ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-28600/16 от 30.03.2017 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

апреля 2017 года

Дело № А33-28600/2016

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена  30 марта 2017 года.

В полном объеме решение изготовлено 03 апреля 2017 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Федориной О.Г. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Жилищный фонд" (ИНН 2461201672, ОГРН 1072468020877, г. Красноярск)

к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края  (ИНН  <***>, ОГРН  <***>, г. Красноярск)

о признании недействительным и отмене предписания от 24.10.2016,

в судебном заседании присутствует:

от ответчика: ФИО1 на основании доверенности от  24.03.2017 № 43;

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО2, с использованием системы аудиозаписи,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Жилищный фонд" (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее – ответчик, административный орган) о признании недействительным и отмене предписания от 24.10.2016.

Заявление принято к производству суда. Определением от 20.12.2016 возбуждено производство по делу.

Лица, участвующие в деле,извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем направления копии определения от 20.12.2016  иразмещения текста определения в сети Интернет на портале: http://kad.arbitr.ru. В судебное заседание явился представитель ответчика. Заявитель - общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Жилищный фонд" не обеспечило явку своего представителя.

Представитель службы возражал против удовлетворения заявленных требований согласно отзыву.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Жилищный фонд" (далее – ООО ГУК "Жилищный фонд", управляющая организация) зарегистрировано в Едином Государственном реестре юридических лиц за основным номером <***>, осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 18.01.2016 № 024-000372.

Согласно договору от 29.03.2016 № 86-л осуществляет управление многоквартирным жилым домом № 8 по пер. Сибирский в г. Красноярске.

Службой  строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края  на основании приказа от 10.10.2016 № 5568-ж в отношении ООО ГУК "Жилищный фонд" проведена внеплановая документарная проверка с целью осуществления государственного лицензионного контроля в связи с поступившим обращением гражданина.

По результатам проведенной проверки составлен акт от 24.10.2016 № 5568-ж, согласно которому выявлено следующее нарушение:

- в нарушении  абз. 1, 2 пп. «ж» п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (далее Правила № 416) общество не исполняет обязанности, предусмотренные  частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), а именно ООО ГУК "Жилищный фонд" производило в период с 28.04.2016 по 31.08.2016 начисление платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению нанимателю жилого помещения № 46 с нарушением требований ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила № 354), применив в расчетах нормативы потребления коммунальных услуг с учетом повышающих коэффициентов.

Службой выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 24.10.2016                   № 5568-ж, согласно которому административным органом указано на факт выявления нарушения, в связи с чем ООО ГУК "Жилищный фонд" предписано в срок до 11.01.2017:

- устранить нарушение. Произвести расчет платы за коммунальные услуги по холодному и горячему  водоснабжению в период  с 28.04.2016 по 31.08.2016 нанимателю жилого помещения № 46 в многоквартирном жилом доме № 8 по пер. Сибирский г. Красноярск, определенный как разница между размерами платы  определенными  по «базовым» нормативам  потребления и нормативами потребления с учетом  повышающих коэффициентов, установленных Постановлением Правительства Красноярского края от 30.07.2013 N 370-п. Предоставить в Службу платежные документы, подтверждающие исполнение предписания.

Заявитель, полагая, что указанным предписанием нарушены его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта. В обоснование заявления указал следующее:

- за период с 01.07.2016 по 31.08.2016 общество произвело перерасчёт нанимателю жилого помещения № 46 за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжениюс учетом повышающих коэффициентов в сентябре 2016 года;

- у ООО ГУК "Жилищный фонд"  в период с 28.04.2016 по 30.06.2016 отсутствовали правовые основания не применять в расчетах с нанимателями жилых помещений повышающих коэффициентов.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что  для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями   65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания   факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В соответствии с частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" изменено содержание части 7 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая в редакции, действующей с 01.05.2015, устанавливает, что государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление. С указанного момента в отношении лицензиатов и соискателей лицензии органами государственного жилищного надзора реализуется лицензионный контроль.

