ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-2729/10 от 21.06.2010 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

28 июня 2010 года

Дело № А33-2729/2010

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 21 июня 2010 года.

В полном объёме решение изготовлено 28 июня 2010 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Баукиной Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску агентства лесной отрасли Красноярского края (г. Красноярск)

к обществу с ограниченной ответственностью «Енисейский фанерный комбинат» (г. Сосновоборск)

о взыскании 470 889 руб. 01 коп. задолженности и пени,

с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца: краевого государственного учреждения «Казачинское лесничество» (Красноярский край, с. Казачинское),

при участии в  судебном заседании:

от истца: ФИО1 – представителя по доверенности от 23.06.2009,

от ответчика: ФИО2 – представителя по доверенности от 25.06.2009 № 69,

в отсутствие представителя третьего лица,

при ведении протокола судебного заседания Е.А. Баукиной,

установил:

агентство лесной отрасли Красноярского края обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Енисейский фанерный комбинат» о взыскании 470 889 руб. 01 коп., в том числе: 229 445 руб. 83 коп. задолженности, 82 730 руб. пени в федеральный бюджет, 158 713 руб. 19 коп. пени в краевой бюджет.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 05.03.2010 возбуждено производство по делу. Определением от 17.05.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечено краевое государственное учреждение «Казачинское лесничество».

Истец поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении и возражениях на отзыв:

- на основании протокола лесного конкурса на право аренды участков лесного фонда от 27.12.2006 №; 105 между КГУ «Казачинское лесничество» и ООО «Енисейский фанерный комбинат» заключен договор от 29.12.2006 № 8 на аренду участков лесного фонда общей площадью 13870 га на территории Дементьевского участкового лесничества для заготовки древесины сроком на 49 лет. За период пользования участком лесного фонда с 2007 по 2008 год у ответчика образовалась задолженность по арендной плате и пене в размере 470 889 руб. 02 коп.

- Довод ответчика об обязанности вносить арендную плату с апреля 2007 года противоречит условиям договора о том, что арендатор осваивает в 2007 году 100% лесосеки, следовательно он должен внести арендную плату в полном размере.

- Второй разряд такс определяется не расчетным методом, а лесхозом на основании картографического материала в соответствии с приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 13.11.1998 № 188 «Об утверждении положения (общего) о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства России». Согласно подпунктам 10, 13 пункта 10 указанного Положения лесхоз в соответствии с возложенными на него задачами в границах участков лесного фонда, установленных для него Федеральной службой лесного хозяйства России подготавливает в установленном порядке материалы по отнесению участков лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, уточнению объема расчетной лесосеки при изменении границ участков лесного фонда, возраста рубок, групп лесов и категорий защитности и других изменений, происшедших в лесном фонде.; подготавливает материалы по размещению лесосечного фонда по лесопользователям, проводит работы по отводу и таксации лесосек.

Ответчик иск не признал, привел следующие доводы:

- договор аренды участков лесного фонда 29.12.2006 подлежал государственной регистрации. Государственная регистрация осуществлена 02.04.2007. Таким образом, арендная плата за 2007 год подлежала начислению и уплате не за весь года, а за период с апреля по декабрь 2007 года, то есть в размере 75% от ее годового размера.

- В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации арендная плата за пользование участком лесного фонда является регулируемой, поэтому при ее исчислении должны использоваться ставки и коэффициенты, установленные уполномоченным органом государственной власти

- Согласно пункту 3 постановления № 127 минимальные ставки дифференцированы по основным и неосновным лесным породам, по лесотаксовым районам и лесотаксовым поясам, по группам лесных пород, деловой и дровяной древесины (с делением деловой древесины по размерам), а также в зависимости от расстояния вывозки (по лесотаксовым разрядам).

- В соответствии с пунктом 6 постановления № 127 расстояние вывозки древесины является одной из важнейших характеристик любого участка лесного фонда, от которой напрямую зависит правильность исчисления арендной платы. Для установления действительной суммы долга необходимо определить: погрузочный пункт для данного арендованного участка лесного фонда; каково реальное расстояние от этого пункта погрузки до центра каждого из арендованных 20 кварталов; к какому лесотаксовому разряду относится каждый из арендованных лесных кварталов.

