АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
марта 2021 года | Дело № А33-26998/2020 |
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 25 февраля 2021 года.
В полном объеме решение изготовлено 04 марта 2021 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального казённого учреждения «Дирекция эксплуатации зданий» администрации посёлка Тура (ИНН 8801012500, ОГРН 1048800003120)
к Контрольно-ревизионному Управлению Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края
об оспаривании действий,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, действующей на основании доверенности от 22.05.2020,
от ответчика: ФИО2, действующей на основании доверенности № 3 от 05.11.2020,
при ведении протоколасудебного заседания секретарем судебного заседания Д.Д. Ибадуллаевой, с использованием средств системы аудиозаписи,
установил:
муниципальное казённое учреждение «Дирекция эксплуатации зданий» администрации посёлка Тура (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Контрольно-ревизионному Управлению Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края (далее – ответчик), в котором просит признать действия КРУ Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края по назначению, проведению внеплановой встречной проверки в целях осуществления внутреннего муниципального финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в отношении муниципального казённого учреждения «Дирекция эксплуатации зданий» администрации посёлка Тура за период с 01.01.2019 - текущий период 2020 с 12.05.2020 по 11.06.2020 и составлению Акта проверки от 29.05.2020 без номера - незаконными.
Заявление принято к производству суда. Определением от 09.10.2020 возбуждено производство по делу.
В судебное заседание 25.02.2021 явились представители сторон. Суд заслушал объяснения лиц, участвующих в деле.
Представитель заявителя заявленные требования поддержал, основываясь на доводах, указанных в заявлении.
Представитель ответчика заявленные требования не признал.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
В Контрольно-ревизионное управление Администрации ЭМР 17.04.2020 поступило обращение Главы поселка Тура от 16.04.2020 № 602 о проведении проверки в отношении расходования средств бюджета поселка Тура выделенных МКУ «ДЭЗ» администрации поселка Тура на капитальный ремонт памятника Стела «Никто не забыт, ничто не забыто» и общественной бани, расположенной по адресу <...>.
На основании обращения Главы поселка Тура от 16.04.2020 № 602, в соответствии с пунктами 5, 29 Порядка управлением издан Приказ от 30.04.2020 г. № 22/17 о проведении внеплановых контрольных мероприятий в форме внеплановой камеральной проверки.
Согласно Программе, обозначены следующие вопросы проверки:
- проверка соблюдения законодательства при реализации мероприятий, осуществляемых при расходовании средств бюджета п. Тура (на выполнение капитального ремонта (реконструкции) памятника Победы в рамках непрограммных расходов муниципальной программы поселка Тура «Развитие благоустройства территории и организация досуга жителей поселка Тура»; на разработку проектно-сметной документации для капитального ремонта общественной бани; затраты не включенные в сводный сметный расчет капитального ремонта в рамках непрограммных расходов Муниципальной программы посёлка Тура «Развитие и поддержка коммунального хозяйства»);
- отражение на счетах бухгалтерского учета расходов, понесенных на выполнение капитального ремонта (реконструкции) памятника Победы, на разработку проектно-сметной документации для капитального ремонта общественной бани, капитальный ремонт общественной бани.
29.05.2020 составлен акт проведения внеплановой проверки в целях осуществления внутреннего муниципального финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения в отношении Муниципального казённого учреждения «Дирекция эксплуатации зданий» администрации посёлка Тура за период 2019-текущий период 2020 года.
Приказом от 04.08.2020 №39/17 административным органом МКУ «Дирекция эксплуатации зданий» администрации посёлка Тура внесено обязательное для исполнения представление.
Приказом от 14.08.2020 №43/17 отменен вынесенный контрольно-ревизионным Управлением Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края Приказ от 04.08.2020 №39/17.
Заявитель, полагая, что действиями КРУ Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края по назначению, проведению внеплановой проверки в целях осуществления внутреннего муниципального финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за период с 01.01.2019 - текущий период 2020 с 12.05.2020 по 11.06.2020 и составлению Акта проверки от 29.05.2020, нарушаются его законные права и интересы, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Административный орган в отзыве на заявление ссылается на факт пропуска заявителем срока на обращения в суд с рассматриваемым требованием. При этом документального обоснования заявленных доводов в материалы дела не представляет.
Как следует из материалов дела, заявителем оспариваются действия по организации, проведению внеплановой проверки, а также действия по составлению акта проверки.
Акт проведения внеплановой проверки в целях осуществления внутреннего муниципального финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения в отношении Муниципального казённого учреждения «Дирекция эксплуатации зданий» администрации посёлка Тура за период 2019-текущий период 2020 года составлен 29.05.2020.
