ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-28817/18 от 06.02.2019 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

февраля 2019 года

Дело № А33-28817/2018

Красноярск

Резолютивная часть решения размещена на сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети «Интернет» 06 февраля 2019 года.

Мотивированное решение составлено 15 февраля 2019 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В. , рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению индивидуального предпринимателя Верещагиной Олеси Константиновны (ИНН 242801933606, ОГРН 311245030000041)

к Министерству сельского хозяйства и торговли Красноярского края (ИНН <***>; ОГРН <***>)

об оспаривании постановления № А-190-2018/дл о назначении административного наказания от 25.10.2018 и протокола № 2291801116/1001 об административном правонарушении от 08.08.2018,

без вызова лиц, участвующих в деле,

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Министерству сельского хозяйства и торговли Красноярского края об отмене постановления № А-190-2018/дл о назначении административного наказания от 25.10.2018 и протокола № 2291801116/1001 об административном правонарушении от 08.08.2018.

Определением от 23.10.2018  заявление оставлено судом без движения.

В арбитражный суд от заявителя поступили документы, устраняющие обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения.

Определением от 28.11.2018  заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.

05.02.2019 судом вынесена резолютивная часть решения по настоящему делу.

В соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение. Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 Кодекса, если иное не вытекает из особенностей, установленных главой 29 Кодекса. Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.

13.02.2019индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в суд с заявлением о составлении мотивированного решения.

При указанных обстоятельствах суд принимает решение по правилам главы 20 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела арбитражным судом установлены следующие обстоятельства и суд пришел к следующим выводам.

В 1 квартале 2018 года индивидуальный предприниматель ФИО1 осуществляла закупки пива, пивных напитков, что подтверждается информацией о поставке, представленной поставщиком ООО «Техноопт» (ИНН <***>) в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС), а именно:

от ООО «Техноопт» (ИНН <***>) согласно товарно-транспортным накладным:

1. Пиво светлое «Абаканское» 4,800%, 0,5000л., код АП:0031923000001237382 (производитель/импортер ИНН/КПП: АО «АЯН» 1901003094/190101001)

№ 1287/2 от 06.02.2018 в объёме 0,00400 (тыс. дал.) количество 80 шт.,

2. Пиво светлое «Абаканское» 4,800%, 0,5000л., код АПЮ031923000001237382 (производитель/импортер ИНН/КПП: АО «АЯН» 1901003094/190101001)

№ 2569/2 от 06.03.2018 в объёме 0,00200 (тыс. дал.) количество 40 шт.

от ООО «ФИО2 Дистрибьюшн (ИНН <***>) согласно товарно-транспортным накладным:

1. Пивной напиток «Жигулевское» пастеризованный ПЭТФ 1,35л. 4,100%, 1,3500л., код АП:0035543000002126290 (производитель/импортер ИНН/КПП: АО «Сан Инбеев» 5020037784/550702001)

КАН00001499от 21.02.2018г. в объёме 0,00081 (тыс. дал.) количество 6 шт.

Следовательно, индивидуальный предприниматель ФИО1 обязана была представить в установленном порядке в срок не позднее 20.04.2018 декларацию об объеме розничной продажи пива и пивных напитков по форме приложения № 12 к Правилам за 1 квартал 2018 года.

Согласно сведениям, размещенным на интернет-портале Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (www.fsrar.ru, сервис «Личный кабинет субъекта РФ», раздел «Декларации»), на момент вынесения настоящего постановления ИП ФИО1 декларацию об объеме розничной продажи пива и пивных напитков по форме приложения № 12 к Правилам за 1 квартал 2018 года не представила.

Нарушение порядка и сроков представления деклараций об объеме розничной продажи алкогольной продукции (в т.ч. пива и пивных напитков), установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании сведений, предоставленных министерством сельского хозяйства и торговли Красноярского края в отдел МВД России по Нижнеингашскому району письмом от 06.07.2018 № 28-27/2448, уполномоченным должностным лицом отдела МВД России по Нижнеингашскому району в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 по факту не предоставления декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков за 1 квартал 2018 года был составлен протокол об административном правонарушении от 08.08.2018 № 2291801116/1001 и в соответствии со ст. 23.50 КоАП РФ направлен с материалами дела для рассмотрения в министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края. Определением от 08.08.2018 протокол и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении ИП ФИО1 переданы на рассмотрение по подведомственности в министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края.

Таким образом, материалами дела установлено, что индивидуальным предпринимателем ФИО1 совершено административное правонарушение, выразившееся в нарушении порядка и сроков при декларировании розничной продажи алкогольной продукции (пиво, пивные напитки) за 1 квартал 2018 года, административная ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 не представила в материалы административного дела № А-190-2018/дл надлежащих доказательств, подтверждающих принятие индивидуальным предпринимателем всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, как и доказательств отсутствия у индивидуального предпринимателя возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному соблюдению требований законодательства по представлению деклараций за 1 квартал 2018 года.

