ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-25627/19 от 22.10.2019 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

29 октября 2019 года

Дело № А33-25627/2019

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 22 октября 2019 года.

В полном объёме решение изготовлено 29 октября 2019 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Куликовой Д.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Спорт-Эксперт» (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Канск)

к министерству лесного хозяйства Красноярского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск)

о признании незаконным отказа,

в присутствии:

от истца: ФИО1 - представителя по доверенности от 14.08.2019;

от ответчика: ФИО2 - представителя по доверенности от 29.12.2018 № МЛХ/1-04-072;

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филимоничевым Е.В.,

установил: общество с ограниченной ответственностью «Спорт-Эксперт» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к министерству лесного хозяйства Красноярского края (далее – ответчик) о:

- признании незаконным отказа Министерства лесного хозяйства Красноярского края в заключении на новый срок, без проведения торгов, договора аренды лесного участка - общей площадью 5162 га, расположенный: Россия, Красноярский край, Тасеевский район, краевое государственное бюджетное учреждение «Усольское лесничество», Троицкое участковое лесничество, кварталы №№ 38, 39, 40, 41, 42 (за исключением выделов 1, 2, 3, 4, 7, 36), 78 (за исключением выделов 14, 15, 17, 18, 19, 20, 21,22, 23, 24, 30), 79 (за исключением выделов 14,15, 16, 17, 18, 19,20,21,22, 23, 28), имеет номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-0287-2008-09-3352-1, предназначен для заготовки древесины, выразившейся в Приказе Министерства лесного хозяйства Красноярского края № № 86-1150/1-од от 19.07.2019 г.;

- обязании Министерства лесного хозяйства Красноярского края, в течении двадцати дней от даты вступления в законную силу решения суда, направить в адрес ООО «Спорт-эксперт» подписанный проект договора аренды лесного участка - Лесной участок, общей площадью 5162 га, расположенный: Россия, Красноярский край, Тасеевский район, краевое государственное бюджетное учреждение «Усольское лесничество», Троицкое участковое лесничество, кварталы №№ 38, 39, 40, 41, 42 (за исключением выделов 1, 2, 3, 4, 7, 36), 78 (за исключением выделов 14, 15, 17, 18, 19, 20, 21,22, 23, 24, 30), 79 (за исключением выделов 14,15, 16, 17, 18, 19,20,21,22, 23, 28), имеет номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-0287-2008-09-3352-1, предназначен для заготовки древесины.

Заявление принято к производству суда. Определением от 20.08.2019 возбуждено производство по делу.

На основании статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству» суд определил: окончить подготовку дела к судебному разбирательству, завершить предварительное судебное заседание, продолжить рассмотрение настоящего дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции, о чем вынесено протокольное определение 30.09.2019.

Протокольным определением от 30.09.2019, на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принято уточнение требований, согласно которым заявитель просит в качестве восстановительной меры обязать министерство лесного хозяйства Красноярского края в течение 20 дней от даты вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть обращение ООО «Спорт-эксперт» от 24.04.2019 (вх. № МЛХ/5-6867) о заключение договора аренды лесного участка на новый срок в соответствии со статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации. Судебное разбирательство по делу отложено до 22.10.2019.

21.10.2019 от истца поступили дополнительные документы.

Истец исковые требования поддержал.

Ответчик исковые требования не признал, представил дополнительные документы.

В соответствии со статьёй 66 Арбитражного процессуального кодекса представленные документы приобщены к материалам дела.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

09.10.2008 между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «Сибирская лесная группа» (арендатор) подписан договор аренды лесного участка № 159-з.

В соответствии с пунктом 1 договора № 159-з от 09.10.2008 Агентство лесной отрасли Красноярского края действующее в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, обязуется предоставить, а общество с ограниченной ответственностью «Сибирская лесная группа» обязуется принять во временное пользование лесные участки сроком на 11 лет, находящиеся в государственной собственности, определенные пунктом 2 настоящего договора.

Согласно пункту 2 договора № 159-з от 09.10.2008 лесной участок общей площадью 5162 га, расположен в Красноярском крае, Тасеевском районе, краевого государственного бюджетного учреждения «Усольское лесничество», Троицкого участкового лесничества, кварталы №№ 38, 39, 40, 41, 42(ч), 78(ч), 79(ч), имеющего номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-0287-2008-09-3352-1, предназначен для заготовки древесины.

В пункте 3 договора № 159-з от 09.10.2008 указано, что схемы расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях № 1 и 2, являющиеся неотъемлемой частью настоящего договора. Обществу с ограниченной ответственностью «Сибирская лесная группа» передаются лесные участки для использования в целях и объемах согласно приложению № 3 (пункт 4 договора № 159-з от 09.10.2008).

