ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-29151/16 от 20.03.2017 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  27 марта 2017 года

Дело № А33-29151/2016

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 20 марта 2017 года.

В полном объеме решение изготовлено 27 марта 2017 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Федориной О.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Краевого государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства" (ИНН 2466215220, ОГРН 1082468053040, г. Красноярск)

к Управлению Федерального казначейства Красноярского края (г. Красноярск)

о признании недействительным предписания от 04.10.2016 № 19-23-12/5421,

с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, Министерства финансов Красноярского края

при участии:

от заявителя: Ткачёва О.В. на основании доверенности от 09.01.2017 № 1; Скорынина Е.Ю. на основании доверенности от 20.02.2017 № 44;

от ответчика: Князюк Т.Г. на основании доверенности от 29.01.2017 № 19-19-21/1430; Русанов И.О. на основании доверенности от 12.01.2015 № 19-19-21/1493, служебного удостоверения;

от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края: Бабинцева Н.А. на основании доверенности от 24.01.2017 № 82-465/2

от Министерства финансов Красноярского края: Колесова Е.Ю. на основании доверенности от 09.01.2017 № 2;

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания А.В. Пилипенко

установил:

Краевое государственное казенное учреждение "Управление капитального строительства"  (далее – заявитель, Учреждение, КГКУ «УКС») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства Красноярского края (далее – ответчик, административный орган) о признании недействительным предписания от 04.10.2016 № 19-23-12/5421.

Заявление принято к производству суда. Определением от 29.12.2016 возбуждено производство по делу. Определением от 21.02.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, Министерство финансов Красноярского края

В судебном заседании представители заявителя поддержали требования, изложенные в заявлении, в полном объеме.

Представитель Управления Федерального казначейства Красноярского края возражал против удовлетворения заявления согласно отзыву.

Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края поддерживает позицию заявителя, пояснила, что соглашением предусмотрено, что при финансировании строительства объекта – Культурный центр в городе Шарыпово предусмотрено соотношение средств выделенных из федерального и краевого бюджетов объекта не должно превышать 50 процентов стоимости строительства объекта, считает, что в виду того, что объект находится в стадии строительства, в эксплуатацию не введен, вывод сделанный ответчиком о нарушении доли софинансирования преждевременен.

Представитель Министерства финансов Красноярского края поддержала доводы, изложенные в отзыве, указав, что, по мнению министерства, выданное Управлением Федерального казначейства Красноярского края предписание является необоснованным.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Министерством культуры Российской Федерации (далее - Минкультуры России) и Правительством Красноярского края в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» и федеральной адресной инвестиционной программой на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной Министерством экономического развития РФ 09.01.2014, заключено соглашение от 26.09.2014 № 4205-01-41/10-14 о предоставлении в 2014 году субсидии из федерального бюджета бюджету Красноярского края на софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности субъекта Российской Федерации (далее -Соглашение).

При заключении Соглашения в пункте 1.1 определили предмет, указав, что Минкультуры России обязуется предоставить в 2014 году субсидию из федерального бюджета Правительству на софинансирование объектов капитального строительства, относящихся к государственной собственности субъекта Российской Федерации (далее - субсидия из федерального бюджета), согласно предусмотренному перечню объектов в приложении № 1 к Соглашению, в размере не более чем 50 000 000,0 руб., что не превышает 50 % стоимости строительства объекта, Правительство Красноярского края обязуется принять указанную субсидию, использовать ее по целевому назначению, обеспечить финансирование расходного обязательства за счет средств субъекта Российской Федерации и выполнение условий Соглашения. В приложение № 1включен объект капитального строительства: «Центр культурного развития» мощностью 1409,5 кв.м со сроками строительства 2014 год, сметной стоимостью строительства 100 000 000,0 руб., расположенный по адресу Красноярский край, г. Шарыпово, проспект Энергетиков, участок 5, относящийся к собственности субъекта РФ - Красноярского края.

Пунктом 5.1 Соглашения в первоначальной его редакции срок его действия установлен до 31.12.2014 включительно.

Вместе с тем до окончания указанного срока действия договора, соответствующего окончанию финансового года его заключения, дополнительным соглашением от 31.12.2014 № 6919-01-41/10-14 стороны внесли изменения в Соглашение, исключив из предмета условие о процентном отношении   предоставляемой субсидии из федерального бюджета к общей стоимости строительства и предусмотрев фиксированную сумму субсидии в размере 50 000 000 руб., а также исключили из пункта 5.1 Соглашения ограничение срока действия Соглашения установив период его действия до исполнения сторонами обязательств  , предусмотренных настоящим Соглашением.

Пункта 4.2 соглашения определено единственное основание его досрочного расторжения в одностороннем порядке – по инициативе Министерства в случае невыделенные Правительством средств бюджета субъекта в соответствии с объемом, указанным в приложении № 3 соглашению (Приложением № 3 предусмотрено предоставление подтверждения выделения в бюджете края бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по финансированию объекта в сумме 50 000 000,0 руб.)

