АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
июня 2017 года | Дело № А33-26949/2016 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 06 июня 2017 года.
В полном объеме решение изготовлено 14 июня 2017 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Полищук Е.В. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» (ИНН 4716016979, ОГРН 1024701893336, г. Москва)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск)
о признании недействительными решений о приостановлении осуществления кадастрового учета,
в присутствии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, доверенность от 16.12.2016 № 160/ИД,
от филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»: ФИО2, доверенность от 16.10.2015 № 18/2015,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю: ФИО3, доверенность от 16.12.2016 № 70-55/109,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пономаревой Е.В.,
установил:
публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю (далее – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (на основании протокольного определения от 06.06.2017, далее – Управление), далее – ответчики:
- о признании недействительными следующие решения о приостановлении осуществления кадастрового учета, принятые филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю от 21.09.2016 № Ф24/16-2-83285, от 21.09.2016 № Ф24/16-2-83356, от 21.09.2016 № Ф24/16-2-83321, от 21.09.2016 № Ф24/16-2-83340, от 20.09.2016 № Ф24/16-2-83147, от 21.09.2016 № Ф24/16-2-83331, от 02.09.2016 № Ф24/16-2-77807, от 31.08.2016 № Ф24/16-2-76978, от 20.09.2016 № Ф24/16-2-831146, от 21.09.2016 № Ф24/16-2-83238, от 21.09.2016 № Ф24/16-2-83274;
- об обязании ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю осуществить кадастровый учет объектов:
кабельные каналы, адрес: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, квартал «Зеленый угол», 4, сооружение 17;
сети электроосвещения подстанции, адрес: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, квартал «Зеленый угол», 4, сооружение 16;
сети хозяйственного питьевого водопровода №1, адрес: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, квартал «Зеленый угол», 4, сооружение 30;
сети хозфекальной канализации, адрес: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, квартал «Зеленый угол», 4, сооружение 14;
сети противопожарного водопровода адрес: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, квартал «Зеленый угол», 4, сооружение 13;
сети промливневой канализации, адрес: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, квартал «Зеленый угол», 4, сооружение 15;
подъездная автодорога, адрес: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, квартал «Зеленый угол», 4, сооружение 12;
открытое распределительное устройство (ОРУ-220 кВ), адрес: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, квартал «Зеленый угол», 4, сооружение 29;
канава водоотводная, адрес: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, квартал «Зеленый угол», 4, сооружение 11;
здание общеподстанционного пункта управления (ОПУ), адрес: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, квартал «Зеленый угол», 4, строение 1;
здание проходной объединенное с ПРУ, адрес: Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, квартал «Зеленый угол», 4, строение 8 (далее – спорные объекты).
Определением от 28.11.2016 заявление оставлено судом без движения. В арбитражный суд от заявителя поступили документы во исполнение определения об оставлении заявления без движения.
Заявление принято к производству суда. Определением от 15.12.2016 возбуждено производство по делу, назначено предварительное судебное заседание. Определением от 19.01.2017 дело назначено к судебному разбирательству, судебное заседание откладывалось.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по обстоятельствам, изложенным в заявлении.
Представители ответчиков в судебном заседании заявленные требования не признали по обстоятельствам, изложенным в отзыве на заявление.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
В филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю поступили заявления о постановке на кадастровый учет зданий и сооружений от 28.08.2016 вх. № 35-4151884 с приложением технического плана сооружения от 28.08.2016, от 30.08.2016 вх. № 35-4159171 с приложением технического плана сооружения от 30.08.2016, от 18.09.2016 вх. №№ 35-4236755 с приложением технического плана здания от 23.05.2016, № 35-4236746 с приложением технического плана от 23.05.2016, № 35-4236813 с приложением технического плана сооружения от 23.05.2016, № 35-4236800 с приложением технического плана сооружения от 23.05.2016, № 35-4236850 с приложением технического плана сооружения от 18.09.2016, № 35-4236245 с приложением технического плана сооружения от 18.09.2016, № 35-4236784 с приложением технического плана сооружения от 23.05.2016, № 35-4236832 с приложением технического плана сооружения от 18.09.2016, № 35-4236773 с приложением технического плана сооружения от 23.05.2016. Технические планы зданий и сооружений подготовлены в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием зданий и сооружений, о постановке на кадастровый учет которых просил заявитель.
