ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-27630/2021 от 05.08.2022 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

12 августа 2022 года

Дело № А33-27630/2021

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 05.08.2022.

В полном объеме решение изготовлено 11.08.2022.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Даниловой Д.А. , рассмотрев в судебном заседании

дело по заявлению акционерного общества «Норильско-Таймырская энергетическая компания»(ИНН 2457058356, ОГРН 1052457013476),

к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края(ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582),

о признании незаконным и отмене предостережения № 9628;

в присутствии:

от заявителя: Смеловой С.Н., представителя по доверенности;

от ответчика: Ялуниной Л.С., представителя по доверенности;

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.Г. Блянкинштейн

установил:

акционерное общество «Норильско-Таймырская энергетическая компания»(далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - ответчик) о признании незаконным и отмене предостережения № 9628 о недопустимости нарушения обязательных требований.

Определением от 01.11.2021 заявление принято к производству суда.

Представитель заявителя в судебном заседании 05.08.2022 требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении. Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, возражал против доводов заявителя.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

В связи с поступившем 06.08.2021 в адрес Службы обращением вх. № 02-08/9628 в ходе предварительной проверки административным органом установлено, что прибор учета электрической энергии, потребляемой в жилом помещении № 7 МКД, типа СОЭБ-НП № 1427 2000 года выпуска (далее - ИПУ) с 01.01.2021 снят с расчетов АО «НТЭК» в связи с истечением межповерочного интервала.

Административный орган пришел к выводу, что являясь гарантирующим поставщиком АО «НТЭК» не выполнены условия по поверке ИПУ в жилом помещении № 7 МКД, предусмотренные в абзаце втором пункта 80(1) Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее – Правил № 354).

Обязательные действия АО «НТЭК», предусмотренные пунктом 81(8) Правил № 354 по опломбировке индивидуального прибора учета электрической энергии, установленного в жилом помещении № 7 МКД и принятого к расчетам с 17.05.2023 не выполнены, акт об опломбировке в адрес Службы не предоставлен.

Кроме того, в ходе анализа платежного документа, предъявленного собственнику жилого помещения № 7 МКД за июль 2021 года, установлено, что в нарушение подпунктов «в», «г» пункта 69 Правил №354 при оформлении платежного документа за июль 2021 года не указаны размер тарифа и объем электроэнергии, предоставленной потребителю за расчетный период, в том числе по переданным на бумажном носителе гарантирующему поставщику показаниям ИПУ.

Итоговая  сумма  к  оплате  в указанном  платежном  документе  в  размере  2780,23   руб. определена АО «НТЭК» за период с 01.01.2021 по 17.05.2021. исходя из утвержденного норматива потребления электроэнергии соответствующего тина в кВт.ч. в месяц на человека и количества зарегистрированных граждан в жилом помещении № 7 МКД, в том числе итоговая сумма содержит пени в размере 1.97 руб., что не соответствует требованиям подпункта «г» пункта 59 Правил № 354.

Предостережением Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 30.08.2021 № 9628 (далее - Предостережение) АО «НТЭК» предложено в срок до 08.11.2021 принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований действующего законодательства РФ, а именно:

«В   случае,   предусмотренном   пунктом   80(1)   Правил   №   354   установить гарантирующим     поставщиком     контрольную     пломбу     на     приборе     учета электрической энергии, принятому в жилом помещении № 7 МКД к расчетам 17.05.2021 перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию согласно требованиям пункта 81(8) Правил № 354. Выполнить    проверку    правильности    начисления    размера    платы за коммунальную услугу электроснабжение собственнику жилого помещения № 7 МКД предъявленного собственнику жилого помещения № 7 МКД в платежном документе за июль 2021 года,   согласно требованиям п. 31 «д» Правил № 354, за период    с    01.01.2021    по    17.05.2021,   с    учетом    объемов    электроэнергии, предоставленной потребителю за каждый расчетный период, по переданным на бумажном носителе гарантирующему поставщику показаниям ИПУ согласно требованиям пп. г) п. 59 Правил № 354, исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета ИПУ за период не менее шести месяцев с даты истечения срока его эксплуатации до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального прибора учета».

Полагая, что предостережение противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что  для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания   факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, установленных в соответствии с жилищным законодательством, требований к деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.

По пункту 2 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1.1. Положения о службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 № 143-п (далее по тексту - Положение от 03.04.2012 № 143-п), Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.

