ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-25700/14 от 23.04.2015 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

апреля 2015 года

Дело № А33-25700/2014

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 23 апреля 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 30 апреля 2015 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В. ,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации города Красноярска (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Службе по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края

о признании недействительным предписания от 13.11.2014 № 88,

с привлечением к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамента градостроительства администрации г. Красноярска,ФИО1,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО2 на основании доверенности от 31.10.2014 № 01-74-50;

от ответчика: ФИО3 на основании доверенности от 20.01.2015 № 8;

от Департамента градостроительства администрации г. Красноярска: ФИО2 на основании доверенности от 21.01.2015 № 14/206-дг,

от ФИО1: ФИО4 на основании доверенности от 06.10.2014, ФИО5 на основании доверенности от 10.02.2015.

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тетериной К.В.,

установил:

Администрация города Красноярска обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края о признании недействительным предписания от 13.11.2014 № 88.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.

Представитель Департамента градостроительства администрации г. Красноярска поддержал позицию заявителя.

Представители ФИО1 поддержали требования заявителя.

Заявление рассмотрено в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

ФИО1 администрацией 07.09.2012 выдано разрешение № RU 24308000-Д-8174-ек на строительство двухэтажного магазина кожгалантереи этажностью 2, общей площадью 1488, 63 кв.м., строительный объем 7773, 92 кв.м. по адресу: г. Красноярск, Октябрьский рай-он, ул. Техническая – ул. Михаила Годенко, кадастровый участок 24:50:0000000:152003 сроком до 07.06.2013.

03.05.2013 администрацией срок указанного разрешения продлен до 17.12.2014.

30.09.2013 администрацией в разрешение № RU 24308000-Д-8174-ек внесены изменения в части проектных характеристик (этажность 3,4; общая площадь – 1871,0 кв.м., строительный объем – 8184,0 кв.м.), кадастровые участки 24:50:0000000:152003, 24:50:0100253:35, срок действия разрешения – до 17.12.2014.

На основании распоряжения о проведении проверки от 28.01.2014 № 3-01/006-КВ и решения Прокуратуры Красноярского края о согласовании проведения внеплановой документарной проверки от 04.03.2014, Службой по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, по результатам которой составлен акт от 07.03.2014, согласно которому разрешение на строительство № RU 24308000-Д-8174-ек выдано с нарушением следующих требований законодательства:

- при отсутствии документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, а именно, заключения экспертизы проектной документации;

- при несоответствии проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, т.к. инженерные сети, опасная зона крана в соответствии с проектной документацией находится за границами земельного участка и места допустимого размещения зданий, сооружений, обозначенных на чертеже градостроительного плана;

- в разрешение на строительство 30.09.2013 внесены изменения по основаниям, которые не предусмотрены в законодательстве о градостроительной деятельности, при отсутствии правоустанавливающего документа на 3-4 этажное здание. Изменения внесены по разделам проектной документации, не прошедшим экспертизу (проект организации строительства).

По результатам проверки администрации выдано предписание от 07.03.2014 № 04 об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности, согласно которому на основании нарушений, отраженных в акте проверки от 07.03.2014, допущенных при выдаче разрешения на строительство № RU 24308000-Д-8174-ек, администрации предписано отменить разрешение на строительство № RU 24308000-01/8749-дг в срок до 22.04.2014 года.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11.11.2014 по делу № А33-16229/2014 предписание Службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края от 07.03.2014 № 04 об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности признано недействительным.

13.11.2014 Службой по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края повторно выдано предписание № 88 об устранении выявленных нарушении  законодательства о градостроительной деятельности согласно которому на основании нарушений, отраженных в акте проверки от 07.03.2014, допущенных при выдаче разрешения на строительство № RU 24308000-Д-8174-ек, администрации предписано отменить разрешение на строительство № RU 24308000-Д-8174-ек в срок до 13.12.2014 года.

Полагая, что данный ненормативный акт, действия, (бездействие) противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 2).

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовыхактов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регулируется главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что  для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Суд полагает, что предписание Службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края от 13.11.2014 № 88 об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.