Решениями филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю от 21.09.2016 № Ф24/16-2-83285, от 21.09.2016 № Ф24/16-2-83356, от 21.09.2016 № Ф24/16-2-83321, от 21.09.2016 № Ф24/16-2-83340, от 20.09.2016 № Ф24/16-2-83147, от 21.09.2016 № Ф24/16-2-83331, от 02.09.2016 № Ф24/16-2-77807, от 31.08.2016 № Ф24/16-2-76978, от 20.09.2016 № Ф24/16-2-831146, от 21.09.2016 № Ф24/16-2-83238, от 21.09.2016 № Ф24/16-2-83274 приостановлено осуществление кадастрового учета, в том числе в связи с тем, что представленный технический план здания / сооружения по форме и (либо) содержанию не соответствует части 10 статьи 41 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) и требованиям к подготовке технического плана сооружения, утвержденным приказами Минэкономразвития России от 01.09.2010 № 403, от 23.11.2011 № 693 (далее – Требования): разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представлено на реконструированный объект капитального строительства с кадастровым номером 24:00:0000000:70, данный объект является единым многоконтурным сооружением. Внесение в государственный кадастр недвижимости новых сведений о реконструированном объекте осуществляется в порядке государственного кадастра учета изменений.
В последующем, заявителю отказано в осуществлении кадастрового учета, копии соответствующих решений представлены в материалы дела.
В отношении объекта капитального строительства с кадастровым номером 24:00:0000000:70 (принадлежит заявителю на праве собственности) Службой по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края выдано разрешение на реконструкцию линейного объекта от 04.04.2016 № 24-000-152-2016, согласно пункту 2 которого наименование объекта капитального строительства (этапа) в соответствии с проектной документацией: ПС 500 кВ Енисей с заходами ВЛ 500 кВ и ВЛ 220 кВ. Первая очередь строительства пускового комплекса. IIэтап строительства – строительство объектов капительного строительства: открытое распределительное устройство (ОРУ-220 кВ); здание общеподстанционного пункта управления (ОПУ); здание проходной, объединенное с ПРУ, Реконструкция - ВО 220 кВ Новокрасноярская – ЦРП с заходом на КИСК I и II цепь, ВЛ 220 кВ Енисей-ЦРП с заходом на КИС I и II цепь. Установка силового оборудования и создание вторичных систем (РЗА, ПА, АСУ, ТП/ССПИ, АИИС КУЭ, сети связи, ВЧ и т.д.) в объемах, достаточных для завершения этапа. Копия разрешения представлена в материалы дела.
Службой по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 01.07.2016 № 24-000-152-2016, согласно которому в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешен ввод в эксплуатацию реконструированного объекта капитального строительства; линейного объекта; ПС 500 кВ Енисей с заходами ВЛ 500 кВ и ВЛ 220 кВ. Первая очередь строительства пускового комплекса. IIэтап строительства – строительство объектов капительного строительства: открытое распределительное устройство (ОРУ-220 кВ); здание общеподстанционного пункта управления (ОПУ); здание проходной, объединенное с ПРУ, Реконструкция - ВО 220 кВ Новокрасноярская – ЦРП с заходом на КИСК I и II цепь, ВЛ 220 кВ Енисей-ЦРП с заходом на КИС I и II цепь. Установка силового оборудования и создание вторичных систем (РЗА, ПА, АСУ, ТП/ССПИ, АИИС КУЭ, сети связи, ВЧ и т.д.) в объемах, достаточных для завершения этапа. Кадастровый номер реконструируемого объекта 24:00:0000000:70, расположенного по адресу: открытое распределительное устройство (ОРУ-220 кВ): Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, квартал «Зеленый угол», 4, сооружение 29; здание общеподстанционного пункта управления (ОПУ): Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, квартал «Зеленый угол», 4, строение 1; здание проходной объединенное с ПРУ: Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, квартал»Зеленый угол», 4, строение 8; кабельные каналы: Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, квартал «Зеленый угол», 4, сооружение 17; подъездная автодорога: Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, квартал «Зеленый угол», 4, сооружение 12; внутриплощадочные дороги, проезды и площадки: Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, квартал «Зеленый угол», 4, сооружение 10; сети хозяйственного питьевого водопровода № 1: Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, квартал «Зеленый угол», 4, сооружение 30; сети промливневой канализации: Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, квартал «Зеленый угол», 4, сооружение 15; канава водоотводная: Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, квартал «Зеленый угол», 4, сооружение 11; сети электроосвещения подстанции: Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, квартал «Зеленый угол», 4, сооружение 16; сети хозфекальной канализации: Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, квартал «Зеленый угол», 4, сооружение 14; сети противопожарного водопровода: Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, квартал «Зеленый угол», 4, сооружение 13; резервуар № 1 V=110 м3: Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, квартал «зеленый угол», 4, сооружение 32; резервуар № 2 V=110 м3: Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, квартал «зеленый угол», 4, сооружение 20; ограждение наружное: Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, квартал «зеленый угол», 4, сооружение 21; ВЛ 220 кВ Енисей-Новокрасноярская I и II цепь: Красноярский край, Емельяновский район; ВЛ 220 кВ Енисей-ЦРП с заходом на КИСК I и II цепь: Красноярский край, Емельяновский район, г. Красноярск; на земельных участках с кадастровыми номерами: 24:11:0290201:116; 24:11:0290201:119, 24:11:0290201:117; 24:11:0290201:46; 24:11:0000000:12505; 24:11:0000000:12642; 24:11:0290201:107.
