АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
22 апреля 2013 года
Дело № А33-2704/2013
г. Красноярск
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (территориальный отдел в Кежемском районе)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
без вызова лиц, участвующих в деле,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю обратилось в Арбитражный суд Красноярского края (территориальный отдел в Кежемском районе) с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (по тексту –КоАП РФ).
Определением от 28.02.2013 заявление принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером <***>.
Должностным лицом административного органа на основании распоряжения от 10.01.2013 № 1 проведена плановая выездная проверка по соблюдению предпринимателем норм действующего санитарного законодательства Российской Федерации и защиты прав потребителей.
В ходе проведения проверки должностным лицом административного органа составлены протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 17.01.2013, протокол от 25.01.2013 № 9 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.46 КоАП РФ, отразивший нарушение требований пункта 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту - Закона от 07.02.1992 № 2300-1), статьи 3, подпунктов 1, 2 и 4 статьи 12 Технического регламента таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 797 (далее по тексту - ТР ТС 007/2011), пункта 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (далее по тексту - Правил от 19.01.1998 № 55), выразившееся в том, что в реализации находилась продукция для детей и подростков, соответствие которой требованиям Технического регламента ТР ТС 007/2011 не подтверждено - отсутствуют сертификаты соответствия, декларации о соответствии, продавец по требованию потребителя не ознакамливает его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе её регистрационный номер, сроке действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, её зарегистрировавший) при реализации брюк детских утеплённых товарной марки «LIGAS» арт. DNM изготовитель ООО фирма «Галифакс» Россия, 353235, Краснодарский край, Северский район, пгт, Афинский, ул. Маяковского, стр. 1/а, маркированы знаком соответствия АЯ24, дата изготовления 09.2011 по цене реализации 920 руб. в количестве 4 шт., брюк детских утеплённых товарной марки «LIGAS» арт.Твил 122 мод. 3104 изготовитель ООО фирма «Галифакс» Россия, 353235, Краснодарский край, Северский район, пгт. Афинский, ул. Маяковского, стр. 1/а, маркированы знаком соответствия АЯ24, дата изготовления 10.2012 по цене реализации 1320 руб. в количестве 6 шт., брюк детских утеплённых товарной марки «LIGAS» арт.63219 мод. 4118 изготовитель ООО фирма «Галифакс» Россия, 353235, Краснодарский край, Северский район, пгт. Афинский, ул. Маяковского, стр. 1/а, маркированы знаком соответствия АЯ24, дата изготовления 10.2012 по цене реализации 1320 руб. в количестве 8 шт., комбинезона ясельного арт. С119 товарной марки «Жёлтый кот» изготовитель ИП ФИО2 141206, Россия, <...> маркирован знаком соответствия АЕ51 дата изготовления 02.2010 по цене 300 руб. в количестве 3 шт., рейтуз детских арт. С212 мод. 212 дата изготовления 2009 год изготовитель ООО «Тамбовский трикотаж 392002, г. Тамбов, бул. Энтузиастов, 4 маркированы знаком соответствия АЯ58 по цене 222 руб. в количестве 2 шт., брюки товарной марки «Малышка Сьюзи» изготовитель ООО «Детская одежда» <...> маркированы знаком соответствия АЯ09 по цене 300 руб. в количестве 2 шт., ползунки арт. Ж. 13 изготовитель ИП ФИО3 г. Балашов Саратовской обл. маркированы знаком соответствия АЮ17 по цене 152 руб. в количестве 10 шт.
Зафиксированные в протоколе обстоятельства явились основанием для обращения административного органа в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 202-206).
Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 612 (далее по тексту - Положения от 19.06.2012 № 612), предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
По пункту 4 Положения от 19.06.2012 № 612 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Пунктом 19 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ предусмотрено, что должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 14.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По части 4 статьи 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.02.2011 № 40 утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно указанному перечню составлять протоколы об административных правонарушениях вправе главные специалисты-эксперты территориальных отделов управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации.
Протокол об административном правонарушении от 25.01.2013 № 9 составлен главным специалистом - экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в Кежемском районе, следовательно, уполномоченным лицом.
По части 1 статьи 1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
По части 1 статьи 14.46 КоАП РФ маркировка продукции знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, либо маркировка знаком соответствия продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективная сторона вменяемого предпринимателю правонарушения заключается в маркировке знаком соответствия продукции, предназначенной для детей и подростков, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании.