В приложении № 1 к договору № 159-з от 09.10.2008 между сторонами согласована схема расположения границ лесного участка.

В приложении № 2 к договору № 159-з от 09.10.2008 определена характеристика лесного участка и его насаждений.

Согласно приложению № 4 к договору № 159-з от 09.10.2008 сторонами определены сроки внесения арендной платы, а именно: 15.02 – 15 %, 15.03 – 10 %, 15.04 – 10 %, 15.06 – 10 %, 15.07. – 10 %, 15.09 – 15 %, 15.11 – 15 %, 15.12 – 15%.

По акту приема-передачи общество с ограниченной ответственностью «Сибирская лесная группа» приняло лесной участок общей площадью 5 162 га, расположенный в Троицком участковом лесничестве краевого государственного бюджетного учреждения «Усольское лесничество».

В соответствии с пунктом 26 договора аренды лесного участка от 09.10.2008 № 159-з, срок действия договора устанавливается с момента государственной регистрации по 21.07.2019 включительно.

Договор аренды лесного участка от 09.10.2008 № 159-з прошел государственную регистрацию 27.02.2009.

Между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель), обществом с ограниченной ответственностью «Сибирская лесная группа» (сторона-1) и обществом с ограниченной ответственностью «Спорт-эксперт» (сторона-2) подписано дополнительное соглашение от 10.08.2010 № 1 к договору аренды лесного участка от 09.10.2008 № 159-з, согласно пункту 1 которого, сторона-1 с согласия арендодателя уступает все свои права и обязанности по договору аренды лесного участка от 09.10.2008 года № 159-з Стороне-2 на основании договора перенайма лесного участка от 09.10.2008 № 159-з. Все права и обязанности по настоящему соглашению передаются Стороной-1 Стороне-2 в полном объеме, существующем на момент заключения настоящего дополнительного соглашения (пункт 2). Сторона-2 гарантирует арендодателю, что работы по охране и защите лесов, предусмотренные приложением № 6 к договору аренды лесного участка от 09.10.2008 № 159-з, будут выполнены стороной-2 в сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении № 6 (пункт 4). Сторона-2 обязуется надлежащим образом осуществлять все принятые на себя обязательства по договору аренды лесного участка от 09.10.2008 № 159-з (пункт 5).

Дополнительное соглашение от 10.08.2010 № 1 к договору аренды лесного участка от 09.10.2008 № 159-з прошло государственную регистрацию 08.09.2010.

Между обществом с ограниченной ответственностью «Сибирская лесная группа» (арендатор) и обществом с ограниченной ответственностью «Спорт-эксперт» (новый арендатор) подписан договор от 23.06.2010 № 1 переуступки права аренды лесного от 09.10.2008 № 159-з, согласно пункту 1.1. которого, по договору арендатор с согласия арендодателя обязуется передать новому арендатору права и обязанности, предусмотренные договором аренды лесного участка № 159-3 от 09 октября 2008г., зарегистрированным от 27 февраля 2009г номер 24-2408/004/2008-161, а новый арендатор обязуется принять и оплатить переданные ему права и обязанности. Указанный в п. 1.1. договор (далее - договор аренды) заключен между арендатором и агентством лесной отрасли Красноярского края, именуемым в дальнейшем «арендодатель» (пункт 1.2. договора). По договору аренды арендодатель передает Арендатору во временное пользование лесной участок из категории земель лесного фонда, расположенный: Красноярский край, Тасеевский район, КГУ «Усольское лесничество», Троицкое участковое лесничество кв. 38 - 42 (за исключением выделов 1-7, 36), 78 (за исключением выделов 13-15, 17-24, 30), 79 (за исключением выделов 14-23, 28), общей площадью 51620749 кв.м. имеющий кадастровый номер 24:36:0000000:193, предназначен для заготовки древесины на срок 11 (одиннадцать) лет (пункт 1.3. договора).

Заявлением от 23.04.2019 исх. 2 общество с ограниченной ответственностью «Спорт-эксперт» обратилось в адрес министерства лесного хозяйства Красноярского края с просьбой заключить договор о предоставлении во временное пользование лесного участка площадью 5162 га, находящийся в государственной собственности, расположен в Красноярском крае, Тасеевском районе, краевого государственного бюджетного учреждения «Усольское лесничество», Троицкого участкового лесничества, кварталы №№ 38, 39, 40, 41, 42(ч), 78(ч), 79(ч), имеющего номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-0287-2008-09-3352-1, предназначен для заготовки древесины, на новый срок 20 лет.