В материалы дела представлены копии следующих документов: заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; свидетельство о государственной регистрации права на объект капитального строительства с кадастровым номером 24:00:0000000:70 от 25.03.2014; проектная документация, раздел 6 «Проект организации строительства»; технический план сооружения от 11.10.2016, подготовленный в связи с образованием сооружения, расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, в результате раздела сооружения с кадастровым номером 24:00:0000000:70; технический план здания от 23.05.2016, подготовленный в связи с созданием здания, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, квартал «Зеленый угол», 4, строение 8; технический план сооружения от 23.05.2016, подготовленный в связи с созданием сооружения, расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, квартал «Зеленый угол», 4, сооружение 11; технический план здания от 23.05.2016, подготовленный в связи с созданием здания, расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, квартал «Зеленый угол», 4, строение 1; технический план сооружения от 23.05.2016, подготовленный в связи с созданием сооружения, расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, квартал «Зеленый угол», 4, сооружение 29; технический план сооружения от 23.05.2016, подготовленный в связи с созданием сооружения, расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, квартал «Зеленый угол», 4, сооружение 17; технический план сооружения от 23.05.2016, подготовленный в связи с созданием сооружения, расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, квартал «Зеленый угол», 4, сооружение 30; технический план сооружения от 23.05.2016, подготовленный в связи с созданием сооружения, расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, квартал «Зеленый угол», 4, сооружение 15.
Так же в материалы дела представлена копия рабочей документации ПС 500 кВ Енисей с заходами ВЛ 500 кВ и ВЛ 220 кВ; копии проектной документации IIэтап строительства в отношении системы водоснабжения, водоотведения и конструктивных и объемно-планировочных решений, фотографии объектов, схема реконструируемого сооружения.
Полагая, что решения о приостановлении осуществления кадастрового учета, принятые филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю от 21.09.2016 № Ф24/16-2-83285, от 21.09.2016 № Ф24/16-2-83356, от 21.09.2016 № Ф24/16-2-83321, от 21.09.2016 № Ф24/16-2-83340, от 20.09.2016 № Ф24/16-2-83147, от 21.09.2016 № Ф24/16-2-83331, от 02.09.2016 № Ф24/16-2-77807, от 31.08.2016 № Ф24/16-2-76978, от 20.09.2016 № Ф24/16-2-831146, от 21.09.2016 № Ф24/16-2-83238, от 21.09.2016 № Ф24/16-2-83274, противоречат требованиям нормативных актов и нарушают его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно части 10 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федерального закона № 221-ФЗ), действовавшего на момент принятия оспариваемых решений, решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке заявителем.
С заявлением о признании незаконными решений ответчика заявитель обратился в Арбитражный суда Красноярского края 24.11.2016 согласно сведениям сервиса «Мой арбитр» и штампа группы регистрации Арбитражного суда Красноярского края.
