.1 и 4.1.2 настоящего Порядка.
Пункт 4.2 Порядка №119 предусматривает, что заявления рассматриваются на комиссии по размещению НТО в 30-дневный срок со дня поступления Заявления.
Комиссией по размещению НТО может быть принято одно из следующих решений:
1) о заключении Договора на размещение НТО без проведения Торгов;
2) о приостановлении рассмотрения Заявления (при непоступлении необходимых документов);
3) об отказе в заключении Договора на размещение НТО без проведения Торгов, в том числе в связи с отсутствием места в Схеме размещения, несоответствием вида реализуемой продукции в предлагаемом к размещению объекте виду реализуемой продукции, установленному в Схеме размещения.
Подпункт 2 пункта 4.4 Порядка №119 предусматривает, что основаниями для отказа Субъекту при рассмотрении Заявления о заключении Договора на размещение НТО без проведения Торгов при предоставлении места в качестве компенсационного является расторгнутый с заявителем Договор на размещение НТО в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из материалов дела, между администрацией (арендодателем) и ООО «НЛО» (арендатором) заключен договор аренды земельного участка от 31.10.2014 №АЗ-245-17, согласно пункту 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым №24:51:0203125:46, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): <...> «а», для использования в целях размещения торгового павильона в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, общей площадью 89,78 кв.м. Земельный участок передается по акту приема-передачи, который является неотъемлемой частью договора (приложение №3). Срок аренды участка с 23.09.2014 по 01.01.2017.
По акту приема-передачи земельного участка, предоставленного на праве аренды, от 31.10.2014 вышеуказанный земельный участок передан обществу.
По договору уступки права аренды земельного участка от 22.12.2014 ООО «НЛО» уступило, а ФИО1 приняла обязанности арендатора земельного участка по договору аренды земельного участка от 31.10.2014.
Согласно пункту 2.1. договора аренды земельного участка от 31.10.2014 №АЗ-245-17 срок аренды участка устанавливается с 23.09.2014 по 01.01.2017. В соответствии с пунктом 4.4.14. указанного договора, после окончания срока действия договора (то есть после 01.01.2017) передать участок арендодателю по акту приема-передачи, в состоянии не хуже первоначального.
В связи с истечением срока аренды по договору от 31.10.2014 №АЗ-245-17 МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом города Канска» направил уведомление от 12.01.2017 № 53 о расторжении договора аренды земельного участка от 31.10.2014 №АЗ-245-17.
Таким образом, на момент обращения индивидуального предпринимателя ФИО1 (19.07.2018) МКУ КУМИ г.Канска с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта (вх.№334) по адресу: <...> «а», договор аренды земельного участка от 31.10.2014 №АЗ-245-17 прекращен в связи с истечением срока его действия, указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Заявитель, оспаривая отказ в выдаче разрешения на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов, ссылается на отсутствие необходимости заключать договор аренды земельного участка, поскольку размещение нестационарного торгового объекта является правомерным в соответствии со статями 39.33 и 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, положения указанных статей Земельного кодекса Российской Федерации предоставляют право на размещение нестационарного торгового объекта без предоставления земельного участка.
Указанные доводы заявителя подлежат отклонению на основании следующего.
Действительно, статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Так, в силу пункта 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом, для использования земель в указанных целях не требуется получение разрешения уполномоченного органа.
Таким образом, само по себе утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов и включение в нее мест размещения, в том числе, по результатам рассмотрения обращений хозяйствующих субъектов, не требует предварительного решения вопроса о предоставлении конкретным хозяйствующим субъектам земельных участков под размещение таких объектов.
Размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ (часть 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно положениями пунктов 2, 3 статьи 10, пункта 2 части 3 статьи 17 Федерального закона № 381-ФЗ Порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. А непосредственно сама схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 N 772) оговаривают цели размещения нестационарных торговых объектов в рамках объектов государственной собственности, вместе с тем, основанием для отказа в согласовании включения в схему размещения называют только отсутствие неиспользуемых земельных участков (зданий, сооружений) либо наличие установленных законодательством ограничения в их обороте.
Помимо изложенного, положениями статьи 3 Федерального закона № 381-ФЗ определено, что правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется также и законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом "к" статьи 4 Закона Красноярского края от 30.06.2011 № 12-6090 "Об отдельных вопросах государственного регулирования торговой деятельности на территории Красноярского края" установление порядка разработки и утверждения органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, схемы размещения нестационарных торговых объектов, отнесено к компетенции органа исполнительной власти края в области государственного регулирования торговой деятельности.
В соответствии с вышеизложенными нормами закона Министерством промышленности и торговли Красноярского края издан Приказ от 27.11.2013 № 05-95 "Об установлении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края" (далее – Порядок №05-95)
Порядок №05-95 определяет процедуру разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - схема) органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края (далее - орган местного самоуправления) на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в целях повышения доступности товаров для населения (пункты 2, 4 Порядка № 05-95)
Пункт 5 Порядка № 05-95 устанавливает следующие требования к содержанию схемы:
- тип нестационарных торговых объектов (павильон, киоск, автомагазин, тонар, торговая площадка, другое);
- адресный ориентир расположения нестационарных торговых объектов;
- количество нестационарных торговых объектов по каждому адресному ориентиру;
- площадь земельного участка, здания, строения, сооружения или их части, занимаемую нестационарным торговым объектом;
- вид реализуемой нестационарным торговым объектом продукции;
- период размещения нестационарных торговых объектов.
