ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-24606/16 от 13.04.2017 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

апреля 2017 года

Дело № А33-24606/2016

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена  13 апреля 2017 года.

В полном объеме решение изготовлено 20 апреля 2017 года.

      Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Фролова Н.Н. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениям Администрации города Красноярска (ИНН 2451000840, ОГРН 1022402655758), Департамента градостроительства администрации города Красноярска (ИНН 2466216619, ОГРН 1082468060476), Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (ИНН 2466010657, ОГРН 1032402940800), Управления архитектуры администрации города Красноярска (ИНН 2466046460, ОГРН 1022402656638) к Службе по государственной охране объектов культурного наследия (ИНН 2466161462, ОГРН 1152468019032)
об оспаривании предписания от 26.08.2016 № 53/16, с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, Главного управления культуры администрации города Красноярска, Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска,          с участием в судебном заседании: до объявления перерыва: представителя Администрации города Красноярска Е.Ю. Васильевой на основании доверенности от 05.10.2015 №04-8202, представителя Департамента градостроительства администрации города Красноярска О.В. Павлюченко на основании доверенности от 21.01.2016 №04/130-дв, представителей ответчика С.С. Григорьева на основании доверенности от 08.06.2015, Е.И. Базановой на основании доверенности от 10.09.2015, после окончания перерыва: представителя Администрации города Красноярска Е.Ю. Васильевой на основании доверенности от 05.10.2015 №04-8202, представителя Департамента градостроительства администрации города Красноярска С.А. Шикунова на основании доверенности от 24.10.2016, представителей ответчика С.С. Григорьева на основании доверенности от 08.06.2015, Е.И. Базановой на основании доверенности от 10.09.2015, при ведении  протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола в письменной форме секретарем судебного заседания М.А. Самойловой, установил:

Администрация города Красноярска (далее – заявитель) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе по государственной охране объектов культурного наследия (далее – ответчик, Служба) о признании недействительным предписания от 26.08.2016 № 53/16 об устранении выявленных нарушений.

Определением от 02.11.2016 возбуждено производство по делу, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, Управление архитектуры администрации города Красноярска, Главное управление культуры администрации города Красноярска, Департамент градостроительства администрации города Красноярска, Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска.

Определением от 07.12.2016 арбитражным судом к производству принято заявление Управления архитектуры администрации города Красноярска к Службе по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края о признании недействительным пункта 2 предписания от 26.08.2016 № 53/16 (дело № А33-27548/2016). 

Определением от 09.12.2016 арбитражным судом к производству принято заявление Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска к Службе по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края о признании недействительным предписания от 26.08.2016 №53/16 (дело № А33-27819/2016).

Определением от 30.11.2016 арбитражным судом к производству принято заявление Департамента градостроительства администрации города Красноярска к Службе по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края о признании недействительным предписания от 26.08.2016 № 53/16 (дело № А33-27047/2016).

Дела №№ А33-27048/2016, А33-27819/2016, А33-27548/2016, А33-24606/2016 связанны между собой по основаниям возникновения заявленных требований и представленным доказательствам, в связи с чем, объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением номера А33-24606/2016.

Представитель Администрации города Красноярска заявленные требования поддержал согласно заявлению, суду пояснил следующее:

оспариваемое предписание вынесено неуполномоченным лицом, поскольку правовыми актами Правительства Красноярского края не закреплено полномочие специалистов Службы на вынесение предписаний по итогам надзорных мероприятий;

при проведении проверки затребованы и проверены документы, которые находятся  за пределами проверяемого периода, а так же за пределами двухгодичного срока, установленного Законом № 131 – ФЗ;

указанные в предписании органы администрации обладают правами юридических лиц и по вопросам, относящимся к их компетенции, взаимодействуют, в том числе, с контрольными и надзорными органами, вместе с тем, в отношении данных лиц приказы о проведении проверки не направлялись, акты проверок не составлялись;

проведение проверки в целом в отношении администрации, учитывая, что вопросы, входящие в предмет проверки отнесены к компетенции органов администрации, обладающих правами юридического лица, и их исполнение администрацией не дублируется, носит незаконный характер;

