ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-26179/15 от 07.06.2016 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

июня 2016 года

Дело № А33-26179/2015

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 07 июня 2016.

В полном объеме решение изготовлено 15 июня 2016.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А. ,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН  <***>)

о признании незаконным решения по делу № 107-16-15 от 20.10.2015,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сибирская генерирующая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (ИНН  <***>, ОГРН  <***>)

о признании незаконным и отмене пункта 1 решения от 20.10.2015 по делу № 107-16-15,

по заявлению акционерного общества «Красноярская теплотранспортная компания»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю о признании незаконным и отмене пункта 1 решения от 20.10.2015 по делу № 107-16-15,

по заявлению Администрации города Красноярска

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю о признании недействительным решения по делу № 107-16-15 от 20.10.2015,

с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятель-ных требований относительно предмета спора:

- общества с ограниченной ответственностью «Региональная тепловая компания»;

- общества с ограниченной ответственностью «КраМЗЭнерго»;

- общества с ограниченной ответственностью «ФармЭнерго»,

при участии в судебном заседании:

от заявителя Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска: ФИО1 на основании доверенности от 12.10.2015 № 11;

от Администрации города Красноярска: ФИО1 на основании доверенности от 20.01.2016 № 04-291;

от заявителя ООО «Сибирская генерирующая компания»: ФИО2 на основа-нии доверенности от 14.03.2014 № 29,

от АО «Красноярская теплотранспортная компания»: ФИО3 на основании доверенности от 03.09.2014; ФИО2 на основании доверенности от 14.03.2014 № 29;

от ответчика: ФИО4 на основании доверенности от 01.07.2015 № 57;

от ООО «Региональная тепловая компания»: ФИО5 на основании доверенности от 02.12.2015,

от общества с ограниченной ответственностью «ФармЭнерго»: ФИО6 на основании доверенности от 23.05.2016 № 17,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В. Ан-кудиновой,

установил:

департамент городского хозяйства администрации города Красноярска обратился в Ар-битражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимоно-польной службы по Красноярскому краю о признании незаконным решения по делу № 107-16-15 от 20.10.2015. Определением от 26.11.2015 заявление принято к производству суда.

Определением от 08.12.2015 дела № А33-26977/2015 и № А33-26179/2015 объединены в одно производство. Объединенному делу присвоен номер А33-26179/2015.

В материалы дела 22.12.2015 от Администрации города Красноярска поступило хода-тайство об объединении дел № А33-26179/2015 и № А33-26435/2015 в одно производство.

От представителя АО «Красноярская тепло-транспортная компания» поступило ходатайство об объединении дел № А33-26179/2015, № А33-26435/2015 и № А33-27282/2015 в одно производство.

Судом установлено, что в производстве Арбитражного суда Красноярского края в рам-ках дела № А33-26435/2015 рассматривается заявление Администрации города Красноярска к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю о признании недействительным решения от 20.10.2015 №107-16-15.

Судом установлено, что в производстве Арбитражного суда Красноярского края в рам-ках дела № А33-27282/2015 рассматривается заявление акционерного общества «Краснояр-ская теплотранспортная компания» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю о признании незаконным и отмене пункта 1 решения от 20.10.2015 по делу № 107-15-15 в части признания нарушившим требования ст. 16 Закона о защите кон-куренции № 135-ФЗ.

Определением от 23.12.2015 дела № А33-26179/2015, № А33-26435/2015 и № А33-27282/2015 объединены в одно производство. Объединенному делу присвоен номер А33-26179/2015.

В судебном заседании представители заявителей требования поддержали, сослался на доводы, изложенные в заявлениях и дополнительных пояснениях.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление и дополнительных пояснениях.

Представители третьих лиц поддержали позицию антимонопольного органа.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

ОАО «КТК» в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» письмом от 27.05.2013 № 008/2-74 проинформировало Администрацию города Красноярска о начале разработки схемы теплоснабжения города Красноярска. Названное письмо подписано Генеральным директором управляющей организации ООО «Сибирская генерирующая компания» (далее - ООО «СГК», общество «СГК»).

ОАО «КТК» и ООО «СГК» входят в одну группу лиц по следующим основаниям: ООО «СГК» владеет более чем 50% акций с правом голоса в уставном капитале ОАО «КТК»; ООО «СГК» выполняет функции единоличного исполнительного органа ОАО «КТК».

Распоряжением Администрации города Красноярска от 28.07.2014 № 56-гх была созда-на рабочая группа по организации разработки Схемы теплоснабжения города Красноярска до 2030 года, в состав которой вошли представители Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска, ОАО «КТК», ООО «СГК», ОАО «ВТИ», а также представители ООО «РТК», ООО «КраМЗЭнерго».

ОАО «КТК» и ОАО «ВТИ» 22.04.2014 заключили договор № 114/14/79, регулирующий правоотношения сторон по разработке Схемы теплоснабжения города Красноярска до 2030 года. В соответствии с условиями названного договора, подрядчик ОАО «ВТИ» принял на себя обязательства по заданию Заказчика - ОАО «КТК» выполнить работы по теме: «Разработка Схемы теплоснабжения города Красноярска до 2030 года» в срок до апреля 2015 года и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязался принять и оплатить их результат. Перечень объемов и требований к выполнению работ определяется Техническим заданием, которое является неотъемлемой частью договора. Согласно пункту 2.3. Технического задания на выполнение работ по теме: «Разработка Схемы теплоснабжения города Красноярска до 2030 года» (Приложение № 1 к Договору) в числе оснований для выполнения работ является создание единой теплоснабжающей организации (ЕТО). Договор заключен по результатам проведения закупочных процедур - извещение № 31300481512, в порядке, установленном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Между ОАО «КТК» и ОАО «ВТИ» 30.04.2015 было заключено Дополнительное соглашение № 1 к названному договору, которым стороны согласовали новые сроки выполнения работ - июль 2015 года.