Пунктом 2.1 соглашения определено, что Министерство осуществляет перечисление субсидий на софинансирование Объектов в соответствии с графиком перечисления субсидий, предусмотренным приложением № 2 к Соглашению, при соблюдении Правительством условий, установленных пунктом 2.2 Соглашения. Также в соответствии с пунктом 3.1. Соглашения Министерство составляет график перечисления Субсидий (приложение № 2 к Соглашению) с учетом оценки ожидаемых платежей, подлежащих осуществлению в отношении строящихся объектов, указанных в перечне Объектов, осуществляет внесение в него изменений и контроль за его исполнением. Приложением № 2 к Соглашению «График перечисления Субсидии» предусмотрено финансирование объекта капитального строительства на общую сумм 100 000 000,0 руб. в 4 квартале 2014 года, из них за счет средств субсидии из федерального бюджета в сумме 50 000 000,0 руб., средств бюджета Красноярского края в сумме 50 000 000,0 руб.

При внесении вышеприведенных изменений в предмет и срок действия Соглашения № 4205-01-41/10-14 дополнительным соглашением от 31.12.2014 изменений в приложения № 2 и № 3 стороны не вносили. В последующем изменений первоначально согласованной редакции указанных приложении, в том числе в части указания 2014 года в графике перечисления субсидии, сторонами не вносились.

Согласно пункту 2.2. Соглашения в обязанности Правительства входит обеспечение соблюдения следующих условий:

- представление выписки из Закона Красноярского края от 05.12.2013 № 5-1881 «О краевом бюджете на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов», подтверждающего включение в бюджет Субъекта на текущий финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по финансированию Объектов,

- наличие региональной целевой программы, предусматривающей расходные обязательства Субъекта на реализацию ее мероприятий с определением значений показателей результативности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальное строительство по каждому Объекту, включенному в перечень Объектов.

Пунктом 3.1.4 Соглашения предусмотрено, что Министерство производит перечисление Субсидий из федерального бюджета со своего лицевого счета в Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства по мере доведения Федеральным казначейством лимитов бюджетных обязательств на счет, открытый для кассового обслуживания исполнения бюджета Субъекта в территориальном органе Федерального казначейства единовременно - после заключения настоящего Соглашения и начала софинансирования строительства Объектов в соответствии с графиком перечисления Субсидий.

Пунктом 4.3 соглашения Министерству предоставлено право приостановить перечисление субсидии при выявлении нарушения Правительством условий, установленных данным соглашением, письменно уведомив о принятом решении с указанием причин приостановления перечисления и срока устранения нарушений.

Согласно пункта 3.2 соглашения Правительство обеспечивает прием Субсидий Получателем и своевременное, целевое, эффективное использование ее по целевому назначению, определенному настоящим Соглашением; обеспечивает направление бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Субъекта на финансирование Объектов государственной собственности Субъекта в размере, предусмотренным приложением № 2 к настоящему Соглашению (п. 3.2.1, 3.2.2 Соглашения).

В соответствии с пунктом 4.5 Соглашения недостижение по итогам отчетного финансового года установленных Соглашением значений показателей результативности предоставления субсидии из федерального бюджета является основанием для сокращения размера субсидии Красноярскому краю на текущий финансовый год. Сокращение субсидии, предусмотренной на очередной год, производится в размере от 10 до 50 процентов пропорционально уровню достижения значений целевых показателей. Если размер средств, предусмотренных в бюджете края на реализацию мероприятий, указанных в приложении № 1 к Соглашению, не позволяет обеспечить установленный для края уровень софинансирования, то размер субсидии, предоставляемой бюджету края, подлежит пропорциональному сокращению с целью обеспечения соответствующего уровня софинансироваиия.

В случае сокращения Правительством края финансирования объекта, Минкультуры России уменьшает объем выделения субсидии из федерального бюджета пропорционально произведенному сокращению (пункт 4.9). При этом в случае отсутствия бюджетного финансирования и невозможности выполнения обязательств по настоящему Соглашению в установленные сроки Министерство освобождается от ответственности; исполнение обязательств производится после доведения Федеральным казначейством лимитов бюджетных обязательств на лицевой счет Министерства (пункт 4.10 Соглашения).

В рамках исполнения рассматриваемого соглашения Правительством предоставлена выписка из бюджета Закона края от 05.12.2013 № 5-1881 (в ред. от 08.10.2014) «О краевом бюджете на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов», подтверждающая выделение в бюджете края бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по финансированию объекта в сумме 50 000 000,0 руб.

Уведомлением об изменении бюджетных ассигнований от 17.12.2014 № 77 Учреждению доведены ассигнования на 2014 год за счет средств субсидии из федерального бюджета в сумме 50 000 000,0 руб. Данные средства субсидий не освоены, в январе 2015 года возвращены в федеральный бюджет в полном объеме.

В связи с сохранением потребности в субсидировании строительства Объекта и на основании внесенных изменений в Соглашение изменений (дополнительное соглашение от 31.12.2014) на основании заявки бюджетополучателя в 2015 году неиспользованный остаток средств субсидий из федерального бюджета вновь выделен бюджету Красноярского края на те же цели использования.

