АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
октября 2020 года | Дело № А33-25943/2020 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 01 октября 2020 года.
В полном объеме решение изготовлено 08 октября 2020 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Федориной О.Г. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр» в лице филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Красноярскому краю(ИНН 7708652888 , ОГРН 1077762014110)
к Службе по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края(ИНН <***> , ОГРН <***>)
об оспаривании действий,
в присутствии в судебном заседании:
представителей заявителя: ФИО1, действующей на основании доверенности от 13.11.2019 № 16, личность удостоверена паспортом, в подтверждение наличия высшего юридического образования представлен диплом;
представителя ответчика: ФИО2, действующей на основании доверенности от 12.05.2020 № б/н, личность удостоверена паспортом, в подтверждение наличия высшего юридического образования представлен диплом,
при ведении протоколасудебного заседания секретарем судебного заседания Ворониной А.Н., с использованием средств системы аудиозаписи,
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский сельскохозяйственный центр» в лице филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Красноярскому краю(далее – заявитель, филиал ФГБУ «Россельхозцентр» по Красноярскому краю) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края (далее – ответчик, административный орган, Служба) о признании незаконнымидействия, выразившиеся в отказе рассмотрения заявления по существу; об обязании рассмотреть заявление ФГБУ «Россельхозцентр» от 02.07.2020 № 1-815.
Заявление принято к производству суда. Определением от 28.08.2020 возбуждено производство по делу.
В ходе предварительного судебного заседания представитель заявителя представил заявление об уточнении предмета заявленных требований, просит суд признать незаконным действия Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, выразившееся в отказе выдать разрешение, обязать орган рассмотреть заявление ФГБУ «Россельхозцентр» от 02.07.2020 № 1-815.
Представитель ответчика против уточнения не возражал.
Часть 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Уточнение предмета заявленных требований принято судом по правилам статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
ФГБУ «Россельхозцентр» обратилось 02.07.2020 в Службу по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края с заявлением №1-815 о выдаче разрешения. Исходя из поданного заявления, на основании решения Канского городского суда Красноярского края от 19.07.2019 по делу № 2-2224/2019 по иску Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФГБУ «Россельхозцентр», о выполнении комплексных научных исследований объекта культурного наследия, расположенного по адресу: <...>, о подготовке проектной документации на:
- работы по реставрации цоколя (замена деревянных элементов, пораженных гнилью);
- работы по реставрации наружных стен фасадов (замена участков стен с биологическим поражением бревен и бруса, восстановление участков с нарушением отделочного и окрасочного слоев);
- работы по реставрации крыши (демонтаж старого покрытия кровли и стропильной системы, устройство новодельного кровельного покрытия по новодельным деревянным стропилам и обрешетке);
- работы по восстановлению наружного декора объекта на проблемных участках;
- работы по ремонту полов внутри дома (замена напольного покрытия на проблемных участках, замена лаг, подверженных биологическому поражению, устранение перекоса пола);
- работы по реставрации заполнений оконных и дверных проемов;
- работы по устройству отмостки по периметру здания;
- работы, выявленные в ходе комплексных научных исследований,
прошу выдать разрешение на выполнение работ, перечисленных в решении суда.
Письмом от 07.07.2020 №102-3342 Служба отказала филиалу ФГБУ «Россельхозцентр» в выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта.
Полагая, что действия Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, выразившееся в отказе выдать разрешение не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя, филиал ФГБУ «Россельхозцентр» по Красноярскому краю обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регулируется главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Заявителем сформулирован предмет заявленных требований как признание незаконными действий Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, выразившееся в отказе выдать разрешение. Также заявитель просит применить восстановительную меру в виде обязания органа рассмотреть заявление ФГБУ «Россельхозцентр» от 02.07.2020 № 1-815.
При этом в обязанности суда входит выявление подлинной направленности воли участника процесса и самостоятельное применение надлежащих процессуально-правовых процедур для предоставления оптимальной защиты нарушенного права, исходя из существа лежащего в его основе интереса (определения Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2015 N 305-ЭС14-5846, от 24.12.2015 N 304-ЭС15-12643, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.08.2019 N Ф04-2289/2018 по делу N А03-7718/2016).
Исходя из обоснования заявленных требований, доводов сторон и представленных в материалы дела доказательств, арбитражный суд полагает, что заявителем фактически оспаривается отказ Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края в выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта, выраженный в письме от 07.07.2020 №102-3342. В судебном заседании 01.10.2020 представителем заявления уточнены требования, просит суд признать незаконным отказ в выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта.
Согласно Положению о службе по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, утвержденному Постановлением Правительства Красноярского края от 01.04.2015 № 152-п (далее по тексту – Положение №152-п) Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края (далее - Служба) является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации осуществляет государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
К задачам службы относится, в том числе, обеспечение сохранности объектов культурного наследия, расположенных на территории края, обеспечение соблюдения законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, государственными и негосударственными организациями и гражданами (пункты 1.1., 2.1., 2.2. Положения №152-п).