Между Администрацией города Красноярска (в лице Первого заместителя Главы города - руководителя департамента городского хозяйства администрации города Красноярска ФИО7) и ООО «СГК» (в лице директора Дивизиона «Тепло» ФИО8) 11.07.2014 было подписано Соглашение о сотрудничестве по разработке и утверждению схемы теплоснабжения города Красноярска (далее - Соглашение). Письмом от 21.07.2014 № 02/3997-гх Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска направил подписанный экземпляр Соглашения в адрес ООО «СГК». В Предмете Соглашения стороны закрепили взаимную заинтересованность в развитии теплоснабжения города Красноярска. Пунктом 1.3. Соглашения стороны определили предпринимать согласованные действия по реализации положений Федерального закона от 27.07.2010 № 191-ФЗ «О теплоснабжении, Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» по созданию в городе Красноярске единой теплоснабжающей организации в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Согласно пункту 2.2. Соглашения Стороны приняли на себя обязательства до окончания разработки схемы теплоснабжения города разработать механизм создания единой теплоснабжающей организации на территории города Красноярска и определить план необходимых совместных действий. В целях реализации Соглашения Администрация муниципального образования Город Красноярск приняла на себя обязательства оказывать содействие, а в случае необходимости обеспечивать участие в разработке схемы теплоснабжения специалистов Администрации города Красноярска и подведомственных организаций (пункт 2.3.1 Соглашения). В Разделе 3 Стороны определили, что Соглашение заключено на один год и вступает в силу с момента его подписания.

В рамках исполнения Соглашения ООО «СГК» было включено в состав рабочей группы по организации разработки схемы теплоснабжения города Красноярска от 28.07.2014 № 56-гх (письмо от 14.04.2015).

В соответствии с информацией, представленной ОАО «КТК», в целях получения све-дений, необходимых для разработки проекта схемы теплоснабжения, общество направляло запросы в Администрацию города Красноярска (о представлении сведений от третьих лиц), а также в адрес юридических лиц, входящих в группу компаний ООО «СГК».

Непосредственное взаимодействие, переписка по вопросам разработки проекта схемы теплоснабжения города Красноярска осуществлялась между ОАО «КТК» и Департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска. Кроме того, Департамент город-ского хозяйства администрации города Красноярска обеспечивал организацию и проведение всех совещаний по вопросу разработки схемы теплоснабжения города Красноярска.

Департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска 07.06.2013 было проведено совещание по организации разработки схемы теплоснабжения города Крас-ноярска на 2015-2030 годы, на котором было принято решение: организациям, осуществля-ющим теплоснабжение потребителей жилищно-коммунального сектора, в том числе ООО «РТК», 000 «КраМЗЭнерго», ООО «ФармЭнерго», представить в адрес Департамента город-ского хозяйства администрации города Красноярска информацию в соответствии с получен-ными запросами; ОАО «КТК» обеспечить взаимодействие разработчика Схемы теплоснаб-жения города Красноярска с названными организациями по вопросам предоставления ин-формации согласно запросам.

На совещании, которое состоялось 30.04.2014 под председательством ФИО9, заместителя руководителя Департамента городского хозяйства администрации города Крас-ноярска, было принято решение о представлении теплоснабжающими, теплосетевыми орга-низациями, осуществляющими деятельность на территории города Красноярска, в том числе ООО «РТК», ООО «КраМЗЭнерго», ООО «ФармЭнерго», в адрес Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска информации согласно запросам, направлен-ным Департаментом. Кроме того, на указанном совещании было принято решение ОАО «КТК» обеспечить взаимодействие разработчиков Схемы теплоснабжения с организациями, осуществляющими теплоснабжение потребителей жилищно-коммунального сектора, по во-просам представления информации в соответствии с полученным запросом.

ООО «СГК» 19.12.2014 было проведено совещание о ходе работ по разработке Схемы теплоснабжения города Красноярска на период до 2033 года при участии Первого заместителя главы города - руководителя Департамента городского хозяйства ФИО7 Участники совещания обсудили: со стороны ОАО «ВТИ» представлена полная информация по текущему состоянию Схемы теплоснабжения города Красноярска и выполнены предварительные балансы прироста нагрузок, внесены изменений в первые три книги схемы, представленные в конце октября, а также представлены книги 4, 5, 6, 7. Решено, что, все замечания, выявленные во время работы над Схемой, будут передаваться разработчику для устранения неточностей. В Схеме предусмотрено снятие ограничений по располагаемой мощности Красноярский ТЭЦ. Со стороны ОАО «ВТИ» поступило предложение в адрес администрации города Красноярска и ООО «СГК» после размещения проекта Схемы теплоснабжения на официальном сайте Администрации города Красноярска обеспечить оперативную передачу ОАО «ВТИ» замечаний и предложений к проекту Схемы теплоснабжения, представляемых в Администрацию города Красноярска в установленном законом порядке.

Департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска 29.01.2015 было проведено совещание, повесткой которого являлся ход работ по разработке схемы теп-лоснабжения города Красноярска на 2015-2030 годы, на котором участники совещания были проинформированы о том, что на завершающей стадии находится Схема теплоснабжения города Красноярска и указано на необходимость получения запрошенной информации у РЭК Красноярского края. Указанное совещание проведено при участии представителей ОАО «КТК» (главного инженера ФИО10), ООО «СГК» (руководителя группы общестанционных вопросов СЭТМО Красноярского филиала ООО «СГК» Островского СИ.).

ОАО «КТК» направило на имя Заместителя Главы города - Руководителя Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска письмо от 08.10.2014 № 201-2306 «О предоставлении исходной информации для разработки схемы теплоснабжения города Красноярска» с просьбой оказать содействие в получении необходимой информации от организаций-владельцев котельных (ООО «КрасКом», ООО «КрасТЭК», ООО «РТК»), а также иных теплоснабжающих организаций. Ранее ОАО «КТК» по вопросу сбора подразделениями администрации города Красноярска информации, необходимой для разработки Схемы теплоснабжения города Красноярска, и координации их взаимодействия обращалось в Администрацию города Красноярска (письма от 24.06.2013 № 008/2-84, от 18.07.2013 № 201-1298, от 21.04.2014 № 201-787, от 25.09.2014 № 201-2164). В приложениях к названным письмам ОАО «КТК» был определен перечень информации, необходимой для разработки схемы теплоснабжения города Красноярска.

Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска письмами от 06.06.2013 № 08/2584-гх, от 29.04.2014 № 08/2083-гх, от 22.10.2014 № 08/6036-гх, которые были адресованы организациям, осуществляющим выработку и реализацию тепловой энер-гии на территории города Красноярска, в том числе ООО «КраМЗЭнерго», ООО «Фарм-Энерго», ООО «РТК», запросил сведения, необходимые для разработки проекта Схемы теп-лоснабжения города Красноярска. Письмами от 26.07.2013 № 08/3707-гх Департамент город-ского хозяйства администрации города Красноярска запросил у ООО «КраМЗЭнерго», ООО «ФармЭнерго» сведения, необходимые для уточнения ранее представленной информации, необходимой для разработки проекта Схемы теплоснабжения города Красноярска.