Пунктом 6 Приказа № 05-95 определено, что Схема разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными, пожарными, санитарными и экологическими нормами и правилами, правилами продажи отдельных видов товаров, проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования.
Таким образом, положения части 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, направленные на регулирование порядка размещения нестационарных торговых объектов, содержится отсылочную норму на Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". При этом, указанный Законне регламентирует порядок предоставления мест размещения нестационарных торговых объектов конкретным лицам (субъектам предпринимательской деятельности), а определяет требования к процедуре утверждения схемы размещения самих нестационарных торговых объектов с целью обеспечения устойчивого развития территории и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Анализ содержания положений статьи 39.33, 39,36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 10, 17 Федерального закона № 381-ФЗ, а также Постановления Администрации города Канска от 15.02.2018 № 119, принятого в рамках предоставленных статьей 3 названного закона полномочий, позволяет прийти к выводу, что процедура размещения хозяйствующим субъектом принадлежащего ему нестационарного торгового объекта в определенном месте состоит из двух последовательных этапов:
1 - утверждение места размещения неперсонифицированного нестационарного торгового объекта, что происходит путем включения его в Схему, утвержденную органом местного самоуправления,
2 – предоставление определённому хозяйствующему субъекту торговой деятельности права размещения нестационарного торгового объекта в месте, указанном в Схеме.
Анализ вышеприведенных положений пункта 5 Порядка № 05-95 о содержании схемы размещения нестационарных торговых объектов и подлежащих отражению в ней сведений также позволяет сделать вывод, что включение определенного месте размещения нестационарного торгового объекта в схему производится не персонифицировано.
Положения части 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, направленные на регулирование порядка размещения нестационарных торговых объектов, содержится отсылочную норму на Федеральный закон № 381-ФЗ. Вместе с тем, указанный закон не регламентирует порядок предоставления мест размещения нестационарных торговых объектов конкретным лицам (субъектам предпринимательской деятельности), а определяет требования к процедуре утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов с целью обеспечения устойчивого развития территории и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Исходя из положений Федерального закона № 381-ФЗ, с учетом определения Конституционного суда от 29.01.2015 № 225-О, следует вывод, что порядок утверждения схемы подчиняется целям достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли и направлен на обеспечение населения торговыми услугами, но не регламентирует порядок предоставления конкретным хозяйствующим субъектам прав на осуществление предпринимательской деятельности в определенном месте.
Следовательно, само по себе указание адреса в утвержденной органом местного самоуправления схеме не позволяет сделать вывод о конкретном хозяйствующем субъекте, осуществляющем предпринимательскую торговую деятельность по указанному адресу. Наличие нестационарного объекта в схеме размещения само по себе также не предоставляет какого-либо преимущества лицу, нестационарный объект которого находился ранее на том же месте.
Данный вывод корреспондирует правовым позициям, нашедшим отражение в судебной практике (напр. определение Верховного Суда Российской Федерации N 304-ЭС17-15428, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.07.2018 по делу А33-17707/2017, от 26.05.2016 по делу А33-6272/2014, Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015 по делу А33-10981/2014, Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 03.07.2017 по делу А33-299/2017).
Действующие нормативное правовое регулирование и сложившаяся судебная практика позволяет выделить две правовых ситуации при рассмотрении заявлений о включении в схему нестационарных торговых объектов:
- наличие у заявителя законного права на размещение нестационарного торгового объекта на конкретном земельном участке на момент утверждения Схемы, вследствие чего у органа местного самоуправления возникает обязанность включить объект в схему размещения нестационарных торговых объектов и не препятствовать реализации прав хозяйствующего субъекта в продолжении законной эксплуатации ранее размещенного по соовтетсвующему адресу торгового объекта (при наличии действующего договора аренды либо безвозмездного пользования земельным участком, при наличии ранее выданного разрешения заключенного договора на размещение объекта с неистекшим сроком действия),
- обращение любого иного заинтересованного лица вне зависимости от наличия у него прав на земельный участок, что при отсутствии объективных препятствии для размещения нестационарного торгового объекта в предложенном месте также влечет необходимость внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Однако в последнем случае включение в схему места размещения объекта не идентично предоставлению права на размещение в указанном месте нестационарного торгового объекта конкретного субъекта без соблюдения публичных процедур.
Аналогичное толкование действующего законодательства также ранее нашло отражение в судебной практике (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 03.07.2017 по делу А33-299/2017).
