ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-26912/15 от 01.02.2016 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

01 февраля 2016 года

Дело № А33-26912/2015

г. Красноярск

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Первая городская управляющая компания» (ИНН 2466272814, ОГРН 1142468028845)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 10.11.2015 № 4994,

без вызова лиц, участвующих в деле,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Первая городская управляющая компания» (далее по тексту – ООО «Первая городская управляющая компания», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 10.11.2015 № 4994.

Определением от 08.12.2015 заявление принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

ООО «Первая городская управляющая компания» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1142468028845.

В адрес Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю из Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края поступили материалы проверки (вх. № 14-17-26-35141 от 22.07.2015). Со­гласно анализу платежных документов собственника жилого помещения № 75 многоквартирного дома № 30 по ул. Взлетная в г. Красноярске за период март-июнь 2015 года установлено, что ООО «Первая Городская Управляющая компания» выставляет отдельной строкой в разделе «Коммунальные услуги» плату за услугу «Домофон» в размере 30 руб. с квартиры.

По указанному факту определением от 03.09.2015 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.

По результатам административного расследования должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении от 30.10.2015 № 5685.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 10.11.2015 № 4994 заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Считая вышеназванное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 АПК РФ (статьи 207-211).

Судом установлено, что в соответствии со статьями 28.3, 23.49 КоАП РФ, Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, Перечнем должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренные КоАП РФ, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.02.2011 № 40, протокол об административном правонарушении составлен, дело рассмотрено и оспариваемое постановление вынесено уполномоченными лицами компетентного органа.

Согласно части 1 статьи 14.7. КоАП РФ обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения предполагает совершение лицом одного (нескольких) из следующих действий: обмеривание, обвешивание, обсчет или иной обман потребителей.

Объективная сторона вмененного заявителю правонарушения состоит в совершении противоправных действий в виде обсчета, относящихся к формам обмана потребителей; при совершении указанного правонарушения имеет место начисление и предъявление платы  за содержание и техническое обслуживание домофона в фиксированном размере без учета размера доли в праве общей собственности на это имущество.

Частью 1 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что при выборе управляющей орга­низации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.

В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (соб­ственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за пла­ту обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

По части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имуще­ства в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуще­ством, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).

По подпункту «а» пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее по тексту - Правила от 13.08.2006 № 491), состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.

Согласно подпункту 3 части 1 статьи 36 ЖК РФ и подпункту «д» пункта 2 Правил от 13.08.2006 № 491 в состав общего имущества включаются механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

По пунктам 2 и 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания» при рассмотрении споров судам следует исходить из того, что к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также механическое, электрическое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно договору управления многоквартирным домом от 01.12.2014, заключенному ООО «Первая Городская Управляющая компания» с собственниками жилых/нежилых помещений дома номер 30 по ул. Взлетная, заявитель осуществляет управление указанным многоквартирным домом, что сторонами не оспаривается.

По пункту 1.7. договора общее имущество в многоквартирном доме - принадлежащие собственникам помещений на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе механическое, электрическое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

По пункту 7 Правил от 13.08.2006 № 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

В соответствии с пунктом 10 Правил от 13.08.2006 № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополу­чии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоя­нии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности мно­гоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников поме­щений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставле­ния коммунальных услуг гражданам.

В силу статьи 44 ЖК РФ к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений относится принятие решений о ремонте общего имуще­ства в многоквартирном доме; о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, а также принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания.

Факт установки в многоквартирном доме по адресу: г. Красноярск, ул. Влетная, 30 домофона заявителем не оспаривается, подтверждается материалами дела (в том числе договором о техническом обслуживании от 01.03.2015 № 01/03/15Д в редакции дополнительных соглашений от 01.07.2015 № 1, от 15.07.2015, протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений от 21.02.2015, счетов на оплату от 31.03.2015 №№ 115 и 116, письменными пояснениями общества от 26.10.2015 № 204).

Из приведенных доказательств следует, что работы по ремонту и обслуживанию домофонов по указанному адресу осуществляет ООО «Первая Городская Управляющая компания». Внеочередным общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме определен размер абонентской платы за обслуживание домофонов с 01.03.2015, который составляет 30 рублей в месяц; ООО «Первая Городская Управляющая компания» поручено заключить договор на обслуживание домофона с любой компанией, предоставляющей такие услуги.

Учитывая изложенное, принимая во внимание вышеприведенные нормы, суд соглашается с выводам ответчика, что домофонное оборудование, размещенное в местах общего пользования многоквартирного дома, входит в состав общего имущества многоквартирного дома, в связи с чем соответствующий довод заявителя отклоняется судом, ссылка общества на то, что домофоны и переговорно-замочные устройства Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, Правилами от 13.08.2006 № 491 к общему имуществу не отнесены, работы по их содержанию к коммунальным услугам или услугам по содержанию и ремонту жилых помещений не относятся, так как домофон не предусмотрен проектом дома, не устанавливался застройщиком и не передавался какой-либо управляющей организации, признается судом неправомерной.