Сведения, необходимые для разработки Схемы теплоснабжения города Красноярска, передавались Департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска ОАО «КТК». Кроме того, Департамент городского хозяйства администрации города Красно-ярска проинформировал Красноярское УФАС России о том, что информация, необходимая для разработки проекта схемы теплоснабжения города Красноярска, направлялась тепло-снабжающими организациями непосредственно в адрес разработчика - ОАО «КТК». Впо-следствии полученные материалы направлялись ОАО «КТК» в адрес ОАО «ВТИ».

Информация о недостающих ОАО «КТК» исходных данных, необходимых для разра-ботки проекта Схемы теплоснабжения города Красноярска, направлялась обществом в адрес органов местного самоуправления города Красноярска следующими письмами: от 23.10.2013 № 201-1986, от 21.04.2015 № 201-790, от 30.04.2014 № 201-865, от 19.06.2014 № 201-1188, от 19.06.2014 № 201-1186, от 19.06.2015 № 201-1187.

Письмом от 16.04.2014 №08/1761-гх Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска проинформировал ОАО «КТК» о том, что замечания и предложения к проекту технического задания на разработку Схемы теплоснабжения города на период 2015-2030 годов отсутствуют.

Управление архитектуры администрации города Красноярска письмом от 14.10.2014 № 2326-уарх информировало Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска о том, что расчетные показатели разрабатываемого Генерального плана не препятствуют формированию схемы теплоснабжения города Красноярска на период до 2030 года и других адресных инвестиционных программ с использованием меньших объемных показателей.

Вопрос о возможности отступления от показателей, принятых в проекте Генерального плана Красноярска, при разработке проекта Схемы теплоснабжения города Красноярска на период до 2033 года, являлся предметом обсуждения на совещании в Департаменте город-ского хозяйства администрации города Красноярска от 02.10.2014. Действующий Генераль-ный план города Красноярска утвержден Решением Красноярского городского совета депу-татов от 13.03.2015 № 7-107. До вступления в силу указанного нормативного правового акта Генеральный план города Красноярска был утвержден Решением Красноярского городского совета от 30.03.2001 № В-23.

ОАО «КТК» письмом от 02.03.2015 № 009-87 направило в адрес Администрации города Красноярска проект Схемы теплоснабжения города Красноярска. В соответствии с требо-ваниями пункта 11 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154) на официальном сайте города Красноярска 16.03.2015 был размещен проект Схемы теплоснабжения города Красноярска до 2033 года, разработчиком которого являлось ОАО «КТК». Указанный проект предусматривал сокращение числа теплогенерирующих компаний города Красноярска, в том числе ООО «КраМЗЭнерго», ООО «РТК», ООО «ФармЭнерго» и перераспределение  их (компаний) мощностей в пользу генерирующих мощностей ООО «СГК».

В соответствии с опубликованным на сайте Администрации города Красноярска уве-домлением, сбор замечаний и предложений по проекту «Схемы теплоснабжения города Красноярска до 2033 года» осуществлялся с 16.03.2015 по 15.04.2015.

Совещание по вопросу схемы теплоснабжения города Красноярска 16.03.2015 было проведено Первым заместителем Главы города - руководителем Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска ФИО7 при участии Директора ОАО «КТК» ФИО11 На Совещании была принята информация о необходимости про-ведения планомерной работы по исключению котельных из системы теплоснабжения города, предложено определить в качестве переходного срока для реализации указанных мероприятий - 3 года.

Антимонопольным органом установлено, что при разработке проекта Схемы тепло-снабжения города Красноярска до 2033 года инвестиционная программа ООО «КраМЗЭнерго» не была учтена (Книга 14 стр. 8-9). Письмом от 23.03.2015 № Д07/759 ООО «КраМЗЭнерго» направило в адрес Департамента городского хозяйства администрации го-рода Красноярска замечания к проекту Схемы теплоснабжения города Красноярска до 2033 года, размещенному на официальном сайте Администрации города Красноярска. Дополни-тельные замечания к проекту Схемы теплоснабжения города Красноярска до 2033 года были направлены ООО «КраМЗЭнерго» письмом от 14.04.2015 № Д07/966 и содержат информа-цию о том, что проектом Схемы теплоснабжения города Красноярска до 2033 года в отноше-нии промышленно-отопительной котельной ООО «КраМЗЭнерго» предусмотрено строи-тельство паровой мощности производительностью 30 т/ч стоимостью 240,97 млн.руб. для работы в летний период по обеспечению паром и горячей водой промышленного сектора (п. 5.8 Раздела 4, стр. 209). При этом в нарушение пункта 14 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, предусматривающего, что предложения по инвестирова-нию средств в существующие объекты или инвестиции, предполагаемые для осуществления определенными организациями, утверждаются в схеме теплоснабжения только при наличии согласия соответствующих лиц, разработчиком инвестирование по указанному проекту не было согласовано с правообладателем указанного объекта - ООО «КраМЗЭнерго».

ООО «РТК» в рамках рассмотрения дела № 107-16-15 о нарушении антимонопольного законодательства информировало о том, что в настоящее время котельная общества является источником теплоснабжения систем отопления, вентиляции и горячего водоснабжения по закрытой схеме потребителей тепловой сети ООО «КрасКом» (мкр. «Солнечный»), а также в открытой схеме промышленных потребителей промплощадки. Обществом разработана Инвестиционная программа ООО «РТК» по развитию объектов в сфере теплоснабжения города Красноярска и Емельяновского района на 2015-2020 годы. В ходе рассмотрения дела ООО «РТК» указало, что проект Схемы теплоснабжения города Красноярска до 2033 года не содержит расчета радиусов эффективного теплоснабжения, в проекте неверно определены границы действующих систем теплоснабжения города Красноярск, в частности в отношении мкр. «Солнечный», что привело к необоснованному определению единой теплоснабжающей организации на указанной территории.

ООО «РТК» направляло в установленном порядке замечания и предложения к проекту Схемы теплоснабжения города Красноярска до 2033 года, а также дополнительные замеча-ния и предложения к проекту указанного акта, связанные с сохранением топлоисточника - ООО «РТК», формированием проекта схемы теплоснабжения города Красноярска с учетом инвестиционной программы общества (Раздел 1, стр. 16-19, Раздел 2 стр. 20-23, Раздел 4 стр. 26-28, Раздел 5 стр 56), уточнения границ существующей изолированной зоны действия энергоисточников № 01 части исключения мкр. «Солнечный» (Раздел 3 стр. 24-25). Кроме того, предложения ООО «РТК» содержат информацию о необходимости согласовании про-екта Схемы теплоснабжения города Красноярска до 2033 года с Генеральным планом города Красноярска в части размещения объектов теплоснабжения (Раздел 8 стр. 63-64).