Согласно статьей 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные частью 5 статьи 20 настоящего Кодекса. При этом в случае выявления нарушений лицензионных требований должностные лица органа государственного жилищного надзора должны установить, что указанные нарушения допущены в результате виновных действий (бездействия) должностных лиц и (или) работников лицензиата.

Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края является органом, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, а также лицензионный контроль за деятельностью управляющих компаний согласно Положению о службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края», утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 № 143-п.  

Оспариваемое предписание вынесено должностным лицом административного органа в пределах предоставленных полномочий.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности» к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 настоящей статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Перечень оснований проведения внеплановой проверки установлен частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Согласно положению указанной статьи одним из оснований проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушение прав потребителей.

Согласно статье 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В силу статьи 14 данного закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Приказом службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 05.08.2016 № 4201-ж назначена внеплановая документарная проверка в отношении ООО ГУК "Жилищный фонд" на объекте жилищного фонда: многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...> с целью осуществления государственного лицензионного контроля в связи с поступившим обращением гражданина.

Предметом проверки является: проверка соблюдения требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» утверждена типовая форму акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Из материалов дела следует, что по результатам проведенной проверки Службой составлен акт от 24.10.2016 № 5568-ж.

Статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ  предусмотрены меры, принимаемые должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки, к числу которых относится выдача предписания юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Предписание об устранении нарушений представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение регионального государственного жилищного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных юридических лиц (организаций).

Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения юридических лиц к административной ответственности.

В связи с тем, что при проведении проверки Службой выявлено нарушение жилищного законодательства, ООО ГУК "Жилищный фонд" выдано предписание от 24.10.2016 № 5568-ж об устранении выявленных нарушений срок до 11.01.2017.  

Нарушений требований, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294 – ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», судом не установлено.

Суд полагает, что оспариваемое предписание от 27.04.2016 № 2044-ж соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.

Положения части 1 и 2 статьи 153 ЖК РФ обязывают своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги организаций и граждан, являющихся собственниками помещений, а также нанимателями жилых помещений по договору социального найма, нанимателями жилых помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, нанимателями жилых помещений по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, членами жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, собственниками помещений.

Согласно положениям статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги как для собственников, так и для нанимателя жилого помещения включает в себя плату за коммунальные услуги.

Постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354).

Так, в силу пункта 59 Правил № 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:

а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;

б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд;

в) в случае, указанном в подпункте "д" пункта 85 настоящих Правил - начиная с даты, когда исполнителем был составлен акт об отказе в допуске к прибору учета (распределителям) до даты проведения проверки в соответствии с подпунктом "е" пункта 85 настоящих Правил, но не более 3 расчетных периодов подряд.

В соответствии с пунктом 60 Правил по истечении указанного в подпункте «а»  пункта 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение, - в соответствии с пунктом 43 настоящих Правил исходя из расчетного объема коммунального ресурса.

По истечении указанного в подпункте "б" пункта 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение, - в соответствии с пунктом 43 настоящих Правил исходя из расчетного объема коммунального ресурса.

Согласно абзацу 1 пункта 42 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.

Абзацем 2 пункта 42 Правил установлено, что при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.

При этом, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 № 344 были внесены изменения в указанное постановление и предусмотрен порядок расчета нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов, подлежащий применению при отсутствии приборов учета в условиях технической возможности их установки.

Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию, в том числе с применением повышающих коэффициентов определен Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила № 306)

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. № 603 внесены изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг, в том числе в Правила № 354, Правила № 306.

Данным постановлением из Правил № 306 исключены положения, касающиеся порядка расчета норматива платы с повышающим коэффициентом, а пункт 42 Правил № 354 дополнен абзацем 3, согласно которому при наличии технической возможности установки приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с учетом повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с учетом повышающего коэффициента. Изменения, внесенные постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 № 603, вступили в силу со дня его официального опубликования, то есть с 30.06.2016.