- Расчет истца, согласно которому весь арендуемый ответчиком участок относится ко второму лесотаксовому разряду, противоречит действующему законодательству, так как согласно картографическому материалу, изготовленному филиалом ФГУП «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект», 13 кварталов относится ко второму лесотаксовому разряду, 7 кварталов относится к третьему лесотаксовому разряду.

- При расчете арендной платежей за 2007 – 2008 годы, в части, превышающей минимальные ставки истцом применен коэффициент 1,4 к ставкам лесных податей.

По ходатайству ответчика в судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 14 час. 00 мин. 21 ию6я 2010 года. После перерыва судебное заседание проложено с участием того же представителя истца, в отсутствие представителя ответчика.

Ответчик представил расчет, согласно которому в 2007 году переплата в федеральный бюджет составила 393 090 руб., в краевой бюджет – 590 730 руб., в 2008 году в федеральный бюджет – 81 508 руб., в краевой бюджет – 4 074 руб. 17 коп., пеня – 7 817 руб. 62 коп.

Представитель ответчика пояснил, что постановление администрации Красноярского края от 14.12.1999 № 807-П утратило силу с связи с вступлением в силу Закона о введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации с 08.12.2006. Даже по постановлению администрации Красноярского края от 14.12.1999 № 807-П 15 кварталов относятся ко второму лесотаксовому разряду, а 5 кварталов – к третьему лесотаксовому разряду, в связи с чем арендную плату следует считать раздельно.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Согласно протоколу № 105 о результатах лесного конкурса на право аренды участка лесного фонда от 27.12.2006 размер ежегодной арендной платы составляет по условиям лесного конкурса – 1 692,1 тыс. руб., предлагаемый – 1 776,7 тыс. руб., коэффициент – 1,05.

Между ФГУ «Казачинский лесхоз» (арендодатель) и ООО «Енисейский фанерный комбинат» заключен договор аренды участков лесного фонда для заготовки древесины от 29.12.2006 № 8, согласно которому арендодатель передает в аренду, а арендатор принимает участок лесного фонда в аренду для заготовки древесины по адресу: Россия, Красноярский край, Казачинский район, Дементьевское лесничество, № квартала, выдела: 3, 4, 7-10, 13-17, 23, 25-27, 76-78, № 258, 259, площадью 13870, ежегодный объем пользования 33,4 тыс. куб.м., в том числе по хвойному хозяйству 22,4 тыс. куб.м. Участок передается на 49 лет со дня государственной регистрации договора аренды в Управлении Федеральной регистрационной службы (пункт 2.1. договора).

В соответствии с пунктом 5.1. договора арендная плата исчисляется за всю расчетную лесосеку арендуемого участка лесного фонда (с учетом предоставленных льгот) независимо от фактического ее использования, исходя из минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 № 127, с учетом коэффициентов, вводимых федеральными и краевыми органами власти.

В пункте 5.1. договора определено, что в 2007 году и каждом последующем году с момента регистрации подлежит освоению 100 % - 33,4 тыс. куб. м., арендная плата составляет по минимальным ставкам – 1359,72 тыс.руб., всего арендной платы – 1776,7 тыс. руб.

Согласно пункту 5.2. договора арендатор вносит арендную плату в бюджеты всех уровней в следующие сроки: 15 февраля – 15%, 15 марта – 10%, 15 апреля – 10%, 15 июня – 10%, 15 июля – 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября – 15%, 15 декабря – 15%.

В соответствии с пунктом 5.3. договора в случае принятия иных нормативных правовых актов, ставок лесных податей и арендной платы или изменения в установленном порядке разрядов такс, арендатор обязуется проиндексировать арендную плату по вновь принятым коэффициентам.

