ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-27072/19 от 03.03.2020 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

11 марта 2020 года

Дело № А33-27072/2019

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 03 марта 2020 года.

В полном объеме решение изготовлено 11 марта 2020 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)

к Администрации города Красноярска

к Администрации Советского района города Красноярска

о признании недействительным отказа от 31.05.2019,

о признании незаконными действий по отказу в организации парковки,

при участии:

от заявителя: ФИО1, личность удостоверена паспортом, ФИО2, действующей на основании доверенности от 10.01.2019,

от Администрации города Красноярска: ФИО3, действующей на основании доверенности от 10.12.2019 № 04-9611,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Д.Д. Ибадуллаевой, с использованием средств системы аудиозаписи,

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Администрации города Красноярска, к Администрации Советского района города Красноярска (далее – ответчики) о признании недействительным отказа от 31.05.2019, о признании незаконными действий по отказу в организации парковки.

Заявление принято к производству суда. Определением от 07.10.2019 возбуждено производство по делу.

В судебное заседание 03.03.2020 явились представители заявителя и Администрации города Красноярска. Администрация Советского района города Красноярска не обеспечила явку в судебное заседание уполномоченного представителя, надлежащим образом извещена о месте и времени судебного разбирательства. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителя Администрации Советского района города Красноярска.

В судебном заседании заявителем заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Муниципального казенного учреждения города Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства».

Представитель ответчика возражал против удовлетворения указанного ходатайства представитель заявителя.

Суд отказал в удовлетворении ходатайства представителя заявителя о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Муниципального казенного учреждения города Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства», поскольку согласно заявленным требованиям по настоящему делу, действия (бездействия), ненормативно-правовые акты Муниципального казенного учреждения города Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» не оспариваются.

Суд заслушал объяснения лиц, участвующих в деле.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования по доводам, указанным в заявлении.

Представитель Администрации города Красноярска возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве, пояснив суду, что у Администрации Советского района города Красноярска отсутствуют полномочия для разрешения вопроса организации парковочных мест.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

ФИО1 зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером <***>.

15.04.2019 ИП ФИО1, ИП ФИО4, ООО «Стильный дом», ИП Бердюгин А.И., ИП ФИО5, ДМ Трейдинг обратились в Администрацию Советского района города Красноярска с заявлением о рассмотрении вопроса о возврате парковки по адресу: Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 50, возможности остановки для высадки покупателей, для подъезда и разгрузки товаров предпринимателей.

31.05.2019 письмом №3515 Администрация Советского района города Красноярска сообщила об отсутствии возможности организации парковки вдоль дома № 50 по улице Партизана Железняка ввиду невозможности обеспечения соответствия парковки требованиям ПДД и градостроительным нормам.

Полагая, что отказ, изложенный в письме от 31.05.2019 №3515, а также действия по отказу в организации парковки противоречат требованиям нормативных актов и нарушают его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края к Администрации Советского района города Красноярска, к Администрации города Красноярска с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регулируется главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Как следует из рассматриваемого заявления, предприниматель обратилась к Администрации Советского района города Красноярска, к Администрации города Красноярска, при этом из содержания требований следует, что ИП ФИО1 оспаривается отказ администрации Советского района от 31.05.2019, а также действия по отказу в организации парковки.

В судебном заседании ИП ФИО1 и ее представитель не смогли пояснить, какие именно действия по отказу в организации парковки оспариваются, в чем они выражены и кем совершены. Соответствующие доказательства заявителем не представлены.

Доказательства обращения с заявлением от 15.04.2019 в Администрацию города Красноярска не представлены. Представитель администрации города Красноярска поступление данного заявления отрицал.

В своих отзывах на заявление административные органы указывают, что организация парковок относится к дорожной деятельности и является компетенцией Администрации города Красноярска.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая:

принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения;

ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий;

участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.

В силу положений пункта 3.2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.

Согласно распоряжению Администрации города Красноярска от 15.02.2011 N 107-ж "О перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения" ул. Партизана Железняка (пункт 965 в таблице перечня автомобильных дорог) является автомобильной дорогой общего пользования местного значения (Свидетельство о государственной регистрации 24 ЕИ N 039670 от 27.11.2008).