Таким образом, действующим в спорный период законодательством (с учетом изменения нормативно-правовой техники регулирования вопросов применения повышенных коэффициентов: до 29.06.2016 путем исчисления повышенного норматива потребления, а с 30.06.2016 – путем расчета повышенного размера платы) предусматривалось два варианта расчета платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета: по «базовому» нормативу в качестве общего порядка, и с применением повышающих коэффициентов в прямо предусмотренных действующим законодательством случаях (в том числе по истечении льготного периода при наличии технической возможности установки приборов учета).

При этом в пункте 2 Правил № 354 к категории «потребитель» отнесены лица, пользующиеся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Таким образом, данный нормативный акт не разграничивает потребителей на собственников жилых помещений, в которые поставляется коммунальная услуга, и потребителей, использующих такие жилые помещения на ином законном праве.

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

При этом статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергоснабжении) предусматривает, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов и именно на собственников помещений в многоквартирных домах, возлагается обязанность обеспечить оснащение таких домов как общедомовыми, так и индивидуальными приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Положения пункта 31 Правил № 354  в числе обязанностей исполнителя (то есть лица, предоставляющего потребителю коммунальные услуги) указывают на наличие обязанности осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета (подпункты с), у)). Положения подпункта и) пункта 33 Правил № 354 оговаривают право потребителя требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета. При этом указанные пункты не конкретизируют о какой именно категории потребителей идет речь (собственниках или иных пользователей).

Вместе с тем, пункт 81 Правил № 354, регулирующий порядок ввода приборов учета в эксплуатацию, предусматривает, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Таким образом, именно собственники обязаны обеспечить оснащение принадлежащих им жилых помещений индивидуальными приборами учета, и  только они наделены правомочиями требовать от исполнителя коммунальных услуг ввода приборов учета в эксплуатацию и принятия их к последующему расчету. Наниматели помещений такими полномочиями не наделены, обязанности по установке приборов учета также на них не возложены.

Возлагая на собственников помещений в многоквартирном доме обязанность по оснащению соответствующим прибором учета используемых энергоресурсов, законодатель одновременно предусмотрел введение неблагоприятных имущественных последствий при неисполнении таких обязанностей. Так, частью 2 статья 13 Закона об энергоснабжении предусмотрено, что до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Как уже указывалось, повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг были введены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 г. № 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» в целях применения при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений, не исполнивших обязанность по оснащению принадлежавших им помещений приборами учета коммунальных ресурсов.

В письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.11.2016 № 38026-ОД/04 обращено внимание хозяйствующих субъектов, что данные меры направлены на стимулирование граждан по установке приборов учета коммунальных ресурсов.

Таким образом, исходя из буквального толкования положений статьи 157 ЖК РФ, статьи 13 Закона об энергосбережении, системного толкования положений Правил № 309, Правил № 354 в соотношении с вышеприведенными нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона об энергосбережении следует, что начисление платы за коммунальные услуги с применением повышенного норматива возможно только в отношении собственников жилых помещений и не может быть осуществлена в отношении нанимателей, не наделенных полномочиями по самостоятельному решению вопроса об оснащении помещений приборами учета потребляемых энергоресурсов и не несущих соответствующих обязанностей.

Аналогичная правовая позиции нашла отражение в судебной практике по иным делам со схожими обстоятельствами (А33-26500/2016).

Частью 4 статьи 155 ЖК РФ на нанимателей в многоквартирном жилом доме также как и на собственников возлагается обязанность внесения платы, в том числе за коммунальные услуги в адрес управляющей организации. Вместе с тем, оговорено, что если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

Таким образом, действующее жилищное законодательство содержит правовой механизм начисления управляющей организацией платы за коммунальные услуги в отношении одного и того же жилого помещения с предъявлением к оплате частично нанимателю и частично собственнику жилого помещения в многоквартирном жилом доме.