В силу пункта 5.4. договора за просрочку арендных платежей и платежей за выполнение лесохозяйственных, лесовосстановительных и противопожарных работ арендатор выплачивает пеню в размере 0,07% от просроченной суммы за каждый день просрочки.

По акту приема-передачи от 29.12.2006 арендодатель передал участок лесного фонда арендатору.

Истец в адрес ответчика направил уведомление от 30.12.2008 № 15 о нарушении сроков внесения арендной платы, в котором указал, что задолженность ответчика составляет 229 615 руб. 83 коп. Уведомление получено ответчиком 12.01.2009.

Согласно уведомлению управления Федеральной регистрационной службы Красноярского края от 02.04.2007 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись регистрации от 02.04.2007 за № 24-24-19/003/2007-125 об ограничении (обременении) права федеральной собственности на объект: участок лесного фонда в Дементьевском лесничестве, Казачинский район, № квартала, выдела: 3,4,7-10, 13-17, 23, 25-27, 76-78, № 258, 259, площадью 13870 га, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Казачинский район, лесной фонд – аренда на основании договора аренды участка лесного фонда Российской Федерации для заготовки древесины от 29.12.2006.

По расчету истца, у ответчика образовалась задолженность по внесению арендных платежей в краевой бюджет в размере 229 445 руб. 83 коп.

На сумму долга на основании пункта 5.4. договора истец начислил пеню в размере 241 443 руб. 19 коп., в федеральный бюджет – 82 730 руб., в краевой бюджет – 158 713 руб. 19 коп.

Считая свои права нарушенными, истец обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании с ответчика 470 889 руб., 01 коп., в том числе: долг в краевой бюджет – 229 445 руб. 83 коп, пеня в федеральный бюджет 82 730 руб., пеня в краевой бюджет – 158 713 руб. 19 коп.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном кодексом.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

Правоотношения сторон возникли из договора на аренду участков лесного фонда для заготовки древесины от 29.12.2006 № 8, заключенного на основании протокола о результатах лесного конкурса на право аренды участка лесного фонда от 27.12.2006 № 105.

29.12.2006 по акту приема-передачи участок лесного фонда передан арендодателем арендатору.

С 01.01.2007 на территории Российской Федерации введен в действие Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ.

Согласно части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006, заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с новым Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года.

Исходя из положения части 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.4 Положения об агентстве лесной отрасли Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 №18-п (далее – Положение), к полномочиям агентства, в том числе, относится предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.

Согласно пункту 2 приказа Федерального агентства лесного хозяйства № 337 от 05.11.2008 органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные им полномочия в области лесных отношений, наделены следующими полномочиями по администрированию платы за использование лесов: начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов по ним.

С учетом изложенного, агентство лесной отрасли Красноярского края обладает правом на обращение в арбитражный суд с иском о взыскании платы за пользование участками лесного фонда, предоставленными ответчику по договору аренды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.

Арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей, в том числе в виде определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно.

В соответствии с пунктом 5.1. договора арендная плата исчисляется за всю расчетную лесосеку арендуемого участка лесного фонда (с учетом предоставленных льгот) независимо от фактического ее использования, исходя из минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 № 127, с учетом коэффициентов, вводимых федеральными и краевыми органами власти.

В пункте 5.1. договора определено, что в 2007 году и каждом последующем году с момента регистрации подлежит освоению 100 % - 33,4 тыс. куб. м., арендная плата составляет по минимальным ставкам – 1359,72 тыс.руб., всего арендной платы – 1776,7 тыс. руб.

На момент подписания договора аренды действовало Положение об аренде участков лесного фонда, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 № 345 (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 23 указанного Положения арендатор обязан своевременно вносить арендную плату за пользование участком лесного фонда, размер и порядок внесения которой определяются договором аренды. Размер арендной платы при осуществлении лесопользования устанавливается по соглашению сторон с учетом вида лесопользования, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом участке лесного фонда и действующих ставок лесных податей за данный вид лесопользования (пункт 24 Положения). В пункте 26 Положения определено, что при заготовке древесины в порядке рубок главного пользования арендная плата не может быть меньше размера, исчисленного по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню. Согласно пункту 38 Положения в начальный период освоения участка лесного фонда, предоставленного в аренду, для заготовки древесины по результатам лесных конкурсов (период создания и развития производственных мощностей), размер арендной платы устанавливается в соответствии с объемами заготовки древесины, которые определены договором аренды на этот период.