      Федеральный закон № 73-ФЗ, дополненный статьей 35.1, устанавливающей запрет на распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в реестр, а также на их территориях, вступил в силу 20.03.2015, в связи с чем, его действие распространяется только на отношения, возникшие после вступления в законную силу;

      места размещения рекламных конструкций, указанные в паспортах рекламных мест к разрешениям на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по адресу: ул. Ленина, 68, ул. Ленина, 56, пр. Мира, 70, пр. Мира, 61, находятся за пределами границ охранных зон объектов культурного наследия;

      вопросы внесения изменений в Правила землепользования и застройки г. Красноярска, утвержденные решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 №В-122 не отнесены к компетенции Департамента градостроительства администрации города Красноярска;

       в соответствии с Положением об управлении архитектуры администрации города Красноярска, утвержденным распоряжением администрации города Красноярска от 16.08.2012 № 124-р, обеспечение подготовки правил землепользования и застройки города, а также внесения в них изменений, относится к компетенции Управления архитектуры.

       Управление архитектуры, оспаривая предписание, указывает следующее:

       схемы  размещения рекламных  конструкций  по  указанным  в  акте  от 26.08.2016 адресам утверждены до вступления в силу Федерального закона № 73-ФЗ;

       разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций выданы до вступления в силу Федерального закона № 73-ФЗ;

       места размещения рекламных конструкций, указанные в паспортах рекламных мест к разрешениям на установку и эксплуатацию рекламных конструкций находятся за пределами границ охранных зон объектов культурного наследия.

       Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в обоснование заявленных требований указал следующее:

       на момент проведения проверки отсутствовал правовой акт, устанавливающий порядок ее проведения и полномочия Службы, а так же ее должностных лиц на вынесение предписаний, что является грубым нарушением прав проверяемого лица;

      статьей 45 Закона № 73-ФЗ не предусмотрены требования к локальным актам органом местного самоуправления, отсутствует указание на обязанность органа местного самоуправления разработать и утвердить порядок согласования проведения работ по капитальному ремонту (реконструкции) на объекте культурного наследия.

       Представитель Департамента градостроительства администрации города Красноярска требования поддержал согласно заявлению, суду пояснил следующее:

       предписание сформулировано таким образом, что его исполнение зависит от воли иного лица – представительного органа местного самоуправления, что недопустимо и делает его неисполнимым;

      в предписании не указано, каким образом и какие именно разрешения на строительство (по каким объектам и в каком количестве), выданные с 22.01.2015 по настоящее время, необходимо привести в соответствие;

       на момент проведения проверки отсутствовал правовой акт, устанавливающий порядок ее проведения и полномочия Службы, а так же ее должностных лиц на вынесение предписаний, что является грубым нарушением прав проверяемого лица.

Представители ответчика требования не признали, сослались на доводы, изложенные в отзыве на заявление, дополнительных пояснениях, суду пояснили следующее:

       взаимоотношения между органами государственного контроля (надзора) и органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления в части проведения в отношении последних проверок регламентированы нормами Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

       приказом от 21.09.2015 № 150 утвержден план проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления на 2016 год, который размещен на официальном сайте Службы и согласован с Прокуратурой Красноярского края в соответствии со ст. 77 Федерального закона № 131-ФЗ;

       в силу подпункта «в» пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2015 № 740 должностные лица государственных органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания об устранении нарушений;

       в соответствии с Уставом, администрация города Красноярска, реализуя полномочия, определяет структуру, полномочия, функции и порядок деятельности уполномоченных органов, принимает административные регламенты проведения контрольных проверок, организует мониторинг эффективности муниципального контроля, осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством;

       оспариваемым предписанием Служба предписывает администрации устранить нарушения в рамках муниципального контроля, находящихся в ее видении Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, Управления архитектуры администрации города Красноярска, Главного управления культуры администрации города Красноярска, Департамента градостроительства администрации города Красноярска, Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска, которые нарушили федеральное законодательство в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с целью представления заявителем дополнительных пояснений, с учетом представленных ответчиком доказательств, объявлялся перерыв до 09 час. 45 мин. 13.04.2017.

      Дело рассмотрено по общим правилам искового производства, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными в главе 24 «Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц».

