ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-2757/18 от 17.10.2018 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

октября 2018 года

Дело № А33-2757/2018

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2018 года.

В полном объеме решение изготовлено 24 октября 2018 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сервис Лайн» (ИНН 2455030940, ОГРН 1102455001362)

к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (ИНН, ОГРН 1052460100582)

о признании недействительным предписания от 07.11.2017 № 3695-лп,

о признании недействительным предписания от 07.11.2017 № 3697-лп,

о признании недействительными пунктов 1, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 18 предписания от 20.11.2017 № 4507-лп,

при участии:

от заявителя: Кислициной Л.П. (законный представитель), действующей на основании выписки из ЕГРЮЛ, паспорта, Зиминой Е.В., действующей на основании доверенности от 12.03.2018, паспорта,

от ответчика: Кинцель И.Ю., действующей на основании доверенности от 09.01.2018 №9, служебного удостоверения,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селивановой А.И.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью Сервис Лайн» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края о признании недействительным предписания от 07.11.2017 № 3695-лп, предписания от 07.11.2017 № 3697-лп, пунктов 1, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 18 предписания от 20.11.2017 № 4507-лп.

Заявление принято к производству суда. Определением от 13.02.2018 возбуждено производство по делу.

В судебном заседании представители заявителя требования поддержали, сослались на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

В ходе проведения внеплановой документарной проверки выявлено нарушение, выразившееся в том, что в платежном документе за май 2017 года гражданину, проживающему по адресу: Красноярский край, ул. Кретова, д. 1, кв. 228, выставлена плата за содержание и ремонт общего имущества в размере 12,18 руб./кв.м., отдельно начислена плата за услуги вывоз мусора, обслуживание лифтового оборудования в размере 1,50 руб./кв.м. и 3,77 руб./кв.м. соответственно. Протоколом общего собрания собственников помещений указанного дома № 1 от 07.05.2015 утверждены условия проекта договора управления многоквартирным домом по ул. Кретова, 1 в г. Минусинске с ООО «Сервис Лайн». В договоре на содержание, ремонт и управление многоквартирным домом по ул. Кретова, 1, заключенном на основании указанного протокола, установлена плата за содержание и ремонт общего имущества в размере 12,18 руб./кв.м., плата за услуги вывоз мусора и содержание лифтов не утверждена, что является нарушением ст.  154, ч. 7 ст. 156, ст. 158 ЖК РФ.

Проверка проведена на основании приказа от 25.09.2017 № 3695-лп в целях выяснения вопроса исполнения ранее выданного предписания от 12.09.2017 № 4715-ж. Уведомлением от 10.10.2017 директор ООО «Сервис Лайн» уведомлена о проведении указанной внеплановой проверки, обществу предложено представить документы, подтверждающие исполнение ранее выданного предписания, в срок до 24.10.2017.

Предписанием от 07.11.2017 № 3695-лп, вынесенным по результатам проведения вышеуказанной внеплановой документарной проверки, на заявителя возложена обязанность устранить нарушение, производить взимание платы за содержание жилого помещения в соответствии с действующим законодательством, срок устранения нарушения – 19.01.2018.

Также на основании приказа от 25.09.2017 № 3697-лп в период с 10.10.2017 по 07.11.2017 проведена внеплановая выездная проверка на предмет исполнения ранее выданного предписания от 06.09.2017 № 2424-лп.

Уведомлением от 03.11.2017 директор ООО «Сервис Лайн» уведомлена о проведении указанной внеплановой проверки.

Предписанием от 07.11.2017 № 3697-лп, вынесенным по результатам проведения внеплановой выездной проверки, на заявителя возложена обязанность производить взимание платы за содержание жилого помещения в соответствии с действующим законодательством. В качестве нарушения отражено, что в платежных документах за период с сентября по ноябрь 2015 года, выставленных гражданину, проживающему по адресу: Красноярский край, ул. Кретова, д. 1, кв. 228, выставлена плата за содержание и ремонт общего имущества в размере 12,18 руб./кв.м., отдельно начислена плата за услуги вывоз мусора, обслуживание лифтового оборудования в размере 1,50 руб./кв.м. и 3,77 руб./кв.м. соответственно. Протоколом общего собрания собственников помещений указанного дома № 1 от 07.05.2015 утверждены условия проекта договора управления многоквартирным домом по ул. Кретова, 1 в г. Минусинске с ООО «Сервис Лайн». В договоре на содержание, ремонт и управление многоквартирным домом по ул. Кретова, 1, заключенного на основании указанного протокола, установлена плата за содержание и ремонт общего имущества в размере 12,18 руб./кв.м., плата за услуги вывоз мусора и содержание лифтов не утверждена, что является нарушением ст.  154, ч. 7 ст. 156, ст. 158 ЖК РФ. Срок исполнения предписания – 22.02.2018.