Следовательно, согласно пункту 5.1. договора аренды арендатор в 2007 году обязан с момента государственной регистрации договора аренды уплатить арендную плату за 100% объема заготовки древесины (подлежащего освоению участка лесного фонда), переданного ему по акту приема-передачи 29.12.2006.

Таким образом, исходя из толкования пункта 5.1. договора аренды от даты государственной регистрации договора аренды зависит только момент возникновения обязанности арендатора по внесению арендной платы, а не общая сумма арендной платы, подлежащая уплате в 2007 году.

Согласно пункту 5.2. договора арендатор вносит арендную плату в бюджеты всех уровней в следующие сроки: 15 февраля – 15%, 15 марта – 10%, 15 апреля – 10%, 15 июня – 10%, 15 июля – 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября – 15%, 15 декабря – 15%.

С учетом изложенного истец в представленном в материалы дела состоянии расчетов правомерно на дату 15.04.2007 года предъявил к оплате суммы арендной платы по срокам: 15 февраля – 15%, 15 марта – 10%, 15 апреля – 10%.

Кроме того, государственная регистрация договора аренды осуществлялась на основании заявления ООО «Енисейский фанерный комбинат», поданного в территориальный орган Федеральной регистрационной службы Российской Федерации 15.03.2007, в то время как договор аренды и акт приема-передачи участка лесного фонда подписаны 29.12.2006.

В соответствии с частью 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Так, в силу части 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

Как усматривается из пункта 5.1 договора аренды от 29.12.2006, с учетом представленных в материалы дела документов, переданных директором ФГУ «Казачинский лесхоз» на лесной конкурс, расчет арендной платы за пользование участком лесного фонда был произведен на основании постановления Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 № 127 «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню».

В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 № 127 «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню» распределение лесов по лесотаксовым разрядам осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Определение лесотаксового разряда квартала (урочища) осуществляется исходя из расстояния от центра квартала (урочища) до погрузочного пункта: до 10 километров - 1-й разряд, от 10,1 до 25 километров - 2-й разряд, от 25,1 до 40 километров - 3-й разряд, от 40,1 до 60 километров - 4-й разряд, от 60,1 до 80 километров - 5-й разряд, от 80,1 до 100 километров - 6-й разряд, от 100,1 километра и более - 7-й разряд (пункт 9 Постановления).

По договору аренды от 29.12.2006 арендатору передан участок лесного фонда по адресу: Россия, Красноярский край, Казачинский район, Дементьевское лесничество, № квартала, выделы: 3, 4, 76-10, 13-17, 23, 25-27, 76-78, № 258, 259 (пункт 2.1.).

На основании постановления администрации Красноярского края от 14.12.1999 № 807-П «О распределении лесного фонда края по лесотаксовым разрядам» кварталы 3, 4, 7-10, 13, 23, 25, 76-78, 259, а кварталы 14, 15, 16, 17, 26, 27 и 258 в Дементьевском лесничестве Казачинского района отнесены к третьему лесотаксовому разряду.

Согласно пункту 39 постановления Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 № 127 «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню» Казачинский район Красноярского края относится к четвертому Восточно-Сибирскому району.

В соответствии с пунктом 5.3. договора в случае принятия иных нормативных правовых актов, ставок лесных податей и арендной платы или изменения в установленном порядке разрядов такс, арендатор обязуется проиндексировать арендную плату по вновь принятым коэффициентам.

С 01 января 2007 года на территории Российской Федерации введён в действие новый Лесной кодекс Российской Федерации, положения которого применяются к отношениям, возникшим после дня его введения в действие (статьи 1, 2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).

Согласно статье 3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности; постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2007 № 127 признано утратившим силу.

