АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А33-2833/2010
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 30 апреля 2010 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи А.Ф. Гурского,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации
к Сибирскому межрегиональному управлению геодезии и картографии
об оспаривании Приказа от 16.10.2009 № 81 о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Геодезия плюс» лицензии на осуществление геодезической деятельности и выданной на основании этого Приказа лицензии № СИГ-01063
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Геодезия плюс»,
при участии в судебном заседании
прокурора: Кулябовой Ю.А. – служебное удостоверение от 10.02.2009 ТО 077087;
представителя ответчика: ФИО1 по доверенности от 06.04.2010;
представителя третьего лица: ФИО2 – директора – на основании решения от 09.09.2009 № 1;
при ведении протокола судебного заседания судьей А.Ф. Гурским,
установил:
заместитель Генерального прокурора Российской Федерации (Прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением к Сибирскому межрегиональному управлению геодезии и картографии (Сибирское УГК) о признании недействительными Приказа от 16.10.2009 № 81 о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Геодезия плюс» (ООО «Геодезия плюс») лицензии на осуществление геодезической деятельности и выданной на основании этого Приказа лицензии № СИГ-01063.
Как следует из материалов дела, Сибирское УГК в соответствии пунктом 5.4 Положения о территориальных органах Федерального агентства геодезии и картографии, утвержденного Приказом Роскартографии от 13.05.2005 года № 84-пр осуществляет лицензирование геодезической деятельности на территории Красноярского края, Республики Тыва, Республики Хакасия.
В феврале 2010 года Управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Сибирском федеральном округе была проведена проверка исполнения Сибирским УГК федерального законодательства, в ходе которой было установлено, что руководителем этого Управления 16.10.2009 издан Приказ № 81 о предоставлении ООО «Геодезия плюс» лицензии на осуществление геодезической деятельности. На основании данного Приказа выдана лицензия на осуществление геодезической деятельности № СИГ-01063.
По мнению Прокурора, указанный Приказ является незаконным, поскольку у лицензирующего органа не имелось правовых оснований для принятия решения о выдаче ООО «Геодезия плюс» разрешения на осуществление геодезической деятельности.
Представленные данным юридическим лицом документы на получение лицензии на осуществление геодезической деятельности, не отвечали лицензионным условиям осуществления этой деятельности.
Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения Прокурора в Арбитражный суд Красноярского края с указанным выше заявлением.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее - суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
В соответствии со статьей 35 данного Закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Федеральный закон № 128-ФЗ) лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальном предпринимателю.
В соответствии с пунктами 42 и 43 части 1 статьи 17 Федерального закона № 128-ФЗ лицензированию подлежат геодезическая и картографическая деятельность.
В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 128-ФЗ, для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление, к которому прилагаются: копии учредительных документов (с представлением в оригинале в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) – для юридического лица; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии; копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.
Порядок лицензирования в этой области правоотношений регулируются «Положением о лицензировании геодезической деятельности», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2006 года № 705.
Согласно пункту 4 данного Положения лицензионными условиями осуществления геодезической деятельности являются:
а) наличие в штате юридического лица – соискателя лицензии (лицензиата) работников, имеющих высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по специальности «геодезия» и стаж работы в области осуществления лицензируемой деятельности не менее 3 лет;
б) наличие у руководителя или заместителя руководителя юридического лица – соискателя лицензии (лицензиата) или руководителя структурного подразделения юридического лица, выполняющего работы, относящиеся к геодезической деятельности, высшего профессионального или среднего профессионального образования по специальности «геодезия» и стажа работы по специальности не менее 3 лет;
в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании геодезических приборов и оборудования, необходимых для проведения заявленных геодезических работ;
г) обеспечение лицензиатом контроля за соответствием качества выполняемых геодезических работ требованиям нормативно-технических документов в области геодезической деятельности.
В соответствии с пунктом 6 указанного Положения для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган следующие документы: а) заявление о предоставлении лицензии и документы (копии документов), предусмотренные пунктом 1 статьи 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»; б) копии документов, подтверждающих наличие у лиц, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 4 настоящего Положения, высшего профессионального или среднего профессионального образования по специальности «геодезия», а также копии или заверенные в установленном порядке выписки из документов, подтверждающие стаж работы этих лиц по соответствующей специальности; в) копии документов, свидетельствующих о наличии у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании геодезических приборов и оборудования, необходимых для проведения заявленных геодезических работ; г) копии документов, свидетельствующих об организации системы контроля за соответствием качества выполняемых геодезических работ требованиям нормативно-технических документов в области геодезической деятельности.