Порядок проведения проверки деятельности органов местного самоуправления урегулирован статьей 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ  государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного контроля (надзора), осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения и осуществлении полномочий по решению указанных вопросов и иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также за соответствием муниципальных правовых актов требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы государственного контроля (надзора) осуществляют государственный контроль (надзор) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основываясь на принципах объективности, открытости и гласности.

При осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается дублирование контрольно-надзорных полномочий органов государственного контроля (надзора) различных уровней.

Координацию деятельности органов государственного контроля (надзора) по планированию и проведению проверок в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляют органы прокуратуры.

Пунктом 2.3. статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрено, что плановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) совместно на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного и согласованного прокуратурой субъекта Российской Федерации (далее - ежегодный план). При этом плановая проверка одного и того же органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления проводится не чаще одного раза в два года.

В соответствии с пунктом 2.6. статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.

Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения о проведении внеплановой проверки от 28.01.2014 № 3-01/006-КВ, согласованной с Прокуратурой Красноярского края, Службой по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края проведена проверка соблюдения Администрацией города Красноярска законодательства о градостроительной деятельности.

По результатам проверки составлен акт от 07.03.2014, в котором отражены нарушения, допущенные при выдаче разрешения на строительство № RU 24308000-Д-8174-ек.

Административный орган, выдавая предписание от 07.03.2014 № 04 по результатам проверки, указал в качестве способа устранения выявленного нарушения на необходимость отмены разрешения на строительство № RU 24308000-01/8749-дг в срок до 22.04.2014 года.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11.11.2014 по делу № А33-16229/2014 предписание Службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края от 07.03.2014 № 04 признано недействительным, поскольку является неисполнимым, так как содержит требование об отмене иного разрешения на строительство (№ RU 24308000-01/8749-дг, выданного обществу с ограниченной ответственностью «Аэро-Холдинг» 11.10.2013), проверка законности выдачи которого не проводилась.

В связи с признанием судом недействительным предписания от 07.03.2014 № 04 Службой по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края повторно выдано предписание от 13.11.2014 № 88 на основании нарушений, отраженных в акте проверки от 07.03.2014, с указанием иного способа устранения нарушения – отменить разрешение на строительство № RU 24308000-Д-8174-ек в срок до 13.12.2014.

В ходе рассмотрения настоящего дела ответчик пояснил, что повторная выдача предписания произведена административным органом в порядке самоконтроля, поскольку проверка должна завершиться выдачей законного предписания.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает неправомерным выдачу ответчиком повторного предписания по результатам внеплановой проверки.

Пунктом 2.7 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрено, что информация о результатах проведенной проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, в том числе о выявленных нарушениях и предписаниях об их устранении с указанием сроков устранения, в течение одного месяца после завершения проверки подлежит размещению на официальном сайте соответствующего органа государственного контроля (надзора) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Согласно пункту 1.1 Административного регламента исполнения службой по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, утвержденного Приказом министерства строительства и архитектуры Красноярского края от 14.10.2013 N 240-о, административный регламент исполнения службой по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности (далее – Административный регламент) устанавливает сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий) службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края, порядок взаимодействия между ее государственными гражданскими служащими и органами местного самоуправления при исполнении государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности в Красноярском крае.

В силу пункта 1.2 Административного регламента наименование государственной функции: осуществление (далее - государственная функция).

Пунктом 1.8 Административного регламента предусмотрено, что результатами исполнения государственной функции по контролю за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности в Красноярском крае является обеспечение соблюдения органами местного самоуправления обязательных требований законодательства о градостроительной деятельности.

Результат исполнения государственной функции оформляется актом, предписанием об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства о градостроительной деятельности с указанием сроков их устранения.

Согласно пункту 3.7.13 Административного регламента после проведения выездной проверки органа местного самоуправления специалист, проводивший проверку в одном (или нескольких) муниципальных образованиях, предоставляет копию (ии) акта (ов) начальнику отдела контроля Службы, в срок не позднее 3 рабочих дней после окончания срока выездной проверки.