Таким образом, при расчете арендной платы в 2007 году подлежали применению минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 127 от 19.02.2001 и ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310.

Вместе с тем постановление администрации Красноярского края от 14.12.1999 № 807-П «О распределении лесного фонда края по лесотаксовым разрядам» не утратило силу.

В таблице 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «Распределение лесов Российской Федерации по лесотаксовым районам, лесничествам и лесопаркам (основные породы лесных насаждений)» установлено, что Казачинский район относится к четвертому Восточно-Сибирскому лесотаксовому району.

В таблице 1 и 2 указанного постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 определены ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений (основные породы) и ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений (неосновные породы).

С учетом изложенного, довод ответчика о том, что 13 кварталов арендуемого ООО «Енисейский фанерный комбинат» участка лесного фонда относится ко второму лесотаксовому разряду, а 7 кварталов - к третьему лесотаксовому разряду, является правомерным.

Исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310, арендная плата в 2007 году подлежала уплате в размере 1 288 840 руб. (883 430 руб. – за 13 кварталов 2 разряда; 405 410 руб. – за 7 кварталов 3 разряда), 15% от которой составляет 193 330 руб., 10% от которой составляет 128 880 руб.

Проверив поступление денежных средств от ответчика в счет арендных платежей в федеральный бюджет в 2007 году, суд установил: по состоянию на 17.06.2007 долг ответчика составил 281 890 руб. (128 880 х 2 + 193 330 – 169 200); по состоянию на 14.07.2007 долг ответчика с учетом оплаты по платежному поручению № 366 от 18.06.2007 составил 179 146 руб.01 коп. С учетом последующих платежей и начисления арендной платы по согласованным сторонами срокам долг ответчика составил: по состоянию на 22.07.2007 – 308 026 руб. 01 коп.; по состоянию на 14.09.2007 – 172 054 руб.; по состоянию на 30.10.2007 - 365 384 руб.; по состоянию на 14.11.2007 – 25 454 руб.; по состоянию на 14.12.2007 – 218 784 руб.; по состоянию на 25.12.2007 – 412 114 руб.; по состоянию на 26.12.2007 переплата ответчика в федеральный бюджет составила 199 759 руб. 99 коп.

В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

В силу пункта 5.4. договора за просрочку арендных платежей и платежей за выполнение лесохозяйственных, лесовосстановительных и противопожарных работ арендатор выплачивает пеню в размере 0,07% от просроченной суммы за каждый день просрочки.

В связи с несвоевременным внесением арендных платежей в федеральный бюджет в период с 16.04.2007 по 31.12.2007 истец начислил пеню в размере 68 239 руб. 15 коп., за период с 16.03.2008 по 21.12.2008 пеня согласно расчету истца составила – 14 490 руб. 85 коп.

Согласно расчету суда, в период с 15.04.2007 по 25.12.2007 в соответствии с пунктом 5.4. договора аренды правомерным будет начисление пени в размере 44 025 руб. 67 коп. исходя из следующего расчета: за период с 15.04.2007 по 17.06.2007 в размере 12 628 руб. 67 коп., за период с 18.06.2007 по 14.07.2007 в размере 3 385 руб. 86 коп., за период с 15.07.2007 по 22.07.2007 в размере 1 724 руб. 95 коп., за период с 23.07.2007 по 14.09.2007 в размере 6 503 руб. 64 коп., за период с 15.09.2007 по 30.10.2007 в размере 11 765 руб. 36 коп., за период с 01.11.2007 по 14.11.2007 в размере 249 руб. 45 коп., за период с 15.11.2007 по 14.12.2007 в размере 4 594 руб. 46 коп., за период с 15.12.2007 по 25.12.2007 в размере 3 173 руб. 28 коп.

Проверив расчет пени, начисленной истцом в 2008 году, суд установил, что в связи с образованием переплаты по арендной плате в федеральный бюджет по состоянию на 26.12.2007 в размере 199 759 руб. 99 коп., у ответчиком сохранялась переплата по внесению арендных платежей в течение всего 2008 года. Таким образом, начисление пени в 2008 году является неправомерным.