Рассматриваемое заявление МКУ «Дирекция эксплуатации зданий» администрации посёлка Тура направлено в арбитражный суд посредством почтовой связи 29.08.2020, что следует из оттиска печати органа почтовой связи.
Следовательно, трехмесячный срок на обращение в суд с рассматриваемым заявлением учреждением соблюдён; административный орган документально не опроверг указанные выводы.
Исходя из рассматриваемого заявления, заявителем оспаривается, в том числе, акт проверки от 29.05.2020.
В соответствии со статьей 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания недействительным акта государственного органа.
Статья 13 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признаны судом недействительным.
Согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:
1.1) об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам;
1.2) об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам;
2) об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;
3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 1 Постановления от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснил, что к ненормативным правовым актам относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Таким образом, ненормативный правовой акт – односторонний акт индивидуального характера, изданный соответствующим органом власти, содержащий властные предписания, обязательные для исполнения.
Властное предписание, содержащееся в ненормативном правовом акте, направлено на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц. Обязательность исполнения властного предписания – один из главных квалифицирующих признаков ненормативного правового акта. Документы, не содержащие обязательных для исполнения требований, не влекут правовых последствий. Они не могут затронуть прав и законных интересов лиц.
Ненормативные правовые акты принимаются государственными органами в инициативном порядке, поэтому носят односторонний характер. Форма ненормативного правового акта, как правило, определяется соответствующим нормативным актом.
Под ненормативным правовым актом, который в соответствии со статьёй 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
Таким образом, к признакам ненормативного правого акта, который может быть оспорен в арбитражном суде относятся: документальная форма акта; властный характер, выражающийся в возложении на конкретное лицо каких-либо обязанностей, создании каких-либо препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности; обеспеченность мерами государственного принуждения (вытекающая из обязательности его исполнения); издание (в том числе подписание) уполномоченным должностным лицом.
В рассматриваемом случае заявитель оспаривает акт проверки от 29.05.2020, который не содержит властных предписаний, неисполнение которых может повлечь применение для заявителя мер государственного принуждения, в связи с чем, не нарушает и не может нарушать права заявителя.
Акт проведения внеплановой проверки в целях осуществления внутреннего муниципального финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения в отношении Муниципального казённого учреждения «Дирекция эксплуатации зданий» администрации посёлка Тура за период 2019-текущий период 2020 года по своей сути является одним из доказательств, подлежащих исследованию в случае обжалования принятого на его основе ненормативного правового акта государственного органа, в связи с чем не подлежит самостоятельному обжалованию в судебном порядке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 127.1 настоящего Кодекса.
В свою очередь пункт 1 части 1 статьи 127.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что судья отказывает в принятии искового заявления, заявления, если исковое заявление, заявление подлежат рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства либо не подлежат рассмотрению в судах.
В связи с изложенным производство по делу в части признания незаконным акта проведения внеплановой проверки от 29.05.2020 подлежит прекращению.
Аналогичный правовой подход отражен в судебной практике и содержится, например, в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.04.2016 N Ф02-1625/2016 по делу N А33-11839/2015.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) установлено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона N 131-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования создается представительным органом муниципального образования в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ) правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется наряду с Федеральным законом N 6-ФЗ также Федеральным законом N 131-ФЗ, Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Статьей 265 БК РФ (в редакции на момент проведения проверки) установлено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. При этом государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (часть 2 статьи 265 БК РФ).
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля) (часть 3 статьи 265 БК РФ).
Статьей 269.2 БК РФ регламентированы полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, к которым отнесены:
контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений;
контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов;
контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов;
контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета;
контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:
проводятся проверки, ревизии и обследования;
направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания;
направляются финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях;
назначается (организуется) проведение экспертиз, необходимых для проведения проверок, ревизий и обследований;
получается необходимый для осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне;
направляются в суд иски о признании осуществленных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля могут издавать ведомственные правовые акты (стандарты), обеспечивающие осуществление полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю, в случаях, предусмотренных федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Контрольно-ревизионное управление является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Эвенкийского муниципального района, входящим в структуру Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края, который осуществляет на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Красноярского края, правовых актов государственных органов края, правовых актов органов местного самоуправления Эвенкийского муниципального района:
1) внутренний муниципальный финансовый контроль;
2) контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Эвенкийского муниципального района и нужд бюджетных, казенных учреждений и иных получателей средств бюджета Эвенкийского муниципального района.