После проведения документарной проверки органа местного самоуправления специалист, проводивший проверку муниципального образования, предоставляет копию акта проверки начальнику отдела контроля Службы в срок не позднее 3 рабочих дней, после окончания документарной проверки.

Копия акта проверки с приложением документов, на основании которых сделаны выводы о нарушениях, прикладывается к служебной записке на имя начальника отдела контроля Службы, которая подлежит обязательной регистрации в книге (журнале) учета входящей корреспонденции.

Начальник отдела контроля Службы в течение 1 месяца после завершения проверки подготавливает информацию (без указания персональных данных) о результатах проведенной проверки, в том числе о выявленных нарушениях и предписании об их устранении с указанием сроков устранения, и поручает государственному гражданскому служащему Службы, ответственному за поддержку и обслуживание программных и технических средств Службы, разместить указанную информацию на официальном сайте Службы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В соответствии с пунктом 3.8.2 Административного регламента начальник отдела контроля Службы на основании Акта в течение 10 рабочих дней принимает решение о вынесении предписания по выявленным нарушениям, в котором указываются:

- реквизиты Акта;

- фамилия, имя, отчество государственного служащего Службы, уполномоченного на проведение проверки;

- наименование органа местного самоуправления, проверка которого осуществлена;

- реквизиты приказа Службы, на основании которого проведена проверка; способ устранения нарушений законодательства о градостроительной деятельности (содержание требований предписания);

- срок устранения нарушений, выявленных в результате проверки.

Согласно пункту 3.8.3 Административного регламента государственный гражданский служащий Службы, уполномоченный на проведение проверки, в случае принятия решения о вынесении предписания по результатам проверки в течение двух рабочих дней осуществляет:

1) подготовку проекта предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности по форме согласно приложению № 4 к Административному регламенту (далее - Предписание);

2) подготовку информации о выявленном нарушении законодательства о градостроительной деятельности в органы прокуратуры по месту нахождения проверенного органа местного самоуправления;

3) передачу проектов документов, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, на согласование государственному гражданскому служащему Службы, уполномоченному на проведение правовой экспертизы, на проведение текущего контроля и согласование начальнику отдела контроля Службы, которые осуществляют указанные действия в течение 1 рабочего дня;

4) передачу проектов документов, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, на подпись руководителю Службы (лицу, временно замещающему должность руководителя Службы).

Таким образом, Административным регламентом установлены сроки для выдачи предписания, а также установлен порядок опубликования информации по результатам проверки в соответствии с требованиями пункта 2.7 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Указанный Административный регламент не предусматривает возможности административному органу выдавать новое предписание в случае признания недействительным предписания, выданного по результатам проведения проверки.

Административный орган, ссылаясь на возможность повторной выдачи предписания в порядке самоконтроля, не привел норму права, предоставляющую ответчику такую возможность.

Суд считает, что указание в статье 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и Административном регламенте порядка и сроков проведения проверки и выдачи предписания, направлено на упорядочивание деятельности контролирующего органа и соблюдение прав проверяемого лица и иных лиц, чьи права могут быть затронуты выдаваемым предписанием.

В рассматриваемом случае проверка была проведена и завершена подготовкой акта проверки от 07.03.2014 и выдачей предписания от 07.03.2014 № 04. То обстоятельство, что в последующем судом выявлена ошибка в тексте данного предписания, свидетельствующая о его неисполнимости, не свидетельствует о наличии у административного органа возможности выдать новое предписание спустя 8 месяцев после завершения проверки, содержащее указание нового способа устранения нарушения.

На основании изложенного, суд считает, что оспариваемое предписание Службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края от 13.11.2014 № 88 не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права заявителя.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом установленных обстоятельств по делу, суд полагает заявление  подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Заявление Администрации города Красноярска удовлетворить.

Признать недействительным предписание Службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края от 13.11.2014 № 88 об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.  

Судья                                                                                                                                    Е.В. Болуж