Из части 4 статьи 98 Закона N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" следует, что положения о видах регионального государственного контроля (надзора), положения о видах муниципального контроля подлежат утверждению до 1 января 2022 года. До утверждения указанных положений о видах контроля, но не позднее 1 января 2022 года применяется Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты.

Положения о региональном государственном жилищном контроле (надзоре) в Красноярском крае утверждены  Постановлением Правительства Красноярского края от 14.09.2021 N 632-п.

 Следовательно, на момент выдачи предостережения правоотношения сторон регулировались Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).

Подпунктом 4 части 2 статьи 8.2 Закона № 294-ФЗ установлено, что в целях профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с частями 5 - 7 настоящей статьи, если иной порядок не установлен федеральным законом.

В соответствии с частью 5 статьи 8.2 Закона № 294-ФЗ при условии, что иное не установлено федеральным законом, при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение и входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало угрозу указанных последствий, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля объявляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и предлагают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Согласно части 6 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ, предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, не может содержать требования предоставления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов, за исключением сведений о принятых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предостережение выдано уполномоченным лицом в пределах установленной компетенции.

В силу пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" к решениям, которые могут быть оспорены в суде, относятся индивидуальные акты применения права наделенных публичными полномочиями органов и лиц, принятые единолично либо коллегиально, содержащие волеизъявление, порождающее правовые последствия для граждан и (или) организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Согласно тексту оспариваемого предостережению заявителю предложено при отсутствии возращений в установленный срок уведомить службу о принятых мерах по обеспечению соблюдения вышеуказанных требований.

Учитывая, что оспариваемый акт порождает соответствующие правовые обязанности, указанный акт может являться предметом самостоятельного оспаривания.

В силу части 7 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ, Порядок составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, порядок уведомления об исполнении такого предостережения определяются Правительством Российской Федерации.

Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 N 166 (далее - Правила).

Согласно данным Правилам решение о направлении предостережения принимает руководитель, заместитель руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля или иное уполномоченное приказом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля на основании предложений должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при наличии указанных в части 5 статьи 8.2 Закона N 294-ФЗ сведений (п. 2 Правил).

Составление и направление предостережения осуществляется не позднее 30 дней со дня получения должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений, указанных в части 5 статьи 8.2 Закона N 294-ФЗ, если иной срок не установлен административными регламентами осуществления соответствующих видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля (п. 3 Правил).

В предостережении, согласно п.4 Правил, указываются: а) наименование органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, который направляет предостережение; б) дата и номер предостережения; в) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя; г) указание на обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативные правовые акты, включая их структурные единицы, предусматривающие указанные требования; д) информация о том, какие действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами; е) предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами; ж) предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю направить уведомление об исполнении предостережения в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля; з) срок (не менее 60 дней со дня направления предостережения) для направления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления об исполнении предостережения; и) контактные данные органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, включая почтовый адрес и адрес электронной почты, а также иные возможные способы подачи возражений, уведомления об исполнении предостережения.

По результатам рассмотрения предостережения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем могут быть поданы в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, направивший предостережение, возражения (п.7 Правил).

Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля рассматривает возражения, по итогам рассмотрения направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ в порядке, установленном пунктом 6 настоящих Правил (п. 10 Правил).

При отсутствии возражений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в указанный в предостережении срок направляет в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля уведомление об исполнении предостережения (п.11).

Оспариваемое предостережение вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства, соответствует положениям ЖК РФ, Закона N 294-ФЗ и Правилам, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 N 166, нарушений в ходе вынесения оспариваемого предписания судом не установлено.

Основанием для выдачи предостережения послужило обращение гражданина 02-08/9628 от 06.08.2021, в рамках рассмотрения которого установлены признаки нарушений обязательных требований. Изложенные в рамках обращения сведения исследованы административным органом в ходе предварительной проверки, по результатам которого вынесено оспариваемое предостережение.

Исходя из смысла ч. 5 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ орган государственного контроля (надзора) объявляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований при наличии у органа государственного контроля (надзора) сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, причинило вред жизни, здоровью и т.д.

Вынесение оспариваемого акта не предполагает проведение проверки. Предостережение является мерой по предотвращению правонарушений, носит превентивный характер. Предостережение выносится если имеется информация о готовящихся нарушениях либо признаках нарушений обязательных требований, такая информация может быть получена как при рассмотрении обращений, так и в ходе профилактических мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем; отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований причинило вред жизни, здоровью граждан либо создало такую угрозу.