В случае отсутствия у субъекта предпринимательской деятельности прав на земельный участок, предоставление ему права на размещение нестационарного торгового объекта на земельный участке, находящимся в государственной или муниципальной собственности, должно быть осуществлено с учетом недопустимого нарушения установленного пунктом 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 03.07.2016 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрета на предоставление государственных или муниципальных преференций в нарушение требований, установленных главой 5 указанного Федерального закона.
В силу положений Федерального закона № 381-ФЗ, нормативное регулирование вопросов порядка предоставления конкретным субъектам права на размещение принадлежащего им объектов в рамках утвержденной схемы размещения нестационарных объектов отнесено к компетенции органа исполнительной власти субъектов федерации и (или) органов местного самоуправления.
Применительно к рассматриваемой ситуации такой порядок утвержден Постановлением администрации города Канска от 15.02.2018 № 119. Согласно положений пункта 4.3 Порядка №119 договор на размещение НТО заключается с Субъектом без проведения Торгов в следующих случаях:
1) Субъект имел заключенный договор аренды земельного участка под эксплуатацию НТО, и такой договор не расторгнут (не прекратил свое действие) до утверждения настоящего Порядка, и эти места размещения включены в действующую Схему размещения (в соответствии с пунктом 4.1.2 настоящего Порядка);
2) Субъект имеет действующий Договор на размещение, заключенный в установленном порядке, заявление подано до истечения срока действия, указанного в Договоре на размещение, и не позднее чем за 2 месяца до истечения срока действия, установленного в Схеме размещения (в соответствии с пунктом 4.1.2 настоящего Порядка);
3) при предоставлении компенсационного (свободного) места в случае исключения места размещения НТО из Схемы размещения в порядке, предусмотренном действующим законодательством (в соответствии с пунктом 4.1.1 настоящего Порядка).
Таким образом, само по себе включение указанного в заявлении ИП ФИО1 места размещения нестационарного торгового объекта в утверждаемую органом местного самоуправления на период с 01.01.2017 схему размещения, с учетом отсутствия на указанную дату законных оснований для пользования обществом земельным участком по адресу <...> (что признается заявителем), не повлекло бы автоматического предоставления предпринимателю права на размещение своих объектов по указанному адресу.
Учитывая изложенное, в связи с отсутствием у индивидуального предпринимателя ФИО1 действующего договора аренды земельного участка под эксплуатацию нестационарного торгового объекта (иного вещного права на земельный участок), ответчик обосновано отказал заявителю в выдаче без проведения торгов разрешения на размещения нестационарного торгового павильона по адресу: <...> «а».
Аналогичный правовой подход нашел свое отражение в судебной практике и содержится, например, в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.07.2018 N Ф02-1834/2018 по делу N А33-17707/2017, Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.07.2018 по делу N А33-1387/2018.
Ссылка заявителя на наличие у него преимущественного права размещения нестационарного торгового объекта в рассматриваемом месте согласно схеме и без проведения торгов в силу факта нахождения объекта на указанном месте в момент утверждения схемы отклоняется судом как нормативно не обоснованная.
Как уже указывалось ранее, схема размещения нестационарных торговых объектов является неперсонифицированной, содержит сведения только об адресных привязках, но не о хозяйствующих субъектах. Порядок получения права размещения объекта в определенном месте тем или иным субъектом определен Порядком № 119 и зависит либо от наличия действующих вещных прав (в том числе, аренды) соответствующего земельного участка у заявителя, либо от результатов проведения публичных процедур (торгов). С фактическим наличием (установкой) нестационарного торгового объекта в месте, обозначенном в схеме, действующий порядок каких-либо преимущественных прав на заключения договора размещения без проведения торгов в пределах срока действия схемы, не связывает.
При этом Порядок №119 судом общей юрисдикции не признан в установленном действующем законодательством порядке недействительным полностью или в какой-либо его части., не отменен в порядке самоконтроля. Арбитражным судом также не установлено противоречия рассматриваемых положений Порядка нормативным правовым актам, имеющим большую силу.
Также, индивидуальным предпринимателем заявлен довод о том, что согласно пункта 3.2.2 Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года, утвержденной Приказом Минпромторга России от 25.12.2014 №2733, отсутствие системных нарушений правил торговли и желание хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения влечет к необходимости продления договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур.
Указанная ссылка заявителя на Стратегию развития не может быть принята судом, так как Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года, утвержденной Приказом Минпромторга России от 25.12.2014 №2733 не является нормативным правовым актом прямого действия. Указанный документа определяет направления развития государственной политики.
Изложенный же заявителем подход не свидетельствует об отсутствии оснований применения положений Федерального закона от 03.07.2016 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и противоречит принятой администрацией процедуре размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Канск (Порядок №119).
С учетом вышеизложенного, требование заявителя удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании незаконным решения Комиссии по размещению нестационарных торговых объектов на территории города Канска, изложенного в протоколе №16 заседания Комиссии от 08.08.2018 под номером №2 в части отказа в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта - павильона по адресу: <...> удовлетворению не подлежит.
Часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Учитывая результат рассмотрения дела, судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению не заявителя, возмещению с ответчика не подлежат.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 174, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления отказать.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края. октября 2018 года
Судья | О.Г. Федорина |