Приказом от 19.07.2019 № 86-1150/т-од ответчик отказал в заключении с обществом с ограниченной ответственностью «Спорт-экспресс» договора аренды лесного участка для заготовки древесины без проведения торгов на новый срок, ссылаясь на несоблюдение следующих условий: в 2017 году привлечен к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах (захламление мест вырубок порубочными остатками); в 2018 году привлечено к административной ответственности за нарушение правил заготовки леса (рубка лесных насаждений без поданной в установленном порядке лесной декларации); в 2018 году не выполнено обязательство по воспроизводству лесов, а именно уходы за лесными культурами в объеме 30 га.

Ссылаясь на нарушение прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц урегулирован главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

Согласно части 1 статья 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как следует из материалов дела, с заявлением о признании незаконным приказа Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 19.07.2019 № 86-1150/1-од, заявитель обратился в арбитражный суд 19.08.2019, с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании недействительными ненормативных правовых актов, действий (бездействия) незаконными принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно пункту 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В силу пунктов 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 26 договора аренды лесного участка от 09.10.2008 № 159-з, срок действия договора устанавливается с момента государственной регистрации по 21.07.2019 включительно.

Заявлением от 23.04.2019 исх. 2 общество с ограниченной ответственностью «Спорт-эксперт» обратилось в адрес министерства лесного хозяйства Красноярского края с просьбой заключить договор о предоставлении во временное пользование лесного участка площадью 5162 га, находящийся в государственной собственности, расположен в Красноярском крае, Тасеевском районе, краевого государственного бюджетного учреждения «Усольское лесничество», Троицкого участкового лесничества, кварталы №№ 38, 39, 40, 41, 42(ч), 78(ч), 79(ч), имеющего номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-0287-2008-09-3352-1, предназначен для заготовки древесины, на новый срок 20 лет.

По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.

В соответствии с пунктом 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно положению пункта 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях:

1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;

2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.

Согласно пункту 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий:

1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка;

2) отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;

3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом;

4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд;

5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка;

6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее;

7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.

Таким образом, исходя из буквального толкования пункта 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, арбитражный суд приходит к выводу, что статья 74 Лесного кодекса фактически устанавливает основания, при наличии которых лицо, являющиеся арендатором находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеет преимущественное право перед другими участниками гражданского оборота на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок, а пункт 2 статьи 74 содержит конкретные условия, обусловленные спецификой земель лесного фонда и принципами правового регулирования отношений, связанных с оборотом лесных участков, при которых арендатор может реализовать такое право.

Приказом от 19.07.2019 № 86-1150/т-од ответчик отказал в заключении с обществом с ограниченной ответственностью «Спорт-экспресс» договора аренды лесного участка для заготовки древесины без проведения торгов на новый срок, ссылаясь на несоблюдение следующих условий: в 2017 году привлечен к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах (захламление мест вырубок порубочными остатками); в 2018 году привлечено к административной ответственности за нарушение правил заготовки леса (рубка лесных насаждений без поданной в установленном порядке лесной декларации); в 2018 году не выполнено обязательство по воспроизводству лесов, а именно уходы за лесными культурами в объеме 30 га.

Приведенные случаи административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования не относятся к нарушению гражданско-правовых обязательств, которые имеются в виду в пункте 3 части 2 статьи 74 ЛК РФ. Доказательств того, что арендатором нарушены обязательства, вытекающие из договора, нарушены условия договора и права арендодателя как стороны данного договора, не представлено. Вынесение постановлений о привлечении к административной ответственности находится в области публичных отношений, а не частных гражданско-правовых, в связи с чем не свидетельствуют о нарушении заключенного ранее договора аренды.

Законодательство об административных правонарушениях, регулируя вопросы о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение публично-правовых запретов, устанавливает ряд императивных правовых принципов, к которым относятся, в частности, однократность привлечения к ответственности (часть 5 статьи 4.1. КоАП РФ) и исчерпание негативных последствий совершения административного правонарушения (статья 4.6. КоАП РФ). При этом в сфере административных правоотношений исключено применение аналогии права и аналогии закона, в связи с чем гражданско-правовые принципы в сфере административных правоотношений неприменимы.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.02.2019 N 8-П, одним из конституционных принципов является правило non bis in idem, которое получило закрепление в статье 50 (часть 1) Конституции Российской Федерации; согласно выработанной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции оно имеет общее значение и - в виде нормативной конкретизации общепризнанного принципа справедливости, направленной на поддержание правовой безопасности, определенности и стабильности, - распространяется на законодательство об административных правонарушениях.

Положение статьи 50 (часть 1) Конституции Российской Федерации, конкретизированное федеральным законодателем применительно к сфере действия Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях посредством абсолютного запрета несения кем-либо административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение, распространяется и на случаи привлечения лица за содеянное одновременно к ответственности по статье данного Кодекса и к ответственности, хотя и предусмотренной отраслевыми федеральными законами, но по своей правовой природе являющейся публично-правовой, носящей, по общему правилу, карательный, а не восстановительный характер.

