ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-24781/2021 от 23.11.2021 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

30 ноября 2021 года

Дело № А33-24781/2021

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена «23» ноября 2021 года.

В полном объеме решение изготовлено «30» ноября 2021 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Паюсова В. В. , рассмотрев в судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя Загайной Алены Юрьевны (ИНН 246104787754 , ОГРНИП 304246121600051)

к Управлению архитектуры администрации города Красноярска (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об оспаривании извещения о проведении аукционов,

при участии в судебном заседании:

представителя истца: ФИО2, действующего на основании доверенности от 03.09.2021, личность удостоверена паспортом, в подтверждение высшего юридического образования представлена нотариально заверенная копия диплома;

представителя ответчика: ФИО3, действующей на основании доверенности от 11.01.2021, личность удостоверена паспортом, в подтверждение высшего юридического образования представлен диплом,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ворониной А.Н.,

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению архитектуры администрации города Красноярска (далее – ответчик) о признании недействительным извещения о проведении аукционов в электронной форме на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на рекламных местах, расположенных на территории города Красноярска, назначенных на 28.09.2021, в том числе по адресам: ул. Мичурина, 18, ул. 9 Мая, от пересечения с ул. Шахтеров.

Заявление принято к производству суда. Определением от 27.09.2021 возбуждено производство по делу.

В предварительное судебное заседание 23.11.2021 явились представители истца и ответчика.

Протокольным определением арбитражный суд указал: завершить предварительное судебное заседание, приступить к судебному разбирательству по делу.

Представитель истца заявленные требования поддержал, дал пояснения, ответил на вопросы суда, уточнил заявленные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом уточнения судом рассматривается требование о признании недействительным Извещения о проведении аукционов в электронной форме на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на рекламных местах, расположенных на территории города Красноярска, назначенных на 28.09.2021, в части конструкций по адресам: ул. Мичурина, 18; ул. 9 Мая, от пересечения с ул. Шахтеров.

Представитель ответчика требования заявителя оспорил, дал пояснения относительно фактических обстоятельств спора, ответил на вопросы суда.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

ФИО1 зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером <***>.

Организатором аукциона - Управлением архитектуры администрации города Красноярска на электронной площадке «Универсальная торговая площадка «Сбербанк-АСТ» по адресу https://utp.sberbank-ast.ru/ , торговая секция «Приватизация, аренда и продажа прав» опубликовано извещение о проведении аукционов в электронной форме на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на рекламных местах, расположенных на территории города Красноярска, в том числе с местоположением (адрес) рекламного места - ул. 9 Мая, от пересечения с ул. Шахтеров (лот 7); ул. Мичурина, 18 (лот 10).

Согласно пункту 2 приложения к документации об аукционе в электронной форме на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на рекламном месте по адресу: <...> от пересечения с ул. Шахтеров и <...>, Способ размещения и тип рекламной конструкции: щитовая конструкция с размером информационного поля 6,0 м x 3,0 м (щит) - отдельно стоящая на земле рекламная конструкция, состоящая из фундамента, каркаса, с размером информационного поля 6,0 м x 3,0 м, высотой опорной стойки от 4,5 м до 7,0 м, с внешними габаритами рекламной панели не более 6,4 м x 3,4 м.

Полагая, что ответчиком нарушены требования, предусмотренные Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обращение в арбитражный суд должно быть обусловлено необходимостью защиты нарушенных прав и иметь целью их восстановление.

Статьей 449 ГК РФ предусмотрено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными. При этом законодатель не разграничивает этапы организации и проведения торгов, на которых допущенные нарушения установленных законом правил влекут указанные последствия.

Действующим законодательством не предусмотрена возможность оспаривания отдельно извещения о проведении конкурса, либо действий, касающихся подведения итогов торгов, тогда как возможность оспаривания торгов прямо предусмотрена пунктом 1 статьи 449 ГК РФ. В случае, если конкурс признан судом недействительным, то и документ, в котором зафиксированы его результаты (протокол), не имеет силы.

Следовательно, независимо от того, на каком этапе организации или проведения торгов допущены нарушения, защита нарушенных прав заинтересованных лиц осуществляется способом, установленным статьей 449 ГК РФ – путем признания торгов недействительными.

Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2010 № 7171/10 по делу
№ А24-1694/2009.

Статьей 8 ГК РФ предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с пунктом 44 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.

В соответствии со статьей 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если:

- кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах;

- на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена;

- продажа была произведена ранее указанного в извещении срока;

- были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;

- были допущены иные нарушения правил, установленных законом.