На основании приказа от 27.10.2017 № 4507-лп в период с 10.11.2017 по 07.12.2017 проведена внеплановая выездная проверка на предмет исполнения ранее выданного предписания от 22.09.2017 № 5070-лп.

Предписанием от 20.11.2017 № 4507-лп указано на необходимость устранения  следующих нарушений в срок до 12.03.2018:

пункт 1 – неисправность продухов по периметру дома (не на всех присутствует мелкоячеистая сеть, а также некоторые забиты досками) (нарушение п. 4.1.4 Правил);

пункт 5 – беспорядочная прокладка сети освещения, частичное отсутствие изоляции в местах соединения, отсутствие распределительных коробок и кабельных каналов в подвальном помещении в районе подъезда № 5 (нарушение п. 2.7.9 Правил);

пункт 7 – неисправность лестниц подъездов № 1 - № 10 (местами ослабление крепления ограждений, повреждение перил (нарушение п. 4.8.1);

пункт 8 – при осмотре жилого помещения № 89 (верхний этаж) выявлена неисправность герметизации стыков козырька балкона (нарушение п. 4.2.4.2 Правил);

пункт 9 – при осмотре жилого помещения № 224 (верхний этаж) выявлена неисправность герметизации стыков козырька балкона, также в спальне в районе межпанельного стыка выявлены пятна темного цвета (нарушение п. 4.2.4.2, п. 4.10.2.1 Правил);

пункт 10 – при визуальном осмотре жилого помещения № 252 в кухне на потолке выявлены пятна желтого цвета (п. 4.10.2.1 Правил);

пункт 11 – мусоросборные камеры и клапаны мусоропроводов подъездов № 1 - № 10 не убирались, не мылись и не дезинфицировались, рядом с камерами и у клапанов мусоропровода стоит неприятный запах (нарушение п. 5.9.10 Правил):

пункты 12, 13, 14, 15 – в соответствии с п.п. а п. 5 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утверждённого Постановлением Правительства от 23.09.2010 № 731, разместило информацию на сайте, определённом Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.12.2012 № 535 для обязательного опубликования информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, в части обязательного опубликования информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. На официальном сайте отсутствует следующая обязательная информация:

- годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему, что не соответствует пп. а п. 3 Стандарта;

- сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), что не соответствует пп. б п. 3 Стандарта;

- сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), что не соответствует пп. в п. 3 Стандарта;

- сведения об общей задолженности перед ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, в том числе: за тепловую энергию, горячую, холодную воду и водоотведение, что не соответствует пп. а п. 3 Стандарта;

пункт 18 - в платежных документах, предъявленных к оплате собственникам помещений №№ 213, 221 за период с июня по август 2017 года выставлена плата за содержание и ремонт общего имущества в размере 12,18 руб./кв.м., отдельно начислена плата за услуги вывоз мусора, обслуживание лифтового оборудования в размере 1,50 руб./кв.м. и 3,77 руб./кв.м. соответственно. Протоколом общего собрания собственников помещений указанного дома № 1 от 07.05.2015 утверждены условия проекта договора управления многоквартирным домом по ул. Кретова, 1 в г. Минусинске с ООО «Сервис Лайн». В договоре на содержание, ремонт и управление многоквартирным домом по ул. Кретова, 1, заключенном на основании указанного протокола, установлена плата за содержание и ремонт общего имущества в размере 12,18 руб./кв.м., плата за услуги вывоз мусора и содержание лифтов не утверждена, что является нарушением ст.  154, ч. 7 ст. 156, ст. 158 ЖК РФ.

Полагая, что предписание от 07.11.2017 № 3695-лп, предписание от 07.11.2017 № 3697-лп, пункты 1, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 18 предписания от 20.11.2017 № 4507-лп противоречат требованиям нормативных актов и нарушают его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Статья 46 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданину и юридическому лицу право обжаловать в суд решения и действия (или бездействия) органов местного самоуправления.

Возможность признания незаконными решений органов местного самоуправления предусмотрена статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и является способом защиты гражданских прав.

Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 2).

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовыхактов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регулируется главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами согласно статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию (пункт 51).

В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 1.3 указанной статьи Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 №1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:

а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Предметом лицензионного контроля является содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, принимаемых им мерах по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

Таким образом, с момента получения предприятием лицензии в отношении него должен осуществляться лицензионный контроль в целях проверки соблюдения им лицензионных требований, названных в пункте 3 Положения о лицензировании.