Установленное пунктом 3 части 2 статьи 74 ЛК РФ правило в случае его неисполнения влечет для арендатора негативные последствия в виде невозможности перезаключения договора аренды на новый срок без торгов, что по своей сути является мерой ответственности за допущенные арендатором нарушения условий договора аренды.

Между тем, заявитель уже понес административную ответственность за совершенные им административные правонарушения, в связи с чем, повторное несение негативных последствий за те же самые нарушения не соответствует конституционному принципу однократности наказания.

В соответствии со статьей 4.6. КоАП РФ, по всем постановлениям, по части 1 статьи 8.32. КоАП РФ, истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (с учетом своевременной оплаты штрафа заявителем). По истечении этого срока лицо считается не привлекавшимся к административной ответственности.

На основании вышеизложенного, арбитражный суд приходит к выводу, что ответчик вопреки требованиям части 5 статьи 200 АПК РФ не представил надлежащих доказательств, неопровержимо свидетельствующих о неоднократном нарушении обществом условий договора аренды лесного участка от 09.10.2008 № 159-з с учетом договора от 23.06.2010 № 1 об уступке прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 09.10.2008 № 159-з и дополнительных соглашений к нему.

Кроме того, как следует из пояснений ответчика, обязательства по воспроизводству лесов были выполнены заявителем в полном объеме, однако на момент вынесения оспариваемого акта, министерство не располагало указанной информацией.

С учетом установленных судом обстоятельств, у ответчика отсутствовали основания для отказа заявителю в заключении договора аренды лесного участка общей площадью 5162 га, расположен в Красноярском крае, Тасеевском районе, краевого государственного бюджетного учреждения «Усольское лесничество», Троицкого участкового лесничества, кварталы №№ 38, 39, 40, 41, 42(ч), 78(ч), 79(ч), имеющего номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-0287-2008-09-3352-1, предназначен для заготовки древесины, на новый срок без проведения торгов.

С учетом вышеизложенного, суд пришел к выводу, что оспариваемый отказ Министерства является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае удовлетворения заявления по делу об оспаривании ненормативных актов органов, осуществляющих публичные полномочия, в резолютивной части решения должны содержаться, в том числе указание обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой.

При этом указание судом определенного способа устранения нарушения прав заявителя (совершение определенного действия, принятие решения) может иметь место только в том случае, если фактические обстоятельства совершения данного действия или принятия решения были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела и установленные по делу обстоятельства позволяют применить конкретную восстановительную меру.

Учитывая, что предметом заявленного обществом требования является оспаривание приказа от 19.07.2019 № 86-1150/т-од, которым ответчик отказал в заключении с обществом договора аренды лесного участка для заготовки древесины без проведения торгов на новый срок по основаниям привлечения общества к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, за нарушение правил заготовки леса (рубка лесных насаждений без поданной в установленном порядке лесной декларации); не выполнено обязательство по воспроизводству лесов, а иных оснований для отказа не указано, поэтому надлежащим способом восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя будет обязание министерства лесного хозяйства Красноярского края в течение 20 дней с даты вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть обращение ООО «Спорт-эксперт» от 24.04.2019 (вх. № МЛХ/5-6867) о заключение договора аренды лесного участка на новый срок.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 13.11.2008 N 7959/08, в случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.

На основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167–170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства лесного хозяйства Красноярского края в заключении на новый срок, без проведения торгов, договора аренды лесного участка - общей площадью 5162 га, расположенный: Россия, Красноярский край, Тасеевский район, краевое государственное бюджетное учреждение «Усольское лесничество», Троицкое участковое лесничество, кварталы №№ 38, 39, 40, 41, 42 (за исключением выделов 1, 2, 3, 4, 7, 36), 78 (за исключением выделов 14, 15, 17, 18, 19, 20, 21,22, 23, 24, 30), 79 (за исключением выделов 14,15, 16, 17, 18, 19,20,21,22, 23, 28), имеет номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-0287-2008-09-3352-1, предназначен для заготовки древесины, выразившейся в Приказе Министерства лесного хозяйства Красноярского края № № 86-1150/1-од от 19.07.2019.

Обязать Министерство лесного хозяйства Красноярского края в течение 20 дней с даты вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть обращение ООО «Спорт-эксперт» от 24.04.2019 (вх. № МЛХ/5-6867) о заключение договора аренды лесного участка на новый срок.

Взыскать с Министерства лесного хозяйства Красноярского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «Спорт-эксперт» 3 000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Спорт-эксперт» из федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 17.08.2019.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Д.С. Куликова