Согласно закону Красноярского края от 01.12.2014 № 7-2877 «О краевом бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов» на строительство Центра культурного развития в г. Шарыпово Красноярского края в 2015 году предусмотрено за счет средств краевого бюджета – 50 000 тыс. руб., за счет средств федерального бюджета – 50 000 руб. Постановлением Правительства края от 18.06.2015 № 304-п «О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 №511-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие культуры и туризма» внесены изменения в объемы финансирования мероприятия 4.7 «строительство Центра культурного развития в г. Шарыпово Красноярского края» подпрограммы «Обеспечение условий реализации государственной программы и прочие мероприятия», объем финансирования на 2015 год на реализацию мероприятия утвержден в сумме 100 000 000,0 руб., из них за счет средств краевого бюджета в сумме 50 000 000,0 руб., за счет средств субсидии из федерального бюджета в сумме 50 000 000,0 руб.

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства края в 2015 году Учреждению доведены бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств за счет средств субсидии из федерального бюджета уведомлением об изменении бюджетных ассигнований от 25.06.2015 № 22/3 по разделу/подразделу 0801 «Культура» целевой статье 0855111 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета в рамках подпрограммы «Обеспечение условий реализации государственной программы и прочие мероприятия» государственной программы Красноярского края «Развитие культуры и туризма» виду расходов 414 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности» КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» в сумме 50 000 000,0 руб.

Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств за счет средств софинансирования из краевого бюджета доведены Учреждению уведомлениями об изменении бюджетных ассигнований от 25.06.2015 № 22, от 05.11.2015 № 43, от 24.12.2315 № 46 по разделу/подразделу 0801 «Культура» целевой статье 0858010 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, включенные в перечень строек и объектов, в рамках подпрограммы «Обеспечение условий реализещии государственной программы и прочие мероприятия» государственной программы Красноярского края «Развитие культуры и туризма» виду расходов 414 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности» в общей сумме 50 000 000,0 руб., из них по КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» в сумме 184 721,0 руб., КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» в сумме 49 815 279,0 руб.

22.10.2015 между обществом с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажная компания» и Краевым государственным казенным учреждением «Управление капитального строительства» заключен государственный контракт 839-01.4-15 на строительство объекта «Строительство Центра культурного развития в г. Шарыпово Красноярского края».

Пунктом 2.2 Контракта дата начала выполнения работ определена: 23.10.2015, дата окончания выполнения работ: 01.10.2016. В последующем решением Арбитражного суда Красноярского края от 19.09.2016 по делу № А33-15490/2016 срок выполнения строительно-монтажных работ на объекте определен до 14.07.2017.

В соответствии с заявкой финансирования на декабрь 2015 года Учреждению доведены на лицевой счет получателя бюджетных средств № 03192051080 предельные объемы финансирования за счет средств субсидии из федерального бюджета в сумме 2 464 319,0 руб. (выписки из лицевого счета получателя бюджетных средств за 24.12.2015 года и 28.12.2015 года). Кассовые расходы произведены в сумме 2 442 692,04 руб. (выписка из лицевого счета получателя бюджетных средств за 29.12.2015 года). Неиспользованный остаток финансирования на лицевом счете получателя бюджетных средств на 01.01.2016 составил 21 626,96 руб.

Также в 2015 году на лицевой счет 03192А05981 КГКУ «УКС» открытый в казначействе Красноярского края за счет средств краевого бюджета поступило 2 627 413,04 рублей. Израсходовано на строительство объекта из средств краевого бюджета 183 821,00 рублей (копия выписки из лицевого счета за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 года).

По окончании финансового 2015 года Министерством финансов Красноярского края неосвоенные денежные средства с лицевого счета бюджетополучателя списаны как подлежащие возврату в бюджет.

КГКУ «УКС» в январе 2016 года подана заявка на выделение субсидии с связи с сохранением потребности в финансировании в неосвоенной части.

Вместе с тем, средства федерального бюджета на софинансирование строительства указанного объекта в 2016-2017 гг. не выделялись в связи с отсутствием бюджетного финансирования в рамках государственной программы «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 году», что отражено в письме Минкультуры России от 29.06.2016 № 10257-01-55-НМ. В связи с указанным Губернатору Красноярского края предложено обеспечить завершение строительства объекта за счет средств бюджета Красноярского края.

В соответствии с законом Красноярского края от 02.12.2015 № 9-3931 «О краевом бюджете на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов» (в редакции от 27.10.2016) на строительство объекта – центра культурного развития по адресу: Красноярский край, г. Шарыпово, пр-т Энергетиков, уч. 5 предусмотрено в 2016 году – 49 816,2 тыс.руб., в 2017 году – 47 557,3 тыс. руб. (приложение № 53 к данному Закону края).

Фактический расход средств краевого бюджета на строительство Центра культурного развития г.Шарыпово в 2016 году составил 20 621,38 тыс.руб., что подтверждается выпиской по лицевому счету бюджетополучателя.

Управление Федерального казначейства по Красноярскому краю на основании приказа УФК по Красноярскому краю от 09.08.2016 № 120, удостоверения на проведение выездной проверки № 61 в соответствии с централизованным заданием Федерального казначейства от 29.06.2016 № 17-02-05/3 в период с 11.08.2016 по 19.08.2016 проведена выездная проверка соблюдения условий предоставления и использования средств федерального бюджета, бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета, направленных на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы, в КГКУ «УКС» за период с 01.01.2015 по 31.12.2015.

По результатам проверки КГКУ «УКС» составлен акт от 08.09.2016, согласно которому отражен вывод о неправомерном использовании   средств субсидий из федерального бюджета на сумму 1 129 435,52 руб., выразившемся в оплате   выполненных работ по строительству Центра культурного развития в г. Шарыпово с превышением установленного Соглашением объема (удельного веса) расходов  , а также нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления отчетности.

