ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-2846/11 от 29.04.2011 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  10 мая 2011 года

Дело № А33-2846/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 29 апреля 2011 года

В полном объеме решение изготовлено 10 мая 2011 года

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «ТЕРРА» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Федеральной службе по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе

об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 02.11.2010 № 19-10-087/пн по делу № 19-10-181/ан,

при участии в  судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 на основании доверенности от 08.02.2011,

от ответчика: ФИО2 на основании доверенности от 11.01.2011 № 11 ,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Драчевой Е.Я.,

установил:

открытое акционерное общество «ТЕРРА» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края  с заявлением к Федеральной службе по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе  об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 02.11.2010 № 19-10-087/пн по делу № 19-10-181/ан.

Заявление принято к производству суда. Определением от 04.03.2011 возбуждено производство по делу.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Открытое акционерное общество «ТЕРРА» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.

Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе проведена проверка соблюдения обществом установленного порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

В результате анализа информации, представленной уполномоченными организациями по раскрытию информации на рынке ценных бумаг, административным органом установлено, что открытое акционерное общество «ТЕРРА» не выполнило требование об опубликовании информационного сообщения в ленте новостей о размещении на странице в сети Интернет текста списка аффилированных лиц, составленного по состоянию на последнюю дату второго квартала 2010 года.

Предписанием об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 26.08.2010 № 19-10-ВГ-07/3284 открытому акционерному обществу «ТЕРРА» предписано в срок не позднее 30 дней с даты получения предписания опубликовать в ленте новостей сообщение о размещении на странице в сети Интернет текста списка аффилированных лиц, составленного по состоянию на последнюю дату второго квартала 2010 года; представить в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе отчет о выполнении предписания.

Указанное предписание получено открытым акционерным обществом «ТЕРРА» 31.08.2010, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении от 26.08.2010 № 83396.

Согласно акту от 04.10.2010 о невыполнении предписания Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе в срок, установленный в предписании от 26.08.2010 № 19-10-ВГ-07/3284, сообщение о размещении на странице в сети Интернет текста списка аффилированных лиц, составленного по состоянию на последнюю дату второго квартала 2010 года, открытым акционерным обществом «ТЕРРА» в ленте новостей не опубликовано; отчет о выполнении предписания в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе не представлен.

Указанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении № 19-10-169/пр-ап от 22.10.2010 по признакам правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением от 02.11.2010 № 19-10-087/пн о назначении административного наказания по делу № 19-10-181/ап открытое акционерное общество «ТЕРРА» привлечено к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.

Несогласие заявителя с вынесенным постановлением явилось поводом его обращения в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

По части 1 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя либо по месту нахождения административного органа, которым принято оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности.

Согласно части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Частями 1 и 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

В соответствии с частью 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 № 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Постановлением о назначении административного наказания от 02.11.2010 № 19-10-087/пн по делу № 19-10-181/ан  открытое акционерное общество «ТЕРРА» привлечено к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.

Общество  заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока в связи с несвоевременным получением вышеуказанного постановления.

Как следует из материалов дела, оспариваемое постановление вместе с постановлением судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства получено заявителем 01.03.2011.

Рассмотрев ходатайство о восстановлении пропущенного срока, принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд определил удовлетворить заявленное ходатайство; восстановить пропущенный срок на оспаривание постановления о назначении административного наказания от 02.11.2010 № 19-10-087/пн по делу № 19-10-181/ан.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 207-211).

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно части 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых настоящим Кодексом отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 317, определено, что Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).

Согласно пункту 4 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы по финансовым рынкам, утвержденным приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 22.06.2006 № 06-69/пз-н, Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе является территориальным органом Федеральной службы по финансовым рынкам, обеспечивающим на соответствующих территориях выполнение возложенных на Федеральную службу по финансовым рынкам функций по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, а также по защите прав акционеров и инвесторов.

Пунктом 1.1 Положения о Региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 12.10.2010 № 10-47/пз, определено, что Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе является территориальным органом Федеральной службы по финансовым рынкам, действующим на территории Республики Тыва, Республики Хакасия, Красноярского края.

Согласно перечню должностных лиц территориальных органов Федеральной службы по финансовым рынкам, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденному Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 12.11.2004 № 04-936/пз-н, составлять протоколы об административных правонарушениях уполномочены, в том числе начальники отделов территориальных органов Федеральной службы по финансовым рынкам, их заместители.

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении № 19-10-169/пр-ап от 22.10.2010 составлен начальником информационного - аналитического отдела Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе ФИО3

Частью 1 статьи 23.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе частью 9 статьи 19.5 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 2.1.4 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по финансовым рынкам и пунктом 2.1.4 Положения о Региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе рассматривает дела об административных правонарушениях, отнесенных в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к компетенции Федеральной службы по финансовым рынкам, а также применяет меры ответственности, установленные законодательством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 23.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, его заместители;

2) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, их заместители.