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

На основании приказа от 28.07.2016 № 489 в период с 01.08.2016 по 26.08.2016 Службой проведена проверка соблюдения администрацией города Красноярска обязательных требований в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Красноярска в соответствии с ежегодным планом проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, утвержденным приказом от 21.09.2015 № 150.

По итогам проверки составлен Акт проверки № 13-п от 26.08.2016, выдано предписание № 53/16 от 26.08.2016 об устранении выявленных нарушений, согласно которому в срок до 01.02.2017:

1. Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска  предписано привести в соответствие с требованиями пункта 3 статьи 63 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» договоры аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления и иные договоры, предусматривающие передачу прав владения и (или) пользования объектами культурного наследия, находящимися в государственной или муниципальной собственности; привести в соответствие с требованиями статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» порядок согласования проведения работ по капитальному ремонту (реконструкции) в объекте нежилого фонда, расположенного в объекте культурного наследия (пункт 1);

         2. Управлению архитектуры администрации г. Красноярска аннулировать разрешения на установку рекламных конструкций, размещенных в границах зон охраны объектов культурного наследия по адресам: ул. Ленина, 68, разрешение на установку рекламной конструкции от 21.11.2014 № 4336. выдано Ванееву Николаю Викторовичу, срок действия разрешения до 04.11.2024; ул. Ленина, 56, разрешение на установку рекламной конструкции от 13.01.2015 № 12. выдано ООО «Скайви», срок действия разрешения до 24.11.2024; пр. Мира, 70, разрешение на установку рекламной конструкции от 13.01.2015 № 37, выдано ООО «Скайви», пр. Мира. 61, разрешение от 13.01.2015 № 33, выдано ООО «Скайви», срок действия разрешения до 24.11.2024; ул. Вейнбаума, 15к 1, разрешение на установку рекламной конструкции от 27.04.2015 № Б-2184, выдано Болотину Сергею Валерьевичу, срок действия разрешения до 06.04.2025 (пункт 2 предписания);

        3. Управлению культуры администрации г. Красноярска в предусмотренном порядке обратиться в федеральный орган охраны объектов культурного наследия (Министерство культуры Российской Федерации) с целью согласования решения о перемещении объекта культурного наследия регионального значения «Бюст В.И. Сурикова. Скульптор Лавров Г.Д.» 1948 г.

       4.  Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска внести изменения в Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденные решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122:

        отобразить зону регулирования застройки и хозяйственной деятельности (Покровская слобода), установленную постановлением Совета администрации Красноярского края от 18.02.2004 № 36-п на основании проекта зон охраны памятников истории и культуры в отношении объектов культурного наследия федерального значения «Караульная башня - часовня Параскевы Пятницы», 1855 г. (ул. Степана Разина, 51а) и «Троицкая церковь», 1836-1842 гг. (ул. Игарская, 6);

        отобразить площадь зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения города Красноярска, в пределах которой установлены предельные параметры разрешенного строительства и реконструкции до 6 - 15 метров в высоту в кварталах:

      ул. Бограда – ул. Декабристов – ул. Ломоносова – ул. Робеспьера

      ул. Ломоносова – ул. Декабристов – левый берег р. Енисей – ул. Робеспьера

      ул. Бограда – ул. Горького – левый берег р. Енисей – ул. Декабристов

       ул. Дубровинского – ул. Диктатуры Пролетариата – берег р. Енисей – ул. Дзержинского.

      Включить в Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск утвержденные решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122 требования, изложенные в ст.36  Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в соответствии с которыми проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы.

       Привести в соответствия со ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», выданные с 22.01.2015 по настоящее время разрешения на строительство в г. Красноярске.

       Выдавать разрешения на строительство в г. Красноярске с учетом требований ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

       5. Департаменту городского хозяйства администрации г. Красноярска отменить (аннулировать) решение о согласовании переустройства и (или) пере планировки жилых помещений от 16.05.2016 № 240 квартиры № 13 в доме № 132 по ул. Карла Маркса.