В соответствии с пунктами 1.1, 2.1, 3.2 Положения о Контрольно-ревизионном управлении Администрации ЭМР, утвержденного Решением Эвенкийского районного Совета депутатов от 21.03.2014 г. № 3-1281-18, Контрольно-ревизионное управление Администрации ЭМР осуществляет полномочия по внутреннему муниципальному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений, в том числе контроль за использованием средств бюджета района, а также межбюджетных трансфертов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемые действия совершены уполномоченным административным органом в пределах установленной компетенции.
Постановлением Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края от 13.02.2020 № 63-п утвержден «Порядок осуществления органом внутреннего муниципального финансового контроля Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1 Порядок устанавливает правила осуществления органом внутреннего муниципального финансового контроля Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - деятельность по контролю) во исполнение части 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 9 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
Правила осуществления полномочий определяются настоящим Порядком, а также стандартами осуществления внутреннего муниципального финансового контроля. Стандарты осуществления внутреннего муниципального финансового контроля утверждаются органом внутреннего муниципального финансового контроля.
В соответствии с пунктом 3 Порядка, деятельность по контролю подразделяется на плановую и внеплановую и осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, а также проведения только в рамках полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в финансово-бюджетной сфере плановых и внеплановых ревизий и обследований (далее - контрольные мероприятия). Проверки подразделяются на выездные и камеральные, а также встречные проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок.
Согласно пункту 5 Порядка - внеплановые контрольные мероприятия осуществляются на основании Приказа руководителя (заместителя руководителя) Управления, принятого:
- в случае обращения (поручения) Главы Эвенкийского муниципального района, первого заместителя Главы Эвенкийского муниципального района, Следственного комитета Российской Федерации, правоохранительных органов, иных государственных органов и органов местного самоуправления, депутатских запросов, обращений граждан и организаций указывающих на нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Управления;
- в случае истечения срока исполнения ранее выданного предписания (представления);
- в случаях, предусмотренных пунктами 38, 47, 66 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 29 Порядка, контрольное мероприятие проводится на основании приказа руководителя (заместителя руководителя) Управления о его назначении, в котором указываются наименование объекта (субъекта) контроля, проверяемый период при последующем контроле, тема контрольного мероприятия, основание проведения контрольного мероприятия, состав должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольного мероприятия, срок проведения контрольного мероприятия, перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия.
Как следует из материалов дела, в Контрольно-ревизионное управление Администрации ЭМР 17.04.2020 поступило обращение Главы поселка Тура от 16.04.2020 № 602 о проведении проверки в отношении расходования средств бюджета поселка Тура выделенных МКУ «ДЭЗ» администрации поселка Тура на капитальный ремонт памятника Стела «Никто не забыт, ничто не забыто» и общественной бани, расположенной по адресу <...>.
На основании обращения Главы поселка Тура от 16.04.2020 № 602, в соответствии с пунктами 5, 29 Порядка издан Приказ от 30.04.2020 г. № 22/17 о проведении внеплановых контрольных мероприятий в форме внеплановой камеральной проверки.
Приказом от 30.04.2020 г. № 22/17 установлено:
- контрольно-ревизионному управлению администрации ЭМР (начальнику отдела внутреннего муниципального финансового контроля ФИО3- ответственной за проведение проверки, главному специалисту отдела внутреннего муниципального финансового контроля ФИО4, ведущему специалисту отдела внутреннего муниципального финансового контроля ФИО5), в целях осуществления внутреннего муниципального финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, провести контрольное мероприятие за период 2019-текущий период 2020г. в форме внеплановой камеральной проверки в отношении МКУ «Дирекция эксплуатации зданий» Администрации п. Тура в соответствии с программой проверки (пункт 1);
- срок проведения проверки: с 12.05.2020г.-29.05.2020г. (пункт 2);
- контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой (пункт 3).
Также утверждена программа проверки.
Иных положений Приказ от 30.04.2020 г. № 22/17 не содержит, в том числе отсутствуют положения, указывающие на основание проведения контрольного мероприятия, что является нарушением процедуры организации проверки.
Кроме того, следует отметить, что согласно приказу от 30.04.2020 г. № 22/17 срок проведения проверки установлен с 12.05.2020 по 29.05.2020.
Правительством РФ издано постановление от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Пунктом 1 Постановления от 03.04.2020 N 438 (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) установлено, что в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся только:
а) внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры;
б) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;
в) внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
г) внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены пунктом 1.1 части 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и пунктом 4 части 10 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";
д) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.
Пунктом 2 Постановления от 03.04.2020 N 438 установлено, что в 2020 году при осуществлении государственного контроля (надзора) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не указанных в пункте 1 настоящего постановления, проводятся только:
а) внеплановые проверки, указанные в пункте 1 настоящего постановления;
б) плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска.