Таким образом, поскольку деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляемая на основании договора управления, осуществляется на основании лицензии, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме является лицензионным требованием (пункт 7 части 1 статьи 193, часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ, пункт 3 Положения о лицензировании, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 491), которые устанавливают требования к содержанию общего имущества, для обеспечения которого установлен минимальный перечень услуг и работ.

Согласно п. 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии обеспечивающем:

а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;

б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;

г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;

д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;

е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;

ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Следовательно, несоблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, неисполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, является нарушением лицензионных требований к лицензиату, предусмотренных п.п. «а» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства РФ №1110 от 28.10.2014.

ООО «Сервис Лайн» имеет лицензию № 024000185 от 17.04.2015 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и осуществляет управление многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом.

Многоквартирный дом по ул. Кретова № 1в г. Минусинске включен в реестр лицензий 16.07.2015 года в управление ООО «Сервис Лайн».

На основании изложенного, довод ООО «Сервис Лайн» о необоснованности проведения проверок в отношении общества на предмет соблюдения лицензионных требований судом отклонен.

Частью 3 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что внеплановая проверка проводится в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.

Подпунктом 3 пункта 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что должностные лица органов лицензионного контроля, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края является органом, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, а также лицензионный контроль за деятельностью управляющих компаний согласно Положению о службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края», утвержденному Постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 № 143-п.

В соответствии с пунктом 3.3. Положения от 03.04.2012 № 143-п в компетенцию службы входит принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений.

На основании изложенного, оспариваемые предписания вынесены ответчиком в пределах предоставленных полномочий.

Внеплановые проверки проведены на основании п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в связи с истечением срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

В силу части 3 статьи 196 ЖК РФ предварительного уведомления о проведении проверки в рамках лицензионного контроля не требуется.

При проведении проверок ответчиком не допущено грубых нарушений, влекущих недействительность результатов проведения проверки, обратного не доказано.

Согласно предписанию Службы от 07.11.2017 № 3695-лп ООО «Сервис Лайн» вменяется нарушение: необоснованность начисления платы собственникам МКД за услуги вывоз мусора и обслуживания лифтов в размере 1,50 руб. за кв.м, и 3,77 руб. за кв.м.

В ходе проведения внеплановой документарной проверки выявлено нарушение, выразившееся в том, что в платежном документе за май 2017 года гражданину, проживающему по адресу: Красноярский край, ул. Кретова, д. 1, кв. 228, выставлена плата за содержание и ремонт общего имущества в размере 12,18 руб./кв.м., отдельно начислена плата за услуги вывоз мусора, обслуживание лифтового оборудования в размере 1,50 руб./кв.м. и 3,77 руб./кв.м. соответственно. Протоколом общего собрания собственников помещений указанного дома № 1 от 07.05.2015 утверждены условия проекта договора управления многоквартирным домом по ул. Кретова, 1 в г. Минусинске с ООО «Сервис Лайн». В договоре на содержание, ремонт и управление многоквартирным домом по ул. Кретова, 1, заключенном на основании указанного протокола, установлена плата за содержание и ремонт общего имущества в размере 12,18 руб./кв.м., плата за услуги вывоз мусора и содержание лифтов не утверждена, что является нарушением ст.  154, ч. 7 ст. 156, ст. 158 ЖК РФ.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что указанное предписание является законным и не нарушает прав заявителя.

В соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Согласно пункту 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно абзацам 1, 2 подпункта «ж» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг производится в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В силу п. 31 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

В соответствии с п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

Согласно п.п. «д» п. 11 указанных Правил, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными  и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

Постановлением Правительства РФ № 290 от 03.04.2013 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в который в том числе включены: организация системы диспетчерского контроля и обеспечение диспетчерской связи с кабиной лифта; обеспечение проведения осмотров, технического обслуживания и ремонт лифта (лифтов); обеспечение проведения аварийного обслуживания лифта (лифтов); а также работы по обеспечению вывоза бытовых отходов.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что вывоз мусора и содержание лифтов входит в состав услуг по содержанию имущества многоквартирного дома, в связи с чем размер данной платы должен быть установлен собственниками имущества в многоквартирном доме. Учитывая, что в рассматриваемом случае указанная плата за услуги по вывозу мусора и содержанию лифтов не была утверждена собственниками, правовые основания для взыскания указанной платы по расценкам организаций, оказывающих данные услуги, является неправомерным.

Исходя из вышеизложенного, предписание от 07.11.2017 № 3695-лп является законным и обоснованным, отмене не подлежит. На момент выдачи указанного предписания нарушение не было устранено заявителем.