Управлением Федерального казначейства по Красноярскому краю вынесено предписание от 04.10.2016 № 19-23-12/5421, которым с указанием на допущенные Учреждением нарушений пункта 6 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1,1, 3.2.2, 3.2.6 Соглашения   краевому государственному казенному учреждению "Управление капитального строительства" предписано произвести возмещение в доход федерального бюджета незаконно израсходованных средств в сумме 1 129 435,52 руб. в течение 4 месяцев с момента получения предписания.

Не согласившись с вынесенным предписанием, КГКУ «УКС» обратилось с рассматриваемым заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Управление Федерального казначейства по Красноярскому краю на основании приказа УФК по Красноярскому краю от 09.08.2016 № 120, удостоверения на проведение выездной проверки № 61 в соответствии с централизованным заданием Федерального казначейства от 29.06.2016 № 17-02-05/3 в период с 11.08.2016 по 19.08.2016 проведена выездная проверка соблюдения условий предоставления и использования средств федерального бюджета, бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета, направленных на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы, в КГКУ «УКС» за период с 01.01.2015 по 31.12.2015.

По результатам проверки КГКУ «УКС» составлен акт от 08.09.2016, выдано предписание от 04.10.2016 № 19-23-12/5421.

В соответствии со статьей 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 "О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 утвержден Порядок осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере.

В соответствии с пунктом 6 указанного Порядка Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет, в том числе полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

В соответствии с пунктом 9 Порядка должностными лицами Федерального казначейства, осуществляющими контроль в финансово-бюджетной сфере, являются, в том числе заместители руководителя Федерального казначейства (его территориального органа), к компетенции которых относятся вопросы осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере.

Согласно пункту 4 Порядка плановые контрольные мероприятия осуществляются в соответствии с планом контрольных мероприятий Федерального казначейства, который утверждается руководителем Федерального казначейства по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, и планами контрольных мероприятий территориальных органов Федерального казначейства, которые утверждаются руководителями территориальных органов по согласованию с руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства.

В силу пункта 10 Порядка указанные должностные лица имеют право выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 270 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

Согласно пункту 68 Порядка при осуществлении полномочий Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет, в том числе предписания, содержащие обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, государственных контрактов.

На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу, что проверка проведена, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий.

По итогам проведения выездной проверки УФК по КК пришло к выводу о наличии нарушения бюджетного законодательства в вышеперечисленных фактах расходования средств федерального бюджета, предоставленных в виде межбюджетного трансферта в качестве субсидии на софинансирование строительства, что и послужило основанием для выдачи оспариваемого предписания об устранении нарушения и возврате денежных средств в федеральный бюджет.

Согласно статье 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается   совершенное в нарушение бюджетного законодательства   Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений),   на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

В соответствии со статьей 306.8 БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

В представленном отзыве Управление Федерального казначейства по Красноярскому краю ссылается на то, что по результатам проведенной проверки КГКУ «УКС» в части соблюдения им как получателем бюджетных средств условий предоставления и использования средств краевого бюджета, источников финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета, направленных на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы, установлено неправомерное использование субсидий из федерального бюджета на сумму 1 129 435,52 руб., что указывает на нарушение пункта 6 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1.1, 3.2.2, 3.2.6 соглашения от 26.09.2014 № 4205-01-41/10-14.

Вместе тем, п. 6 статьи 130 БК РФ, пункты 1.1, 3.2.2, 3.2.6 Соглашения не затрагивают вопросы фактического порядка использования субсидий, а регулируют только вопросы предоставления отчетов о таком состоявшемся использовании межбюджетных трансфертов в форме субсидий. Доказательства нарушения порядка предоставления отчетности не представлено, в акте проверки не указано.

В соответствии с пунктом 3.2.6 Соглашения, устанавливающий обязанность Правительства Красноярского края представления в установленные сроки сведения об объемах выполненных работ и бухгалтерскую отчетность об использовании государственных капитальных вложений, а именно:

- ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, Отчет об исполнении условий Соглашения и о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии по форме, прилагаемой к Соглашению;

- ежемесячно и по итогам года Сведения о ходе строительства строек и объектов, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу, по форме № С-2;

- ежеквартально Сведения о целевых индикаторах и показателях реализации государственных и федеральных целевых программ (подпрограмм) по форме № 1-ФП;

- ежеквартально Отчет об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом формы 0503324;

- ежеквартально Пояснительную записку о состоянии строительства объекта с приложением фотографий;

- по завершению строительства объекта - акт разрешения на ввод в
 эксплуатацию законченного строительством объекта.

Из содержания оспариваемого предписания и акта выездной проверки от 08.09.2016 следует, что неправомерное использование средств субсидий из федерального бюджета на сумму 1 129 435,52 руб. связано с нарушением порядка предоставления указанной выше отчетности.