Таким образом, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок заявителем не пропущен.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о том, что основания для признания незаконными оспариваемых решений о приостановлении осуществления кадастрового учета, принятых филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю от 21.09.2016 № Ф24/16-2-83285, от 21.09.2016 № Ф24/16-2-83356, от 21.09.2016 № Ф24/16-2-83331, от 21.09.2016 № Ф24/16-2-83340, от 20.09.2016 № Ф24/16-2-83147, от 21.09.2016 № Ф24/16-2-83321, от 02.09.2016 № Ф24/16-2-77807, от 31.08.2016 № Ф24/16-2-76978, от 20.09.2016 № Ф24/16-2-831146, от 21.09.2016 № Ф24/16-2-83238, от 21.09.2016 № Ф24/16-2-83274, отсутствуют в силу следующего.
В филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю поступили заявления о постановке на кадастровый учет зданий и сооружений от 28.08.2016 вх. № 35-4151884 с приложением технического плана сооружения от 28.08.2016, от 30.08.2016 вх. № 35-4159171 с приложением технического плана сооружения от 30.08.2016, от 18.09.2016 вх. №№ 35-4236755 с приложением технического плана здания от 23.05.2016, № 35-4236746 с приложением технического плана от 23.05.2016, № 35-4236813 с приложением технического плана сооружения от 23.05.2016, № 35-4236800 с приложением технического плана сооружения от 23.05.2016, № 35-4236850 с приложением технического плана сооружения от 18.09.2016, № 35-4236245 с приложением технического плана сооружения от 18.09.2016, № 35-4236784 с приложением технического плана сооружения от 23.05.2016, № 35-4236832 с приложением технического плана сооружения от 18.09.2016, № 35-4236773 с приложением технического плана сооружения от 23.05.2016. Технические планы зданий и сооружений подготовлены в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием зданий и сооружений, о постановке на кадастровый учет которых просил заявитель.
Решениями филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю от 21.09.2016 № Ф24/16-2-83285, от 21.09.2016 № Ф24/16-2-83356, от 21.09.2016 № Ф24/16-2-83331, от 21.09.2016 № Ф24/16-2-83340, от 20.09.2016 № Ф24/16-2-83147, от 21.09.2016 № Ф24/16-2-83321, от 02.09.2016 № Ф24/16-2-77807, от 31.08.2016 № Ф24/16-2-76978, от 20.09.2016 № Ф24/16-2-831146, от 21.09.2016 № Ф24/16-2-83238, от 21.09.2016 № Ф24/16-2-83274 приостановлено осуществление кадастрового учета в том числе в связи с тем, что представленный технический план здания / сооружения по форме и (либо) содержанию не соответствует части 10 статьи 41 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) и требованиям к подготовке технического плана сооружения, утвержденным приказами Минэкономразвития России от 01.09.2010 № 403, от 23.11.2011 № 693 (далее – Требования): разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представлено на реконструированный объект капитального строительства кадастровым номером 24:00:0000000:70, данный объект является единым многоконтурным сооружением. Внесение в государственный кадастр недвижимости новых сведений о реконструированном объекте осуществляется в порядке государственного кадастра учета изменений. Иные основания приостановления осуществления кадастрового учета, содержащиеся в оспариваемых решениях, заявитель не оспаривает.
С 01.01.2017 полномочиями по государственному кадастровому учету наделено Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона № 221-ФЗ, действовавшей на момент принятия оспариваемых решений, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее – уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных указанным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона № 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 данного закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона № 221-ФЗ постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением (часть 1 статьи 22 Федерального закона № 221-ФЗ).
В силу пункта 3 части 1 статьи 22 Федерального закона № 221-ФЗ необходимыми для кадастрового учета документом являются технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пунктах 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 данного закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 26 Федерального закона № 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, если такое приостановление допускается в соответствии с правилами названной статьи. В частности осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям указанного закона.
Согласно частям 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительного кодекса), действовавшим на момент принятия оспариваемых решений, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом (пункт 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства), часть 13 статьи 1 Градостроительного кодекса.
Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (часть 14 статьи 1 Градостроительного кодекса).
Реконструкция линейных объектов – это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов (часть 14.1 статьи 1 Градостроительного кодекса).
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В силу части 1 статьи 41 Федерального закона № 221-ФЗ технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.
В техническом плане указываются сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки его на учет, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет такого объекта недвижимости, сведения о части или частях такого объекта недвижимости в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей такого объекта недвижимости, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений такого объекта недвижимости (часть 1 статьи 41 Федерального закона № 221-ФЗ).