Постановление от 02.11.2010 № 19-10-087/пн о назначении административного наказания по делу № 19-10-181/ан вынесено руководителем Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе ФИО4

При указанных обстоятельствах, арбитражный суд пришел к выводу о том, что протокол об административном правонарушении № 19-10-169/пр-ап от 22.10.2010 составлен и оспариваемое постановление вынесено компетентными должностными лицами административного органа в рамках предоставленных им полномочий.

Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Объективной стороной указанного правонарушения является невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.

Согласно части 1 статьи 64, статьям 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании доказательств – полученных в предусмотренном Кодексом и другими федеральными законами порядке сведений о фактах, соответствующих установленным критериям относимости и допустимости.

В соответствии со статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Статьей 29.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, в соответствии с которым при рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности; устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела; разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности; рассматриваются заявленные отводы и ходатайства. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу.

Из материалов дела следует, что постановление о назначении административного наказания от 02.11.2010 № 19-10-087/пн по делу № 19-10-181/ан вынесено в отсутствие открытого акционерного общества «ТЕРРА».

Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Как следует из разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.

Обязанность по контролю за надлежащим получением корреспонденции юридическим лицом на административный орган законодателем не возложена. В подтверждение получения корреспонденции юридическим лицом достаточно направить корреспонденцию на юридический адрес общества, о получении направленной корреспонденции свидетельствует уведомление о вручении.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 05.09.2008 и статье 3 устава открытого акционерного общества «ТЕРРА», утвержденного решением акционера № 7 от 14.12.2004, местонахождением общества является <...>.

Согласно определению о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, вызове лиц, участвующих в производстве по делу от 25.10.2010 рассмотрение дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении общества, назначено на 02.11.2010 в 11 час. 30 мин. по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 98, 3 этаж, каб. 1.

Указанное определение направлено административным органом заявителю письмом от 25.10.2010 № 19-10-ВГ-04/4151 по вышеуказанному адресу и согласно почтовому уведомлению от 26.10.2010 № 13125 получено 01.11.2010 ФИО5

Согласно штемпелю почтового отделения связи на почтовом уведомлении от 26.10.2010 № 13125 заказное письмо, которым в адрес заявителя направлено письмо от 25.10.2010 № 19-10-ВГ-04/4151, в 17 почтовое отделение поступило 03.11.2010.

Вместе с тем дело об административном правонарушении в отношении заявителя административным органом рассмотрено 02.11.2010.

Таким образом, на дату рассмотрения дела об административном правонарушении (02.11.2010) информация об извещении законного представителя заявителя о времени и месте рассмотрения дела у административного органа отсутствовала.

Красноярским почтамтом на основании определения суда об истребовании доказательств от 05.04.2011 представлены суду письменные пояснения от 22.04.2011 № 26.05.2.1-31/34, а также вторичное извещение от 01.11.2010 № 660017 14 13125 3 по форме 22, из которых следует, что указанное заказное письмо, адресованное открытому акционерному обществу «ТЕРРА», направленное по адресу: <...>, вручено 01.11.2010 ФИО5, не имеющей доверенность на получение почтовой корреспонденции от открытого акционерного общества «ТЕРРА».

Таким образом, письмо от 25.10.2010 № 19-10-ВГ-04/4151 вручено лицу, не имеющему доверенность на получение корреспонденции от имени общества.

Ссылка административного органа на наличие распечатки, полученной с официального сайта Почты России в сети «Интернет» (www.russianpost.ru), при фактическом отсутствии указанной распечатки в материалах дела, не свидетельствует о надлежащем извещении законного представителя заявителя о времени и месте рассмотрения дела.

Доказательства, подтверждающие извещение открытого акционерного общества «ТЕРРА» о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении иным способом в материалах дела отсутствуют, о наличие указанных доказательств лицами, участвующими в деле, не заявлено.

Таким образом, у административного органа на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении открытого акционерного общества «ТЕРРА» по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствовала информация о том, осведомлено ли общество о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, имеется ли у него возможность воспользоваться соответствующими правами, предоставленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изложенное свидетельствует о нарушении административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности.

Допущенное процессуальное нарушение является существенным, возможность его устранения в ходе рассмотрения настоящего заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности отсутствует.

При указанных обстоятельствах постановление Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе от 02.11.2010 № 19-10-087/пн о назначении административного наказания по делу № 19-10-181/ан подлежит признанию незаконным.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Руководствуясь статьями 167, 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

Р Е Ш И Л:

Заявление открытого акционерного общества «ТЕРРА» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе от 02.11.2010 № 19-10-087/пн о назначении административного наказания по делу № 19-10-181/ан в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Чурилина Е.М.