ООО «ФармЭнерго» в рамках рассмотрения дела № 107-16-15 о нарушении антимоно-польного законодательства указало, что проект Схемы теплоснабжения города Красноярска до 2033 года содержит недостоверные сведения относительно теплоисточника, эксплуатиру-емого ООО «ФармЭнерго»; в проекте Схемы теплоснабжения указано на отсутствие золо-улавливающего оборудования на котельной ООО «ФармЭнерго» (Таблица 2.11 Книги 13 стр. 38-41), при этом паровые котлы ТЭЦ ООО «ФармЭнерго» оборудованы золоулавливающими устройств находящимися в рабочем состоянии; проект Схемы теплоснабжения содержит информацию о том, что в ряде домов, обслуживаемых ООО «ФармЭнерго», имеет место недостаточный напор (п. 6.4 «Описание гидравлических режимов, обеспечивающих передачу тепловой энергии» Книги 1 стр. 372-373), фактически отпуск тепловой энергии осуществляется ООО «ФармЭнерго» теплоснабжающим организациям с коллекторов, обращения со стороны указанных лиц о несоответствии поставляемых ресурсов (их напора) установленным требованиям не поступали. Проект схемы теплоснабжения разработан без учета наличия перспективных потребителей тепловой энергии, вырабатываемой ООО «ФармЭнерго», при   этом в адрес общества поступают обращения заинтересованных лиц по вопросу подключения теплопотребляющих установок к тепловым сетям ООО «ФармЭнерго». ООО «ФармЭнерго» представлена информация о разработке инвестиционной программы общества «Развитие системы теплоснабжения Свердловского района города Красноярска на 2016-2020 годы». Кроме того, ООО «ФармЭнерго» указало, что проект схемы теплоснабжения не учитывает расходы на теплоснабжение запланированного к строительству микрорайона «Юго-Западный», а также расходы, связанные с переводом потребителей ООО «ФармЭнерго» на теплоснабжение от источников тепловой энергии группы компания ООО «СГК» в форме дополнительных тепловых потерь и дополнительных расходов на закупку топлива. Соответствующие замечания к проекту Схемы теплоснабжения города Красноярска ООО «ФармЭнерго» были направлены в адрес Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска письмом от 14.04.2015 № 35/15.

Решением от 20.10.2015 антимонопольный орган признал Администрацию города Красноярска, общество с ограниченной ответственностью «Сибирская генерирующая ком-пания», Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска, открытое акционерное общество «Красноярская теплотранспортная компания» нарушившими требо-вания статьи 16 Закона «О защите конкуренции» в связи с заключением Администрацией города Красноярска и ООО «СГК» Соглашения о сотрудничестве по разработке и утвержде-нии схемы теплоснабжения города Красноярска от 11.07.2014, в связи с осуществлением Де-партаментом городского хозяйства администрации города Красноярска ОАО «КТК» дей-ствий, которые привели к разработке проекта Схемы теплоснабжения города Красноярска до 2033 года, предусматривающего устранение хозяйствующих субъектов с рынка производства и поставки тепловой энергии, заинтересованных в осуществлении деятельности на соответствующем товарном рынке, а именно: ООО «РТК», ОАО «КраМЗЭнерго», ООО «ФармЭнерго» - могли привести к ограничению конкуренции на рынке производства и поставки тепловой энергии на территории города Красноярска (пункт 1).

Пунктом 2 Администрация города Красноярска признана нарушившей требования ча-сти 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» в связи с изданием Постановления от 20.04.2015 № 235 «О назначении публичных слушаний по проекту схемы теплоснабжения города Красноярска до 2033 года», пунктом 2 которого была создана комиссия по проведе-нию публичных слушаний по Проекту, в состав которой вошли представители ООО «СГК», и не были включены представители иных теплоснабжающих организаций, осуществляющих деятельность на территории города Красноярска.

В связи с расторжением Соглашения, передачей Проекта Схемы теплоснабжения города Красноярска до 2033 года на доработку решено предписание по результатам рассмотрения дела выдавать (пункт 3).

Материалы дела решено передать должностному лицу Красноярского УФАС России рассмотрения вопроса о применении мер административного воздействия.

Полагая, что данное решение антимонопольного органа противоречит требованиям нормативных актов и нарушает их права, заявители обратились в Арбитражный суд Красно-ярского края с настоящими заявлениями.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что  для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) госу-дарственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) госу-дарственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной эко-номической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных ста-тьями   65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания   факта нарушения своих прав и за-конных интересов возлагается на заявителя.

Суд полагает, что оспариваемое решение антимонопольного органа частично не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителей на основании следующего.

Статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) определены понятия:

- конкуренции как соперничества хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

- признаков ограничения конкуренции как сокращения числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- соглашения как договоренности в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции, запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществля-ющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственны-ми внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными право-выми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Прави-тельства Российской Федерации;

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или по-купки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устране-нию с него хозяйствующих субъектов.

Согласно оспариваемому решению, антимонопольный орган признал Администрацию города Красноярска, общество с ограниченной ответственностью «Сибирская генерирующая компания», Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска, откры-тое акционерное общество «Красноярская теплотранспортная компания» нарушившими тре-бования статьи 16 Закона «О защите конкуренции» в связи с заключением Администрацией города Красноярска и ООО «СГК» Соглашения о сотрудничестве по разработке и утвержде-нии схемы теплоснабжения города Красноярска от 11.07.2014, в связи с осуществлением Де-партаментом городского хозяйства администрации города Красноярска ОАО «КТК» дей-ствий, которые привели к разработке проекта Схемы теплоснабжения города Красноярска до 2033 года, предусматривающего устранение хозяйствующих субъектов с рынка производства и поставки тепловой энергии, заинтересованных в осуществлении деятельности на соответствующем товарном рынке, а именно: ООО «РТК», ОАО «КраМЗЭнерго», ООО «ФармЭнерго» - могли привести к ограничению конкуренции на рынке производства и поставки тепловой энергии на территории города Красноярска.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ  "О тепло-снабжении" (далее – Закон о теплоснабжении) под схемой теплоснабжения понимается до-кумент, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасно-го функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Согласно части 2 статьи 23 Закона о теплоснабжении развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.

Часть 3 указанной статьи возлагает на уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы обязанность осуществлять разработку, утверждение и ежегод-ную актуализацию схем теплоснабжения,

 Требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяют-ся правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Порядок разработки схем теплоснабжения в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Россий-ской Федерации, должен обеспечивать открытость процедуры их разработки и утверждения, участие в этой процедуре представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых ор-ганизаций, потребителей тепловой энергии.