Вместе с тем, предписание об устранении выявленных нарушений представляет собой акт, порождающий правовые последствия для конкретных юридических лиц (организаций) и обеспеченный мерами государственного принуждения, поскольку невыполнение требований органа финансового контроля может послужить основанием для привлечения к административной ответственности по части 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предписание государственного органа исходя из общего принципа правовой определенности   должно содержать четкие указания на выявленные нарушения, с тем чтобы лицо, на которое возлагается обязанность по исполнению предписания, могло однозначно определить, в соответствии с какими конкретно нормами права  , какие действия и в какие сроки оно должно совершить в целях исполнения требований контрольного органа об устранении выявленных нарушений. Следовательно, предписание, вынесенное в рамках осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере должно содержать только законные требования,   то есть на лицо может быть возложена обязанность по устранению нарушений лишь тех требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.

Однако ссылка Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю на положения Бюджетного кодекса Российской Федерации и Соглашения, устанавливающие только правила и сроки предоставления отчетности не может быть признана состоятельной. Установление срока предоставления отчета об использовании субсидий не свидетельствует об установлении того же срока для расходования субсидий и порядка ее расходования.

При этом устанавливая нарушение срока представления отчетности, контрольным органом соответствующих доказательств не представлено. Кроме того, даже в случае наличия нарушения срока предоставления какого-либо определенного прямо не указанного в предписании отчета о расходовании субсидий, такое нарушение не может повлечь одностороннего расторжения соглашения и, как следствие, применения меры избранной финансовым контрольным органом в виде возврата части предоставленных из федерального бюджета средств и израсходования в соответствии с условиями ее предоставления субсидий.

При этом, как уже указывалось ранее, из описанных в акте проверки фактических обстоятельств, свидетельствующих по мнению Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю о допущенных бюджетных нарушения, а равно из дополнительных пояснений представленных ответчиком в ходе судебного разбирательства по настоящему делу следует, что нарушение проверяющим органом усматривается в том, что бюджетополучателем за счет средств субсидий из федерального бюджета, предоставленной бюджету Красноярского края по Соглашению от 26.09.2014 № 4205-01-41/10-14 произведена оплата выполненных работ   по строительству Центра культурного развития в г. Шарыпово с превышением   установленного соглашением объема (удельного веса) расходов  .

В ходе судебного разбирательства по настоящему делу представитель Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю пояснил, что о превышении объема (удельного веса) расходов свидетельствует отступление от установленного Соглашением процентного соотношения осуществляемых расходов за счет федерального бюджета и за счет средств краевого бюджета. По мнению проверяющего органа условия Соглашения о предоставлении субсидий на равных началах по 50 % за счет каждого из участников, должны соблюдаться в пределах каждого отчетного квартала.

Оценив указанный довод, суд признает его ошибочным, сделанным без учета конкретных обстоятельств бюджетного Соглашения в рассматриваемом случае и противоречащим достигнутому соглашению сторон по условиям предоставления межбюджетного трансферта исходя из следующего.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее-БК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

В соответствии со статьей 79.1 БК РФ Федеральным законом о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Предоставление   указанных субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства   Российской Федерации (высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и решениями Президента Российской Федерации, а также за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации (инвестиционных фондов субъектов Российской Федерации) в соответствии со статьей 179.2 настоящего.

Согласно статьей 129 БК РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Частью 3 статьи 132 БК РФ предусмотрено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий   бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации   на срок не менее трех лет.

В соответствии с частью 1 статьи 130 БК РФ правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в том числе в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 30.09.2014 № 999 утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее – Правила № 999).

В соответствии с пунктом 3 Правил № 999 субъекты бюджетного планирования в отношении каждого вида субсидий разрабатывают правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее - правила предоставления субсидий) и представляют в Правительство Российской Федерации одновременно с материалами, которые вносятся для рассмотрения проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Правила предоставления субсидий подлежат согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, а правила предоставления субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) (далее - объекты капитального строительства), правила предоставления субсидий на софинансирование приобретения объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов Российской Федерации (муниципальную собственность) (далее - объекты недвижимого имущества) и правила предоставления субсидий в рамках федеральных целевых программ - также с Министерством экономического развития Российской Федерации.

Государственными программами   Российской Федерации (государственными программами субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) для достижения целей указанных программ. Правила предоставления указанных субсидий устанавливаются соответствующей программой.

Пунктом 9 Правил № 999 предусмотрено, что предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения  . Согласно пункту 12 Правил № 999 (в редакции, действовавшей на дату соглашения, рассматриваемого в настоящем деле) форму соглашения утверждает соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку и реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в установленной сфере деятельности, в соответствии с типовой формой соглашения, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации.

Главный распорядитель средств   федерального бюджета вправе заключать соглашения на 3-летний срок и включать в соглашение иные условия  , которые регулируют порядок предоставления субсидии.

Постановлением правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 317 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 года, а также Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение развития и укрепления материально-технической базы муниципальных домов культуры.

В соответствии с пунктом 3 данных правил субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих развитие и укрепление материально-технической базы муниципальных домов культуры, расположенных в городских поселениях с числом жителей до 50 тысяч человек и (или) в сельских поселениях, выполнение ремонтных работ в отношении объектов, закрепленных на праве оперативного управления за муниципальными домами культуры, расположенными в городских поселениях с числом жителей до 50 тысяч человек и (или) в сельских поселениях, включая следующие мероприятия:

Согласно пункту 9 субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований  , предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период  , и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству культуры Российской Федерации на цели, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.09.2014 № 1843-р утверждено распределение субсидий, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета главным распорядителям в отношении которых является Минкультуры России, бюджетам субъектам Российской Федерации в рамках подпрограммы «Искусство» государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы. Согласно данному распоряжению предусмотрено предоставление субсидии в размере 50 000 000 руб. субъекту Российской Федерации – Красноярский край на строительство центра культурного развития (г. Шарыпово, проспект Энергетиков, уч-к 5).