Факты правонарушения подтверждаются:

- выпиской из отчета «Об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 01.01.2018 по 31.03.2018», сформированного на интернет-портале Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка: www.fsrar.ru, раздел «Электронные услуги», «Личный кабинет субъекта РФ», сервис «Отчеты» (https:// service.fsrar.ru/cabinet/home);

- сведения из Информационной системы субъекта РФ по приему розничных деклараций, размещенными на интернет-портале Федеральной службы по регулированию алкогольного  рынка (www.fsrar.ru,  раздел  «Электронные услуги»,  Личный  кабинет субъекта РФ», сервис «Декларации»), в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1;

Постановлением о назначении административного от 25.09.2018 № А-190-2018/дл, вынесенным заместителем министра промышленности, энергетики и торговли Красноярского края ФИО3, индивидуальный  предприниматель ФИО1 привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 7 000 рублей.

Заявитель, не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении от 25.09.2018 № А-190-2018/дл, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (пункт 2); об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (пункт 3); а также другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (пункт 5).

Как усматривается из заявления, предприниматель оспаривает:

протокол № 2291801116/1001 об административном правонарушении от 08.08.2018;

постановление № А-190-2018/дл о назначении административного наказания от 25.10.2018.

Согласно части 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, который является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях (статья 26.2 КоАП РФ).

Оспариваемый предпринимателем протокол № 2291801116/1001 об административном правонарушении от 08.08.2018 не влечет сам по себе каких-либо материально-правовых и негативных последствий, затрагивающих права и интересы заявителя, так как наличие либо отсутствие нарушения законодательства (состава административного правонарушения) устанавливается непосредственно в ходе рассмотрения дела, по итогам которого административным органом принимается соответствующее решение (постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении).

Протокол об административном правонарушении не возлагает на предпринимателя обязанности, создающие препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, по смыслу части 1 статьи 198 АПК РФ к таким препятствиям не могут быть отнесены те или иные обязанности в рамках установленной Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации процедуры привлечения к административной ответственности, одинаковой для всех субъектов административных правонарушений - физических и юридических лиц, вне зависимости от их участия в экономической деятельности.

Таким образом, протокол об административном правонарушении не подлежит обжалованию в арбитражном суде в качестве самостоятельного предмета требований в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.

Исходя из положений статьи 30.1 КоАП РФ, обжалованию по делу об административном правонарушении подлежат постановление по делу об административном правонарушении либо определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена возможность самостоятельного обжалования в суде как протокола об административном правонарушении, так и постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 28.8 КоАП РФ протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении уполномоченным органом выносится постановление о привлечении лица к административной ответственности, которое и подлежит обжалованию в судебном порядке, как акт административного органа, затрагивающий права и законные интересы привлекаемого к административной ответственности лица.

Порядок рассмотрения в арбитражном суде дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности определен параграфом 2 главы 25 АПК РФ, положения которого также не предусматривают обжалование протоколов по делу об административном правонарушении либо постановлений прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении.

При этом в силу положений части 6 статьи 205 АПК РФ и статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления в полном объеме, в том числе проверяется правомерность проведения проверки и возбуждения дела об административном правонарушении, правильность оформления процессуальных документов, наличие оснований для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, а также производится оценка доказательств собранных в процессе производства по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый предпринимателем протокол № 2291801116/1001 об административном правонарушении от 08.08.2018, не может быть предметом самостоятельного рассмотрения в арбитражном суде, в связи с чем производство по делу в части требования об отмене протокола № 2291801116/1001 об административном правонарушении от 08.08.2018 подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся:

- прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществление государственного контроля за их представлением;

- осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 23 Федерального закона № 171-ФЗ должностные лица органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований, и принимать меры по предотвращению нарушения обязательных требований.

На территории Красноярского края лицензирующим органом в сфере розничной продажи алкогольной продукции на основании постановления Правительства Красноярского края от 18.05.2010 № 270-п «Об утверждении положения о министерстве промышленности, энергетики и торговли Красноярского края» является Министерство промышленности, энергетики и торговли Красноярского края.

В соответствии с пунктами 3.33, 3.42 Положения о министерстве промышленности, энергетики и торговли Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 18.05.2010 № 270-п, к компетенции Министерства относится осуществление в установленном порядке лицензирования, включая контроль за соблюдением организациями лицензионных требований и условий розничной продажи алкогольной продукции, а также рассмотрение дел об административных правонарушениях в случаях, установленных действующим законодательством.