Предписанием от 07.11.2017 № 3697-лп, вынесенным по результатам проведения внеплановой выездной проверки, на заявителя возложена обязанность производить взимание платы за содержание жилого помещения в соответствии с действующим законодательством. В качестве нарушения отражено, что в платежных документах за период с сентября по ноябрь 2015 года, выставленных гражданину, проживающему по адресу: Красноярский край, ул. Кретова, д. 1, кв. 228, выставлена плата за содержание и ремонт общего имущества в размере 12,18 руб./кв.м., отдельно начислена плата за услуги вывоз мусора, обслуживание лифтового оборудования в размере 1,50 руб./кв.м. и 3,77 руб./кв.м. соответственно. Протоколом общего собрания собственников помещений указанного дома № 1 от 07.05.2015 утверждены условия проекта договора управления многоквартирным домом по ул. Кретова, 1 в г. Минусинске с ООО «Сервис Лайн». В договоре на содержание, ремонт и управление многоквартирным домом по ул. Кретова, 1, заключенного на основании указанного протокола, установлена плата за содержание и ремонт общего имущества в размере 12,18 руб./кв.м., плата за услуги вывоз мусора и содержание лифтов не утверждена, что является нарушением ст.  154, ч. 7 ст. 156, ст. 158 ЖК РФ. Срок исполнения предписания – 22.02.2018.

Вместе с тем, как установлено судом, в январе 2017 года обществом произведен перерасчет платы за содержание общедомового имущества в части платы за услуги вывоз мусора, обслуживание лифтового оборудования за период с 01.07.2014 по 30.04.2016 во исполнение решения суда. Указанный перерасчет отражен в квитанции за январь 2017 года, выданной собственнику помещения Ивлевой Т.Г.

Таким образом, фактически нарушение было устранено обществом до момента выдачи ответчиком оспариваемого предписания от 07.11.2017 № 3697-лп, в связи с чем данное предписание является незаконным ввиду отсутствия указанного в нем нарушения на момент проведения проверки.

Довод ответчика о том, что предписание от 07.11.2017 № 3697-лп содержало требование о необходимости производить взимание платы за содержание жилого помещения в соответствии с действующим законодательством, то есть выдано на будущее время, в связи с чем является законным и исполнимым, судом отклонен. Как следует и акта проверки и оспариваемого предписания, обществу вменено в качестве нарушения неправомерное начисление соответствующей платы за содержание общего имущества за конкретный период сентябрь-ноябрь 2015 года, что было фактически устранено обществом в январе 2017 года. Иных нарушений, касающихся неправомерного начисления платы в иных периодах, ответчиком в акте проверки не отражено и заявителю не вменено.

На основании изложенного, предписание от 07.11.2017 № 3697-лп подлежит признанию недействительным.

Заявителем также оспариваются пункту 1, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 18 предписания от 20.11.2017 № 4507-лп.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, а также доводы сторон, суд пришел к следующим выводам.

Пунктом 1 предписания от 20.11.2017 № 4507-лп указано на необходимость устранения  следующего нарушения: неисправность продухов по периметру дома (не на всех присутствует мелкоячеистая сеть, а также некоторые забиты досками) (нарушение п. 4.1.4 Правил).

Пунктом 4.1.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170), предусмотрено, что площадь продухов должна составлять примерно 1/400 площади пола техподполья или подвала; располагаются продухи на противоположных стенах для сквозного проветривания (не менее 2-х продухов на каждой секции дома); желательно оборудовать продухи жалюзийными решетками. С целью предохранения конструкций от появления конденсата и плесени, а также устранения затхлого запаха необходимо организовывать регулярно сквозное проветривание, открыв все продухи, люки, двери в сухие и не морозные дни.

В ходе рассмотрения настоящего дела ответчик также сослался на пункт 3.4.7 указанных Правил, согласно которым на все проемы, каналы и отверстия технического подполья должны быть установлены сетки (размер ячейки - 0,5 см), защищающие здания от проникновения грызунов.

Заявитель в своей жалобе не указывает, что фактически на всех продухах установлена мелкоячеистая сеть, а ссылается лишь, что в пункте 1 предписания имеется неверная ссылка на норму Правил №170 и делает вывод о том, что обязанности по такой установке у управляющей организации нет.

Вместе с тем не указание ответчиком ссылки на пункт 3.4.7 Правил №170 не может служить основанием для признания данного пункта предписания незаконным, так как фактические обстоятельства выявленного нарушения в предписании изложены ясно, данный пункт предписания является исполнимым и не содержит каких либо неясностей в понимании выявленного нарушения. Заявитель, являющийся профессиональным участником рынка, обязан знать и исполнять соответствующие требования Правил №170 при оказании услуг управления многоквартирным домом.