Во исполнение Закона о теплоснабжении Правительством Российской Федерации при-нято постановление от 22.02.2012 N 154  "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения", которым утверждены требования к схемам теплоснабжения и требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения (далее – Порядок раз-работки и утверждения схем теплоснабжения).

Согласно пункту 2 Порядка разработки и утверждения схем теплоснабжения, проект схемы теплоснабжения разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправ-ления поселений, городских округов, уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами.

Органы местного самоуправления и органы исполнительной власти городов федераль-ного значения размещают информацию о разработке проекта схемы теплоснабжения, мате-риалы по разрабатываемой и (или) ранее утвержденной схеме теплоснабжения, проекты схем теплоснабжения соответственно на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), городского округа (при наличии официального сайта городского округа), органов исполнительной власти городов федерального значения в сети Интернет (далее - официальные сайты) (пункт 7 Порядка).

Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения в течение 3 календарных дней с даты принятия решения о начале разработки схемы теплоснабжения размещают на официальном сайте уведомление о начале разработки схемы теплоснабжения и информацию о порядке предоставления сведений, предусмотренных пунктом 10 настоящего документа (пункт 8 Порядка).

Юридическое лицо, приступившее к разработке проекта схемы теплоснабжения, направляет в органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов фе-дерального значения уведомление о начале разработки схемы теплоснабжения. Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения обязаны разместить на официальном сайте указанное уведомление в течение 3 календарных дней с даты его поступления (пункт 9 Порядка).

Из материалов дела следует, что общество «КТК» в соответствии с требованиями Зако-на о теплоснабжении, Постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» письмом от 27.05.2013 № 008/2-74 проинформировало Администрацию города Красноярска о начале разработки схемы теплоснабжения города Красноярска. Названное письмо подписано генеральным директором управляющей организации ООО «Сибирская генерирующая компания».

Уведомление о начале разработки схемы теплоснабжения и о порядке предоставления сведений, предусмотренных пунктом 10 Порядка разработки и утверждения схем тепло-снабжения было размещено на сайте администрации города Красноярска.

Таким образом, обществом «КТК» и органом местного самоуправления соблюдены требования законодательства о необходимости уведомления о начале разработки схемы теп-лоснабжения и размещении указанного уведомления на официальном сайте администрации. 

Антимонопольным органом установлено, подтверждается материалами дела и не оспа-ривается сторонами, что с момента уведомления обществом «КТК» о разработке схемы теп-лоснабжения департаментом городского хозяйства проводились совещания по организации разработки схемы теплоснабжения на 2015-2030 (2033) годы.

Проведение таких совещаний органом местного самоуправления не противоречит по-ложениям статьи 23 Закона о теплоснабжении и Порядка разработки и утверждения схем теплоснабжения.

Названные совещания проводились с участием представителей теплоснабжающих ор-ганизаций города, в том числе обществ «Региональная тепловая компания», «ФармЭнерго», «КраМЗЭнерго» и других. По результатам совещания оформлялись протоколы. На совеща-ниях разрешались вопросы об обеспечении взаимодействия разработчиков схемы с органи-зациями, осуществляющими теплоснабжение потребителей жилищно-коммунального секто-ра, предоставления информации, необходимой для разработки Схемы о находящихся в управлении тепловых источниках и тепловых сетях, о необходимости передачи всех замеча-ний, выявленных во время работы над схемой, разработчику для устранения неточностей и т.д.

Как пояснил в ходе судебного разбирательства представитель антимонопольного орга-на, проведение указанных совещаний свидетельствует о согласованных действиях между разработчиком схемы теплоснабжения и органом местного самоуправления, которые приве-ли, в том числе, к разработке схемы теплоснабжения, которая ущемляет права иных тепло-снабжающих организаций.

Вместе с тем, из оспариваемого решения антимонопольного органа не следует, каким образом решения, принятые на совещаниях по вопросам, связанным с организацией разра-ботки схемы теплоснабжения, привели к разработке схемы теплоснабжения, ущемляющей права теплоснабжающих организаций, в том числе, исключению котельных отдельных орга-низаций из схемы теплоснабжения. Решение вопросов о необходимости взаимодействия раз-работчиков Схемы теплоснабжения с организациями, осуществляющими теплоснабжение потребителей жилищно-коммунального сектора, по вопросам представления информации в соответствии с запросами разработчика теплосхемы соответствует требованиям статьи 23 Закона о теплоснабжении и Порядка разработки и утверждения схем теплоснабжения.

Рассмотрение на совещании 16.03.2015 информации о необходимости проведения пла-номерной работы по исключению котельных из системы теплоснабжения города, определе-ние переходного периода для реализации указанных мероприятий также не свидетельствует о согласованных действиях между разработчиком схемы теплоснабжения и органом местно-го самоуправления, направленных на устранение с рынка теплоснабжения иных теплоснаб-жающих организаций.

Пунктом 22 Порядка разработки и утверждения схем теплоснабжения при ежегодной актуализации схемы теплоснабжения предусмотрена возможность переключения тепловой нагрузки от котельных на источники с комбинированной выработкой тепловой и электриче-ской энергии в весенне-летний период функционирования систем теплоснабжения (подпункт «г») и переключения тепловой нагрузки от котельных на источники с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии в отопительный период, в том числе за счет вывода котельных в пиковый режим работы, холодный резерв, из эксплуатации (подпункт «д»).

Таким образом, само по себе обсуждение вопроса о необходимости проведения плано-мерной работы по исключению котельных из системы теплоснабжения города не противоречит указанному Порядку, в отсутствие доказательств, что данное решение привело к необоснованному исключению котельных их схемы теплоснабжения, без соблюдения установленного порядка. Ссылка на соответствующие доказательства в оспариваемом решении отсутствует.

В качестве нарушения требований статьи 16 Закона о защите конкуренции антимоно-польный орган также квалифицировал заключение Администрацией города Красноярска и ООО «СГК» Соглашения о сотрудничестве по разработке и утверждении схемы теплоснабжения города Красноярска от 11.07.2014.