Согласно материалам дела, 06.08.2021 в адрес Службы поступило обращение вх. № 02-08/9628 из содержания которого следовало, что в квартире, которой жильцы не проживают с 2015 года образовалась задолженность за электроэнергию.

В ходе предварительной проверки установлено, что прибор учета электрической энергии, потребляемой в жилом помещении № 7 МКД, типа СОЭБ-НП № 1427 2000 года выпуска (далее - ИПУ) с 01.01.2021 снят с расчетов АО «НТЭК» в связи с истечением межповерочного интервала.

Итоговая сумма к оплате в платежном документе в размере 2 780,23 руб. определена АО «НТЭК» за период с 01.01.2021  по 17.05.2021, исходя из утвержденного норматива потребления электроэнергии соответствующего типа в / кВ т.ч. в месяц на человека и количества зарегистрированных граждан в жилом помещении № 7 МКД, в том числе итоговая сумма содержит пени в размере 1,97 руб., что не соответствует требованиям подпункта «г» пункта 59 Правил № 354.

На основании выявленных нарушений, юридическому лицу АО «Норильске-Таймырекая энергетическая компания» обосновано было предложено принять следующие меры по обеспечению соблюдения обязательных требований: «В   случае,   предусмотренном   пунктом   80(1)   Правил   №   354   установить гарантирующим     поставщиком     контрольную     пломбу     на     приборе     учета электрической энергии, принятому в жилом помещении № 7 МКД к расчетам 17.05.2021 перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию согласно требованиям пункта 81(8) Правил № 354. Выполнить    проверку    правильности    начисления    размера    платы за коммунальную услугу электроснабжение собственнику жилого помещения № 7 МКД предъявленного собственнику жилого помещения № 7 МКД в платежном документе за июль 2021 года,   согласно требованиям п. 31 «д» Правил № 354, за период    с    01.01.2021    по    17.05.2021,   с    учетом    объемов    электроэнергии, предоставленной потребителю за каждый расчетный период, по переданным на бумажном носителе гарантирующему поставщику показаниям ИПУ согласно требованиям пп. г) п. 59 Правил № 354, исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета ИПУ за период не менее шести месяцев с даты истечения срока его эксплуатации до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального прибора учета».

Федеральный закон от 27.12.2018 N 522-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации" (далее – Закон от 27.12.2018 N 522-ФЗ), предусматривает переход с 1 июля 2020 года ответственности за учет электрической энергии, в том числе установку, своевременную замену и поверку приборов учета на сетевые организации, а в случае с многоквартирными домами на гарантирующих поставщиков.

Таким образом, Законом от 27.12.2018 N 522-ФЗ возлагается ответственность за учет электрической энергии, в том числе установку, своевременную замену и поверку приборов учета на сетевые организации, а в случае с многоквартирными домами на гарантирующих поставщиков с 01.07.2020.

с 01.07.2020 сетевые организации и гарантирующие поставщики устанавливают приборы учета в отношении энергопринимающих устройств потребителей в следующих случаях:

- прибор учета вышел из строя и требуется его замена;

- у прибора учета истек межповерочный период;

- у прибора учета закончился срок эксплуатации;

- при новом технологическом присоединении.

Согласно подпункту «д» пункта 31  Постановления Правительства РФ от 06.05.2011  N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" исполнитель обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии). В случае если проведение такой проверки непосредственно при обращении потребителя невозможно, проверка может производиться в срок, определенный по договоренности потребителя и исполнителя, но не превышающий 1 месяц со дня обращения потребителя. Документы по результатам проверки предоставляются потребителю способом, согласованным потребителем и исполнителем, не позднее 5 рабочих дней после завершения такой проверки.

Согласно пункту 81(12) Правил № 354 прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:

а) неотображения приборами учета результатов измерений;

б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;

в) механического повреждения прибора учета;

г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;

д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 80(1) Правил № 354.

Вместе с тем,  нарушение срока предоставления прибора учета на периодическую поверку само по себе не свидетельствует о его неисправности или непригодности для определения фактического количества поставленного ресурса. Так как истечение межповерочного интервала не связано с вмешательством в работу системы учета, применение расчетного способа возможно только в случае, если это нарушение привело к искажению данных об объеме потребления электрической энергии. Ввиду этого нарушение срока поверки не может являться безусловным основанием для определения количества полученного ресурса исходя из утвержденного норматива потребления.