Строительство центра культурного развития по адресу: Красноярский край, г. Шарыпово, проспект Энергетиков, участок 5 также предусмотрено Федеральной адресной инвестиционной программой на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной Министерством экономического развития РФ 09.01.2014, а также в рамках утвержденной постановлением правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 511-п государственной программы Красноярского каря «Развитие культуры и туризма»

Как следует из материалов дела, 26.09.2014 между Министерством культуры Российской Федерации (далее - Минстрой России) и Правительством Красноярского края заключено Соглашение № 4205-01-41/10-14 о предоставлении в 2014 году субсидии из федерального бюджета бюджету Красноярского края на софинансирование объектов капитального строительств  а государственной (муниципальной) собственности субъекта Российской Федерации (далее - Соглашение). Объектом капитального строительства определен «Центр культурного развития»   мощностью 1409,5 кв.м со сроками строительства 2014 год, сметной стоимостью строительства 100 000 000,0 руб., расположенный по адресу Красноярский край, г. Шарыпово, проспект Энергетиков, участок 5, относящийся к собственности субъекта РФ - Красноярского края (приложение № 1 к Соглашению).

По условиям Соглашения в первоначальной редакции 2014 года Минкультуры России предоставляет в 2014 году субсидию из федерального бюджета Правительству на софинансирование Объекта капитального строительства в размере не более 50 000 000,0 руб., что не превышает 50 % стоимости строительства объекта  , а Правительство Красноярского края обязуется принять указанную субсидию, использовать ее по целевому назначению, обеспечить финансирование расходного обязательства за счет средств субъекта Российской Федерации и выполнение условий Соглашения. При этом срок освоения субсидии   (срок действия договора) первоначально определен сторонами до окончания текущего финансового года (до 31.12.2014  ).

Вместе с тем, 31.12.2014 стороны Соглашения изменили условия предоставления   межбюджетного трансферта в виде субсидии на строительство Центра культурного развития в г.Шарыпово, путем подписания дополнительного соглашения установив фиксированную сумму   предоставляемой из федерального бюджета субсидии в размере 50 000 000 руб. вне зависимости от ее процентного отношения к общей стоимости строительства  , а также изменив срок освоения указанной субсидии, предусмотрев условие о действии соглашение до исполнения сторонами обязательств по нему  . Финансовые обязательства Красноярского края не изменены, остались в прежнем размере (50 000 тыс. руб.).

Таким образом, срок действия Соглашения и освоения выделенной в фиксированной сумме субсидии на софинансирование строительства объекта установлен вне зависимости от финансовых периодов (до исполнения сторонами обязательств).

Указанное свидетельствует о направленности воли сторон Соглашения – Министерства культуры России и Правительства Красноярского края выделения межбюджетных трансфертов в виде субсидии на установление иных условий софинансирования строительства Объекта, предусматривающих возможность осуществления деятельности и освоения бюджетных средств до окончания строительства объекта, являющегося целью выделенных субсидий.

Положения БК РФ предусматривают, что порядок предоставления и расходования средств субсидий устанавливается на основании нормативных правовых актов Правительств Российской Федерации. При этом установленные правила предоставления субсидий, утвержденные как постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 так и постановлением от 15.04.2014 № 317 регламентируют, что установление порядка предоставления субсидий осуществляется на основании соглашения с включением в него условий, регулирующих такой порядок.

Доказательства того, что установленный в рамках Соглашения порядок сторонами нарушен, в материалы дела не представлено.

При этом, о действительной воле сторон относительно условий расходования в 2015 году предоставленной из федерального бюджета субсидии, по мнению, суда свидетельствует также адресованное Губернатору Красноярского края письмо от 29.06.2016 № 10257-01-55-НМ к котором Минкультуры России указывает  , что протоколами Правительства Российской Федерации от 23.04.2015 № ОГ-П8-105пр, от 27.08.2015 № ОГ-П12-217пр и от 03.12.2015 № ОГ-П12-321 пр, письмами Минукультуры России т 09.06.2015 № 200-01-39-НМ, от 30.09.2015 № 14499-01-55-ГП, а также правительственной телеграммой от 08.12.2015 № 18704-01-71-ГП Правительству Красноярского края былопоручено обеспечить кассовое освоение в полном объеме в 2015 году средств субсидии из федерального бюджета   на строительство объекта (центра культурного развития в г.Шарыпово). В 2016 годуне предусмотрено   средств федерального бюджета на строительство указанного объекта в рамках государственной программы на 2013-2020 гг.

Кроме этого, суд учитывает, что какие-либо возражения главным распорядителем бюджетных средств - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края отсутствуют, что косвенно свидетельствует об осуществлении расходования денежных средств в соответствии с условиями Соглашения. Следовательно, между сторонами Соглашения не имеется разногласий в понимании его содержания.