Как следует из названной нормы, соглашения между органами местного самоуправле-ния, и хозяйствующими субъектами признаются антиконкурентными, если приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Из решения антимонопольного органа следует, что основанием для признания согла-шения о сотрудничестве заключенным с нарушением требований статьи 16 Закона о защите конкуренции послужили следующие обстоятельства:

- договоренность предпринимать согласованные действия по реализации положений Федерального закона от 27.07.2010 № 191-ФЗ «О теплоснабжении, Постановления Прави-тельства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» по со-зданию в городе Красноярске единой теплоснабжающей организации в соответствии с дей-ствующими нормативными правовыми актами;

- обязательства сторон до окончания разработки схемы теплоснабжения города разра-ботать механизм создания единой теплоснабжающей организации на территории города Красноярска и определить план необходимых совместных действий. В целях реализации Соглашения Администрация муниципального образования Город Красноярск приняла на себя обязательства оказывать содействие, а в случае необходимости обеспечивать участие в разработке схемы теплоснабжения специалистов Администрации города Красноярска и подведомственных организаций (пункт 2.3.1 Соглашения);

- проведение совещаний по вопросам разработки Схемы теплоснабжения города Крас-ноярска;

- оказание администрацией содействия в получении необходимой информации для разработки проекта схемы теплоснабжения от организаций – владельцев котельных;

- согласование органами местного самоуправления города Красноярска возможности использования при разработке проекта схемы теплоснабжения значений целевых показате-лей, отличающихся от соответствующих значений, принимаемых в разрабатываемом Гене-ральном плане города Красноярска;

- разработка проекта схемы теплоснабжения без учета инвестиционной программы  ООО «КраМЗЭнерго» по модернизации и реконструкции оборудования котельной с целью увеличения объемов производства и отпуска теплофикационной воды;

- разработка проекта схемы теплоснабжения без учета инвестиционной программы ООО «РТК» по развитию объектов в сфере теплоснабжения города Красноярска и Емелья-новского района на 2015-2020 годы, вывод разработчика  о неэффективности и ненадежно-ститеплоснабжения территории новой застройки «Северный», «Солонцы-2» от теплоисточ-ника ООО «РТК»;

- наличие в схеме теплоснабжения недостоверных сведений относительно теплоисточ-ника, эксплуатируемого ООО «ФармЭнерго»; разработка проекта схемы теплоснабжения без учета наличия перспективных потребителей тепловой энергии, вырабатываемой ООО «ФармЭнерго»;

- наличие замечаний Министерства промышленности, энергетики и торговли Красно-ярского края, указывающих на несоблюдение принципа развития комбинированной выра-ботки тепловой и электрической энергии при разработке схемы теплоснабжения, необосно-ванно высокие затраты на развитие теплоисточников и транспортной инфраструктуры ООО «СГК», экономическую нецелесообразность строительства водогрейных котлов на Красно-ярской ТЭЦ-3 для замещения экономически выгодных и не оказывающих существенного экологического воздействия на окружающую среду котельных ООО «РТК», ООО «КраМЗЭнерго»;

- непринятие замечаний и предложений в части сохранения действующих тепловых источников ООО «РТК», ООО «КраМЗЭнерго», ООО «ФармЭнерго» и недопущения монополизации рынка теплоснабжения группой лиц ООО «СГК»,  невнесение в схему теплоснабжения соответствующих изменений.

Вместе с тем, предметом рассмотрения антимонопольного органа не являлось установ-ление законности разработки и содержания схемы теплоснабжения города Красноярска. Вы-воды антимонопольного органа о необоснованном непринятии при разработке схемы тепло-снабжения инвестиционных программ ООО «РТК», ООО «КраМЗЭнерго», необоснованном выведении из эксплуатации котельных ряда организаций, сделаны антимонопольным орга-ном на основании пояснений и информации, полученной от организаций-владельцев тепло-источников на территории города Красноярска, а также Министерства промышленности, энергетики и торговли Красноярского края.

Как следует из материалов дела, замечания и предложения к схеме теплоснабжения, поступавшие в Департамент городского хозяйства, направлялись последним в адрес ОАО «КТК», которое, в свою очередь, передавало их непосредственному разработчику схемы теп-лоснабжения – ОАО «ВТИ», которым был составлен Сводный том замечаний и ответов на замечания к проекту схемы теплоснабжения (Книга 15).

Пункт 12 Порядка разработки и утверждения схем теплоснабжения предусматривает рассмотрение проекта схемы теплоснабжения органами местного самоуправления, органами исполнительной власти городов федерального значения путем сбора замечаний и предложений, а также организации публичных слушаний. Для организации сбора замечаний и предложений по проекту схемы теплоснабжения органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения при его размещении на официальных сайтах указывают адрес, по которому осуществляется сбор замечаний и предложений, а также срок их сбора, который не может быть менее 30 календарных дней с даты опубликования проекта схемы теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 17 Порядка разработки и утверждения схем теплоснабжения глава местной администрации поселения, глава местной администрации городского округа, руководитель органа исполнительной власти городов федерального значения с учетом по-ступивших замечаний и предложений, а также заключения о результатах публичных слуша-ний в течение 7 календарных дней с даты окончания публичных слушаний принимает одно из следующих решений:

а) утверждает схему теплоснабжения;

б) направляет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для утверждения проект схемы теплоснабжения в электронной форме, а также протоколы пуб-личных слушаний и заключений о результатах проведения публичных слушаний по указан-ному проекту (для поселений, городских округов с численностью населения 500 тыс. человек и более, городов федерального значения);

в) возвращает проект схемы теплоснабжения на доработку для учета замечаний и пред-ложений, поступивших по итогам сбора замечаний и предложений и (или) публичных слу-шаний.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение 30 календарных дней с даты получения проекта схемы теплоснабжения проводит ее экспертизу с учетом протоколов публичных слушаний и заключений о результатах проведения публичных слу-шаний по указанному проекту и принимает решение об утверждении схемы теплоснабжения или о возврате ее на доработку (пункт 18 Порядка).

Как уже было указано, замечания и предложения к проекту схемы теплоснабжения бы-ли собраны органом местного самоуправления и переданы разработчику схемы для рассмот-рения.

Также судом установлено, что администрацией города Красноярска проведены публич-ные слушания по проекту схемы теплоснабжения. После проведения публичных слушаний проект схемы теплоснабжения в электронной форме, а также протоколы публичных слуша-ний и заключений о результатах проведения публичных слушаний по указанному проекту были направлены в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для утвер-ждения (Министерство энергетики РФ).

Таким образом, орган местного самоуправления выполнил возложенные на него Порядком разработки и утверждения схем теплоснабжения обязанности.

Рассмотрение проекта схемы теплоснабжения с учетом проведения экспертизы и при-нятие решения о ее утверждении/неутверждении отнесено к компетенции уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Министерство энергетики РФ по результатам рассмотрения проекта схемы теплоснаб-жения города Красноярска возвратило указанную схему на доработку (письмо от 29.06.2015 № 7А-7308/10).

