ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-27552/18 от 10.01.2019 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

10 января 2019 года

Дело № А33-27552/2018

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 26 декабря 2019 года.

В полном объеме решение изготовлено 10 января 2019 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Фролова Н.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Енисейлесозавод»(ИНН 2464056818, ОГРН 1042402516848)

к Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края (ИНН 2466187446, ОГРН 1172468071148)

о признании незаконным отказа,

при участии в судебном заседании: представителя заявителя - А.В. Голубевой, на основании доверенности от 07.09.2017, представителя ответчика - Н.А. Клепиковой, действующей на основании доверенности № Д-167 от 02.07.2018,

при ведении протокола секретарем судебного заседания М.А. Самойловой,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Енисейлесозавод» (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края (далее - ответчик) о признании незаконным отказа от 10.08.2018, обязании выдать разрешение на проведение внутрихозяйственных работ.

Заявление принято к производству суда. Определением от 10.10.2018 возбуждено производство по делу.

Определением от 11.12.2018 произведена замена судьи Е.М. Чурилиной по делу № А33-27552/2018 на судью Н.Н. Фролова.

Представитель заявителя пояснил, что им фактически оспаривается отказ от 26.07.2018, поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика требования заявителя не признал, представил отзыв на заявление в котором указывает, что учитывая цели использования общераспространенных полезных ископаемых, указанные в заявлении, а также отсутствие лицензии на добычу полезных ископаемых, разрешение на добычу общераспространенных полезных ископаемых выдано быть не может.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Между Агентством лесной отрасли администрации Красноярского края (арендодатель) и ОАО «Лесосибирский ЛДК №1» (арендатор) подписан договор аренды лесного участка №30-з от 21.08.2008 (далее - договор) в отношении, согласно которому арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок сроком на 37 лет, находящийся в государственной собственности, определенный в п.2 договора. Схема расположения лесного участка и его характеристика проводятся в приложении №1, №2 к договору. Цели и объемы использования участка указаны в приложении №3 договора. Срок действия договора по 26.11.2045 (п.26 договора). Лесной участок передан по акту приема-передачи (приложение №5 к договору). Дополнительным соглашением №1 от 16.12.2008 внесены изменения в договор, в том числе в п.2 договора.

Согласно пп. «г» п.12 договора арендатор имеет право с согласия арендодателя сдавать лесной участок в субаренду, передавать права и обязанности по договору другим лицам.

24.07.2009 между Агентством лесной отрасли администрации Красноярского края (арендодатель), ОАО «Лесосибирский ЛДК №1» (сторона 1) и ООО «Енисейлесозавод» (сторона 2) подписано дополнительной соглашение к договору аренды лесного участка №30-з от 21.08.2008, согласно которому сторона 1 передает все свои права и обязанности договору аренды лесного участка №30-з от 21.08.2008 стороне 2 на основании договора перенайма лесного участка №1 от 24.07.2009. Лесной участок передан ответчику по акту приема-передачи.

Дополнительным соглашением №2 от 01.08.2014 внесены изменения в договор, в том числе арендодателем по договору определено Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края, внесены изменения в п.2 договора.

Дополнительным соглашением №3 от 29.12.2014 внесены изменения в договор, в том числе в п.2 договора: в аренду передается лесной участок площадью 59382 га, отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, предназначенный для заготовки древесины, расположен в Красноярском крае, Енисейском районе, Енисейского лесничества, Рудиковского участкового лесничества, кв.№№7,14-18,26-33,39-41,46-52,58-61,63-71,77-80,84-91,94-101,104-107,115-118,120-124, в границах участка с кадастровым номером24:12:0000000:205, номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-0168-2008-08-3317-1.