В соответствии с пунктом 3.29 к компетенции Службы также отнесены выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, включенного в Реестр, выявленных объектов культурного наследия.
Таки образом, оспариваемый отказ принят уполномоченным должностным лицом компетентного органа.
Исходя из материалов дела, здание, расположенное по адресу: <...>, является объектом культурного наследия регионального значения «Дом, в котором в 1919-1923 гг. жил автор первого советского романа «Два мира» ФИО3 (Зубцов)» (далее - ОКН, Объект), принятым на государственную охрану решением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 24.12.1986 №345.
На основании Приказа Министерства культуры Российской Федерации от 09.11.2016 № 49679-р Объект зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Приказом Службы от 12.08.2016 № 514 утверждено охранное обязательство собственника или иного владельца объекта культурного наследия.
Объект принадлежит заявителю на праве оперативного управления, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 24.09.2020 № КУВИ-002/2020-22946178.
Решением Канского городского суда Красноярского края от 19.07.2019 по делу № 2-2224/2019 на ФГБУ «Россельхозцентр» возложена обязанность не позднее 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить выполнение комплексных научных мероприятий объекта культурного наследия, расположенного по адресу: <...>, подготовить проектную документацию на работы по реставрации цоколя (замена деревянных элементов, пораженных гнилью); по реставрации наружных стен фасадов (замена участков стен с биологическим поражением бревен и бруса, восстановление участков с нарушением отделочного и окрасочного слоев); по реставрации крыши (демонтаж старого покрытия кровли и стропильной системы, устройство новодельного кровельного покрытия по новодельным деревянным стропилам и обрешетке); по восстановлению наружного декора объекта на проблемных участках; по ремонту полов внутри дома (замена напольного покрытия на проблемных участках, замена лаг, подверженных биологическому поражению, устранение перекоса пола); по реставрации заполнений оконных и дверных проемов; по устройству отмостки по периметру здания и на работы, выявленные в ход комплексных научных исследований.
В соответствии со статьей 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на доступ к культурным ценностям, а также обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В целях реализации указанной конституционной нормы, учитывая, что объекты культурного наследия и их территории представляют собой уникальную ценность для всего народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, принят Закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №73-ФЗ).
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации (абзацы 2, 3 преамбулы Федерального закона №73-ФЗ).
Статьей 7 Федерального закона №73-ФЗ гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Предметом регулирования Федерального закона №73-ФЗ, согласно пункту 2 статьи 1 данного Федерального закона, являются особенности владения и пользования объектами культурного наследия как особым видом имущества.
Имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании объектов культурного наследия и их территорий, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом №73-ФЗ.
Так, согласно статье 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе выдачу в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
Выдача задания или разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона № 73-ФЗ.
Часть 1 статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ предусматривает, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются региональным органом охраны объектов культурного наследия -в отношении объектов культурного наследия объектов культурного наследия регионального значения.
Уполномоченные органы охраны культурного наследия в соответствии с установленной компетенцией выдают задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии:
-Порядком выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденным Приказом Минкультуры России от 8 июня 2016 г. № 1278 (далее - Порядок выдачи задания на проведение работ № 1278);
-Порядком выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденным Приказом Минкультуры России от 21 октября 2015 г. № 2625.
Перечень документов, представляемых в орган охраны объектов культурного наследия, зависит от планируемых к проведению работ.
В соответствии с Порядком выдачи задания на проведение работ № 1278, выдача задания осуществляется региональным Органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия регионального значения. Заявителем на получение Задания является собственник (физическое лицо либо юридическое лицо) или иной законный владелец объекта культурного наследия, включенного в Реестр. Выдача Задания в отношении объектов культурного наследия осуществляется соответствующим Органом охраны объектов культурного наследия на основании следующих документов:
1)заявление о выдаче Задания, подписанное уполномоченным лицом;
2)документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о выдаче Задания, копия документа, подтверждающего право собственности или владения.
На основании выданного Службой задания, организацией, имеющий лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации разрабатывается проектная документация для проведения работ по сохранению Объекта в объеме, указанном в задании.
Приказом Минкультуры России от 05.06.2015 N 1749 утвержден порядок подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия (далее по тексту – Порядок №1749).