Пункт 5 предписания, обязывающий Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска отменить решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений от 16.05..2016 № 240 квартиры № 13 в доме № 132 по ул. Карла Маркса, исполнен, что следует из содержания представленного в материалы дела письма от 27.01.2017 № 02/286, адресованного руководителю Службы по государственной охране объектов культурного наследия красноярского края.

Заявители, полагая, что указанным актом нарушены их права и законные интересы, обратились в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта.

Суд исследовал материалы дела и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришел к выводу, что требования подлежат удовлетворению. Правовое и фактическое обоснование выводов суда следующее.

       В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

       Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

       При проведении проверки в отношении органа местного самоуправления, орган государственного контроля должен установить объект проверки на основе правовых актов, определяющих его компетенцию и осуществлять надзорное мероприятие в отношении данного лица с учетом его полномочий.

      Объект проверки - лицо, в отношении которого проводится контрольно-надзорное мероприятие.

      Как следует из материалов дела, оспариваемое предписание выдано по итогам плановой выездной проверки соблюдения администрацией города Красноярска обязательных требований в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Красноярска, проведенной на основании приказа руководителя Службы по государственной охране объектов культурного наследия от 28.07.2016 № 489, в соответствии с ежегодным планом проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, утвержденным приказом Службы от 21.09.2015 № 150.

       Из содержания программы проведения плановой выездной проверки от 28.08.2016, утвержденной заместителем руководителя – начальником отдела В.Г. Буториным, следует, что предметом документарной и выездной проверки является соблюдение администрацией города Красноярска обязательных требований законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Красноярска (пункт 2), объектом проверки является администрация города Красноярска (пункт 3), проверяемый период с 01.08.2016 по 26.08.2016 (пункт 4).

       Решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 № В-62 утвержден Устав города Красноярска (далее – Устав).

       В соответствии со статьей 44 Устава администрация города Красноярска является исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов городского значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления федеральными законами и законами края. В состав администрации города входят первый заместитель и заместители Главы города, органы администрации города, включая территориальные подразделения. Структура администрации города определяется городским Советом по представлению Главы города. Администрация города обладает правами юридического лица. Порядок организации деятельности администрации города определяется Регламентом администрации города.

         В установленном настоящим Уставом и другими правовыми актами города порядке администрация осуществляет следующие полномочия: разрабатывает и исполняет бюджет города; распоряжается и управляет имуществом, находящимся в городской собственности; разрабатывает и осуществляет планы и программы развития города; осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам городского самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; принимает меры по обеспечению законности, прав и свобод лиц, проживающих на территории города, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступлениями и другими правонарушениями в городе; обеспечивает организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах города; от имени города осуществляет муниципальные внутренние заимствования (в том числе путем выпуска муниципальных ценных бумаг) и выдает муниципальные гарантии другим заемщикам для привлечения кредитов (займов), управляет муниципальным долгом;           реализует функции органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд; разрабатывает и утверждает схему размещения нестационарных торговых объектов в порядке, установленном законодательством; осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством, подзаконными актами, нормативными правовыми актами города. Реализуя указанные полномочия, администрация города осуществляет нормотворческую, распорядительную и исполнительную деятельность.

      Администрация города в лице уполномоченных органов организует и осуществляет в рамках своей компетенции муниципальный контроль. Реализуя указанные полномочия, администрация города определяет структуру, полномочия, функции и порядок деятельности уполномоченных органов, принимает административные регламенты проведения контрольных проверок, организует мониторинг эффективности муниципального контроля, осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.

        Администрация города действует в рамках своей компетенции и не вправе в одностороннем порядке принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти или других органов местного самоуправления.

        В соответствии со статьей 46 Устава  органы администрации города образуются для реализации полномочий, возложенных на администрацию города. Деятельность органов администрации осуществляется в соответствии с положениями об этих органах и финансируется за счет средств бюджета города.  Органы администрации города могут обладать правами юридического лица. В качестве совещательных органов при администрации города могут создаваться консультативные, экспертные, научно-методические и иные комиссии (советы). Указанные органы упраздняются по мере решения возложенных на них задач.