Антимонопольным органом не проводилась экспертиза проекта схемы теплоснабжения. Выводы о нарушении прав и интересов организаций-владельцев объектов теплоснабжения на территории города Красноярска сделаны антимонопольным органом на основании пояснений указанных организаций и замечаний Министерства промышленности, энергетики и торговли Красноярского края. Однако, такой порядок признания схемы теплоснабжения не соответствующей законодательству, устанавливающему требования к схемам теплоснабжения и порядку их разработки, не соответствует нормам Порядка разработки и утверждения схем теплоснабжения, прямо предусматривающим обязательность проведения экспертизы проекта схему теплоснабжения.

Кроме того, названные антимонопольным органом в оспариваемом решении факты разработки проекта схемы теплоснабжения без учета инвестиционных программ, наличия в схеме теплоснабжения недостоверных сведений относительно теплоисточника, эксплуатируемого ООО «ФармЭнерго», несоблюдения принципа развития комбинированной выработки тепловой и электрической энергии при разработке схемы теплоснабжения и т.д. не свидетельствуют о незаконности заключенного между администрацией города Красноярска в лице Департамента городского хозяйства и ООО «СГК» соглашения о сотрудничестве по разработке и утверждению схемы теплоснабжения города Красноярска.

В указанном соглашении сторонами не оговаривались какие-либо результаты разработ-ки проекта схемы теплоснабжения, в том числе, исключение из схемы ряда котельных и иных объектов теплоснабжения. Утверждение схемы теплоснабжения города Красноярска не входит в компетенцию главы города.

Антимонопольный орган не назвал, какие нормы законодательства, кроме статьи 16 За-кона о защите конкуренции, были нарушены сторонами при заключении соглашения. Прове-дение совещаний по вопросам разработки схемы теплоснабжения не противоречит действу-ющему законодательству и не свидетельствует об ограничении конкуренции. Указанные со-вещания проводились открыто, с участием организаций-владельцев объектов теплоснабже-ния.

Доводы антимонопольного органа о непредставлении обществу «РТК», выразившему желание разрабатывать схему теплоснабжения города, полной информации по источникам теплоснабжения, а именно, по источникам ОАО «КТК», сами по себе не свидетельствуют о заключении между администрацией города Красноярска и ООО «СГК» антиконкурентного соглашения, либо совершения действий в интересах ОАО «КТК», направленных на ограничение конкуренции.

Кроме того, обществом «РТК» не представлено каких-либо иных доказательств, кроме двух обращений в Департамент городского хозяйства за представлением указанной инфор-мации, подтверждающих фактическое совершение действий, направленных на разработку схемы теплоснабжения.

В свою очередь, общество «КТК» при разработке схемы неоднократно обращалось не только в орган местного самоуправления за получением необходимой информации, но и непосредственно к иным организациям, владеющим такой информацией, направляло переч-ни необходимых для разработки схемы теплоснабжения сведений. Как пояснили в судебном заседании представители заявителей, инициатива в заключении соглашения о сотрудниче-стве по разработке и утверждению схемы теплоснабжения исходила также от общества «КТК».

Общество «РТК» с уведомлением о начале разработки схемы теплоснабжения обрати-лось к главе города Красноярска 22.05.2014, т.е. спустя год после поступления уведомления ОАО «КТК» о начале разработки схемы теплоснабжения. При этом, обществом «РТК» не представлено доказательств, свидетельствующих о совершении каких-либо действий по раз-работке схемы, кроме названных выше обращений в департамент городского хозяйства.

На основании изложенного суд считает, что у общества «РТК» отсутствовал интерес в самостоятельной разработке схемы теплоснабжения города, в связи с чем заключение согла-шения о сотрудничестве по разработке и утверждению схемы теплоснабжения между адми-нистрацией города и обществом «КТК» также не может нарушать права и интересы указан-ного общества.

Остальные лица, направившие в антимонопольный орган пояснения о нарушении их прав и интересов, не заявляли о начале разработки схемы теплоснабжения, каких-либо фак-тических действий по разработке схемы не осуществляли. 

Ссылку антимонопольного органа в оспариваемом решении на согласование органами местного самоуправления города Красноярска  возможности использования при разработке проекта схемы теплоснабжения значений целевых показателей, отличающихся от соответ-ствующих значений, принимаемых в разрабатываемом Генеральном плане города Краснояр-ска суд считает несостоятельной.

Обосновывая указанный вывод, антимонопольный орган ссылается на письмо Управления архитектуры администрации города Красноярска от 14.10.2014 № 2326-уарх, согласно которому управление информировало Департамент городского хозяйства о том, что расчетные показатели разрабатываемого Генерального плана не препятствуют формированию схемы теплоснабжения города Красноярска на период до 2030 года и других адресных инвестиционных программ с использованием меньших объемных показателей,  и на протокол заседания рабочей группы по организации разработки схемы теплоснабжения от 02.10.2014 № 02-01.

Вместе с тем, из протокола от 02.10.2014 следует, что рабочая группа пришла к выводу о необходимости подготовки заключения о возможности отступления от показателей, принятых в проекте Генерального плана г. Красноярска. Однако, антимонопольным органом не установлено, были ли фактически в проекте схемы теплоснабжения допущены указанные отступления и каким образом указанные отступления повлияли на права и интересы организаций – владельцев объектов теплоснабжения в г. Красноярске.

На основании изложенного суд считает, что антимонопольным органом не доказано нарушение заявителями по делу требований статьи 16 Закона о защите конкуренции при за-ключении Соглашения о сотрудничестве по разработке и утверждении схемы теплоснабже-ния города Красноярска от 11.07.2014, а департаментом городского хозяйства и ОАО «КТК» - осуществления действий, которые привели к разработке проекта Схемы теплоснабжения города Красноярска до 2033 года, предусматривающего устранение хозяйствующих субъектов с рынка производства и поставки тепловой энергии, заинтересованных в осуществлении деятельности на соответствующем товарном рынке.   

Вместе с тем, суд считает не подлежащими удовлетворению требования администрации города Красноярска и департамента городского хозяйства в части признания недействи-тельным пункта 2 решения антимонопольного органа о признании администрации нарушившей требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с изданием постановления от 20.04.2015 № 235 «О назначении публичных слушаний по проекту схемы теплоснабжения города Красноярска до 2033 года», пунктом 2 которого была создана комиссия по проведению публичных слушаний по проекту, в состав которой вошли представители ООО «СГК», и не были включены представители иных теплоснабжающих организаций, осуществляющих деятельность на территории города Красноярска.    

Порядок проведения публичных слушаний по проекту схемы теплоснабжения преду-смотрен пунктами 13, 14  Порядка разработки и утверждения схем теплоснабжения, согласно которым публичные слушания по проекту схемы теплоснабжения начинаются не позднее 15 календарных дней с даты окончания срока представления предложений по нему. Срок проведения публичных слушаний с момента размещения информации о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний не может быть более 60 календарных дней.