Федеральным законом от 21.12.2013 № 365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с усилением уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Федеральный закон № 365-ФЗ) на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части розничной продажи алкогольной продукции, возложены полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.6 (в части регулирования цен на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию), частями 2.1 и 3 статьи 14.16, статьями 14.19, 15.13, частью 6 статьи 19.4, частью 22 статьи 19.5 настоящего Кодекса, и по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.6, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьями 14.17, 14.18, частями 3 и 4 статьи 15.12, статьей 15.13, частью 1 статьи 19.4, частями 1 и 15 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 Кодекса.

Согласно частям 4, 5 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, указанных в статье 28.3 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1, 2 статьи 23.50 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.13 КоАП РФ, рассматривать дела от имени указанных органов, вправе:

3) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части розничной продажи алкогольной продукции, их заместители.

В соответствии с пунктом 64 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.13 КоАП РФ вправе должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Приказом Министерства от 08.04.2015 № 09-15н «Об утверждении перечня должностных лиц министерства промышленности, энергетики и торговли Красноярского края, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» установлен перечень должностных лиц уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Таким образом, полномочия по государственному контролю за предоставлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляются Министерством надлежащим образом в соответствии нормами статьи 6, 23 Федерального закона № 171-ФЗ, протокол № 2291801116/1001 об административном правонарушении от 08.08.2018 и оспариваемое постановление № А-190-2018/дл о назначении административного наказания от 25.10.2018 вынесено уполномоченными должностными лицами.

В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол (постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении) (пункт 1).

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (пункт 2).

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (пункт 3).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (пункт 4).

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (пункт 4.1).

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (пункт 5).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (пункт 6).

Заявитель надлежащим образом извещался о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о назначении административного наказания, факт надлежащего уведомления заявителем не оспаривается. Протокол об административном правонарушении составлен при участии предпринимателя.

Установленный КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановлений о привлечении к административной ответственности не истек.

Довод заявителя об истечении 2-х месячного срока давности привлечения к административной ответственности судом отклоняется, поскольку в силу статьи 4.5 КоАП РФ за совершение правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции давность привлечения к административной ответственности составляет 1 год.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 15.13 КоАП РФ искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.

Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей устанавливают форму и порядок представления деклараций.

Пунктами 2 и 12 Правил от 09.08.2012 № 815 предусмотрено, что декларации, указанные в пункте 1 настоящих Правил, представляют организации, осуществляющие производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.

Организации, осуществляющие оборот алкогольной продукции, представляют декларации по формам приложений №№ 5, 6, 7.

Согласно пунктам 15, 16 Правил от 09.08.2012 № 815 декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом в электронной форме или на бумажных носителях.

Пунктами 17 и 18 Правил от 09.08.2012 № 815 установлено, что декларации на бумажных носителях по формам, предусмотренным приложениями № 1 - 10 к настоящим Правилам, представляются в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по месту нахождения организации. Декларации представляются в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме.

Порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утвержден приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного, рынка от 23.08.2012 № 231 (далее - Порядок заполнения деклараций).

Как следует из материалов дела, в 1 квартале 2018 года индивидуальный предприниматель ФИО1 осуществляла закупки пива, пивных напитков, что подтверждается информацией о поставке, представленной поставщиком ООО «Техноопт» (ИНН <***>) в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС), а именно:

от ООО «Техноопт» (ИНН <***>) согласно товарно-транспортным накладным:

1. Пиво светлое «Абаканское» 4,800%, 0,5000л., код АП:0031923000001237382 (производитель/импортер ИНН/КПП: АО «АЯН» 1901003094/190101001)

№ 1287/2 от 06.02.2018 в объёме 0,00400 (тыс. дал.) количество 80 шт.,

2. Пиво светлое «Абаканское» 4,800%, 0,5000л., код АПЮ031923000001237382 (производитель/импортер ИНН/КПП: АО «АЯН» 1901003094/190101001)

№ 2569/2 от 06.03.2018 в объёме 0,00200 (тыс. дал.) количество 40 шт.

от ООО «ФИО2 Дистрибьюшн (ИНН <***>) согласно товарно-транспортным накладным:

1. Пивной напиток «Жигулевское» пастеризованный ПЭТФ 1,35л. 4,100%, 1,3500л., код АП:0035543000002126290 (производитель/импортер ИНН/КПП: АО «Сан Инбеев» 5020037784/550702001)

КАН00001499 от 21.02.2018г. в объёме 0,00081 (тыс. дал.) количество 6 шт.

Факт закупки алкогольной продукции подтверждается выпиской из отчета «Об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 01.01.2018 по 31.03.2018», сформированного на интернет-портале Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка: www.fsrar.ru, раздел «Электронные услуги», «Личный кабинет субъекта РФ», сервис «Отчеты» (https:// service.fsrar.ru/cabinet/home).