Кроме того, в соответствии с ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Таким образом, пункт 1 предписания от 20.11.2017 № 4507-лп является законным и не нарушает прав заявителя.

Пунктом 5 предписания от 20.11.2017 № 4507-лп указано на необходимость устранения  следующего нарушения: беспорядочная прокладка сети освещения, частичное отсутствие изоляции в местах соединения, отсутствие распределительных коробок и кабельных каналов в подвальном помещении в районе подъезда № 5 (нарушение п. 2.7.9 Правил).

Оспаривая данный пункт предписания, заявитель указывает, что п. 2.7.9 Правил не содержит норм, относящихся к выявленному нарушению.

В ходе рассмотрения настоящего дела ответчик пояснил, что ссылка на п. 2.7.9 Правил является опечаткой, фактически ответчиком имелся в виду пункт 5.6.2 Правил.

Пунктом 5.6.2 Правил №170 установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей.

Согласно подпункту «д» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее Правила №491) в состав общего имущества включаются механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

Таким образом, сеть освещения расположенная в подвальном помещении МКД входит в состав общего имущества МКД, которое управляющая компания обязана содержать в надлежащем техническом состоянии.

Согласно п. 5.6.4 Правил №170 текущее обслуживание электрооборудования, средств автоматизации, гильз, анкеров, элементов молниезащиты и внутридомовых электросетей должно проводиться в соответствии с установленными требованиями.

Проводка, расположенная в техническом этаже МКД, относиться к внутридомовой электросети.

В технических этажах, подпольях, неотапливаемых подвалах, чердаках, вентиляционных камерах, сырых и особо сырых помещениях электропроводку рекомендуется выполнять открыто (пункт 7.1.37 Правил устройства электроустановок. Раздел 6. Электрическое освещение. Раздел 7. Электрооборудование специальных установок. Главы 7.1, 7.2).

В ходе проведения проверки установлено, что сеть освещения расположенная в подвальном помещении МКД выполнена открыто. Данный факт заявителем не оспаривается.

Согласно пункту п. 7.1.37 Правил устройства электроустановок электропроводку в помещениях следует выполнять сменяемой: скрыто - в каналах строительных конструкций, замоноличенных трубах; открыто - в  электротехнических плинтусах, /коробах и т.п.

Соединение и ответвление проводов и кабелей, за исключением проводов, проложенных на изолирующих опорах, должны выполняться в соединительных и ответвительных коробках, в изоляционных корпусах соединительных и ответвительных сжимов, в специальных нишах строительных конструкций, внутри корпусов электроустановочных изделий, аппаратов и машин. При прокладке на изолирующих опорах соединение или ответвление проводов следует выполнять непосредственно у изолятора, клицы или на них, а также на ролике (пункт 2.1.26 Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание" (утв. Главтеху правлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979).

Заявитель в своей жалобе не указывает, что фактически сеть освещения, расположенная в подвальном помещении МКД, содержится в соответствии с Правилами №170 и выполнена согласно Правилам устройства электроустановок, а ссылается лишь, что в пункте 5 предписания имеется неверная ссылка на норму Правил №170.

Ссылка на неверную норму Правил №170 в предписании Службы не может служить основанием для признания данного пункта незаконным, так как фактические обстоятельства выявленного нарушения в предписании изложены конкретно, также указано место выявления нарушения – подвальное помещение в районе подъезда № 5.

Также в качестве доказательства беспорядочной прокладки сети освещения, частичного отсутствия изоляции в местах соединения, отсутствия распределительных коробок и кабельных каналов в подвальном помещении в районе подъезда №5 ответчик ссылается на материалы фотофиксации, прилагаемые к акту проверки №781-лп от 16.03.2018. При этом заявителем не представлено доказательств того, что с момента вынесения оспариваемого предписания до даты проведения последующей проверки 16.03.2018 осуществлялись какие-либо работы на указанном участке сети электроснабжения.

ООО «Сервис Лайн» обязан содержать внутридомовую сеть в надлежащем безопасном состоянии, в связи с чем пункт 5 оспариваемого предписания не нарушает прав заявителя, является исполнимым.

Пунктом 7 предписания от 20.11.2017 № 4507-лп указано на необходимость устранения  следующего нарушения: неисправность лестниц подъездов № 1 - № 10 (местами ослабление крепления ограждений, повреждение перил (нарушение п. 4.8.1).