В соответствии с пунктом 5 Постановления от 03.04.2020 N 438, положения пунктов 1 и 2 настоящего постановления распространяются на виды государственного контроля (надзора), в отношении которых применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", включая виды государственного контроля (надзора), муниципального контроля, указанные в частях 3.1 и 4 статьи 1 указанного Федерального закона, за исключением налогового и валютного контроля.
Согласно пункту 3.1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются, в том числе, при осуществлении контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.
Исходя из системного толкования вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу, что у контрольно-ревизионного Управления Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края отсутствовали законные основания для проведения контрольных мероприятий в отношении заявителя в период с 12.05.2020 по 29.05.2020, ввиду установления прямого запрета на проведения данных мероприятий.
Доказательства того, что оспариваемые действия совершались уполномоченным органом на основании обстоятельств, установленных пунктом 1 Постановления от 03.04.2020 N 438, в материалы дела не представлены, об их наличии не заявлено.
Таким образом, суд полагает, что действия КРУ Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края по назначению, проведению внеплановой встречной проверки в целях осуществления внутреннего муниципального финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства РФ в отношении муниципального казённого учреждения «Дирекция эксплуатации зданий» администрации посёлка Тура, ввиду установления прямого запрета на совершение данных действий - незаконные и необоснованные.
Доводы ответчика со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 28.07.2020 N 1129 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 438", согласно которому пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 438 дополняется подпунктом "в" следующего содержания: «плановые и внеплановые проверки юридических лиц - участников бюджетного процесса, а также государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений в рамках осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере", судом не принимаются во внимание, так как Постановление Правительства РФ от 28.07.2020 N 1129 вступает в силу с 08.08.2020.
По результатам оспариваемой проверки, приказом от 04.08.2020 №39/17 административным органом МКУ «Дирекция эксплуатации зданий» администрации посёлка Тура внесено обязательное для исполнения представление.
Позднее, приказом от 14.08.2020 № 43/17 административным органом отменен вынесенный контрольно-ревизионным Управлением Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края Приказ от 04.08.2020 №39/17.
Вместе с тем, несмотря на отмену ранее внесённого представления, суд полагает, что незаконными действиями административного органа по проведению внутреннего муниципального контроля (назначению и проведению проверки) права и законные интересы заявителя были нарушены. Необоснованное осуществление оспариваемых действий может свидетельствовать о создании препятствий для свободного осуществления предпринимательской деятельности проверяемого субъекта вследствие произвольного административного вмешательства.
Проведение внуреннего муниципального котроля предоставляет административному органу полномочия по истребованию документов, осмотру помещений и опросу работников проверяемого лица.
Так, письмом от 30.04.2020 №31-17 административный орган обязал заявителя предоставить в срок до 12.05.2020 следующие оригиналы и (или) должным образом заверенные копии следующих документов:
- Положение;
- Распоряжение (приказ) о назначении руководителя;
- учредительные документы;
- справку об открытых лицевых счетах;
- информацию о лицах, имеющих право первой и второй подписи денежных и расчетных документов в проверяемый период;
- уведомления о лимитах бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) за 2019, 2020 год, учетную политику на 2019 год;
- проектно-сметную документацию, заключение экспертизы, достоверность сметной стоимости;
- оборотно-сальдовую ведомость по основным средствам; инвентарные карточки учета основных средств, карточка количественно-суммового учета материальных ценностей;
- журнал операций с безналичными денежными средствами, с приложением первичных документов;
- журнал операций расчетов с подотчетными лицами, с приложением первичных документов;
- журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками, с приложением первичных документов;
- журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов, с приложением первичных документов;
- журнал операций расчетов с дебиторами по доходам с приложением первичных документов;
- журнал по прочим операциям, с приложением первичных документов;
- предыдущие акты проверок, заключения (за 2017, 2018);
- информацию и документы на должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд, ответственных за заключение контракта (копии распоряжений, приказов), сведения о составе и структуре контрактной службы (о контрактном управляющем), документы, регламентирующие деятельность контрактной службы (приказ о создании, об утверждении состава, о взаимодействии контрактной службы с иными подразделениями заказчика и прочее), документы, подтверждающие наличие у работников контрактной службы (контрактного управляющего) высшего образования или дополнительного профессионального образования в сфере закупок (части 6 статьи 38 Федерального закона № 44-ФЗ) или о соблюдении части 23 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ;
- копию приказа (документы, положение) о создании комиссии по осуществлению закупок, наличие у работников комиссии высшего образования или дополнительного профессионального образования в сфере закупок;
- план закупок на 2019 г., 2020г., все редакции (изменения) Плана закупок, План-график размещения заказов и все редакции плана-графика в течение проверяемого периода с указанием даты утверждения и даты размещения на официальном сайте, документы (приказы) об утверждении Плана закупок, Плана-графика, основания внесения изменений в утвержденный План закупок, План-график;
- заключенные контракты с приложениями и дополнительными соглашениями, иная информация и документы связанные с предметом проверки;
- перечень предписаний (предложений), выданных контрольными органами, и документов, подтверждающих их исполнение, решения о согласовании с единственным поставщиком;
- документы, содержащие ценовую информацию, использованную при расчетах начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), том числе ответы на запросы ценовых предложений, скриншоты сайтов в сети Интернет и другие документы;
- документы, подтверждающие право электронной подписи (квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи);
- решения об одностороннем отказе от исполнения контракта;
- уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта, квитанции об отправке уведомлений.