Таким образом, при вменении Учреждению указанного бюджетного нарушения финансовым контрольным органом не учтено, что условия, касающиеся процентного соотношения софинансирования установленные сторонами при подписании Соглашения, сторонами же данного соглашения были изменены посредством заключения дополнительного соглашения от 31.12.2014 № 6919-01-41/0-14, при проведении проверки не учтена действительная воля сторон бюджетного процесса и установленные ими в рамках допустимых полномочий условия предоставления межбюджетного трансферта в виде субсидии на софинсирование объекта капитального строительства в рамках целевой государственной программы.

Ссылка ответчика на приложение к Соглашению, устанавливающее такой показатель как удельный вес субсидии в отчете об исполнении условий Соглашения и о достижении показателей результативности предоставления субсидий судом признается несостоятельной, поскольку показатели удельного веса субсидии обусловлены были предметом Соглашения, определенного до внесения в него изменений дополнительным соглашением от 31.12.2014. Кроме того, Приложение № 2 к Соглашению, содержащее график и процентное соотношения расходов бюджетов, имеет указание на 2014 год, а поскольку изменения в данной части сторонами не вносились, срок его действия в 2015 году истек.

Оценивая довод УФК по КК о нарушении бюджетополучателем условия соглашения о пропорциональности несения расходных обязательств на софинансирования строительства за счет средств федерального бюджета и за счет средств краевого бюджета судом установлены следующие обстоятельства.

Согласно Постановлению Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 511-п в редакции от 14.12.2016) «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие культуры и туризма» в рамках подпрограммы «Обеспечение условий реализации государственной программы и прочие мероприятия" на 2014 - 2016 годы строительство центра культурного развития по адресу: Красноярский край, г. Шарыпово, пр. Энергетиков, участок 5 объем бюджетных ассигнований в отношении указанного строительства указанного недвижимого имущества в 2014 году составил: за счет федерального бюджета – 50 000 тыс. руб., за счет краевого бюджета – 50 000 тыс. руб., в 2015 году – за счет федерального бюджета – 50 000 тыс. руб., за счет краевого бюджета – 50 000 тыс. руб., в 2016 году – за счет краевого бюджета – 49 816,2 тыс. руб., в 2017 году – за счет краевого бюджета 47 557,3 тыс. руб. (приложение № 3 к паспорту государственной программы Красноярского края «Развитие культуры и туризма»).

В том числе, в 2014 году денежные средства в рамках соглашения выделены как из бюджета Красноярского края, так и из федерального бюджета. Вместе с тем, освоения бюджетных средств в 2014 году на определенные соглашением цели финансирования строительства не производилось.

В соответствии с частью 5 статьи 242 БК РФ не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в том числе в форме субсидий подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.

В связи с тем, что средства субсидии не освоены, согласно платежному поручению от 29.01.2015 денежные средства были списаны с лицевого счета бюджетополучателя как подлежащие возврату в бюджет.

Вместе с тем, в связи с сохранением потребности в финансировании строительства объекта, в 2015 году на основании заявки бюджетополучателя неиспользованный остаток средств субсидий из федерального бюджета вновь предоставлен бюджету Красноярского края на использование на те же цели.

Также согласно закону Красноярского края от 01.12.2014 № 7-2877 «О краевом бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов» на строительство Центра культурного развития в г. Шарыпово Красноярского края в 2015 году предусмотрено за счет средств краевого бюджета – 50 000 тыс. руб., за счет средств федерального бюджета – 50 000 руб. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства края в 2015 году учреждению доведены бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств за счет средств субсидии из федерального бюджета в сумме 50 000 000,0 руб. и за счет средств бюджета субъекта в общей сумме 50 000 000,0 руб.

По факту выполнения работ, на основании заявок КГКУ «УКС» на лицевой счет бюджетополучателя в декабре 2015 года было фактически зачислено   за счет средств федерального бюджета 2 464 319 руб. и за счет средств бюджета Красноярского края 2 627 413,04 руб.

Из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что в ходе строительства объекта в рамках заключённого КГКУ «УКС» с обществом с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажная компания» государственного контракта от 22.10.2015 № 839-01.4-15 произведены расходы в 2015 году за счет средств федерального бюджета 2 442 692 04 руб., за счет средств краевого бюджета – 183 821 руб.

Поскольку в остальной части сумма федеральных субсидий в 2015 году не была освоена, денежные средства на основании уведомления по расчетам между бюджетами от 26.01.2016, в размере 47 557 307,96 руб. списаны со счета бюджетополучателя как подлежащие возврату в федеральный бюджет.

В последующем  , несмотря на заявку бюджетополучателя о сохранении потребности в финансирования в размере неосвоенного остатка субсидии, из федерального бюджета денежные средства в рамках Соглашения не выделялись   в связи с отсутствием бюджетного финансирования (предусмотрено пунктом 4.10 Соглашения). Данное обстоятельство отражено в письме Министерства культуры России от 29.06.2016 № 10257-01-55-НМ и сторонами не оспаривается.

Фактически строительство Объекта в 2016 году было продолжено только за счет средств краевого бюджета. В соответствии с законом Красноярского края от 02.12.2015 № 9-3931 «О краевом бюджете на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов» (в редакции от 27.10.2016) на строительство объекта – центра культурного развития по адресу: Красноярский край, г. Шарыпово, пр-т Энергетиков, уч. 5 предусмотрено в 2016 году – 49 816,2 тыс.руб., в 2017 году – 47 557,3 тыс. руб. (приложение № 53 к данному Закону края).