Пунктом 3 Порядка №1749 установлены необходимые органу охраны объектов культурного наследия для согласования проектной документации документы, а именно:
1) заявление о согласовании проектной документации по рекомендуемому образцу (Приложение N 1 к Порядку), подписанное руководителем юридического лица, физическим лицом, либо их уполномоченными представителями (далее - Заявитель), подлинник в 1 (одном) экземпляре;
2) положительное заключение акта государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, подлинник в 2 (двух) экземплярах на бумажном носителе и электронном носителе в формате переносимого документа (PDF);
3) проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, подлинник, в прошитом и пронумерованном виде в 2 (двух) экземплярах на бумажном носителе и электронном носителе в формате переносимого документа (PDF);
4) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление (выписка из приказа о назначении на должность либо доверенность на право подписи (для юридического лица), копия документа, подтверждающего право собственности или владения (для физического лица).
Согласно Разъяснениям о научно-проектной и проектной документации (письмо Минкультуры России от 25.03.2014 N 52-01-39/12-ГП) состав научно-проектной документации определяется заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выдаваемым органом охраны объектов культурного наследия, в зависимости от состояния, наличия и степени проработки ранее подготовленной проектной документации, вида и состава работ по сохранению, осуществляемых на объекте культурного наследия.
Научно-проектная документация - единый комплекс научно-исследовательской, научно-изыскательской, проектной, сметной и отчетной документации для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, разработанной в соответствии с заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и при наличии разрешения на разработку научно-проектной документации, в случае проведения научно-исследовательских и изыскательских работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
Проектная документация - документация, выполненная на основе научно-исследовательской и изыскательской документации и содержащая текстовые и графические материалы, а также определяющая архитектурные, конструктивные, инженерно-технические и инженерно-технологические решения для обеспечения выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия.
Состав и содержание разделов научно-проектной документации определяются заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
В состав научно-проектной документации входят следующие разделы: "Предварительные работы", "Комплексные научные исследования", "Проект реставрации и приспособления", "Научно-реставрационный отчет".
Раздел «Комплексные научные исследования» разрабатывается на основании научно-исследовательской программы, составленной в процессе предварительных работ, и включает в себя: материалы историко-архивных и библиографических исследований (историческая справка, выписки из архивных источников, копии архивных материалов) и результаты натурного изучения объекта (зондажи, шурфы, обмеры), а также подраздел "Инженерные изыскания".
Материалы комплексных научных исследований входят в состав утверждаемой части проекта реставрации и представляются для согласования проекта в органы государственной охраны объектов культурного наследия в качестве обоснования принятых проектных решений.
Согласно п. 2.10 Письма Минкультуры России от 16.10.2015 N 338-01-39-ГП «О Методических рекомендациях по разработке научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» подготовка отдельных проектных решений в составе проектной документации, связанных с внешним и внутренним историческим обликом объекта культурного наследия, в том числе с воссозданием лепнины, декоративного убранства, произведений монументальной живописи, позолоты архитектурных деталей и элементов памятников и предметов прикладного искусства, связанных с ним, осуществляется на основании выполненных комплексных научных исследований и при наличии достаточных научных данных, необходимых для обоснования такого воссоздания.
Таким образом, указание на необходимость разработки проектной документации «Комплексные научные исследований» обязательно в задании, которое выдается Службой.
После прохождения государственной историко-культурной экспертизы и получения положительного заключения, разработанная проектная документация направляется для согласования в Службу.
Таким образом, выполнение работ по сохранению Объекта возможно только после согласования Службой проектной документации.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает последовательную процедуру получения ряда документов перед проведением работ по сохранению объекта культурного наследия. При этом, первоначально, при наличии необходимости проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, лицо, которому на основании заявления законного владельца объекта культурного наследия, должно обратиться в уполномоченный орган с заявлением о выдаче задания на проведение соответствующих работ.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае, из заявления, поданного ФГБУ «Россельхозцентр» не представляется однозначно и недвусмысленно установить за выдачей какого именно документа обратилось лицо. Буквально, в заявлении указано, что лицо просит «выдать разрешение на выполнение работ, перечисленных в решении суда» и имеется перечисление видов работ согласно решению Канского городского суда Красноярского края от 19.07.2019 по делу № 2-2224/2019.
Обращаясь с рассматриваемым заявлением, заявитель указывает, что оспариваемым отказом Служба создаёт препятствия для исполнения вступившего в законную силу решения суда общей юрисдикции.
Однако возложение вступившим в законную силу на заявителя обязанности исполнить предусмотренное законом охранное обязательство, как и указание судом перечня подлежащих организации работ субъектом охранного обязательства, не освобождает заявителя от необходимости соблюдения процедуры и последовательности получения разрешительных документов, установленный действующим законодательством.
При этом суд полагает, что вопреки доводам заявителя из представленного в Службу заявления от 02.07.2020 не представлялось возможным сделать вывод, что лицо обратилось с заявление на выдачу задания на проведение комплексных научно-исследовательских работ, поскольку цитируя резолютивную часть решения заявитель сформулировал требование как «выдать разрешение на выполнение работ».