В соответствии с пунктом 80(1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 установка и эксплуатация индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме, а также эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета, за исключением случаев организации учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, осуществляются гарантирующим поставщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом положений настоящих Правил.

Гарантирующие поставщики в целях организации учета электрической энергии после истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии, в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику, вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, осуществлять их поверку в течение срока их эксплуатации, установленного заводом-изготовителем, вместо их замены. Обязанности по организации проведения такой поверки и сопутствующие расходы несут гарантирующие поставщики. Проведение гарантирующими поставщиками поверки приборов учета электрической энергии, установленных потребителями электрической энергии, допускается до 1 января 2025 г. С даты истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии и до проведения такой поверки показания такого прибора учета электрической энергии используются для определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению. В случае если в результате поверки прибора учета электрической энергии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не подтверждено их соответствие метрологическим требованиям, то объем потребленной электрической энергии должен быть пересчитан в соответствии с подпунктом "г" пункта 59 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 59 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:

г) в отношении коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных разделом VII настоящих Правил случаях, когда обязанность по установке индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета возлагается на гарантирующего поставщика (сетевую организацию - в отношении жилого дома (домовладения) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, интервала между поверками (с учетом положений пункта 80(1) настоящих Правил) либо в случае непредставления показаний такого прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, если указанные события наступили после 1 июля 2020 г., - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета. В случае если выход из строя, утрата ранее допущенного к эксплуатации индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, истечение срока его эксплуатации, интервала между поверками (с учетом положений пункта 80(1) настоящих Правил) наступили до 1 июля 2020 г. и потребителем в установленные сроки не была исполнена обязанность по установке (замене, поверке) прибора учета электрической энергии, начиная с 1 июля 2020 г. и до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем допуска гарантирующим поставщиком или сетевой организацией к эксплуатации соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета электрической энергии, плата за коммунальную услугу электроснабжения определяется исходя из среднемесячного объема потребления такой коммунальной услуги, определенного в установленном настоящими Правилами порядке, а при невозможности его определения, в том числе по причине отсутствия данных о потреблении, - исходя из норматива потребления соответствующей коммунальной услуги.

Согласно пункту 80(2) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" установка индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме и допуск их к эксплуатации, в случае если по состоянию на 1 апреля 2020 г. или ранее прибор учета электрической энергии отсутствовал, истек срок его эксплуатации или он вышел из строя, должны быть осуществлены гарантирующим поставщиком до 31 декабря 2023 г., а в случае если по состоянию на 1 апреля 2020 г. или ранее истек интервал между поверками прибора учета, то поверка прибора учета или установка нового прибора учета должны быть осуществлены гарантирующим поставщиком до 31 декабря 2021 г. С даты истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии и до даты проведения поверки соответствующего прибора учета его показания используются для определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в порядке, установленном абзацем вторым пункта 80(1) настоящих Правил. В случае если в результате поверки прибора учета электрической энергии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не подтверждено его соответствие метрологическим требованиям, то объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению должен быть пересчитан за указанный период в порядке, предусмотренном пунктом 59 настоящих Правил, исходя из среднемесячных показаний прибора учета электрической энергии или норматива потребления. В иных случаях установка, замена или поверка (с учетом положений пункта 80(1) настоящих Правил) индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме должна быть осуществлена гарантирующим поставщиком не позднее 6 месяцев:

с даты истечения интервала между поверками или срока эксплуатации прибора учета, если соответствующая дата (срок) установлена в договоре энергоснабжения (договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению), при наличии информации об указанной дате у гарантирующего поставщика;

с даты получения обращения потребителя или исполнителя, если обращение потребителя поступило исполнителю, об истечении интервала между поверками, срока эксплуатации, о выходе прибора учета электрической энергии из строя и (или) его неисправности;

с даты выявления истечения срока интервала между поверками, срока эксплуатации, неисправности прибора учета электрической энергии в ходе проведения его проверки в установленном настоящими Правилами порядке или с даты получения обращения от исполнителя, если проверки проводились исполнителем;

с даты обращения собственников комнат в коммунальной квартире о необходимости установки комнатных приборов учета электрической энергии, если между всеми потребителями в коммунальной квартире заключено соглашение, предусмотренное пунктом 50 настоящих Правил.

Исследовав обстоятельства настоящего дела, судом установлено и не оспаривается сторонами, что срок межповерочный интервал поверки приборов учета истек. Указаное обстоятельство зафиксировано заявителем в акте обследования индивидуальных приборов учета от 13.01.2021.