Уполномоченные на проведение публичных слушаний органы местного самоуправле-ния, органы исполнительной власти городов федерального значения не менее чем за 7 календарных дней до проведения публичных слушаний размещают информацию о месте их проведения на официальном сайте. Заключение о результатах проведенных публичных слушаний и протоколы публичных слушаний также размещаются на официальном сайте в течение 3 календарных дней с даты завершения публичных слушаний.

Постановлением от 20.04.2015 № 235 администрация города Красноярска назначила проведение публичных слушаний по проекту схемы теплоснабжения города Красноярска до 2033 года на 18.05.2015 в 19:00 по адресу: <...>, и утвердила состав комиссии по проведению публичных слушаний по проекту, в которую вошли представители органа местного самоуправления в количестве пяти человек,  пять депутатов городского Совета депутатов, два представителя ООО «СГК», один представитель разработчика – ОАО «ВТИ», директор МП г. Красноярска «Красноярскгорпроект».

Как пояснил в судебном заседании представитель администрации города Красноярска, порядок формирования комиссии по проведению публичных слушаний установлен статьей 10 Положения об организации и проведении публичных слушаний в городе Красноярске, утвержденного решением Красноярского городского Совета депутатов от 25.02.2009 № 5-72. Согласно пункту 3 указанной статьи, комиссия по проведению публичных слушаний формируется в составе 15 человек.

В состав комиссии включаются:

депутаты городского Совета по представлению постоянной комиссии, при этом если публичные слушания назначаются Главой города, количество депутатов, включаемых в состав комиссии, должно составлять не менее 5 человек;

лица, замещающие должности муниципальной службы в администрации города, при этом если публичные слушания назначаются городским Советом, указанные лица включаются в состав комиссии по представлению Главы города в количестве не менее 5 человек;

члены инициативной группы из числа кандидатур, предложенных для включения в состав комиссии в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Положения, в количестве не менее пяти человек - в случае назначения публичных слушаний по инициативе населения города.

Протокол заседания по проведению публичных слушаний по проекту схемы тепло-снабжения города Красноярска до 2033 года от 23.04.2015 содержит информацию о том, что в Департамент городского хозяйства поступили обращения ООО «РТК», ООО «ФармЭнер-го» по вопросу включения представителей названных организаций в состав комиссии по проведению публичных слушаний. Учитывая, что в соответствии с пунктом 3 статьи 10 По-ложения об организации и проведении публичных слушаний в городе Красноярске, комис-сия по проведению публичных слушаний формируется в составе 15 человек и в настоящее время сформирована, включить в нее дополнительных членов не представляется возможным.

По результатам голосования лиц, участвовавших в публичных слушаниях, большинство голосов было отдано «ПРОТИВ» направления схемы теплоснабжения для утверждения в Министерство энергетики РФ с учетом поступивших замечаний и предложений к проекту.

Согласно заключению о результатах публичных слушаний по проекту схемы тепло-снабжения города Красноярска до 2033 года, по результатам голосования комиссией из 22 письменных предложений большинством голосов принято предложение № 22, приняты ре-комендации направить проект схемы теплоснабжения с учетом принятых комиссией пред-ложений для утверждения в Министерство энергетики РФ.

Постановлением администрации города Красноярска от 25.05.2015 № 330 Глава города Красноярска постановил направить проект схемы теплоснабжения города Красноярска для утверждения в Министерство энергетики РФ.

Принятие администрацией города Красноярска постановления от 20.04.2014 № 235 «О назначении публичных слушаний по проекту схемы теплоснабжения города Красноярска до 2033 года», которым был утвержден персональный состав комиссии по проведению публич-ных слушаний, с участием представителей ООО «СГК» и не предусматривающий участие в работе комиссии представителей иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения города Красноярска, лиц, представляющих их интересы, могло привести к проведению публичных слушаний и подготовке итогового документа без учета мнения иных (кроме ООО «СГК») заинтересованных лиц, имеющих специальные познания в сфере, связанной с предметом публичных слушаний, и как следствие, принятию комиссией по проведению публичных слушаний решений, ущемляющих интересы указанных лиц, которые могли иметь негативные последствия для конкуренции в сфере теплоснабжения города Красноярска в форме ограничения, устранения конкуренции.

Ссылка администрации города Красноярска и департамента городского хозяйства на пункт 3 статьи 10 Положения об организации и проведении публичных слушаний в городе Красноярске, предусматривающий формирование комиссии по проведению публичных слу-шаний в составе 15 человек, является несостоятельной, т.к. указанная норма определяет минимальное количество членов комиссии (не менее 5 человек) и не содержит запрета на включение в состав комиссии большего количества человек. Положение не предусматривает каких-либо негативных последствий в случае формирования комиссии в большем составе.

Заявителями не приведено доводов, свидетельствующих о невозможности формирова-ния комиссии по проведению публичных слушаний в большем, чем 15 человек, составе, с учетом включения в ее состав представителей ООО «РТК», ООО «ФармЭнерго».  

Учитывая изложенное, суд считает, что ответчик обоснованно признал администрацию города Красноярска нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Суд считает необоснованными требования администрации города Красноярска и де-партамента городского хозяйства о признании недействительными пунктов 3, 4 решения антимонопольного органа, т.к. заявителями не приведены доводы и доказательства, свидетельствующие о несоответствии указанных пунктов закону и нарушении прав и интересов заявителей.

С учетом установленных обстоятельств по делу, суд полагает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу, от-носятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требова-ний.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

заявления общества с ограниченной ответственностью «Сибирская генерирующая ком-пания», акционерного общества «Красноярская теплотранспортная компания» удовлетво-рить в полном объеме, заявления администрации города Красноярска, Департамента город-ского хозяйства  администрации города Красноярска удовлетворить частично.

Признать недействительным пункт 1 решения Управления Федеральной антимонополь-ной службы по Красноярскому краю от 20.10.2015 по делу № 107-16-15.

В удовлетворении остальной части требований администрации города Красноярска, Де-партамента городского хозяйства  администрации города Красноярска отказать.

Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю в пользу общества с ограниченной ответственностью «Сибирская генерирующая компания» 3000 руб. судебных расходов на оплату государственной пошлины, в пользу акционерного общества «Красноярская теплотранспортная компания» 3000 руб. судебных расходов на оплату государственной пошлины.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение подлежит немедленно-му исполнению и может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём пода-чи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья                                                                                                     И.А. Раздобреева