Из материалов дела следует, что в Сибирское УГК ООО «Геодезия плюс» представило список лиц, которые будут осуществлять геодезическую деятельность, состоящий из 3 человек: ФИО2, ФИО3, ФИО4
При этом, директор ООО «Геодезия плюс» ФИО2 закончил Свердловский Ордена Трудового Красного Знамени горный институт им. В.В.Вахрушева по специальности «маркшейдерское дело», начальник отдела геодезии ООО «Геодезия плюс» ФИО5 закончил Томский топографический техникум Главного Управления геодезии и картографии при СМ СССР по специальности «топография», работающий по совместительству в ООО «Геодезия плюс» ФИО4 (без указания должности, на которую был принят) закончил Государственный университет цветных металлов по специальности «инженер-маркшейдер».
Документы, подтверждающие наличие у данных лиц высшего профессионального или среднего профессионального образования по специальности «геодезия» и стажа работы по специальности не менее 3 лет арбитражному суду не представлены.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии у Сибирского УГК в рассматриваемом случае правовых оснований для принятия решения о предоставлении ООО «Геодезия плюс» лицензии на право осуществления геодезической деятельности. Следовательно, заявленное Прокурором требование подлежит удовлетворению, так как оспариваемые ненормативные правовые акты не соответствуют вышеприведенным нормам действующего законодательства и нарушают права Российской Федерации в сфере регулирования отношений, возникающих между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
Доводы, приведенные ответчиком и третьим лицом в обоснование возражений на заявленное требование рассмотрены и отклонены арбитражным судом по следующим основаниям.
Как было указано выше, в пункте 4 «Положения о лицензировании геодезической деятельности», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2006 года № 705 указаны необходимые условия для осуществления лицензионной деятельности в области геодезии. Так, обязательными условиями для осуществления лицензионной деятельности являются, в том числе: наличие в штате работников отвечающих требованиям, указанным в подпункте «а» пункта 4 Положения; наличие у руководителя соискателя лицензии соответствующего образования по специальности «геодезия». Отсутствие одного из этих условий является основанием для отказа в выдаче лицензии.
При этом, отсутствие соответствующего специального образования не может быть восполнено, либо компенсировано наличием опыта работы в области геодезической деятельности.
Кроме того, из Общероссийского классификатора специальностей по образованию ОК 009-2003 специальности «геодезия» и «горное дело» («маркшейдерское дело») являются разными специальностями, отличными по направлениям подготовки, а в «Положении о лицензировании геодезической деятельности», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2006 года № 705 указана только специальность «геодезия» и никаких иных.
То обстоятельство, что в процессе обучения по иным специальностям работники соискателя лицензии возможно и проходили курс обучения по геодезии и картографии на их квалификационный статус не влияет.
Следует также отметить, что сами понятия «геодезия», «маркшейдерское дело», «топография» не являются синонимами, геодезия как наука включает следующие основные общепринятые разделы:
высшая геодезия, являющаяся одним из основных направлений науки геодезии, изучает фигуру Земли, внешнее гравитационное поле, точное определение координат точек земной поверхности в единой системе, а также теорию ошибок, систематизируя и классифицируя их, чтобы в дальнейшем ввести верные поправки на результат;
инженерная геодезия – разрабатывает методику геодезических измерений для изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации инженерных сооружений, выверки конструкций, наблюдений за деформациями сооружений;
маркшейдерское дело (от нем. Markscheider) – горная инженерия, пространственно-геометрические измерения в недрах земли и на соответствующих участках ее поверхности с последующим изображением на планах, картах и разрезах при горных и геолого-разведочных работах. Маркшейдер – это специалист, осуществляющий планирование и контроль всех этапов строительства подземных сооружений и разработки горных выработок (наземных – карьеры и подземных – шахты и штольни), организацию работ и корректировку процесса в соответствии с планом сдачи объекта;
топография (от греч. topos - место и греч. grapho - пишу) – научная дисциплина, изучающая методы изображения географических и геометрических элементов местности на основе съемочных работ (наземных, с воздуха или из космоса) и создания на их основе топографических карт.
В Стандарте отрасли «Виды и процессы геодезической и картографическо1 производственной деятельности. Термины и определения» ОСТ 68-14-99 также различаются понятия «геодезические работы» – категория полевых и камеральных работ, основным назначением которых является сбор данных для определения фигуры, размеров, гравитационного поля Земли, координат точек земной поверхности и их изменений во времени, «топографические работы» – категория полевых и камеральных работ, основным назначением которых является топографическая съемка с целью получения оригиналов топографических карт и планов.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Признать недействительными Приказ руководителя Сибирского межрегионального управления геодезии и картографии от 16.10.2009 № 81 о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Геодезия плюс» лицензии на осуществление геодезической деятельности и выданную на его основании лицензию № СИГ-01063, проверенных на соответствие Федеральному закону от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положению о лицензировании геодезической деятельности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2006 года № 705.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья А.Ф. Гурский