Также заявителю разъяснено, что непредставление или несвоевременное представление объектами контроля в органы муниципального финансового контроля информации, документов и материалов, а равно их представление не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов, воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов муниципального финансового контроля влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
12.05.2020 заявителем в адрес управления во исполнение Приказа от 30.04.2020 были представлены истребованные документы.
На акт внеплановой проверки заявителем подавались возражения от 22.06.2020 № 506, что следует из ответа управления от 04.08.2020 № 52-17/2.
Таким образом, проведение спорной проверки наложило на заявителя дополнительне обязанности по предоставлению уполномоченному органу объемного пакета документов. При этом, в случае неисполнения указанной обязанности заявитель может быть привлечен к ответсвенности. Также заявитель вынужден был готовить возражения по результатам проверки, отраженным в акте проверки.
Действия в период проверочных мероприятий создают угрозу нарушения прав лиц, так как могут быть связаны с проведением мероприятий, в том числе, на территории лица, в отношении которого ведется проверка. Следовательно, обращение с заявлением об обжаловании соответствующих действий отвечает признакам, перечисленным в статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обжалуя действия административного орагана по провдению проверки заявитель реализует предоставленное ему право обратиться за судебной защитой в случае, когда оно полагает,что действий административнго орагана не соответствуют закону и нарушают его права и законные инетерсы в сфере предпринимательской деятельности. Соответствующее заявление, поданное юридическим лицом в защиту связанных с осуществлением предпринимательской деятельности прав, подлежит рассмотрению в арбитражном суде как отвечающее требованиям главы 24 Арбитражнго процессуального кодекса Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция относительно возможности оспаривания в судебном порядке отдельных действий (бездействий) нашла свое отражение в судебной практике, например в Определении Верховного Суда РФ от 10.03.2017 N 304-КГ17-1340 по делу N А27-24181/2015, Определении Верховного Суда РФ от 02.10.2017 N 303-АД17-13487 по делу N А73-14385/2016, Определении Верховного Суда РФ от 14.03.2017 N 301-КГ17-1140 по делу N А43-6054/2016, Определении Верховного Суда РФ от 14.12.2017 N 301-КГ17-18638 по делу N А79-877/2017, Определении Верховного Суда РФ от 03.03.2017 N 305-КГ17-1020 по делу N А40-227671/2015, Определении Верховного Суда РФ от 26.10.2017 N 310-КГ17-15443 по делу N А83-4111/2016, Определении Верховного Суда РФ от 09.10.2017 N 309-КГ17-13279 по делу N А60-41620/2016, Определении Верховного Суда РФ от 14.04.2017 N 308-КГ17-1618 по делу N А63-14189/2015.
Доводы ответчика о пропуске заявителем установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока обжалования действий должностных лиц и акта проверки, опровергается материалами дела, поскольку, согласно почтовому штемпелю, заявление подано в суд 29.08.2020, т.е. с соблюдением трехмесячного срока обжалования.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требования заявителя в части признания незаконными действий Контрольно-ревизионного управления администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края по назначению, проведению внеплановой проверки в целях осуществления внутреннего муниципального финансового контроля с 12.05.2020 по 11.06.2020, подлежат удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с положениями части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учетом результатов рассмотрения дела, судебных расходы в части оплаты государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
заявление удовлетворить.
Признать недействительными действия Контрольно-ревизионного управления администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края по назначению, проведению внеплановой проверки в целях осуществления внутреннего муниципального финансового контроля с 12.05.2020 по 11.06.2020.
Прекратить производство по делу в части признания незаконным акта проверки от 29.05.2020.
Взыскать с Контрольно-ревизионного управления администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края(ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Муниципального казённого учреждения "Дирекция эксплуатации зданий" администрации посёлка Тура (ИНН <***>, ОГРН <***>) 3000 руб. судебных расходов на оплату государственной пошлины.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья | И.А. Раздобреева |