В силу части 8 статьи 41 Федерального закона № 221-ФЗ сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости.
В соответствии с частью 10 статьи 41 Федерального закона № 221-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых решений, форма технического плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки технического плана в отношении объектов недвижимости, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, форма указанной в части 8 настоящей статьи декларации и требования к ее подготовке, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, требования к подготовке плана этажа, части этажа здания или сооружения, плана здания или сооружения, плана части здания или сооружения, а также требования к определению площади здания или помещения устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Форма и требования к подготовке технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства утверждены приказами Минэкономразвития России от 01.09.2010 № 403, от 23.11.2011 № 693, от 10.02.2012 № 52 (далее – Требования).
Согласно указанным требованиям сведения о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства указываются в техническом плане на основании разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации или технического паспорта такого объекта. Копии указанных документов включаются в состав приложения.
В силу приведенных норм права следует различать кадастровый учет в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
При этом, кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее – уникальные характеристики объекта недвижимости), то есть, например, подтверждается существование вновь созданного объекта недвижимости с соответствующими уникальными характеристиками или существование реконструированного объекта недвижимости с измененными уникальными характеристиками.
Следовательно, при осуществлении каждого вида кадастрового учета необходимыми документами, которые подтверждают создание, прекращение либо изменение существующего объекта недвижимости в соответствии с требованиями действующего законодательства, являются соответствующие документы, подтверждающие создание или изменение уникальных характеристик уже существующего объекта недвижимости, соответственно, разрешение на ввод в эксплуатацию построенного или реконструированного объекта недвижимости.
Принимая решение о приостановлении осуществления кадастрового учета спорных объектов, ответчик руководствовался тем, что представленные технические планы сооружений / зданий по форме и (либо) содержанию не соответствуют части 10 статьи 41 Федерального закона № 221-ФЗ и требованиям к подготовке технического плана сооружения, утвержденным приказами Минэкономразвития России от 01.09.2010 № 403, от 23.11.2011 № 693, поскольку в составе приложения к техническому плану в качестве документа, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме, представлено разрешение на ввод в эксплуатацию реконструируемого объект капитального строительства с кадастровым номером 24:00:0000000:70, данный объект является единым многоконтурным сооружением. Внесение в государственный кадастр недвижимости новых сведений о реконструированном объекте осуществляется в порядке государственного кадастра учета изменений. Иные основания приостановления кадастрового учета в отношении отдельных объектов заявителем не оспариваются.
С учетом приведенных норм права суд приходит к выводу о правомерности указанного основания для приостановления кадастрового учета спорных объектов.
Заявитель обратился в уполномоченный орган с заявлениями о постановке на кадастровый учет спорных зданий и сооружений, к которым приложены технические планы, подготовленные в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием зданий и сооружений, о постановке на кадастровый учет которых просил заявитель, то есть о постановке на кадастровый учет спорных объектов как вновь созданных. При этом, приложением ко всем представленным техническим планам являлось разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 01.07.2016 № 24-000-152-2016, выданное Службой по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края, согласно которому разрешен ввод в эксплуатацию единого реконструированного объекта капитального строительства с кадастровым номером 24:00:0000000:70.
Вместе с тем, действующим законодательством не предусмотрено осуществление кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости на основании разрешения на ввод в эксплуатацию реконструируемого объекта. Разрешение на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта подтверждает изменение уникальных характеристик такого объекта, а не создание новых объектов недвижимого имущества. Следовательно, технические планы, представленные заявителем для осуществления кадастрового учета спорных объектов не соответствовали требованиям действующего законодательства.
Доводы заявителя о том, что проектная документация, а также разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства с кадастровым номером 24:00:0000000:70, разрешение на ввод в эксплуатацию реконструируемого объекта капитального строительства с кадастровым номером 24:00:0000000:70 предусматривают, в том числе строительство спорных объектов, а также двух ВЛ 220кВ Енисей-Новокрасноярская Iи II цепь и Енисей-ЦРП с заходом на КИСК I и II цепь, указанных выводов не изменяют.