      Распоряжением администрации города Красноярска от 16.08.2012 № 124-р утверждено Положение об управлении архитектуры администрации города, из содержания пункта 3 которого следует, что Управление обладает правами юридического лица, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, гербовую печать, штампы и фирменные бланки, лицевые счета. Управление от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет соответствующие обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде общей юрисдикции и арбитражном суде, других надзорных органах или контрольных органах по вопросам, отнесенным к его компетенции.

       Распоряжением администрации города Красноярска от 17.08.2010 № 114-р утверждено Положение о Департаменте градостроительства администрации города, из содержания пункта 1.3 которого следует, что Департамент обладает правами юридического лица, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, гербовую печать, штампы и фирменные бланки, лицевые счета. Департамент от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет соответствующие обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде общей юрисдикции и арбитражном суде, других надзорных или контрольных органах по вопросам, отнесенным к его компетенции.

      Распоряжением администрации города Красноярска от 23.05.2013 № 110-р утверждено Положение о Департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, пунктом 2 которого предусмотрено, что департамент является юридическим лицом, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, текущие счета в банках, гербовую печать, штампы и фирменные бланки.

      Распоряжением администрации города от 22.05.2009 № 108-р утверждено Положение о главном управлении культуры администрации города, пунктом 1.4 которого предусмотрено, что управление обладает правами юридического лица, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, смету расходов, самостоятельный баланс, лицевые счета в органах казначейства, круглую гербовую печать, иные печати и штампы, фирменные бланки, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

     Распоряжением администрации города Красноярска от 01.07.2011 № 84-р утверждено Положение о Департаменте городского хозяйства администрации города Красноярска, пунктом 1.4 которого предусмотрено, что  Департамент обладает правами юридического лица, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, являющееся муниципальной собственностью, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс, лицевые счета в органах казначейства, круглую гербовую печать, штампы и фирменные бланки.

      Таким образом, органы администрации города образованы для реализации полномочий, возложенных на администрацию города, осуществляют деятельность в соответствии с утвержденными Положениями, обладают правами юридических лиц, по вопросам, относящимся к их компетенции, взаимодействуют, в том числе, с контрольными и надзорными органами.

         Вместе с тем,  проверка, в отношении данных органов администрации г. Красноярска, обладающими правами юридических лиц, ответчиком не проводилась, объектом проверки являлась   администрация города Красноярска, что следует из пункта 3 приказа о проведении проверки от 28.07.2016 № 489.

       В соответствии с правовой позицией Высшего арбитражного суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 №2423/13 исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица устранить в указанный срок выявленное нарушение.

        Предписание об устранении выявленных нарушений представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на осуществление контроля, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, организаций, учреждений и должностных лиц. Следовательно, такое предписание должно содержать только законные требования, т.е. на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований законодательства, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть реально исполнимы.

       Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, ясные формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.

         Предписание об устранении выявленных нарушений должно быть выдано тому лицу, которое вправе осуществить мероприятия, которые в нем указаны, исполнение предписания не может зависеть от воли иных лиц. Фактически, предписание выдано администрации города Красноярска, но содержит требования, адресованные иным лицам. Согласно объяснениям лиц, участвующих в деле, соответствующий механизм исполнения такого предписания отсутствует. То есть, администрация города Красноярска не имеет полномочий как самостоятельно (за указанные структурные подразделения) совершать действия по исполнению предписания, так и принимать какой-либо властный акт в отношении подразделений о возложении на них обязанности по исполнению предписания.

Кроме того, не соответствует действующему законодательству и проверка в отношении указанных обособленных подразделений Администрации города Красноярска, являющихся юридическими лицами. Соответствующие доводы заявителей являются верными, ответчиком не опровергаются.   

Следовательно, вынесенное в адрес администрации г. Красноярска предписание не соответствует закону, поскольку является неисполнимым, нарушает права и законные интересы заявителей. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

       Указанные основания являются достаточными для признания оспариваемого акта недействительным, независимо от иных доводов лиц, участвующих в деле.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

                                                   РЕШИЛ:

Удовлетворить требования.

Признать недействительным предписание об устранении выявленных нарушений от 26.08.2016 года № 53/16, вынесенное службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, в адрес администрации города Красноярска.

Разъяснить, что решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Н.Н. Фролов