Довод заявителя об отсутствии у ответчика доказательств, подтверждающих деятельность индивидуального предпринимателя ФИО1 по розничной продаже пива и пивных напитков, судом отклоняется.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом №171-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона №171-ФЗ организации, осуществляющие оборот алкогольной продукции, обязаны осуществлять учет объема их оборота.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 № 380 утверждены Правила учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции (далее - Правила № 380).

Согласно абзацу 8 пункта 2 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ и пункту 5 Правил № 380, учет объема производства и оборота осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС).

В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 29.06.2015 № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, обязаны фиксировать и передавать в ЕГАИС информацию об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с абзацем 9 пункта 2 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ, постановлением Правительства от 29 декабря 2015 № 1459 «О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» утвержден Порядок функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Правила № 1459).

В пункте 21 Правил № 1459, установлено, что направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде. Достоверность информации, зафиксированной в системе ЕГАИС, удостоверяется усиленной квалифицированной электронной подписью.

Поставка алкогольной продукции в адрес ИП ФИО1 подтверждается информацией, отраженной в ЕГАИС («Отчет об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в период с 01.01.2018 по 31.03.2018»):

-организацией поставщиком ООО "Техноопт" (ИНН: <***>, КПП: 245032001) поставлена алкогольная продукция в адрес ИП ФИО1 (ИНН <***>) в объеме 0,00915 тысяч дал, в количестве 148 бутылок;

-организацией поставщиком ООО "ФИО2 дистрибьюшн" (ИНН: <***>, КПП: 245045001) поставлена алкогольная продукция в адрес ИП ФИО1 (ИНН <***>) в объеме 0,00246 тысяч дал, в количестве 18 бутылок;

-организацией поставщиком ООО "Мегаком" (ИНН: <***>, КПП: 245043001) поставлено алкогольной продукции в адрес ИП ФИО1 (ИНН <***>) в объеме 0,04099 тысяч дал, в количестве 318 бутылок.

Таким образом, факт осуществления оборота алкогольной продукции ИП ФИО1 в 1 квартале 2018 года подтверждается информацией, зафиксированной в ЕГАИС в соответствии с действующим законодательством организациями-поставщиками.

Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего дела ответчиком в материалы дела представлены счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, акт сверки, также подтверждающие наличие факта поставки алкогольной продукции предпринимателю.

Следовательно, индивидуальный предприниматель ФИО1 обязана была представить в установленном порядке в срок не позднее 20.04.2018 декларацию об объеме розничной продажи пива и пивных напитков по форме приложения № 12 к Правилам за 1 квартал 2018 года.

Согласно сведениям, размещенным на интернет-портале Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (www.fsrar.ru, сервис «Личный кабинет субъекта РФ», раздел «Декларации»), на момент вынесения настоящего постановления ИП ФИО1 декларацию об объеме розничной продажи пива и пивных напитков по форме приложения № 12 к Правилам за 1 квартал 2018 года не представила.

Нарушение порядка и сроков представления деклараций об объеме розничной продажи алкогольной продукции (в т.ч. пива и пивных напитков), установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

По смыслу  частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица (индивидуального предпринимателя), при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, по причинам, не зависящим от юридического лица (индивидуального предпринимателя).

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.

Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Суд полагает, что материалами дела не подтвержден факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений.

Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает доказанным наличие  в действиях индивидуального предпринимателя ФИО1 вины в совершении вменяемого административного правонарушения.

При рассмотрении настоящего дела судом не установлено наличие обстоятельств, смягчающих ответственность за совершенное административное правонарушение.

Административное наказание обоснованно назначено с учетом наличия отягчающего ответственность обстоятельства – повторность совершения правонарушения (постановления от 14.08.2017 № А-09-315-2017, от 31.05.2018 № А-46-2018 дл).

Проанализировав представленные документы, суд пришел к выводу о том, что постановление по делу об административном правонарушении от 25.09.2018 № А-190-2018/дл является законным и обоснованным.

В соответствии с пунктом 3 статьи 211 АПК РФ, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Настоящее  решение  выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Прекратить производство по делу в части требования о признании недействительным протокола об административном правонарушении от 08.08.2018 № 2291801116/1001.

В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края от 25.09.2018 № А-190-2018/дл о назначении административного наказания отказать.

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение пятнадцати дней после его принятия, а в случае составления мотивированного решения – в течение пятнадцати дней со дня изготовления решения в полном объеме, путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее  решение  выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии резолютивной части решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку. Лица, участвующие в деле, вправе в течение 5 дней со дня размещения резолютивной части решения на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети «Интернет» обратиться в суд с заявлением о составлении мотивированного решения.

Судья

Е.В. Болуж