06.07.2018 ООО «Енисейлесозавод» обратился в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края с заявлением исх.№186 о выдаче разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на территории лесного участка площадью 53663,34 га, предоставленного в аренду по договору аренды лесного участка №30-з от 21.08.2008 года ООО «Енисейлесозавод». Общество указало в заявлении, что согласно проекту освоения лесов лесного участка, утвержденному 03.12.2008, предусмотрены меры по созданию и содержанию систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров. В разделе «Противопожарное устройство лесов» указано (стр. 49 проекта), что на момент разработки проекта на лесном участке имеется 207,8 км. дорог различного назначения, что составляет 3,5 км. на 1000 га лесной площади. В соответствии с Лесохозяйственным регламентом КГБУ «Енисейское лесничество» на лесном участке создание дополнительных противопожарных дорог не планируется. Кроме того, все лесовозные дороги, создаваемые в ходе освоения лесного участка будут использоваться в качестве противопожарных и должны содержаться в прежнем состоянии. Объем строительства, реконструкции и содержания дорог противопожарного назначения, определяется исходя из наличия существующей дорожной сети (193,2 км) и их состояния. На сегодняшний день имеется необходимость в содержании имеющихся дорог (текущем ремонте, отсыпке). При производстве работ необходимо произвести внутрихозяйственные работы, связанных с нарушением почвенного покрова, а также использовать песок, гравий.

В ответ на обращение арендатора Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края письмом от 26.07.2018 №мпр/4-11844 в ответ на обращение заявителя в соответствии со ст. 19 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», учитывая, что ООО «Енисейлесозавод» является юридическим лицом, создано для осуществления предпринимательской деятельности в лесной отрасли и планирует добывать общераспространенные полезные ископаемые (далее - ОПИ) для создания объектов лесной инфраструктуры, проведения строительных, лесозаготовительных и иных работ, отказало в выдаче разрешения на добычу общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд ООО «Енисейлесозавод» на территории лесного участка площадью 53 663,34 га и рекомендует оформить лицензию на добычу ОПИ в порядке, установленном законом РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1.

КГБУ «Енисейское лесничество» письмом №465 от 18.07.2018 сообщило заявителю о том, что деятельность арендаторов в области лесопользования и освоения арендованного лесного участка регламентируется лесным законодательством. Все проводимые и планируемые работы на лесном участке должны быть отражены в проекте освоения лесов и лесной декларации. В том числе создание и поддержание дорог и иной лесной инфраструктуры. Каких либо других разрешений на данные виды работ не требуется.

Считая отказ Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края письмом от 26.07.2018 №мпр/4-11844 незаконным и нарушающим его права и обязанности, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Закон о недрах регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

В силу статьи 1.2 данного Закона недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Статья 9 Закона о недрах к числу пользователей недр относит субъектов предпринимательской деятельности, в том числе участников простого товарищества, иностранных граждан, юридических лиц, если иное не установлено федеральными законами.

В случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.

В основании статьи 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Таким образом, пользование недрами, сопряженное с добычей общераспространенных полезных ископаемых, обусловлено наличием лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности.

В силу пункта 6.1 статьи 3 Закона N 2395-1 к общераспространенным полезным ископаемым отнесены полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определенные органами государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования совместно с субъектами Российской Федерации.

Распоряжением Минприроды РФ N 47-р, Правительства Красноярского края N 485-р от 08.12.2008 утвержден перечень общераспространенных полезных ископаемых по Красноярскому краю".

На основании статьи 19 Закона N 2395-1 собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

Таким образом, действующим федеральным законодательством предусмотрено право собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при соблюдении определенных условий осуществлять использование общераспространенных полезных ископаемых без получения лицензии.

Как следует из материалов дела, заявитель является арендатором лесного участка на основании договора аренды лесного участка №30-з от 21.08.2008 и дополнительного соглашения от 24.07.2009 к договору аренды лесного участка №30-з от 21.08.2008.