Согласно части первой статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. При наличии оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации суд уменьшает размер неустойки независимо от того, заявлялось ли такое ходатайство ответчиком. Право снижения размера неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств независимо от того, является неустойка законной или договорной.

В определении от 21.12.2000 № 263-О Конституционный суд Российской Федерации указал, что в части первой статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 1 июля 1996 года № 6/8 в пункте 42 разъяснили, что при оценке несоразмерности последствий нарушения обязательств судом могут приниматься во внимание в том числе и обстоятельства, не имеющие прямого отношения к последствиям нарушения обязательства.

Поскольку законом не установлены ограничения размера договорной неустойки, а также конкретные критерии, подлежащие учету судом при решении вопроса об ее уменьшении, арбитражный суд, считает возможным уменьшить размер договорной неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации до 36 000 руб.

До ставки рефинансирования размер неустойки не снижается, поскольку стороны взаимным волеизъявлением в договоре согласовали ставку пени, превышающую ставку рефинансирования, с целью стимулирования арендатора к надлежащему исполнению обязательства в установленные сроки.

С учетом изложенного, исковые требования о взыскании пени в доход федерального бюджета подлежат частичному удовлетворению в размере 36 000 руб.

Судом установлено, что при расчете арендной платы, подлежащей внесению в краевой бюджет по состоянию на 15 февраля – 15%, 15 марта – 10%, 15 апреля – 10% 2008 года как и в 2007 году истец, руководствовался приказом № 255 «О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню», устанавливающим для субъекта - Красноярский край установлен коэффициент 1,4.

Применение указанного нормативного акта не соответствует Федеральному закону «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и Лесному кодексу Российской Федерации, введенному в действие с 01.01.2007.

Приказ № 255 «О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню» был принят Федеральным агентством лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации 14.09.2005 во исполнение статьи 104 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года).

Лесной кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 01.01.2007, не представляет таких полномочий Федеральному агентству лесного хозяйства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности; постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2007 № 127 признано утратившим силу.

Таким образом, признана утратившей силу, в том числе статья 104, согласно которой ставки лесных податей устанавливались федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46, 47 Кодекса.

Следовательно, истец при расчете арендной платы, подлежащей внесению в бюджет Красноярского края, в 2007 году и январе, феврале, марте, апреле 2008 года необоснованно применил коэффициент 1,4, установленный приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 № 255 «О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню», в связи с чем, согласно его расчету у ответчика образовалась задолженность по внесению арендных платежей в краевой бюджет за 2008 год в размере 229 445 руб. 83 коп.

Судом установлено, что при расчете арендной платы, подлежащей внесению в краевой бюджет без применения коэффициента 1,4 задолженность ответчика по внесению арендных платежей в бюджет Красноярского края отсутствует.

Следовательно, в удовлетворении искового требования о взыскании 229 445 руб. 83 коп. долга в краевой бюджет следует отказать.

Поскольку задолженность по арендной плате в бюджет Красноярского края отсутствует, исковое требование о взыскании 241 443 руб. 18 коп. пени в бюджет Красноярского края удовлетворению не подлежат.

Судебные расходы.

В соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

При уменьшении арбитражным судом размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации расходы истца по уплате государственной пошлины подлежат возмещению ответчиком исходя из суммы правомерно предъявленной неустойки, которая подлежала бы взысканию без учета ее уменьшения.

Таким образом, судебные расходы по уплате государственной пошлины взыскиваются с ответчика в доход федерального бюджета в размере 2 000 руб., рассчитанной исходя из правомерно предъявленной суммы иска 44 025 руб. 67 коп.

Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ  :

иск удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Енисейский фанерный комбинат» (г. Сосновоборск) в пользу агентства лесной отрасли Красноярского края (г. Красноярск) 36 000 руб. пени, подлежащей уплате в федеральный бюджет.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Енисейский фанерный комбинат» (г. Сосновоборск) в доход федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Е.А. Баукина