Всего в 2016 году за счет средств краевого бюджета   произведено расходов на строительство объекта в размере 20 621,38 тыс. руб.   Произведенные затраты на строительство рассматриваемого в рамках настоящего дела объекта в 2015-2016 годах подтверждается представленными в материалы дела справками о стоимости выполненных работ и затрат, сводными реестрами выполненных работ, актами о приемке выполненных работ, актами о приемке-сдачи оказанных услуг, платежными поручениями от 29.12.2015, от 30.12.2015, от 28.09.2016, от 02.11.2016, от 09.12.2016, от 28.12.2016.

Таким образом, из материалов дела следует, что за период действия рассматриваемого соглашения от 26.09.2014 № 4205-01-41/10-14 (в редакции дополнительного соглашения от 31.12.2014) с даты его заключения по дату проведения проверки соблюдения бюджетного законодательства (а фактически только в 2015 году) за счет выделенных средств федерального бюджета на строительство Объекта израсходовано 2 442 692 04 руб.   При этом, фактически израсходованная за период 2015-2016 гг. сумма средств бюджета субъекта значительно превысила указанную сумму расходов и составила более 20 млн.руб.  . При этом, срок окончания строительства Объекта изменен судом и продлен до июля 2017 года, в настоящее время строительство и, соответственно, его финансирование не завершено. Следовательно, выводы, содержащиеся в оспариваемом предписании относительно превышения Учреждением установленного соглашением объема (удельного веса) расходов за счет средств федерального бюджета, являются преждевременными  , сделанными без учета установленных при предоставлении межбюджетного трансферта условий об освоении субсидии до выполнения сторонами обязательств по софинансированию строител  ьства.

Установленная сторонами Соглашения фиксированная сумма субсидий (50 000 тыс. руб.) также не была превышена бюджетополучателем при осуществлении расходов на финансирование строительства определенного в соглашении объекта в рассматриваемый период. На основании изложенного, судом не установлено нарушений условий Соглашения.

Как уже указывалось, в силу действующего нормативного правового регулирования, условия предоставления межбюджетных трансферов в виде субсидий не урегулированные нормативно правовыми актами, устанавливается участниками межбюджетного соглашения. Поскольку в рассматриваемом случае участниками Соглашения (в редакции от 31.12.2014) Министерством культуры Российской Федерации и Правительством Красноярского края не установлено требование о предоставлении бюджетных средств только в пределах бюджетного года, а определены суммой финансирования и срок их использования установлен до окончания исполнения обязательств сторонами (по финансированию строительства объекта культуры в г. Шарыпово), Управление Федерального казначейства по Красноярскому краю не обосновало наличие бюджетных нарушений в деятельности бюджетополучателя – Красноярского государственного казенного учреждения, влекущее обязанность по возврату израсходованных средств федерального бюджета.

При этом в акте от 08.09.2016 и предписании от 04.10.2016 № 19-23-12/5421 не указаны какие-либо иные нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации или других нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования о соблюдении пропорциональности расходования субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта федерации в какой-либо период времени, исключающие применение установленного сторонами условия. Таким образом, по мнению суда, УФК по КК не представлено доказательства наличия в рассматриваемой деятельности КГКУ «УКС» нарушений бюджетного законодательства, являющихся основанием для предъявления требования о возврате фактически израсходованных средств федерального бюджета.

Более того, исполнение оспариваемого предписания   приведет не приведению сторон в соответствие с требованиями бюджетного законодательства, а напротив, повлечет возникновение риска нарушения определенных в рамках бюджетного законодательства условий предоставления межбюджетного трансферта  , зафиксированных в соглашении от 26.09.2014 № 4205-01-41/10-14. Так возмещение в доход федерального бюджета средств в сумме 1 129 435,52 руб., в условиях отсутствия в федеральном бюджете средств на финансирования строительства Объекта в рамках целевой программы на 2016-2017 годы и окончание строительства в определенный судом срок (2017г.), приведет к фактическому финансированию строительства Объекта за счет средств федерального бюджета в сумме только 1 313 249,52 руб. (остаток израсходованных и не подлежащих возврату средств), т.е. составит мене 2 % от общей стоимости строительства, при отнесении в остальной части расходов на строительство объекта на бюджет субъекта Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании вышеизложенного, с учетом установленных обстоятельств по делу, оценив представленные доказательства и доводы сторон, суд пришел к выводу о том, что предписание от 04.10.2016 № 19-23-12/5421 Управления Федерального казначейства Красноярского края не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Краевого государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства", заявление общества КГКУ «УКС» о признании недействительным указанного предписания подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально удовлетворенным требованиям. Вместе с тем, в рамках настоящего дела как заявитель расходы по оплате государственной пошлины не понес, тогда как ответчик от уплаты государственной пошлины освобожден в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации. На основании изложенного, государственная пошлина по настоящему делу взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 174, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

заявление Краевого государственного казенного учреждения «Управление капитального строительства» удовлетворить.

Признать недействительным предписание Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю от 04.10.2016 № 19-23-12/5421.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

О.Г. Федорина