По смыслу названной статьи основанием для признания торгов недействительными может служить существенное нарушение процедуры их проведения. При этом под существенным нарушением следует понимать такое отклонение от установленных требований, которое повлекло или могло повлечь иные результаты торгов и, как следствие, грубое нарушение прав и законных интересов заинтересованного лица.

Таким образом, заявитель должен представить суду доказательства нарушения закона при проведении торгов, а также нарушения его прав, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными.

При этом нарушения, с которыми заинтересованное лицо связывает недействительность торгов, должны быть существенными, то есть влияющими на результат торгов и выбор победителя.

Истец, оспаривая извещение о проведении аукционов в электронной форме на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на рекламных местах, расположенных на территории города Красноярска, назначенных на 28.09.2021, в части конструкций по адресам: ул. Мичурина, 18; ул. 9 Мая, от пересечения с ул. Шахтеров, поясняет, что предмет торгов, не включает наиболее привлекательный для рекламораспространителя тип конструкции, а именно щитовую конструкцию с автоматической сменой изображения (призматрон), чем нарушает требования закона. При этом организатор торгов не может самостоятельно выбирать тип рекламных конструкций. Ограничения типа рекламной конструкции существенно ограничивает возможность осуществления деятельности.

Изучив доводы истца, суд отмечает следующее.

В соответствии с частью 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.

В силу части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.

Постановлением администрации г. Красноярска от 14.10.2014 № 660 «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций» и Постановлением администрации г. Красноярска от 01.07.2015 № 431 «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций» утверждены схемы с адресами рекламного места ул. Мичурина, 18 (позиция 46), ул. 9 Мая, от пересечения с ул. Шахтеров (позиция 1) соответственно.

Согласно указанным катам допустимыми типами рекламной конструкции является щитовая конструкция с размером информационного поля 6,0 x 3,0 м (щит) либо щитовая конструкция с размером информационного поля 6,0 x 3,2 м с автоматической сменой изображения (призматрон).

В соответствии с Законом Красноярского края от 19.12.2019 № 8-3532 «О перераспределении между органами местного самоуправления некоторых муниципальных образований края и органами государственной власти края отдельных полномочий в сфере рекламы», подпунктом 2.2 пункта 3.1, пунктом 3.34 Положения о министерстве строительства Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 21.08.2008 № 51-п к компетенции Министерства строительства Красноярского края определение типов и видов рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории муниципальных образований края или части их территории, в том числе требований к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов края.

Приказом Министерства строительства Красноярского края от 30.09.2020 № 292-о «Об утверждении типов и видов рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории муниципальных образований края или части их территории, в том числе требований к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов края (на территориях городских округов края, Березовского, Емельяновского, Манского, Сухобузимского муниципальных районов)» (далее – Приказ от 30.09.2020 № 292-о) утверждены типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории муниципальных образований края или части их территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов.

Согласно пункту 3.1 указанного приказа требования к рекламным конструкциям устанавливаются в соответствии с таблицей 5.

Требованиями к рекламным конструкциям вида призматрон установлен максимальный размер рекламного поля 6,0 x 3,0 (строка 1.3. таблицы № 5).

Таким образом, в пункте 2 приложения к документации об аукционе в электронной форме на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на в местах по адресу: <...> от пересечения с ул. Шахтеров и <...>, способ размещения и тип рекламной конструкции указаны исходя из совокупности положений ранее утвержденных органом местного самоуправления схем размещения рекламных конструкций и требованиями Приказа от 30.09.2020 № 292-о, исключающими возможность устанавливать щитовые конструкции с автоматической сменой изображения размером информационного поля более 6,0 х 3,0 м.

Истец сослался на нарушение пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, согласно которому не допускается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Вместе с тем, ответчиком самостоятельно не изменялись типы конструкции, при проведении торгов организатор торгов руководствовался Приказом министерства строительства Красноярского края от 30.09.2020 № 292-0.

Судом не установлено нарушений в извещении о проведении аукционов в электронной форме на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на рекламных местах, расположенных на территории города Красноярска, назначенных на 28.09.2021, в части конструкций по адресам: ул. Мичурина, 18; ул. 9 Мая, от пересечения с ул. Шахтеров, которые свидетельствовали бы о незаконности проведенных закупок.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований истца в полном объеме.

В силу статьи 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Поскольку в удовлетворении требований отказано, уплаченная истцом государственная пошлина за рассмотрение иска, за рассмотрение заявления о принятии обеспечительных мер подлежит отнесению на истца.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

В.В. Паюсов