Таким образом, содержание домофона, его обслуживание и ремонт относится к обязанности управляющей организации, в том числе и при отсутствии упоминания об этом в договоре управления многоквартирным домом, поскольку обеспечение функционирования данного оборудования является одной из характеристик безо­пасности как дома, так и безопасности жизни и здоровья граждан, сохранности их имущества.

В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении много­квартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содер­жание общего имущества в данном доме и качество которых должно соот­ветствовать требованиям технических регламентов и установленных Прави­тельством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном до­ме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоус­тройства данного дома, качество которых должно соответствовать требова­ниям установленных Правительством РФ правил предоставления, приоста­новки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартир­ном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартир­ном доме.

В соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги.

Согласно части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Частью 7 статьи 156 ЖК РФ установлено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализи­рованный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собст­венников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ.

В силу части 2 статьи 39 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет соб­ственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственно­сти на общее имущество в таком доме указанного собственника.

В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обя­зан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участ­вовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме со­размерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесе­ния платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.

Согласно подпункту «а» пункта 28 Правил содержания общего имущества, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляю­щей организацией или непосредственно собственниками помещений.

Из содержания приведенных норм следует, что расходы на содержание принадлежащего собственнику помещения общего имущества в многоквартирном доме собственник помещения в многоквартирном доме несет соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой утверждается общим собранием собственников помещений многоквартирного дома.

Следовательно, начисление потребителю Шабаткиной О.Л. платы за услугу «Домофон», являющегося общим имуществом собственников многоквартирного дома, в фиксированном размере, без учета размера доли в праве общей собственно­сти на это имущество, а также включение услуги «Домофон» в раздел «Коммунальные услу­ги» платежных документов, предъявляемых ООО «Первая Городская Управляю­щая компания» Шабаткиной О.Л., нарушает вышеуказанные правовые нормы.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о совершении обществом обмана потребителя Шабаткиной О.Л, выразившегося в предъявлении платежных документов для оплаты жи­лищно-коммунальных услуг за период с марта по июнь 2015 года за услугу «Домо­фон» в фиксированных размерах без учета размера доли в праве общей собствен­ности на это имущество.

Изложенное подтверждается материалами дела, в том числе вышеуказанными доказательствами, платежными документами за период с марта по июнь 2015 года, протоколом об административном правонарушении 30.10.2015 № 5685, пояснениями общества от 26.10.2015 № 204, протоколом опроса потерпевшей по делу об административном правонарушении от 27.10.2015, актом проверки от 13.07.2015 № 3265-ж.

Приведенные действия общества свидетельствуют об обмане потребителя и образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ.

Доводы заявителя, изложенные в заявлении  об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении, не опровергают вышеизложенный вывод суда.

Обстоятельства, указанные обществом в его заявлении, в том числе, что автоматически запирающиеся устройства и переговорно-замочные устройства или домофоны не являются идентичными техническими устройствами, не свидетельствует об отсутствии в действиях ответчика объективной стороны вмененного ему правонарушения.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о доказанности административным органом наличия в действиях общества вмененного ему правонарушения.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

Ответчик не представил ни административному органу, ни суду доказательств, подтверждающих отсутствие объективной возможности для соблюдения вышеуказанных требований законодательства и своевременному принятию им мер по устранению выявленных нарушений.

При таких обстоятельствах, вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьи 14.7 КоАП РФ, является установленной.

Действия (бездействие) заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьи 14.7 КоАП РФ.

Довод общества об отсутствии в его действиях вины и, следовательно, состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ, в связи с тем, что собственниками помещений в управляющую компанию предъявлен протокол собрания от 21.02.2015, согласно которому собственники определили размер платы за обслуживание домофонов в размере 30 рублей, поручили заключить договор на
 обслуживание домофонов, установили, что собственники помещений, не пользующиеся услугами домофона, освобождаются от платы за него при условии уведомления управляющей компании об отказе от домофона, а также факт неоплаты Шабаткиной О.Л. оказанных ей услуг по содержанию и ремонту общего имущества, не свидетельствует об обратном.

Следовательно, у административного органа имелись правовые основания для привлечения заявителя к административной ответственности.

Требования статей 28.2, 28.5, 29.7 и 29.10 КоАП РФ ответчиком при составлении протокола, а также вынесении постановления соблюдены. Процедура привлечения к административной ответственности заявителем не оспаривается.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.

Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии по настоящему делу предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности совершенного административного правонарушения, судом не установлены.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Доказательства, подтверждающие наличие предусмотренных статьями 4.2 и 4.3. КоАП РФ, смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств, ответчиком в ходе рассмотрения дела, а также судом не установлены.

Оспариваемым постановлением административный штраф назначен заявителю в минимальном размере санкции, установленной частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ.

При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным.

В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь статьями 135, 167 – 170, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ  :

Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Первая городская управляющая компания» в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю от 10.11.2015 № 4994 по делу об административном нарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья Чурилина Е.М.