Из содержания статей 2.1 и 26.1 КоАП РФ следует, что в целях установления состава правонарушения необходимо установить наличие четырех элементов: объект правонарушения, объективную сторону правонарушения, субъект правонарушения, субъективную сторону правонарушения.
Суд полагает, что административный орган не доказал событие вмененного заявителю административного правонарушения, не представил достаточных доказательств, подтверждающих наличие в его действиях признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.46 КоАП РФ.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 25.01.2013 № 9 предпринимателю вменяется нарушение пункта 4 статьи 7 Закона от 07.02.1992 № 2300-1, статьи 3, подпунктов 1, 2 и 4 статьи 12 ТР ТС 007/2011, пункта 12 Правил от 19.01.1998 № 55.
В соответствии с пунктом 12 Правил от 19.01.1998 № 55 продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.
Пунктом 4 статьи 7 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 предусмотрено, что если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.
С целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к продукции, предназначенной для детей и подростков, обеспечения свободного перемещения продукции, предназначенной для детей и подростков, выпускаемой в обращения на единой таможенной территории Таможенного союза, разработан ТР ТС 007/2011.
Согласно пункту 1 статьи 1 ТР ТС 007/2011 настоящий технический регламент распространяется на продукцию, предназначенную для детей и подростков, ранее не находившуюся в эксплуатации (новую), выпускаемую в обращение на территории государств - членов Таможенного союза, независимо от страны происхождения.
К продукции, на которую распространяется действие настоящего технического регламента, относятся одежда, изделия из текстильных материалов, кожи и меха, изделия трикотажные и готовые штучные текстильные изделия.
Статья 3 ТР ТС 007/2011 определяет, что продукция для детей и подростков выпускается в обращение на рынке государств - членов Таможенного союза при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, при этом она должна пройти процедуру обязательного подтверждения соответствия и должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Статьей 12 ТР ТС 007/2011 установлено, что перед выпуском в обращение на рынок продукция должна быть подвергнута процедуре обязательной оценки (подтверждению) соответствия требованиям настоящего технического регламента, которая осуществляется в форме государственной регистрации с последующим декларированием соответствия, декларирования соответствия или сертификации.
При оценке (подтверждении) соответствия заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством Стороны на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, являющееся изготовителем или продавцом.
Согласно статье 23 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.
Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории Российской Федерации в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что предприниматель осуществляет реализацию продукцию для детей и подростков в магазине «Серёга», расположенном по адресу: <...>.
Согласно протоколу об административном правонарушении 25.01.2013 № 9 основанием для привлечения предпринимателя к административной ответственности по части 1 статьи 14.46 КоАП РФ является нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, а именно, маркирование знаком соответствия продукции, предназначенной для детей и подростков, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, выразившееся в отсутствии сертификатов соответствия, декларации о соответствии, неознакомление продавцом по требованию потребителя с товарно-сопроводительной документацией на товар.
Объективная сторона части 1 статьи 14.46 КоАП РФ выражается в маркировке знаком соответствия продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании.
Из протокола следует, что брюки детские утеплённые товарной марки «LIGAS» арт. DNM, арт.Твил 122 мод. 3104 арт. 63219 мод. 4118 маркированы знаком соответствия АЯ24; комбинезон ясельный арт. С119 товарной марки «Жёлтый кот» - знаком соответствия АЕ51; рейтузы детские арт. С212 мод. 212 - знаком соответствия АЯ58; брюки товарной марки «Малышка Сьюзи» - знаком соответствия АЯ09; ползунки арт. Ж. 13 - знаком соответствия АЮ17.
Между тем, доказательства того, что именно предпринимателем осуществлялась маркировка товаров знаком соответствия, в материалах дела отсутствуют.
Суд полагает, что при изложенных обстоятельствах, отсутствие сертификата соответствия, декларации о соответствии, не ознакомление продавцом потребителя с товарно-сопроводительной документацией на товар не охватывается диспозицией части 1 статьи 14.46 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, ответчиком не доказано наличие в действиях предпринимателя объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.46 КоАП РФ.
Следовательно, основания привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.46 КоАП РФ отсутствуют.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 135, 167 – 170, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ :
Отказать Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (территориальный отдел в Кежемском районе) в удовлетворению заявления о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>).
Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Е.М. Чурилина