Пунктом 4.8.1 Правил № 170 предусмотрено, что неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения.

Оспаривая указанный пункт предписания, заявитель указывает, что после проведения первоначальной проверки 22.09.2017 аварийные ситуации были устранены, был проведен обход с целью установления ослабления ограждений лестниц и повреждения перил. Выявленные нарушения устранены. Многоквартирный дом состоит из 10 подъездов, 9 этажей в каждом (90 этажей, 180 лестничных пролетов). Учитывая отсутствие в предписании конкретизации, где именно выявлено нарушение в виде неисправности лестниц, заявитель указывает, что не может исполнить предписание.

Учитывая обязанность контролирующего органа по конкретизации работ, которые необходимо выполнить управляющей компании для устранения нарушения, контролирующим органом должно было быть четко указано в каком подъезде, на каком этаже было установлено «ослабление ограждения лестниц».

Критериями законности предписания являются конкретность, то есть фиксация в нем нарушений тех требований, соблюдение которых обязательно для организации в силу закона, и исполнимость, поскольку оно обеспечивается мерами государственного принуждения, в частности административной ответственностью за нарушение установленного в нем срока исполнения.

Соответственно, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Исходя из вышеизложенного, пункт 7 предписания от 20.11.2017 № 4507-лп не соответствует вышеуказанным требованиям, является не законным и подлежит признанию недействительным.

Пунктами 8, 9 предписания от 20.11.2017 № 4507-лп указано на необходимость устранения  следующего нарушения: при осмотре жилого помещения № 89 (верхний этаж), жилого помещения № 224 (верхний этаж) выявлена неисправность герметизации стыков козырька балкона (нарушение п. 4.2.4.2 Правил).

Согласно пункту 4.2.4.2 Правил № 170 при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. С целью предотвращения разрушения краев балконной (лоджии) плиты или трещин между балконной (лоджии) плитой и стенами из-за попадания атмосферной влаги металлический слив должен устанавливаться в паз коробки, ширина его должна быть не менее 1,5 толщины плиты и он должен быть заведен под гидроизоляционный слой. Уклон балконной (лоджии) плиты должен быть не менее 3% от стен здания с организацией отвода воды металлическим фартуком или зажелезненной плитой с капельником с выносом не менее 3 - 5 см, в торце слив должен быть заделан в тело панели. В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту.

Пунктом 9 предписания от 20.11.2017 № 4507-лп также указано на необходимость устранения следующего нарушения: в спальне в районе межпанельного стыка выявлены пятна темного цвета (п. 4.10.2.1 Правил).

Организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и  воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.) (п. 4.10.2.1 Правил №170).

Козырёк балкона представляет собой плиту, которая является конструктивным элементом фасада МКД и неотъемлемой частью ограждающих конструкций МКД. Межпанельный стык является местом сопряжения несущих ограждающих конструкций МКД.

Согласно пп. «в» п. 2 Правил № 491 в состав общего имущества, в том числе, включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).

Таким образом, довод заявителя о том, что балкон и его козырек не отнесены к составу общего имущества МКД, является несостоятельным.

Выявленное нарушение подтверждается актом проверки №5070-ж от 22.09.2017, №4507-лп от 20.11.2017. В актах проверок имеется отметка представителя управляющей компании, замечаний на данные акты в адрес Службы не поступали.

В судебном заседании заявителем не предоставлены доказательства, опровергающие выявленное нарушение.

Кроме того, работы по герметизации стыков входят в перечень работ, относящихся к текущему ремонту (п. 2 приложения №7 к Правилам №170), а не к капитальному, как это указывает заявитель.

Согласно договору управления многоквартирным домом № 1 по ул. Кретова в г. Минусинске цель договора - обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг собственникам помещений и лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме на законных основаниях.

Как следует из статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 28 и 31 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.

В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.

В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих, «работ и услуг в договор с управляющей компанией.

Следовательно, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение.

Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.

Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10.

На основании изложенного, пункты 8, 9 предписания от 20.11.2017 № 4507-лп являются законными.

Пунктом 10 предписания указано, что при визуальном осмотре жилого помещения № 252 в кухне на потолке выявлены пятна желтого цвета (п. 4.10.2.1 Правил).

Пунктом 4.10.2.1 Правил № 170 организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).

Потолок кухни жилого помещения №252 МКД является плитой перекрытия МКД.

Согласно пп. «в» п. 2 Правил №491 в состав общего имущества, в том числе, включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).

Согласно пп. «б» п. 1.8 Правил №170 техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий включает в себя, в том числе, осмотры.