Согласно проектной документации предусмотрена реконструкция объекта ПС 500 кВ Енисей с заходами ВЛ 500 кВ и ВЛ 220 кВ, которые включают IIэтап строительства – строительство объектов капительного строительства: открытое распределительное устройство (ОРУ-220 кВ); здание общеподстанционного пункта управления (ОПУ); здание проходной, объединенное с ПРУ, Реконструкция - ВО 220 кВ Новокрасноярская – ЦРП с заходом на КИСК I и II цепь, ВЛ 220 кВ Енисей-ЦРП с заходом на КИС I и II цепь. Установка силового оборудования и создание вторичных систем (РЗА, ПА, АСУ, ТП/ССПИ, АИИС КУЭ, сети связи, ВЧ и т.д.) в объемах, достаточных для завершения этапа. Кадастровый номер реконструируемого объекта 24:00:0000000:70.
IIэтап строительства предусматривает, в том числе строительство новых объектов недвижимости (в том числе в кадастровом учете которых отказано), а также двух ВЛ 220кВ Енисей-Новокрасноярская Iи II цепь и Енисей-ЦРП с заходом на КИСК I и II цепь. Однако строительство спорных объектов осуществляется в рамках реконструкции единого объекта гражданских прав – линейного объекта с кадастровым номером 24:00:0000000:70. Как следует из проектной документации, разрешения на реконструкцию, разрешение на ввод в эксплуатацию указанного реконструируемого объекта, схемы реконструируемого объекта, изменяются уникальные характеристики данного объекта. При этом, исходя из понятия реконструкции, сущности кадастрового учета, его назначения, а также установленных требований при осуществлении кадастрового учета, при реконструкции, в том числе линейного объекта, происходит изменение уникальных характеристик такого объекта, которое подтверждает орган кадастрового учета в рамках осуществления кадастрового учета изменений реконструируемого объекта на основании соответствующих документов.
Осуществление кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости на основании документов, подтверждающих реконструкцию, то есть изменение уникальных характеристик другого объекта недвижимости, противоречит вышеприведенным требованиям законодательства, сущности и назначению кадастрового учета.
Ссылка заявителя на то, что объекты капитального строительства, в частности сооружения, не могут быть образованы в результате раздела такого объекта без проведения его реконструкции со ссылкой на пункт 2 части 2 статьи 7 Федерального закона № 221-ФЗ, письмо Минэкономразвития РФ от 11.04.2014 № ОГ-Д23-2480, указанные выводы не опровергает, поскольку в рассматриваемом случае заявителем осуществлялась реконструкция, раздел объекта недвижимого имущества не осуществлялся.
Заявитель ссылается на то, что форма выдаваемого заявителю разрешения, утвержденная приказом Минстроя России от 19.02.2015 № 117/пр, не предусматривала возможность получения одного разрешения, которое предусматривало бы строительство и реконструкцию одновременно. Однако доказательств, подтверждающих наличие правовых препятствий для получения разрешения на строительство спорных объектов, заявитель в материалы дела не представил.
Также судом установлено, что ранее действовавшие приказы Министерства регионального развития Российской Федерации от 19.10.2006 № 120 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения формы разрешения на строительство» и № 121 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» содержали аналогичные правила.
Таким образом, заявитель не лишен права осуществить кадастровый учет в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Кроме того, в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 23 Федерального закона № 221-ФЗ при постановке на учет объекта недвижимости, учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или снятии с учета объекта недвижимости орган кадастрового учета в случае принятия соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета начиная с рабочего дня, следующего за днем истечения установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона срока, обязан выдать заявителю или его представителю либо при наличии в заявлении указания о выдаче указанных в настоящей части документов через многофункциональный центр передать такие документы в многофункциональный центр для выдачи заявителю или его представителю кадастровый паспорт объекта недвижимости (при постановке на учет такого объекта недвижимости), а также кадастровую выписку об объекте недвижимости, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете новые сведения о таком объекте недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости). Следовательно, при осуществлении разных видов кадастрового учета органом кадастрового учета выдаются разные документы.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые решения правомерны, соответствуют Федеральному закону № 221-ФЗ, прав и законных интересов заявителя не нарушают, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение настоящего дела составляет 33 000 рублей. Заявителем при обращении в арбитражный суд уплачена государственная пошлина в размере 33 000 рублей по платежному поручению от 05.12.2016 № 229971.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы заявителя по уплате государственной пошлины в размере 33 000 рублей по платежному поручению от 05.12.2016 № 229971 подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 174, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья Е.В. Полищук