Арбитражный суд принимает во внимание, что согласно подпункта у(1)) пункта 31  Правил № 354 исполнитель обязан направлять средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Учитывая специальное назначение средств, полученных от применения повышающих коэффициентов, управляющей организацией в любом случае необходимо раздельно учитывать сумму платы, полученную в пределах «базового» норматива, и сумму платы, полученную в качестве разницы при расчете платы с применением повышающего коэффициента. При этом сумма, полученная от применения коэффициента при расчете размере платы, направляется на реализацию мероприятий по энергосбережению, то есть на улучшение состояния общедомового имущества многоквартирного жилого дома,  что также свидетельствует о возможности ее взыскания только с собственников помещений, имеющих в силу закона долю в праве на такое общее имущество многоквартирного дома.

Вместе с тем, в период с 28.04.2016 по 31.08.2016 ООО «ГУК «Жилфонд»  производило начисление платы за коммунальные услуги нанимателю жилых помещений в многоквартирном доме, не оснащенных индивидуальными приборами учета, с применением повышающего коэффициента. Данный факт заявителем не оспаривается, что прямо следует из содержания рассматриваемого заявления.

На основании изложенного суд признает правомерным довод административного органа о наличии нарушений норм действующего законодательства в деятельности заявителя.

С учетом установленных судом обстоятельств, оспариваемое предписание Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 24.10.2016 № 5568-ж в части отражения выявленных нарушений, а также обязания устранить нарушение и произвести расчет платы за коммунальные услуги по голодному и горячему водоснабжению с 28.04.2016 по 30.06.2016 соответствует действующему законодательству.

Вместе с тем, как следует из материалов дела при выставлении к оплате квитанции за сентябрь 2016 г. ООО ГУК "Жилищный фонд" произвело перерасчёт нанимателю жилого помещения № 46 платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению за период 01.07.2016 по 31.08.2016 путем уменьшении ранее начисленных за указанный период сумм на сумму исчисленного повышающего коэффициента. В рамках проведения лицензионного контроля квитанция начисления платы за сентябрь 2016 г. с отражением выполненного перерасчета была представлена обществом проверяющему должностному лицу. Таким образом, к моменту вынесения оспариваемого предписания, доказательства устранения нарушений в части периода были представлены обществом в Службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края.

Таким образом, суд признает правомерным довод заявителя о необоснованном требовании административного органа произвести перерасчет платы за коммунальные услуги по холодному и горячему  водоснабжению за период  с 01.07.2016 по 31.08.2016 определенный как разница между размерами платы  определенными по «базовым» нормативам потребления и нормативами потребления с учетом повышающих коэффициентов.

Поскольку за период с 01.07.2016 по 31.08.2016 ООО ГУК "Жилищный фонд" предписание фактически выполнено до его вынесения, то повторный пересчет за данный период не требуется. 

Вместе с тем, в указанной части оспариваемый ненормативный правовой акт не нарушает права и законные интересы заявителя, так как в предписании определенно указано в какой именно части необходимо произвести перерасчёт. При рассмотрении результатов выполнения предписания ООО ГУК "Жилищный фонд" не лишено возможности предоставления документов, свидетельствующих о его выполнении, в том числе за предшествующий период. Доказательств обратного, а также сохранения риска наступления неблагоприятных последствий для общества  за период с 01.07.2016 по 31.08.2016 ООО ГУК "Жилищный фонд" не представлено.

С учетом установленных судом обстоятельств, оспариваемое предписание Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 24.10.2016 № 5568-ж в части обязания ООО «ГУК «Жилфонд» произвести расчет платы за период с 01.07.2016 по 31.08.2016  не нарушает права и законные интересы заявителя.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, заявление общества с ограниченной ответственностью  «Городская управляющая компания «Жилфонд» о признании недействительным и отмене предписания от 24.20.2016 № 5568-ж удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Следовательно, расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 174, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

О.Г. Федорина