Целью осмотров является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению. В ходе осмотров осуществляется также контроль за использованием и содержанием помещений (п. 2.1 Правил №170).

Наличие повреждений кровли также подтверждается заключением экспертов ООО «Независимая экспертиза» от 31.08.2017, представленным заявителем, в котором отражено нарушение гидроизоляции, протечки.

Таким образом, требование установить причину наличия на потолке помещения, находящегося на верхнем этаже, пятен желтого цвета, указанное в пункте 10 оспариваемого  предписания, основано на нормах действующего законодательства и не нарушает прав заявителя.

Пунктом 11 предписания от 20.11.2017 № 4507-лп указано на необходимость устранения следующего нарушения: мусоросборные камеры и клапаны мусоропроводов подъездов № 1 - № 10 не убирались, не мылись и не дезинфицировались, рядом с камерами и у клапанов мусоропровода стоит неприятный запах (нарушение п. 5.9.10 Правил).

В силу пункта 5.9.10 Правил № 170 персонал, обслуживающий мусоропроводы, должен обеспечивать:

а) уборку, мойку и дезинфекцию загрузочных клапанов;

б) очистку, промывку и дезинфекцию внутренней поверхности стволов мусоропроводов;

в) своевременную замену заполненных контейнеров под стволами мусоропроводов на порожние;

г) вывоз контейнеров с отходами с места перегрузки в мусоровоз;

д) очистку и мойку мусоросборных камер и нижнего конца ствола мусоропровода с шибером;

е) профилактический осмотр всех элементов мусоропровода, устранение засоров.

Оспаривая данный пункт предписания, заявитель сослался на график уборки мусоропровода в домах, находящихся на обслуживании ООО «Сервис Лайн», утвержденный директором Кислициной Л.П., в котором отражено, что уборка и мойка загрузочных клапанов осуществляется 1 раз в неделю, уборка, мойка стен и пола мусоросборной камеры – 1 раз в месяц (в летнее время), промывка, очистка (цикл повторяется 3 раза) и дезинфекция внутренней поверхности ствола мусоропровода – 1 раз в неделю.

В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что уборка и дезинфекция мусоросборных камер осуществляется собственными силами управляющей компании в соответствии с установленным графиком.

При этом, мойка мусорокамеры, нижней части ствола и шибера мусоропровода, а также мойка контейнеров - предусмотрена только в летнее время года (вне отопительного периода).

Кроме того, из пояснений заявителя следует, что с даты ввода дома в эксплуатацию, такие составные части мусоропровода, как «клапан мусоропровода» - то есть, своего рода загрузочный ковш - в доме ул. Кретова 1 отсутствуют.

На основании изложенного, суд пришел к выводу о недоказанности ответчиком нарушения, отраженного в п. 11 предписания от 20.11.2017 № 4507-лп, в связи с чем указанный пункт предписания является не законным и подлежит признанию недействительным.

В пунктах 12, 13, 14, 15 предписания отражено, что в соответствии с п.п. а, п. 5 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утверждённого Постановлением Правительства от 23.09.2010 № 731, общество разместило информацию на сайте, определённом Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.12.2012 № 535 для обязательного опубликования информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, в части обязательного опубликования информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. На официальном сайте отсутствует следующая обязательная информация:

- годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему, что не соответствует пп. а п. 3 Стандарта;

- сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), что не соответствует пп. б п. 3 Стандарта;

- сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), что не соответствует пп. в п. 3 Стандарта;

- сведения об общей задолженности перед ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, в том числе: за тепловую энергию, горячую, холодную воду и водоотведение, что не соответствует пп. а п. 3 Стандарта;

Пунктом 3 Постановления Правительства от 23.09.2010 № 731 предусмотрено, что управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

Согласно пункту 5 Постановления Правительства от 23.09.2010 № 731 управляющими организациями информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу пункта 9 Постановления Правительства от 23.09.2010 № 731 обязанность по раскрытию информации, предусмотренной подпунктами "а" - "ж" и "к" пункта 3 настоящего документа, возникает для управляющей организации - не позднее 30 дней со дня заключения договора управления.

В материалы дела заявителем представлена распечатка с сайта http://reformagkg.ru, из которой следует, что отчет о результатах работы за 2016 год размещен на сайте 31.03.2017 года.

Помимо Стандартов раскрытия информации, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. № 731, Приказом Минстроя России от 22.12.2014 г. № 882/пр утверждены Формы раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

В соответствии с п 9(3) Стандартов, информация, предусмотренная подпунктом "и" пункта 3 настоящего документа (отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год), раскрывается ежегодно, в течение I квартала текущего года за предыдущий год, в котором управляющая организация, товарищество, кооператив осуществляли управление многоквартирным домом.