При этом суд относится критически к пояснениям заявителя относительно направленности воли при обращении в Службу на получение задания на проведение работ, так как данные выводы не следует из буквального текста заявления, а кроме того, непосредственно в ходе самого судебного заседания 01.10.2020 представитель сообщал суда различные сведения о сути поданного заявления (о цели получении разрешения на проведение работ, разрешения на выполнение задания, разрешения на разработку проекта проведения работ).
При этом, рассматривая обращения владельца объекта культурного наследия Службой рассматриваются не устные пояснения представителя заявителя, а содержание поступившего в адрес Службы письменного заявления. Обязанность на выявлении направленности воли лица путём письменного или устного уточнения позиции заявителя – на Службу не возложена.
Исходя как из представленного как заявителем, так и ответчиком экземпляра письма Службы от 07.07.2020 №102-3342 Служба отказала филиалу ФГБУ «Россельхозцентр» в выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта.
Указанный отказ прямо и недвусмысленно изложен на второй странице письма от 07.07.2020.
Отказывая в выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта, Служба исходила из того, что согласно пункту 2.8 административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия», утвержденного приказом Службы от 13.12.2016 № 837 (далее - Регламент № 837), определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги:
1) отсутствие у заявителя в лицензии на право осуществления деятельности по сохранению объектов культурного наследия видов работ, указанных в заявлении о выдаче Разрешения (на изучение, реставрацию, консервацию, ремонт, возобновление работ);
2)прекращение или приостановление действия одного или нескольких документов, служащих основанием для предоставления Разрешения;
3)несоответствие представленных документов по пунктам 2.6.3 и 2.6.4 Регламента требованиям статей 5.1, 36, 40, 41, 42, 45, 47.2, 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;
4)несоответствие видов работ, указанных в заявлении о выдаче Разрешения (на изучение, реставрацию, консервацию, ремонт), ранее согласованной проектной документации по сохранению объекта культурного наследия;
5)некомплектность представленных документов, перечисленных в пункте 2.6 Регламента, или недостоверность указанных в них сведений;
6)приостановление деятельности (ликвидация) юридического лица - заявителя.
Вместе с тем, к заявлению о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению Объекта не были приложены какие-либо документы, в том числе документы, перечисленные в пункте 2.6 Регламента № 837, что в соответствии с подпунктом 5 пункта 2.8 Регламента является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, п. 6 ст. 45 Закона № 73-ФЗ, к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Согласно реестру, размещенному на официальном сайте Минкультуры Российской Федерации у филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Красноярскому краю, отсутствует лицензия на право осуществления деятельности по сохранению объектов культурного наследия, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.8 Регламента № 837 является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
Таким образом, получив заявление, в котором лицо просит «выдать разрешение на выполнение работ, перечисленных в решении суда» Служба законно и обоснованно рассмотрела поступившее заявление в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия», утвержденного приказом Службы от 13.12.2016 № 837.
Доводы заявителя, изложенные в возражениях на отзыв (представлены в ходе судебного заседания 01.10.2020) относительно приказа от 31.07.2017 №444 «Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия», отсутствия зоны охраны не подлежат рассмотрения и оценки арбитражным судом. В рамках настоящего спора рассматривается вопрос законности и обоснованности конкретного ненормативного правового акта. Наличие, либо отсутствие каких-либо пороков формы и (или) содержания каких-либо иных актов – не входит в предмет доказывания в рамках настоящего спора, а доводы о недостоверности установления объекта охраны направлены на переоценку вступившего в законную силу судебного акта, возложившего на заявителя обязанность по выполнению охранного обязательства и обеспечению выполнения определенного перечня работ.
Равно как и не подлежат рассмотрению и оценке доводы заявителя относительно отказа в софинансировании мероприятий по сохранению объекта культурного наследия, относительно наличия противоречий в выписке из единого государственного реестра объектов культурного наследия, относительно отсутствия ответа Службы на запрос о разъяснении охранного обязательства – как не относящиеся к предмету рассматриваемого спора об отказе в выдаче Службой разрешения на выполнение работ по сохранению объекта в связи с непредставлением документы, перечисленные в пункте 2.6 Регламента № 837 и отсутствием у обратившегося за получением на разрешение проведения работ лица необходимой лицензии.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд не усматривает наличия оснований для удовлетворения заявленных требований.
Часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Также, обращаясь с рассматриваемым заявлением, заявитель просит применить восстановительную меру в виде обязания органа рассмотреть заявление ФГБУ «Россельхозцентр» от 02.07.2020 № 1-815.
Анализ частей 4, 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что, признав решение органа государственного органа незаконным, суд в резолютивной части решения должен указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Вместе с тем, учитывая, что арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, суд также приходит к выводу об отсутствии оснований для применения восстановительной меры.
Часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При обращении с рассматриваемым заявлением оплачена государственная пошлина. Учитывая результат рассмотрения спора, расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 174, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления отказать.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | О.Г. Федорина |