06.07.2018 ООО «Енисейлесозавод» обратился в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края с заявлением исх.№186 о выдаче разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на территории лесного участка площадью 53663,34 га, предоставленного в аренду по договору аренды лесного участка №30-з от 21.08.2008 года ООО «Енисейлесозавод». Общество указало в заявлении, что согласно проекту освоения лесов лесного участка, утвержденному 03.12.2008, предусмотрены меры по созданию и содержанию систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров. В разделе «Противопожарное устройство лесов» указано (стр. 49 проекта), что на момент разработки проекта на лесном участке имеется 207,8 км. дорог различного назначения, что составляет 3,5 км. на 1000 га лесной площади. В соответствии с Лесохозяйственным регламентом КГБУ «Енисейское лесничество» на лесном участке создание дополнительных противопожарных дорог не планируется. Кроме того, все лесовозные дороги, создаваемые в ходе освоения лесного участка будут использоваться в качестве противопожарных и должны содержаться в прежнем состоянии. Объем строительства, реконструкции и содержания дорог противопожарного назначения, определяется исходя из наличия существующей дорожной сети (193,2 км) и их состояния. На сегодняшний день имеется необходимость в содержании имеющихся дорог (текущем ремонте, отсыпке). При производстве работ необходимо произвести внутрихозяйственные работы, связанных с нарушением почвенного покрова, а также использовать песок, гравий.

В ответ на обращение арендатора Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края письмом от 26.07.2018 №мпр/4-11844 в ответ на обращение заявителя в соответствии со ст. 19 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», учитывая, что ООО «Енисейлесозавод» является юридическим лицом, создано для осуществления предпринимательской деятельности в лесной отрасли и планирует добывать общераспространенные полезные ископаемые (далее - ОПИ) для создания объектов лесной инфраструктуры, проведения строительных, лесозаготовительных и иных работ, отказало в выдаче разрешения на добычу общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд ООО «Енисейлесозавод» на территории лесного участка площадью 53 663,34 га и рекомендует оформить лицензию на добычу ОПИ в порядке, установленном законом РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1.

Из положений статьи 23 Закона о недрах следует, что одними из основных требований по рациональному использованию и охране недр являются соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

Согласно статье 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.

Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.

При этом граждане, юридические лица на лесных участках, предоставленных им в целях заготовки древесины, вправе осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений.

Создание объектов лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других) прямо предусмотрено статьей 13 Лесного кодекса Российской Федерации.

В силу п.п «б» п.12 договора аренды лесного участка№30-з от 21.08.2008 арендатор имеет право осуществлять на лесном участке в установленном порядке создание лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и др.), лесопереробатывающей инфраструктуры, а также строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанной с созданием лесной инфраструктуры, в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, нормами Лесного кодекса Российской Федерации и положениями названного договора обществу предоставлено право осуществлять на лесном участке в установленном порядке создание лесной инфраструктуры необходимых для заготовки древесины, что согласуется с представленным в материалы дела проектом освоения лесного участка.

В соответствии с позицией Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, являющимся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, земельных отношений, изложенной в письме от 01.04.2015 N 11-47/7471, в соответствии со статьей 19 Закона о недрах добыча общераспространенных полезных ископаемых может осуществляться юридическими лицами вне зависимости от их организационно-правовой формы и основной цели деятельности. Коммерческие организации не исключены из числа субъектов, имеющих право осуществлять без применения взрывных работ для собственных нужд добычу общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах используемых ими земельных участков и не числящихся на государственном балансе.

Использование общераспространенных полезных ископаемых арендатором лесных участков для собственных нужд при соблюдении предусмотренных статьей 19 Закона о недрах ограничений допустимо в безлицензионном порядке.

При таких условиях и с учетом указанных в заявлении заявителя обстоятельств, оспариваемый отказ административного органа, является обоснованным и не нарушающим положений действующего законодательства, поскольку лицензия на осуществление запрашиваемых заявителем работ не требуется. Судом нарушений прав и законных интересов заявителя не установлено.

Доводы заявителя, изложенные в заявлении и возражениях на отзыв, исследованы судом, отклоняются, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права и не опровергают установленных по делу обстоятельств.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Исследовав обстоятельства дела и представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеется предусмотренная статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий, необходимых для отказа в удовлетворения требований.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально удовлетворенным требованиям.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 201, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требований.

Разъяснить, что решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Н.Н. Фролов