Полагая, что поскольку межповерчный интервал истек до даты возникновения обязанности исполнителя коммунальной услуги обеспечивать установку и эксплуатацию индивидуальных приборов учета электрической энергии, заявитель в ходе рассмотрения настоящего дела указывал на то, что  поскольку прибор считается вышедшим из строя – начисления по его показаниям осуществляться не может, расчет платы надлежит осуществлять по нормативу.

Вместе с тем, исходя из приведенных норм, поскольку заявителем не представлены в материалы дела доказательства несоответствия прибора учета метрологическим требованиям, а следовательно, невозможности определения среднемесячного объема потребления такой коммунальной услуги по показаниям прибора учета,  суд приходит к выводу, что определение платы за коммунальную услугу электроснабжения, исходя из норматива потребления соответствующей коммунальной услуги, в настоящем случае является необоснованным и противоречит установленному порядку.

В данном случае в нарушение 80(2) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 АО «НТЭК» не исполнена обязанность по поверке прибора учета или установке нового прибора учета.

Судом отклоняется ссылка заявителя о неприменении к потребителю положений  Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" как необоснованная, поскольку к настоящим правоотношениям, учитывая установленный в предостережении период перерасчета, данное постановление правительства не применимо.

Пунктом 81(11) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354  установлено, что прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель, гарантирующий поставщик или сетевая организация с учетом особенностей, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, при установке прибора учета, проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также конструкции, защищающие приборы учета от несанкционированного вмешательства в их работу с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.

Согласно пункту 81(8) Правил N 354 перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.

Согласно требованиям Правил N 354 процедура ввода прибора учета в эксплуатацию включает в себя его установку, проверку установленного прибора учета на соответствие положениям, предусмотренным пунктом 81 (4) Правил N 354, установку контрольных пломб на приборе учета (пункт 81 (8) Правил N 354), оформление акта ввода прибора учета в эксплуатацию (пункт 81 (6) Правил N 354).

Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию (пункт 81 (7) Правил N 354).

Акт ввода прибора учета в эксплуатацию представлен при рассмотрении настоящего дела. При этом заявителем не оспаривается, что плата по новому прибору учета начисляется с 18.05.2021 (с даты обращения собственника вышеуказанного помещения с заявкой о принятии к коммерческому учету нового прибора учета и его принятия в эксплуатацию).

Обязательные действия АО «НТЭК», предусмотренные пунктом 81(8) Правил № 354, по опломбировке индивидуального прибора учета электрической энергии, установленного в жилом помещении № 7 МКД и принятого к расчетам с 17.05.2021, не выполнены, акт об опломбировке в адрес Службы не предоставлен.

Доводы заявителя об отсутствии нормативно установленного срока для подписания сторонами акта ввода прибора учета в эксплуатацию, ввиду чего срок исполнения обязанности опломбировки прибора учета также не установлен, отклоняется судом, как основан на неверном толковании норм права .

Опломбировка прибора учета является обязательным действием исполнителя услуг по вводу его в эксплуатацию и совершается перед составлением и подписанием акта ввода прибора учета. Ввод прибора в эксплуатацию (а именно совершение всех предусмотренных правилами действий по введению прибора в эксплуатацию, включая опломбировку) должен предшествовать началу такой эксплуатации.

Следовательно, начисление платы по платы по новому прибору учета с 18.05.2021 в отсутствие установленных пломб не соответствует установленному порядку ввода прибора учета в эксплуатацию.

Таким образом, основания для вынесения предостережения имелись и суд не находит оснований для признания оспариваемого предостережения недействительным.

Установив признаки нарушений обязательных требований, учитывая отсутствие подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (иное не доказано), административным органом обоснованно выдано обществу предостережение.

Заявителем доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав и интересов оспариваемым предостережением, не представлено.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что оспариваемое предостережение носит профилактический характер, направлено на недопущение нарушения обязательных требований жилищного законодательства, принято в отношении надлежащего лица уполномоченным лицом, не нарушает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности, не возлагает на него обязанность совершения каких-либо действий, а предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

С учетом изложенного, оспариваемое предостережение соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.

По части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, требования общества удовлетворению не подлежат.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. С учетом результата рассмотрения дела, уплаченная государственная пошлина в сумме 3000 руб. подлежит отнесению на заявителя.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (код доступа - ).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 174, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Д.А. Данилова