При заполнении форм, утв. Приказом Минстроя России № 882/пр, в текущем году отражен отчетный период. На день проведения проверки (2017 год) отчетным периодом являлось 01.01.2017 – 31.12.2017, в связи с чем обязанность размещения отчета за данный период – до 01.04.2018 года

Из Анкеты многоквартирного дома ул. Кретова 1, полученной с сайта http://reformagkg.ru 15.11.2017 следует: в разделе «договор управления (п. 3 Анкеты) прикреплен файл в формате pdf с названием «отчет Кретова 1 за 2016 год».

На страницах 7, 9, 11, 13, 15 отчета за 2016 год указано, что коммунальные услуги предоставляются собственникам дома на основании прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями – соответственно, управляющая компания никаких начислений собственникам по коммунальным услугам не производит, денежных средств за коммунальные услуги не получает, в связи с чем задолженности по коммунальным услугам по дому ул. Кретова 1 иметь не может.

Из скриншота страницы «основные финансовые показатели» ООО «Сервис Лайн» по состоянию на 01.12.2017 следует, что заполнены формы, утв. Приказом Минстроя № 882/пр за период с 01.01.2016 по 31.12.2016, в том числе, прикреплены в формате pdf: налоговая декларация за 2016 год (добавлено 31.03.2017);  бухгалтерский баланс за 2016 год (добавлено 31.03.2017).

Доказательств, свидетельствующих о том, что указанная информация размещена заявителем на сайте после проведения проверки, ответчиком не представлено.

Кроме того, суд учитывает, что пункты 12, 13, 14, 15 предписания не содержат указания на отчетный период, за который не размещена соответствующая информация.

Исходя из вышеизложенного, пункты 12, 13, 14, 15 предписания от 20.11.2017 № 4507-лп являются не законными и подлежат признанию недействительными.

В пункте 18 оспариваемого предписания отражено, что в платежных документах, предъявленных к оплате собственникам помещений №№ 213, 221 за период с июня по август 2017 года выставлена плата за содержание и ремонт общего имущества в размере 12,18 руб./кв.м., отдельно начислена плата за услуги вывоз мусора, обслуживание лифтового оборудования в размере 1,50 руб./кв.м. и 3,77 руб./кв.м. соответственно. Протоколом общего собрания собственников помещений указанного дома № 1 от 07.05.2015 утверждены условия проекта договора управления многоквартирным домом по ул. Кретова, 1 в г. Минусинске с ООО «Сервис Лайн». В договоре на содержание, ремонт и управление многоквартирным домом по ул. Кретова, 1, заключенном на основании указанного протокола, установлена плата за содержание и ремонт общего имущества в размере 12,18 руб./кв.м., плата за услуги вывоз мусора и содержание лифтов не утверждена, что является нарушением ст.  154, ч. 7 ст. 156, ст. 158 ЖК РФ.

Данный пункт предписания является законным по основаниям, указанным судом ранее. Доказательств устранения нарушения на дату проведения проверки заявителем не представлено.

Довод заявителя о том, что Правила № 170 не распространяются на управляющую компанию судом отклонен, поскольку указанный нормативный акт устанавливает требования к организации по обслуживанию жилищного фонда, которой и является управляющая компания. Указание в пункте 1 утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" на то, что они являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления, не свидетельствует о том, что эти правила не обязательны для исполнения собственниками помещений и по их поручению управляющей компанией.

Не может быть принята во внимание и ссылка общества на письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 14.10.2008 N 26084-СК/14, так как данное письмо не относится к нормативным правовым актам, которыми руководствуется арбитражный суд при разрешении споров (статья 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Довод ООО «Сервис Лайн» о том, что ни в одном договоре на управление многоквартирными домами нет ссылок на Правила № 170, судом не принимается во внимание, поскольку требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами № 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Обществом произведена уплата государственной пошлины в размере 9 000 рублей.

Учитывая, что требования заявителя удовлетворены частично, понесенные им судебные расходы в сумме 6000 рублей подлежат отнесению на ответчика.

Настоящее  решение  выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа -  ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить частично.

Признать недействительными предписание от 07.11.2017 № 3697-лп, пункты 7, 11, 12, 13, 14, 15 предписания от 20.11.2017 № 4507-лп, вынесенных Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края.

В порядке распределения судебных расходов взыскать со Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «Сервис Лайн» 6 000 рублей государственной пошлины.

В остальной части в удовлетворении требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.  

Судья

Е.В. Болуж