Согласно части 2 статьи 2 Устава города Красноярска, принятого Решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 N В-62, город Красноярск есть муниципальное образование, имеющее статус городского округа, в границах которого осуществляется городское самоуправление.

В силу пункта 5 части 1 статьи 7 Устава города Красноярска, к вопросам городского значения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 44 Устава г. Красноярска предусматривает, что администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, в состав которой входит орган, на который возложены соответствующие функции в сфере жилищно-коммунального хозяйства и дорожного хозяйства.

С целью совершенствования процесса размещения временных сооружений на территории города Красноярска, в соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением администрации г. Красноярска от 28.11.2014 N 809 утверждено Положение о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска.

Согласно пункту 2 Положения № 809, под временными сооружениями в настоящем Положении понимаются сборно-разборные сооружения, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, перемещение которых возможно без несоразмерного ущерба их назначению, в том числе нестационарные торговые объекты.

В подпункте 27 пункта 4 Положения №809 определено, что к временным сооружениям относится площадка для парковки (парковка) - специально отведенная площадка, обозначенная разметкой и не имеющая в своем составе каких-либо конструктивных элементов (в том числе механизмов), препятствующих въезду/выезду на нее, предназначенная для неохраняемой стоянки автотранспорта без взимания платы.

В силу пункта 3 Положения № 809 размещение временных сооружений на территории города Красноярска, за исключением нестационарных торговых объектов, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска.

Размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска.

Размещение временных сооружений на территории города осуществляется по результатам торгов, за исключением временных сооружений, размещение которых осуществляется в ином порядке, установленном настоящим Положением.

Размещение временных сооружений на земельных участках, предоставленных на праве пользования, праве аренды, ином вещном праве, осуществляется без проведения аукционов.

В соответствии с пунктом 8 Положения № 809, продажа права на размещение временного сооружения осуществляется путем проведения аукционов, в том числе аукционов в электронной форме, за исключением временных сооружений, указанных в подпунктах 8, 27 пункта 4 настоящего Положения, для лиц, имеющих льготы на внеочередное предоставление вблизи места жительства права на размещение временного сооружения в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Размещение временных сооружений, указанных в подпунктах 7, 12, 19, 22, 24, 25, 27, 30, 31 пункта 4 настоящего Положения, осуществляется без проведения аукциона.

Договор на размещение временного сооружения заключается на срок, определенный схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска, схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска. При продлении срока размещения временного сооружения договор на размещение временного сооружения заключается на срок не более трех лет (пункт 10).

Юридические и физические лица, заинтересованные в размещении временного сооружения, обращаются в Уполномоченный орган (пункт 13).

Согласно пункту 7 Положения № 809, органом, уполномоченным на принятие заявлений о размещении временных сооружений и принятие решений об отказе в размещении временных сооружений, заключение и расторжение договоров на размещение временных сооружений, в том числе заключение и расторжение договоров по итогам проведенных аукционов, является департамент градостроительства администрации города (далее - Уполномоченный орган).

Учитывая изложенное, суд соглашается с доводом ответчиков о том, что Администрация Советского района в городе Красноярске не наделена полномочиями по установлению порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.

Заявитель обратного не доказал. Следовательно, оспариваемый отказ Администрации Советского района в городе Красноярске не нарушает прав и интересов заявителя, так как издан неуполномоченным органом и не содержит властного решения, полномочия на принятие которого имеются у администрации района, следовательно, не влечет наступления для заявителя каких-либо последствий.

Как указано выше, в компетентный орган – администрацию города Красноярска заявитель с соответствующим заявлением не обращался.

Доводы заявителя, озвученные в ходе судебного заседания, о том, что администрацией незаконно осуществлен демонтаж парковки, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, так как в предмет доказывания по настоящему делу не входят.

В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) госоргана недействительными (незаконными), необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие ненормативного правового акта, действий (бездействия) закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Учитывая отсутствие в материалах дела доказательств нарушения прав и интересов заявителя оспариваемым отказом Администрации Советского района в городе Красноярске, а также действиями по отказу в организации парковки, требования индивидуального предпринимателя ФИО1 удовлетворению не подлежат.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя ФИО1 отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

И.А. Раздобреева